Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы.


Демографические и миграционные проблемы на Дальнем Востоке России Дальневосточный Федеральный округ ДФО - это 364 территории страны и значительно скромная доля населения - 46. 198 собственного населения. Миграционный отток населения многократно превысил его естественную убыль соответственно 13763 тыс. В настоящее время демографическую ситуацию на Дальнем Востоке России продолжают определять: низкая рождаемость высокая смертность естественная убыль населения быстрое его старение более короткая чем в России в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мотрич Екатерина Леонидовна, докт. экон. наук

Институт экономических исследований ДВО РАН

г. Хабаровск

Демографические и миграционные проблемы

на Дальнем Востоке России

Дальневосточный Федеральный округ (ДФО) - это 36,4% территории страны и значительно скромная доля населения - 4,6%. ДФО за 1991-2008 гг. потерял 1596,6 тыс. чел., (19,8%) собственного населения. Миграционный отток населения многократно превысил его естественную убыль (соответственно 1376,3 тыс. чел. и 220,3 тыс.). Ни один из федеральных округов до этой отметки не опустился.

В начале 2009 г. на Дальнем Востоке проживало 6460,1 тыс. чел. (меньше, чем в 1975 г.). Заметим, что в ближайших трех провинциях Северо–Восточного Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян) к началу 2007 г. проживало 108,7 млн чел.

В настоящее время демографическую ситуацию на Дальнем Востоке России продолжают определять: низкая рождаемость, высокая смертность, естественная убыль населения, быстрое его старение, более короткая, чем в России в целом, предстоящая продолжительность жизни, устойчивый отток населения в западные районы страны и за рубеж.

Дальний Восток по числу рожденных детей на 1000 чел. населения приближается к среднеросийским показателям. Общий коэффициент рождаемости на Дальнем Востоке в 2008 г. составил 1на Дальнем Востоке был практически исчерпан, а социально-экономические трудности реформенного периода способствовали резкому снижению рождаемости и повышению смертности. В 1989-1990 гг. Дальний Восток оказался на крайнем рубеже простого воспроизводства населения, когда показатель суммарной рождаемости был 2,080 и в 1990 г. родилось 124,3 младенца. Абсолютный минимум рожденных детей отмечен в последефолтном 1999 г. – 64493 ребенка.

С 2000 г. число ежегодных рождений стало возрастать (за исключением 2005 и 2006 гг.) благодаря отчасти действиям правительства и благодаря вступлению в репродуктивный возраст многолюдного поколения, рожденного в благополучные с точки зрения демографических процессов 1980-е годы. Это способствовало формированию победных реляций о беби-буме. Но факты говорят об ином. За 2008 г. родилось в регионе всего 65,8% от уровня 1990 г. В ДФО уровень воспроизводства населения 0,6, то есть на смену десяти человекам родительского поколения приходит шестеро их "заместителей". На среднюю женщину за всю ее жизнь приходится 1,4 рождения вместо необходимых для простого воспроизводства населения 2,15.

К сожалению, пока нет такой социологии, которая помогла бы раскрыть мотивацию женщин для рождения вторых и последующих детей. Материнский капитал реализовал себя в настоящее время через энтузиазм женщин на желание родить. На 01.01. 2008 г. в ДФО выдано 14878 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. Однако следует признать, что введение материнского капитала не решит в целом проблему рождаемости – это слишком упрощенный подход. Для оценки его эффективности требуется не менее 30 лет, то есть период появления следующего поколения.

Ситуация с рождаемостью может ухудшиться после 2010 г. так как женщины, которые будут вступать в детородный возраст в течение ближайших 15 лет, уже родились. В возраст наивысшей повозрастной рождаемости (от 20 до 30 лет) войдет малолюдное поколение, рожденное в конце прошлого века.

Сокращение рождаемости само по себе является ярким индикатором радикальных и быстрых изменений в семье, обществе и государстве. В сложившейся в 1990-годы ориентации на малодетность «трудно представить, чтобы малочисленные девочки (как правило, единственные дочери у своих матерей) имели бы семьи с тремя-четырьмя детьми, необходимыми для простого воспроизводства населения».

В современных условиях институт семьи не выполняет своих функций, дети для семьи потеряли важные социальные и экономические функции. Рыночная система – однодетная (в антидетных экономических условиях). Нужна новая концепция государственной семейной политики. В нашей стране такая концепция, где были бы прописаны условия для разных типов семьи (однодетных, многодетных и др.), пока не разрабатывается.

Среди многих причин нового вектора процессов рождаемости выделяется бедность населения. У населения недостаточно материальных возможностей для своего нормального воспроизводства. Отношение к детям как к своему богатству и рождение желанного ребенка воплощаются в больших затратах семей на детей. По данным В. Елизарова на стимулирование рождаемости в 2007 г. в России тратилось менее 1% ВВП, в то время как в развитых странах – 2%.

Сложившийся уровень рождаемости является первопричиной депопуляции и заметного старения населения. Если по переписи 1989 г. численность населения в возрасте моложе трудоспособного превышала численность населения старше трудоспособного в 2,7 раза, то в год переписи 2002 г. - 28,1%, а в 2008 г. – всего 0,8%. Численность населения старше трудоспособного между переписями 1989-2002 гг. увеличилась на 24,9%, и его доля в структуре населения, по данным переписи 2002 г., составила 15,4% против 10,4% в 1989 г.

В 2010 г. абсолютная численность населения старше трудоспособного возраста уже может превысить численность населения в возрасте младше трудоспособного на 6,5%, а в 2030 г. это превышение может достичь 41,9%. Потеря трудоспособного населения в 2030 г. относительно 2008 г. предположительно составит более 0,8 млн. человек. При этом следует заметить, что численность трудоспособного населения будет сокращаться темпами, превосходящими уменьшение общей численности населения. Так, за период 2008-2030 гг. количественное уменьшение числа жителей в регионе предполагается по среднему варианту прогноза на 7%, а трудоспосбного населения – на 19,3% . Это самый высокий показатель среди всех федеральных округов России.

Быстро население начнет стареть после 2010 г., когда за границу 60 лет перешагнет поколение 50-х годов рождения. К 2030 г. эта когорта граждан в структуре населения Дальнего Востока может достичь 25,1% против 15,4% в 2002 г. В условиях старения населения растет общая смертность. В результате уменьшаются эффекты некоторого роста рождаемости.

Прогрессирующее старение чревато как в плане социального обеспечения населения, так и в плане увеличения демографической нагрузки на экономически активное население. К 2008 г. показатель демографической нагрузки (на 1000жителей трудоспособного возраста число лиц нетрудоспособного возраста) был 526 человек, а к концу 2030 г. ожидается 752 иждивенца на одного работающего, в том числе лиц старше трудоспособного возраста – 262 человека .

Деформация структуры населения по возрасту способна в короткий срок разрушить сами основы народонаселения региона, сформированные в течение многих десятилетий с большими трудностями и издержками.

Начиная с 1993 г., на Дальнем Востоке установился неприемлемо высокий уровень смертности, темпы увеличения которой в последние пятнадцать лет превосходили аналогичный показатель по России. Если к 2008 гг. в России смертность в расчете на 1000 чел. увеличилась на 2,1% относительно 1993 г., то в Дальневосточном федеральном округе за тот же период на 14,3%, хотя внешне коэффициенты смертности в регионе выглядят несколько лучше: в 2008 г. коэффициент смертности на Дальнем Востоке был 13,6‰, а в 1993 г. – 11,9‰, в России соответственно 14,6‰ и 14,3‰. Это как раз и приводит к непониманию сложившейся ситуации в динамике смертности . Высокие показатели смертности в дальневосточных субъектах РФ формируются за счет более высоких показателей младенческой и детской смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. Смертность населения в трудоспособном возрасте (в расчете на 100 тыс. лиц трудоспособного возраста) за последние десять лет на Дальнем Востоке росла в 3 раза быстрее, чем в среднем по России, составив в 2006 г. 17,7‰. В 2006 г. регион потерял 886,8 чел на 100 000 лиц трудоспособного возраста (в России 746,1) .

Н изкая рождаемость и высокая смертность порождают еще один порок демографической ситуации на Дальнем Востоке – низкую продолжительность жизни. Рожденные на Дальнем Востоке в 2008 г. имеют шанс дожить только до 65,0 лет, в России - до 67,7. Средняя продолжительность жизни дальневосточников за период 1989-1990 гг. и до 2008 г. сократилась на 2,6 года, в России - на 1,7. Если в 1989-1990 гг. отставание по продолжительности жизни дальневосточников от среднероссийских показателей было 1,8 года, то в 2009 г. этот разрыв ожидается в 2,8 года, то есть при более низкой продолжительности жизни ее сокращение на Дальнем Востоке идет повышенными в сравнении с Россией темпами. Правда, к 2030 г. предполагается сократить разницу в продолжительности жизни в пределах до одного года .

Никакая миграция критическую демографическую ситуацию на Дальнем Востоке не спасет. Хотя привлекать людей, естественно, нужно. Вопрос – кого и откуда? Из районов России прибывает меньше, чем убывает в обратном направлении. Так в 2008 г. прибыло 39,1 тыс. чел., а убыло 65,3 тыс. чел. В результате в Дальневосточном федеральном округе, единственном среди федеральных округов России, общий коэффициент миграционного прироста имел в 2008 г. отрицательное значение (-30,5) . Государство демонстрирует свою нацеленность на решение проблем увеличения численности населения на Дальнем Востоке. Но пока многие из предлагаемых мероприятий можно считать лишь реверансом в сторону жителей территории.

С 2006 г. действует программа содействия добровольному переселению соотечественников. На 01.01.2009 г. прибыло в ДФО всего 78 участников программы (с членами семей - 193). Из них трудоустроено всего 57 участников программы и 20 членов их семей. В связи с плохими условиями труда и проживания на прежнее место жительства выехало 3 участника Государственной программы. Представляется, что необходимо направить средства на то, чтобы закрепить проживающее здесь население. В противном случае Дальний Восток будет оставаться вокзалом с убывающим населением.

Если говорить в целом о миграции, то следует заметить, что объемы миграционных потоков по прибытию иссякли.

Более трети в миграционном объеме с федеральными округами России уезжают в центральные районы, которые нуждаются в ресурсах труда и выступают конкурентами Дальнему Востоку по их привлечению. Более того,: там лучше условия жизни, более развитая инфраструктура. По результатам проведенного в 2008 г. социологического опроса в гг. Хабаровске, Владивостоке, Якутске и Петропавловске-Камчатском выявлено, что 35,6% респондентов не посоветовали бы родственникам, знакомым, живущим в западных районах, переезжать на Дальний Восток, еще 24,0% посоветовали бы воздержаться от намерения приехать в регион.

Сдерживающей ситуацией в плане сохранения местного населения и закрепления мигрантов на Дальнем Востоке является неудовлетворительное решение проблем уровня и качества жизни населения. В 1995 г. среднедушевые денежные доходы населения на Дальнем Востоке превышали среднероссийский уровень на 24,1%, а в 2007 г. – 6% . Реальные денежные доходы населения на Дальнем Востоке за 1995-2007 гг. выросли в 3,8 раза (в постоянных ценах 1995 г.), а по стране в целом в 4,3 раза. За период 1995-2007 гг. номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике Дальнего Востока выросла в 20,7 раза, в России - в 28,8 раза. На протяжении 1995-2007 гг. по стране реальная зарплата выросла почти в 5 раз, дальневосточников - только в 3,7 раза . Между тем, вполне очевидно, что неравенство регионов – стимул к оттоку населения.

В условиях отставания Дальнего Востока по уровню жизни, вполне проблематично, чтобы миграция в будущем стала составляющей прироста населения и ресурсов труда.

Чтобы переломить сложившиеся тенденции и превратить миграцию в фактор роста населения в регионе, необходимо:

  1. повысить роль и значение денежных доходов (реальных и номинальных) в закреплении населения;
  2. преодолеть фактор экономической удаленности от Центра .
  3. обеспечить формирование в регионе комфортных условий проживания . Динамика численности населения российского Дальнего Востока пока устойчиво

стоит на демографической наклонной плоскости. Численность населения в ДФО к 2026 г. может составить 5,9 млн. чел. (уровень 1970 г.), к 2050 г. – 4,0 млн чел, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации.

Таким образом, демографический потенциал Дальнего Востока на грани риска, и он не достаточен для решения поставленной в Программе «Дальний Восток и Забайкалье» задачи роста ВРП. Между тем, сегодня вполне очевидно, что Россия не может жить без Дальнего Востока и Сибири. В целях сохранения, восстановления и роста численности населения в стратегическом плане необходима реальная активизация экономической и социальной жизни Дальнего Востока, нужна государственная гарантия и поддержка повышенных нормативов воспроизводства человека, его здоровья, образовательных и духовных потребностей, соответствующих региональной специфике. При любых инвестициях в развитие этого региона серьезный экономический результат не может быть получен, если Дальневосточный федеральный округ будет продолжать терять население.

В этой ситуации понятно, что экономические и демографические факторы будут оказывать существенное воздействие на трудовую миграцию. В 2006 г. удельный вес иностранных работников в численности занятых составила 3,55% против 2,45% в 2005 г., в 2007 г. – 6%, а их удельный вес в населении повысился до 1,75%. Стоит заметить, что аналогичные показатели в других федеральных округах заметно ниже дальневосточных.

Не имея возможности рассчитывать на прирост населения из других экономических районов страны, следует ожидать дальнейшей активизации привлечения трудовых мигрантов на Дальний Восток. По данным УФМС России по Хабаровскому, количество иностранных работников на 01.06.2009 г. в Дальневосточном регионе составило 90,0 тыс. человек, что на 12,4% больше, чем на ту же дату в 2008 г. В перечне государств дальнего зарубежья самым крупным экспортером иностранных работников на Дальний Восток в 2006 г. был Китай (59,6% от общей численности иностранных работников из дальнего Зарубежья). Далее следуют КНДР (18,7%), Турция (9,0%) и Вьетнам (3,6%). При этом трудовые мигранты из Китая, работающие на Дальнем Востоке, составляли 24,91% всех трудовых мигрантов из КНР в России, трудовые мигранты из КНДР соответственно 59,59%, Республики Корея – 46,56%.

Анализ сложившейся в ДФО демографических и миграционных процессов позволяет придти к выводу, что собственная воспроизводственная база населения и его экономически активной части в настоящее время и в перспективе недостаточна для удовлетворения спроса на рынке труда региона, для поддержания заселенности территории и формирования оптимальной структуры расселения.

Использованная литература:

1. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М.: Госкомстат России, 1994.

2. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Население и социальное развитие российского Дальнего Востока // Пространственная экономика, 2009. № 2.

3. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. Стат. бюлл. ФСГС. М., 2009.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат.сб. М.: Росстат, 2006.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат.сб. М.: Росстат, 2008.

6. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2008 году. Стат. сб. ФСГС. М., 2009.

7. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2008 года. Стат. бюлл. ФСГС. М., 2008.

8. www.gks.ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3705. Экологический туризм на Дальнем Востоке 7.24 MB
Он практически не изучен. Нет данных по проведенному анализу видов экологического туризма в регионах. Имеются лишь отрывочные сведения о некоторых видах экологического туризма, представленных в разных регионах Дальнего Востока.
16726. Перспективы развития высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке (на примере авиастроительной промышленности Хабаровского края) 11.24 KB
На ее вершине первый ярус находятся сборщики самолетов такие как Boeing irbus Bombrdier Embrer которые занимаются разработкой новых моделей самолетов определением перспективных рынков сбыта и заказом сборочных узлов у поставщиков образующих второй ярус пирамиды. потенциальных конкурентов российскому проекту Superjet-100 – Bombrdier Монреаль Канада и Embrer шт. С середины 1990-х годов после приватизации предприятия в штате Сан-Паулу проводилась политика создания высокотехнологичного авиакосмического кластера на базе компании...
207. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 26.46 KB
Численность населения это общее количество людей проживающих обитающих на данной территории. Численность или количество населения это демографический потенциал в значительной степени определяющий место данного государства в мировой экономике и политике. По численности населения все государства можно разделить на следующие группы: крупнейшие крупные средние и малые. В совокупности на них приходится три пятых населения Земли.
3883. Демографические процессы в московской области 45.14 KB
Демографические ситуации обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссиях. К сожалению, научный уровень обсуждения на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок.
12285. Миграционные преобразования сейсмических данных на примере материалов Чашкинского месторождения нефти 200.69 MB
В результате миграции получен глубинный сейсмический куб, поведение отражающих горизонтов в котором наиболее близко к поведению реальных геологических границ, а мощности между этими отражающими горизонтами соответствуют данным бурения с точностью
17820. Проблемы функционирования рынка труда в России 66.88 KB
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
16724. Проблемы реформирования инфраструктурных отраслей России 9.17 KB
Россия обладает богатейшим ресурсным потенциалом что даёт стране возможность занять место наравне с мировыми экономическими лидерами и быть полноценным участником развития мирового хозяйства. В процессе развития внутреннего хозяйства и усиления экономического веса в масштабе глобального рынка меняется структура народного хозяйства проводятся реформы с целью внедрения и развития современных производственных отношений и производственных сил. Реформы в своём содержании имели развитие рынка и конкуренции как необходимых аспектов развития...
13993. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 489.52 KB
Тенденции глобализации бизнеса, развития международной конкуренции, телекоммуникаций и Интернета и другие формирующиеся особенности новой экономики обусловливают необходимость пересмотра взглядов отечественного менеджмента на проблемы эффективного управления предприятиями в направлении обеспечения адекватности применяемых методов и инструментов принципам современной управленческой парадигмы.
20406. Проблемы развития менеджмента в современной России 21.63 KB
Проблемы развития менеджмента в современной России Для того чтобы рассмотреть проблемы менеджмента в условия современной российской экономии вспомним эволюцию управления в рыночных условиях. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Массовый успех фирм управляемых на этих принципах приводит к насыщению рынков сбыта и появлению новой проблемы для менеджмента. Решение этой проблемы связано во многом с...
3207. Проблемы развития конкурентного рынка в России 118.72 KB
Задачи работы сводятся к определению понятия совершенной конкуренции, рассмотрению поведения фирмы на конкурентном рынке, как в идеале должна вести себя фирма, чтобы максимизировать свою прибыль, какие решения должна принимать в тех или иных условиях

Аннотация: в статье рассматриваются процессы внутренней трудовой миграции на Дальний Восток России. В качестве аналитической базы в работе приведены статьи дальневосточных ученых и исследователей, производится их краткий обзор.

Ключевые слова: миграционные процессы, Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ, внутренняя трудовая миграция.

Миграционные трудовые процессы оказывают огромное влияние на развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом. Иммиграция, равно как и эмиграция способна улучшить ситуацию на региональном рынке труда, так и наоборот, обратить ее в неблагополучную сторону. Целью данной работы является определить, какая же ситуация складывается на рынке труда Дальневосточного федерального округа России (ДФО) в настоящий момент.

Население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека.

Миграционный

прирост/ убыль

Республика Саха (Якутия)

Амурская область

Приморский край

Камчатский край

Еврейская АО

Хабаровский край

Чукотский АО

Магаданская область

Сахалинская область

Таблица 1. Динамика численности населения в ДФО за 2016 г. (чел.)

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год составил 17 130 человек.

Подавляющая часть мигрантов - это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на Дальнем Востоке России существует острая проблема оттока населения в трудоспособном возрасте. Преимущественно покидает пределы родного региона молодежь. По сути, Дальний Восток становится биржей труда для зарубежья и центральной части России. Вследствие чего государством предпринимается ряд мер, направленных на развитие Дальневосточного Федерального округа и соответственно создание привлекательных условий для трудоспособного населения. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р утверждена «Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Одним из основных условий ее реализации является наличие кадрового потенциала.

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня 2017 г. правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

По словам Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, будет увеличиваться.

В соответствии с федеральной целевой программой инновационного развития России стратегической целью ДФО является создание динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Коллектив авторов в своем исследовании подробно рассматривает механизмы привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к решению задач инновационного развития России до 2020 года.

Для Дальнего Востока особо важным здесь является сохранение собственного населения и создание благоприятных условий для сокращения естественной и искусственной его убыли.

На сегодняшний день выявлен ряд проблем и особенностей, существующих на рынке труда ДФО, а именно:

– старение квалифицированных кадров;

– отток населения, среди которых большой процент молодежи;

– несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;

– нетрудоустроенность выпускников с высшим образованием;

– низкий уровень заработной платы по рабочим специальностям;

– недостаточное развитие предпринимательской деятельности;

– отсутствие образовательных центров подготовки и переподготовки по предпринимательской деятельности.

По итогам опроса, проведенного специалистами ДКЦ 20 мая 2011 г., ключевыми факторами, оказывающими влияние на отток населения и не способствующими его переселению на Дальний Восток, являются: низкая заработная плата (58,3%), отсутствие перспектив для профессионального роста (37%), высокие цены на продукты (33,9%), плохие условия для рождения и воспитания детей (28,7%), дорогое жилье (26,7%), отсутствие перспектив развития бизнеса (25,6%), проблемы климата и экологии (14,4% и 12,8% соответственно).

На сегодняшний день существует острая потребность в кадрах инженерно-технических специальностей. Водо-, газо-, тепло-, энергоснабженческие организации требуют обновления и омоложения сотрудников. Также нехватка трудовых ресурсов имеется в животноводческом секторе, в строительной отрасли, на авиа- и судостроительных предприятиях.

В то же время государством реализуется ряд программ по социально- экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Например, создаются территории опережающего развития, которые позволят вывести социально- экономическое развитие региона на новый уровень.

Для улучшения процесса заселения дальневосточных территорий нужно особое внимание уделить информационному освещению программ развития Дальневосточного федерального округа, всех приоритетных направлений, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.

Список источников и литературы

1. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Саха(Якутия) стат. – Якутск, 2016.

2. Миграция населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник: в 2 т. / Саха (Якутия) стат. Tом 2. – Якутск, 2015.

3. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Цветлюк Л.С. Некоторые особенности рынка труда и стратегия развития трудовых ресурсов в Приморском крае // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. – №2.

4. Сидоркина З. И. Иммиграция на Дальнем Востоке России: история и современность. Естественные и технические науки, № 6, 2009.

5. Сидоркина З. И., Бельская Е. Э. Современное состояние социально-экономического развития муниципальных территорий (на примере Бикинского района Хабаровского края) // Геосистемы и их компоненты в северо-восточной Азии: эволюция и динамика природных, природно-ресурсных и социально-экономических отношений. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Владивосток: Дальнаука, 2016.

6. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. – Новосибирск: Наука, 2010.

7. Сукнёва С.А. Миграционные процессы в северном регионе // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2010. – № 1.

8. Сукнёва С. А., Барашкова А. С. Влияние миграционных трендов на динамику брачных процессов на Северо-Востоке России // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 8.

9. Шувалова, И.К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития / И.К. Шувалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3 (23).

10. Шувалова, И.К. Факторный анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России / И.К. Шувалова // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 05 (108).

11. Шувалова, И.К. Проблемы регулирования миграции в начале XXI века / И.К. Шувалова // Вестник открытого юридического института. -2012. -№2(3).

Электронный ресурс:

12. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспертно-аналитический сайт/

Осипова Ирина Андреевна

Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация

Аннотация: В работе изложена характеристика социально-экономического развития ДФО. Перечислены проблемы сдерживающие реализацию экономического потенциала ДФО. Показано, что основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспортная и социальная инфраструктуры, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрен проект автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе г. Якутск как катализатор социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, региональная экономика, геостратегическое положение, основные отрасли специализации, пространственное развитие, транспортная инфраструктура, экономическое пространство, проект совмещённого моста

Socio-economic development of the Far Eastern Federal District: problems and prospects

Osipova Irina Andreevna

student of the Finance and Economics faculty Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

Abstract: The article presents characteristics of the socio-economic development of the Far Eastern Federal District. Listed problems hindering the realization of economic potential of the Far Eastern Federal District. Shown that the main directions of socio-economic development of the Far Eastern Federal District are transport and social infrastructure, energy, mining and processing of mineral resources, fishery and forestry complex, mechanical engineering, construction, tourism, environmental security and cross-border cooperation. Considered the draft road-railway bridge across the Lena River near Yakutsk as a catalyst for socio-economic development of the far Eastern Federal district.

Keywords: socio-economic development, Federal district, region, regional economy, geostrategic position, major industry specializations, spatial development, transport infrastructure, economic space, combined bridge project

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность ‒ широкий выход к морям двух океанов ‒ Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

ДФО обладает самой большой площадью - 6,2 млн. км², что составляет 36,1% всей территории РФ, то есть самый большой по площади федеральный округ, а численность его населения на начало 2014 года составила 6,2 млн. чел. – это всего 4,3% от общероссийского показателя . Другими словами, он имеет низкую степень заселённости территории, в среднем по округу плотность населения составляет около 1 человека на 1 км 2 , что в 8 раз ниже средней по стране, поэтому он занимает последнее место среди округов. Размещение населения ДФО отличается не равномерностью, то есть плотность населения колеблется 0,1 до 11,8 чел./км 2 . Национальная же структура населения характеризуется преобладанием русских – 83% и коренных народов Севера (якуты, чукчи, эвены, нанайцы, коряки и др.) – 7,5%, проживают также корейцы – 1,5%, китайцы – 1,4% и другие национальности – 6,6% . В округе около семидесяти городов, крупнейшие из которых Хабаровск ― 607 тыс. чел., Владивосток ― 604 тыс. чел. и Якутск ― 299 тыс., если говорить вообще о городском населении по округу, то его удельный вес составляет 75,4%, а сельского – 24,6%. В ДФО наблюдается тенденция сокращения общей численности населения, так с началом 1990-х гг. оно сократилось примерно на 20% это в 5 раз больше, чем по России в целом . Это связанно с миграционным оттоком жителей в регионы страны с благополучными социально-экономическими условиями жизни, потому что 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% ― низкого уровня .

ДФО округ богат минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и морскими биологическими ресурсами. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов, бора и сурьмы – 100, олова – 99, вольфрама и пластикового шпата ― 80, серебра – 65, золота – 50, свинца ― 38, рыбы и морепродуктов – 65, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7 (рисунок) .

Значительны запасы: углеводородов, руд железа, титана, марганца, калийных солей и др. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.

Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы.

Отраслевая структура экономики Дальневосточного федерального округа представлена в таблице 1.

Таблица 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости ДФО, в 2013 г.

На основе эксплуатации природных богатств сформировались ведущие отрасли рыночной специализации ДФО: топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовая, угольная, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная и дерево-обрабатывающая промышленность. Так же важными отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, морской транспорт. Сельское хозяйство специализировано на производстве риса и сои (на юге), на культивирование и сбор лекарственных трав, пушном звероводстве и оленеводстве (на северо-востоке). Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальневосточного федерального округа в составе РФ.

Уязвимое место ДФО – слабая транспортная связь как внутри округа, так и с основной территорией России. Практически отсутствует надёжное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ), которым в настоящее время требуется модернизация и развитие, также заканчивается строительство новой ветки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Через ДФО проходят федеральные автомобильные дороги Амур, Колыма и Уссури, но в основном повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт, а в летнюю навигацию выручает разветвлённая речная сеть Дальнего Востока, которая стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области, Якутии, а также рыбной промышленности и гидроэнергетики. Округ имеет самую большую в России береговую линию и здесь находится большой участок Северного морского пути, по которому поток грузов к началу 2015 года составил 15 млн. т. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. Он играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с Сахалинской областью (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). К крупнейшим портам ДФО относятся: Владивосток, Находка, Восточный в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке. На их долю приходится более 9/10 всех грузопотоков Дальнего Востока и пятая часть грузооборота всех морских портов России .

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. м³ природного газа и 1,2 трлн. т угля . Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) ― каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область ― нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае – 18%, Японии, Швеции, Греции – от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии – от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) ― 34,7 % и Приморский край ― 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8% .

По обеспеченности многими видами минерального сырья и объёмами их добычи Дальний Восток занимает лидирующее положение, так как на территории региона выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырьё для чёрной металлургии, химической промышленности, промышленности строительных материалов, минеральные воды.

Цветная металлургия представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Чёрная металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре .

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место . Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м 3 . Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области. Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока – крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 ― 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область . Традиционные для Дальнего Востока отрасли – оленеводство, охота, рыбная ловля, пушное звероводство – развиты практически во всех субъектах ДФО.

В Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых округа и 50% сои.

Но, несмотря на всё своё богатство среди всех федеральных округов по важнейшим социально-экономическим показателям Дальневосточный федеральный округ занимает 7-ое место, на его долю приходится 5,7 % ВРП страны, это ниже средних показателей в стране (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес ДФО в общероссийских социально-экономических показателях, на начало 2014 г.

Показатель

Удельный вес, %

Место в РФ

Территория

Численность занятых в экономике

Валовой региональный продукт

Основные фонды

Объём отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства

Оборот розничной торговли

Строительство

Инвестиции в основной капитал


В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России.

Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.

Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа. Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.

Для решения данных проблем намечено реализовать ряд направлений социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 9 трлн. руб., которые дадут возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке .

Основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспорт, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, социальная инфраструктура, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрим некоторые из них .

Все перечисленные направления входят в государственную программу «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая предусматривает формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на его территории .

Развитие ДФО зависит от эффективно действующей транспортной системы, которая должна объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие и модернизацию Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур, всё это позволит играть важную роль в доставке продукции Дальнего Востока на рынки России и рынки стран АТР, а также развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов в сообщении стран АТР региона и Европы. На данный момент продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали на востоке России, завершение её участка Беркакит – Томмот – Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена.

Совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через реку Лену в районе Якутска - одно из самых масштабных транспортных сооружений, запланированных к строительству в республике Саха (Якутия). Первоначально проект моста был предложен ещё в 1988 ― 1989 годах, затем в начале XXI века. По одному из этих проектов планируемый мост должен быть длиной около 3 км и состоять из 9 пролётов длиной 154 м каждый. По предварительным расчётами его стоимость была определена в 16 млрд. рублей, но затем она увеличилась в два раза и проект заморозили. Затем его пересмотрели, и в 2013 году правительством РФ было заключено Концессионное соглашение с иностранным инвестором на строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутск. Теперь его строительство включено в план совместных проектов российско-китайской двухсторонней межправительственной комиссии. Российская и китайская стороны договорились о создании рабочей группы по строительству моста и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода. Но будет ли сразу построен совмещённый мостовой переход или будет сначала построен автомобильный мост с возможностью достройки железнодорожного, предстоит решить с учётом технико-экономических показателей проекта.

Проектирование и строительство должно занять не более 6 лет, то есть в период с 2017 – 2022 гг.. Планируется, что протяжённость моста составит 3,18 км, протяжённость подъездных путей – 21 км, подмостовой габарит судоходного пролёта будет отнесён к 1 классу. Сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд. рублей в ценах I квартала 2013 г., при этом четверть инвестиций - внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства - 40,2 млрд руб., но она может увеличится с учётом будущей инфляции . Средства необходимые для выплат обязательств по Концессионному соглашению будут предусмотрены в Государственном бюджете РФ в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России».

Этот проект имеет большое значение для республики Саха (Якутия), а также для Дальнего Востока в целом :

  • будет обеспечена круглогодичная связь столицы республики Саха (Якутия) - г. Якутска и её левобережной территории с сетью железных дорог России, а, значит и с отдалёнными и промышленно развитыми регионами России;
  • будет сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;
  • обеспечит возможность создания в городе Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где воедино сольются несколько видов транспорта - железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный, что будет стимулировать социально-экономическое развитие региона;
  • будут обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей как Республики Саха (Якутия), так и ДФО в целом;
  • постройка моста необходима также с точки зрения задела на будущее: выхода железной дороги на левый берег реки Лена, что позволит в будущем использовать мощности западно-якутских месторождений;
  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль и совмещённый мост через реку Лена дадут импульс развитию Центральной Якутии, а с учётом дальнейшего строительства железнодорожных линий (Улак ― Эльга, Хани ― Олекминск и др.) ― и Южной Якутии.

И последнее, после завершения строительства АЯМа и совмещённого мостового перехода через реку Лена открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь - река Лена - АЯМ - Транссиб - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена в районе города Якутск будет иметь огромное значение не только для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики Якутии, но, и для социально-экономического развития всего Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Список литературы:

2. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/04/05/samyj_dorogoj_most- Ведомости. Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны.

10. http://minvostokrazvitia.ru - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

11. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20-21.

13. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

14. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н., Цыпин И.С. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

16. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

17. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

18. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

19. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

22. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

24. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

27. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

28. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

29. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

30. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК. 2014. № 4. С. 123-126.

32. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

33. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

34. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.

35. Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.

1. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.

2. Существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.

3. Особенность региона - низкая обеспеченностьжелезнодорожными путями автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс. км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).

4. Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц.

5. Очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

Перспективы развития

1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения - производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

2. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.

3. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов; реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Регион - основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой - между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира - Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа.

4. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:

Формирование новых промышленных комплексов;

Ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

Развитие местной продовольственной базы;

Ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); Дальневосточный округ ресурс

Совершенствование заработной платы.

5. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.

Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

Заключение

Таким образом, регионы Дальневосточного федерального округа богаты природными ресурсами, однако до настоящего времени Россия не использует весь его потенциал в полной мере. Этому препятствуют следующие ограничивающие факторы - самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и очень низкими температурами, отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования. В настоящее время действует воздушный транспорт и сильно перегруженная Транссибирская магистраль, а тарифы на билеты очень высоки. Этот округ максимально удален от наиболее развитых районов страны. С другой стороны, Дальневосточный регион установил международные отношения с Японией, КНДР, КНР, США, Канадой, Таиландом.

К тому же большой проблемой является малозаселенность округа. Очень высока естественная убыль населения - 13,4% при рождаемости всего 12,5%, эмигрировало 6 972 чел. Правительство Дальневосточного федерального округа пытается решить проблему с помощью найма людей рабочих специальностей из других регионов, но проблема опять упирается в отсутствие коммуникаций

– адъюнкт Дальневосточного МВД РФ (г. Хабаровск).

Email: *****@***ru

Ключевые слова : миграция, законодательство, конституция, соотечественники, репатриация, демография, переселение, права граждан , иностранный гражданин, беженцы.

В работе рассматриваются наиболее острые вопросы миграционной политики в Российской Федерации и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

На основе анализа демографической ситуации в РФ и ДФО, состояния правового обеспечения миграционных отношений выявляются причины неэффективной реализации миграционной политики и предлагается ряд мер, направленных на совершенствование управления миграционной политикой в России и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

Проблемы внешней миграции в Дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения

Период российской истории конца XX – начала XXI столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность, так как нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения .

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. С 1992 г. наметилась устойчивая депопуляция жителей России. Прекращение роста населения произошло за счет сокращения как естественного, так и миграционного прироста . Нестабильная экономическая ситуация в стране, полная либерализация режима эмиграции способствовали оттоку работоспособного населения России в наиболее благоприятные страны. В свою очередь, волна межэтнической напряженности и откровенно межэтнических войн, разразившихся после распада Советского Союза, вызвала значительный поток беженцев и перемещенных лиц на постсоветском пространстве в пределах территории России.

Отставание законодательства, регулирующего миграционные процессы в стране, прозрачность границ, отсутствие должного опыта работы органов исполнительной власти в миграционной сфере также послужили причинами незаконной миграции в Россию, которая постепенно приобрела массовый характер, достигнув невероятных размеров . По оценкам Госкомстата России, к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 млн. человек .

Что касается регионов, то к числу самых проблемных относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к резкому увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, по данным ФМС, по Хабаровскому краю на территорию ДФО в 2007 году въехало иностранных граждан, что на 10% больше, чем за предыдущий период. В то же время, с рабочими визами на территории ДФО в 2007 году работало 139000 тыс. человек, что на 50% больше чем в 2006 г. (69,8 тыс. чел.). Если следовать данным МВД, по которым соотношение незаконных и законных мигрантов равно приблизительно 1:10, то общее количество иностранных граждан, работающих на территории ДФО, приближается к 1,5 миллионам, что соизмеряется с общим количеством проживающих в ДФО российских граждан .

В то же время, на протяжении длительного времени наблюдается тен­денция сокращения общей численности населения по ДФО, в том числе трудоспособного возраста. Из округа ежегодно эмигрируют тысячи высококвалифицированных специалистов и не только в западные районы страны, но и за рубеж. Принимая во внимание нарастающую естественную убыль населения (смертность в несколько раз выше рождаемости), положение становится критическим. В условиях экономического кризиса, когда многие россияне могут потерять работу, дешевая рабочая сила нелегальных мигрантов является серьезным дестабилизирующим фактором в социально-экономической обстановке региона.

Безусловно, прежде всего, решение этой проблемы лежит в области конституционно-правового регулирования.

При рассмотрении законодательства, регулирующего миграционные процессы в Российской Федерации, первоначально необходимо выделить нормы международного права . Подписание и ратификация международных соглашений и договоров, иных документов международного права способствуют имплементации в российское миграционное законодательство международных терминов и положений.

14. Информационный портал для соотечественников // «Родина-мать зовет. Да принять не может...», 14 мая 2008 г.

15. Статистика УФМС по Хабаровскому краю / Выписка из обзора ФМС России об итогах деятельности территориальных органов ФМС России в 2008 г.

16. Затулин, К. MassMedia / К. Затулин // «Соотечественником можно считать того, кто сам к этому стремится», 19.04.2008 г.

17. Краевая целевая программа «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007 – 2012 г. // Закон Приморского края – КЗ.

18. Программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»: Постановление главы г. Владивостока от 22.04.09 № 000 // Официальный сайт администрации г. Владивостока www . vlc . ru


Государство и право
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...