Списываем и утилизируем бактерицидный облучатель. Акт на списание материалов


Заведение здравоохранения планирует списать с баланса в связи с непригодностью для дальнейшего использования бактерицидную лампу, которая учитывалась в составе малоценных необоротных материальных активов (на субсчете 113). Какими документами следует оформить эту операцию? И что делать дальше с ультрафиолетовой (бактерицидной) лампой?

Ультрафиолетовые бактерицидные облучатели часто в народе называют просто бактерицидными лампами. Это устройства, оборудованные бактерицидными ультрафиолетовыми лампами, которые применяются в помещениях для обеззараживания воздуха и открытых поверхностей объектов с целью снижения количества микроорганизмов и профилактики инфекционных заболеваний.

Обязательным условием использования облучателей с ультрафиолетовыми бактерицидным лампами является исключение возможности вредного воздействия на человека избыточного излучения, чрезмерной концентрации озона и паров ртути.

Теперь к вопросам учетным.

Бактерицидные облучатели стоимостью до 6000 грн. (без учета НДС) следует учитывать в составе прочих необоротных активов на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Процедура списания таких облучателей почти ничем не отличается от списания других необоротных активов. По общему правилу эту операцию следует оформлять Актом о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет) , утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70 .

В то же время существует нюанс, на который нужно обязательно обратить внимание при списании бактерицидного облучателя. Так, учреждение должно позаботиться об изъятии бактерицидной лампы и обеспечить ее дальнейшую утилизацию. Почему это так важно? Да потому, что такие лампы, как и более привычные люминесцентные, внутри содержат пары ртути. В свою очередь, соединения ртути включены в раздел А Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120 , а следовательно, являются опасными отходами .

Таким образом, при ликвидации непригодного для дальнейшего использования бактерицидного облучателя необходимо изъять бактерицидную лампу. Ее следует хранить в металлическом ящике в специально выделенном отдельном помещении. Если же целостность такой лампы была нарушена, в результате чего произошло попадание ртути в помещение, необходимо немедленно провести тщательную демеркуризацию помещения с привлечением специализированной организации.

Имейте в виду: оприходовать на баланс отработанные бактерицидные лампы не нужно . Ведь обязательным условием признания запасов активами согласно п. 1 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 , является вероятность получения будущих экономических выгод от их использования. Тогда как утилизация бактерицидных ламп предвещает бюджетному учреждению лишь дополнительные расходы.

Кстати, расходы на оплату услуг по вывозу отходов, их утилизации и обезвреживанию следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». На это указывает п. 14 п.п. 2.2.4 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 .

Однако то, что не нужно вести бухгалтерский учет таких отходов, еще не говорит об отсутствии необходимости их учета вообще. Наоборот, вести количественный учет отходов (в том числе и отработанных бактерицидных ламп) необходимо. И четкое указание на это содержат нормы действующего законодательства. В частности, субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны согласно п. «г» ч. 1 ст. 17 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, хранятся, утилизируются, и подавать о них статистическую отчетность в установленном порядке. Требования к такому учету определены Порядком ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденным постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034 . А конкретно, п. 4 этого Порядка требует вести первичный учет отходов согласно типовым формам. Такой формой является типовая форма № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденная приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342 . Этим же приказом утверждена и Инструкция по заполнению типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары».

Введение типовой формы № 1-ВТ в учреждении осуществляется по приказу руководителя , образец которого приведен в приложении 1 к указанной Инструкции . Именно этим приказом должно быть назначено лицо, ответственное за ведение первичного учета отходов в учреждении. А последнее на основании данных предварительного обследования должно составить перечень мест, где ведется первичный учет, перечень конкретных видов отходов по каждому из этих мест, а также определить периодичность осуществления учета.

Заметим: форма № 1-ВТ не является статистической отчетностью. Это внутренний документ, предназначенный исключительно для ведения первичного учета отходов. Поэтому подавать форму № 1-ВТ в статистические органы не нужно .

В то же время отсутствие такого учета грозит должностным лицам учреждения админштрафом (за нарушение правил ведения первичного учета отходов) в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 85 грн.). Это предусмотрено ст. 82 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

И в завершение несколько слов о налогообложении. А вернее, об отсутствии оснований для обложения экологическим налогом операций по временному размещению на территории учреждения таких отходов, как отработанные бактерицидные лампы. Так, в соответствии с п.п. 240.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее - НКУ ) плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья , размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Поэтому субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях исключительно отходы, которые по требованиям бухгалтерского учета учитываются как вторичное сырье, не являются плательщиками налога за размещение отходов ( п. 240.5 НКУ ). На это указала и Государственная фискальная служба в

Просьба дать разъяснение об учете люминесцентных ламп. Как оформить установку их МОЛ. Актом списания или актом установки. Надо ли учитывать на забалансовом счете?. Мы живем в Крыму и при Украине мы списывали лампы только после утилизации. Как правильно вести учет ламп и сразу ли они списываются на расходы? Нигде в интернете не могу найти ответ.

Приобретенные лампы учитывайте на счете 10 в составе материалов. Их стоимость списывайте в бухучете в расходы единовременно в момент установки.

При передаче лампы для установки оформите требование-накладную по форме № М-11. Кроме того, организация вправе самостоятельно разработать акт списания материалов.

Таким образом, в бухучете при приобретении и использовании ламп сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (76) – отражено поступление люминесцентных ламп;

Дебет 20 (26, 44...) Кредит 10 – списаны лампы при их установке.

Требования учитывать люминесцентные лампы за балансом бухгалтерское законодательство не содержит.

Если организация применяет метод начисления, при налогообложении прибыли стоимость ламп списывайте в расходы единовременно на дату их передачи со склада для установки.

Обоснование

Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

Договор купли-продажи

Если материалы поступают за плату, от поставщика или грузоотправителя вы получите:

  • расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).

При поступлении материалов проверьте, соответствуют ли данные в сопроводительных документах тем, которые предусмотрены условиями договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.). Также убедитесь, что все суммы в расчетных документах подсчитаны верно.

По фактической себестоимости материалы отражайте в сумме:

  • платы поставщику материалов;
  • транспортно-заготовительных расходов;
  • затрат по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).

Такой перечень установлен в пункте 68 .

При этом поступление материалов отразите проводкой:

Дебет 10 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов по фактической себестоимости с учетом транспортно-заготовительных расходов.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)

Документальное оформление

Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:

  • лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
  • требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) применяется в остальных случаях.

Такие правила установлены пунктами , и Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно . Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов . В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.

Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 , письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Бухучет

Материалы, передаваемые в производство (эксплуатацию), списывайте на затраты в момент отпуска их со склада, то есть в момент составления документов на передачу материалов в эксплуатацию (производство) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Главбух советует: чтобы определить момент фактического использования материалов в производстве, можно применять дополнительные формы отчетности. Например, отчет об использовании материалов в производстве. Это позволит уменьшить расходы отчетного периода на стоимость материалов, обработка которых не начата.

Так поступать рекомендуют и некоторые отраслевые указания (п. и Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 26). Кроме того, момент фактического расходования материалов важен и для целей налогообложения. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы и Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке .

В бухучете отпуск материалов оформляйте проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) Кредит 10 (16)
– списаны материалы.

Какое имущество учитывается на забалансовых счетах

Бухучет ведется исходя из требования (допущения) имущественной обособленности организации. Это требование подразумевает, что имущество и обязательства организации учитываются отдельно от имущества и обязательств других лиц. Такие правила устанавливает пункт 5 ПБУ 1/2008. В бухучете это требование реализуется организацией забалансового учета (Инструкция к плану счетов).

Перечень имущества

На забалансовых счетах учитывают:

  • товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (в т. ч. материальные ценности, полученные по договорам с особым переходом права собственности или ненадлежащего качества);
  • товары, принятые на комиссию;
  • списанную в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
  • обеспечения обязательств и платежей полученные (выданные);

Такой перечень имущества, условных прав и обязательств рекомендовано вести за балансом Инструкцией к плану счетов .

За балансом может учитываться как имущество, не принадлежащее организации, так и ее собственное имущество, требующее обособленного отражения. Например, по договору лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя (п. 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Тогда в учете лизингодателя это имущество будет учтено за балансом в оценке, предусмотренной в договоре, на счете 011 «Основные средства, сданные в аренду», несмотря на то что оно является его собственностью.

Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы

Состав расходов

К материальным расходам, в частности, относится стоимость:

  • покупного сырья и материалов, используемых в процессе производства (за исключением стоимости возвратных отходов);
  • покупных материалов, используемых для упаковки и другой предпродажной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);
  • покупных комплектующих и полуфабрикатов, которые в дальнейшем будут подвергнуты обработке;
  • топлива, воды и энергии, необходимых для технологических целей;
  • работ (услуг) производственного характера , выполняемых сторонними организациями или предпринимателями, а также структурными подразделениями организации;
  • имущества, не являющегося амортизируемым (покупных инструментов, производственного инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и т. д.);
  • затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Полный перечень материальных расходов приведен в пункте 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Этот перечень не является исчерпывающим. В состав материальных расходов также могут быть включены другие документально подтвержденные и экономически оправданные затраты, которые непосредственно связаны с процессами производства и реализации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Помимо перечисленных затрат, к материальным расходам приравниваются:

  • издержки на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия (за исключением расходов, предусмотренных );
  • потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке ценностей в пределах норм естественной убыли ;
  • технологические потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг);
  • расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых и т. д.

Если организация использует в качестве сырья и других материалов продукцию собственного производства, оцените их так же, как готовую продукцию, – по прямым расходам (). Аналогичный порядок применяйте и в отношении результатов работ и услуг собственного производства. Этого требует статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Признание расходов

Дата признания материальных расходов в налоговой базе зависит от метода налогового учета, применяемого организацией. При использовании метода начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Даты признания материальных расходов при использовании метода начисления приведены в таблице . При кассовом методе расходы можно учесть только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Даты признания материальных расходов при применении кассового метода приведены в таблице .

Ряд материальных расходов при расчете налога на прибыль признавайте в особом порядке. Так, покупную стоимость сырья и материалов можно списать на расходы только в части, отпущенной в производство и использованной в нем на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ). Стоимость неамортизируемого имущества включайте (начните включать) в состав расходов только после ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Кроме того, при применении метода начисления часть материальных расходов организация может отнести к прямым (п. 1 ст. 318 НК РФ). В этом случае стоимость материалов учтите в расходах по мере реализации продукции, на производство которой они пошли (п. 2 ст. 318 НК РФ). Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Методы списания сырья и материалов

При отпуске сырья и материалов в производство (составлении требования-накладной ф. М-11) спишите их одним из следующих методов:

  • по стоимости единицы запасов. Организация оценивает каждую единицу материалов, списываемых в производство, по их фактической себестоимости;
  • по средней стоимости. Среднюю стоимость определите для каждого израсходованного материала как частное от деления общей себестоимости вида материалов на их количество;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). То есть материалы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по стоимости первых по времени приобретений. При этом нужно учесть и себестоимость запасов, числящихся на начало этого периода. Если количество материалов в первой партии меньше отпущенного в производство, то для расчета принимается стоимость материалов из второй партии и т. д.

Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Таковы положения пункта 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Используемые для работы предметы, как и любой инвентарь, приходят в негодность. Чтобы исключить их из имущества организации, необходимо провести процедуру . Для государственных учреждений действует Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н, который регламентирует, в том числе, и бланки документов, необходимых для утилизации. Образец акта на списание материалов в производство зависит от вида списываемого имущества. Так, существуют:

  • акт о списании материальных запасов;
  • акт об утилизации мягкого и хозяйственного инвентаря.

Образец акта на списание ТМЦ различается не только видом актива, но и формой бланка.

Образец по форме ОКУД 0504143

Скачать бесплатно бланк акта на списание материальных ценностей можно по ссылке ниже.

Форма ОКУД 0504143 в виде таблицы

Образец акта ОКУД 0504230

Форма ОКУД 0504230 в виде таблицы

Вы также можете скачать бланк акта на списание материалов в Excel.

Основание для составления

Основанием для составления может быть:

  • проведенная инвентаризация, в ходе которой выяснилось, что некоторые из объектов учета необходимо утилизировать;
  • инициатива ответственных за использование ценностей лиц (МОЛ).

Причина списания материалов в акте на списание зависит от того, какие именно материальные ценности предполагается списать. Например, утилизация мягкого инвентаря может быть обусловлена износом вещи, канцелярские товары должны быть переданы по ведомости от МОЛа непосредственному пользователю (ведомость выдачи ценностей на нужды учреждения по форме 0504210), посуда вносится согласно книге регистрации боя посуды (код формы 0504044). В случае уничтожения предметов инвентаря по утвержденным документам требуется их приложить.

Ответственными лицами являются члены комиссии по поступлению и выбытию активов. Они назначаются приказом руководителя учреждения.

Образец заполнения

Приведем образец акта списания материальных ценностей, пришедших в негодность, на примере столовой детского учреждения.

Шаг 1. Заполняем номер и дату, наименование организации, структурное подразделение, код по ОКПО, ИНН и КПП учреждения, материально ответственное лицо, членов комиссии по поступлению и выбытию активов, реквизиты приказа, на основании которого действует комиссия.

Шаг 2. Комиссия в присутствии (в нашем случае) заведующего столовой проверяет, действительно ли ценности пришли в негодность, что и удостоверяет подписями. Принимает решение о необходимости исключить из ценностей предметы, не удовлетворяющие требованиям к ним.

Шаг 3. После заполнения всех необходимых полей заполняется последний лист с подписью председателя и членов комиссии. Ими могут быть административный персонал организации, работники бухгалтерии, иные специалисты.

Оформляется в двух экземплярах. Один из них передается в соответствующую службу с целью отражения данных в бухгалтерском учете. Второй остается у материально ответственного лица как документ, подтверждающий выбытие материала.

Скачать готовый образец

Сколько хранить

Документ хранится в архиве учреждения не менее пяти лет.

Ответственность

Комиссия несет ответственность за составление документов, проверку материалов, установление полного износа или непригодности ценностей.

Запасы, стоящие на балансе компании, нельзя утилизировать без составления соответствующих бумаг в присутствии членов специально созванной группы, иначе ответственные лица будут отвечать в пределах своего договора об индивидуальной материальной ответственности.

Используя люминесцентные лампы в учреждении, мы обычно не подозреваем о проблемах, которые могут возникнуть при проверке его экологической инспекцией. Ведь такие источники освещения содержат опасные для здоровья человека химические вещества – от 20 до 500 мг ртути (в зависимости от типа и технологии) в каждой лампе. Поэтому они относятся к первому, то есть наивысшему классу опасности, и их утилизация и хранение должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства. Рассмотрим этот вопрос детально.

Чем опасны энергосберегающие люминесцентные лампы

В современном мире значительное распространение получили источники света двух классов: лампы накаливания и газоразрядные (ртутные, натриевые и ксеноновые, люминесцентные). Лампы дневного света используются практически в каждом доме и каждом служебном помещении. Энергосберегающие лампочки хотя и стоят дорого, но помогают сэкономить: они отличаются низким потреблением электроэнергии и высоким уровнем освещения. Такие лампы в четыре раза энергоэффективнее, нежели широко распространенные лампы накаливания, да и срок службы у них довольно большой. Они позволяют сэкономить на оплате электроэнергии, которая дорожает каждые полгода.

Но, работая в офисах, мы редко задумываемся, чем освещается это помещение, каким образом источник света может причинить вред здоровью человека. Следует заметить, что использование бытовой компактной люминесцентной лампы требует внимательного отношения к отработавшим свой срок приборам. Если не соблюдать определенные правила, возникнет вполне реальная угроза для здоровья человека и окружающей среды. Каждая разрядная лампа содержит токсичный металл – ртуть. Он считается одним из наиболее токсичных веществ, известных человеку. Пары ртути, содержащейся в энергосберегающих и люминесцентных лампах, относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные вещества), поэтому такие лампы ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором.

Энергосберегающие лампы, в том числе и люминесцентные, составляют особую опасность с позиций локального загрязнения окружающей среды. Европа готова отказаться от ртути. Например, органы власти в Норвегии и Швеции ввели запрет на использование ртути в производстве, а также на ее импорт и экспорт. Такой же запрет существует и в США с 2010 года.

Это значит, что в этих странах традиционно «ртутные отрасли» вынуждены будут обходиться без этого токсичного металла: нужно будет использовать альтернативные «безртутные» технологии в стоматологии, в проведении лабораторных анализов и в хлор-щелочной промышленности. Кроме того, для уменьшения оборота ртути в окружающей среде страны Евросоюза еще в 2007 году запретили изготовление термометров, содержащих ртуть. Кстати, в США ртутные термометры признали вне закона еще в 2002 году.

Каждый потребитель имеет право на информацию о продукции, о ее безопасности и о возможностях обращения с ней после того, как она выйдет из строя.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным акцентировать ваше внимание на использованных люминесцентных лампах.

Люминесцентные лампы нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Законодательное регулирование и лицензирование

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Украины.

Базовым нормативным документом, определяющим правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений, является Закон от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды». Его задачей является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов.

Также Законом от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» регулируются общественные отношения в указанной сфере, определяются соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливается порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.

Государственное регулирование вопросов сбора, заготовки и утилизации опасных отходов осуществляется в соответствии с Законом от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее – Закон № 187). Законодательство об отходах состоит из Кодекса о недрах, Закона № 187, Законов от 30.06.95 г. № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами», от 05.05.99 г. № 619-XIV «О металлоломе», от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции», от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», от 25.06.92 г. № 2498-XII «О ветеринарной медицине», от 23.02.06 г. № 3503-IV «О химических источниках тока», от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и других нормативно-правовых актов.

Закон № 187 регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, сортировкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся по ее территории, вывозятся из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.

В соответствии со ст. 1 Закона № 187 отходы – это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления. Также к опасным отходам относятся отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или иные опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.

Законом № 187 предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами. В частности, как сказано в ст. 42 разд. VIII, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность при нарушении установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямому или опосредованному вредному влиянию на здоровье человека и экономическим убыткам.

Согласно ст. 82 КУоАП нарушение требований по обращению с отходами при их сборе, перевозке, хранении, обработке, утилизации, обезвреживанию, удалению или захоронению влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ.

В сфере обращения c отходами органами СЭС и экологическими инспекциями осуществляется государственный контроль соблюдения норм и правил по сбору, хранению и передаче на утилизацию люминесцентных ламп.

Обращаем внимание, что законодательство об отходах предусматривает размещение отходов только при наличии лицензии и разрешения в пределах установленных лимитов с соблюдением санитарных и экологических норм. Кроме разрешения на размещение отходов учреждению нужно специально оборудовать место для хранения (временного размещения) отработанных ламп.

Нужно ли бюджетному учреждению иметь лицензию и разрешение на хранение и лимиты на размещение отходов люминесцентных ламп?

Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. В этот перечень входят и операции в сфере обращения с опасными отходами. В ст. 7 Закона № 222 установлен унифицированный порядок лицензирования таких операций, надзора и контроля в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности (ст. 2 п. 1 Закона № 222).

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, имеющему лицензию на утилизацию такого вида отходов, то разрешение на размещение этих отходов учреждению получать не нужно. Отсутствие факта временного размещения можно подтвердить журналом учета отработанных люминесцентных ламп, в котором указываются: дата, когда перегорели лампы, дата их передачи специализированной организации на утилизацию и количество переданных ламп.

Правила утилизации ламп

Правила утилизации люминесцентных ламп для частных лиц и для организаций различаются.

Частные лица, которые используют люминесцентные лампы в своих квартирах, домах, должны бесплатно сдавать перегоревшие люминесцентные лампы в места, где есть специальные контейнеры согласно действующему законодательству Украины.

Нас же интересуют условия приемки и утилизации энергосберегающих ламп от организаций и юридических лиц. Взаимоотношения в этой сфере оформляются договором о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов, в котором указывается:

  • наименование отходов, которые содержат такие составляющие или загрязнители, как ртуть, соединения ртути (отработанные люминесцентные лампы, содержащие ртуть), и подлежат изъятию;
  • класс опасности отходов, которые подлежат изъятию;
  • количество (шт., кг, т и т. п.);
  • агрегатное состояние отходов (твердое, пастообразное, жидкое и т. п.);
  • местонахождение отходов, наличие тары (возвратная или нет) и ее технические характеристики (тюк, контейнер, бочка, навалом на открытой площадке и т. п.);
  • периодичность очистки временного места размещения отходов на территории заказчика (один раз в год, в полугодие, поквартально, ежемесячно и т. п.);
  • условия и порядок загрузки и транспортировки в места специализированного обращения с отходами (силами заказчика, силами исполни­теля).

Также условия договора должны содержать: обязанности и права исполнителя, который изымает отходы и решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, реализация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.; обязанности и права заказчика, который передает исполнителю должным образом оформленное письмо-заявление на изъятие отходов, где указывает необходимую информацию; порядок и условия предоставления услуг, сроки, стоимость, прочие условия договора. Изъятие отходов проводится на риск исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим природоохранным законодательством Украины.

Факт передачи отработанных ламп оформляется актом приемки-передачи (см. образец на следующей странице), который подписывается бюджетным учреждением и представителем организации, принимающей отходы.

Далее организация, принимающая опасные отходы, решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.

Бюджетное учреждение списывает люминесцентные лампы, пришедшие в негодность. Нужно ли платить эконалог?

Еще раз напоминаем: бюджетное учреждение, использующее люминесцентные лампы в своей обычной деятельности как пользователь, должно заключить договор на передачу отработанных ламп со специализированным предприятием, которое имеет лицензию на утилизацию такого вида отходов и занимается их приемкой и утилизацией. Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

1 из 1

Бухгалтерский учет

Основным нормативным документом, регулирующим порядок учета запасов вообще и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП), в частности, является НП(С)БУГС 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202. Кроме того, в вопросах учета этих материальных ценностей следует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

Напомним, что к МБП относятся предметы, которые используются не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года. Но какие конкретно материальные ценности следует учитывать в составе МБП? Ответ на этот вопрос прописан в Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденном приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219. Так, для учета МБП, в том числе спецназначения, предназначен субсчет . На этом субсчете учитывают, в том числе, хозяйственные материалы, которые используются для текущих нужд учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и т. п.).

Обратите внимание : указанный субсчет также целесообразно применять для учета канцтоваров, а также бланков документов (в т. ч.бланков удостоверений, студенческих билетов, документов об образовании и т. п.), которые не относятся к бланкам строгой отчетности.

Начиная с 2017 года порядок списания – единый для всех запасов, в том числе и для МБП. Главная цель внедрения новых Плана счетов и Типовой корреспонденции – отражение всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями НП(С)БУГС. Таким образом, в зависимости от направлений использования МБП их стоимость следует отражать по следующим субсчетам учета расходов:

  • 8013 «Материальные расходы» – в случае использования МБП в процессе основной деятельности учреждения и на выполнение программ;
  • 8113 «Материальные расходы» – расходование МБП в процессе предоставления услуг, изготовления продукции или выполнения работ.

Напомним, что по каждому из этих субсчетов следует вести аналитический учет в разрезе источников финансирования (по меньшей мере, необходимо разделять расходы, осуществленные за счет средств общего фонда и специального фонда по его видам).

Итак, в целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности следует соблюдать требования действующего законодательства: одновременно с уменьшением активов отражать увеличение расходов.

Порядок отражения в учете операций с люминесцентными лампами покажем в таблице:

(грн.)

Оприходование приобретенных ламп и других нефинансовых активов (зачисление в состав первоначальной стоимости запасов расходов, предусмотренных НП(С)БУГС 123 «Запасы»)

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»


Отражение сумм НДС, если налог включен в налоговый кредит

6311 (6321) «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2113 (2123) «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги»,
2116 (2126) «Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами»,
6211 (6221) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание ламп

8013 (8113) «Материальные расходы»

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Документальное оформление поступления, движения и выбытия

Все хозяйственные операции по поступлению, движению и выбытию компактных люминесцентных ламп оформляются первичными документами. Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению утверждены приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Приемка и оприходование проводятся на основании документов, полученных от поставщиков (счетов-фактур, накладных и т. п.), а также согласно Акту о приемке материалов типовой формы № З-1. Выбытие оформляется накладными (требованиями) по типовой форме № З-3, раздаточными ведомостями и Актами списания (типовая форма № З-2). Количественный учет движения в местах их хранения ведется материально ответственным лицом. Для этого применяется Книга складского учета запасов по типовой форме № З-9 (п. 3 разд. I Методрекомендаций № 11).

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 11, 14 разд. V Методрекомендаций № 11 аналитический учет МБП осуществляется материально ответственным лицом в разрезе их наименований и количества. Также законодательством предусмот¬рено ведение аналитического учета (как и всех других запасов) по источникам их поступления: отдельно учитываются МБП, приобретенные за счет средств общего фонда, и отдельно – МБП, приобретенные за счет средств спецфонда.

После передачи люминесцентных ламп в эксплуатацию их списывают c баланса с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования. Однако теперь порядок ведения оперативного учета МБП действующим законодательством не регламентирован. Поэтому каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно прописать порядок его ведения в приказе об учетной политике. В частности, нужно определить порядок осуществления оперативного учета МБП, а в отдельном приложении к приказу об учетной политике установить форму документа для такого учета. За основу можно взять форму Книги складского учета запасов. Ответственным может быть завхоз, завскладом или другое лицо, назначенное руководителем учреждения.

Выводы

Люминесцентные лампы относятся к первому классу опасности, поэтому их нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Бюджетное учреждение должно заключить договор о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов (в частности, люминесцентных ламп) с предприятием, имеющим специальную лицензию на сбор, заготовку и утилизацию опасных отходов и разрешение в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм на размещение отходов.

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте бюджетного учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

В арендованном офисе нашей фирмы перегорели электрические лампы.Мы закупили и поменяли их.Как правильно списать в бухгалтерском и налоговом учете НДС и расходы на замену лампочек?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Бухучет: текущий ремонт

Как правило, арендатор проводит текущий ремонт, поддерживает имущество в исправном состоянии и несет расходы на его содержание (). Поэтому, если иное не предусмотрено договором аренды, затраты на текущий ремонт арендованного имущества относятся к текущим расходам организации (абз. 2 п. 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , ).

Если арендованное имущество сломалось по вине сотрудника, расходы на ремонт можно удержать из его зарплаты .

В бухучете расходы на текущий ремонт арендованного имущества отражайте аналогично расходам на ремонт собственных основных средств. Все зависит от того, каким способом – хозяйственным или подрядным – они выполнены.

Расходы на ремонт арендованных амортизируемых основных средств учитывайте, если согласно договору аренды или в силу закона организация обязана проводить ремонт за свой счет. Это следует из статьи 260 Налогового кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.

Если это условие выполняется, то при расчете налога на прибыль затраты на ремонт арендованных основных средств производственного назначения учтите в составе прочих расходов (п. , ст. 260, подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Затраты на ремонт арендованных основных средств обслуживающих производств и хозяйств учитывайте обособленно ().

Момент признания расходов

Если организация применяет метод начисления, налоговую базу уменьшайте по мере возникновения расходов на ремонт арендованных амортизируемых основных средств (п. 5 ст. 272 НК РФ). Например, если организация ремонтирует арендованное основное средство собственными силами, то стоимость запчастей учитывайте после их замены, а зарплату сотрудников – в месяце начисления. Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении затрат на ремонт арендованных основных средств. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело текущий ремонт помещений магазина. Магазин «Гермесу» арендует. Для выполнения ремонтных работ организация привлекла подрядную организацию. Стоимость работ составила 212 400 руб. (в т. ч. НДС – 32 400 руб.). Акт по форме № КС-2 был подписан в июне.

В бухгалтерском и налоговом учете расходы на текущий ремонт списываются единовременно.

В июне при получении акта бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
– 180 000 руб. (212 400 руб. – 32 400 руб.) – списаны затраты на ремонт помещений магазина;

Дебет 19 Кредит 60
– 32 400 руб. – учтен НДС со стоимости ремонтных работ;

Дебет 60 Кредит 51
– 212 400 руб. – перечислены подрядчику денежные средства за ремонтные работы.

Сумму входного НДС со стоимости ремонтных работ бухгалтер принял к вычету единовременно в период возникновения затрат .


– 32 400 руб. – принят к вычету входной НДС.

«Гермес» применяет метод начисления. Налог на прибыль платит поквартально. При расчете налога на прибыль за полугодие бухгалтер учел расходы на ремонт основных средств в сумме 180 000 руб.

Особенностей учета входного НДС по материалам (работам, услугам), приобретенным для проведения ремонта арендованного имущества, законодательством не предусмотрено (). Поэтому при ремонте арендованного имущества входной НДС примите к вычету в том же порядке, что и при ремонте собственного имущества .

Андрей Кизимов , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Если в организации создана ремонтная служба, то расходы на проведение этих работ отразите проводкой:

Дебет 23 Кредит 10 (16, 69, 70...)
– отражены расходы на ремонт основного средства.

После того как основное средство будет полностью отремонтировано (т. е. будет подписан акт по форме № ОС-3), расходы, учтенные на счете 23, спишите на счета учета затрат в зависимости от того, для каких целей используется основное средство. Как правило, это счета, на которых отражается амортизация по отремонтированному основному средству:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 23
– списаны затраты на ремонт основного средства.

Если ремонтной службы в организации нет, то расходы на ремонт основного средства предварительно на счете 23 не учитывайте. По мере их возникновения делайте сразу же проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10 (16, 69, 70...)
– учтены затраты на ремонт основного средства.*

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 23).

Если организация выполняет ремонт основных средств с привлечением подрядчика, то расходы на выплату ему вознаграждения отразите проводкой:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 60
– учтены затраты на ремонт основного средства, выполненный подрядным способом.

Такой порядок следует из пунктов , , , ПБУ 10/99.

Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный хозспособом. Ремонтная служба в организации не создана*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело собственными силами текущий ремонт холодильной камеры. Ремонтная служба в организации не создана. Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.

Перед проведением ремонта был составлен акт о выявленных неисправностях (дефектах) холодильной камеры. Согласно акту из строя вышел компрессор. Поскольку компрессор восстановлению не подлежит, его решили заменить.

Для этого в январе организация приобрела компрессор на сумму 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.) и передала его для выполнения ремонтных работ. Бухучет стоимости материалов организация ведет без применения счетов 15 и 16. В январе холодильная камера была отремонтирована. Бухгалтеру был передан акт о замене компрессора .

Расходы на оплату труда (зарплата и страховые взносы с нее) сотрудников, выполнивших ремонт, составили 2000 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:

Дебет 10-5 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – приобретен компрессор;

Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – учтен НДС со стоимости компрессора;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
– 3540 руб. – перечислены денежные средства за компрессор;

Дебет 44 Кредит 10-5
– 3000 руб. – списан компрессор, установленный при ремонте холодильной камеры;

Дебет 44 Кредит 70 (69)
– 2000 руб. – учтены расходы на оплату труда сотрудников, отремонтировавших холодильную камеру.

Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный подрядным способом*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело ремонт холодильной камеры с помощью подрядной организации ЗАО «Альфа». Стоимость работ составила 8260 руб. (в т. ч. НДС – 1260 руб.) Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.

В апреле при получении акта по форме № ОС-3 бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
– 7000 руб. (8260 руб. – 1260 руб.) – учтены затраты на ремонт холодильной камеры;

Дебет 19 Кредит 60
– 1260 руб. – учтен НДС со стоимости ремонтных работ;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1260 руб. – принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
– 8260 руб. – перечислены «Альфе» денежные средства за ремонт холодильной камеры.

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...