Социология хозяйства. Что изучает экономическая социология


Понятие экономической социологии

Современные процессы в экономике и само ее состояние делают вопросы экономической социологии особо значимыми в социологической науке.

Особое значение имеют вопросы управления персоналом, регулирования и управления социально-трудовыми процессами, кадровой политики, что придает особую значимость тем отраслям социологии, которые исследуют труд. Все эти отрасли обладают единым предметом исследования, заключающимся в социальной стороне труда.

Определение 1

Экономическая социология – это направление исследований в социологии, которое исследует систему социально-экономических процессов и хозяйственной деятельности с позиции социальной теории.

Экономическая социология выполняет следующие функции:

  • Познавательная
  • Объясняющая
  • Оценочная
  • Прогностическая
  • Управленческая
  • Прикладная

Замечание 1

Таким образом, экономическая социология – это направление социологии, изучающее закономерности возникновения и развития социальных отношений, которые испытывают влияние социальных норм и установок в результате производства, обмена и потребления социальных благ.

Предмет экономической социологии

Рассмотрев понятие экономической социологии, перейдем к предмету исследований данного направления социологии.

Определение 2

Предмет экономической социологии – это общественные отношения, возникающие в области применения труда, собственности, распределения, обмена и потребления социальных благ, а также последствия их развития для общества в результате их взаимодействия с макроэкономическими факторами развития.

В более узком смысле, предмет экономической социологии заключается в экономическом поведении индивида или социальных групп, а также в общественных явлениях, возникающих в области экономики.

В зависимости от сферы экономической жизни, предмет исследования экономической социологии будет также отличаться. Если это финансовая сфера экономики, то предметом является рынок как общественное явление, собственность как социальный институт, экономические угрозы и т.д.

Предметом конкретных социологических исследований в области экономической социологии выступают последствия рисков, деньги как инструмент регуляции социально-экономических отношений, социальные конфликты в сфере финансов и т.д.

К предмету экономической социологии принято также относить ценности, потребности и социальные нормы, установки и интересы больших по численности социальных групп на макро и микро уровнях в рыночной сфере.

Определение предмета экономической социологии носит условный характер, поскольку исследования этой области социологического знания сопровождается также исследованиями смежных наук и изменениями в самой экономической социологии.

Замечание 2

Стоит отметить, что выделяют также два подхода к предмету экономической социологии: позитивистский и материалистический.

С точки зрения позитивистского подхода, в предметную область экономической социологии входит изучение и выявление общих законом взаимодействия социальных и экономических факторов.

С точки зрения материалистического подхода, предметная область экономической социологии включает поведение человека с точки зрения трудовой деятельности.

Методы экономической социологии

Междисциплинарный характер экономической социологии накладывает отпечаток междисциплинарности и на методы, применяемые в ней. Междисциплинарность методов экономической социологии заключается в учете двойственности природы объекта исследования, использовании данных экономики и социологии при исследовании социальных процессов, а также применении специальных методов, позволяющих обобщить информацию, полученную из нескольких областей научного знания.

Специфика метода экономической социологии также проявляется в том, что он изучает явления с позиции социального инструмента регулирования экономических отношений.

Рассмотрим некоторые методы, используемые в экономической социологии.

    Метод социологического моделирования заключается в воспроизведении социальных процессов в более простых формах, после чего проводятся необходимые действия с полученными в результате моделирования аналогами реальных социальных процессов или явлений.

    Социологическое моделирование осуществляется в несколько этапов:

    • На первом этапе формализуется социальный процесс или явление, после чего конструируется его модель.
    • На втором этапе происходит поиск решения проблемы с помощью произведения действий с аналогом социального явления.
    • Третий этап заключается в анализе результата касательно изучаемого социального процесса.

    Социологическое моделирование используется наиболее эффективно в социальном прогнозировании, поскольку получаемые модели социальных процессов дают наиболее объективное представление об этих процессах, а также метод социологического моделирования позволяет прогнозировать цепь возможного развития событий.

    Метод социологической экспертизы экономических преобразований заключается в проведении особого исследования с целью выявления глубины и длительности отклонения ведущих направлений экономического и социально-политического развития конкретного общества от абсолютных требований и норм социально-экономических закономерностей. Основная задача социологической экспертизы заключается в оказании содействия по интеграции новых форм социальной организации и повышении эффективности управления социумом.

    Метод выборочного обследования домашних хозяйств заключается в оценивании воздействия структуры денежных доходов и потребительских расходов домашних хозяйств на типы экономического поведения членов различных социальных групп.

Также экономическая социология использует и общие методы социологии, например, анкетирование, опрос, наблюдение, интервьюирование и иные методы социологического исследования, а также методы философии, психологии, педагогики и иных наук.

Как самостоятельное направление научного исследования экономическая социология оформляется сравнительно недавно, в 50-е годы ХХ века, хотя ее проблематика затрагивалась в работах многих видных социологов и экономистов ХIХ и ХХ вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, В.Зомбарт, К.Маркс, Т.Парсонс, Н.Смелзер. Экономическая социология тесно связана с экономической теорией, социальной психологией, индустриальной социологией, социологией организаций, социологией труда и другими отраслевыми социологическими теориями, включающими в поле своего внимания отдельные аспекты экономической жизни.

Экономическая социология – это не экономика социальных процессов как ее иногда понимают. По М.Веберу – это социология экономического действия, по Н.Смелзеру – социология экономической жизни. Ориентация на изучение экономического поведения именно в социальных обстоятельствах отличает экономическую социологию от теории экономики, которая ограничивается рассмотрением отношений, овеществленных в движении материальных, финансовых ресурсов, продукции и услуг. К тому же человек в рамках экономической теории рассматривается без учета воздействия на него социальных общностей, институтов, норм и ценностей.

От классиков политической экономии идет представление об экономическом человеке как индивиде независимом, с устойчивыми предпочтениями, эгоисте, стремящемся к собственной выгоде, информированном о своих нуждах и способах их удовлетворения, рационально выбирающем цели и рассчитывающим издержки. Но реальный человек не всегда таков. Он часто действует произвольно, импульсивно, нерационально. Сумма его поступков осознанно или неосознанно воспроизводит те культурные программы, которые приняты и одобрены социальными группами, институтами, обществом.

Экономисты, понимая недостаточность такого представления о человеке, в дальнейшем вносили уточнения и поправки в классическую схему, варьировали состав качеств. Например, усиливали рациональность так, что обычный потребитель превращался в экономиста-профессионала, придавали особую значимость склонности к сбережениям и ликвидности, под сомнение ставили эгоизм, рациональность, степень информированности. Однако этими усилиями не было изменено главное – человек в понимании экономистов оставался изолированным от комплекса социальных отношений, так же как и мир хозяйства продолжал существовать отдельно от мира культуры, что снижало объяснительную и прогнозирующую функцию экономической теории.

Социологи изначально стремились преодолеть оторванность мира хозяйства от социума и абстрактность натуры экономического человека.


К.Маркс связывал экономические действия с интересами больших социальных классов.

В.Зомбарт объяснял возникновение капиталистического уклада из «недр западно-европейской души», из фаустовского духа беспокойства, предприимчивости, совмещенного с жаждой наживы. Он же утверждал, что нет «общих моделей» капитализма или любых других хозяйственных укладов, что капитализм специфичен для каждой страны, различного политического устройства и национальной культуры.

М.Вебер связывал становление капитализма и предпринимательства с религиозными принципами протестантизма. Отмечал, что религиозные меньшинства, в силу периферийности своего социального положения в хозяйственном отношении, оказываются более активными, чем большинство населения. По его мнению, именно протестантская субкультура придала капиталистическому хозяйствованию рациональность и индивидуализм.

Т.Веблен соотносил экономическое поведение с нормами социальных групп. На примере класса собственников или «праздного класса», он показал, что их потребительское поведение, ориентированное на показательную роскошь и чрезмерные траты, не вписывались в рамки экономической разумности и рациональности, но прекрасно вписывалось в рамки внутригрупповых представлений о своем особом социальном положении. Часто именно внеэкономические мотивы высокостатусных и высокодоходных групп влияют на рост спроса на потребительские товары при увеличении их цены. Такая ситуация получила название «эффект Веблена».

Т. Парсонс представлял экономику как одну из подсистем общества, выполняющую функцию адаптации.

Современная социология призывает различать человека социологического и экономического. Первый не должен вмещаться в узкие рамки экономической рациональности, его поведение санкционировано обществом, он исполняет социальные роли. Иначе отличие экономического подхода к человеку от социологического выражается формулой: «Экономическая теория изучает, как ведет себя рациональный человек, а экономическая социология изучает, почему человек не ведет себя рационально».

Экономическая теория и экономическая социология различаются не объектами исследования и не методами сбора данных. Они представляют специфические подходы к анализу хозяйственных отношений и пытаются решить разные типы исследовательских задач. Экономическая социология изучает хозяйственную жизнь, а не узко экономическую как это делает теория экономики.

Российский исследователь В.В. Радаев определяет предмет экономической социологии в духе М.Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. И далее уточняет, что "экономическое действие" представляет собой осу­ществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей, а "социальное действие" осуществляется осознанно, осмысленно и на основании этого смысла соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. В таком понимании социальное действие выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия .

Прямые экономические действия направлены часто не только на достижение экономических целей, вызваны не только чисто экономическими мотивами. Мотивы и цели экономических поступков - это следствие влияния на субъекта социальных общностей, институтов, норм и ценностей. Любая экономическая система укоренена в определенной культуре, поэтому нет однотипной экономики.

Отношения разделения труда, обмена деятельностью, занятости, хозяйственной самостоятельности в каждом обществе имеют свои особенности, так же как и культурные представления о допустимом и недопустимом в финансовых операциях, о занятости в производстве мужчин и женщин, о богатстве и бедности, о труде и его мотивах.

В архаических и традиционных обществах семейные, кровно-родственные, дружеские отношения играют гораздо более существенную роль, чем отношения, вызванные соображениями экономической пользы, целесообразности. Еще в 20-е гг. известный американский антрополог Б.Малиновский на примере из жизни племен Новой Гвинеи показал, что люди могут трудиться, побуждаемые, в первую очередь, кровно-родственными обязанностями, а не экономическими факторами. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени и остальными его членами. Члены племени трудились бескорыстно, не ради денег. После работы им выдавалась пища, но её не считали платой за труд. Ведь она не соответствовала тем усилиям, которые затрачивались работниками. В итоге лодка становилась собственностью вождя, а соплеменникам разрешалось ей пользоваться. Также в племени трудились по обязанностям родственников жены, которые должны помогать мужу, если он нуждается в помощи.

Давление внеэкономических факторов на экономическую жизнь носит постоянный характер, проявляется по-разному. Например, в современных восточных мусульманских странах свои представления о ссудном проценте (“риба” - арабское название ростовщичества). Коран однозначно запрещает мусульманам практиковать риба: “Аллах разрешил торговлю и запретил риба” (сура II, стих 276), “Аллах искореняет риба и взращивает милостыню”(II, 227). Ростовщический капитал считается характерной чертой западного или еврейского бизнеса. Вместо этого исламисты разработали сложную систему беспроцентных ссуд, многосторонних финансовых сделок, в том числе возможность прямого участия кредитора в будущих прибылях кредитуемого дела.

Такие внеэкономические факторы, как общинные и клановые связи (например, на Кавказе и в Средней Азии), важны при приеме на доходную и престижную работу. Здесь профессиональные и личностные характеристики кандидата могут и не иметь особого значения, так как отбор осуществляется по неформальным критериям или должность может быть куплена, причем весьма высокая вносимая сумма через некоторое время окупается вступившим в должность, разумеется, не за счет своей официальной заработной платы.

Подобные социокультурные влияния на экономическое поведение варьируются в разных обстоятельствах от сильного до слабого. Задача экономической социологии состоит в том, чтобы выяснить значимость и меру социального воздействия, воплощенного в экономическом поведении, в конкретном обществе и в конкретный период. Это необходимо не только в познавательном и прогностическом плане, но и в практическом. Успех экономических начинаний зависит от учета массы внеэкономических моментов, от понимания того, что экономика - это социальный процесс. Следует сказать, что экономическая социология не ставит под сомнение ценность экономической теории. Она лишь подчеркивает, что в такой сложной системе, как общество, экономика не может быть объяснена с позиций одной науки.

Одной из центральных тем экономической социологии является тема труда, к ней и обратимся в первую очередь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В мире великое множество государств. В каждом государстве имеется своя экономическая система, в которой задействовано большое количество людей. И все эти системы, и все эти массы людей ухитряются как-то слаженно взаимодействовать друг с другом, производя большое количество материальных и духовных благ.

Такая согласованность в мировых масштабах может достигаться лишь при наличии многих аспектов, одним из которых является естественное функционирование социально-экономических законов общества.

Формирование социологии экономики как разработки социальных подходов проходит уже на протяжении почти трех веков. Ее основатели - Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маркс, А. Смит - в своих работах стремились объяснить социальные изменения, происходившие в Западной Европе. Эти изменения происходили под влиянием таких явлений, как разделение труда, урбанизация индустриального общества, трансформации социальной культуры, самого состояния экономики.

Таким образом, формировалась система социологических взглядов на производительную деятельность, растворенной в среде экономических изменений. И со временем эта система взглядов превратилась в самостоятельную и авторитетную дисциплину.

В своей работе я постараюсь понять суть этой науки как специальную теорию о способах связи между экономикой и обществом.

Цель этого исследования - развернуть целостную теоретическую картину, которая позволит сформировать представление о науке «Экономическая социология».

Задача моей работы осуществляется в следующем:

Внимательно изучить основы социологии и экономики;

Раскрыть логику развития экономической социологии;

Понять суть влияния друг на друга социальных явлений и явлений экономических;

Определить в глобальном масштабе значение и место экономической социологии, ее важность для человеческого общества;

Проанализировать труды и высказывания известных исследователей этой науки;

Приобрести знания для использования их на практике при разработке экономических стратегий.

Экономическая социология

Принято считать, что экономическая социология возникла в России в 80-е гг. ХХ в. Иногда даже утверждали, что эта "новая наука" у нас и была создана. На самом деле экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как на Западе, так и в России. Мы бы даже утверждали, что с самого начала социологической науки развивается и ее ветвь Ї экономическая социология. Если вспомнить Конта, то его позитивная социология была создана как нечто противополагающееся не только философии, но и политической экономии, именно Конт и заявил о претензиях социологии на изучение хозяйства, при этом обвинив экономистов в схоластике и метафизике. Конт признавал только одну науку, способную изучать экономику, Ї социологию.

Эта идея была продолжена во французской социологической школе, и уже в 90-х гг. Дюркгейм, продолжая критиковать экономистов за их "внушающую уныние" картину экономического человека и общества, выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания. В Германии социальная концепция хозяйства разрабатывалась еще раньше представителями немецкой исторической школы политической экономии (В. Рошером, Г. Шмоллером, Л. Брентано), поэтому социология хозяйства Вебера и Зомбарта, представленная в начале ХХ в., воспринималась как само собой разумеющееся; экономическая социология здесь формировалась не как противопоставление экономической науке, а как область, интегрирующая экономику, историю и социологию.

Россия также не стояла в стороне от этого мирового процесса становления экономической социологии. Так, уже в 1904 г. в Москве выходит перевод первой монографии по экономической социологии Г. де Греефа "Социальная экономия" в русском изложении ("La sociologie йconomique"). К идеям де Греефа присоединяется М. М. Ковалевский, который сотрудничал с ним в Новом брюссельском университете. Он пишет: "... Хозяйственные явления, изучаемые политической экономией, получают надлежащее освещение только от социологии". Активно разрабатывал он в своей фундаментальной трехтомной работе "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" идею об обусловленности экономического развития социальными факторами, главным образом - ростом населения. Существовали и некоторые интересные параллели в развитии экономической социологии в России и за рубежом. Например, Дюркгейм и Ковалевский практически одинаково определяли главный фактор экономического развития Ї рост физической и моральной плотности населения. В 1960-е гг. в Ленинграде В. Я. Ельмеевым обосновывается концепция сочетания экономического и социального развития, создается теория и практика социального планирования, с этого момента термин "социально-экономическое" становится весьма распространенным. Именно после этого стали задумываться о социальных результатах развития экономики, а в политэкономию стала возвращаться концепция человека. Социологи начинают активно заниматься исследованиями труда не только в сфере промышленности, но и в области сельского хозяйства. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной был организован проект "системного изучения советской деревни". Таким образом, в 1960-е гг. экономика становится объектом пристального интереса социологии, пока все еще "твердо" стоящей на марксистских позициях. Иного еще не позволено, но это не означает, что между социологами не было разногласий и противоречий. Как раз в этом недостатка не было. Так постепенно закладывались основы будущего возрождения экономической социологии, и неслучайно те из социологов, кто занимался экономической проблематикой в 1960-е (Ельмеев, Заславская, Рывкина), будут стоять у ее истоков в 1980-е гг.

В 1980-е гг. отечественная экономическая социология вступает в этап своей институционализации. Тогда впервые ясно было заявлено, что такая отрасль социологического знания необходима, и были даны первые представления о ее предмете. Конечно, тогда экономическая социология еще ни в коей мере не претендовала на противопоставление себя экономической науке, речь шла очень осторожно о прикладной социологии хозяйства, которая дополняла бы экономическую теорию. Дискуссия не осталась незамеченной и была продолжена уже на страницах журнала "Социологические исследования". В ней приняли участие А. Н. Комозин, М. В. Попов, В. Ю. Кондратьев и др. С одной стороны, дискуссия привлекла внимание к проблеме экономической социологии, что было очень важно в то время, с другой стороны, дискуссия породила разобщенность и даже враждебность разных направлений экономической социологии друг к другу Ї то, что можно было сделать вместе, не удалось по одиночке. И до сих пор отечественной экономической социологии недостает потенциала интеграции, за разобщенностью часто стоит незнание и непонимание идей друг друга. В 1990-е гг. наступает, можно сказать, настоящий триумф экономической социологии в России - вряд ли какая-либо отрасль социологии развивалась более успешно в то время. Какие проблемы более всего волнуют отечественных эконом-социологов? Анализ публикаций в журнале "Социологические исследования" показывает, что одной из самых популярных тем является социология предпринимательства. И если в начале 1990-х речь шла о предпринимательстве как особом виде деятельности и о его социальных функциях, о предпринимательском поведении и мотивации, то сейчас, после некоторого перерыва, интерес к предпринимательству выражается в исследовании теневой экономики и силового предпринимательства. Большое внимание в экономической социологии уделяется социологии рынка и рыночных реформ, социологии производства и промышленного предприятия, социологии обмена и денег, социологии собственности и социологии потребления.

Есть ли перспективы развития экономической социологии в нашей стране? Высказываются разные точки зрения, В. В. Радаев считает, что экономическая социология "обречена на успех", другие проводят мысль о том, что экономическая социология имеет в большой степени своим предметом миф и маловероятно, что она будет успешно развиваться. Вряд ли можно согласиться и с теми, и с другими. Ясно одно - сегодня экономическая социология, как и любая другая новая тема в социологии, переживает всплеск всеобщего интереса, вскоре временный интерес пройдет, и эта отрасль станет рядовой в области социологического знания. Но уже сегодня экономическая социология по-новому предлагает решать важные научные и практические задачи, эконом-социологи существенно изменяют взгляд экономистов на процессы функционирования и развития экономической системы, и экономико-социологические исследования обладают солидным теоретическим и методологическим багажом, важно только не растерять его в будущем.

Конечно, у экономической социологии в России есть много проблем, среди самых существенных мы бы назвали разобщенность эконом-социологов, отсутствие периодических изданий в области экономической социологии, малую заинтересованность ученых практическими вопросами реформирования хозяйства в нашей стране, ограниченную базу эмпирических исследований. Нет и крупных теоретических работ, сравнимых, к примеру, с социальной теорией распределения Туган-Барановского или философией хозяйства Булгакова. Пока нет совместной работы экономистов и социологов над исследованием социальности хозяйства, и разобщенность экономики и социологии сегодня все еще остается реальностью, хотя прикладывается много усилий для ее преодоления. Пока не удается соединить экономическую социологию и социологию труда: если на словах практически все признают, что социология труда является составной частью экономической социологии, то на деле обе отрасли развиваются сами по себе. Нет и необходимой интеграции экономической социологии с экономической психологией, экономической историей и демографией. Для российской экономической социологии характерна и ее слабая включенность в мировую экономическую социологию, практически нет ни одного перевода на русский язык классиков экономической социологии (может быть, за исключением сокращенного перевода книги Н. Смэлсера "Социология экономической жизни", имеющей ограниченный тираж), отсутствуют хрестоматии для студентов по экономической социологии.

Развитие экономической социологии в Новосибирске не ограничивалось теоретико-методологическими вопросами - напротив, главное внимание уделялось исследованиям, ставящим и решающим актуальные экономико-социологические проблемы. В качестве одного из примеров можно привести статью "Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость", опубликованную в официальном органе ЦК КПСС - журнале "Коммунист". В статье обсуждались наиболее острые для того времени социально-экономические проблемы: социальные причины низкой эффективности экономики, соотношение реальных пропорций и механизмов распределения доходов с представлениями населения о социальной справедливости, функции и взаимодействие платного и бесплатного способов распределения социальных благ и услуг, принципы ценообразования на потребительские товары и проч. Статья вызвала широкую и острую дискуссию, получила большую известность, была переведена на несколько языков, перепечатывалась в российских публицистических сборниках и зарубежных изданиях. Любопытно, что в 1992 г редакция журнала обратилась к автору с просьбой вернуться к этой статье и оценить, что в ней осталось правильным, а что стало выглядеть ошибочным. Так появилась статья "Социальная справедливость: шесть лет спустя". Широкий отклик имели и многие другие работы, посвященные актуальным теоретическим и предметным проблемам экономической социологии. Так, в 1989 г. сборник переводов наших статей был опубликован в США. Основному содержанию предшествовало обширное введение составителя Мюррея Яновича, где анализировался феномен новосибирской экономической социологии. Наиболее же развернутое, хотя далеко не завершенное, отражение рассматриваемые проблемы получили в монографии "Социология экономической жизни", вышедшей в 1991 г.

Социология экономической жизни возникла одновременно с появлением социологии как науки. И сегодня - это одно из ведущих направлений социологии, в котором выделяется целый ряд поднаправлений и подотраслей: социология промышленности и социология сельского хозяйства, социология процветания и социология бедности, социология предпринимательства и социология менеджмента, социальные исследования трудовой миграции и многое другое. Но это сегодня. А кто же стоял у истоков социологии? Считается, что это был французский философ и социолог О. Конт.

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “lТgos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки.

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции

С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного “Курса позитивной философии”

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: “социальная философия”, “социальная наука”, “социальная физиология” и “социальная физика”.

Впервые же Конт употребил слово “социология” в 1839 г., в 47-й лекции “Курса позитивной философии” (том IV). Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использовать и старые для обозначения новой науки.

Развитие экономической социологии

Конт считал, что только одна наука может изучать экономику - это социология. Так как, по его мнению, традиционные экономисты заняты схоластикой и метафизикой. Его мысли продолжил другой социолог, основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1857-1917 гг.). Уже в 90-х гг. Дюркгейм, продолжая критиковать экономистов за их "внушающую уныние" картину экономического человека и общества, выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания.

В Германии социальная концепция хозяйства разрабатывалась еще раньше представителями немецкой исторической школы политической экономии (В. Рошером, Г. Шмоллером, Л. Брентано), поэтому социология хозяйства М. Вебера и В. Зомбарта, представленная в начале ХХ в., воспринималась как само собой разумеющееся; экономическая социология здесь формировалась не как противопоставление экономической науке, а как область, интегрирующая экономику, историю и социологию.

Анализируя развитие капитализма, Вебер пришел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в особенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценностей протестантизма доминируют трудолюбие, предприимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономической формации. В свое время теория Вебера привлекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно которой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.

В России тоже постепенно развивалась экономическая социология. Так, уже в 1904 г. в Москве выходит перевод первой монографии по экономической социологии Г. де Грееф "Социальная экономия" в русском изложении ("La sociologie economique"). К идеям де Греефа присоединяется М. М. Ковалевский, который сотрудничал с ним в Новом брюссельском университете. Он пишет: "...Хозяйственные явления, изучаемые политической экономией, получают надлежащее освещение только от социологии. Активно разрабатывал он в своей фундаментальной трехтомной работе "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" идею о зависимости экономического развития от социальных факторов, главным образом - ростом населения. Хотя Ковалевский нигде не подчеркивал этого, но по своей природе эта идея носит экономико-социологический характер. В начале двадцатого века в учебных материалах встречается упоминание об экономической социологии, в учебнике социологии 1917 г. московского профессора В. М. Хвостова выделяется специальный раздел "Экономическая социология", куда он относит школу Маркса и Ле Плэ. Наконец, даже историки отечественной социологии (в частности Н. И. Кареев) уже тогда говорили о наших "социолого-экономистах".

Автор говорит о том, что в предмет экономической социологии, помимо указанных явлений, входит также изучение общественных законов (разделения труда, перемены труда, конкуренции и др.), которые имеют многовековую историю развития. Они и сегодня определяют жизнедеятельность мирового сообщества. Их игнорирование приводит к тяжелейшим социально-экономическим и социально- психологическим последствиям. Судя по структуре книги Г.Н. Соколовой, крупных общественных законов, которыми могла бы заинтересоваться экономическая социология, всего четыре:

1. закон разделения труда;

2. закон перемены труда;

3. закон социалистического соревнования;

4. закон конкуренции.

Известно, что в экономике и медицине специалистами полагают себя все. Подобная участь, очевидно, вскоре постигнет и социологию. Ибо трудно избавиться от впечатления, что социология занимается явлениями, которые часто считаются "естественными" и над которыми мы обычно не даем себе труда задумываться, воспринимая их на уровне здравого смысла. Экономистов, кстати, такая логика здравого смысла вполне устраивает. Выводя хозяйственные мотивы из индивидуального экономического интереса человека, они молчаливо предполагают, что подобное поведение соответствует его "естественному состоянию", врожденным склонностям и инстинктам.

Однако самые привычные и обыденные вещи только кажутся "естественными".

В самом деле, как ответить на следующие "простые" вопросы: почему потребители ходят в разные магазины и платят за одну и ту же вещь совершенно разные цены?

Почему предприниматели стараются выбирать деловых партнеров из строго определенного круга? Почему работники ревниво реагируют даже на ничтожное повышение оплаты своих коллег, но спокойно воспринимают большие разрывы в доходах между "рядовыми" и "начальством"?

Сначала отыскиваются универсальные психофизиологические и морализаторские объяснения. В частности, почему возникают трудовые конфликты? Отвечают: а потому, что в природе человека заложено подсознательное, агрессивное начало. Или почему, скажем, люди работают "спустя рукава", даже если это грозит им явными материальными потерями? Опять же есть объяснение: потому что человек по натуре ленив и испорчен. Но по крайней мере один порок подобного рода толкования бросается в глаза даже после минимального раздумья: в поведении людей, бесспорно, происходят серьезные изменения. Каков же их источник, коль скоро основные движущие силы заданы природой человека a priori? Известно, например, что столетиями существовало определенное жесткое разделение хозяйственных ролей в домашнем хозяйстве между мужчиной и женщиной, и оно считалось "естественным".

А потом "вдруг" дало множество трещин, и роли начали интенсивно перемешиваться.

Куда же девалась "естественность"?

В этом пункте необходима изначальная ясность: социология не занимается тем, что называют "человеческой натурой". Ее интересуют действия людей как членов общества, обучающих друг друга социальным нормам поведения, входящих в состав определенных социальных групп и организационных структур. С пониманием того, что из себя представляет экономическая социология, связано немало заблуждений. Почему необходимо прочертить какие-то первоначальные границы, отделяющие ее от экономической теории. Моя задача - сформулировать предмет экономической социологии, определить те принципы, на которые может опираться построение моделей "социологического человека" в экономике, проанализировать непростые взаимоотношения экономической теории и экономической социологии.

Итак, где же пролегают границы между двумя дисциплинами? Быть может, различен объект исследования? Отчасти это верно. Экономическая теория в значительно большей степени изучает отношения, овеществленные в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. Социология же более ориентирована непосредственно на человеческое поведение и социальные связи как таковые. Но пересечение объектов исследования все же довольно велико.Раскрытие предмета экономической социологии через веберовские категории экономического и социального действия определяет этот предмет с позиций методологического индивидуализма. И важно сразу же оговориться, что последний резко отличается от методологического индивидуализма, принятого в экономической теории. Индивидуализм homo economicus тесно сопряжен с его атомизмом, с относительной независимостью принимаемых им решений и установлением опосредованной социальной связи (преимущественно через соотнесение результатов действия).

Социологический индивидуализм - явление другого методологического порядка.

Индивид рассматривается здесь в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры. Общество в данном случае не просто витает как абстрактная предпосылка, но зримо присутствует в ткани индивидуального действия. Всякий социологический индивидуализм, таким образом, весьма относителен. И веберовский подход правомерно называть индивидуализмом в противовес, скажем, холизму Э. Дюркгейма. На фоне же учений экономистов-неоклассиков такое определение оказывается очень условным.

Признание социальной укорененности экономического действия означает, во108 первых, что его мотивы выходят за пределы экономических целей, а во-вторых, что эти мотивы - продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида. Социальное действие реализуется в трех ключевых типах отношений: экономических, культурных, властных. На их основе выстраиваются следующие социальные общности:

Сети межличностного общения;

Организационные структуры;

Социальные группы;

Национальные общности.

Каждая общность может строиться на любом типе отношений, а чаще всего включает в себя все три типа связей, ни один из которых не имеет заведомого приоритета, будь то рыночный обмен, единые нормы и ценности или властные взаимозависимости.

Какие принципы могут быть заложены в основу построения социологической модели экономического действия? Экономисты имеют свое решение проблемы.

Особенно важна в этом случае позиция В. Парето, который развел экономическую теорию и социологию по разным углам, предложив первой заниматься изучением "логических действий", а второй - "логическим исследованием нелогических действий". П. Самуэльсон придал этому различию канонический характер. А закреплено оно в остроумном афоризме Дж. Дьюзенберри: "Вся экономическая теория посвящена тому, как люди делают выбор; а вся социология посвящена тому, почему люди не имеют никакого выбора".Как при таком подходе выглядит "социологический человек" (homo sociologicus)?

Его рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, является человеком независимым, эгоистичным, рациональным и компетентным, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичным, он ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и неспособен к калькуляции. Посмотрим на вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. Бруннером и У. Меклингом: это "человек изобретательный, оценивающий, максимизирующий полезность". A homo sociologicus описывается моделью, предложенной С. Линденбергом: это "человек социализированный, исполняющий роли, поведение которого санкционировано обществом".

Избрав указанный путь, остается формализовать социологическую модель, чтобы придать ей более "рабочий" вид. Например, можно применить те же маржиналистские подходы и представить homo sociologicus как максимизатора степени собственной социализации и минимизатора неопределенности, связанной с его неполной включенностью в социальные нормы. Довести такую модель до количественной определенности, конечно, непросто. Но в случае успеха у экономической модели появится родственная конструкция, обрастающая собственным математическим аппаратом.

В итоге наряду с "экономическим автоматом" мы получим еще один "социологический автомат", причем более диковинный и, пожалуй, менее привлекательный - туповатый и пассивный. Не мудрено, что возникает соблазн отсечь социологический полюс обеспечивает единый подход для социальных наук.Социологи не раз сами развязывали споры с экономистами (О. Конт в середине XIX века, А. Смолл на рубеже веков, Т. Парсонс в середине XX столетия). Однако нужно сказать, что в подобных спорах с точки зрения научного сообщества социология, как правило, проигрывала экономической теории. И не только потому, что как самостоятельная дисциплина социология более молода. Основная причина, мне кажется, коренится в устойчивом воспроизводстве позитивистских стандартов того, что можно и нужно считать "наукой". С точки зрения требований оценочной нейтральности и строгости эмпирической верификации суждений, использования сложных математических и статистических моделей экономическая теория, бесспорно, имела и имеет больше шансов на то, чтобы представить себя в роли "истинной науки". Кроме того, свою роль сыграли и политико-идеологические факторы. Считается, что среди социологов слишком много людей "левых" убеждений. И действительно, неомарксизм разного толка сохраняет тут достаточно прочные позиции. Отношение же к "левым" сдержанное даже на Европейском континенте, а в университетах США их попросту третировали. Так что чисто научными дебатами дело не ограничивается. И сегодня призывы к единению лучших экономических и социологических сил пока во многом остаются благими пожеланиями.

Заключение

В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и тому подобное. «Рекордная» безработица - тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня - чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (то есть технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

экономический социология труд конкуренция

Список литературы

1. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социол. исслед. 1998, № 1, с. 46.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2005. - С. 210

3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. 446 с.

4. Кравченко А.И. Социология для экономистов. М.: ЮНИТИ 2001, - 336

5. Полани К. Два значения термина «экономический»// Неформальная экономика. Россия и мир. - М.: Логос, 1999.

6. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1997. С. 14-49; Дорин А.В. Экономическая социология. Учебное пособие. Мн., 1997. С. 20-29.

7. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996

8. Смелзер Н.Дж. Социология экономической жизни // Американская социология. М.: Прогресс, 1965, - 188 с.

9. Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.Н. Калугина. - Новосибирск: Наука, 1999.

10. Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

11.Ковалевский М. М. Социология // Сочинения: В двух томах. Т. 1. СПб: Алетейя, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет, объект, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. Объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Объект и предмет экономической социологии. Особенности экономической стратификации. Психология предпринимательской активности. Особенности трудовой адаптации молодых специалистов на рынке труда. Хозяйственные организации, понятия и основные признаки.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2011

    Социология как наука о законах становления, функционирования, развития общества, ее объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом. Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Связь социологии труда с другими науками.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Три главных структурных элемента социологии. Интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии. Экономическое поведение, деятельность. Сущность и роль социальных отношений как структурного элемента экономической социологии.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Сущность основных понятий экономической социологии. Описание положений социоэкономики как междисциплинарной парадигмы. Сущность и различие дисциплин "Экономическая социология" и "Социоэкономика". Характеристика сходных взаимосвязей и закономерностей.

    реферат , добавлен 28.03.2015

    Социология труда на современном этапе, история ее становления, методологические установки в науке XX в. Особенности социально-экономической неоднородности труда. Разработка анкеты и процедура исследования по удовлетворенности трудом работников компании.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Социология Огюста Конта: социальная статика и динамика. Наблюдение как основной метод исследования в социологии Конта. Возникновение и развитие натуралистического направления в социологии XIX века. Карл Маркс и социологическая концепция марксизма.

    реферат , добавлен 08.12.2011

    Исследование социальных явлений. Объект, предмет, функции социологии труда. Специфика социолистического подхода к изучению труда. Человек в управлении трудом. Социальная сущность труда и формы его организации. Законы и категории, определяющие труд.

Экономическая социология представляет собой отраслевую социологическую дисциплину, часть социологической науки, и ее объект и предмет можно определить на основе конкретизации объекта и предмета социологии в целом, выявив особенности.

Социология является одной из наиболее динамично развивающихся сфер современного научного знания, специфика которой определяется сложностью ее объекта изучения. Объектом социологической науки, т.е. частью реальности, на которую направлен ее исследовательский интерес, является общество как совокупность многообразных форм совместной жизнедеятельности, объединений, ассоциаций и взаимодействий людей. Однако само определение общества как объекта изучения социологии уже является дискуссионным вопросом и не имеет однозначного ответа. Среди исследователей еще в период становления социологического знания в начале XX в. выделились два базовых подхода к пониманию общества:

  • 1) социальный реализм , основанный на представлении о том, что общество является самостоятельной формой реальности sui generis, обладающей собственными специфическими закономерностями существования и развития. Такое понимание общества нашло наиболее последовательное воплощение в структурных социологических парадигмах (диалектико-материалистическая теория К. Маркса, структурный функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.);
  • 2) социальный номинализм, предполагающий, что общество представляет собой совокупность индивидов. Данный подход воплотился в теориях действия и интерпретивных парадигмах ("понимающая социология" М. Вебера, символический интеракционизм Дж. Г. Мида и Г. Блумера, феноменологическая социология А. Шютца, "социология знания" П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология Э. Гарфинкеля и др.).

Уже в силу неоднозначного определения общества как объекта изучения социология является полипарадигмальной наукой, т.е. включает в себя несколько научных парадигм как общепризнанных научных достижений, в течение длительного времени дающих ученым модели постановки проблем и их решения (по Т. Куну). На основе социального реализма и социального номинализма сформировались структурные (классические) и интерпретивные (неклассические) парадигмы, а в современной социологии – интегральные (П. А. Сорокин) и объединительные (П. Бурдье, Э. Гидденс), а также постмодернистские парадигмы (3. Бауман, Ж. Бодри). Будучи ориентированными на разные познавательные предпосылки исследований, социологические парадигмы не опровергают, а дополняют друг друга, обусловливая теоретический и понятийный плюрализм современной социологической науки, ее дискуссионный характер.

Полипарадигмальный характер социологии в полной мере проявляется при определении ее предмета.

Предмет науки представляет собой специфическое воспроизведение реальности, т.е. ее объекта, на абстрактно-теоретическом уровне, особую "оптику", совокупность специфических вопросов, которые задаются этой наукой для выявления именно тех аспектов реальности, которые для нее значимы.

Науки, имеющие сходные объекты, могут существенно различаться именно предметами исследования. Предмет социологии составляют те специфические аспекты жизни общества, на которые направлена исследовательская деятельность социологов. В соответствии с различиями в подходе к определению общества по-разному определяется и предмет социологии. Так, представитель социального реализма Э. Дюркгейм в качестве предмета социологии выделяет социальные факты, независимые от сознания людей и оказывающие на них принудительное воздействие. Сторонник социального номинализма М. Вебер считает предметом социологии социальное действие, обладающее двумя отличительными признаками: 1) наличие осознанного смысла; 2) ориентация на других людей.

От определения предмета науки во многом зависит характер ее предметного поля и используемых методов, поскольку предполагает концентрацию исследовательского интереса на одних аспектах социальной реальности и абстрагирование от других. Однако следует принимать во внимание, что сложность, многогранность и динамизм общества порождает и подвижность, и многогранность предметных областей социологии. Современные исследователи избегают однозначных и жестких определений предмета социологии, поскольку они могут ограничивать ее познавательные возможности, исключать из рассмотрения значимые проблемы социальной жизни. В то же время по специфике предметных областей выделяются отраслевые социологические дисциплины, сосредоточенные на отдельных сферах социальной деятельности или институтах. К таким дисциплинам относится и экономическая социология, которая, в свою очередь, включает в себя такие предметные области, как социология предпринимательства, социология труда, социология организаций, социология рынка и др. Набор отраслевых социологических дисциплин постоянно изменяется в связи с трансформациями проблемных полей науки и усложнением социальной реальности. При этом их предметы продолжают оставаться дискуссионными и подвижными.

Объектом экономической социологии , т.е. той частью реальности, на которую направлен ее познавательный интерес, является экономика, хозяйственная жизнь общества, экономическая деятельность людей.

Та же реальность является и объектом экономической теории, изучающей "деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов".

Принципиальные различия между науками следует искать в их предметах и методах, особенностях подхода к изучению объекта, специфической "оптике", применяемой для выявления его наиболее существенных с точки зрения данной науки характеристик. Если экономика абстрагируется от влияния государства, церкви, культурных и образовательных систем на хозяйственную деятельность или рассматривает их как внешнюю среду, в которой хозяйственная деятельность осуществляется, то экономическая социология рассматривает все эти социальные факторы как внутренние предпосылки экономической деятельности, существования и развития экономических институтов, социально-экономической динамики.

Определение предмета экономической социологии зависит от общего парадигмального подхода, применяемого исследователями. С позиций реалистического, холистского подхода (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) экономика рассматривается как элемент или подсистема в целостной системе общества, связанная с другими подсистемами – социальной, культурной, политической, влияющая на них и подверженная их влиянию. В теории К. Маркса экономические интересы детерминируют в конечном счете (а не непосредственно) политические, культурные и прочие отношения. В известной работе "К критике политической экономии" он писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства – от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что́ сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями... Базис общества как способ производства определяет процессы, происходящие в политической и культурной надстройке".

В теории структурного функционализма Т. Парсонса экономика как подсистема общества функционально связана с другими его подсистемами – социальной, культурной, политической – и выполняет функцию адаптации. Коллега и соавтор Т. Парсонса, Н. Смелзер в работе "Социология экономической жизни" подчеркнул как взаимодействие, так и предметное разграничение экономики и экономической социологии, которые "задают разные вопросы" об экономическом поведении. Социологический подход шире экономического, он основан на исследовании "социальных переменных", действующих в "экономической сфере" жизни общества. К "экономической сфере" Смелзер относит производство, распределение, обмен и потребление, а к "социальным переменным", действующим в этой сфере, – общности и группы, роли и статусы, организации, формы власти, рынки (труда, услуг), коллективные действия, ценности, мотивы. Тогда экономическая социология представляет собой "приложение общей системы отсчета, переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов". Именно с работами Т. Парсонса связаны перевод на английский язык и публикация в США, а по существу, введение в научный аппарат американских социологов основных работ М. Вебера.

Сегодня в определении предмета экономической социологии преобладают номиналистические интерпретации общества и деятельностный подход, поэтому он выявляется через понятия "экономическое действие", "экономическая деятельность", "экономическое поведение". Эти понятия близки, и некоторые исследователи отождествляют их или фиксируют внимание на различных смысловых аспектах. Понятие "действие" восходит к приведенному выше определению социального действия М. Вебера и предполагает осознанную, целесообразную активность субъекта. Понятие "деятельность" акцентирует сознательную, целесообразную преобразовательную активность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей. Деятельность включает цель, средства, процесс, нормативный порядок и условия осуществления, а также конечный результат (воплощенную цель). Под экономической деятельностью понимается индивидуальная и групповая целесообразная активность, направленная на производство, распределение и потребление благ в условиях использования редких ресурсов. Можно выделить различные формы экономической деятельности – производственную, трудовую, предпринимательскую, хозяйственно-организационную и т.д.

Под поведением понимается совокупность наблюдаемых действий, поступков людей, которые не всегда могут быть осознаны и целесообразны, поскольку изначальная мотивация, предполагавшиеся смысл, цели, нормативные ориентации не всегда получают реальное воплощение и внешнее выражение. Понятие "поведение" акцентирует внимание исследователей на процессах адаптации к социальной реальности (ролевое поведение). Под экономическим поведением понимают совокупность действий, мотивированную экономическими интересами и предполагающую определение желаемого баланса между издержками и выгодами.

Говоря об экономической деятельности, социологи имеют в виду сознательную производственную, потребительскую, обменно-распределительную, организационную активность, направленную на удовлетворение потребностей в условиях редкости доступных благ, осуществляемую на основе социально оформленных мотивов и целей, в контексте нормативных порядков, определяемых формальными и неформальными правилами. Субъектами экономической деятельности являются как индивиды, вступающие в социальные отношения, объединенные сетевыми связями, так и коллективы и организации, представляющие собой системы социальных отношений, а также государства.

В работах, посвященных хозяйственной этике мировых религий, М. Вебер рассматривал хозяйственную деятельность людей как деятельность, ориентированную на ценности и институты конкретных обществ – на протестантские, индуистские, конфуцианские религиозные ценности, на такие сложившиеся социальные институты, как государство, профессиональные корпорации, семья, формы собственности и т.д. Это дало ему возможность проанализировать конкретные исторические формы хозяйственной жизни как продукт обусловленных культурой "картин мира", как результат целостного "жизненного поведения" людей в контексте социальных структур и институтов.

Введенная М. Вебером типология социального действия позволила ему ввести вариативность самого понятия рациональности, интерпретировать его как целерациональное, т.е. ориентированное на достижение целей наиболее эффективными средствами, и ценностнорациональное, т.е. ориентированное на реализацию ценностей, значимых социокультурных образцов поведения. Соответственно, хозяйственные действия людей стало возможно объяснять как их чисто экономической целесообразностью, так и стремлением соответствовать некому ценностному образцу, реализовывать приписанный культурой этос. Эта типология еще дополняется традиционным действием, позволяющим объяснить экономическое поведение сложившимися в обществе устойчивыми стереотипами, и аффективным действием, отражающим нередкое в реальной жизни эмоционально обусловленное поведение. Все это позволяет рассматривать поведение человека в сфере хозяйствования как результат действия не просто материальной потребности или эгоистической ориентации на максимальную выгоду, а как следствие усвоения и реализации социокультурных ценностей и норм, отношений в социальных группах, в которые включен любой индивид, действия различных социальных институтов.

Экономическая социология изучает нормативные, ценностные, институциональные, групповые особенности действий индивидуальных и коллективных экономических акторов, т.е. социокультурные аспекты производственной, трудовой, предпринимательской, организационной и иной деятельности, ориентированной на максимизацию прибыли и оптимизацию издержек.

Предмет экономической социологии – социальное содержание (предпосылки, мотивы, нормативные рамки, социальные последствия и т.д.) экономического действия, социальная природа экономических институтов, формы включения культурных и властных отношений в хозяйственную деятельность.

Безусловно, такое определение предмета экономической социологии носит предварительный характер и для его уточнения следует определить место экономической социологии среди других социальных и гуманитарных дисциплин, прежде всего прояснить отличие ее предметной области от предметной области экономической теории.

Сфера экономической жизни является одной из важнейших в развитии общества (наряду со сферой культуры и политики). Именно она, как и культурная, политическая и другие сферы, отражает уровень, особенности развития цивилизации того или иного общества в ту или иную эпоху.

Существует немало наук об экономической сфере, что связано с выделением ее как особой подсистемы общества. Сегодня изучение экономических процессов, экономических отношений и явлений экономической жизни все актуализируется и требует всестороннего социологического анализа.

Деперсонализирована форма (отсутствие роли конкретного человека как доминанты, субъекта экономических отношений) восприятие и изучение сферы экономики экономическими науками не дает исчерпывающего ответа на множество вопросов, возникающих при исследовании социально-экономической сферы. Современный этап развития экономической жизни требует всестороннего учета того, что связано с волей и желаниями человека. Сейчас корне меняется ее роль и влияние в усвоении достижений науки, в овладении всем механизмом хозяйствования. Очень важно разобраться и понять, что происходит в сознании человека, что обусловлено серьезными сдвигами в производительных силах и отношениях собственности, и как реализовать на практике требования и цели, которые ставит жизнь. Экономическая жизнь функционирует не только благодаря действию объективных законов общественного развития, но и - субъективной деятельности людей. Деятельность немыслима, прежде всего, без целей, направленных на удовлетворение экономических интересов, которые, в свою очередь, и преломляются через человеческое сознание в форме взглядов, мыслей, чувств, мотивов, интересов действий и тому подобное. Оно не может существовать вне элементами культуры человека, формирует место для экономической культуры человека.

Осознание всех реальных процессов и явлений непосредственно влияет на совершенствование экономической жизни. Это позволяет сделать вывод, что, наряду с системой экономических дисциплин, экономическая социология способна охватить изучения социальной сферы экономики, все элементы сферы экономической жизни, способна отразить глобальные и частные проблемы жизни людей. В целом же экономическая социология представляет сегодня сумму теоретических и прикладных знаний. Это - система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества: производства, обмена, распределения и потребления. Она нацелена изучать многообразие форм экономического поведения, деятельности индивидов, социальных групп, экономических институтов в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Экономическая социология относится к междисциплинарных наук. Она интегрирует социологию и экономическую науку, изучает действия экономических законов, закономерности развития экономических и социальных отношений, жизнедеятельности людей. Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни через призму социологических категорий, поэтому большинство ученых склонна под экономической социологией понимать социологический подход в изучении экономических явлений.

Объектом изучения экономической социологии выступают люди - участники экономической жизни общества, которые объединяются в группы, организации, учреждения, пронизанные отношениями социально-экономического характера. Предметом экономической социологии являются различного рода социально-экономические отношения, возникающие в экономической сфере общественной жизни и которые отражают многообразие отношений людей разных социальных групп, слоев, с различными социальными позициями. Процесс ее становления - процесс незавершенный. Расширение и уточнение ее предмета и объекта, методов и направлений исследования будут продолжаться и дальше.

Следует отметить, что до сих пор не существует в научных кругах единого мнения относительно определения понятия экономической социологии и отдельного объекта и предмета ее изучения. Долгое время исследования велись по отдельным направлениям, посвященными труда, трудовым ресурсам, управлению, материальной базе жизни населения.

Разработка изучения социологических проблем, связанных с развитием экономических отношений, выходила на разные уровни анализа. Сначала в трудах ученых появилось такое понятие, как "индустриальная социология". В советской научной и учебной литературе это трактовалось как "промышленная социология" и в таком словопоеднанни оправдывала свое назначение, потому что освещала социальные проблемы материального производства. Впоследствии в системе социологического знания на стыке с экономическими науками испытывались самостоятельные научные направления более конкретного и узкого спектра: "социология труда", "социология управления", "социология села", "социология города". Все эти научные направления под разным углом рассмотрения отнесены к экономической социологии.

Сегодня экономическая социология рассматривается преимущественно как комплекс проблем, имеющих четко выраженный социально-экономический и системный характер ("социология труда", "социология управления», «психология и экономика труда", "социология города", "социология села", "социальная структура "," социология рынка "," социология предпринимательства "и др., в которых экономический смысл имеет доминирующее значение. Поэтому весь спектр проблем экономической жизни можно охватить одним понятием" экономическая социология ".

Однако некоторые аспекты, которые одновременно являются и структурными компонентами "экономической социологии", выступают как самостоятельные социологические теории (социология управления города, села и др.), Где равноправными критериям их формирования выступают культура, право, территориальность и др.

Коротко рассмотрим основные источники и этапы развития экономической социологии.

Одной из первых комплексных теорий, объясняла суть и структуру экономики и ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни, была теория экономического либерализма английского экономиста А. Смита, в которой всесторонне были проанализированы капитализм как экономическую подсистему общества. Экономика, утверждал А. Смит, не существует вне общества, поскольку ее состояние обусловлено влиянием государства, свободы предпринимательства, конкуренции. Не оставил без внимания систему "экономика-общество" и другой английский экономист Д. Рикардо. В своих трудах он обозначил основные условия гармонии интересов труда и капитала. Английский экономист, философ Т. Мальтус показал взаимосвязь между производством, потреблением и динамикой народонаселения. Это - первый этап развития экономической социологии.

Второй этап развития научных представлений о экономическую сферу общественной жизни был связан с появлением первых противоречий между капиталистической экономикой и обществом, с кризисами и антагонизмом труда и капитала, безработицей и тому подобное. И значимым в становлении и развитии экономической социологии считают вклад ученых немецкой, французской и американской социологических научных школ.

Немецкая экономическая социология, по научному методу, была исторически сравнительной с акцентуацией на культурологическом аспекте (М. Вебер, И. Шумпетер, В.Зомбарт, Г.Зиммель). Экономическая интерпретация истории К. Маркса произвела существенное влияние на формирование экономической социологии. Все они заложили фундамент социологического подхода в изучении общей экономической теории.

Научное творчество М. Вебера ("Экономика и общество", "Общая экономическая история", "Протестантская этика и дух капитализма") заложила теоретический фундамент экономической социологии. Объединив научные методы истории и аналитической экономики, он подал новую дисциплину как объяснительную, ключевыми проблемами которой выступали: роль власти в функционировании экономической системы; определение неэкономических причин возникновения капитализма и тому подобное.

М. Вебер предоставил экономической жизни "духовности", а понятием экономического сознания, экономической этики, экономического поведения - статуса категорий экономической социологии, рассматривая их через призму именно культурного аспекта.

Выдающимся представителем социоаналитичного (историко-социологического) направления в исследовании экономической сферы общественной жизни, в частности феномена предпринимательства, был немецкий социолог, историк, экономист В. Зомбарт. Его интересовал субъективный аспект экономического реализма: установки, наклоны людей к рационального экономического поведения.

Огромный интерес к экономической социологии обнаружил один из самых известных экономистов-социологов Й. Шумпетер. Он много сделал дня институализации, назвав социологической экономикой, структурировал ее на несколько важных отраслей научного знания: экономическая теория, экономическая история, экономическая социология и экономическая статистика. Шумпетер вошел в историю экономической социологии также благодаря своему видению предприятия в центре структурной логической системы, которая отражала капиталистическую экономику в целом. Это - один из плодотворных направлений в экономической социологии в целом и в исследовании собственно предпринимательской деятельности в частности, где тесно переплелись предпринимательство с нововведением. Кроме того, он исследовал взаимозависимость между экономической и социальной стабильностью в развитии капитализма.

Другой немецкий социолог - Г.Зиммель хорошо известный в данном научном направлении своим анализом роли доверия в экономике и трактатом о социологии денег (труд "Философия денег»).

Огромный вклад в формирование экономической социологии сделал К. Маркс, который первым совершил попытку социологической перестройки теоретической экономики. Он рассматривал элементы экономической системы - производство, распределение, накопление капитала - как социальные процессы. Предметом его анализа были: эксплуатация труда и деградация личности рабочего, абсолютное и относительное обнищание большинства общества. Маркс впервые применил системный анализ к обществу согласно которому любое общество относится к определенной исторически сложившейся общественно-экономической формации, где все подсистемы (экономическое, политическое, культурное жизни и т. Д.) Взаимодействуют друг с другом и развиваются на основе экономического базиса. Теория Маркса была наиболее адекватным описанием и анализом капиталистической экономической системы (на первый период), осуществленным в социологическом плане.

Наряду с представителем немецкой школы весомый вклад в развитие экономической социологической мысли сделал известный французский социолог Э. Дюркгейм. Он одним из первых начал подразделение экономической социологии и стал автором ее первой программы. Известной трудом Дюркгейма, учитывая экономической социологии, является "разделение труда в обществе", в которой он обосновал ошибочность толкования разделения труда исключительно по экономическим научных позиций. По его мнению, этот процесс несет в себе соединительную силу, элемент "живой ткани" солидарности, жизненной условия существования современного общества. Весомыми также исследования Дюркгеймом экономических институтов, а именно - собственности и учета, изучение проблем потребления, денег и вознаграждения.

Значительный интерес к формированию экономической социологической мысли обнаружили и наши соотечественники М. Туган-Барановский, М. Ковалевский, Н. Бердяев, Булгаков и другие, труды которых касались проблем взаимодействия экономической и социальной сфер. М. Туган-Барановский в своих исследованиях обосновал роль хозяйства в социальной жизни. В работе "Об установлении социалистического строя и об эксплуатации труда" он рассмотрел роль социальных потребностей в стимулировании хозяйственной деятельности. Главной целью производства и важной производственной силой он считал человека с его потребностями (социальный фактор производства), одновременно большое внимание уделял кооперативам, подчеркивая их некапиталистическое характер. Во многом его взгляды оказались иллюзорными и противоречивыми. Дельцом оригинальные для своего времени, они опередили большинство теорий о роли человека на Западе.

Субъектом экономической деятельности, по мнению С. Булгакова, является "экономический человек" (ekonomic man) - это центральное понятие экономической науки. Экономический человек конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологической мотивации. Его перу принадлежит только одна научная книга "Философия хозяйства" и, правда, - значительное количество статей по проблемам марксизма, социализма, христианской философии. С. Булгаков, в частности, стремился синтезировать комплекс социальных наук - политэкономию, философию, социологию, выдвигая задачу: понять мир как объект трудового хозяйственного воздействия, а сама философия хозяйства есть, по его мнению, философия объективной действия.

Определенную роль в формировании экономической социологии сыграл российский экономист-социолог Н. Кондратьев (ученик и последователь М. Туган-Барановского). В своих теоретических обзорах он доказывал экономическую бесперспективность как крупных капиталистических, так и мелких трудовых крестьянских хозяйств, выступал за развитие кооперации, но считал, что создавать кооперативы следует строго добровольно и в определенной последовательности, подчеркивая, что производственный кооператив является наиболее развитой формой ведения хозяйства.

Следующий этап, сутью которого является определение и интерпретация экономической социологии в западном научном мире, связанный с именами Т. Парсонса, Н. Смелзера, Э. Мэйо, К. Полоньи. Однако, параллельно с экономико-социологическим направлением развивался и управленческий направление в рамках данного знания, тесно переплетался с направлениями экономической социологии, социологии труда, управления и предпринимательства в частности.

Что касается управленческих подходов в системе экономической социологической теории, то следует отметить весомый вклад Г. Файоля, А. Шелдона, Р. Тейлора, М. Фоллета, Ч. Бернарда, Г. Саймона, Д. Макгрегора. Дж. Коттера и др. Традиции американской школы экономической социологии характеризовались, прежде всего, формальным установлением и отделением данной дисциплины от общей экономической науки (в противовес экономистам). Экономическая социология достаточно трудно получала свое определение как самостоятельная отраслевая социология. По этому поводу между социологами и экономистами шла борьба.

Основным результатом нового концептуального подхода Т. Парсонса и Н. Смелзера к проблемам экономической социологии был структурно-функциональный подход. Проанализировав связи между экономикой и обществом, они признали экономику как подсистему социальной системы с выполнением ее первичной функции - приспособление общества к окружающей среде. В дальнейшем Смелзер исследовал взаимодействие экономики и культурных факторов, политических переменных (процессов, явлений, этнических отношений, отношений социальной структуры). Его основной вклад - разработка концепции социологического анализа экономических процессов (производства, распределения и обмена, потребления, экономического роста и т.д.).

Разработка интересных и полезных подходов относительно современных трансформационных процессов посттоталитарных обществ, связанных с переходом к рыночной экономике, принадлежит американскому антропологу К. Полоньи. Предметом его научного поиска было исследование обществ с рыночными экономическими отношениями, эволюция рыночной ментальности и т. Д.

С 50-60-х годов западная социологическая мысль активно разрабатывает концепцию индустриального и постиндустриального обществ. Основными представителями ее были Р. Арон, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт и др. Основная идея этой концепции заключается в том, что современное состояние экономической системы в корне отличается от традиционного капиталистического состояния. Видоизменения форм собственности и отделения от функции власти, а также структурные изменения в экономической сфере является источником новых качественных изменений в состоянии общества, его мобильности и трансформации. Современная экономическая социология постоянно наполняется и синтезируется благодаря различным подходам изучения и осмысления как на макро-, так и на микросоциологическом уровне в социально-экономическом и других разрезах общественной жизни.

Главной задачей экономической социологии является изучение социально-экономического положения интересов, поведения различных социальных групп в сфере экономической жизни, специфических социальных механизмов развития экономики и разработка на этой основе теоретического представления об экономико-социальную структуру общества и его влияние на экономическую жизнь. Экономическая социология рассматривает закономерности экономического развития с позиций интересов и статуса различных социальных групп общества. Важные направления исследования экономической социологии заключаются в количественном и качественном составе субъектов экономической деятельности, а также их функции, интересы, статус, доходы, взаимоотношения.

Как и любая наука, экономическая социология имеет свою структуру, функции, понятийный аппарат, методы исследования. Коротко рассмотрим некоторые категории и понятия, которыми обладает данная дисциплина, чтобы глубже представление о сфере экономической социологии.

Структура основных понятий и категорий в экономической социологии состоит из нескольких уровней. К первому уровню категорий относят категории "экономическая" и "социальная сфера". Они отражают содержание процессов, происходящих на стыке экономики и общества в целом. К этому уровню относят и общенаучные категории; "система", "структура", "функции", "процесс", "механизм", "развитие" и др. Данные категории используются для формулировки и описания социальной и экономической сферах. Ко второму уровню, так называемых общесоциальных категорий, относятся: "социальни-, економични-, производственные отношения", "социальные общности", "группы", "события", "механизмы развития" и т. Д. Третий уровень, так называемые специальные категории, - объединяет те, конкретизирующие содержание социальных механизмов: "экономическое сознание", "экономическое мышление", "экономическая культура", "экономические интересы", "экономическая деятельность", "экономическое поведение" и др.

Эта система категорий создает методологическую основу для исследования социально-экономических процессов проявления в них более тесных связей и закономерностей. Коротко раскроем содержание некоторых из них, которые совпадают с направлениями исследования экономической социологии.

Одним из центральных направлений исследования являются социально-экономические отношения. Под ними понимается разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей и их взаимодействием, направленных на обеспечение материальных потребностей человеческой жизни и достижения определенных социальных преимуществ и целей. Экономические отношения возникают между людьми, группами людей по поводу материальных вещей, событий, проблем: производство, распределение, обмен, владения, использования, потребления.

Экономическая жизнь - обобщенная категория, сказывается вся совокупность экономических отношений, деятельности и поведения людей, которые действуют (хозяйничают в обществе). Протекает экономическую жизнь преимущественно в экономической сфере общества, где люди взаимодействуют прежде всего как экономические субъекты, с собственными интересами, целями.

Первая представляет собой совокупность действий, актов индивида, через которые он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей. Экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия), которые обслуживают или сопровождают данную деятельность, предоставляя ей специфичности.

Система экономических отношений общества слишком сложная и разветвленная. Она включает:

■ производственные отношения, которые возникают только в процессе производства материальных средств к жизни;

■. распределительные отношения, которые возникают по поводу распределения в обществе каналов доступа к жизненным благам и способов их присвоения;

■ отношения обмена (купли-продажи) - преимущественно рыночные отношения между "продавцами", "покупателями" и "посредниками", здесь воспроизводится система торговли, коммерции, бизнеса;

■ отношения в сфере потребления, возникающие для удовлетворения непосредственных потребностей людей как потребителей, оказываются в наличии благ и умении пользоваться ими.

Экономическое поведение (система взаимосвязанных поступков) также имеет свои качественные разветвления. При этом различают трудовую, инновационную, профессиональную и другие поведения.

Особое место в экономической социологии занимает экономическая культура. Под ней понимают совокупность социальных ценностей и норм, которые являются регуляторами экономического поведения людей и выполняют роль социальной памяти общества. Сюда отнесены и ценности, знания, нормы, требования, санкции.

Особое значение для экономической культуры имеют ценности, которые обогащают людей и коллективы. К ним относятся: власть, богатство, имущество, деньги, взаимопомощь, обмен, авторитет, скооперованисть и т. П.

Особенностями экономической культуры является то, что она охватывает лишь те ценности, нормы, потребности, которые возникают из потребностей экономики и существенно влияют на нее, и она более, чем другие виды культур, ориентированная на управление поведением людей.

Экономическая социология взаимосвязана со многими науками, особенно тесно с управлением. Связь экономической социологии с различными науками дает возможность разворачивать конкретные социологические исследования по широкому кругу вопросов и проблем взаимодействия людей и групп в экономической сфере жизни.

Экономическая социология - сложная и мультисистемный дисциплина. Пока не существует среди специалистов согласованности по четкой структуры и последовательности и в отношении самого содержания данной дисциплины.

Литература по данной отрасли знаний в большинстве неоднозначна по тематике и логики содержания экономической социологии.

Выделенными, но одновременно и дополняющими компонентами экономической социологии выступают "социология труда", "социология управления", "социология предпринимательства", "социология рынка" и другие, хотя они и интерпретируются как самостоятельные отраслевые социологические теории.

Контрольные вопросы:

1. Место и роль экономической социологии в структуре социологического знания. Объект и предмет ее изучения.

2. Основные направления формирования экономической социологии.

3. Структурные компоненты экономической социологии.

Веселое Ю. В. Экономическая социология: история идей. - СПб., 1995.

Дорин А.В. Экономическая социология. - М., 1997..

Экономическая социология / Учеб. посибн. Под ред. В. М. Вороны, В. Е. Пилипенко. - М., 1997..

Заславская Т., Рывккина В. Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991.

Лукашевич М. П., Туленков М. Специальные и отраслевые социологические теории. - М., 1999. и

Пилипенко В., Титарчук М. Экономическая культура и просвещение населения в условиях рыночных преобразований // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999, №2.

Радаев В. В. Экономическая социология. - М., 1997..

Смелзер Н. Социология экономической жизни // Американская социология, перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Уч. пос. - Минск, 1997..

Социология / Под ред. проф. Б. И. Лавриненко. - В 1998.

Социология. Курс лекций / Под ред. Печи В. М-К., 1996..

Социология управления / Под ред. Пилипенко В. Е. - М.: Высшее образование, 2003.

Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

Тощенко Ж. Т. Социология - М., 1994.

Черныш Н. Социология. Курс лекций. Вып. 4, 5.-Львов, 1996..

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...