Система финансов финансовая система разница. Истоки возникновения современных проблем


Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.

    Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

    Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

    Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

    1. Понятие финансовой системы и ее состав.

    Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимо­действующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и ис­пользуют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

    В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвести­рование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

    Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают де­нежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

    Денежные потоки связывают части финансовой системы в еди­ное целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

    В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

    Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

    Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

    Звенья финансовой системы:

    1) В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

    Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

    Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

    2) Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Государственная бюджетная система РФ (ГБС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских

    бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

    Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

      принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

      принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

      принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

      принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

    Реализация этих принципов прослеживается и в Бюджетной системе субъектов РФ (БСС РФ).

    3) Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

    Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.

    В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко­номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочислен­ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ­но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп­ления которого зависит прочность и надежность всей сис­темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас­ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

    Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

    4) Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

    Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

    Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

    С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

    С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

    Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

    Целевого использования средств этих фондов;

    Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

    Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

    Финансирования территориальных нужд.

    5)Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

    Срок предоставления или получения кредита;

    Обязанности сторон;

    Условия обеспечения возврата ссуды;

    Размер процентной ставки за пользование ссудой;

    Другие условия.

    Функции и цели государственного и муниципального кредита:

    1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

    Перераспределение осуществляется между:

    Федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

    Региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

    Международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

    Иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

    Федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

    2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

    3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

    К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

    Решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

    Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

    Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

    Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

    6) Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная финансовая категория, функционирующая, а именно, в процессе сотворения и распределения валового внутреннего продукта и государственного дохода. Финансы организации представляют собой валютные дела, средством которых осуществляется производственно-хозяйственную деятельность по созданию, вербованию, распределению и использованию доходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачки, работают на базе определенных хозяйственных принципов, выполняют признанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла. В современных критериях, когда организация без помощи других воспринимает решения, резко увеличивается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта.

    7) Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

    Домохозяйства зарабатывают и тратят деньги. Величина их расходов на покупку товаров и оплату услуг зависят от уровня цен, потребности в различных благах, объема денежных доходов, а также от суммы налогов, которые нужно платить.

    В обеспеченных домохозяйствах денежные доходы обычно превышают расходы, и образуются сбережения.

    Но если денежные сбережения хранить у себя дома, то они не приносят дохода, а при инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, увеличения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить в банк.

    То есть можно сказать, что финансы домохозяйств – это мощный элемент финансовой системы, ведь число домохозяйств на территории страны огромно, они платят налоги, а их денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с ценными бумагами.

    Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

    Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

    На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

    Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

    Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

    Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

    Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

    Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

    Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

    В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

    В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

    В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

    Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

    Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

    Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

    Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

    1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

    2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

    3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

    4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

    Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

    Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

    Финансовый контроль может быть двух видов:

    – внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

    – внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

    Финансовая система Российской Федерации

    Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

    Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

    1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

    а) федеральные финансы;

    б) региональные финансы;

    в) местные (муниципальные) финансы.

    2. Децентрализованные финансы:

    а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

    б) финансы граждан.

    Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

    Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

    Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

    Государственные и местные финансы объединены единой .

    Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
    Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

    Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

    Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.

    Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):

    1) государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;

    2) местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;

    3) специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);

    4) финансы государственных корпораций.

    Финансовая система РФ включает:

    1) государственную бюджетную систему;

    2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

    3) фонды личного и имущественного страхования;

    4) финансы предприятий различных форм собственности.

    В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений – итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.

    По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции, т. е. разделению системы на части, и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.

    Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т. п.) или агрегатному принципам (казначейство, налоговая инспекция и т. п.). Это отражается в типовом представлении финансовой системы. Такие представления рассмотрены в одном из следующих параграфов этой главы.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...