Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация. Налоговая система Российской Федерации


    Фискальная - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов . Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная (социальная) - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Стимулирующая - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

2. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

    По субъекту уплаты налога:

    • юридические лица;

      физические лица.

    По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

    По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

    По назначению:

    • общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;

      специальные налоги - имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.

    По способу обложения:

    • кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

      декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

    По методу исчисления:

    • регрессионные;

      пропорциональные;

    • кратные суммы (МРОТ).

    По способу изъятия:

    • прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

      косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

    По принадлежности к уровню власти и управления:

    • федеральные;

      региональные;

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Не порождает встречной обязанности государства;

  • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода .
  • Элементы налогообложения . Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:

    1. основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
    2. факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
    3. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

    Основные элементы налогообложения . К основным (обязательным) элементам налога относятся:

    а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода ;

    б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара , владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство , получение дохода и др.);

    в) налоговая база . Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

    В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

    г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства ;

    д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

    Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

    е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

    ж) порядок уплаты налога , т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

    • направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
    • средства уплаты налога (в рублях, валюте);
    • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
    • особенности контроля уплаты налога.

    Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

    • уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
    • уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
    • кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества ; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

    з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

    Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

    а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

    б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

    д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

    Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

    1. По способу взимания выделяют:

    а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

    • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
    • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

    б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

    • на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);
    • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
    • фискальные монополии , распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    • таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

    2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

    а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
    б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

    3. По целевой направленности введения налогов различают:

    а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
    б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

    4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

    а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
    б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
    в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

    5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

    а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;
    б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;
    в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;
    г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

    6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

    а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);
    б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);
    в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;
    г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

    7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

    а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
    б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

    8. По порядку введения налоги делятся:

    а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);
    б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

    Налоговая политика и налоговая система . Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны. Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

    Основными направлениями налоговой политики в современной России являются:

    1. Создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
    2. Стимулирование инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации экономики .
    3. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по направлениям налогового стимулирования инновационной деятельности .
    4. Создание условий для добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе и в особых экономических зонах Российской Федерации.
    5. Регулярное проведение анализа стимулирующих налоговых льгот (корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование , временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования, совершенствование налогообложения организаций социально значимых сфер и т.д.).
    6. Формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками, интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.

    Созданная на основе принципов налогообложения налоговая система включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

    В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. Налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов федерации).

    По характеру налогового изъятия (в зависимости от метода взимания налогов) налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика - основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов).

    Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг (включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем). Примеры косвенного налогообложения - налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

    Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги еще называют налогами на потребление, то есть предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

    Государство в силу особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под на­логовое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика, создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочую силу, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Результат - устойчивость налоговых поступлений и усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения строилась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

    Уровень собираемости прямых налогов значительно превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.

    На практике нередко проводят разделение прямых налогов на реальные и личные.

    Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (земельный налог, налоги на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие).

    Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника Дохода, или по декларации (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

    Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.

    На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования : общие и специальные.

    К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются, расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    Специальные же налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

    Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается субъект налогообложения , то различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

    В Российской Федерации к налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

    К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

    Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, пла­тельщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам относятся: НДС, акцизы, ЕСН, таможенная пошлина, единый налог на вмененный доход, земельный налог, другие виды налогов и сборов.

    В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются:

    На налоги на реализацию товаров и услуг;

    Налоги на доходы;

    Налоги на имущество;

    Налоги на определенные виды расходов (с 2005 г. относится единый социальный налог, поскольку для работодателей он представляет собой налог на определенный вид расходов: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам);

    Налоги на совершение определенных операций (государственная пошлина);

    Налоги и сборы за право осуществления отдельных видов деятельности.

    В зависимости от источников уплаты налоги разделят на группы :

    1. Косвенные налоги, которые включаются в цену продукции (товара) сверх оптовой цены: НДС, акцизы.

    2. Налоги, которые в соответствии с законодательством включаются в себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, таможенная пошлина, отчисления во внебюджетные фонды.

    3. Налоги, уменьшающие финансовый результат деятельности предприятия до налогообложения прибыли: налог на имущество организаций.

    4. Налог на прибыль организаций, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    5. Налоги, относимые на чистую прибыль предприятия: налог на прибыль организаций в части выплат дивидендов.

    По периодичности взимания: периодические и разовые.

    Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью (налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, периодические налоги на потребление: акцизы, НДС).

    К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему (налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины).

    По регулярности взимания: регулярные (налоги, действующие в течение длительного периода) и чрезвычайные (налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств).

    В зависимости от адресности зачисления платежей: закрепленные и регулирующие.

    Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов (таможенные пошлины, подавляющее большинство местных налогов и сборов).

    К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней (большинство федеральных, а также все региональные налоги и сборы).

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    Упрощенная система налогообложения;

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

    Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства и как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют по меньшей мере еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.

    Таким образом, основными функциями налогов являются:.

    1. Фискальная.

    2. Экономическая. Включает следующие подфункции:

    Регулирующая - воздействие налогов на экономику (Лаффер);

    Распределительная - инструмент перераспределения ВВП;

    Стимулирующая - дифференциация налоговых ставок, применение налоговых льгот и т.п.;

    Социальная (учет социальных платежей при определении налогооблагаемой базы; финансирование социальных программ из бюджета);

    Воспроизводственная - использование бюджетных средств на проведение природоохранных мероприятий, строительство дорог и т.п.;

    3. Контрольная. (контроль правильности и полноты уплаты налогов; оценку экономических изменений на основе анализа динамики налоговых поступлений.

    Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и Ряда других задач.

    Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, а также реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные.

    Распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установ­лению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

    Регулирующая функция направлена прежде всего на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

    Анализируя этот аспект налоговых отношений, следует выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

    Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

    Механизм контрольной функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

    Понятие и сущность налогов

    Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) МО.

    Признаки налога:

    • Обязательность - уплата налогов - обязанность гражданина (ст. 57 Конституции РФ).
    • Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - налоги передаются государству в собственность и за их перечисление не предусматривается никаких компенсаций налогоплательщику. Уплата налогов не порождает встречной обязанности государства к конкретному лицу.
    • Денежный характер - все налоговые платежи уплачиваются в денежной форме.
    • Публичное предназначение - налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов.
    Сущность налогов проявляется в их функциях:
    • Регулятивная - функция по регулированию экономических отношений.
    • Фискальная - функция по сбору средств на осуществление деятельности государства.
    • Контрольная функция - осуществление контроля за движением денежных средств в РФ.

    Соотношение налогов и иных обязательных платежей

    Налоги необходимо отличать от пошлин, сборов или взносов.
    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
    Государственная пошлина - это обязательный и действующий на всей территории РФ сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
    Уплата сбора или пошлины сопровождается целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Сборы и пошлины - индивидуальные платежи. Цель налогов - удовлетворить публичную потребность государства или МО, цель сборов - удовлетворение определенных потребностей.
    Налоги - основной источник доходов бюджета. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
    Налоги - безусловные платежи, сборы оплачиваются взамен услуг.
    Налогам свойственна периодичность, сбор носит разовый характер.

    Классификация налогов и сборов

    • Виды налогов:
    Федеральные:
    Налог на добавленную стоимость (НДС).
    Акцизы.
    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
    Налог на прибыль организаций.
    Налог на добычу полезных ископаемых.
    Водный налог.
    Государственная пошлина.
    Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
    Региональные:
    Транспортный налог.
    Налог на имущество организации.
    Налог на игорный бизнес.
    Местные:
    Налог на имущество физических лиц.
    Земельный налог.
    • Специальные налоговые режимы:
    Упрощенная система налогообложения (УСНО).
    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
    Патентная система налогообложения.
    Единый сельскохозяйственный налог (единый налог для сельскохозяйственных производителей).
    Система налогообложения при выполнении или соглашении о разделе продукции.

    Правовой механизм налога и его элементы

    Налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Наличие императивно закрепленных элементов налогообложения характеризует налог как целостный правовой механизм.
    Элементы налога.
    1. Субъект налога - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность по исчислению и уплате налогов. Может иметь общие и специальные признаки (например, физическое лицо - общий признак, обладатель транспортного средства - специальный признак). Налоговый агент - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность по исчислению, удержанию и оплате налога за налогоплательщика (например, работодатель, казино).
    2. Объект налога - это то, с наличием чего связано возникновение обязанности по исчислению или уплате налога.
    3. Единица налогообложения - это единица стоимостного, физического или количественного показателя, который является основой для исчисления налога (например, НДФЛ - рубли, транспортный налог - мощность лошадиных сил и т.д.).
    4. Налоговая база - это часть объекта налогообложения, на которую производится начисление налога.
    5. Ставка налога - это размер налога на единицу обложения. Ставки:

    Пропорциональная (например, НДФЛ - 13%).
    Прогрессивная (увеличивается с увеличением объекта).
    Комбинированная.

    Адвалорная (в %).
    Специфическая (в твердой денежной сумме).
    Комбинированная.
    6. Налоговый период - это период, по окончании которого налогоплательщик должен провести полную уплату налога, а также представить документы, подтверждающие исчисление налога.
    7. Отчетный период (факультативный элемент) - это период, по окончании которого налогоплательщик представляет отчетную документацию, а также производит авансовую или частичную оплату налога.
    8. Порядок и сроки уплаты налога.
    9. Льготы по налогам (факультативный элемент):
    Снижение % ставки для льготных категорий объектов или субъектов.
    Освобождение от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков.
    Предоставление налоговых вычетов и т.д.

    Понятие системы налогов и сборов, принципы её построения и функционирования

    Система налогов и сборов - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ. В системы налогов и сборов также включаются специальные налоговые режимы.
    Принципы построения системы налогов и сборов:
    Принцип единства системы налогов и сборов (НиС).
    Принцип налогового федерализма.
    Принцип определенности системы НиС.
    Принцип стабильности системы НиС.
    Принцип недискриминационного характера системы НиС.
    Принцип экономической обоснованности установления НиС.
    Принцип подвижности (эластичности) системы НиС.
    Принципы налогового права:
    Всеобщность (каждый должен платить установленные НиС).
    Прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщика.
    Однократность налогообложения.
    Очередность взимания налогов из одного источника.
    Временное ограничение налоговых притязаний (3 года).
    Определенность налогообложения (должен быть установлен правовой механизм налогообложения).
    Приоритет ратификации международных норм.

    Лекция, реферат. НАЛОГ: понятие, признаки, сущность. Классификация налогов, налоговая система государства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы

    Понятие, элементы и виды финансовых правоотношений
    Понятие и роль финансов, финансовая система Российской Федерации
    Правовой статус Правительства РФ как участника финансового правоотношения
    Исполнительные и представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований как участники финансовых правоотношений
    Правовой статус Министерства финансов РФ как участника финансового правоотношения
    Правовой статус Счетной палаты РФ как участника финансового правоотношения
    Правовой статус Федерального Казначейства РФ как участника финансового правоотношения
    Правовой статус Федеральной налоговой службы РФ как участника финансового правоотношения
    Правовой статус Центрального банка РФ как участника финансового правоотношения
    Правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как участника финансового правоотношения
    Понятие, задачи и функции финансового контроля. Виды финансового контроля
    Бюджетное право: понятие, предмет, система
    Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
    Состав доходов и расходов бюджетной системы. Дефицит бюджета
    Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской компетенции, её субъектов и муниципальных образований
    Понятие, правовые формы и роль государственного и местного бюджета. Консолидированный бюджет
    Понятие бюджетного процесса, его участники
    Бюджетная классификация
    Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты
    Понятие и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
    Внебюджетные государственные фонды
    НАЛОГ: понятие, признаки, сущность. Классификация налогов, налоговая система государства

    Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Государственный долг, выпуск государственных долговых обязательств; гос. гарантии
    Банковская система РФ: структура, принципы функционирования

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Существует несколько принципов классификации налогов:

    По способу взимания налогов;

    По субъекту налогообложения (налогоплательщику);

    По объекту налогообложения;
    -по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

    По целевой направленности введения налога.

    Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

    Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

    Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

    Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

    Спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

    Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
    действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

    Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

    Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

    Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

    Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

    Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...