Состав и динамика ввп по элементам использования и по источникам доходов. Расчет ввп по источникам доходов
Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль или валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт.
Расчет ВВП по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды смешанного дохода), а также чистые налоги.
При определении распределительным методом ВВП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы.
GDP = W + Q + R + P + T, (4)
где GDP – валовой внутренний продукт
W – заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны;
Q – отчисления на социальное страхование;
R – валовая прибыль;
P – валовой смешанный доход;
T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).
ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги - субсидии - чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)),
где: Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций .
3.2. Расчет ввп по расходам.
Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.
Расходы на конечное потребление подразделяются на расходы домашних хозяйств, государственных учреждений (организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства. С другой стороны, в расходах на конечное потребление выделяются расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги. Товары и индивидуальные услуги всегда могут быть куплены и проданы на рынке, либо могут быть предоставлены в качестве трансфертов в натуральной форме. Коллективные услуги - это услуги, предоставляемые одновременно всем членам общества или его части (например, государственное управление и обеспечение безопасности). Конечное потребление домашних хозяйств является потреблением товаров и индивидуальных услуг. В системе национальных счетов предполагается, что все услуги, которые оказываются некоммерческими организациями домашним хозяйствам, являются индивидуальными. Органы государственного управления (государственные учреждения) могут оказывать как индивидуальные, так и коллективные услуги.
Согласно кейнсианской модели развития экономики, ВВП в простейшем случае представляется в виде суммы 4-х основных компонент - это объем потребления C, объем инвестиций I, правительственные расходы S и чистый экспорт, т.е. полный экспорт минус полный импорт Ex-Im:
GDP = C + I + S + (Ex - Im)
ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт - импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).
, где
ВВП (по расходам) включает следующие статьи:
Конечные потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса, предметы потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги и др.
Конечные расходы органов государственного управления (государственных учреждений). Это расходы государственных и муниципальных органов управления на покупку экономических ресурсов и произведенной продукции для нужд государства, что выражается суммой затрат на выплату заработной платы государственным и муниципальным служащим (работникам так называемой бюджетной сферы), на закупку для государственных нужд товаров и услуг.
Конечные расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.
Валовое накопление основного капитала (валовые капиталовложения), которое состоит из так называемых чистых капиталовложений, т. е. финансируемых не за счет амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они также идут на финансирование капиталовложений).
Изменения в запасах материальных оборотных средств, которые являются составной частью всего валового накопления.
Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах.
Расчет ВВП по источникам доходов отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления) и различные виды смешанного дохода, а также чистые налоги.
Например, ВВП России по доходам в 1998 г. составил, млрд руб.(%):
Оплата труда наемных работников (включая скрытую) .........…… 1324 (49,3)
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы....... 965 (35,9)
Чистые налоги на производство и импорт.………..........…..396 (14,8) . Всего....................................................……………………………….. 2685(100,0)
Чистый внутренний продукт и национальный доход
Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить два макроэкономических показателя - чистый внутренний продукт (ЧВП) и национальный продукт (НД). Первый показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности и знания, с помощью которых создан ЧВП.
Если к ЧВП прибавить сальдо факторных доходов, то получим чистый национальный доход . Это сумма первичных доходов страны. Если к ним добавить сальдо тех доходов, которые в процессе перераспределения передаются в качестве трансфертов, то получим величину, называемую национальным располагаемым доходом.
Состояние национальной экономики анализируется с помощью набора макроэкономических показателей, часто называемых макроэкономическими индикаторами. Большинство из них берется из СНС.
Ведущие индикаторы. Прежде всего это динамика ВВП, т.е. агрегированный рост (сокращение) сферы материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства) и сферы услуг (особенно торговли и транспорта).
С динамикой ВВП тесно связаны и другие макроэкономические индикаторы, особенно норма безработицы и размеры инвестиций. Более того, последние во многом определяют будущую динамику ВВП. Обычно быстрый или медленный рост ВВП сопровождается соответствующей динамикой доходов населения.
Финансовые индикаторы . Эта группа показателей свидетельствует о состоянии дел в финансовом секторе, хотя оно определяет и положение дел в реальном секторе. Прежде всего это такие показатели, как уровень инфляции, размеры дефицита бюджета, размеры и динамика денежной массы, учетная ставка, а также индекс (индексы) фондового рынка (см. 24.6).
Внешнеэкономические индикаторы. Состояние внешнеэкономической сферы во многом определяется сальдо внешней торговли (разницей между экспортом и импортом), сальдо платежного баланса (см. гл. 39) и стабильностью обменного курса национальной валюты.
Если взять в качестве примера состояние экономики России в 1998 г., то за тот год ее ВВП сократился на 4,6%, объем выпуска промышленной продукции- на 5,2%, сельскохозяйственной продукции - на 12,3%, строительных работ - на 12,6%, грузооборота - на 3,5%, объем розничной торговли - на 4,5%.
В России за 1998 г. норма безработицы.возросла с 11,4 до 12,4%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 6,7%, а реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась на 13,8%.
Что касается финансовых показателей, то рост потребительских цен за 1998 г. составил 84,4% по сравнению с 1 1 % в предыдущем году; дефицит консолидированного бюджета несколько сократился, составив за год 3,6% по сравнению с 5% в предшествующем году. Денежная масса изменилась мало, а индекс фондового рынка оказался на уровне середины 90-х гг.
Внешнеэкономические индикаторы свидетельствовали, что положительный торговый баланс почти не изменился за год, составив 17,3 млрд долл., а счет текущих операций платежного баланса (текущий платежный баланс) хотя и был положительным, но уменьшился с 4 млрд долл. в 1997 г. до 2,4 млрд долл. в 1998 г. Драматичным оказалось положение обменного курса рубля - к концу года он упал почти в четыре раза.
В целом можно сделать вывод, что 1998 г. был очередным кризисным годом для российской экономики. Квартальные и месячные индикаторы позволяют уточнить этот вывод, указав на август-октябрь 1998 г. как на наиболее кризисные месяцы.
Выводы
1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП - его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.
3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.
4. ВВП по расходам (по методам использования) определяется как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.
5. ВВП по источникам доходов рассчитывается как сумма оплаты труда, валовой прибыли и чистых налогов.
6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.
Термины и понятия
Система национальных счетов
Валовой внутренний продукт
Валовой национальный продукт
Добавленная стоимость
Чистый внутренний продукт
Национальный доход
Макроэкономические индикаторы
Вопросы для самопроверки
1. Каковы отличия СНС от принятой ранее в СССР и в России статистической отчетности?
2. В чем отличия ВВП от ВНП?
3. Как рассчитываются ВВП по источникам доходов, по расходам, по производству?
4. Как рассчитывается НД? Каковы его основные элементы?
5. Каковы принципы сопоставления стоимостных макроэкономических показателей?
6. Рассчитайте: а) ВВП; б) ЧВП; в) чистый национальный доход, используя приведенные ниже условные данные СНС, млрд ден. ед.:
Заработная плата наемных работников…………………200,0
Амортизация........................ ……………………………...15,0
Государственные закупки товаров и услуг……………..60,0
Валовое накопление………………………………………70,0
Расходы некоммерческих организаций…………..………2,0
Личные потребительские расходы...... ………….……..250,0
Чистые налоги........ ……………………………………...18,0
Экспорт товаров и услуг …………………………………16,0
Импорт товаров и услуг ………………………….………20,0
Доходы от собственности ………………………………100,0
Рентные платежи………………………………………….31,0
Поступления процентов от вложенного капитала……...10,0
Структура ввп по источникам доходов в 2008 г., % к итогу
Эффективное использование национальных счетов позволяет государству добиваться нормального состояния национальной экономики. Достижение равновесия основных экономических пропорций ведет к тому, что удается:
уменьшать возможность кризисных спадов производства;
снижать масштабы безработицы;
сокращать инфляцию;
улучшать внешнеэкономическую деятельность (соотношение экспорта и импорта);
предупреждать и избегать угрозы национальной экономической безопасности.
Результаты национального счетоводства широко используются для экономических прогнозов: объема и структуры производства; расходов государства; инвестиций; потребления; налогообложения и др.
Без таких прогнозов невозможна успешная экономическая политика государства.
7.4. Государственно-бюджетное регулирование развития национального хозяйства. Обеспечение экономической безопасности страны
Мы уже видели в изучаемой теме, что государство выявляет интересы общества, определяет экономические показатели национального хозяйства, задачи и пути своей предпринимательской деятельности. Тогда становится ясно, что выполнение функций государственного сектора зависит от наличия достаточных по объему финансов (денежных средств).
Для понимания роли государственных финансов в регулировании национальной экономики важно обратить внимание на количественные и качественные изменения структуры и назначения финансовых ресурсов общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 1960-1970-х гг. – 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику.
Финансовое регулирование национального хозяйства непосредственно осуществляется через государственный бюджет.
Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств.
Доходы государства поступают в его бюджет. При этом различаются федеральный бюджет, региональные бюджеты и суммы всех бюджетных доходов в консолидированном бюджете. Об источниках доходной части консолидированного бюджета можно судить по данным таблицы 23.
Таблица 23.
Структура доходов государственного бюджета в 2007 г. (в процентах)
Доходы консолидированного бюджета |
|||
Налоги |
Отчисления на социальное страхование |
Прочие доходы |
|
Германия | |||
Великобритания | |||
Из таблицы 23. понятно, что основную долю поступлений денег в бюджет составляют налоги. В связи с этим налоговая политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Ставка налога – это размер налога на единицу обложения.
Различают следующие ставки налогов:
прогрессивные , которые возрастают с увеличением доходов;
пропорциональные – единый процент уплаты налогов независимо от доходов;
регрессивные , которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов.
Существенную роль играют косвенные налоги , такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), которые включатся в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. В США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В России ставка НДС с 2009 г. составляет 18%, ряд социально значимых товаров облагается по пониженной ставке 10%, а некоторые товары и операции освобождены от обложения этим налогом.
К косвенным налогам относятся также акцизы . Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
Исключительно важную роль в финансовом регулировании национального хозяйства играет расходная часть бюджета. Такое регулирование идет по следующим основным направлениям (рис. 15.).
Рис. 15. Современные направления государственного финансового регулирования экономики
Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы .
Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления , которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на оборонные цели . Расходы государства на оплату оборонных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружения.
Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели . Об этом подробно будет сказано в 9-й теме лекции.
Обеспечение экономической безопасности страны
Экономическая безопасность страны означает такое состояние ее экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития общества. Имеется также в виду неуязвимость и независимость интересов народа по отношению к внутренним и внешним угрозам и опасным воздействиям.
Практика хозяйственной деятельности показала большое многообразие видов опасности в положении экономики страны.
Одна такая опасность связана с неблагоприятным состоянием финансов государства. Так происходит, если возникает большой бюджетный профицит – превышение бюджетных расходов над доходами.
В тех государствах, в которых часто допускается бюджетный дефицит, образуется и возрастает государственный долг. Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. Такое бедственное положение возникает часто в ряде стран во время экономических кризисов (падения производства). В 8-й теме лекционного курса будет рассмотрен современный международный финансовый и экономический кризис, во время которого в ряде стран возникло весьма опасное финансовое положение.
Может показаться, что для государства имеется ряд якобы спасительных мер, предотвращающих банкротство (неспособность погасить свои долги). К их числу относится:
печатание новых денег , что, разумеется, усиливает инфляцию;
увеличить внешний долг – взять международный кредит, получивший в современных условиях широкое распространение. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Увеличение долга за счет иностранных денег часто заканчивается возрастанием банкротства;
умножить внутренний долг – продавать населению и предприятиям ценные бумаги государства. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные – до одного года – казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. Но путем увеличения долговых обязательств вряд ли можно предотвратить дефолт (отказ выполнять уплату долга). Именно такой крах государства произошел в нашей стране в 1998 г.
На развитие национальной экономики могут оказывать опасное воздействие разнородные причины: неблагоприятные изменения биосферы в стране и мире, нарушения нормального соотношения между отраслями национального хозяйства, острая нехватка жизненно важных средств для населения и т.д. В связи с этим возникает угроза национальной экономической безопасности.
Угроза национальной экономической безопасности – это то, что подрывает самостоятельность существования нации, выживание ее населения.
По существу, речь идет о силах и факторах, противодействующих государственной экономической политике, проводимой в общенациональных интересах.
О степени угрозы национальной безопасности принято судить по особому индексу (количественному показателю) выживаемости . К 2000 г. по индексу выживаемости, оцениваемому по 10-балльной шкале, страны сильно различались:
в западных странах – 3-4 балла;
в России – 1,4 балла;
в бедствующих африканских странах – 1,3 балла.
Общий показатель выживаемости обобщает данные 24 (отдельных) показателей экономической безопасности. Эти показатели касаются, в частности:
низкой обеспеченности населения продовольствием за счет национального производства;
очень недостаточного обеспечения людей лекарствами и медицинскими препаратами;
гиперинфляции;
массовой безработицы и др.
В 1990-х гг. из 24 показателей экономической безопасности России 2 / 3 достигли кризисного состояния.
Важным сигналом экономической безопасности служат данные о снижении экономических показателей страны ниже их предельного порогового значения, определяемого международными организациями. Именно такое положение сложилось в 1990-х гг.в России (табл. 24.).
Таблица 24.
Расчет ВВП по источникам доходов отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления) и различные виды смешанного дохода, а также чистые налоги.
Например, ВВП России по доходам в 1998 г. составил, млрд руб.(%):
Оплата труда наемных работников (включая скрытую) .........…… 1324 (49,3)
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы....... 965 (35,9)
Чистые налоги на производство и импорт.………..........…..396 (14,8) . Всего....................................................……………………………….. 2685(100,0)
Чистый внутренний продукт и национальный доход
Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить два макроэкономических показателя - чистый внутренний продукт (ЧВП) и национальный продукт (НД). Первый показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности и знания, с помощью которых создан ЧВП.
Если к ЧВП прибавить сальдо факторных доходов, то получим чистый национальный доход . Это сумма первичных доходов страны. Если к ним добавить сальдо тех доходов, которые в процессе перераспределения передаются в качестве трансфертов, то получим величину, называемую национальным располагаемым доходом.
Макроэкономические индикаторы
Состояние национальной экономики анализируется с помощью набора макроэкономических показателей, часто называемых макроэкономическими индикаторами. Большинство из них берется из СНС.
Ведущие индикаторы. Прежде всего это динамика ВВП, т.е. агрегированный рост (сокращение) сферы материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства) и сферы услуг (особенно торговли и транспорта).
С динамикой ВВП тесно связаны и другие макроэкономические индикаторы, особенно норма безработицы и размеры инвестиций. Более того, последние во многом определяют будущую динамику ВВП. Обычно быстрый или медленный рост ВВП сопровождается соответствующей динамикой доходов населения.
Финансовые индикаторы . Эта группа показателей свидетельствует о состоянии дел в финансовом секторе, хотя оно определяет и положение дел в реальном секторе. Прежде всего это такие показатели, как уровень инфляции, размеры дефицита бюджета, размеры и динамика денежной массы, учетная ставка, а также индекс (индексы) фондового рынка (см. 24.6).
Внешнеэкономические индикаторы. Состояние внешнеэкономической сферы во многом определяется сальдо внешней торговли (разницей между экспортом и импортом), сальдо платежного баланса (см. гл. 39) и стабильностью обменного курса национальной валюты.
Если взять в качестве примера состояние экономики России в 1998 г., то за тот год ее ВВП сократился на 4,6%, объем выпуска промышленной продукции- на 5,2%, сельскохозяйственной продукции - на 12,3%, строительных работ - на 12,6%, грузооборота - на 3,5%, объем розничной торговли - на 4,5%.
В России за 1998 г. норма безработицы.возросла с 11,4 до 12,4%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 6,7%, а реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась на 13,8%.
Что касается финансовых показателей, то рост потребительских цен за 1998 г. составил 84,4% по сравнению с 1 1 % в предыдущем году; дефицит консолидированного бюджета несколько сократился, составив за год 3,6% по сравнению с 5% в предшествующем году. Денежная масса изменилась мало, а индекс фондового рынка оказался на уровне середины 90-х гг.
Внешнеэкономические индикаторы свидетельствовали, что положительный торговый баланс почти не изменился за год, составив 17,3 млрд долл., а счет текущих операций платежного баланса (текущий платежный баланс) хотя и был положительным, но уменьшился с 4 млрд долл. в 1997 г. до 2,4 млрд долл. в 1998 г. Драматичным оказалось положение обменного курса рубля - к концу года он упал почти в четыре раза.
В целом можно сделать вывод, что 1998 г. был очередным кризисным годом для российской экономики. Квартальные и месячные индикаторы позволяют уточнить этот вывод, указав на август-октябрь 1998 г. как на наиболее кризисные месяцы.
Выводы
1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП - его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.
3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.
4. ВВП по расходам (по методам использования) определяется как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.
5. ВВП по источникам доходов рассчитывается как сумма оплаты труда, валовой прибыли и чистых налогов.
6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.
Термины и понятия
Система национальных счетов
Валовой внутренний продукт
Валовой национальный продукт
Добавленная стоимость
Чистый внутренний продукт
Национальный доход
Макроэкономические индикаторы
Вопросы для самопроверки
1. Каковы отличия СНС от принятой ранее в СССР и в России статистической отчетности?
2. В чем отличия ВВП от ВНП?
3. Как рассчитываются ВВП по источникам доходов, по расходам, по производству?
4. Как рассчитывается НД? Каковы его основные элементы?
5. Каковы принципы сопоставления стоимостных макроэкономических показателей?
6. Рассчитайте: а) ВВП; б) ЧВП; в) чистый национальный доход, используя приведенные ниже условные данные СНС, млрд ден. ед.:
Заработная плата наемных работников…………………200,0
Амортизация........................ ……………………………...15,0
Государственные закупки товаров и услуг……………..60,0
Валовое накопление………………………………………70,0
Расходы некоммерческих организаций…………..………2,0
Личные потребительские расходы...... ………….……..250,0
Чистые налоги........ ……………………………………...18,0
Экспорт товаров и услуг …………………………………16,0
Импорт товаров и услуг ………………………….………20,0
Доходы от собственности ………………………………100,0
Рентные платежи………………………………………….31,0
Поступления процентов от вложенного капитала……...10,0
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации