Система мер по борьбе с теневой экономикой. Способы борьбы с теневой экономикой


Большие налоги, различные ограничения и жадность заставляет людей вести свой бизнес в тени, чтобы обойти законы и получать сверхприбыль. Теневой бизнес приносит существенный урон государственной экономике и с ним необходимо вести активную борьбу.

Что такое теневая экономика?

Деятельность, развивающая неподконтрольно и без государственного учета, называется теневой экономикой. Существует ряд причин, которые провоцируют ее появление. Понятие и сущность теневой экономики изучается уже много лет, а определение и блокировка нелегальной деятельности являются важным условием для полноценного развития общества и страны. Использовать термин начали в 1970 году.

Теневая экономика имеет плотные и вполне легальные связи с реальным сектором экономики, а еще она использует государственные услуги, например, рабочую силу или разные общественные факторы. Такая противоправная деятельность помогает получать огромную прибыль, которая не облагается налогами и направлена исключительно на собственное обогащение.

Виды теневой экономики

Выделяют несколько типов теневой экономики, которые формируют некую структуру:

  1. Беловоротничковая . Такой вариант подразумевает то, что официально работающие люди занимаются запрещенной деятельностью, что становится причиной скрытого распределения нацдоходов. Понятие теневой экономики, указывает, что субъектом такой деятельности являются люди из деловых кругов, имеющие высокие должности. «Белые воротнички» используют собственное служебное положение и правовые недочеты в законодательстве. Для совершения преступлений часто используются современные технологии.
  2. Серая . Структура теневой экономики включает неформальный тип бизнеса, то есть когда деятельность разрешается законом, но она не регистрируемая. Это преимущественно , занимающийся изготовлением и продажей разных товаров и услуг. Этот тип является самым распространенным.
  3. Черная . Это экономика организованной преступности, связанная с изготовлением и распространением вещей, запрещенных законом (браконьерство, оружие, наркотики).

Плюсы и минусы теневой экономики

О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.

Минусы теневой экономики

Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.

  1. Замедляет рост экономического развития государства, например, снижается ВВП, растет безработица и так далее.
  2. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающие нелегальной деятельностью, не платят налоги.
  3. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты.
  4. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.

Плюсы теневой экономики

Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:

  1. Положительные последствия теневой экономики обусловлены тем, что такая деятельность приносит инвестиции в легальный сектор.
  2. Она является неким сглаживающим механизмом существующих скачков в экономической конъюнктуре. Это возможно благодаря перераспределению ресурсов между разрешенным и запрещенным сектором.
  3. Теневая экономика положительно влияет на последствия финансовых кризисов, когда происходят массовые увольнения работников, которые могут найти место в неформальном секторе.

Теневая экономика и коррупция

Уже упоминалось, что эти два понятия взаимосвязаны и их называют социально-экономическими близнецами. Сущность теневой экономики и коррупции схожи в причинах, целях и других факторах.

  1. Развиваться нелегальная деятельность может только в условиях, когда все ветки власти и управления коррумпированы.
  2. Деятельность вне закона способствует формированию коррупционных отношений во всех областях, которые влияют на ее благополучное существование.
  3. Коррупция заставляет нелегальные виды бизнеса находиться в тени, а еще она создает базу для организации новых сфер для теневого бизнеса.
  4. Два указанных понятия являются взаимной финансовой основой друг друга.

Причины возникновения теневой экономики

К основным факторам, которые провоцируют появление нелегальной деятельности, относят:

  1. Высокие налоги . Часто вести бизнес официально невыгодно, поскольку вся уходит на налоги.
  2. Высокий уровень бюрократии . Описывая причины теневой экономики нельзя упустить из внимания виновность бюрократизации всех процессов необходимых для оформления и ведения бизнеса.
  3. Чрезмерное вмешательство государства . Многие люди, занимающиеся легальным бизнесом, жалуются на то, что налоговая инспекция часто проводит проверки, выставляет штрафы и так далее.
  4. Небольшие наказания за раскрытие нелегальной деятельности . Штраф, наложенный на человека, который занимается нелегальной деятельности, в большинстве случаев гораздо меньше, чем его прибыль.
  5. Частые кризисные явления . Во время экономического спада вести легальную экономическую деятельность становится невыгодно и тогда все стараются уйти в тень.

Негативные последствия теневой экономики

Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.

  1. Происходит сокращение государственного бюджета, поскольку не происходят налоговые отчисления.
  2. Из-за влияния на кредитно-финансовую сферу происходят негативные изменения в структуре платежного оборота и стимулировании .
  3. Последствия теневой экономики касаются и внешнеэкономической деятельности, поскольку возникает недоверие со стороны иностранных инвесторов.
  4. Существенно растет коррупция и злоупотребление властью. В результате этого происходит замедление процесса развития экономики страны и страдает все общество.
  5. Многие подпольные организации для сокращения расходов и при отсутствии финансирования не соблюдают экологические нормы, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
  6. Из-за теневой экономики ухудшаются рабочие условия, поскольку предприятия игнорируют трудовое законодательство.

Методы борьбы с теневой экономикой

Справиться с неофициальной деятельностью очень сложно, учитывая масштабность распространения. Борьба с теневой экономикой должна быть комплексной и касаться разных аспектов.

  1. Проведение реформ налоговой системы, которые помогут вывести часть дохода из тени.
  2. Ужесточение наказания для коррупционеров.
  3. Введение мер, чтобы вернуть вывезенные капиталы из страны и создать привлекательный инвестиционный климат, чтобы прекратить финансовый отток.
  4. Определение производств, которые работают подпольно, и прекращение их деятельности.
  5. Повышение контроля над денежными потоками, которые не будет давать возможность отмывать крупные суммы.
  6. Снижение давления на бизнес со стороны государства, например, уменьшение количества надзорных органов и инспекций.
  7. Запрет на бесконтрольное предоставление и привлечение .
  8. Перераспределение власти в судах и других органах власти. Должно быть проведено ужесточение законодательства.

Литература по теневой экономике

Нелегальные виды бизнеса тщательно изучаются экономистами, что обуславливает наличие разной литературы на эту тему.

  1. «Теневая экономика» Привалов К.В . В учебном пособии представлен новый подход к трактовке этого понятия. Автор исследует проблему эволюции и разных последствий нелегального бизнеса.
  2. «Условия эффективного воздействия государства на теневую экономику» Л. Захарова . Автора интересует, как проходит борьба с теневой экономики, книга уделяет внимание нескольким способам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Роль и место собственника в управлении бизнесом. "Идеальная" модель деятельности владельца бизнеса. Достоинства и недостатки разных способов управления бизнесом. Сущность модели финансового контроля, основанной на стратегии внутреннего инвестора.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Теневая экономика. Предпосылки возникновения. Сущность, виды и формы. Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ. Методы борьбы. Особенности проявления и макроэкономические последствия теневой экономики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2006

    Экономические методы борьбы с криминальной предпринимательской деятельностью (теневой экономикой). Классификация финансового контроля. Валютное регулирование в Беларуси. Законодательные акты, позволяющие контролировать использование полученных доходов.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Особенности развития инфляции. Рост цен в России в 2008 г. по товарным группам. Общее понятие об агфляции. Способы борьбы с инфляцией, кейнсианские рекомендации. Способы "спасения" от дефицита бюджета. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.


    Рис.3. Методы борьбы с «теневой экономикой»

    1. Радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991– начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

    Его результаты:

    · критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти;

    · подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.

    2. В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий:

    · расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ;

    · формирование системы тотального контроля и доносительства;

    · общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

    В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать

    источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.



    Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики также нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

    К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

    Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

    Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:

    Постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;

    Налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;

    Реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

    Освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

    Упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

    Перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

    Введение в практику так называемых «доходных индульгенций» – юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

    Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций;

    Наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

    Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:

    Формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности – представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;

    Формирование негативного образа теневой экономики – осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона;

    Формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятельности.

    Важность этих мер доказывается от противного – демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений

    Заключение

    В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

    По оценке масштабов видно, что теневая экономика в России достаточно развита. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.

    Один из основных недостатков действующего российского законодательства – отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

    Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.


    Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С. 14.

    Козлова Е.В., Пузанова Л.А. Экономическая сущность теневой экономики и ее последствия / Е.В. Козлова // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2012. – № 31. – С. 5.

    Никитина И.А. Теневая экономика: понятие и структура / И.А. Никитина // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2007. – № 1 (10). – С. 120 –126.

    Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С.15.

    Трифонов А.Ю. Универсальные причины теневой экономики / А.Ю. Трифонов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2010. – № 1. – С.78.

    Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России / М.Тарасов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 19-20.

    Руцкой А.В. Экономическая преступность / А.В. Руцкой // Духовное наследие. – 2010. – №2 (6). – С. 8-9.

    РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

    Испания по-русски. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http://www.espanarusa.com/article.sdf/ru/news/economia/362666 (дата обращения 10.12.13)

    РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

    Бурдуков П.Тайны рыночной экономики / П.Бурдуков // Финансовый контроль. – 2009. – № 10. – С.90-95.

    Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование / С.М. Ечмаков. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 209.

    Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики / И.М. Аблаев // ЭКО. – 2004. – №2. – С.21-37.

    Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.

    Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 2006. – с.13-27.

    Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.В.К.Сенчагова. - М.: Дело, 2008. – с.122.

    "Налоговая политика и практика", 2010, N 6

    Является несомненным тот факт, что в России параллельно легальной экономике уже долгие годы функционирует так называемая теневая экономика, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие 5 - 10 лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения <1>.

    <1> Есипов В.М. Теневая экономика: Учеб. пособие. М., 2007. С. 45.

    Об истории вопроса и современное состояние

    Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Практически вся информация является недоступной, потому как теневое предпринимательство не имеет официальной статистики доходов, о них ученый-экономист может только догадываться. И.Х. Райг отмечает: "Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала, полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет" <2>.

    <2> Райг И.Х. Нелегальная экономическая деятельность: масштабы и меры противодействия. СПб., 2008. С. 132.

    Интерес к теневой экономике обусловлен прежде всего тем влиянием, которое она оказывает на большинство "нормальных" экономических процессов - формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет угрозу для экономической безопасности и суверенитета государства в целом. Поэтому совершенно очевидной является необходимость анализа обозначенного явления.

    Ошибочным было бы считать, что это явление - прямое порождение административно-командной системы либо результат не совсем успешных рыночных преобразований. Можно смело утверждать, что теневая экономика есть политэкономическая и историческая категория. В 1990-е гг. в России возникла труднообъяснимая закономерность: продвижение рыночных преобразований сопровождалось ростом теневой экономики в хозяйственном комплексе.

    За последние 15 лет сфера теневых отношений в России заметно расширилась. Сегодня теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и в неэкономических сферах - политической системе, сфере правопорядка, армии, средствах массовой информации, образовании, культуре и науке, межнациональных и межрегиональных отношениях и т.д. Особенную озабоченность, как уже отмечалось, вызывает теневое предпринимательство. Не будет преувеличением считать, что теневые процессы наблюдаются во всех "порах" общества, причем как на макро-, так и на микроуровне <3>.

    <3> Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М., 2007. С. 46.

    На фоне бесконечных споров о характере и направлениях реформ, политических играх, мнимой борьбе с коррупцией, криминалом, чиновничьим произволом общество пришло к реально сформированной системе высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом родовых признаков.

    В экономической сфере образовались кланы - устойчивые властно-хозяйственные структуры, имеющие "крышу" в виде того или иного государственного властного органа, распоряжающиеся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущие широкомасштабную коммерческую деятельность. Следствием этого стали периодически усиливающееся бегство капитала из России, перераспределение национального дохода в пользу элитной группы.

    Показательно, что значительная часть общества не только смирилась с таким положением, но и считает его оправданным, активно участвует в "процессе". В российском обществе получила распространение позиция молчаливого одобрения теневой экономической деятельности, осуждения не за факт нарушения закона в ходе хозяйствования, а за факт его раскрытия соответствующими органами.

    Классификация теневых экономических явлений

    В зависимости от характера результата деятельности выделяют теневую экономику:

    • производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;
    • перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

    По отношению к официальной экономике следует различать внутреннюю и так называемую параллельную экономику.

    Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется многими экономистами .

    Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается В. Гинзбург (V. Ginsburgh), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы <4>.

    <4> Гинзбург В. (Ginsburgh V.) Характеристика теневой экономики. М., 2008. С. 45.

    В зависимости от стадий воспроизводственного цикла различают:

    • теневое производство;
    • теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
    • теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
    • теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

    Большинство авторов включают в состав теневой экономики деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

    Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов . В связи с этим выделяют <5>:

    • теневой рынок;
    • неформальную экономику;
    • властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
    <5> Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила // Российский экономический журнал. 2008. С. 24.

    Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями.

    По мере своего развития теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать формы, присущие развитым индустриальным странам. Поэтому глубокий экономико-правовой анализ теневого бизнеса и выработка методов борьбы с ним остаются важнейшими задачами на современном этапе.

    Экономико-правовой анализ позволяет рассматривать в качестве наиболее криминогенных зон следующие сегменты:

    • денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества и которое порождает криминализацию всех остальных звеньев экономической системы. Многие эксперты считают, что в 1990-е гг. можно было говорить о переходе контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам;
    • отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, сфере городской недвижимости, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, производстве алкогольной продукции, земельных отношениях, эксплуатации государственной собственности;
    • внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала. В 1990-е гг. процветала криминальная система экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегического характера, что подрывало позиции страны на мировых рынках и давало основания для принятия против России антидемпинговых мер;
    • потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной. В 1990-е гг. практически полностью контролировался криминальными структурами, жестко регламентирующими цены и взимающими "налоги" на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.

    Два подхода к решению проблем теневой экономики

    Первый подход - радикально-либеральный - реализуется с конца 1991 г. - начала 1992 г. и связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса, - с другой.

    Второй подход - репрессивный - возник как своеобразная реакция на социальные негативы первого. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания .

    Преодоление криминального характера теневого предпринимательства предполагает осуществление конкретных мер в рамках борьбы с экономической преступностью .

    Одни из них направлены на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг:

    • обеспечение в реальной экономической жизни равноправия всех субъектов хозяйствования, преодоление монополизма государства на охрану всех форм собственности;
    • создание условий для нормализации завершающего этапа приватизации (особенно земли и ее недр), а также для борьбы с незаконной приватизацией;
    • совершенствование фискального законодательства (налогового и таможенного);
    • создание условий и возможностей для выхода предпринимателей из теневой экономики;
    • упрощение процесса оформления создаваемого предприятия, перекрытие каналов коррупции и взяточничества;
    • пресечение любых форм подпольного предпринимательства путем усиления административного и уголовного воздействия на подпольных производителей, установления жестких экономических санкций в зависимости от размера полученных доходов и нанесенного ущерба обществу <6>.
    <6> В настоящее время, однако, предпринимаются шаги в сторону смягчения санкций за экономические преступления. См., например: Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ (Рос. газ. 2010. 9 апр.).

    Другие меры направлены против организаторов и исполнителей противозаконных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

    • борьба с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения (наживы), эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение правоохранительных органов к разрушению монополистических структур;
    • контроль над ценами на социально важные товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;
    • борьба с тотальным мошенничеством в различных сферах экономики.

    Еще одним направлением воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов . Сегодня она выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства.

    Помимо вышеперечисленных мер государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусматривать внесение изменений в законодательные акты, которыми бы устанавливались различные меры ответственности для криминальных элементов и теневых предпринимателей, разработку и реализацию системы репатриации капиталов отечественных предпринимателей (в том числе проживающих за рубежом) в целях инвестирования в экономику России; усиление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля (сделать данные о налоговых правонарушениях, преступлениях общедоступными).

    Несомненно, к разработке государственной программы по легализации теневых доходов необходимо привлечь научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности.

    Успешное достижение поставленной цели невозможно без выполнения ряда важных условий <7>:

    1. открытости ("прозрачности") принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства;
    2. усиления различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетными, банковскими, валютными и др.). Представляется, что в среднесрочной перспективе это даст более весомые результаты, чем контроль за отдельными лицами;
    3. закрепления реально действующих форм коррупции в уголовном законодательстве. Речь идет, в частности, о коррупционном лоббизме, фаворитизме, протекционизме, предоставлении конфиденциальной информации, практике перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестировании коммерческих структур за счет бюджета, переводе государственного имущества в акционерные общества, обучении детей за рубежом за счет спонсоров и т.д.;
    4. наличия финансового контроля за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, практика которого существует во всех цивилизованных странах;
    5. практической реализации конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, ответственности должностных лиц категории "А" (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.
    <7> Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2008. С. 132.

    Налоговые последствия легализации теневых финансовых потоков

    Поскольку легализация в конце концов затрагивает интересы физических лиц, необходимо проанализировать взаимовлияние НДФЛ и других основных налогов - прямых и косвенных.

    Прямые налоги . 1. Налог на прибыль организаций . При определении налоговой базы в качестве расходов учитывается целый ряд выплат, являющихся одновременно и объектом НДФЛ, прежде всего: вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, сдачей имущества в аренду или передачей его в доверительное управление, и авторским договорам; выплаты по трудовым договорам и служебным контрактам.

    В результате борьбы за вывод указанных выплат из тени (черного нала) дополнительные поступления в доход государства от НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды будут сопровождаться определенными потерями по налогу на прибыль (особенно в рамках взаимоотношений так называемых серых и черных фирм). Таким образом, дополнительные поступления могут составить не более 19% от упомянутых выплат.

    1. Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование . Неоправданно высокая ставка этих взносов по суммам, выплачиваемым работодателями в пределах 415 тыс. руб. в год на одного работника, является главным препятствием для вывода этих выплат из теневого оборота. Совокупная фискальная нагрузка на фонд оплаты труда в указанных рамках составляет около 40%, которая охватывает этот вид доходов у 64 млн плательщиков НДФЛ (97% лиц, получающих заработную плату в России). Очевидно, что снижение тарифа взносов для работодателей (основной массы налоговых агентов по НДФЛ) с ныне действующего размера 26% до применяемых в странах ОЭСР ставок на уровне, не превышающем 13 - 17%, обеспечит существенное увеличение поступлений НДФЛ.
    2. Имущественные налоги : налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Сами по себе эти налоги никак не влияют на тенденции и динамику сокрытия текущих доходов от налогообложения. Однако информация, получаемая налоговыми органами об уплате физическим лицом транспортного, земельного налога или налога на имущество, может дать основания для сопоставления его реальных доходов, на которые отдельные виды имущества были приобретены (транспортные средства, земельные участки, жилые дома, квартиры и т.п.), и доходов, фактически явившихся объектом налогообложения. Таким образом, наличие этих налогов лишь может ограничивать направление теневых доходов на приобретение указанных видов имущества.

    Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) . Поскольку объектом налогообложения является выручка от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, эти налоги сказываются на налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от их профессиональной деятельности.

    Очевидно, что снижение ставок косвенных налогов, их отмена или замена (например, НДС на налог с продаж) могут привести к увеличению поступлений НДФЛ в связи с перенаправлением налоговыми агентами высвободившихся финансовых средств на фонд потребления.

    В состав указанной выше выручки всегда входят средства на оплату труда лиц, способствовавших ее появлению. Вывод черной выручки из теневого оборота также может повлиять на расширение налоговой базы по НДФЛ, однако следует учитывать, что в российских условиях удельный вес черной зарплаты в черной выручке составляет не более 15 - 20%.

    Шаги, предпринятые в направлении легализации теневых доходов

    В течение ряда лет налоговые органы на различном уровне участвуют в деятельности комиссий по легализации налоговой базы. Сегодня в связи с отменой единого социального налога возможен перенос основного уклона работы "зарплатных" комиссий на НДФЛ.

    Каждый работник, получающий зарплату в конверте, должен отдавать себе отчет о том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые, в свою очередь, влияют на величину будущей пенсии, а также права на использование налоговых вычетов в полном объеме.

    Одновременно работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога.

    Налогоплательщик, который обязан представить, но не представил налоговую декларацию по НДФЛ, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 119 НК РФ , в виде штрафа.

    Кроме того, ст. 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ предусмотрена обязанность налогового органа, выявившего в результате налоговой проверки факт совершения налогового правонарушения, содержащего признаки преступления, предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

    Указанный Закон предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления в случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате этого преступления, возмещен в полном объеме. Представляется, что доведение упомянутой выше информации до сведения руководителей и работников "проблемных" организаций должно стать одним из главных направлений деятельности комиссий по легализации налоговой базы.

    Недавно Государственной Думой принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации законопроект, предусматривающий в том числе введение ежемесячной платы за выдачу иностранным гражданам патента на право работы по найму у физических лиц на территории России в размере 1 тыс. руб. за полный или неполный месяц работы с одновременным освобождением от уплаты налога на доходы, полученные от такой деятельности .

    Напомним, что одной из проблем, связанных с налогообложением иностранных физических лиц - нерезидентов Российской Федерации, является отсутствие возможности контроля за сроками пребывания этих граждан в стране ввиду их миграции по территории.

    В НК РФ нет положений, разрешающих налоговым органам проведение специальных проверок, в результате которых обнаружились бы факты осуществления физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации коммерческой, предпринимательской и иной деятельности без подачи декларации и уплаты налогов. Более того, в ходе оперативных проверок органов внутренних дел нередко выявлялись иностранные граждане, не прошедшие регистрацию и фактически находящиеся на территории России нелегально. Зачастую выясняется, что иностранные граждане, прошедшие регистрацию, фактически не проживают по указанному адресу.

    Поскольку иностранные граждане обычно трудятся у работодателей - физических лиц непосредственно в жилом секторе населенных пунктов, выявлять таких лиц и привлекать их к налогообложению налоговым органам очень сложно, ведь входить в жилые помещения они могут только вместе с сотрудниками правоохранительных органов.

    Не предусмотрена какая-либо реальная ответственность за нарушение работодателями - физическими лицами положений ст. 303 ТК РФ (заключение договора в письменной форме, регистрация его в органах местного самоуправления и т.п.).

    Существенной проблемой при привлечении иностранных физических лиц - нерезидентов к налогообложению через декларирование доходов является сравнительно короткий срок осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, в результате чего иностранные физические лица покидают территорию нашей страны без представления декларации о предполагаемых доходах. Кроме того, серьезные трудности при привлечении иностранных граждан к подаче деклараций и уплате налогов возникают из-за незнания многими из них русского языка и отсутствия переводчиков.

    Учитывая, что иностранные граждане не обязаны посещать миграционные и налоговые органы перед выездом из России, а налоговые органы не располагают сведениями о выезде иностранных граждан за пределы территории нашей страны, контролировать выполнение последними предусмотренной ст. 229 НК РФ обязанности подавать декларацию по НДФЛ за месяц и уплачивать налог за 15 дней до выезда очень проблематично. Обязанность представлять налоговую декларацию предполагает самостоятельность и добросовестность налогоплательщика.

    В конечном итоге все вышеперечисленное делает существующую систему привлечения иностранных граждан к налогообложению через декларирование неэффективной.

    Поэтому введение в законодательном порядке для данной категории физических лиц специального режима налогообложения, предусматривающего внесение фиксированной платы за патент, которая бы заменила уплату налога на доходы от осуществляемой деятельности, является позитивным шагом.

    Литература

    1. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2008.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
    4. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Рос. газ. 2009. 31 дек.
    5. Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Рос. газ. 2010. 21 мая.
    6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.).
    7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

    К.В.Котов

    Советник государственной

    гражданской службы

    Российской Федерации

    Сегодня трудно отрицать необходимость срочной разработки программы государственной политики в отношении «теневой экономики». Эффективным способом борьбы с теневой экономикой является создание институтов инновационной экономики, поддержка легального предпринимательства и развитие конкурентной среды внутри национальной экономики.

    Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложнейшую задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

    ужесточение борьбы с коррупцией;

    меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

    выявление подпольных производств и пресечение их деятельности;

    усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию «грязных» денег.

    Для создания благоприятного макроэкономического климата необходимо последовательно и целеустремленно обеспечивать право собственности. Следует законодательно закрепить механизмы реализации права интеллектуальной собственности: решить проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, принять Федеральный закон, определяющий четкие правила передачи результатов научных исследований в гражданские отрасли.

    Для превращения земли в ресурс экономического роста, в фактор легальной экономической деятельности целесообразно:

    разработать прозрачные, четкие процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования, создать систему кадастров объектов недвижимости;

    установить предельный уровень выкупных цен и арендной платы и условия выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях, по сравнению с действующими;

    обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями, что позволит внедрить рыночные методы в использовании земли. Бирюков В.П. Меры социально-экономической политики государства по минимизации теневой экономики// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - 2010. - № 4.

    Стране очень нужно принятие системных мер по снижению риска финансовых и имущественных потерь от действий недружественных компаний, что предполагают реформирование правоохранительной службы и правосудия, ужесточение законодательства за фальсификацию документов и т.д. Желательно усовершенствовать Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении определения реальных механизмов проведения налоговыми органами правовой экспертизы документов, служащих основанием для регистрации предприятий.

    Необходимо добиваться соблюдения на практике законодательно разработанных принципов корпоративного управления: защиты прав акционеров; равноправного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных; признания предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрения активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий; обеспечения своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

    Для увеличения доли «белых» зарплат» представляется необходимым совершенствование налоговой системы страны, включая дальнейшее реформирование ЕСН. Для повышения мотивации предприятий в инновационном развитии и обновлении основных фондов производства, должны быть внесены изменения и дополнения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» в части:

    совершенствования амортизационной политики и введения механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

    восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль;

    мер налогового стимулирования НИОКР. Необходимо принять также законодательное решение о реформировании налога на добавленную стоимость и механизма его администрирования.

    Для качественного повышения уровня налогового контроля требуется реформировать законодательную базу деятельности самих налоговых органов, и налоговые органы, пересмотреть критерии оценки их деятельности, обозначив приоритет контрольной, а не фискальной функции; разработать механизмы, стимулирующие досудебный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

    Снижению роли теневой экономики в хозяйственной жизни России могло бы способствовать решение задач по укреплению финансовой и технической инфраструктуры экономики, созданию новых адаптационных механизмов поддержки зарождающихся видов деятельности. По оценке диссертанта, требуется минимум до 3 % ВВП увеличить инвестиции государства в экономику; разработать и реализовать четкую концепцию, определяющую принципы управления государственными инвестициями, включая степень государственного участия и сферу его интересов в инвестировании экономики, роль частного капитала в инвестиционной политике государства, а также процедуры отбора объектов для государственного инвестирования, инструменты и механизмы контроля за осуществлением государственных инвестиций. Необходимо принять специальный закон о деятельности объединенного государственного банка развития. Следует совершенствовать использование таких механизмов частно-государственного партнерства, как лизинг и концессии, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Сильная инвестиционная стратегия государства, решающая задачи создания новых качественных рабочих мест, инвестирования в человека - в его образование, охрану здоровья, повышение благосостояние, будет способствовать переходу людей из неформальной экономики в основной экономический сектор. Большие доходы - под учет и контроль// Известия. 2008. - 27 июля.

    Для снижения трансакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса крайне необходима реформа технического регулирования, ход которой в настоящее время грозит «затормозить» одни отрасли и «ускорить» другие. Нужно устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность понятий «теневая экономика», «теневой капитал» приводит к их разнообразной трактовке специалистами, а в практической области препятствует решению проблем уголовного преследования за легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуально создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Глинкина С.П Теневая экономика в глобализирующемся мире// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4

    Необходимо последовательно, комплексно проводить реформу государственного управления. Отсутствие реального продвижения в реализации мероприятий административной реформы и реформы государственной службы сохраняет избыточное государственное регулирование, бюрократизм, низкую продуктивность управления. Не решена проблема полноты и качества оперативной экономической информации. До сих пор не принят закон о статистике, который должен стать основой улучшения практики использования статистической информации в разработке социально-экономической политики, а также в содействии мониторингу и оценке экономических тенденций развития, включая развитие теневого сектора экономики.

    Несмотря на ратификацию международных документов по борьбе с коррупцией, отечественные законодательные и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией до сих пор не приняты. Для усиления антикоррупционной составляющей наших законов диссертант предлагает принять пакет поправок в действующее законодательство, в том числе:

    вернуть в УК РФ норму о конфискации имущества как дополнительного наказания за особо тяжкие преступления, связанные с коррупцией, наркоторговлей, терроризмом;

    ввести в российское законодательство норму об уголовном наказании за незаконное обогащение, означающее на практике, что в случае выявления, что расходы чиновника существенно превышают его зарплату, бремя доказывания легальности источников его доходов ложиться на данного чиновника;

    предусмотреть наказание за совмещение государственной службы с бизнесом. Новосельский В. Социальный аспект структурных реформ// Инвестиции в России. - 2006. - № 10.

    Необходимо принять «этические кодексы» или «кодексы чести» - специальные нормативные правовые акты, содержащие морально-эти-ческие стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и ведомственных норм регламентации служебного поведения государственных служащих, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников и защищающие честных и высококвалифицированных чиновников, помогающие разрешать конфликтные интересы. Принятие и утверждение этических норм поведения было бы весьма полезно и для российского предпринимательского сообщества. Они должны помочь в появлении в нем атмосферы взаимного доверия и создании благоприятной деловой среды.

    Каков возможный сценарий развития ситуации экономики при реализации охарактеризованного комплексно-правового подхода?

    Проводя действия по улучшению общих условий хозяйствования и параллельно внедряя меры по интеграции в легальную экономику части «теневой», власти, скорее всего, смогут смягчить недовольство населения и преодолеть сопротивление парламентского лоббирования, объяснив населению, что в прежних правовых условиях многие предприниматели были вынуждены уходить от уплаты налогов и уводить производство в «тень» в целях сохранения своих предприятий. К тому же предлагаемые меры не будут касаться сугубо криминальных элементов; наоборот, желательно приурочить к началу реабилитации «теневиков-хозяйственников» резкое и акцентированное в средствах массовой информации ужесточение борьбы правоохранительных органов с криминальным миром.

    Впрочем, исключить социальные протесты со стороны определенных общественных групп никому еще не удавалось. Вариант реабилитации той части «теневой экономики», которая связана с деятельностью предпринимателей-хозяйственников, представляется самым приемлемым для властей в плане минимальных социальных конфликтов. В.К.Сенгагова, «Экономическая безопасность»,М., «Финстатинформ»,1998г, с 621.

    Таким образом, крайне актуально в России развивать современные технологии управления, связанные с максимально возможной прозрачностью государственного управления; с ростом процедурно регламентированной открытости государственного управления гражданскому контролю и гражданскому участию; с активным привлечении граждан к участию в государственном управлении самим правительством. Ведь только совместными усилиями общества и государства можно создать конкурентоспособную национальную экономику с минимальным теневым сектором.

    Таким образом, анализ данной главы показал, что теневая экономика отрицательно воздействует почти на все сферы жизнидеятельности. К настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы. Государству следует принять необходимые меры для осуществления безопасности экономики в стране и создания благоприятного макроэкономического климата в общем.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...