Сергей катырин поприветствовал законопроект неналоговых платежей. Неналоговые платежи


Федеральная налоговая служба не поддерживает идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Систематизировать их по примеру налогов невозможно, говорят в ведомстве

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Сергей Николаевич Катырин выразил своё одобрение , или “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который в случае принятия начнёт действовать с 2018 года. В то же время, у ТПП есть замечания к его редакции.

С.Н. Катырин считает внесённый законопроект “важным шагом на пути дальнейшего развития отечественного предпринимательства”. Все основные пожелания по упорядочиванию выплат, высказанные ТПП РФ, были учтены. В частности, формирование реестра неналоговых платежей, увеличение срока их взимания / введения новых.

Основное замечание ТПП к законопроекту “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” следующее: установление платежей органами исполнительной власти должно кодифицироваться федеральным законом о неналоговом платеже. Говорят, что в Минфине отвергают необходимость закона и предлагают довольствоваться изменениями Налогового кодекса.

В России на 2017 год действуют порядка 70 неналоговых платежей – обязательных выплат в дополнение к Налоговому кодексу. Эксперты говорят о том, что в своей совокупности неналоговые платежи составляют 0.5-1% внутреннего валового продукта страны.

Попытки навести порядок с неналоговыми платежами делаются правительством с 2015 года, когда оно ввело мораторий на часть неналоговых платежей и предоставило отсрочку на них до 2019 года. Однако, этот мораторий коснулся в основном экологических отчислений, на тот момент заявленных, но не взимаемых (экологического сбора, сброс загрязнений, порчи водоотведения, резервов чрезвычайных ситуаций).

В то же время, основные неналоговые платежи – это:

  • взносы во внебюджетные фонды,
  • утилизационный сбор,
  • пошлины за патенты,
  • регистрационные сборы,
  • плата за въезд крупногабаритного транспорта (свыше 12 тонн),
  • лицензирование,
  • проведение госэкспертиз,
  • отчисления на экологию (поддержание лесной отрасли, загрязнение природы) и тп.

Все эти платежи, согласно законопроекту о неналоговых сборах с бизнеса, будут разделены на 3 вида по важности и включены в единый реестр. То есть, при формировании включении неналогового платежа в реестр будет проведена оценка его необходимости для государства, а часть платежей, возможно, будет отменена. Предположительно, в число наиболее важных неналоговых платежей войдут утилизационный и экологический сборы, госэкспертиза и патенты.

Источник: Пресс-служба ТПП

Навигация по записям

Зачем Минфин готовит закон о неналоговых платежах? Чиновники обещали, что налоговая нагрузка компаний в ближайшие годы не вырастет. Теперь придумали, как пополнить бюджет в обход своего обещания?

Наоборот, цель законопроекта − ограничить возможность собирать у компаний и предпринимателей средства под видом неналоговых платежей. Проблему озвучили представители бизнеса, и в правительстве пошли им навстречу. Планируется разработать единые правила введения обязательных неналоговых платежей и специальные реестры. На какое-то время, возможно, даже введут мораторий на новые сборы. Собирать платежи, которых не будет в реестрах, запретят. Сейчас существуют десятки платежей, которых нет в Налоговом кодексе. Правительство планирует отделить неналоговые сборы от платы за услуги, оценить обоснованность и размеры, ограничить возможности введения новых. Это должно помочь бизнесу и привлечь инвестиции в страну.

Минфин разработал законопроект, четко определяющий неналоговые платежи бизнеса и закрепляющий порядок их корректировки. Об этом говорится в письме замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации («Известия» ознакомились с документом). Нововведения предполагают установление жесткого диапазона для всех подобных платежей - сейчас «потолка» по некоторым из них не существует, что отрицательно сказывается на деловом климате. Кроме того, плательщики получат право на бесплатные консультации и справки по платежам, а также на их возврат - в случае переплаты. Бизнес-объединения надеются, что принятие закона позволит забыть о спорах, которые возникали, например, после введения системы «Платон» или курортного сбора. Эксперты, в свою очередь, рассчитывают, что это также увеличит поступления в бюджет.

Бизнес-объединения («Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей) в феврале направили премьер-министру Дмитрию Медведеву список из 25 предложений по повышению темпов экономического роста, в которые входило и создание кодекса неналоговых платежей. Сейчас в России существует только Налоговый кодекс и нормативные акты, определяющие, например, страховые взносы работодателей в Пенсионный и другие внебюджетные фонды. Однако все прочие платежи, сообщали предприниматели, регулируются множеством законов и постановлений, их параметры постоянно меняются - не определено даже их точное количество. В ответ на запрос Дмитрий Медведев по итогам Сочинского инвестфорума дал распоряжение разработать соответствующий документ.

Окончательный ведомственный проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 26 июля был разослан с письмом замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации. «Известия» ознакомились с проектом закона.

К неналоговым документ относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. При этом реестр таких платежей будет утвержден в отдельном законе.

Минфин предлагает прежде всего четко определить порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. В частности, в законопроекте содержится инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января следующего года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений. Другое важное новшество - закрепление предельного размера платежей, которые сегодня во многих случаях не определены. В частности, статья 5 законопроекта определяет установление предельного размера платы обязательного платежа.

Также документ определяет и права плательщиков. Например, вводится право бизнеса получать «бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о принятых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные платежи, порядке их исчисления и уплаты». Также предпринимателей могут наделить правом зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата - это одна из наиболее актуальных проблем для бизнеса, ведь иногда такие платежи «сгорают».

Среди новых обязанностей для бизнеса законопроект вводит, например, обязательство четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Согласно планам ведомства, основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Поскольку в России законодательство, которое определяет порядок и размеры каких-либо платежей в бюджет, постоянно претерпевает изменения - причем не в пользу плательщиков - то именно у нас остро стоит вопрос о регламентации и урегулировании таких платежей, - заявила «Известиям» руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. - Несмотря на существенное значение доходов от неналоговых платежей, их правовое обеспечение недостаточно и очень запутано.

Так, подчеркнула она, законодательством не определены статус основного количества платежей, их основные элементы, права и обязанности администраторов неналоговых доходов, а также - не отработана система планирования поступления их в бюджетную систему и не определен орган государственной власти, ответственный за координацию процедур взимания таких платежей. По ее словам, «невозможно даже установить точное количество неналоговых платежей».

Новое законодательство прежде всего позволит бизнесу избежать неприятных «сюрпризов». Кроме того, указала Диана Маклозян, инвентаризация всех неналоговых платежей «облегчит вопросы администрирования и увеличит поступления в бюджет».

Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что должна быть разработана еще и методика - как считать совокупную фискальную нагрузку на бизнес. По его мнению, требуется рассчитать максимальную фискальную нагрузку - налоговые и неналоговые платежи, - превышать которую запрещено.

У нас есть предложение по методике. Как минимум любая инициатива правительства по введению дополнительных неналоговых платежей или налоговых платежей должна обязательно сопровождаться технико-экономическим обоснованием: на сколько вырастет в связи с принятием того или иного нормативного акта нагрузка на бизнес. Пока этого нет, - отметил он в беседе с «Известиями».

По данным исследования PwC Paying Taxes 2017, общая налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес в России составляет 47,4%. В других странах бывшего СССР она значительно ниже, например, в Грузии она составляет 16%, в Казахстане - 29%, в Азербайджане - 40%. Выше, чем в России, платежи только в Беларуси, Украине и Таджикистане.

Справка Известий

Неналоговые доходы включают в себя целый перечень пунктов. Это доходы от использования или продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям.

А также доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...