Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения.


Бандурина Н. В.

В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов.

Указанный выше ФЗ № 86-ФЗ устанавливает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитование в последн. инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ и правил проведения банковских операций и т.д.

Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

  • В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать ФЗ "О банках и банковской деятельности" .

    Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.

    Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

  • Иные федеральные законы также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:
  • Помимо приведенных выше федеральных законов отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.

    Нормативно-правовые акты Центрального банка

    Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" . ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

    Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

    В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

    Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) , определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

    Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами , регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

    Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ , устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

    Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций , устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

    До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат" , причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу .

    Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция "О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" , которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" .

    Указы Президента

    Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.

    Среди актов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" . Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

    Также, можно привести и Указ "Вопросы Управления делами Президента РФ" , который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

    Указ "О совершенствовании работы банковской системы РФ" устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.

    Акты Правительства

    Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:

    Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" , устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

    В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

    В частности, такие правила устанавливаются применительно к организациям легкой и текстильной промышленности , сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации и иных организаций.

    Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. , тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

    Акты министерств и ведомств

    Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

    В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

    Международные Соглашения

    Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить:

    Соглашение стран СНГ "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" . Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

    Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ" . Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

    Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь , между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана , ЦБ РФ и Банком Латвии , а также иные соглашения.

    Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.

    Обычаи делового оборота

    В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

    Локальные нормативные акты

    Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

    Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

    К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

    Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

    Ссылки

    1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., "Российская газета", №237 от 25.12.1993 г.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, СЗ РФ от 05.12.1994 г., №32, ст. 3301.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 г. №14-ФЗ, СЗ РФ от 29.01.1996 г., №5, ст. 410.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ, "Российская газета", №233, от 28.11.2001 г.
    5. Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", СЗ РФ от 15.07.2002 г., №28, ст. 2790.
    6. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности", СЗ РФ от 05.02.1996 г., №6, ст. 492.
    7. Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах", СЗ РФ от 01.01.1996 г., №1, ст. 1.
    8. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", СЗ РФ от 20.07.1998 г., №29, ст. 3400.
    9. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", СЗ РФ от 15.12.2003 г., №50, ст. 4859.
    10. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. №119-ФЗ "Об исполнительном производстве", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3591.
    11. Федеральный закон РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", СЗ РФ от 30.03.1998 г., №13, ст. 1463.
    12. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", СЗ РФ от 24.05.2004 г., №21, ст. 2023.
    13. Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", "Вестник Банка России", №70-71 от 08.10.1998 г.
    14. Положение ЦБ РФ от 03.10.2000 г. №122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством", "Вестник Банка России", №54 от 09.10.2000 г.
    15. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 г. №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", "Вестник Банка России", №70-71 от 25.12.2002 г.
    16. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. №109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", "Вестник Банка России", №15 от 20.02.2004 г.
    17. Инструктивные указания Госбанка СССР от 30.10.1987 г. №174-87 "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат", "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1988 г., №6.
    18. Указание ЦБ РФ от 05.04.2002 г. №1131-У "О неприменении на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов Госбанка СССР", "Вестник Банка России", №21 от 17.04.2002 г.
    19. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 г. №28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", "Закон", №1, 1997 г.
    20. Указание ЦБ РФ от 21.06.2003 г. №1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати", "Вестник Банка России", №36 от 27.06.2003 г.
    21. Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. №773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3606.
    22. Указ Президента РФ от 07.08.2000 г. №1444 "Вопросы Управления делами Президента РФ", СЗ РФ от 14.08.2000 г., №33, ст. 3350.
    23. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы РФ", СЗ РФ от 13.06.1994 г., №7, ст. 696.
    24. Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 г. №173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", "Российская газета", №77 от 03.04.1992 г.
    25. Постановление Правительства РФ от 22.08.2001 г. №616 "Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями легкой и текстильной промышленности в российских кредитных организациях", СЗ РФ от 27.08.2001 г., №35, ст. 3523.
    26. Постановление Правительства РФ от 07.03.2001 г. №192 "Об утверждении порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации", СЗ РФ от 26.03.2001 г., №13, ст. 1244.
    27. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год", утверждено ЦБ РФ (вместе с "Мерами по реструктуризации банковской системы РФ", одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998 г., Президиумом Правительства РФ 21.11.1998 г.), "Вестник Банка России", №84 от 04.12.1998 г.
    28. Приказ Минсельхозпрода РФ №325, Минфина РФ №47 н от 20.04.2000 г. "Об утверждении кредитного договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 году", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №29 от 17.07.2000 г.
    29. Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 г. "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства", Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", №7, 1992 г.
    30. Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка от 02.12.1996 г. "О порядке и правилах совершения Межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ", "Вестник Банка России" №64 от 26.10.1999 г.
    31. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь от 20.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
    32. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана от 13.02.1997 г. "Об организации расчетов", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
    33. Соглашение между ЦБ РФ и Банком Латвии от 12.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Латвийской Республики", "Вестник Банка России" №10 от 20.02.1997 г.

    Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

      нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

      ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

    Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

    По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

      указания;

      положения;

      инструкции.

    Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

    Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

      носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

      регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

      обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

      вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

      не имеют обратной силы;

      в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

      не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

      изменение процентных ставок;

      размер резервных требований;

      прямые количественные ограничения;

      правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

      порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

      иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

    Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

    Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

      курсы иностранных валют по отношению к рублю;

      изменение процентных ставок;

      размер резервных требований;

      размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

      правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

      порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

    Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

    Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

    ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

      разъяснения;

    • телеграммы.

    Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

      они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

      не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

      направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

    В правоотношениях кредитной организации со своими клиентами и друг с другом используются главным образом гражданско-правовые методы правового регулирования.

    Под источником права понимают форму выражения правовых норм, имеющих общий обязательный характер. Только признанные государством источники могут применяться для регулирования общественных отношений.

    Организация кредитного процесса в коммерческих банках регулируется следующими нормативными актами:

    • 1. Конституцией РФ. Ст.8 в частности, гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Пункт ж ст.71 определяет, что введении РФ находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральный банк.
    • 2. Гражданским кодексом РФ. В нем заложены стандарты кредитного договора, которые предусматривают обязательность оформления его в письменной форме. В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Предметом кредитного договора являются только денежные средства, как в наличной, так и в безналичной формах. Иные вещи не могут быть предметом кредитного договора.

    ГК РФ предусматривает способы обеспечения исполнения обязательств. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.

    При невыполнении заемщиком обязанностей по своевременному возврату суммы кредита либо по обеспечению данных сумм, кредитор вправе потребовать досрочного возврата суммы займа и причитающихся процентов.

    3. ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций и подробно изложен в Инструкции Банка России №109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности». В Законе указывается перечень учредительных документов, уставный капитал и органы управления кредитной организации, а также минимальный размер собственных средств.

    Федеральный закон регулирует защиту прав, интересов вкладчиков и кредиторов, межбанковские отношения и обслуживание клиентов.

    Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

    Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

    4. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними.

    Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

    Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

    Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

    В соответствии с ним бюро кредитных историй (БКИ) призваны минимизировать риски, связанные с предоставлением кредитов и займов, обеспечить адекватную оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков и тем самым гарантировать своевременность и полноту исполнения принимаемых ими на себя обязательств. БКИ призваны собирать и хранить информацию о заемщиках и об их кредитах, которые необходимы банкам для работы с заемщиками при принятии решения о кредитовании.

    Принятый закон регулирует отношения, возникающие между:

    • - заемщиками и организациями, заключившими с физическими лицами, в т. ч. с индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами договоры займа (кредита);
    • - кредитными организациями и БКИ;
    • - кредитными организациями и Центральным каталогом кредитных историй.
    • 6. Нормативные документы Банка России:
      • - Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254 - П (в ред. От 20 марта 2006 г. № 283 - П) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

    Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным данным Положением. Положение предусматривает классификацию ссуд и формирование резерва на основании следующих принципов:

    • 1. Соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям данного Положения и внутренних документов кредитной организации;
    • 2. Комплексный и объективный анализ всей информации, относящийся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;
    • 3. Своевременность классификации ссуды и формирования резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

    Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, т.е. по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска.

    В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

    Положение ЦБ РФ № 54 - П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата»

    В соответствии с Положением № 54 - П предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:

    • 1) разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
    • 2) открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения / договора, на основании которого клиент - заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств.
    • - Указание №2156 - У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам ссудной и приравненной к ней задолженности » к Положению №254 - П (декабрь 2008 г.)

    Согласно Указанию банки могут не причислять к категории проблемных кредиты юридическим лицам по которым допущена просрочка до 30 дней (ранее этот срок составлял 5 дней). Кроме того, реструктуризация кредита не будет приводить к изменению оценки его качества.

    Эта мера должна стимулировать банки к проведению реструктуризации кредита клиентов, испытывающих затруднение с их погашением. Она же будет способствовать оптимизации величины резервов на возможные потери по ссудам.

    Данной Инструкцией устанавливается норматив достаточности капитала Н1, который оказывает непосредственное влияние на общий суммарный показатель выдачи ссуд. Величина собственных средств (капитала банка) определяет масштабы кредитных операций.

    7. Внутренние нормативные документы банка, определяющие порядок и технологию проведения операций; лиц, занимающихся решением тех или иных вопросов, их функции и обязанности, а также условия кредитования физических лиц. К таким документам можно отнести непосредственно Устав ОАО «Россельхозбанка», а также Инструкции банка. В сфере кредитования физических лиц используют Инструкцию по кредитованию населения в рамках программы «Сельское подворье» и др.

    Кредитные учреждения в своей организации и деятельности подчиняются действию не только законов, специально к ним относящихся, но и законов, регулирующих имущественный оборот вообще. Компетенция банков устанавливается федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования становится либо деятельность банков, либо деятельность их клиентов.

    1. "Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (утв. ЦБ РФ 01.06.2004 № 258-П) (ред. от 26.09.2008)"Вестник Банка России", № 35, 17.06.2004.

    2. "Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. ЦБ РФ 29.08.2008 N 321-П) " Вестник Банка России", N 54, 26.09.2008.

    3. "Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П) (ред. от 14.09.2006) Вестник Банка России", N 54, 10.09.2004.

    4. "Положение о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования"(утв. ЦБ РФ 20.07.2007 N 308-П) "Вестник Банка России", N 46, 15.08.2007.

    5. "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 № 302-П) (ред. от 12.12.2008)// "Вестник Банка России", № 20 - 21, 16.04.2007.

    6. "Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 30.11.2004)//"Вестник Банка России", № 7, 04.02.2004.

    7. "Положение ЦБ РФ о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утв. ЦБ РФ 20.03.2006 N 283-П) (ред. от 01.09.2008) //"Вестник Банка России", N 26, 04.05.2006.

    8. "Положение о порядке расчета кредитным организациями величины рыночного риска» (утв. ЦБ РФ 14.11.2007 N 313-П)// "Вестник Банка России", N 68, 12.12.2007.

    9. Инструкция ЦБ РФ от 15.07.2005 N 124-И (ред. от 14.11.2007) "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" "Вестник Банка России", N 44, 19.08.2005.

    10. Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И (ред. от 29.03.2006) "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" Вестник Банка России", N 29, 13.05.2004.


    11. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И (ред. от 12.08.2008) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" "Вестник Банка России", № 36, 18.06.2004.

    12. Инструкции ЦБ РФ от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" "Вестник Банка России", N 4, 17.01.2002.

    13. Инструкция ЦБ РФ от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006) "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой российской федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" "Вестник Банка России", N 33, 09.06.2004.

    14. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И (ред. от 30.12.2008) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"//"Вестник Банка России", №15, 20.02.2004.

    15. Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 № 128-И (ред. от 28.03.2007) "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" "Вестник Банка России", № 25, 27.04.2006.

    16. Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И (ред. от 14.05.2008) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)"// Вестник Банка России", № 57, 25.10.2006.

    17. Инструкция ЦБ РФ от 30.11.2000 N 94-И "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" Вестник Банка России", № 66-67, 07.12.2000.

    18. Указание ЦБ РФ от 28.04.2004 № 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" "Вестник Банка России", №33, 09.06.2004.

    19. Указание ЦБ РФ от 07.08.2003 N 1317-У (ред. от 27.12.2006) "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" "Вестник Банка России", № 51, 17.09.2003.

    20. Указание от 20.07.2007 № 1868-У "О представлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций" "Вестник Банка России", № 46, 15.08.2007.

    21. Указание ЦБ РФ от 09.02.2009 N 2181-У "О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России" Вестник Банка России", №11, 20.02.2009.

    22. Письмо ЦБ РФ от 15.02.2001 N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" (вместе со "Всеобщими директивами по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергскими принципами)" от 30.10.2000) "Вестник Банка России", N 15, 21.02.2001.

    23. Письмо ЦБ РФ от 01.08.2006 N 105-Т "О документах Вольфсбергской группы" "Вестник Банка России", N 43, 09.08.2006.

    24. Письмо ЦБ РФ от 03.09.2008 N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций" Вестник Банка России", N 48, 10.09.2008.

    25. Письмо ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" "Вестник Банка России", N 37, 20.07.2005.

    Основная литература:

    1. Валютное право: учебник для вузов / под ред. Ю.А.Крохиной.- 2-е изд., М.: Высшее образование; Юрайт- Издат, 2009- 430 с.

    2. Валютное право: учебное пособие / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Н.В.Сапожников, Я.М.Фальковская-2-е изд.,доп.-М.: Норма, 2008.-368с.

    3. Дорофеев, Б.Ю. Валютное право России. Учебник / Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пушин. –М: Норма, 2008.- 240 с.

    4. Тедеев А.А. Валютное право. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.-192с.

    Дополнительная литература:

    1. Аграновский, А.В. О расчетах в иностранной валюте между резидентами на территории Российской Федерации // Современное право. - 2004. - № 11.

    2. Алексанова, К.А. Операции международного факторинга и российское законодательство о финансировании под уступку денежного требования // Юрист. - 2002. - № 7.

    3. Банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. Г.Белоглазовой, Л. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2008.

    4. Банковское дело: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина - 3-е изд. доп. и перераб. М.: Изд-во «КноРус», 2005 г.

    5. Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Вузовский учебник, 2007.

    6. Бажанов, С.В. Российские банки: прошлое и настоящее / С.В. Баженов, М.Х. Лапидус, Ю.И. Львов, Л.С. Тарасевич. - СПб.: Культ-Информ - Пресс, 2004. Бакшеева, Ю.Н

    7. Батанов, Е.Г. Чрезвычайные меры валютного регулирования: правовая процедура и принципы применения // Финансовое право.-2006. № 5.

    8. Бурыкин, Д. Проблемы правового регулирования расчетов банковскими картами // Хозяйство и право. – 2008. - № 3.

    9. Гейвандов, Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства // Государство и право. - 2005. - № 9.

    10. Гейдванов, Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы России / Я.А. Гайдванов. - М.: Аванта, 2003.

    11. Гейдванов, А.Я. Иностранные инвестиции в банковскую систему России (проблемы правового регулирования и правоприменительной практики) // Государство и право. - 2003. - № 1.

    12. Гизатуллин, Ф. Правовые вопросы практического использования аккредитивной формы расчетов // Хозяйство и право. - 2007. - № 1.

    13. Добрынин, И.Н. Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема ее адаптации к вступлению в ВТО // Государство и право. – 2008. - № 2.

    14. Емельянцев, В.П. Договор банковского счета: частно-правовые и публично-правовые начала // Журнал российского права. – 2008. - № 10.

    15. Икрянникова, О.Н. Договор факторинга в российском и международном праве // Журнал российского права. - 2000. - № 9.

    16. Игбаева, Г.Р. Использование иностранной валюты в качестве средства платежа // Кодекс. - 2005. - № 3, 4.

    17. Игнатьева, С.В. Правовая природа валютных правоотношений / С.В.Игнатьева, Г.Р.Игбаева // Банковское право.-2004.-№4.

    18. Лисицын, А.Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по валютному законодательству Российской Федерации//Финансовое право.-2006.-№2.

    19. Мозговой, Р Переводы без открытия счета и валютное законодательство// Бухгалтерия и банки.-2006.-№ 34.

    20. Муранов А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов.-М.: Статут, 2006.-536с.

    21. Овсейко, С.В. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств с участием банков во внешнеэкономических сделках // Банковское право. - 2000. - № 4.

    22. Ражков, Р.А. Валютное обязательство как вид гражданско-правового обязательства // Банковское право.-2005.-№6.

    23. Сайфуллин, Р.Р. Некоторые вопросы, связанные с открытием карточных счетов физических лиц // Гражданское право. – 2006. - № 1.

    24. Сидорук, М. Вопросы правового регулирования расчетов с использованием банковских карт // Хозяйство и право. – 2008. - № 11.

    25. Слепухин С.Н. Актуальные вопросы производства предварительного расследования по делам о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ИД «Юриспруденция», 2005.-144с.

    26. Токарев, Е.А. Переводные векселя с «осложненной» структурой правовых связей // Правоведение. – 2008. - № 3.

    27. Тосунян Г.А. Теория банковского права: В 2 т. – М.: Юристъ, 2-е изд., переераб. и доп., т.1- 2004, т.2-2009.

    28. Сидорук, М. Вопросы правового регулирования расчетов с использованием банковских карт // Хозяйство и право. – 2008. - № 11.

    29. Шамраев А.В. Правовое регулирование международных банковских сделок на международных финансовых рынках. М.: КноРус, 2009.-192с.

    30. Токарев, Е.А. Переводные векселя с «осложненной» структурой правовых связей // Правоведение. – 2008. - № 3.

    31. Тосунян, Г.А. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере // Журнал российского права. - 2005. - № 12.

    32. Хаменушко, И.В. Об изменениях в валютном законодательстве// Налоговый вестник.-2004.-№6.

    33. Шилкин, С.А. Все о валютных операциях // Главбух.- 2006.-№4.

    Страница 1

    Основной целью банковского регулирования и надзора в России является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы. Основной акцент в деятельности надзорных органов перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности.

    Под регулированием банковской деятельности понимают, прежде всего, создание соответствующей правовой базы. Во-первых, это разработка и принятие законов, регламентирующих деятельность банков. Во-вторых, это принятие соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, положений, регламентирующих функционирование банков, в виде нормативных актов, инструкций. Они основаны на действующем законодательстве и конкретизируют, разъясняют основные положения законов.

    Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кредитных учреждений:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

    2. ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

    3 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»;

    4. ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    5. ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

    6. ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

    7. ФЗ от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

    8. ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

    9. ФЗ от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

    10. Положение Банка России от 23.04.1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения ЦБ РФ на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»;

    11. Положение Банка России от 30.12.1999 г № 103-П «О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов».

    Таким образом, раскрыв сущность финансов кредитных учреждений, рассмотрев особенности организации финансов кредитных организаций, по второй главе можно сделать вывод о том, что финансы кредитных организаций - это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве. Также выявили на каких принципах базируются финансы кредитных учреждений и выяснили, что финансовые ресурсы кредитной организации представляют собой денежные доходы, накопления и поступления, являющиеся собственными для банков и небанковских кредитных организаций, т.е. это часть их собственных средств.

    Следует отметить, что Сбербанк России как и другой любой банк является акционерным обществом. Главной целью любого банка - получение прибыли. Прибыль - показатель результативности деятельности банка. Банковская прибыль важна для всех участников экономического процесса. Акционеры заинтересованы в прибыли, т.к. она представляет собой доход на инвестированный капитал. Прибыль приносит выгоду вкладчикам, ибо благодаря увеличению резервов банка и повышению качества услуг складывается более прочная, надежная и эффективная банковская система.

    Сбербанк России является крупнейшим банком РФ и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (26%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% (1 ноября 2011 г.). Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку .

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...