Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика. Государственное регулирование доходов
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
- Регулирование доходов населения;
- Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:
- установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
- регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
- защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов включает:
- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
- предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
- финансирование системы социальной защиты, включающей:
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (косвенных налогов на товары массового потребления и на услуги), налогов на предметы потребления.
Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы физических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхование (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).
Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников.
По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести вычеты:
Производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы;
Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.).
Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:
Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;
Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);
Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).
При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль.
Но и без установления очень высоких ставок налога многие бизнесмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.
Система налогов и сборов в России установлена Налоговым кодексом РФ (части первая и вторая).
V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нарушители законодательства?
Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
За счет налогов социальное государство создает условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.
Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предоставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.
Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающимся за счет фондов - денежных или материальных средств определенного назначения.
В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят платежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).
Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти средства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству населения (информация населения о положении на рынке труда, организация общественных работ и др.).
Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.
Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда.
Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет государственное управление денежными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.
В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное положение граждан?
Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - различие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.
Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от полностью равного их распределения между всеми жителями страны.
Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется первая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини показывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получаемых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифференциации доли групп - к единице.
О коэффициенте Джини на практике можно судить по статистическим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).
Таблица 2 Распределение общего объема денежных доходов населения
|
В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денежных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.
Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следующие величины:
Германия - 28,3;
Франция - 32,7;
Италия - 36,0;
Великобритания - 36,0;
США - 40,8.
Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о большом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и самых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению крупных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.
Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе способно только демократическое и социальное государство. Такое государство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.
Известно, что при рыночной экономике государство, хотя в значительно суженном виде, но сохраняет регулирующую функцию. Эта функция распространяется и на область доходов и оплату труда. Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики.
Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства.
Можно выделить следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов.
1. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными. Принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.
2. Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.
3. Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо усилить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных.
4. Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.
5. Необходимо законодательно, организованно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.
6. Учитывая возросшие масштабы бедности, можно определить следующие меры по ее сдерживанию:
· приблизить ставки Единой тарифной системы бюджетников к прожиточному минимуму, установить нормальное соотношение в оплате бюджетного и коммерческого секторов;
· в регионах разработать мероприятия, обеспечивающие постепенное сближение минимальной оплаты с региональным прожиточным минимумом;
· разработать и сделать обязательным для всех работодателей Генеральное соглашение, обеспечивающее индексацию минимальной заработной платы в связи с ростом цен, для чего освободить от налогов доходы предприятий, направляемые на эти цели;
· ввести индексацию пособий по безработице, размер которых ниже прожиточного минимума, установить дополнительные льготы для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
· при выплате пособий на детей использовать дифференцированный доход на основе реальных доходов семьи.
В целях недопущения перерастания существующей дифференциации доходов в социальную пропасть, необходимо ориентировать политику государства на экономическую поддержку среднего слоя населения, который составляет основы рыночной экономики.
Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют объективные и субъективные факторы при организации заработной платы на предприятии?
2. Каковы меры по сдерживанию бедности в России?
3. В чем проявляется государственное регулирующее воздействие на доходы населения?
4. Каковы методы государственного регулирования доходов населения?
5. Каковы основные причины справедливого распределения доходов для экономического роста?
6. Какова структура номинальных и располагаемых денежных доходов, чем она отличается от структуры реально располагаемых доходов?
7. На что направляются потоки располагаемых доходов населения?
Тесты
1. В лице какого органа происходит государственное регулирование доходов населения?
А) президента РФ и правительства РФ.
Б) государственной думы РФ.
В) министерства труда РФ и социального развития.
А) повышение реальной заработной платы.
Б) повышение минимального размера оплаты труда.
В) снижение ставки налога на доходы физических лиц.
3. В чем состоит экономический смысл кривой Лаффера?
А) ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство.
Б) ее смысл состоит в обосновании зависимости бюджетных доходов от налоговых ставок.
В) ее смысл в том, что снижение налогов ведет к сокращению доходной части бюджета.
4. Какова цель государственного регулирования доходов?
А) полное использование совокупного рабочего времени.
Б) обеспечение всех трудящихся рабочим местом, соответствующим квалификации работника.
В) перераспределение доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов социальных выплат.
5. Какой показатель является главным по оценке улучшения уровня жизни?
А) увеличение продолжительности жизни.
Б) увеличение доходов населения.
В) увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни.
6. Каковы основные источники формирования доходов населения?
А) заработная плата.
Б) предпринимательский доход.
В) дивиденды и другие доходы от собственности.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В условиях рынка существенно повышаются требования в системе взаимосвязи работников с менеджерами и между собой, со средствами производства и информационными системами. Экономика труда предполагает формирование организационных структур, закрепляющих и обеспечивающих наиболее устойчивые и важные для функционирования предприятия связи, для обеспечения трудовой деятельности, определяемой всей совокупностью трудовых функций работников, системой их внешних и внутренних связей, степенью сложности труда и самостоятельности трудовой деятельности.
Экономика труда отражает факт действия рыночных отношений в сфере труда на предприятии и связана со спросом и предложением труда в форме человеко-часов и необходимости заполнения образующихся вакансий, к заполнению которых работодатель предъявляет особые требования Рыночные условия устанавливают выполнение следующих функций: привлечение и отбор работников, сокращение в случае необходимости их численности, организация труда, работа по усилению стимулирующей роли трудового вознаграждения, осуществление продвижения работников, повышение квалификации, реализация социальных мероприятий.
Основным предметом исследования экономики труда выступает труд, и все другие факторы производства рассматриваются только как предпосылки и условия его проявления и развития. Именно анализ трудовых процессов определяет наиболее важные качественные и количественные параметры трудовой деятельности, основные характеристики труда, особенности мобильности работников, методологию формирования и реализацию в практику политики в сфере экономики труда.
Т Е М А Т И К А
рефератов по дисциплине “Экономика труда”
1. Формирование и регулирование системы социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики
2. Занятость населения как элемент социально-экономической политики
3. Национальные рынки труда: соотношение внутреннего и внешнего
4. Опыт функционирования Федеральной государственной службы занятости
5. Социально слабозащищенные группы населения и особенности регулирования их социально-трудовых отношений
7. Типовая модель национального межпрофессионального коллективного соглашения
8. Требования, предъявляемые к качеству рабочей силы в условиях научно-технической революции и формирования рынка труда
9. Реформирование системы образования и профессиональной подготовки
10. Основные принципы формирования системы социальных гарантий, защиты и поддержки населения
11. Проблемы экономического анализа уровня жизни и дифференциации доходов
12. Развитие персонала и оценка вложений в человеческий капитал
13. Современные программы управления производительностью труда
14. Современные проблемы экономического анализа и социально-трудовых отношений
15. Воспроизводственный подход к пониманию категории “экономика труда”
16. Социально-трудовая сфера и социальная рыночная экономика
17. Теории занятости населения и их применение на практике
18. Теории потребности и мотиваций, их эволюция
19. Место человека в современной организации
20. Управление персоналом: эволюция подходов
21. Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности
22. Подготовка профессиональных кадров на отечественных предприятиях и в России
23. Основные тенденции развития современного производства как факторы, влияющие на формирование профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров
24. Причины и социально-экономические последствия скрытой безработицы и теневой занятости
25. Злободневные проблемы общественной организации труда в современной России
26. Факторы нормализации интенсивности труда
27. Макроэкономические пропорции и динамика общественной производительности труда
28. Влияние человеческого капитала на производительность труда
29. Основные положения концепции повышения уровня жизни
30. Уровень жизни населения в условиях формирования рыночной модели экономики
Библиографический список
1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 2004.
2. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учеб. пособие.- М.: Дашков и Ко. 2000.
3. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА –М, 2004.
4. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учеб. пособие / Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А.. – М.: Экзамен, 2002.
5. Еловиков В.А. Экономика труда: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во. 2000.
6. Ерохина Р.И., Самраилова Е.К. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Рофе. – М.: МИК, 2000
7. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие. – М.: Высш. шк., 2000.
8. Мицберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с анг. / Под ред. А.И. Каптуревского – СПб.: Питер, 2001.
9. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Рофе. – М.: МИК, 2000.
11. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Рынок труда: Учебник. / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина – М.: Экзамен, 2000.
13. Современная экономика труда: Монография / Под ред. В.В. Куликов – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001.
14. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2004.
15. Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова – СПб.. 2001.
16. Экономика труда / Под ред. А.И. Рофе. – М.: МИК, 2000.
17. Экономика труда / Под ред. Проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокин – М.: Юристъ, 2002.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение …………………………………………………………3
Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.
Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1) регулирование доходов населения;
2) перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов включает:
Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;
Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.
Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:
Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
Установление государственных гарантий по оплате труда. Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).
Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.
Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:
1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);
2) различия в уровне потребительских цен по районам.
Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.
В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.
Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.
Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.
Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.
Политика перераспределения доходов предполагает:
Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;
Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;
Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,
систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.
Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.
Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.
* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.
Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.
Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, представлены в табл. 9.4.
Таблица 9.4.
Методы регулирования доходов и потребления
Прямые - административные меры |
Косвенные - экономические меры |
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.
Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.
Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Законодательное установление минимума заработной платы
Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.*
* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.
Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.
Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.
Индексация доходов и начисленной заработной платы
Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.
Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).
Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности (более подробно об индексации см. гл. 14.).
Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов
Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется.
Существующая система налогообложения не учитывает положения в российской экономике и связанного с ним резкого имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, получающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.
Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.
Используемая в России налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, - в промышленности, науке, культуре.
В российской переходной экономике государственное регулирование доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рассматриваться как необходимое условие прекращения спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:
- высокодоходные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;
- при сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;
- повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости. Если политика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;
- более взвешенный подход к распределению доходов - психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп населения будет увеличиваться, усиливается противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.
Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.
Навигация
«- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации