Сектора производства: первичный, вторичный и третичный. Macr; Для любознательных


Проблема избыточного веса и ожирения во многих развитых странах приобрела масштабы эпидемии. Они являются пятым по значимости фактором риска смерти в мире. По меньшей мере, 2,8 миллиона взрослых людей ежегодно умирают в результате излишнего веса и ожирения. Кроме того, излишним весом и ожирением обусловлено 44% случаев диабета, 23% случаев ишемической болезни сердца и от 7% до 41% случаев некоторых видов рака. Еще Гиппократ заметил, что продолжительность жизни тучных людей на десять лет короче


В 2011 году более 40 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес. Считавшиеся ранее характерными для стран с высоким уровнем доходов, избыточный вес и ожирение теперь получают все большее распространение в странах с низким и среднем уровнем доходов, особенно в городах. В развивающихся странах детей с избыточным весом насчитывается более 30 миллионов, а в развитых 10 миллионов.


Основная причина ожирения и избыточной массы тела – энергетическая несбалансиро- ванность между калориями, поступающими в организм и калориями затрачиваемыми. В глобальных масштабах происходит следующее: Что является причиной избыточного веса и ожирения?


Рост потребления высококалорий- ных продуктов с высоким содержанием жира, соли и сахаров, но с пониженным содержанием витаминов, минеральных веществ и других питательных микроэлементов; снижение физической активности в связи со все более неподвижным характером многих видов деятельности, с изменениями в способах передвижения и с растущей урбанизацией.


Вы хотите хорошо выглядеть, долго оставаться молодыми и здоровыми? Значит, надо подумать о своем весе. Сегодня ожирение рассматривается не как косметическая проблема, а проблема здоровья. Ничто так не ухудшает здоровье и не сокращает продолжительность жизни как ожирение.


Избыточное отложение жира приводит к нарушению обмена веществ с последу- ющим развитием серьезных эндокрин- ных, сердечно-сосудистых и онкологичес- ких заболеваний. Ведущие специалисты всего мира сходятся во мнении – наиболее эффективный путь – это рациональное здоровое питание и увеличение физической активности. И самый Главный Ваш Помощник – это не доктор в белом халате, не коллега по работе, не старый друг, и не сосед и даже не родственник, это – ВЫ сами.




Еще один важный показатель – величина окружности талии. В норме она не должна превышать 94 см у мужчин и 80 см у женщин. Если Ваша окружность талии превышает эти цифры – у Вас абдоминальный тип ожирения, т.е. жир откладывается преимущественно вокруг внутренних органов – печени, поджелудочной железы, сердца, нарушая их работу и тем самым приводя к многочисленным заболеваниям, сводя на «НЕТ» шанс полного человека дожить до глубокой старости без особенных проблем.




Еще один фактор, способствующий избы- точному весу сегодня - большое разно- образие пищевых продуктов. В потребительской корзине большинства наших сограждан преобладает «нездоро- вая» пища: конфеты, пирожные, колбас- ные изделия, сладкие газированные на- питки и пр. В таких условиях очень тяжело избавиться от лишнего веса: вокруг со- блазны, попробовать хочется все, а зача- стую это «все» содержит гораздо больше жиров, чем организм может усвоить без последствий. И для многих избыточный вес уже не только эстетическая пробле- ма, но и серьезная угроза для здоровья.


Во-первых, следует вести более подвижный образ жизни, во-вторых, ограничить употребление жирной высококалорийной пищи, а в- третьих… В-третьих, можно воспользоваться современными методами лечения ожирения: пластической и эстетической хирургией, гомеопа- тией, различными диетами, голода- ниями, иглоукалыванием и даже кодированием. Как же справиться с этой проблемой?


Однако все мы понимаем, что к хирургическому вмешательству нужно прибегать уже в самых критических случаях, если до 50 лет вы никогда не лечились голоданием, то к этому методу уже не стоит прибегать. Что мешает человеку придерживать- ся строгой диеты? Прежде всего, по- стоянный голод, с которым сил нет бороться и наличие множества со- блазнов вокруг. А когда нет голода - нет и психологического дискомфорта.


Учитывая глобальность данной проблемы, сейчас появилось немало различных средств, позволяющих добиться снижения веса тела. Они, конечно, значительно облегчают процесс борьбы с избыточным весом, снижая аппетит. Это биологически активные добавки. Специалистами крымского НТЦ разработана биологически активная добавка Антивес, которая регулирует процессы обмена веществ в организме, способствует выведению шлаков и снижает массу тела.


В 1 капсуле продукта (300 мг) содержится: порошок ананаса – 171,0 мг; кальций в цитратной форме из створок морских моллюсков с витамином D3 – 51,0 мг; ламинария – 30,0 мг; экстракты лекарственных растений французской фирмы «NATUREX»: хмель – 21,0 мг, почки сосны – 12,0 мг, солодка – 6,0 мг, шалфей – 4,5 мг, валерьяна – 3,0 мг; цинк сернокислый– 1,5 мг.


Порошок ананаса содержит ферментный комплекс, который содержится в плодах – бромелин (или бромелайн). Этот комплекс способен расщеплять сложные белки и жиры до более простых соединений. Ананасы способны снижать количество жидкости в теле и уменьшать отеки, способствуют улучшению пищеварения и нормализации обмена веществ. Фермент бромелайн, широко используется в различных программах по снижению веса.


Ламинария (морская водоросль) содержит целый комплекс полезных веществ. Полисахарид альгиновая кислота – основное составляющее вещество, которое по своим свойствам подобно фруктовому пектину. Альгинаты обладают отличными чистящими свойствами. Проходя по пищеварительному тракту, они связывают и выводят из организма токсины, болезнетворные бактерии и даже радиоактивные соединения.


При употреблении ламинарии происходит мягкая стимуляция перистальтических движений кишечника, восстанавливается правильный ритм пищеварения и устраняются застойные явления в кишечнике. Кроме того, в морской капусте содержится полисахарид маннит (его сильная адсорбирующая активность позволяет использовать его для выведения из организма шлаков и токсинов), фукоза, клетчатка, белок, витамины А, В6, В12, С, D, РР


Органический йод (его биологическая роль связана с участием в биосинтезе гормонов щитовидной железы, которые регулируют метаболизм в каждой клетке, контролируют потребление кислорода), антагонист холе- стерина – бетаситостерин (способствует ра- створению осевших на стенках сосудов хо- лестериновых отложений – бляшек. Избыток холестерина перестает откладываться в тка- нях, распадается на составные части и легко из выводится из организма) различные мак- ро- и микроэлементы в форме биологически активных соединений, способных оказывать целебное действие на человека – фосфор, калий, кальций, магний, марганец, бор и др.


Экстракты шалфея и солодки издавна входят в тибетские и индонезийские рецепты для снижения массы тела. Шалфей содействует деятельности системы пищеварения, помогает организму быстрее переваривать пищу. Китайские врачи считают солодку средством для сохранения красоты, он следует сразу же за женьшенем. Корень солодки выводит лишние шлаки из тела и вес за счет снижения токсинов снижается. Лишний вес также может набираться из-за нарушения эндокринной системы, а корень солодки ее корректирует, тонизирует ее и действует как антидепрессант.


Экстракт почек сосны способствуют выведению избыточной влаги из организма человека, образующейся при интенсивном сжигании жира. Экстракты валерианы и шишек хмеля обладают седативным и спазмолитическим свойствами, снижая негативные последствия стрессовых ситуаций, что благоприятно действует на снижение избыточного веса.


Кальций, обогащенный витамином D3. Калифорнийские ученые сделали вывод, проведя некоторые исследования, что каль- ций может помочь быстро сбросить вес. Уче- ные уверены, что такой эффект происходит из-за того, что кальций активирует кальцитри- ол, который заставляет ваш организм использовать в качестве энергии жировые клетки в первую очередь. Кальций, а точнее его недостаток очень сильно влияют на наше пищеварение. Нет кальция - нет нормального пищеварения. Он участвует в активизации липазы – фермента, расщепляющего жиры для их вывода из организма.


Цинк Предполагают, что дефицит цинка приво- дит к снижению выработки прогестерона, а это, в свою очередь, может вызывать тягу к сладкому. Натуральный аноректик, то есть помогает сдерживать аппетит. Цинк активизи- рует более 200 ферментных систем организма. При его нехватке поджелудочная железа сни- жает синтез инсулина, что ведёт к лишнему весу. Минерал поддерживает в норме гормо- нальный обмен, в том числе и уровень инсули- на, который понижает содержание сахара в крови. Цинк нормализует жировой обмен, усиливает распад жиров, защищает печень от жировой дистрофии и от воздействия вредных химических веществ (в т. ч. алкоголя).


Показания к применению: улучшение обмена веществ; усиления расщепления жира в организме и выведения шлаков. снижения веса. Способ употребления: 1 капсула за минут перед каждым приемом пищи, запивая водой (3-4 раза в день). Форма выпуска: 70 капсул по 0,3 г.



"Христиане находятся под давлением во многих развитых странах’ – российского Патриарха Кирилла в Эд Шульц

Христиан по всему миру находятся в “опасной, критической ситуации” в качестве религиозной общины подвергаются маргинализации во многих развитых странах, глава Русской Православной Церкви сказал Эд Шульц, принимающих РТ новости шоу, называя их гонениями на Ближнем Востоке “трагедия.” В эксклюзивном интервью RT в Эд Шульц Патриарх Кирилл отметил важность своей встречи с папой римским Франциском в Кубе, который он сказал, было “в нужное время.” “Положение, что христианская община на Ближнем Востоке сейчас, разумеется, требует совместных действий всех тех, кто готов защищать христиан,” сказал он. Христианство и гонения он сталкивается стала одним из магистральных направлений исторической встречи на Кубе на прошлой неделе. “Христиане находятся под давлением”, - сказал Патриарх Кирилл. “В определенном смысле мы можем сказать, что христиане-это неудобно во многих развитых странах сегодня.” Эд Шульц: Ваше Святейшество, это большая честь и удовольствие и честь находиться в вашем присутствии сегодня. Мы, конечно, ценим Ваше время. Огромное спасибо. Вчерашняя встреча хорошо задокументированы в его исторической перспективе. Как христиане по всему миру воспринимать это движение вперед, и взгляд этот, возможно, как совершенно новую эру христианской веры, и новый путь вперед? Вы можете говорить об этом? Патриарх Кирилл: я хотел бы сказать, что эта встреча, конечно, очень важно. Это попытка собраться на высшем уровне и выработать общее понимание того, где мы находимся и куда мы идем – во-первых, как христианская семья, и во-вторых, как человеческая цивилизация. ЭС: значимость его бытия здесь, на Кубе, как насчет этого? Кол-во: Конечно, это очень много значит для Кубы провести такую встречу, но мы тоже думали, что Куба бы быть правильным местом для него – потому что, с одной стороны, Куба обладает сильной католической традицией, но в реальности она является светской страной с коммунистической идеологией. Россия тоже традиционно Православная страна, но мы все родились и выросли в подобной идеологической и политической среды. Так что, для меня, как человека родившегося в Советском Союзе, Куба-это я могу понять. И, там был еще один фактор, который может на самом деле сыграло решающую роль в выборе этого места. Куба предоставляет нам возможность взглянуть на наши исторические разногласия и конфликты, которые мы имели в контексте Европы, извне, как это было раньше. Выбрав Кубу в качестве места проведения был наш способ сказать: “да, мы осознаем наше непростое прошлое, но мы поставили его в сторону, и что действительно важно сейчас, что мы смотрим в будущее вместе”. Именно поэтому мы выбрали Кубу. ЭС: Ваше Святейшество, есть рост христианства в России, и я думаю, что многие американцы не знают о возрождении христианства в России. Почему это происходит? Кол-во: Есть только одно слово, чтобы описать то, что произошло в России в 1990-е и 2000-е годы и что происходит сегодня в условиях возрождения веры: это чудо. После десятилетий в рамках атеистического режима, мы видим подлинное возрождение религиозной веры. Это пробуждение включает в себя все виды социальных классов: простых людей, людей образованных, деловых людей, политиков. Все эти люди занимаются в церкви сегодня, так или иначе, и очень часто мы видим людей, объясняя свои действия, ссылаясь на христианские ценности. Итак, мы указали в нашем совместном заявлении с папой римским Франциском, что фундаментальные изменения произошли в Восточной Европе за этот период. Возможно, именно эти изменения, которые проложили путь для встречи, что мы просто должны были – потому что сегодня русская церковь, а также Католическая церковь, есть возможность провести такое глобальное видение происходящего и вместе обсудить проблемы, с которыми сталкиваются христиане и все человечество сегодня. ЭС: Ваше Святейшество, уничтожение и нападение на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке хорошо документирована. И это, конечно, была выдвинута в мире на очень особый уровень вчера, когда вы и папа римский выступил с заявлением об этом говорим, желая христиан и мира признать это и понять, насколько эта проблема серьезная. Что должно быть сделано, чтобы остановить его? В чем моральный долг мира, чтобы убедиться, что это преследование и истребление не продолжить? Кол-во: Происходящее на Ближнем Востоке сегодня-это трагедия. Христианство зародилось там, на Ближнем Востоке. И сегодня, в результате войн и террористических атак, мы видим резкое уменьшение христианского населения там. Так, церкви и всех людей, которые могут содействовать в положительном ключе должны положить этому конец. Мы должны сохранить христианское присутствие на Ближнем Востоке и Северной Африке. Но мы должны делать больше, чем это. Я твердо верю, что мы должны работать вместе, чтобы спасти наше общество от де-христианизации – потому что, в условиях растущих атеистического давления, который стал довольно агрессивным в некоторых странах христиане вытесняются из общественной жизни. В каком-то смысле, мы можем сказать, что христиане-это неудобно во многих развитых странах сегодня. Христиане находятся под давлением. В частности, делаются попытки ограничить религиозные проявления в публичном пространстве. Все это указывает на то, что мы имеем дело с опасной, критической ситуации вот, что касается христианской реальности, христианского присутствия. Я думаю, что наша встреча Папы Римского Франциска пришли в нужное время, чтобы мы могли иметь столь подробного и всестороннего обсуждения этой проблемы и выйти с совместным заявлением, что отражено в декларации. ЭС: если сверхдержавы мира, ваше Святейшество, вмешаться и защитить христиан? Есть много христиан в Америке, кто верит у нас есть моральное обязательство, чтобы развернуть наши силы в военном отношении, чтобы защитить христиан и убедитесь, что это очищение не продолжать, и конфликт, конечно, не разрешением христианской веры, но это вариант, или как бы ты посмотреть, что в этом случае делать? Кол-во: Ситуация в том, что христианская община на Ближнем Востоке сейчас, разумеется, требует совместных действий всех тех, кто готов защищать христиан. Совершенно очевидно, что нельзя бороться с террористами путем диалога и увещевания наедине. Придется использовать силу. Это террористы, которые уничтожают христианские поселения, выгнать людей из их домов, разрушить храмы и монастыри, уничтожать святыни и исторического наследия. И, поскольку они используют насилие, естественно, всех тех, кто заинтересован в сохранение христианского присутствия и, в целом, мира в этом регионе также должны использовать силу, чтобы сделать так. Вот почему так важно для России, Соединенных Штатов, Западной Европы и некоторых арабских стран, чтобы объединить их усилия ради одной цели: прекратить войны, избавиться от террористов и, конечно же, обеспечивают люди в Сирии и Ираку возможность свободно выбирать свое будущее, с тем чтобы эти страны могли жить в мире и чтобы все религиозные группы, христианин или мусульманин, может жить бок о бок в мире, которая будет прочной основы для мира на Ближнем Востоке в целом. ЭС: из-за вмешательства, которые произошли чуть более десяти лет назад на Ближнем Востоке, и в связи с экономической ситуацией в мире – более бедные люди, более состоятельные люди – мы видели настоящие дебаты вспыхивают в нашей стране иммиграции и что мы должны с этим поделать. И теперь это перешло в Европу, где есть система установки, где если мигранты приезжают в они должны заплатить, чтобы остаться. Как следует иммиграции и мигрантов проблемы рассматриваются с христианской точки зрения, и что обязательство этих стран, которые сталкиваются с этими вопросами? Кол-во: От гуманитарной, гуманистической и христианской точки зрения, мы должны помочь страждущим. Помощь может быть разнообразной – как одна известная метафора выходит, есть разница в дав голодному человеку одну рыбу и удочку, которую он может использовать, чтобы поймать больше рыбы. Это означает, что поддержка и помощь полезны, но основное внимание должно быть уделено устраняя первопричину за массовым притоком беженцев в европейских странах. Это политическая дестабилизация на Ближнем Востоке, что привело к нему. И поэтому мы должны сделать все возможное для урегулирования этого конфликта как можно скорее. Это требует согласованных усилий всех заинтересованных сторон, в первую очередь, США, России, ЕС и арабских стран. Мы не можем иметь несколько коалиций, которые говорят, что они имеют те же цели, но в реальности идут после разных целей. Мы должны объединиться и создать совместный цели и предпринимать действия для ее достижения. Если это может быть возможным и если страны обеспокоена распространением терроризма может обеспечить согласованного ответа на угрозу, это несомненно, поможет стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке и остановить приток беженцев. Я убежден, что многие беженцы будут покинуть Европу и вернуться в свои дома. Это единственный путь, идя вперед, что кажется реалистичным для меня. ЭС: отношения между Россией и США в глазах американцев напряжены – в большей степени, чем они были в прошлом. Это ваша надежда, что это единство в христианской вере – католической церкви и Православной Церкви – был бы путь вперед для обеих стран, чтобы понять, что там слишком много поставлено на карту, чтобы не было согласия по ключевым вопросам? Кол-во: Мы должны сделать все возможное, чтобы инженер резкое улучшение отношений между США и Россией. Мы должны понимать, что эти две крупные державы, обладающие военной мощью, чтобы уничтожить друг друга и весь мир. Масштабная война должна быть предотвращена любой ценой. Об этом мы говорили с папой римским Франциском. Это может быть Божий замысел, чтобы принести нас вместе на данном этапе, когда темные тучи сгущаются над Сирией и когда существует угроза конфронтации между странами с огромной разрушительной силой. Мы должны сделать все возможное для предотвращения войны. Это является нашим приоритетом номер один для американцев, русских и многих других людей с здравой точки зрения на происходящее. Как для нас-российских отношений, я хотел бы вспомнить трудные годы "холодной войны", когда мир балансирует на грани войны, но реальных христиан из США и Советский Союз все-таки нашли возможность встретиться и работать вместе для лучшего будущего. У нас были интенсивные контакты с американской христианской общины, включая поездки делегаций и конференций, стремясь выработать согласованные христианский подход к вопросам, которые разделяли США и СССР. Почему мы не можем сделать это сегодня? Почему мы переехали очень далеки друг от друга? Большинство жителей США-христиане, которые разделяют те же ценности и принадлежат одной и той же глобальной христианской семье, как и нам. Мы должны использовать эту возможность, чтобы строить мосты, а не углубить пропасть, которая лежит между нами. Затем эта народная поддержка со стороны простых людей, духовенства и религиозных учреждений будут подделывать среды в наших странах, что окажет положительное влияние на тех, кто формирует внешнюю политику. ЭС: Ваше Святейшество, вы – в качестве одного из главных религиозных лидеров мира – то, что должно быть сделано для пресечения и ликвидации терроризма, с которыми сталкивается мир сейчас? Это то, что человечество, с технологией используется против других людей, что мы никогда не занимались раньше, и это, кажется, не способен рассматриваться, с армиями. Как нам победить терроризм? Кол-во: Нам необходимо выявить причины, которые заставляют хороших людей становиться террористами. Безусловно, есть лидеры террористов с политическими целями, которые думают, что самый простой способ достичь их будет через терроризму – бомбардировка хороших и невинных людей, создавая панику, подрывая стабильность. Эти тактики и стратегии терроризма. Но это обычные люди набранные для террористов, которые взрывают невинных людей. Так что механизм вербовки людей, и они часто хорошие люди, и превращая их в террористов? Я сделал некоторые исследования по этому вопросу и выяснили, что рекрутеры используют возвышенные идеи, чтобы люди на их стороне. Он принимает сильный вдохновения, мотивирует человека на самоубийство с целью убийства других людей. Так какова их мотивация? Короче говоря, мотивация заключается в том, что мир тонет во зле. Современная Западная цивилизация-это зло. Бог вытесняют из этой цивилизации, и мир становится безбожной и сатанинской. Только вы можете что-то сделать, чтобы преодолеть это зло. Это ваша религиозная обязанность. Вы ведете борьбу против темных сил, против дьявола. Ты на стороне Бога, на стороне света. Это то, что некоторые исламские проповедники говорят своим верующим, когда они затрагивают их после пятничной молитвы. И даже если человек никогда не думал о том, чтобы бомбу или брать в руки оружие и убивать людей, он вдохновлен этими словами и начинает думать, что он борется за Божью истину против этого ужасного мира, которые могут уничтожить Ислам как хорошо. Подробнее: российский патриарх говорит, что христиан притесняют на благополучные Европу Так что побороть терроризм, мы все должны измениться. Терроризм-это прежде всего философская проблема. Мы должны понимать, что происходит внутри людей, которые берут в руки оружие, чтобы сражаться за Бога. Я полностью убежден, что тот факт, что человеческая цивилизация в процессе своего развития, к сожалению, отрекся от Бога и нравственного закона Божьего, является причиной терроризма. Это очень важно для достижения глобального нравственного консенсуса. Как могут люди жить вместе? Они должны иметь общие ценности. Как мы можем иметь общие ценности при наличии различных политических партий и различных философских и религиозных систем? Как мы можем достичь глобального консенсуса? Есть только один способ: этот консенсус должен основываться на человека морального чувства. Человеческое нравственное чувство-это нечто от Бога – Бог поместил морали в человеческой душе. Американцы и русские разделяют те же моральные принципы. Если мы поедем в Папуа-новую Гвинею, мы увидим, что люди там имеют те же моральные принципы. Поэтому мы должны не только противопоставлять этот нравственный смысл, создавая новые законы, которые кстати разрушают традиционные моральные законы, но мы должны достичь соглашения на эти общие моральные ценности и затем наращивать глобальной цивилизации на основе этого консенсуса. Нет места для терроризма в такого рода цивилизации. Даже если кто-то пытается использовать людей, чтобы навредить другим, это будет очень трудно сделать это, потому что эти звонки будут противоречить общему пониманию добра и зла. Но мы должны работать вместе, чтобы построить новый мировой цивилизации на основе морального консенсуса. Я думаю, что это возможно. Моя встреча с папой римским Франциском была решающей в этом отношении. Лидеры двух крупнейших христианских церквей встретились, чтобы “сверить часы”, чтобы обсудить их проблемы с различных точек зрения. И мы поняли, что в нем можно найти ответы вместе и вы можете быть удивлены, но мы были в состоянии сделать это легко, поскольку у нас была наша вера в Господа Иисуса Христа, в его заповеди и законы наши как моральный консенсус. Но те же законы и заповеди можно найти в мусульманской религии и даже в светский гуманизм, по крайней мере, они были там на каком-то этапе развития светского гуманизма. Всеобщая декларация прав человека относится к человеческой морали как ограничение прав человека. Но в современном мире человеческая мораль больше не является ограничением человеческой свободы. К сожалению, сегодня мы отходим от вещей, которые всегда объединяли нас на самом глубоком онтологическом уровне. Я верю, что если эта тенденция сохранится, то перспективы для человечества, для нашего мира очень плохо. Мы не можем жить вместе на одном маленьком мире если мы аренда глубокие онтологические противоречия. Я верю, что моя встреча с понтификом, по крайней мере в некоторой степени способствовало построению будущего нравственного консенсуса между всеми людьми. ЭС: один заключительный вопрос. В нашем правительстве, спикер Палаты представителей является католической. Папа Римский обратился к Конгрессу Соединенных Штатов. Вы бы хотели, чтобы решения Конгресса? Это было бы полезным? РК: я готов рассмотреть любые группы людей. Я выступал перед членами парламента и членов правительства. Я тоже адрес обычных людей каждое воскресенье. Я открыт для такого рода обсуждения и я бы приветствовал такую возможность. [Говорит по-английски]: “я готов контактировать и дискуссии со всеми, кто открыт для возможности вести дискуссию со мной. Я полностью открыт для всех. ЭС:как вы думаете, вы встретите папа Франциск снова? Кол-во: вполне возможно. Мы не обсуждали никаких будущих встреч, но так как у нас была наша первая встреча, там может быть второй и третий. ЭС: Спасибо.

К первичному сектору относится сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т.е. те виды деятельности, которые имеют дело преимущественно с природными ресурсами. Ко вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой, в широком смысле этого слова, добытых ресурсов, т.е. машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство, металлургия и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг (см. таблицу).

Классификация секторов общественного производства по Д. Беллу

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых; рыболовство; лесоводство

Химия и нефтехимия; легкая и пищевая промышленность; машиностроение и металлообработка; прочие отрасли обрабатывающей промышленности

Наука; искусство; образование; торговля; государственное управление; программное обеспечение; медицинское обслуживание; другие виды услуг

В соответствии с данной классификацией всю историю человеческого общества можно разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе структура занятости такова, что большая часть всех занятых сосредоточена в первичном секторе, преимущественно в сельском хозяйстве (см. рисунок 1). При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка и не дает возможности высвободить работников для других секторов общественного производства.

Рисунок 1.

Структура занятости в доиндустриальном обществе

По мере того как растущая производительность труда в сельском хозяйстве позволяет меньшему количеству людей прокормить все общество, начинает расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном обществе основная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно небольшую часть всех занятых (см. рис.2). В постиндустриальном обществе структура занятости претерпевает качественные изменения.

Рисунок 2.

Структура занятости в индустриальном обществе


Из рисунка 3 видно, что в постиндустриальном обществе в первичном секторе занята незначительная часть активного населения, обычно меньше 5–10%. Во вторичном секторе, т.е. в том секторе, который традиционно ассоциируется с индустриальной мощью и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его материально-вещественной части, – число занятых снижается до 20–30% общего числа занятых. Большая часть занятого населения начинает работать в третичном секторе, который в значительной степени совпадает с нематериальным производством в системе общественного производства.

Рисунок 3.

Структура занятости в постиндустриальном обществе


Постиндустриальное общество находится еще на стадии становления даже в некоторых высокоразвитых странах Запада и Востока. Однако тенденция развития большинства развитых стран в сторону постиндустриального общества налицо. Например, в США более 2 / 3 всех рабочих мест составляли рабочие места в сфере услуг и лишь около 20% – в промышленности и строительстве. Основной рост числа рабочих мест в течение последних двадцати лет наблюдался в банковском, страховом, гостиничном деле, розничной торговле. В промышленности число рабочих мест практически не увеличивалось.

Увеличение удельного веса третичного сектора нельзя понимать буквально, что растет доля занятых в бытовом обслуживании и секторе личных услуг. Рост удельного веса сферы услуг сопровождается структурными изменениями в самой сфере услуг. В частности, увеличивается удельный вес услуг бизнесу (банковских, страховых, юридических, бухгалтерских и прочих деловых услуг). Также растет доля социальных услуг (медицинских, образовательных, услуг государственного управления). При этом мало изменяется удельный вес занятых в т.н. распределительных услугах транспорта, связи, в оптовой и розничной торговле, а также в сфере бытовых услуг. Если в России доля занятых в торговле увеличилась в связи с реструктуризацией всего общественного производства в результате реформ, то в развитых странах этого не происходит. Так, например, в США доля занятых в распределительных услугах почти не меняется в течение последних шестидесяти лет, доля занятых в бытовых услугах также почти не меняется. В то же время доля занятых в услугах бизнесу увеличились за последние десять лет с 5% до 14%. Также увеличилась доля занятых в социальных услугах с 10% до 25%.

Интересно то, что доля занятых в сфере услуг в современном обществе меняет многие традиционные представления о сравнительной значимости различных сфер занятости. Так, например, в США общее количество занятых в горнодобывающей промышленности составило 0,6% от общего количества, а в парикмахерских и косметических кабинетах занято 0,7%. При этом общее количество занятых в деловых услугах (14%) превосходит общее число занятых в сельском хозяйстве, пищевой, текстильной, химической, металлургической промышленности и в машиностроении вместе взятых (11,7%).

В целом структура занятости не только в США, но во всех развитых странах меняется так, что:

● Рабочие места в сельском хозяйстве вытесняются.

● Занятость в промышленности снижается и будет снижаться до тех пор, пока не будет ограничена профессиональным ядром квалифицированных работников. Значительная часть занятости переносится в сферу услуг для промышленного производства.

● Деловые услуги, а также здравоохранение и образование - самые быстрорастущие сектора занятости.

● Растет количество управленческих, профессиональных и технических рабочих мест.

● Относительно стабилизируется доля занятости в розничной торговле.

● Одновременно происходят изменения в относительной доле самозанятых, а также не полностью занятых (их общая доля в США приближается к 30%). Постепенно размывается основная модель занятости, основанная на полном рабочем дне и четко очерченных профессиональных границах.

Экономическое развитие многих стран сопровождается изменением структуры общественного производства. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. При этом труд приобретает новые черты, в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, адсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций.

Происходит не просто увеличение удельного веса занятых в сфере услуг, а меняются многие характеристики общественного воспроизводства.

Изменяется макроэкономическая структура производства. Многие современные отрасли экономики характеризуются тем, что процесс производства в них во все большей мере основывается на знании. Так, например, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств новых химических соединений, а также новых способов тестирования новых лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги - примеры отраслей, которые производят и передают информацию. Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями, а также информационными и коммуникационными технологиями. Это неверно. Сами по себе высокотехнологичные отрасли играют незначительную роль в современной экономике. Так, например, в США доля высокотехнологичных промышленных отраслей в ВВП составляет 15%, при этом доля промышленности в ВВП составляет лишь 18%. Поэтому непосредственный вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП – менее 3%.

Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. То же можно сказать и о знаниях в целом. Главное в экономике, основанной на знаниях, – не столько создать новое знание, сколько продуктивно его использовать. В качестве иллюстрации можно привести отнюдь не наукоемкую отрасль – рыболовство. В ней используются многие современные знания, связанные с гидроакустикой и радиолокацией, современными навигационными приборами и спутниковыми системами, новыми материалами для сетей и одежды рыбаков и программным обеспечением, позволяющим точнее определять местонахождение косяков рыбы. Другими словами, в данной отрасли используются достижения других наукоемких отраслей, которые в свою очередь есть результат современных исследований и разработок многочисленных научных центров.

В экономике, основанной на знаниях, изменяется структура занятых. В составе работающего населения все больший удельный вес занимают «работники интеллектуального труда» (knowledge-workers). Работник, чтобы соответствовать современным требованиям, должен обладать способностью к обу­чению и переквалификации. Многочисленные исследования показа­ли, что работник, обладающий более высоким уровнем базового образования, намно­го восприимчивее к новым знаниям, отличается большими творческими возможностями. Во многих развитых странах мира год от года увеличивается среднее время, которое люди отводят собственному образованию. При этом затраты на специальное образование все ча­ще берут на себя работодатели.

В развитых экономиках многих стран увеличивается удельный вес занятых, работающих в творческом ключе. В частности, в США каждый шестой из числа работающих имеет свой бизнес, т.е. работает не по найму. Из четырех новых рабочих мест одно – это руководитель фирмы или работающий не по найму. Эта доля более чем вдвое превышает ту, которая была десять лет назад, и продолжает расти. При этом уровень занятости в 1000 крупнейших американских компаний в последнее десятилетие снижался. Таким образом, экономика, основанная на знаниях – это не только новая структура производства, но и новая структура занятых и новое качество занятости. На место безликой рабочей силе приходят знатоки своего дела, менеджеры, профессионалы высококвалифицированных услуг. Увеличивающийся удельный вес профессиональной занятости становится существенной характеристикой экономического развития.

В США на информационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копировальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на оборудование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т.е. на то оборудование, которое обслуживает процесс создания, передачи и переработки информации и знаний.

И труд, и капитал используются преимущественно в производстве знаний, следовательно, и основная часть добавленной стоимости создается именно там. Этот вывод дает возможность по-новому посмотреть на многие факты современной экономической жизни, и прежде всего на процесс изменения менеджмента, на его трансформацию.

Во многих развитых странах реализуется принцип, согласно которому дети принадлежат семье, а не государству, поэтому и забота об образовании и содер­жании детей лежит на родителях Тем не менее, независимо от доходов, семья получает пособия на детей (с момента их рождения) ежемесячно в Англии, ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Дании до достижения ребенком 16 лет, во Фран­ции - до 17 лет, в Италии, Люксембурге, Греции - до 18 лет.

В нашей стране Закон Российской Федерации «О государственных посо­биях гражданам, имеющим детей» определяет виды и размеры материальной помощи семьям. Система государственных (федеральных) пособий гражда­нам, имеющим детей, включает пять видов: 1. Пособия по беременности и ро­дам 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. 4. Ежемесячные пособия на ребенка до достижения им воз­раста 1,5 лет. 5. Ежемесячные пособия одиноким матерям на содержание ребен­ка до достижения им 16 лет.

Дополнительная помощь оказывается наиболее уязвимым группам семей (многодетным, неполным, имеющим детей-инвалидов). Безработным родите­лям удваивается пособие по безработице

На региональном уровне существуют свои дотации семьям. Например, бес­платное питание учащихся начальных классов в школе, дотации на содержание детей из студенческих семей, пособия семьям, в которых воспитываются дети, не посещающие дошкольное учреждение, и т.д.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них - развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. В некоторых отраслях, развивающихся на базе но­вых технологий, например в электронике, точном приборостроении, женщины оказались более сноровистыми, умелыми, чем мужчины. Наконец, во многих странах, в том числе и нашей, трудовая актив­ность женщин связана с достаточно высоким уровнем их образования (у нас среди специалистов с высшим и средним образованием 61% женщин), что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д. Сложные экономические условия, сло­жившиеся в нашей стране в последние годы, вновь подтвердили вы­сокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются, легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.

Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, по­вышает ее авторитет в их глазах. Даже дети дошкольного возраста с гордостью говорят о том, что мама работает (неважно кем). При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявля­ет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.

Но есть оборотная сторона производственной деятельности ма­тери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижа­ется контроль за поведением ребенка - на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, не­сколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужски­ми видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой «эмансипации» происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудо­ванности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное ук­рашение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ре­бенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых мик­рорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и сте­реотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробужде­нию фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культур­ной традицией, которая витает в старых кварталах города.

По воспитательным возможностям различаются сельские и го­родские семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор об­разовательных учреждений для ребенка, широкие возможности для посещения различных учреждений культуры, для занятий спортом и т.д. Однако воспитание городских детей осложняется ввиду его автономности, недостаточной связи с окружающими людьми, сосед по квартире не всегда поможет ребенку дотянуться до дверного звонка, не то чтобы принять участие в его воспитании. На селе -свои преимущества в воспитании по сравнению с городом. Оно от­крыто влияниям окружающих людей, которые и похвалят, и пожу­рят, и остановят ребенка от плохого поступка, не деля детей на своих и чужих. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естествен­но включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с при­родой.

Обеспеченность или необеспеченность семьи жильем, качество его обустроенности - существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие ее испытаниям на прочность. Это ведь только «с милым рай и в шалаше», а когда появится ребенок, нуж­но благоустроенное жилище, в котором удобно жить, где каждый член семьи чувствует себя защищенным, имеет свою «заповедную зону», в которой обитают игрушки, стоит любимое бабушкино кресло, письменный стол старшего брата и т.д. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жилье необходимо сделать максимально удобным, чистым, уютным, функционально оправданный, имеющим свою индивидуальность. Помните народную мудрость: «Каково в дому, таково и самому»?

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в пол­ной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопи­тесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испо­кон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потом­стве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хо­рошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеет­ся много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают со­циологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, рас­павшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого вос­питательного процесса

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько неза­метен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдо­солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, вни­мания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние го­ды в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабоче­ны проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и за­брошены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценно­стей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.

Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято назы­вать неблагополучными (М.И.Буянов). А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки»...

Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не бу­дем торопиться с преждевременными выводами: в современной не­полной семье немало вариантов воспитания и не все они отрица­тельные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей).

Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это ос­ложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития ребенка. Часто мать (вопреки семейному законодательству) препятствует не только уча­стию отца в воспитании ребенка, но даже эпизодическим встречам. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с роди­телем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребенка. Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распа­да семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения к друг другу, втягивают ребенка в орбиту взаимных обвинений, ста­раются «обелить» собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить ребенка в том, что вина за распад семьи ле­жит на совести бывшего супруга, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка. Когда взросление ребенка происходит в обстановке неприязни и вражды между расставшимися родителя­ми, то оно нередко превращается в противоборство между цельно­стью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответст­венность перед собственными детьями требуют от супругов расста­ваться достойно, не идти на поводу своих амбиций, ущемленного самолюбия.

Распад семьи меняет ее привычный уклад, что осложняет про­цесс воспитания. Начнем с ухудшения материального положения неполной семьи. Даже при благоприятном раскладе (мать работа­ет, отец исправно платит алименты) семья испытывает затрудне­ния, особенно при каких-либо неординарных явлениях. Например, ребенок поступает в школу, сколько всего надо приобрести! Или у него обнаружили музыкальные способности: необходимо купить пианино (скрипку) и т.д. Пригласить на день рождения ребенка его друзей, поехать куда-либо в отпуск - все это становится не по кар­ману одинокой матери. Прибавляются расходы и по содержанию жилья. Раньше мелкие (а иногда и крупные) ремонтные работы вы­полнял муж, теперь надо платить деньги за починку детского вело­сипеда, замену разбитого стекла и т.д.

Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Разве­денная мать теряет часть приобретенных за последние годы зна­комств, потому что они - друзья бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение ребенка, лишает его привычных эмоциональных связей.

Психологи (З.Матейчек, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего при самых благоприятных педагогических намерениях она не всегда может их реализовать. Прежде всего она (как женщина, создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении. В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т.д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «Что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, «что он не такой, как все».

Материальные и социальные проблемы - причина душевных пе­реживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью на­строения, повышенной раздражительностью. Она может накричать, наказать ребенка за какие-либо незначительные «промахи» в поведении: отодвигает тарелку с «этой противной манной кашей», отказывается чистить зубы «горькой пастой» и т.д. Гневная раз­дражительная реакция матери на столь пустячную неурядицу, ко­торая раньше вызывала замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

А у ребенка и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с отцом, он теря­ет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Ребенка волнует, будет ли он видеть папу, станет ли тот навещать его, приносить подарки, как объяснить воспитательнице в детском саду, почему папа не приходит за ним и т.д. К этим размышлениям прибавляется тревога: а вдруг мама разлюбит и его, как она раз­любила папу? Тоскуя об отце, малыш нередко упрекает маму за то, что она «ругала папу, прогнала его». Иногда ребенок считает себя виноватым в том, что папа ушел из семьи. В семье на гране развода ссоры и конфликты между супругами буквально «висят в воздухе», и поводом (не причиной!) к ним становится ребенок: как оделся, почему заболел, отчего до сих пор не спит и т.д. Малышу трудно разобраться в отношениях родителей, понять подтекст их ссор, ему кажется, что он причина размолвок, значит, на нем лежит вина в том, что папа не захотел жить в одном доме с мамой и с ним.

Ребенку трудно перестроиться с привычных семейных отноше­ний, когда он «маневрировал» между родителями, находя утеше­ние, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это во многом уравновешивало эмоциональное состояние ребенка. Ос­тавшись вдвоем с мамой, родительская «власть» которой неизме­римо возросла, ребенку не к кому обращаться «за правдой», когда ущемлены его «права», интересы, желания.

Как показывают исследования (Е.П.Арнаутова, А.И.Захаров, Е.И.Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребен­ка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился от­чим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачатую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним.

Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье отягощена многими неблагоприятными факторами. Одинокие ма­тери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с то­го, что некоторые матери больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим сво­его ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спут­ника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (не ухожены, не опрятны, не всегда досыта накормлены), а главное - их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкну­тость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщи­на сделала сознательный выбор «родить для себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и в мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окру­жающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Все свое внима­ние, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой мате­ри зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сво­дить ребенка, что показать, какие книги читать. Как правило, ре­бенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.

Но и при столь благоприятной воспитательной ситуации в не­полной семье имеются свои «издержки». Прежде всего - некоторая изолированность таких семей, вынужденная замкнутость на своих домашних трудностях, связанных с необходимостью одновременно воспитывать ребенка «на высоком уровне» и зарабатывать на жизнь. На развитии ребенка негативно может сказаться доминиро­вание матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собствен­ность. В первые годы жизни ребенок принимает это как должное, но с возрастом начинает тяготиться симбиотической связью с ма­терью, стремясь расширить свой социальный опыт. Маленького сына (или дочь) мать не отпускает поиграть, погулять с друзьями, боится экскурсий, коллективных поездок в школе («Вдруг что слу­чится? Он же для меня смысл жизни!»). Подросток может взбунто­ваться против такого «засилья» матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась.

Неполная семья, где ребенка воспитывает отец, большая ред­кость. Бракоразводная практика в исключительных случаях дове­ряет ребенка отцу. Длительность жизни мужчины в последнее вре­мя сокращается, и внезапная смерть настигает представителей сильного пола чаще, чем слабого. Поэтому среди неполных семей значительно больше вдов с малолетними детьми, чем вдовцов.

Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи -мужчина или женщина, следует помнить, что для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношении с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной, в том числе и материнской, семье это сделать трудно: ребенка воспитывает один из родителей (чаще - мать). Но и здесь есть выход из положения, который помогает в некоторой степени компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспи­тывает отец) влияния на ребенка: появляется отчим (мачеха), ак­тивное участие в судьбе малыша принимает дедушка (бабушка), брат матери или другие родственники. Думающие об интересах ребенка матери (отцы) ищут выход из положения.

ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО?

Более 60 лет назад А.С.Макаренко ратовал за семью с несколь­кими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по от­ношению к друг к другу.

Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких де­тей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их от­сутствие и одиночество.

Следует учесть, что в воспитании единственного ребенка есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок - но­ситель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по мину­там: музыка, французский язык, рисование, теннис и т.п. Иные ус­ловия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Заботы о ребенке укреп­ляют чувство моральной ответственности супругов, но не прибав­ляют тепла в их отношениях. И наконец, в современной жизни не­мало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко влива­ется в армию «детей улицы».

Анализ семей, в которых единственный ребенок желанен, в ко­торых озабочены его развитием, показывает иную воспитательную ситуацию. У единственных детей, как правило, теснее эмоциональ­ные узы, контакты с взрослыми членами семьи, им перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спе­шат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все вполсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. При­выкая к опеке и помощи взрослых, единственный ребенок может злоупотреблять ею, капризами, истерикой, хитростью добиваясь того, что ему хочется или, наоборот, не хочется делать самому. Не­редко единственные дети становятся маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особен­ность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми (братьями, сестрами). Известно, что в психологическом отношении ребенок всегда ближе другому ребенку, чем взрослому. От взрослого он «берет» информацию, ус­ваивает способы действий, а на сверстника глядит, как в зеркало: каков я? У единственных детей отсутствует «зеркало», глядя в ко­торое они сравнивают себя с другими детьми. В результате у них не формируются взаимооценка, сопереживание, а самооценка стано­вится искаженной, часто завышенной. Все усугубляется тем, что родители часто подчеркивают уникальность, ценность единствен­ного ребенка, расхваливают его близким, знакомым. В детском са­ду, школе единственные дети, попадая в ситуацию сравнения с дру­гими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомне­ние, испытывают дискомфорт, изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Это осложняется тем, что един­ственные дети не владеют способами общения с детьми, поэтому зачастую привлекают к себе внимание с помощью проказ, шало­стей, неординарного поведения.

Данные современной психологии говорят о ряде положитель­ных черт в развитии единственных детей: они более зрелы душевно, искуснее в отношениях со взрослыми, как правило, имеют богатый кругозор. Родители единственного ребенка имеют больше возмож­ностей (в том числе и материальных) для развития его способно­стей в силу того, что внимательны к его внутреннему миру, пере­живаниям. Будучи ближе к ребенку, родители оказывают более ощутимое влияние на его развитие, чем в других семьях, где в поле зрения мамы и папы находятся несколько детей. Но в единственных детях ярче проступают эгоистические наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к лю­дям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!

Подумайте, почему среди единственных детей часто встречаются дети с неврозами

В семье с несколькими детьми - иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботы родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка. Но это компенсируется особыми от­ношениями и эмоциональными связями в их общем детском мирке, где дети проводят много времени, имеют свои секреты, тайны, учатся быть уживчивыми, восприимчивыми к радостям и бедам брата, сестры.

Старшие и младшие дети выступают по отношению друг к другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитывае­мых. Старшие дети по авторитету часто превосходят и родителей. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие: иначе рухнет авторитет!

Все вместе дети образуют то «детское общество» (А.П.Усова), которого так не хватает единственному ребенку. А раз общество, -значит, развиваются навыки общественного поведения: помочь, выручить, утешить друг друга, уступить и др. Самой судьбой дети поставлены в такие условия, чтобы слышать друг друга, помогать, сотрудничать.

Однако воспитание нескольких детей в семье не столь безоблач­но, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Или «бунт» старших, отказывающихся быть «нянькой» у младших, и их жало­бы на то, что брат (сестра) «вечно мешает» и т.д. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это слу­чается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры (например, обыграть в шахма­ты, стать запевалой в семейном хоре). Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к на­рушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, злорадство, агрессия). К сожалению, каждый сможет привести примеры из художествен­ной литературы, окружающей жизни, когда пущенное родителями на самотек соперничество детей завело последних так далеко, что, повзрослев, они не испытывают родственных чувств друг к другу.

Условия для развития старших и младших детей, растущих в од­ной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья - это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящаяся в диалектическом развитии. С годами меняются усло­вия жизни семьи, да и сами родители, поэтому первый, второй и т.д. ребенок, придя в мир, встречаются с несколько иными мамой и папой: робко овладевающими премудростями воспитания или умудренными педагогическим опытом. Прибавьте к этому столь распространенную ревность старшего ребенка в связи с рождением младшего, и станет ясно, что и в семье с несколькими детьми педа­гогическая ситуация далеко не простая, она требует от родителей чуткости, понимания внутреннего мира собственных детей и по­стоянной работы над собой.

БЛИЗНЕЦЫ

Воспитание близнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, к которой прибегают в семьях с несколькими разновозраст­ными детьми. Прежде всего потому, что развитие близнецов со­пряжено с определенными трудностями. Начнем с периода внутри­утробного развития, осложненного многоплодной беременностью, завершающейся зачастую преждевременными родами. В результа­те, появляясь на свет, близнецы уступают одиночнорожденным де­тям по показателям физического развития. Поэтому они слабее, беспокойны, часто плачут, хуже спят, более подвержены заболева­ниям. Отсюда - необходимость тщательного ухода за детьми, осо­бое внимание к питанию, к физическому развитию.

В самом слове «близнецы» подчеркнута особенность этих детей -близость, тесно связывающая и превращающая их в специфический микроколлектив. «Близнецовая ситуация» (Р.Заззо), в которую по­падают малыши с первых дней жизни, «обрекает» их на постоян­ный контакт друг с другом, поэтому они не чувствуют себя одино­кими, спокойно относятся к тому, что родители заняты домашними делами. А это нередко порождает ошибки домашнего воспитания близнецов: их оставляют на «попечении» друг друга. А ведь их двое (трое), значит, и в общении с родителями они нуждаются в два (три) раза больше, чем одиночнорожденные дети! У близнецов на­блюдается необычайная способность к сопереживанию: они чувст­вуют настроение друг друга, плач, смех, хныканье одного вызыва­ют такие же эмоциональные реакции у второго (третьего). Иссле­дования выявили, что у близнецов несколько запаздывает развитие речи. И это тоже последствия «близнецовой ситуации»: до 4-5 лет дети общаются между собой на собственном интимном языке, практически непонятном окружающим (автономная речь).

У детей осложняется процесс формирования образа «Я», за­трудняется идентификация себя как личности. В первые 3-4 года происходит смешение своего образа с образом соблизнеца: вместо местоимения «я» употребляют «мы», называют себя двойным име­нем «Саша-Паша» или откликаются на имя брата (сестры), с тру­дом узнают себя на фотографии, в зеркале. Из-за этого некоторые черты личности, сложившиеся у одного близнеца, могут не развиваться в достаточной мере у другого (других). При этом второй близнец не ощущает своего недостатка и ведет себя так, как будто эти черты у него есть. Это своеобразная «взаимодополняемость» делает близнецов чрезвычайно зависимыми друг от друга. Так, один близнец, у которого лучше развита речь, берет на себя функ­ции общения с окружающими, становясь своего рода «министром иностранных дел» (Г. фон Браккен). Закрепление разделения функ­ций за каждым из близнецов может привести к столь сильной обо­юдной зависимости, что они не смогут существовать раздельно. А ведь впереди - школа, выбор профессии, создание собственной се­мьи, т.е. такие этапы жизни, где каждый должен принимать реше­ния и нести за них личную ответственность.

На развитии близнецов сказывается порядок их рождения: кто раньше появился на свет. Обычно второй (тем более третий) ребенок слабее своего соблизнеца, он чаще болеет, менее активен, поэтому он становится предметом особой опеки родителей. Причем выбранная ими позиция по отношению к менее развитому ребенку определяет возможности воспитания и степень его успешности. Если родители усиленно занимаются укреплением здоровья «слабого» ребенка, осуществляют разумное закаливание, приобщают к занятиям физ­культурой, то тем самым они преодолевают его отставание в разви­тии. Иная и менее успешная тактика воспитания - когда родители акцентируют внимание на слабости ребенка, живут в страхе за его здоровье, но не занимаются его активным развитием.

В паре близнецов, как в любом коллективе, нередко выделяют­ся лидер и ведомый (Р.Заззо). Лидер определяет поведение пары в семье, в детском саду, принимает решения: «Мы не хотим гулять (спать, играть)». Ведомый может превосходить лидера в каких-либо областях деятельности (например, хорошо рисует, вырази­тельно читает стихи, быстрее их запоминает). В роли ведомого ча­ще выступает «младший» соблизнец («слабенький», по характери­стике родителей), в разнополой паре обычно девочка берет на себя ответственность за судьбу брата. При неправильном отношении родителей к детям (один - хороший, другой - отверженный) лидер может подавлять ведомого, вызывать у последнего неудовлетво­ренность своим положением, иногда протест.

Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов осно­вана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным (однояйцевым) и дизиготным (разнояйцевым) близнецам. Родители стремятся к оди­наковости во всем: одежде, игрушках, содержании и методах воспи­тания. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможению становления индивидуальных. Следу­ет, напротив, предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости и взаимодополняемости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего сами родители должны заниматься с каждым ребенком (а не со всеми вместе), сти­мулировать их общение со сверстниками, поощрять игры близнецов с разными товарищами. Если в семье с разновозрастными детьми может быть обращение «Дети», то каждого из близнецов следует звать по имени. Целесообразно предлагать близнецам индивидуаль­ные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»

Иная педагогическая ситуация складывается в семье с близнеца­ми, если родители в силу каких-либо особенностей одного из близ­нецов отдают ему максимум внимания, любви, заботы в ущерб раз­витию другого. Признаками, по которым один соблизнец стано­вится главным объектом воспитательной деятельности родителей, могут стать его болезненность («слабенький»), очередность рожде­ния («младший», «старший»), задержки развития или, наоборот, ярко выраженные способности, наибольшее соответствие ожида­ниям родителей и т.д. Нет нужды доказывать, что это безжалост­ный и безнравственный вариант воспитания близнецов, каждый из которых нуждается в полноценном воспитании, построенном в со­ответствии с его индивидуальными особенностями. В некоторых семьях вводится разделение сфер родительского влияния, когда па­па преимущественно опекает одного ребенка, а мама - другого. В результате одному недостает маминого тепла и ласки, а другому -папиной твердости, великодушия, строгости.

Таким образом, воспитательные возможности семей с близне­цами чрезвычайно разнообразны. Наиболее предпочтительна так­тика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.

ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не­полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли­шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита­ли ребенка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си­рот - детей, осиротевших при живых родителях.

лестничной площадке живут Нина Степановна Петрова и Ирина Леонидовна Максимова.
Нина Степановна – высококвалифицированная портниха по пошиву модельных женских
платьев. Одно платье она шьет в среднем за 20 ч., зарабатывая при этом за
каждый час 200 руб. Ирина Леонидовна – повар, работает в кафе, получая 150 руб.
в час. Она неплохо шьет, хотя и не получает удовольствия от шитья. Тем не
менее, она собирается к Новому году сшить себе праздничное платье, полагая, что
пошив займет у нее 30 ч.

Нина
Степановна собирает у себя шумную компанию гостей. Для этого ей нужно
приготовить праздничный ужин (хотя она терпеть не может готовить), что отнимет
у нее 10 ч. времени. У Ирины Леонидовны на приготовление такого ужина ушло бы
только 5 ч.Что в этой
ситуации посоветует соседкам квалифицированный экономист?

ЭКОНОМИКА ТЕСТ. Ответит да\нет. 1. Экономический рост свидетельствует об увеличении производственных возможностей страны 2. Развивающиеся

страны имеют более высокие темпы экономического развития

3. Основная цель экономического роста - накопление средств производства

4. Экономический рост можно измерить

5. В современной России используется экстенсивный тип экономического роста 6. При темпах экономического роста в 2 раза меньше роста численности населения

7. Экономическое развитие всегда связано с движением по восходящей линии. 8. Увеличение ВВП означает и рост его выпуска на душу населения

9. Интенсивный рост предполагает увеличение производственных возможностей за счет роста объемов используемых факторов производства

10. Экстенсивный и интенсивный тип экономического роста в чистом виде не существует.

11. Экономический рост может быть только в развитых странах.

12. Экономический рост можно измерить

13. Темпы прироста всегда больше темпов роста

14. При различном исходном уровне развития двух стран одинаковые темпы будут приводить к увеличению разрыва между этими странами

Студент, обучается в университете, получая стипендию 900 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и

зарабатывая 7 000 в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете

1. Какую функцию выполняют деньги, получаемые в качестве зарплаты:

а)меры стоимости
б)средства обращения
в) сокровища
г)средства платежа
д)мировых денег
2. Какую функцию выполняют деньги,получаемые в виде пособия по безработице
а)измерителя стоимости товаров
б)средства обращения
в)средства платежа
г)сокровища
д)мировых денег
3. Укажите,какую функцию выполняют деньги при ценообразовании
а)измерителя стоимости
б)средства обращения
в)сокровища
г)средства платежа
д)мировых денег
4. Укажите,какую функцию выполняют деньги при купле-продаже:
а)измерителя стоимости
б)средства обращения
в)сокровища
г)средства платежа
д)мировых денег
5. Деньги,хранящиеся в укромных местах,выполняют функцию:
а)измерителя стоимости
б)средства обращения
в)сокровища
г)средства платежа
д)мировых денег
6. В качестве измерителя стоимости деньги должны быть:
а)наличными

в)бумажными
г)символическими
7. Деньги,как средство обращения в современных условиях являются:
а)наличными
б)идеальными,мысленно представляемыми
в)реальными,золотыми
г)нет правильного ответа
8. Американский доллар привлекает людей:
а)своей способностью свободно обмениваться на товары и услуги во многих странах мира
б)высокой покупательной способностью
в)стабильностью своей ценности
г)все ответы верны
9. Какую из денежных функций выполняет вексель:
а)измерителя стоимости
б)средства обращения
в)сокровища
г)средства платежа
д)мировых денег

Укажите, какие функции выполняют деньги в следующих примерах:а) студент дневного отделения получает стипендию;

б) в магазине вы заплатили за печенье 30 руб. за килограмм;
в) гражданин Сидоров откладывает ежемесячно по 5 тыс. руб.;
г) гражданка Иванова получает дивиденды на принадлежащие ей акции фирмы;
д) гражданин Петров покупает себе холодильник и платит за него 6 тыс. руб.;
е) Витя Синичкин раздумывает, сможет ли он купить себе видеомагнитофон, зная, что он стоит 7 тыс. руб.;
ж) наемный работник требует от работодателя месячный оклад в размере 3 тыс. руб.;
з) молодой человек откладывает ежемесячно 200 руб. для того, чтобы в конце года уплатить за водительские курсы;
и) в универмаге покупатель оплачивает приобретенный товар наличными деньгами

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...