Социально-экономический анализ развития орловской области. Социально-экономический анализ развития территории


Московский регион включает в себя два субъекта Российской Федерации: г. Москву и Московскую область. Социально-экономическое развитие двух субъектов оказывает взаимное влияние на развитие друг друга.

Московский регион расположен в центре Европейской части России, в междуречье Оки и Волги. Регион образует ядро Центрального федерального округа и граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями.

Территория г. Москвы составляет 1 тыс. кв. км (0,01% территории России). г. Москва окружен Московской областью и граничит только с ней.

Территория Московской области составляет 46 тыс. кв. км, что составляет 0,28% территории России, общая протяженность границ - около 1200км.

Административно-территориальное деление г. Москвы имеет двухуровневую структуру: государственное административно-территориальное деление и муниципальное административно-территориальное деление. Государственное административно-территориальное деление Москвы состоит из 10 административных округов. Возглавляются префектами, назначаемых мэром г. Москвы. Административные округа делятся на районы. Сейчас их насчитывается 124 единицы. Возглавляются управами районов, являющихся территориальными органами исполнительной власти .

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов. Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Формирование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы. В настоящее время образовано на территории Москвы зарегистрировано 125 муниципальных образований.

Территория Московской области в целях осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры делится на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление Московской области совпадает с границами, расположенных на ее территории муниципальных образований. В настоящее время в Московской области насчитывается 378 муниципальных образований, из них 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселения и 192 сельских поселения.

Московская область - один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По валовому региональному продукту, объему промышленного производства, поступлению иностранных инвестиций, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, объему доходов бюджета Московская область занимает лидирующие места в Центральном федеральном округе .

Экономическая характеристика региона строится на совокупности ряда показателей:

Валовой региональный продукт (ВРП);

Индекс ВРП;

ВРП на душу населения;

Индекс ВРП на душу населения;

Структура ВРП;

Объем промышленного производства;

Индекс промышленного производства;

Объем потребительского сектора экономики;

Индексы потребительского сектора экономики;

Объем инвестиций в основной капитал;

Индекс инвестиций в основной капитал;

Инвестиции на душу населения;

Индекс инвестиций на душу населения;

Структура инвестиций в основной капитал.

Показатели ВВП Российской Федерации и ВРП Московского региона и разбивкой на г. Москву и Московскую область в сопоставимых ценах 2002 г. представлены в приложении 2.

Данные об объеме и динамике ВРП Московского региона показывают, что удельный вес Московского региона составляет практически пятую часть в ВВП России. При этом основную часть ВРП Московского региона образует экономика г. Москвы. В период 2002-2009 гг. доля ВРП Московского региона в экономике Российской Федерации увеличивается как за счет роста доли г. Москвы, так и за счет роста доли Московской области.

Структура экономики. Москва - это классический мегаполис, который живет за счет услуг. В структуре ВРП Москвы услуги занимают до 75%. В Московской области другая ситуация: наличие больших территорий позволяет развивать производство. Развитие Московской области связано, прежде всего, с развитием производства. Именно развитие собственного производства обеспечивает рост ВРП Московской области.

Промышленное производство. В 2002 г. промышленное производство составляло три четверти в экономике Московской области. К 2007-2009 гг. промышленное производство Московской области снизилось до 50 % в структуре ВРП за счет роста доли розничной торговли. Для Москвы значение промышленного производства не так велико. С 2002 г. оно снизилось с 25 % до 15 % в структуре ВРП города. Доля промышленного производства в ВРП Московского региона снизилась с одной третьей до одной пятой части в структуре экономики.

Несмотря на высокий удельный вес промышленного производства в экономике Московской области, его объем значительно уступает по сравнению с объемом промышленности Москвы. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место.

Наибольший удельный вес в промышленном производстве Московской области принадлежит обрабатывающим производствам, среди которых ключевое значение принадлежит легкой промышленности, производству пищевых продуктов, производству машин и оборудования, металлургическому и химическому производству. Следующая по значимости отрасль в структуре экономики Московской области - это торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг (16,6% в 2008 г.). Далее располагаются нерыночные услуги (11,3%) и строительство (10,6%). Менее всего занимают сельское хозяйство (3,6%), транспорт (3,4%) и связь (1,2%).

Несмотря на высокие темпы роста экономики, ВРП на душу населения в Московской области находится на уровне ниже среднего российского показателя. В целом по Московскому региону объем ВРП на душу населения превышает аналогичный общероссийский показатель ВВП на душу населения по Российской Федерации. Немалую роль в этом играют показатели распределения ВРП на душу населения в г. Москве.

Потребительский сектор. За период 2002-2009 гг. оборот розничной торговли Московского региона вырос практически в четыре раза. По состоянию на 1 полугодие 2009 г. оборот розничной торговли Москвы и Московской области является самым крупным среди субъектов Российской Федерации, в том числе и Санкт-Петербурга.

В обороте розничной торговли России Москва занимает порядка 20 %, Московская область - 6 %. В итоге, Московский регион обеспечивает четверть всего розничного товарооборота России.

В последние годы, начиная с 2002 г. темпы роста розничной торговли Московской области более интенсивны, чем в Москве, как в сопоставимых, так и в текущих ценах.

Демографическая характеристика. В 2002-2009 гг. происходит рост численности населения Московского региона. Фактором прироста является миграционный приток, который компенсирует отрицательный прирост населения. Естественный прирост населения остается отрицательным на протяжении всего рассматриваемого периода, как в Москве, так и в Московской области.

Средняя плотность населения Московского региона составляет 144,1 чел. на кв. км, самая большая среди российских территорий, что обусловлено высокой долей городского населения - 80,5%. Наибольшая плотность населения в Московской области имеет место в ближайших к Москве районах, наименьшая - в окраинных районах, где она составляет порядка 20 чел. на кв.км. Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превышает данный показатель Московской области. Факторами различий в продолжительности жизни являются как структура населения, так и условия жизни населения в этих субъектах Федерации.

Показатели уровня жизни населения в Московском регионе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня жизни населения Московского региона (2002-2009 гг.)

Показатели

Среднедушевые денежные доходы в месяц в г. Москве, руб.

Среднедушевые денежные доходы в месяц в Московской области, руб.

Потребительские денежные расходы на душу населения в месяц в г. Москве, руб.

Потребительские денежные расходы на душу населения в месяц в Московской области, руб.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в г. Москве, %

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Московской области, %

Площадь жилых помещений на одного жителя в среднем в г. Москве, кв.м.

Площадь жилых помещений на одного жителя в среднем в Московской области, кв.м.

Структура населения Москвы отличается большим удельным весом экономически активного населения - более 60% по состоянию на 2009 г. В Московской области данный показатель составляет порядка 40%. Экономическая активность населения в Москве характеризуется большей успешностью: уровень безработицы не превышает единицы, в Московской области данный показатель выше 4%.

По уровню жизни населения Москва превышает развитие Московской области прежде всего по среднедушевому денежному доходу. На протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется трехкратный разрыв между доходами населения Москвы и Московской области. Соответственно отличаются потребительские расходы жителей Москвы и Московской области как в абсолютном показателе (до трех раз), так и в относительном (доля расходов на потребительские нужды в среднедушевых доходах жителей Москвы составляет порядка 60%, жителей Московской области - 80%).

В то же время развитие Москвы имеет более социально опасную тенденцию. Если в Московской области удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, последовательно сокращается, то в составе населения г. Москвы доля населения, живущего за чертой бедности после 2008 г. имеет тенденцию к увеличению. В результате по данному показателю Московская область находится в более стабильном положении.

В рамках SWOT - анализа производится оценка сильных и слабых сторон объекта исследования, а также возможностей и угроз внешнего окружения. Все они излагаются в квадрантах SWOT - анализа.

Матрица SWOT - анализа развития Московского региона представлена в таблице 4.

В результате проведения анализа социально-экономического развития Московского региона можно сделать следующие выводы:

1. Социально-экономическое развитие Московского региона находится на пике в рассматриваемом периоде.

2. Основными факторами развития Московского региона является: обладание статусом федерального центра, выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, высокий кадровый потенциал, активность местных властей по развитию экономики региона.

3. Развитие города Москвы связано в основном с ее столичным статусом, оказанием на ее территории инфраструктурных рыночных услуг, развитие на территории города промышленности имеет меньшее значение.

4. Развитие Московской области в основном связано с выгодным географическим положением: прохождение основных транспортных магистралей и близость к федеральному центру. Основой развития Московской области является размещение на ее территории новых промышленных предприятий.

Таблица 4

Матрица SWOT - анализа развития Московского региона

Возможности

высокая инвестиционная привлекательность;

наличие инновационного потенциала развития;

наличие возможностей для развития туристского бизнеса;

привлекательность для мигрантов;

наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика);

наличие возможностей для реализации государственно-частного партнерства.

возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне;

отсутствие мотивации к труду;

возрастание различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований Московской области.

Сильные стороны

выгодное географическое положение;

высокоразвитое промышленное производство;

близость к ключевым железнодорожному и автомобильному транспортным узлам,;

высокая инвестиционная активность;

наличие квалифицированной рабочей силы;

развитый научно-производственный комплекс;

большой культурно-исторический потенциал.

I. Сила и возможности

II Сила и угрозы

Слабые стороны

нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;

сложная демографическая ситуация,

высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;

высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;

экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Московской области;

высокая степень износа производственного потенциала;

несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;

отсутствие сырьевых источников;

отсутствие свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками, являющимися государственной собственностью Российской Федерации и неиспользуемыми по целевому назначению;

высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.

II. Слабость и возможности

IV. Слабость и угрозы

5. Потребительский сектор Московского региона имеет наивысшее значение в Российской Федерации. В Москве потребительский сектор развит намного сильнее, что связано, прежде всего, с высокой покупательской способностью ее жителей. За последние 5 лет разрыв между развитием потребительского сектора Москвы и Московской области сократился в два раза, что связано с более высокими темпами экономического развития Московской области по сравнению с Москвой.

6. Инвестиции и жилищное строительство Московского региона являются наиболее интенсивными на территории России. Установилась тенденция более активной динамики инвестиционного роста Московской области, что связано с догоняющим характером экономики Московской области по сравнению с экономикой Москвы.

7. Основное направление инвестиций Москвы связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию инфраструктурных объектов. Инвестиции Московской области направляются на развитие новых производств .

После того, как мы провели анализ социально-экономического развития Московской области, выявили сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, мы считаем необходимым, обобщить основные проблемы социально-экономического развития данного региона. Этому посвящен следующий раздел дипломной работы.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов. он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т. д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
- Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
- Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
- Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
- Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
- Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.
. Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?
. При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного характера:
а) Ограниченная емкость рынка.
б) Административные ограничения.
в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.
г) Неравенство стартовых условий.
2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:
а) Межрегиональная инфраструктура.
б) Финансово-кредитная инфраструктура.
в) Внешнеэкономическая инфраструктура.
г) Кооперативная инфраструктура.
3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:
а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не включает:
а) Складские помещения.
б) Здания и оборудование бирж.
в) Персонал торговых организаций.
г) Телекоммуникационные сети.
5. При определении степени социальной ориентации экономики региона:
а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа.
б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства.
в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы.
г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

1. Понятие, задачи и последовательность анализа социально-экономического развития региона…………………….………………………………………………..3
2. Темпы развития и проблемы социально-экономического развития Магаданской области…………………………………………….………………….6
3. Перспективы повышения эффективности социально-экономического развития Магаданской области……………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………..……14

1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов.
Он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные пропорции и явления, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель анализа — выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития решает следующие задачи:
— оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
— выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
— изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков;
— оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона;
— выяснение общих и особенных причин безработицы региона;
— оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры;
— оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка;

Список литературы

1 Официальный портал Правительства Магаданской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.49gov.ru.
2 Горшенина Е.В. Социально-экономическое состояние региона. — Тверь: ТСГХА, 2015. — 135 с.
3 Губанова Е.С. Методологические аспекты анализа уровня неравномерности социально-экономического развития регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т. 10. — № 1. — С. 58-75.
4 Колесникова А.А. Анализ социально-экономического развития регионов // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 121-123.
5 Челноков И.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. — Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2016. — 112 с.
6 Чимитова А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2015. — 216 с.
7 Эскиев М. А., Чажаев М. И., Ялмаев Р. А. Основные проблемы социально-экономического развития региона // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 431-433.

Общий объем: 13

Год: 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

"Тульский государственный университет"

Кафедра "Финансы и менеджмент"

Контрольно-курсовая работа

Анализ социально-экономического развития региона

Введение

Раздел 1. Общая характеристика региона

Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
2.1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона
2.2 Изучение отраслевой структуры экономики региона
2.3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона
Заключение
Список литературы
Введение

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие региона -- это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

В решении данных задач нельзя обойтись без статистических данных. В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, ее регионов, отраслей экономики.

Статистическая информация используется для разработки экономической и социальной политики в субъекте, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации законов. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

Цель работы - анализ социально-экономического развития Ульяновской области.

Раздел 1. Общая характеристика региона

Ульяновская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - г. Ульяновск.

Область граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской на юге, с Пензенской областью и Мордовией на западе, с Чувашией и Татарстаном на севере. Образована: 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.

В конце XIV - начале XV века после опустошительного набега среднеазиатского правителя Тамерлана началось запустение территории ульяновского Поволжья. С конца 30-х годов XV века край вошел в состав Казанского ханства. После взятия Казани территория будущего Симбирского наместничества постепенно заселялась русинами, которые смешивались с местными татарами.

В конце 40-х годов XVII века под общим руководством стольника Богдана Хитрово началось строительство Карсунско-Симбирской засечной черты (1647-1654 гг.). Спустя 22 года после основания Симбирска городу пришлось выдержать осаду бандитов и защитить государство от смуты, от разбойной казацкой вольницы, руководимой известным донским атаманом Степаном Разиным.

В XVIII веке в связи с расширением территории русского государства, в частности, в восточном направлении, интенсивно стали осваиваться и заселяться южные районы нынешней территории Ульяновской области, а сам Симбирск стал терять военно-стратегическое значение, но остался губернским центром.

Советская власть в Симбирской губернии была установлена через полтора месяца после Октябрьской революции - 10 декабря 1917 года. В 1918 году губерния оказалась в центре гражданской войны. В июле 1918 года Симбирск был захвачен войсками КОМУЧа, но уже 12 сентября отбит большевиками, в результате чего в городе была восстановлена советская власть. B Симбирске некоторое время располагался штаб и Реввоенсовет Восточного фронта. Важное значение в обеспечении Красной армии боеприпасами играл Симбирский патронный завод.

В 1924 году Симбирск переименован в Ульяновск. 14 мая 1928 года Ульяновская губерния РСФСР упраздняется. Губерния, вместе с Пензенской, Самарской и Оренбургской вошли в состав новообразованной Средневолжской области (с 1929 года - Средневолжский край; в 1935 году - Куйбышевский край; с 1936 года - Куйбышевская область).

С началом Великой Отечественной войны в Ульяновск, будучи тылом, эвакуируются предприятия, учреждения, население из западных регионов страны, из Москвы и Ленинграда. 19 января 1943 года из ряда районов Куйбышевской и Пензенской областей образуется Ульяновская область.

В 1950-1960-х гг. в области были созданы новые промышленные предприятия (завод тяжелых и уникальных станков, механический завод, Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов и др.), автомобильный мост через Волгу и аэропорт в Ульяновске .

География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. По территории она занимает 59 место в России и последнее среди 8 регионов Поволжья. В Приволжском федеральном округе Ульяновская область по территории на 11 месте из 14 регионов.

Река Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье и низменное Левобережье (Заволжье).

Правобережная часть занята Приволжской возвышенностью (высота до 363 м) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами. Поверхность левобережной части - полого-увалистая равнина.

Основная река - Волга (Куйбышевское водохранилище) с притоками Сура, Свияга, Большой Черемшан. Часть Радищевского района области омывается водами Саратовского водохранилища .

Природно-климатические условия

Климат умеренно континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Особенностью климата региона является короткая сухая весна. Осень, как правило, теплая; снежный покров устанавливается во второй половине ноября. Самый холодный месяц - январь. Зима снежная с частыми перепадами температуры (атлантические циклоны сменяются арктическими воздушными массами и наоборот), длится с середины ноября до середины марта. Средняя температура января -13°C, июля +19°C. Летняя погода устанавливается в середине мая. Лето, как правило, жаркое из-за влияния малоподвижных азиатских антициклонов. Осадков от 350 мм на юге области до 500 мм на северо-западе. Летом осадки выпадают неравномерно в виде ливневых и кратковременных дождей. В регионе нередки засухи. Вегетационный период длится около 180 дней.

Почвы преимущественно выщелоченные черноземные и серые лесные, в левобережье Волги расположен крупный массив особенно плодородных тучных черноземов.

Леса занимают 1/4 территории. На северо-западе - крупные массивы дубовых; в Заволжье - луговые степи, отдельные сосновые боры.

Современная флора Ульяновской области насчитывает свыше 1700 видов сосудистых растений, из них более 400 адвентивных видов.

Фауну представляют лось, куница, белка, заяц-беляк, кабан, волк; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка и др. Многочисленны водоплавающие и болотно-береговые птицы. В Куйбышевском водохранилище - лещ, судак, сазан, карась и др.

На территории области находятся Особо охраняемые природные территории: национальный парк "Сенгилеевские горы", Охранная зона государственного заповедника "Приволжская лесостепь", памятники природы "Ундоровский минеральный источник", "Реликтовые леса", остров "Борок", лесополоса Генко и др.

Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть (разведанные запасы составляют 42 млн. т), стекольное, цементное (запасы мела, глин и диатомитов для производства цемента в регионе практически не ограничены, разведано пять наиболее крупных месторождений мела для производства цемента с суммарными запасами 380 млн. тонн, наиболее перспективные районы Ульяновской области - Сенгилеевский, Ульяновский, Майнский и Тереньгульский), кремнистое (запасы 50 млн. т, крупные месторождения - Инзенское, Забалуйское) и карбонатное сырье (запасы 12 млн. т), а также сырье для грубой керамики. Также в области выявлено и разведано 493 месторождения торфа с запасами 33,2 млн. т.

Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1282014 человек (в том числе горожан - 946229, а сельчан - 335785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./кмІ) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) -- 73,8% -- 37 место по России .

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение, на долю которого приходится 56% объема промышленного производства. Представлено авиастроением, приборостроением, станкостроением, автомобилестроением. Важное место в отрасли занимает группа заводов автомобильной промышленности, которые производят около 95% российских автобусов и немногим более 10% грузовых автомобилей. Ульяновский автозавод возник в 1941 году на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Почти 30% продукции завода идет на экспорт. В области производят также самолеты, станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства.

В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов - "Авиастар-СП". Предприятие способно выпускать более 50 самолетов в год. Оно производит грузоподъемные самолеты - Ан-124 "Руслан", а также среднемагистральные пассажирские самолеты Ту-204. Область занимает первое место в России по производству гражданских самолетов и пятое - по производству автомобилей. Коэффициент специализации (душевого производства) по выпуску легковых автомобилей - 4,2.

На втором месте по доле промышленного производства области находится пищевая промышленность - 13,7%. Значительное развитие получило производство сахара, которое сосредоточено на единственном предприятии - ОАО "Ульяновсксахар". Объем производства сахара составляет около 190% областной потребности, таким образом почти половина производимой продукции может быть реализована за пределы области. Коэффициент специализации (душевого производства) по производству сахара - 2,7. Также выделяют традиционные, получившие развитие еще в дореволюционное время и значительно выросшие с тех пор отрасли: мукомольная, крахмалопаточная, маслосыродельная, спиртоводочная.

Значительное развитие получила электроэнергетика - 12,5%. Мощность электростанций составляет 955,6 тыс. кВт. Количество предприятий в отрасли увеличилось за последние 5 лет в 3 раза и составляет 18.

На базе собственных ресурсов получил развитие производство строительных материалов и составляет 6% от общего объема промышленного производства.

В Ульяновской области представленно производство Международных компаний: "SABMiller" - пивоваренный завод; "Mars" - заводы по производству сухих кормов для домашних животных и кондитерских изделий;

"Henkel Group" - завод по производству сухих строительных смесей; "Baw-Rus Motor Corporation" - завод по производству коммерческой техники; ведется строительство предприятий компаний Takata (производство автокомпонентов) и Hempel (лакокрасочное производство); в ноябре 2011 подписано соглашение о строительстве станкостроительного завода Gildemeister AG .

Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления. Занимаются птицеводством, свиноводством, овцеводством, кролиководством, рыбоводством. Ведущее место в растениеводстве принадлежит производству технических культур (сахарная свекла) и картофеля, зерновых (пшеница, ячмень, рожь, овес) и кормовых (кукуруза, люцерна, подсолнечник) культур. В регионе активно занимаются садоводством и огородничеством.

В 2011 году в Ульяновской области собрано более 1 миллиона 400 тысяч тонн зерна. Это лучший результат за последние 13 лет. Данный объем на 40% превышает потребности региона. Впервые в истории, Ульяновская область поставила зерно на мировой рынок.

Общий объём производства овощей открытого и закрытого грунта составил 120,7 тыс. тонн, что обеспечивает потребность населения области на 95%, тогда как в предыдущие годы обеспеченность составляла всего 65-70%.

Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса "А": "Ульяновск-Центральный" и международный аэропорт "Ульяновск-Восточный", оснащенные современным радиоэлектронным навигационным оборудованием, позволяющим принимать воздушные суда всех типов без ограничений взлетной массы. Кроме того, международный аэропорт "Ульяновск-Восточный" обладает уникальной взлетно-посадочной полосой длиной 5100 м и шириной 105 м, способной принимать космические челноки.

Крупнейшими авиакомпаниями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов в Ульяновской области, являются ЗАО "Авиакомпания Волга-Днепр" и авиакомпания "Полет".

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения составляет 4904,5 км, из них федеральных автомобильных дорог - 431,7 км, региональных - 4472,8 км. Протяженность автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 4416,3 км.

Строительство самого большого в Российской Федерации мостового перехода через Волгу в г. Ульяновске завершено. Первая очередь моста открыта 24 ноября 2009 года. Новый мостовой переход стал частью проекта "Волжский транзит" - альтернативой трассе, соединяющей европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, что позволит разгрузить существующие федеральные дороги.

Южную часть области пересекает участок федеральной трассы М5 "Урал".ульяновский экономический регион население

Железнодорожные перевозки на территории региона осуществляет Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД".

Ульяновский речной порт расположен на обоих берегах Волги, при этом на правом берегу имеется единственный на Волге кран грузоподъемностью 100 тонн. Деятельность в речном порту осуществляет ОАО "Ульяновский речной порт".

Наличие развитой транспортной сети, а также реализация таких крупных проектов, как новый мостовой переход и связанный с ним "Волжский транзит", делают регион привлекательным для активизации бизнеса в сфере логистики. Еще большую привлекательность для международных логистических компаний имеет создаваемая портовая особая экономическая зона, имеющая льготный налоговый и таможенный режимы. На ее территории будут сосредоточены складские комплексы, сборочные и авиаремонтные производства .

Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
2.1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона
Проведем анализ воспроизводственной структуры региона.
Рассмотрим динамику валового регионального продукта (табл. 1; рис. 1) и динамику ВРП на душу населения (табл. 1; рис. 2).
Данные показатели наиболее всеобъемлюще показывает экономическую деятельность региона.

Таблица 1 - Динамика ВРП

Рисунок 1 - Динамика ВРП

Рисунок 2 - Динамика ВРП на душу населения, руб.

Вывод: Динамика по абсолютному показателю ВРП и по показателю ВРП на душу населения в Ульяновской области за период с 2008 по 2010 год имела тенденцию к росту.

Ульяновская область является "средним" регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году и 9-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Объем ВРП на одного жителя Ульяновской области по итогам 2010 года составил 134902,9 руб. на человека. По этому показателю область занимает 57-е место в России и 9-е место в ПФО. ВРП в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом (261705,3 руб.). Данное отставание отчасти обусловлено достаточно высокой плотностью населения (29-е место в РФ), кроме того, в Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, а доля добычи полезных ископаемых значительно ниже средней доли по России.

Рассмотрим структуру (табл. 2; рис. 5) ВРП Ульяновской области, динамику ее изменения (табл. 2; рис. 3), сравним со средним значением по РФ (табл. 2; рис. 4).

Таблица 2 - Структура ВРП

1.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2.Рыболовство, рыбоводство

3.Добыча полезных ископаемых

4.Обрабатывающие производства

5.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6.Строительство

7.Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-, мототранспорта, бытовых изделий

8.Гостиницы и рестораны

9.Транспорт и связь

10.Финансовая деятельность

11.Операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг

12.Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

13.Образование

14.Здравоохранение и предоставление соцуслуг

15.Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Рисунок 3 - Динамика изменения структуры ВРП, %

Рисунок 4 - Сравнение структуры ВРП Ульяновской области с средним показателем по РФ в 2010 год

Рисунок 5 - Структура ВРП в 2010 году

Вывод: В течение анализируемого периода структура ВРП существенных изменений не претерпела.

По сравнению со средним показателем ВРП по России следует отметить превышение данного показателя в Ульяновской области по следующим отраслям:

· сельское хозяйство (превышение на 2,1%);

· обрабатывающее производство (на 3,4%);

· производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,3%);

· транспорт и связь (на 3,7%);

· государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (на 2,3%);

· образование (на 0,9%);

· здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 0,8%);

Отстают от среднего показателя по РФ:

· добыча полезных ископаемых (отставание на 8,4%);

· оптовая и розничная торговля (на 2,7%);

· операции с недвижимостью (на 2,9%);

В 2010 году более половины доли ВРП составляли обрабатывающие производства (21,1%), оптовая и розничная торговля (16,7%), транспорт и связь (14,2%).

Ульяновская область характеризуется высокой степенью промышленной ориентированности с преобладанием перерабатывающего сектора. Среди промышленных отраслей в Ульяновской области наиболее развитыми являются машиностроение и пищевая промышленность. В регионе традиционно хорошо развито автомобилестроение и производство автокомпонентов. Базовым предприятием отрасли является Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В Ульяновской области уже фактически функционирует авиационный кластер с базовым предприятием кластера - АВИАСТАР.

Важнейшим направлением развития экономики Ульяновской области является функционирование ядерно-инновационного кластера в Дмитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР) .

Следует отметить, что доля отраслей социальной сферы, прежде всего здравоохранения и образования превышают таковую долю в среднем по стране, что говорит об их достаточно высоком развитии.

2.2 Изучение отраслевой структуры экономики региона
Проведем анализ структуры производства основных видов промышленной (табл.3) и сельскохозяйственной продукции (табл. 4).

Таблица 3 - Производство основных видов промышленной продукции в 2010 году

Наименование

Ульяновская обл.

Нефть добытая, тыс. т

Мясо и субрпродукты пищевые, тыс. т

Цельномолочная продукция, тыс. т

Масло сливочное и пасты масляные, тыс.т

Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, тыс. т

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т

Пиво, кроме отходов пивоварения, тыс. дкл

Ткани - всего, тыс. м2

Изделия трикотажные чулочно-носочные, тыс.пар

Трикотажные изделия, тыс.шт.

Лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, непропитанные, тыс. м3

Кирпич строительный, млн. условных кирпичей

Станки металлорежущие, тыс. шт.

Электроэнергия, млн. кВт ч

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году

Вывод: наибольшую долю в общем объеме производства России из всех основных видов промышленной продукции в Ульяновской области занимают:

· трикотажные изделия (5,6%);

· масло сливочное и пасты масляные (4,96%);

· изделия трикотажные чулочно-носочные (3,97%);

Наибольшую долю в общем объеме производства основных сельскохозяйственной продукции составляют: зерно, сахарная свекла, подсолнечник.

2.3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона
Проведем анализ: динамики доходов на душу населения; соотношения душевых доходов и прожиточного минимума; динамики среднемесячной заработной платы; уровня и динамики общей безработицы (табл.5).

Таблица 5 - Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

Реальные денежные доходы, % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

Реальный размер начисленной пенсии, в % к предыдущему году

Прожиточный минимум, руб.

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

Индекс потребительских цен, %

Вывод: уровень доходов населения Ульяновской области относительно невысок. За анализируемый период среднедушевые денежные доходы в месяц, среднемесячная номинальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий имели тенденцию роста. Однако их реальный размер, который наиболее точно по сравнению с номинальным свидетельствует насколько лучше или хуже стал жить человек показывает, что в 2009 году был спад (но реальный размер начисленной пенсии увеличился). Такая динамика объясняется, последствиями кризиса, это же и вызвало рост безработицы. Высокий показатель реального размера пенсии в данном году - результат поддержки государства, индексаций.

По итогам 2010 года денежные доходы населения области составили 12905,2 тыс. руб. на человека в месяц, что ниже, чем по России в целом (18881,3 тыс. руб.). В рейтинге регионов Центра экономических исследований "РИА-Аналитика" по уровню благосостояния российской семьи по итогам 2010 года Ульяновская область занимает 19 место (1 место "самый бедный" регион, 83- "самый богатый"). После затрат на прожиточный минимум у стандартной семьи Ульяновской области (двое взрослых и двое детей) остается на руках менее 6684 рубля .

При этом можно отметить, что доходы населения в 2010 году увеличились. По итогам 2010 года реальные денежные доходы населения Ульяновской области оставили 110,7% к уровню 2009 года. Этот показатель выше, чем по России в целом. Но и индекс потребительских цен в Ульяновской области выше, чем по России на 1,8%.

Область занимает 10-е место по показателю реальных денежных доходов среди всех субъектов РФ. Анализ показывает, что уровень бедности в Ульяновской области устойчиво снижается .

Уровень прожиточного минимума имел тенденцию роста, однако он ниже среднего по РФ.

Уровень безработицы в 2010 году остался на достаточно высоком уровне (8,7%), что выше чем по РФ на 1,2%.

Заключение

В работе представлены основные показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния отраслевой структуры региона. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся ситуации в регионе.

Ульяновская область является средним регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году.

Основные экономические показатели в регионе в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом.

В Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, в то время как в целом по стране объем производства ВРП в значительной степени зависит от добычи сырьевых ресурсов.

В 2010 году большинство экономических показателей Ульяновской области улучшились, причем по ряду из них темпы роста были на довольно высоком уровне. В частности, темпы роста реальных доходов населения и ряда других показателей в 2010 году были выше, чем по стране в целом.

Список литературы

1. Россия 2012: Стат. справочник, Росстат. - М., 2012.

2. Российский статистический ежегодник 2011: Стат.сб., Росстат. - Р76 М., 2011.

3. Социально-экономическое положение России, Стат.сб., Росстат. - М., 2011.

4. РИА-Аналитика / Центр экономических исследований: Социально- экономическое положение Ульяновской области. - Москва, 2011.

5. http://www.ru-regions.ru - "Ульяновская область"

6. http://www.ulgov.ru - официальный сайт: Губернатор и Правительство Ульяновской области, "Об Ульяновской области"

7. http://ru.wikipedia.org - "Ульяновская область"

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и задачи анализа показателей социально-экономического развития территориальных образований. Оценка финансового положения региона. Индикаторы социально-экономического развития Архангельской области. Анализ выполнения плана областного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2015

    Анализ социально-экономического развития Ульяновской области. Темы роста численности и половозрастной состав населения. Численность занятого населения по формам собственности. Статистика валового внутреннего продукта, внутреннего регионального продукта.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Классификация доходов населения. Неравенство доходов населения России. Показатели доходов и уровня жизни населения в Ульяновской области. Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Политика государства в области доходов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Анализ экономического положения Тюменской области, выявление проблем и их решение. Ресурсный потенциал региона, отраслевая структура экономики. Характеристика социально-политических процессов региона. Межбюджетные отношения и целевые программы в области.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности социально-экономической политики Курской области. Анализ промышленного и сельскохозяйственного развития. Социальное развитие региона. Оценка показателей численности населения области, уровня безработицы и среднемесячной заработной платы.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие уровня жизни населения. Статистический анализ уровня жизни населения в России. Особенности социально-экономического развития Калининградского региона. Сравнительный анализ формирования основных фондов в Тамбовской и Калининградской областях.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Цели и критерии социально-экономического развития региона, условия положительной динамики. Составление сценария перспективного развития регионов. Модель и долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 г.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Обзор процесса стратегического планирования развития региона. Исследование показателей социально-экономического развития Челябинской области. Анализ уровня образования, здравоохранения, потребления материальных благ и услуг, состояния окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012

    Рассмотрение понятия "социально-экономическое развитие муниципального образования". Общая характеристика МО "Котлас". Анализ роста среднедушевых доходов, уровня безработицы и занятости, грамотности, продолжительности жизни населения данного региона.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2015

    Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития. Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области. Система индикативного управления экономикой Пензенской области.

Региональное социально-экономическое развитие России в последние годы в значительной степени сохранило черты, приобретенные с начала периода коренных политических и экономических преобразований в стране.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, снижение уровня жизни, нарастание безработицы происходит во всех без исключения регионах страны. Повсеместно наблюдается обострение социальных проблем, ухудшение криминогенной обстановки и экологической ситуации.

В 1996 г. признаки стабилизации экономики еще себя не проявили ни в одном регионе. Это особенно заметно в финансовой сфере и материальном производстве. Сегодня создаются условия, при которых можно предположить, что происходит накопление потенциала позитивных явлений в хозяйственном механизме, появление класса собственников, укрепление рыночных институтов, приспособление к потребностям мирового рынка. Однако положение на подавляющем большинстве территорий остается тяжелым и неустойчивым, а иногда просто бедственным. Вместе с тем, как показали выборы Президента России (июль 1996 г.), в стране удалось избежать политической дезинтеграции. Усиление центральной власти, формирование четких вертикальных структур ее исполнительной ветви стало важнейшим стабилизирующим фактором.

В основном устранены административные преграды на путях перемещения товаров и капиталов между регионами России. Тем самым созданы необходимые условия для развития хозяйственных связей, упрочения единого экономического пространства и нормализации экономической жизни регионов.

Расширившиеся возможности государственного воздействия на ход регионального развития используются, однако, далеко не в полной мере. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что на смену политическим амбициям местных элит, разрывавшим Россию, приходят устойчивые тенденции к экономической и политической интеграции, созданию единого государства. Пока указанные тенденции не превратятся в устойчивую реальность, эти противоречия будут тем острее, чем сильнее будет различаться экономическая и социальная ситуация по регионам России. Они будут тем опаснее, чем меньше для них будут значить связи с другими территориями страны.

Простые сопоставления и более точные методы математической статистики свидетельствуют о том, что по мере продвижения реформ межрегиональная дифференциация производства и потребления не только не снижается, но и несколько возрастает. Глубже становится различие между относительно благополучными и бедствующими территориями.

Спад промышленного производства по регионам России, не охваченным межрегиональными конфликтами, за 1992-1996 гг. колебался от 6 до 75%. Разброс снижения объемов сельскохозяйственного производства по территории России менее заметен, но также достаточно существенен. Уровень среднедушевых денежных доходов населения имеет шестикратную региональную амплитуду колебаний, уровень безработицы - почти пятидесятикратную.

Схема размещения регионов, в различной степени испытывающих трудности переходного периода, представляет собой достаточно пеструю картину. Территории одного таксономического ранга не составляют, как правило, замкнутых образований, а бедствующие регионы соседствуют с относительно благополучными. Примеры тому - Ивановская и Московская области, Алтайский край и Омская область, Удмуртская Республика и Республика Татарстан. Такое положение усиливает социальную напряженность и существенно усложняет выработку и проведение обоснованной региональной политики.

Территориальные диспропорции, возникшие за годы централизованного планирования и лишь приглушенные специфической системой цен и прямым перераспределением

национального богатства, со всей очевидностью проявили себя при переходе к рынку. Регионы России показали различную подготовленность к быстрому развертыванию рыночных отношений и их включению в мирохозяйственные связи. С позиций территориальных и отраслевых сдвигов тяжесть конкуренции мирового рынка стала более весомым фактором, нежели новые приоритеты внутреннего российского рынка. Если внутренний рынок требовал повышения доли перерабатывающих отраслей и прежде всего отраслей, ориентированных на выпуск товаров народного потребления, то мировой рынок, выставляя качественную продукцию обрабатывающей промышленности, предъявил спрос на сырье и полуфабрикаты. Переход к почти открытой конкуренции, произошедший вследствие распада Союза ССР и вынужденного установления «прозрачных» границ, выявил неспособность отечественных товаропроизводителей предоставить потребителю дешевые и качественные товары, соответствующие мировым стандартам.

Продукция обрабатывающих отраслей мировых товаропроизводителей, по мере становления соответствующей инфраструктуры, к середине 1993 г. захватила рынки ряда приграничных областей и Москвы, а затем стала продвигаться в глубь России. В 1994 г. процесс ее проникновения на российский рынок в целом был завершен. В результате уровень производство обрабатывающих отраслей продолжал быстро падать. В то же время продукция добывающих отраслей отечественной промышленности продолжает пользоваться спросом в основном иностранных потребителей.

Подобные структурные изменения непосредственно отразились на положении регионов, специализирующихся на добыче или переработке природного сырья. За 1992-1995 гг. Брянская, Московская, Владимирская, Челябинская и многие другие области и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью утратили до 55-70% своего производства. Крайне неблагоприятно на положении целого ряда регионов сказалось резкое снижение объемов оборонных заказов и уменьшение экспорта оборонной продукции. От этого серьезно пострадали Москва и Московская область, Удмуртская Республика, Тульская, Свердловская, Челябинская и другие области.

Особенно тяжелым оказалось положение в Ивановской области, где высок удельный вес текстильной промышленности, в значительной мере вытесненной с российского и внешнего рынков. Здесь отмечается один из наиболее низких показателей денежных доходов на душу населения, как нигде высока безработица.

В сторону ухудшения ситуации действовал ценовой фактор. Спад в обрабатывающих отраслях во многом определил сложную обстановку в Псковской, Костромской, Владимирской, Курганской областях.

В значительно лучшем положении оказались территории, богатые природными ресурсами и прежде всего запасами полезных ископаемых - нефти, газа, алмазов, золота. Поставки сырья на внешние рынки позволили снизить в них остроту кризисных явлений.

Не столь заметны негативные проявления и на территориях с благоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями - в Белгородской, Тульской, Липецкой, Орловской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Это обусловлено как сравнительно низкими темпами сокращения производства в сельском хозяйстве, так и более низкими ценами на продукты питания в этих регионах, что компенсирует относительно невысокие денежные доходы населения.

Структурная перестройка производительных сил, которая могла бы сгладить отрицательные последствия перехода к рыночным методам хозяйствования, сдерживалась из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на строительную продукцию, низкой инвестиционной активности.

Производственные капитальные вложения, направляемые на развитие действующего производства, лишь стимулировали процесс усиления сложившихся территориальных диспропорций.

В том же направлении действовали иностранные инвесторы, вкладывавшие средства в разработку природных ресурсов. Недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, зачаточное состояние, в котором находится рынок жилья, также способствовали межрегиональным диспропорциям.

Единственной привлекательной для инвестиций и бурно развивающейся сферой стала инфраструктура рынка, практически отсутствовавшая в стране в начале реформ. Размещение инфраструктурных отраслей до настоящего времени носит точечный характер и сосредоточивается в крупных городах -Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Безусловное лидерство здесь принадлежит московской агломерации, где созданы крупнейшие банки, страховые компании, биржи, торговые дома. Благодаря развитию инфраструктурных отраслей в крупных городах удалось подавить негативные последствия спада промышленного производства, создать новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Это послужило фактором,

стабилизирующим ситуацию в наиболее важных точках России. Процесс становления инфраструктуры рынка далеко не закончен и в дальнейшем следует ожидать ускорения темпов ее развития в средних и малых городах.

Сокращение бюджетных возможностей федерального правительства способствовало снижению прямой и косвенной поддержки традиционно отсталых регионов страны, что еще ухудшило их положение. Республики Мордовия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Чувашия и ряд других пополняют число бедствующих районов России. Наконец, наиболее тяжелое положение складывается в очагах национальных конфликтов и вооруженных противостояний. При этом затрагиваются интересы соседних территорий, где нарастает тяжесть криминогенной ситуации. Без разрешения таких конфликтов в предгорных республиках Северного Кавказа нельзя ожидать улучшения обстановки в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье.

Отнесение некоторых регионов России к отсталым только на основании сегодняшнего уровня социально-экономического развития не только достаточно условно, но и зачастую носит конъюнктурный, часто политический характер. К примеру, первые попытки определения отсталости регионов по ряду социальных и экономических показателей привел буквально к «всплеску» доказательств (писем, просьб региональных администраций в адрес Правительства Российской Федерации) о бедственном положении населения и необходимости государственной поддержки этих регионов.

Следует заметить, что состав групп существенно меняется во времени из-за крайне неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. Периодическая нехватка топлива и отдельных продуктов питания, ценовые всплески, остановки крупных предприятий, перебои с выплатой заработной платы, неритмичность работы транспорта стали обыденной реальностью во всех регионах страны. Чрезвычайные или близкие к чрезвычайным ситуации провоцируются несовершенством нового хозяйственного механизма, нехваткой опыта государственного регулирования рынка, а также высокой степенью изношенности основных фондов. Далеко не всегда регионы в состоянии собственными силами преодолеть возникшие трудности, а помощь федеральных властей зачастую оказывается недостаточно масштабной и запоздалой.

Характерной тенденцией территориального развития,

заслуживающей пристального внимания, стала нарастающая экономическая обособленность региональных рынков. Об этом

свидетельствует высокий территориальный разброс цен и различная товарная насыщенность этих рынков. Даже столь высоко транспортабельный товар как деньги имеет существенно различную цену в регионах России. Так, размеры ставок по кредитам колебались от 124% в Москве до 165% в Приморском крае. Свою роль в этом процессе в начале реформ играли административные барьеры, затем межрегиональные связи сдерживались из-за неразвитости соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.

Значение последнего фактора еще сказывается до настоящего времени, однако, на первый план стал выступать другой фактор -транспортный. Рост транспортных тарифов в 1994-1996 гг. привел к увеличению доли транспортных расходов в цене приобретаемых материально-технических ресурсов с 4,3% до 14,9%. Это резко снижает возможности региональной специализации, ведет к сложной перестройке региональных комплексов в направлении большей самообеспеченности. В дальнейшем следует ожидать формирования в приграничных районах Европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока специфических рынков, ориентированных на связи с сопредельными государствами. Эти процессы уже активно охватывают районы Дальнего Востока, развиваются в Калининградской, заметны в Ленинградской и Ростовской областях. Рост транспортных тарифов крайне негативно сказывается на удаленных от потребителя территориях Сибири, которые специализируются на выпуске грузоемкой продукции.

Таким образом, социально-экономическое положение регионов России в целом характеризуется:

Сохранением глубоких региональных различий в уровне социально-экономического развития и темпах проведения экономических реформ;

Нестабильностью хозяйственной сферы в отдаленных, высокоспециализированных и малых по масштабам регионах;

Нарастанием обособленности региональных хозяйственных комплексов;

Появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и в крупных городах на фоне общего ухудшения социально-экономической обстановки в большинстве регионов России.

В интересах улучшения экономической и социальной ситуации в России и ее регионах целесообразно.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...