С кем имеет дело экономика субъектами. Основные субъекты экономики и их взаимодействие


Экономическими субъектами являются индивиды либо социальные группы, осуществляющие изучение окружающего мира и его объектов и воздействующие на них в процессе своей работы. Ими могут выступать: отдельный человек, семья, социальные группы, предприятия, государство и так далее. Субъекты экономических отношений принимают решения, реализуя на практике свои умения, несут ответственность за результаты своей работы. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Сегодня деятельность всех субъектов экономики достаточно специфична. Она находится в зависимости от роли, которую они исполняют в определенных исторических условиях, которая отличается относительной обособленностью, наличием моделей рационального поведения, самостоятельностью и установленными правилами. В ряде источников субъекты экономического развития именуются агентами. В данном случае речь идет об организации или лице, работающем по поручению кого-либо, деловых учреждениях, исполняющих задания. Существующие функции передаются субъектам непосредственно экономической системой. А ее особенности, в свою очередь, определяют специфику их работы. К примеру, коммерческое предприятие (корпорация, партнерство) осуществляет выпуск продукции для последующей ее реализации на товарном рынке с целью извлечения дохода. Соответственно, оно выступает как хозяйствующий экономический субъект. Вместе с этим могут существовать и некоммерческие общества. Они также могут заниматься производством продукции, но для собственного потребления. Эти субъекты экономической системы выступают в качестве участников нерыночной сферы.

Домохозяйство

Оно обладает возможностью принимать решения о качестве и количестве потребления существующих благ, об источниках прибыли на их приобретение. Домохозяйства выступают в качестве поставщиков и собственников производственных факторов. К ним относят:

  • Рабочую силу.
  • Денежные ресурсы.
  • Продукцию подсобного хозяйства.
  • Недвижимость, землю и так далее.

В качестве домохозяйства может выступать отдельный человек, если он проживает один и осуществляет, например, производство с/х продукции (фермер). В качестве него можно рассматривать общину, семью и так далее. Основным признаком в данном случае будет выступать ведение хозяйства.

Специфика

Домохозяйства, как и прочие экономические субъекты, выступают в роли и продавцов, и покупателей. В частности, на рынке производственных факторов они реализаторы (арендаторы). В первую очередь, в данном случае, они продают способность к труду. Кроме того, эти субъекты могут предоставлять в аренду свободный капитал или имущество. За счет этого они получают прибыль. Из поступивших доходов формируется потребительский бюджет домохозяйств. В качестве основы прибыли, как правило, выступает зарплата. Она является величина которого меняется, в зависимости от производительности. Прибыль домохозяйство распределяет между сбережениями и текущим потреблением.

Предприятие

Этот экономический субъект представляет собой юрлицо, функционирующее для создания и производства благ (продукции), выполнения работ и предоставления услуг. Другими словами, фирма принимает решение о выпуске товаров для реализации на основе эксплуатации ресурсов, которые находятся в ее собственном распоряжении, а также приобретаются на рынке факторов. В качестве потребителей услуг и продукции, созданных предприятием, выступают домохозяйства, государство, другие компании, зарубежные в том числе. Источником работы фирмы считается ее выручка. Она включает в себя компенсацию расходов на выпуск благ, а также прибыль, посредством которой осуществляется дальнейшая

Особенности работы предприятия

Платежи, которые осуществляются фирмой при приобретении производственных факторов, выступают как ее издержки. Вместе с этим, они формируют потоки зарплаты, процентов, ренты и прочего. На рынках готовых товаров этот экономический субъект создает предложение. В этом случае он выступает как продавец, разрабатывающий определенную ценовую политику в соответствии с существующими условиями. Прибыль, которую получает фирма, частично передается государству в форме налогов, отчисляется акционерам (при корпоративном типе организации) в виде дивидендов, а также направляется на расширение производства (инвестируется).

Обязательные платежи

Каждый экономический субъект должен выплачивать налоги. Они могут быть прямыми либо косвенными. Первыми являются налоги, которые выплачиваются непосредственно с прибыли. Косвенные отчисления осуществляются даже в тех случаях, когда предприятие не получает доход. Они включаются в себестоимость продукции. К таким налогам, в частности, относят таможенные пошлины, НДС, акцизы и пр. При этом государство предоставляет определенные льготы предприятиям. Фирмы могут получить субвенцию, субсидию, дотацию. Используя эти средства, государство реализует экономическую политику, ориентированную на регулирование деятельности существующих в стране предприятий.

Формы собственности

В зависимости от них, выделяют разные Индивидуальная форма выступает в качестве основания для формирования семейного или частного предприятия. Коллективный тип собственности присущ для партнерств, товариществ, обществ (ООО, ЗАО). Существует также государственная и муниципальная формы. Они характерны для некоммерческих, унитарных предприятий и организаций (союзов, фондов и прочих).

Государство

Оно также рассматривается как экономический субъект. В качестве ключевой его функции выступает эмиссия денег. Она реализуется через ЦБ. Центральный банк, являясь государственной организацией, осуществляет также регулирование финансовых потоков. В товарообороте государство может быть как покупателем, так и продавцом. На рынке производственных факторов этот экономический субъект приобретает все ресурсы, необходимые для обеспечения функционирования своих структур. Выступая в качестве продавца или арендодателя, государство реализует или предоставляет во временное пользование продукцию, которую выпускают госпредприятия. Кроме этого, оно осуществляет сбор налогов с других субъектов экономической деятельности, предоставляет им льготы, гарантии, субсидии, дотации.

Направления государственной политики

Выступая в качестве ключевого органа регулирования экономики, деятельность правительства рассматривается как на макро-, так и на микроуровне. Политика государства должна быть ориентирована на максимизацию национального благосостояния в условиях достаточно ограниченных возможностей. В рамках микроэкономики проводится анализ воздействия правительства на конкретных субъектов: производителей, приобретателей, продавцов и пр. На макроуровне оценивается его влияние на инфляцию, предпринимательскую активность, безработицу и так далее.

Ключевые задачи правительства

Ряд функций, которые реализует государство, ориентированы на поддержание и развитие экономики. К ним, в частности, относятся:


Реализация госпрограммы

Задачи по обеспечению нормативной решаются посредством введения определенных правил поведения. Ими должны руководствоваться все производители при взаимодействии с потребителями. Утверждаемые правительством нормативные акты касаются определения сферы распространения прав собственности, регулирования отношений между фирмами, запрета на реализацию фальсифицированных лекарств и продуктов. В юридических документах также определяются стандарты маркировки, качества изделий, ответственность за несоблюдение договорных условий и пр.

Заключение

В стабильных государствах правительствами разрабатываются и реализуются программы по социальному обеспечению, устанавливаются минимальные величины зарплаты, пособий по безработице. Государство строго контролирует уровень цен, фиксируя их для повышения дохода ряда категорий граждан. Обеспечение равноправия, свободной конкуренции, создание условий, в которых все субъекты экономического процесса смогли бы реализовать свой потенциал, - считаются основными задачами правительства. Для их реализации вырабатываются самые различные программы. Вместе с этим, государство должно способствовать пополнению бюджета. Для этого устанавливаются дифференцированные налоговые ставки. Используя экономические и финансовые инструменты, правительство регулирует процесс посредством прямого и косвенного вмешательства в функционирование рыночной структуры. За счет существующей системы налогообложения, а также благодаря государственным расходам на социальное обеспечение все большая часть национального дохода направляется от относительно богатых участников оборота к сравнительно бедным. В этом процессе, однако, ключевая роль принадлежит домохозяйствам и предприятиям. Именно они выступают как источник доходов бюджета. Производители выпускают товары, предоставляют услуги и выполняют работы, обеспечивая общество необходимыми благами.

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.

    Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступа­ют как средства связи между экономическими субъектами.

    Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, уча­ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими субъекты являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­деления. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, ин­дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о ра­циональном поведении субъектов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимиза­ция затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к мак­симальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

    Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Если домашнее хозяйство ведёт только предпринимательскую деятельность, то оно может получать только предпринимательский доход. Нетрудоспособные члены семьи получают пенсию. Домашнее хозяйство может получать дотации. На практике основным источником дохода выступает, прежде всего, зарплата.

    Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

    Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому важно сказать, что государство есть экономический субъект, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Государство покупает товары и услуги, взимает налоги, оказывает финансовую помощь фирмам и домашним хозяйствам. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть над хозяйственными субъектами для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

    Рынок продуктов - место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4). Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

    Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

    1.2 Субъекты экономической системы

    В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

    Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

    Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

    Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

    Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

    В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

    Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

    Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

    В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

    Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

    Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

    Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

    Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

    Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


    1.3 Классификация типов экономической системы

    Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

    Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

    Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

    Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

    Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

    Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

    «Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

    Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

    Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

    Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

    Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

    Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

    Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

    В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

    Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

    В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

    Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


    II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


    Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

    Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


    Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

    Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...

    Определение и цели национальной экономики

    Определений национальной экономики существует много. Наиболее распространенным является следующее: национальная экономика – это саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности.

    Национальная экономика является исторически сложившейся в определенных территориальных границах системой общественного воспроизводства, а также взаимосвязанной системой сфер и видов производства, которая охватывает все существующие формы труда.

    К основным целям национальной экономики относятся:

    • Достижение стабильно высоких темпов роста национального производства или же обеспечение нормального роста экономики. Для достижения данной цели необходимо поддерживать устойчивый рост производства продукции данного государства, избегая резких колебаний, спадов и кризисов.
    • Достижение стабильного уровня цен. Стабилизация цен происходит при их регулировании. В рыночных условиях регулирование осуществляется с помощью конкуренции.
    • Обеспечение должного уровня занятости, который определяется уровнем безработицы. Занятость регулируется как на национальном рынке труда, так и на международном.
    • Поддержание равновесия во внешнеторговом балансе. В данном случае нужно иметь ввиду благоприятный торговый баланс. Внешняя торговля находится в тесной связи с объемами производства: чем больше государство производит, тем больше оно продает за рубеж, однако импорт продукции из-за границы повышает уровень конкуренции на внутреннем рынке, тем самым улучшая выбор граждан. Влияние на сальдо торгового баланса, а также и на внутренние объемы производства, оказывает валютный курс. Государство может устанавливать как фиксированный валютный курс, так и «плавающий», что зависит от спроса и предложения на валютных рынках.
    • Обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. К основным формам социальной поддержки можно отнести: денежные дотации, доплаты, льготы на услуги ЖКХ, льготы на покупку лекарств и т.д.

    Основные субъекты национальной экономики

    Ограниченные экономические ресурсы обуславливают необходимость их рационального и эффективного использования. Это и является целью хозяйственной деятельности. Чтобы поддерживать данную деятельность существуют экономические агенты, т.е. субъекты хозяйствования. Они отличаются от других элементов национальной экономики тем, что способны принимать и реализовывать самостоятельные решения по организации экономической деятельности.

    Рассмотрим основные виды субъектов национальной экономики:

    • Домохозяйства – это субъекты хозяйствования, которые занимаются деятельностью, основанной на ведении домашнего хозяйства. В этой области сосредоточена значительная часть ресурсов экономики и производственных факторов. Экономическая деятельность домохозяйств направлена на предоставление факторов производства и экономических ресурсов. Полученные в результате финансовые ресурсы используются для накопления или приобретения благ.
    • Предприятия – субъекты хозяйствования, которые занимаются производством благ и инвестированием в этот процесс. Видов предприятий, существующих в национальной экономики, достаточно много, они различаются по видам деятельности, по масштабам, по форме собственности и т.д. Цель деятельности предприятий состоит в извлечении прибыли.
    • Некоммерческие организации – субъекты национальной экономики, цель которых не получение прибыли, а реализация специфических, общественно важных функций. К таким организациям относятся благотворительные фонды, профсоюзы, различные ассоциации и т.д. Они, как и другие виды субъектов, имеют большое значение для национальной экономики, поскольку способствуют ее развитию.
    • Государство – это важнейший субъект хозяйственной деятельности, который определяет специфику функционирования национальной экономики. При том, что деятельность государства больше направлена на выполнение административных и регулирующих функций, они влияет на большинство экономических процессов.

    Замечание 1

    Субъекты хозяйствования в процессе своей деятельности взаимосвязаны. Основа такого взаимодействия – экономические интересы, которые и являются причиной экономических действий всех субъектов национальной экономики.

    Понятие домохозяйства

    Домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу, включающую одного или нескольких человек, которая обеспечивает как производство, так и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения на рынке потребления, является собственником каких-либо факторов производства, стремится удовлетворять свои потребности в полном объеме.

    Определение 1

    Домохозяйство является хозяйственной единицей, состоящей из одного или нескольких человек, объединенных общим бюджетом и территорией проживания, которая предоставляет экономике ресурсы, а полученные за них средства использует на приобретение товаров и услуг, которые удовлетворяют человеческие потребности. В понятие домохозяйства входят все потребители, наемные работники, владельцы капиталов, земельных ресурсов, производственных средств, лица, занятые и незанятые в общественном производстве.

    К основным признакам домохозяйства относятся: совместное проживание, обустройство быта, ведение хозяйства, наличие определенных ресурсов, самостоятельное принятие экономических решений, стремление к удовлетворению потребностей.

    Основными видами домохозяйств являются:

    • Единичные домохозяйства, т. е. отдельные лица, семьи или несколько семей;
    • Групповые домохозяйства – это постоянные или временные группы людей, которые совместными усилиями организуют и обустраивают свой быт.

    Домашние хозяйства можно классифицировать по следующим признакам:

    • Территориально-региональной принадлежности;
    • Демографической характеристике;
    • Имущественной характеристике;
    • Доходной характеристике;
    • Экономическим особенностям;
    • Трудовому потенциалу;
    • Социальному статусу.
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...