Система рефинансирования коммерческих банков. Система рефинансирования коммерческих банков банком россии


Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

Под рефинансированием Центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

  • - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • - методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
  • - сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
  • - целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентов по депозитам денежного рынка) и самых высоких при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения:

  • кредиты, обеспеченные рыночными активами
  • кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.

Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Сентябрь

Итого за 2010 г.

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий «договорной» механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться.

Ставка рефинансирования является и «неким» сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования.

Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ России.

Влияют ли изменения ставки рефинансирования на финансовое положение населения? Да, влияют! В ситуации, когда понижается ставка ЦБ, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования, это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения (пересмотры) коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков России подтверждает это. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции, а это значит, что помимо снижения прибылей, проценты по большинству депозитов оказываются ниже уровня инфляции и вклады постепенно еще и обесцениваются.

Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующими способами:

первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка (в настоящее время, с 01.12.2008 г., - 13%). Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных лимитах.

Регулирование ставок денежного рынка осуществляется центральным банком посредством установления ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям:

Таблица 1 Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Критерий классификации

Виды кредитов

В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные на несколько часов

"Внутридневные"

"Овернайт"

Среднесрочные до 1 месяца "Ломбардный кредит"

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики как части государственной экономической политики.

Как правило, такая политика проводится по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги.

Межбанковское кредитование. Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Многие банки предпочитают использовать данный вид финансового ресурса, т.к ставки на межбанковском рынке немного ниже, чем при использовании кредитов Банка России. Основное предназначение межбанковского кредитования в настоящее время - "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.

Депозиты. Депозиты и вклады юридических и физических лиц пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, и депозиты остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств, и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов.

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:
- форме обеспечения - учетные и ломбардные кредиты;
- срокам использования- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
- методам предоставления - прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
- целевому характеру - корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Ломбардные кредиты широко использовались в практике денежно-кредитной политики в России. После событий 17 августа 1998 г. Совет директоров Центрального банка оперативно принял решение о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков. Исходя из критерия срочности, кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные- кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущений завышения банками процентных ставок было установлено, что начиная с 1 сентября 1998 г., банки имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускаются к участию в ломбардных кредитных аукционах. В связи с выпуском облигаций Центрального банка эти ценные бумаги стали приниматься в обеспечение кредитов Центрального банка, предоставляемых по результатам ломбардных кредитных аукционов, внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». В целом за 1998 г. Центральный банк предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов.

В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), так как межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк. Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Центрального банка - внутридневных и кредитов «овернайт» - предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.

Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками способом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона потенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень процентной ставки, а также способ проведения аукциона.

При американском способе заявки ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения - минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.

В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенного к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.

В рамках проводимой реструктуризации банковской системы России основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банкам будет рефинансирование. Уже в течение сентября - ноября 1998 г. Центральный банк с целью поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России (первоочередная задача- восстановление и укрепление региональных банков), а также отдельным социально значимым банкам на сумму около 8 млрд. руб. сроком до 1 года.

Центральный банк будет проводить работу по дальнейшему совершенствованию действующей системы кредитования и постепенной централизации этого процесса через создание единого программного кредитного комплекса кредитных операций. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование системы безналичных расчетов, развязку неплатежей!! поможет банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.

Международный институт экономики и права


Курсовая работа

по дисциплине

"Деньги, кредит, банки"

Тема: Рефинансирование коммерческих банков Центральным Банком России


Студентки факультета

экономики и управления

группа Э 2008 ОП

Смирновой Светланы Николаевны

Руководитель-консультант

Волков А.Ю.


Ярославль 2010 г.


Введение

Глава 1. Рефинансирование коммерческих банков и его значение

1.1 Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России

1.3 Состояние, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования коммерческих банков

Глава 2. Порядок предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов

2.1 Особенности кредитов под залог ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Одной из приоритетных задач Центрального Банка Российской Федерации в современной финансовой системе России является регулирование ликвидности банковской системы. Для ее решения Банк России использует ряд инструментов и механизмов. К таким инструментам относятся: операции на открытом рынке, операции рефинансирования, обязательные резервные требования, процентная политика по операциям Банка России. Самыми работоспособными и востребованными инструментами регулирования банковской ликвидности в настоящее время являются инструменты рефинансирования.

Эффективность проведения операций регулирования банковской ликвидности Банком России и выбора приоритетного инструмента воздействия на рыночную ситуацию во многом зависит от уровня развития финансовых рынков, и, в первую очередь, от уровня развития финансового рынка.

Всесторонняя необходимость изучения механизмов рефинансирования коммерческих банков связана с тем, что эти операции позволяют оказывать временное воздействие на уровень ликвидности банковской системы, не создавая при этом побочных воздействий на другие финансовые рынки, и являются незаменимым гибким инструментом экстренного финансирования коммерческих банков. Понимание условий применения и использования данных операций очень важно сегодня для принятия решений, качественно улучшающих состояние банковской системы и предотвращающих наступление кризисных явлений в области денежного обращения.

Поэтому тема исследования является важной и актуальной.

Актуальность темы исследования связана также с тем, что на российском финансовом рынке за период его существования практически отсутствовали периоды продолжительной стабильности.

Экономическая наука уделяет большое внимание методам, механизмам и инструментам, используемым центральным банком при проведении операций на финансовых рынках, для достижения целей денежно-кредитной политики. Этому вопросу посвящены труды известных ученых, экономистов и "банкиров-практиков" Алексашенко СВ., Геращенко В.В., Лялькова М.И., Пашковской И.В.. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Фундаментальные исследования в области банковского дела разработаны в трудах следующих авторов: О.Н, Антипова, А.Д. Голубовича, М.Э. Дмитриева, Л.Г. Ефимовой, О.И. Лаврушина, В.Д. Мехрякова, А.В. Молчанова, М.И. Мхатаряна, Я.М. Миркина, В.М. Усоскина и др.

Предмет исследования - совокупность инструментов рефинансирования коммерческих банков как эффективных инструментов денежно-кредитной политики.

Цель данной работы, ее значение для теории, состоит в исследовании эффективных механизмов управления ликвидностью коммерческого банка через операции рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Определение понятия и роли рефинансирования коммерческих банков в денежно кредитной политике Банка России;

2. Общая характеристика инструментов рефинансирования коммерческих банков;

3. Выявление проблем и механизмов совершенствования системы рефинансирования коммерческих банков;

4. Рассмотрение порядка предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов.



1.2 Общая характеристика инструментов рефинансирования


Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые Центральным Банком банковским институтам при отсутствии возможностей у последних изыскания финансовых средств из других источников.

Кредитные ресурсы чаще всего предоставляются через кредитные аукционы или как прямые кредиты, которые выдаются банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.


Объемы операций кредитования Банка России представлены в таблице 2. Для выявления проблем в области рефинансирования Банк России провел опрос кредитных организаций, которые подписали с Банком России Соглашение о проведении операций прямого РЕПО, об использовании ими различных инструментов рефинансирования. Всего в опросе приняли участие 87 банков.

Наиболее востребованным кредитными организациями инструментом рефинансирования Банка России являются внутри дневные кредиты (табл.3). Объем операций по данному инструменту составляет около 87% от общего объема рефинансирования. В случае исключения его из расчета, основная нагрузка по рефинансированию сроком на один день приходится на операции прямого РЕПО – 67% от оставшегося объема рефинансирования. Однодневное РЕПО с различной степенью регулярности используется примерно половиной респондентов.

Основными причинами низкого использования процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов) (табл. 4). Многие респонденты предлагают снизить ставки по инструментам Банка России в целях их приближения к рыночному уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения ставок не гарантирует возможность привлечения рефинансирования по инструменту РЕПО даже в случае готовности коммерческого банка заключить сделку на условиях Банка России. Также поступили предложения ввести дополнительную сессию прямого РЕПО с фиксированной ставкой. В части использования ценных бумаг в качестве обеспечения как по прямому РЕПО, так и по ломбардному кредитованию, более 20% респондентов считают недостаточный объем имеющихся у них соответствующих ценных бумаг препятствием в использовании данных инструментов. Многими банками была отмечена необходимость расширения круга ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

Существенных сложностей в использовании инструментов внутри дневного кредитования отмечено не было. Однако, по оценке 30% респондентов, при использовании инструментов прямого РЕПО эпизодически возникают трудности, в том числе технического характера. Региональные банки отмечают, что при значительной разнице во времени между регионами их нахождения и Москвой, средства по операциям РЕПО приходят на корреспондентский счет банка только на утро следующего дня, т.е. в день их возврата.

Основные замечания участников денежного рынка относятся к правилам расчетов и особенностям бухгалтерского учета по инструментам рефинансирования. Существенных недостатков в технологии работы с инструментами рефинансирования не выявлено. Общим является пожелание банков снизить ставки и увеличить лимиты операций по инструментам рефинансирования Банка России.

Кроме того, одним из ключевых вопросов развития национальной банковской системы является судьба региональных банков, в первую очередь малых и средних. И сколь ни различны они между собой по географическому положению и направлениям работы, всё же можно назвать признак, выделяющий их как общность, имеющую специфические особенности и условия деятельности. Этот признак - отсутствие доступа к механизмам рефинансирования, ограничивающее возможности развития активов. Сектор средних и малых банков включает в себя как минимум 850 банков по всей России. Значит, говорить о перспективах его развития возможно только в комплексе с проблемой создания национальной системы рефинансирования.

В резолюции расширенного заседания Координационного совета Ассоциации "Россия", прошедшем в Нижнем Новгороде 18 августа, принято обращение к Банку России о необходимости расширения доступа региональных банков к инструментам рефинансирования через его территориальные управления.

Ни один из инструментов, предложенных Банком России, не отвечает потребностям этого сектора. Кредиты внутри дневные и овернайт не нужны из-за искусственно поддерживаемой избыточной ликвидности (в ущерб доходности). Как показали исследования Ассоциации "Россия", остатки на корсчетах и в кассе у малых и средних банков относительно к общему объёму привлечённых средств всегда значительно выше, чем у их более крупных коллег. В активах банков этого сектора нет практически ничего из ломбардного списка ЦБ, нет и ГЦБ (поэтому им недоступно прямое и обратное РЕПО).

В результате базовым источником ресурсов для сектора малых и средних банков выступают вклады населения. И эти банки - единственный в нашей стране институт, гарантирующий гражданам не только сохранность их сбережений (в пределах страховой суммы), но и реальный доход выше уровня инфляции, позволяющий реально накапливать денежные средства. Однако деньги населения дороги, и это ограничивает их дальнейшее размещение, во всяком случае, предложить такие условия кредитования крупным компаниям, как ведущие банки, они не могут.

В итоге и рентабельность малых и средних банков уступает "первой сотне".

Банк России проводит работу по повышению привлекательности инструментов рефинансирования Банка России.

Конечная цель развития системы рефинансирования - создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов" (справочно: только около 50 % КО имеют в своем портфеле ценные бумаги из Ломбардного списка, при этом практически все КО имеют в кредитном портфеле кредиты и векселя 1-й и 2-й группы качества).

I-ый этап создания единого механизма рефинансирования: унификация инструментов рефинансирования (кредитования) под обеспечение рыночных и нерыночных активов (предоставление внутри дневных кредитов и кредитов овернайт под обеспечение ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (Положение № 236-П) и векселей и прав требования по кредитным договорам организаций (Положение Банка России №312-П); рис.1.

II-ой этап создания единого механизма рефинансирования: формирование "единого пула обеспечения", включающего как рыночные активы (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России), так и нерыночные активы (векселя, права требования по кредитным договорам организаций, а также, возможно, иное имущество). Рис.2.

Таким образом, рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.



В таблице 5 представлена информация об операциях Банка России по предоставлению внутри дневных кредитов и кредитов овернайт на корреспондентские счета (корреспондентские субсчета) кредитных организаций - резидентов Российской Федерации, открытые в Банке России, на ежедневной основе.

Внутри дневные кредиты предоставляются путем исполнения расчетных документов (списания денежных средств с корреспондентского счета (корреспондентского субсчета) кредитной организации сверх остатка денежных средств на указанных счетах) в целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России, выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств и сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов.

Непогашенная задолженность кредитных организаций по внутри дневным кредитам, сложившаяся на конец дня, переоформляется в кредиты овернайт сроком на один рабочий день.

Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО. Статус уполномоченной РНКО на сегодняшний день имеет ЗАО РП ММВБ.

До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3% независимо от кредитоспособности заемщика.

Например, только в 1992 г. ЦБ РФ выдал 2,8 трлн. руб. в виде централизованных кредитов, условия использования которых устанавливали не коммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта сумма превышала 90% всех кредитов, предоставленных ЦБ РФ в 1992 г. коммерческим банкам, т.е. половину депозитной эмиссии года. Начиная с 1995 г., выдача централизованных кредитов резко сокращена. Она еще сохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБ РФ на коммерческой основе путем покупки на кредитных аукционах.

Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.

Участниками аукциона являются Центральный банк Российской Федерации (продавец), с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации (покупатели), с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся по расписанию: на срок 14 календарных дней и 3 месяца - еженедельно, каждый вторник, на срок 6 и 12 месяцев – ежемесячно, в первый вторник месяца. Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на следующий день после его проведения, т.е. преимущественно по средам. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе наряду с конкурентными и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок, поданных кредитной организацией для участия в аукционе) устанавливается Условиями проведения аукциона.

Аукционы могут проводиться различными способами: по американской и голландской системам, а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведения аукциона заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. В заявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной, предложенной ЦБ РФ. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной, удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке, однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.

Кроме того, условием включения заявки в аукцион является соблюдение коммерческим банком при ее составлении следующих критериев:

общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам рефинансирования с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать двукратную величину капитала банка;

один банк не может запросить более 25% предложенного объема кредита на данном аукционе;

общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать 10% всей задолженности по кредитам, предоставленным коммерческим банком своим клиентам, без учёта кредита, предоставленного другим банкам.

О результатах аукциона, максимальной и минимальной процентных ставках при американском способе ведения аукциона, ставке отсечения при голландском способе и проценте сокращения суммы заявок при аукционе с фиксированной ставкой сообщается коммерческим банкам в день проведения аукциона.

На следующий день после аукциона ЦБ РФ заключает кредитные договоры с коммерческими банками, заявки которых были удовлетворены. В кредитном договоре предусматриваются сумма и срок кредита, процентная ставка, залог, а также право бесспорного списания средств с корреспондентского счета при наступлении срока возврата кредита в соответствии со срочным обязательством, выданным коммерческим банком.

В целях предоставления кредитным организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов Банк России проводит операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1, 7 и 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке, установленной в размере 12% годовых (динамика ставок представлена в табл. 7).

Для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО, кредитные организации подают заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе/заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ (СЭТ ММВБ) в соответствии с Правилами заключения Банком России сделок с КО с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и кредитных операций (утверждены Советом Директоров ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" от 12.05.2006, согласованы с Банком России 29.05.2006).

Ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в зависимости от проведения ЗАО ММВБ торговых сессий – при подаче заявлений в СЭТ ММВБ в первую сессию (до 12-00 Московского времени) кредиты предоставляются – к 15-00 Московского времени, при подаче заявлений в СЭТ ММВБ во вторую сессию (до 17-00 Московского времени) – кредиты предоставляются к 20-00 Московского времени.

Днем (датой) предоставления ломбардного кредита/кредита овернайт является день (дата) зачисления суммы кредита на основной счет банка (на основании платежного поручения уполномоченного учреждения Банка России), внутри дневного кредита - день (дата) исполнения подразделением расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО расчетного документа, предъявленного к основному счету банка, сумма которого превышает остаток денежных средств, имеющихся на данном счете.

Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России кредитов банкам являются:

при предоставлении ломбардных кредитов и/или кредитов овернайт: выписка из основного счета банка (документ на бумажном носителе и/или в электронном виде, утвержденный в соответствующем/ей подразделении расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО, в зависимости от технологии осуществления расчетов в регионе/в уполномоченной РНКО), официально подтверждающая зачисление денежных средств на основной счет банка; извещение о предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом ценных бумаг;

при предоставлении внутри дневных кредитов - утвержденная в соответствующем/ей подразделении расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО информация (документ на бумажном носителе и/или в электронном виде) о динамике состояния основного счета банка с указанием задолженности по внутри дневному кредиту, времени ее образования/погашения.

Документами, подтверждающими факт обеспечения залогом (блокировкой) предоставленных Банком России кредитов, являются выписки из Депозитария о состоянии разделов счета депо банка, оператором которых является Банк России, и (при предоставлении ломбардных кредитов и кредитов овернайт) - Извещение.

Начисление процентов за пользование кредитами Банка России (ломбардными кредитами, кредитами овернайт) осуществляется по процентной ставке (в процентах годовых), указанной в Извещении.

Начисление процентов на сумму основного долга по кредиту Банка России производится по формуле простых процентов за период со дня, следующего за днем предоставления кредита, до дня погашения кредита включительно, за каждый календарный день исходя из количества календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно). Проценты начисляются на остаток задолженности по основному долгу по кредиту Банка России на начало операционного дня. День (дата) предоставления кредита Банка России не учитывается при расчете суммы начисленных процентов.

Погашение банком кредита Банка России (кредита овернайт и ломбардного кредита) и уплата процентов по нему производится в срок, указанный в Извещении, в порядке, установленном генеральным кредитным договором.

Погашение внутри дневного кредита осуществляется за счет текущих поступлений денежных средств на основной счет банка в сумме, достаточной для погашения требований Банка России по выданному на данный основной счет банка внутри дневному кредиту.

Днем (датой) прекращения обязательств банка по кредиту Банка России является: по ломбардному кредиту и/или кредиту овернайт - день (дата) списания денежных средств с банковских счетов банка и/или день (дата) получения Банком России денежных средств от реализации принятых в залог ценных бумаг в сумме, покрывающей объем требований Банка России по кредиту Банка России; по внутри дневному кредиту - день (дата) зачисления денежных средств на основной счет банка в сумме, достаточной для погашения требований Банка России по выданному на данный основной счет внутри дневному кредиту.

Информация об использовании кредитными организациями с различной величиной уставного капитала кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг представлена на рис. 3.

2.2 Виды предоставляемых кредитов под залог векселей и прав требования


Внутри дневные кредиты и кредиты овернайт по своей сути, за исключением используемого обеспечения, идентичны внутри дневным кредитам и кредитам овернайт, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитные организации не смогут получать внутри дневные кредиты и кредиты овернайт на какой-либо корреспондентский счет (субсчет), если кредитная организация получает внутри дневные кредиты и кредиты овернайт на тот же самый корреспондентский счет (субсчет) в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Предоставление кредитов по фиксированной процентной ставке осуществляется в день обращения кредитной организации в Банк России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения счета, на который кредитная организация желает получить кредит) с заявлением на получение кредита Банка России по фиксированной процентной ставке, составленным по форме приложения 6 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Условия предоставленного Банком России кредита, кроме внутри дневного кредита, фиксируются в Извещении о предоставлении кредита Банка России, составленном по форме приложения 2 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П, которое направляется (передается) кредитной организации территориальным учреждением Банка России по месту нахождения корреспондентского счета (субсчета), на который был предоставлен соответствующий кредит. При предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами, помимо передачи кредитной организации - заемщику Извещения о предоставлении кредита Банка России, Банк России передает кредитным организациям – поручителям по одному экземпляру заключенных договоров поручительства.

Погашение кредитов Банка России (кроме внутри дневных кредитов) осуществляется путем предъявления Банком России инкассовых поручений к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации, на который был предоставлен кредит Банка России.

Кредиты в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П предоставляются на корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в территориальных учреждениях Банка России, которым предоставлено право осуществления операций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Кредиты по фиксированной процентной ставке в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П предоставляются также на корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в Московском ГТУ Банка России.

Заключение


Рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Механизм рефинансирования (кредитования) Банка России включает следующие инструменты:

Внутри дневной кредит - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации путем осуществления платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка денежных средств на данном счете (в соответствии со ст. 850 ГК РФ, ГКД и др. договорами) в пределах установленного лимита кредитования, со сроком погашения - в течение дня.

Кредит овернайт - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутри дневного кредита, сроком на 1 рабочий день.

Ломбардный кредит - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации по заявке/ заявлению, в т.ч. через СЭТ ММВБ, на срок 1 и 7 дней по фиксированной ставке (ежедневно, ежедневно, на условии Т+0) и 14 календарных дней по результатам аукциона (еженедельно, по вторникам, на условии Т+1).

Другие кредиты - кредиты Банка России на срок от 1 до 180.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

1. "рыночные" активы - ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России (Положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П) - 7 видов ценных бумаг, более 80 эмитентов, более 200 выпусков.

2. "нерыночные" активы:

кредитные требования к рейтингованным организациям, входящим в Перечень, утвержденный Советом директоров Банка России, и векселя указанных организаций (Положения Банка России от 14.07.2005 № 273-П и от 12.11.2007№ 312-П) - 41 организация.

кредитные требования к нерейтингованным организациям (акционерным обществам) нефинансового сектора экономики, финансовые показатели которых проверены Банком России, и векселя указанных организаций (Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П)

поручительства финансово стабильных кредитных организаций с рейтингом не ниже В+/В1, не входящих в одну банковскую группу или банковский холдинг с банком-заемщиком, входящие в Список Банка России - 51 кредитная организация.

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений).

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутри дневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты.

Внутри дневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутри дневному кредиту по ставке овернайт Банка России (13%).

Обеспечением по внутри дневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. В Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям: выпуск включен в Ломбардный список Банка России; по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России; выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на ЗАО "Фондовая биржа ММВБ";до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней.

Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" и на условиях, изложенных в приказе Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 "О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами". До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) данный механизм будет действовать наряду с механизмом кредитования, предусмотренным Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов: внутри дневных кредитов, кредитов овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке.

Конечной целью развития системы рефинансирования должно стать создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов".



1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

2. Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

3. Положение Банка России от 04.08.2003 № 236–П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг".

4. Положение Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами"

5. Приказ Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 "О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами".

6. Указание Банка России от 12 ноября 2007 года № 1904-У "О требованиях Банка России к показателям бухгалтерской отчетности и другой информации об организациях, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России".

7. Положение Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций".

8. Банки и банковское дело. Краткий курс. / Под ред. Балабанова И.Т. – М., 2003.

9. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: ФиС, 2007.

10. Банковское дело. / Под ред. Коробовой Г.Г. М.: Экономист, 2007.

11. Березина М.П. Функции Банка России: теоретический аспект // Банковское дело. – 2007. - №5.

12. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2006.

13. Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банки и деловой мир. – 2006. - №10.

14. Жарковская Е.П. Банковское дело. М.: Омега-Л, 2006.

15. Земцов А. Источники финансирования российских банков. #"#" target="_blank">%

Положение 236-П

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

14 календ. дней

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

6 месяцев

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

12 месяцев

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

до 365 кал. дней

12% - до 90 дней; 12,5% - от 91 до 180 дней; 13% - от 181 до 365 дней

Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций

Положение 312-П

Таблица 2 Объемы операций кредитования Банка России, млн.руб

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Таблица 3 Использование инструментов рефинансирования Банка России

Инструмент рефинансирования Банка России

Регулярность использования инструментов в работе коммерческих банков

очень часто

Внутридневные кредиты

Кредиты "overnight"

Прямое РЕПО (1 день)

Прямое РЕПО (7 дней)

Прямое РЕПО (3 месяца)

Ломбардный кредит (7 дней)

Ломбардный кредит (14 дней)

Валютный своп

Таблица 4 Препятствия в использовании инструментов рефинансирования Банка России

Возможные ограничения

Инструменты рефинансирования Банка России

Внутридневные кредиты

Прямое РЕПО

Ломбардный кредит

Валютный своп

Уровень процентной ставки

Обеспечение

Налогообложение

Нормативы Банка России

Инфраструктура


Таблица № 5

Таблица 6 Процентные ставки (средневзвешенные и ставки отсечения), сложившиеся по итогам проведенных ломбардных кредитных аукционов со сроком предоставления денежных средств на 2 недели

Таблица 7

Рис.1. Первый этап создания "единого пула обеспечения"


Рис.2. Второй этап создания "единого пула обеспечения"


Рис.3. Группировка кредитных организациями с различной величиной уставного капитала, использовавших кредиты Банка России, обеспеченные залогом (блокировкой) ценных бумаг на 01.03.2009 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Система рефинансирования банковского сектора

Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

Формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

Методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов) ;

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 месяца и краткосрочные- на 1 или несколько дней) ;

Целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентных по депозитам денежного рынка) и самых высоких – при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.

Ломбардные кредиты . Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII – XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.


В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления – регулирование банковской ликвидности.

Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и прочее. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

Право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку в случае, если кредиты не погашаются в срок;

Центральные банки применяют поправочные коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости. Поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень (список);

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Ломбардная ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;

Ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев.

Ломбардный кредит может предоставляться:

По фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров.

На аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Кредиты «овернайт». Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

Резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

Возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

Повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного «голода»;

Особых обстоятельств, оказывающих влияние на финансовое состояние банка.

Кредиты «овернайт» предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня.

Целью кредитов «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита «овернайт».

Внутридневные кредиты . в совокупности с кредитами «овернайт» призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. Они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты. Учетные (дисконтные) кредиты являющиеся одним из методов рефинансирования – это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей.

Данный метод рефинансирования способствует сокращению потребностей предприятий в оборотных средствах эффективному развитию производства и является инструментом денежно-кредитного регулирования центральных банков.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...