Россия в начале XXI века Экономическое развитие.


До середины 1999 г. Владимир Владимирович Путин был мало известен широкой публике. К настоящему времени он является действующим Президентом РФ, переизбранным на второй срок в марте 2004 г.

Владимир Путин родился в 1952 г. в простой семье. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 г. служил в органах государственной безопасности. С 1990 г. работал помощником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем советником председателя Ленинградского совета народных депутатов. С 1991 г. - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 гг. - первый заместитель председателя правительства Санкт-Пе­тербурга. Мэром Санкт-Петербурга в 1991-1996 гг. был профессор, доктор юридических наук Анатолий Александрович Собчак, заметная фигура в период «перестройки», один из создателей Движения демократических реформ, участник подготовки новой российской Конституции, инициатор переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, автор ряда книг. После поражения А. А. Собчака на выборах мэра в 1996 г. В. В. Путин в 1996- 1998 гг. работал в Администрации Президента РФ. В июле 1998 г. он был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. В августе 1999 г. II Государственная дума по представлению президента Б. Н. Ельцина утвердила кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ.

В. В. Путин на посту премьер-министра основное внимание уделил антитер­рористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер - С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество - вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. В. Яковлев.

Согласно Конституции эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин.

На пост главы правительства был назначен М. М. Касьянов.

За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до соотношения 20 к 1. В советское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 к 1.

В стране в 1990-е гг. сформировался новый правящий класс. В эту группу вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Подавляющее большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни.

За 1990-е it., по официальным данным, население России сократилось со 150 млн до 146 млн человек. Дело в том, что смертность превысила рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль насе­ления. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о де-целерации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

Разумеется, в жизни многих россиян, особенно в Москве, Петербурге, других крупных городах, произошло немало приятных перемен. Исчезли очереди, понятие товарного дефицита. Возникли тысячи магазинов, пунктов торговли на любой вкус и кошелек, переполненные продовольственными и промышленными товара­ми. Появились реальные возможности купить автомобиль, телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер, видеокамеру иностранного производства, съездить за границу, улучшить жилищные условия, получить образование за рубежом. Развились новые формы развлечений, разнообразные услуги. Многие продавцы, работники сферы обслуживания стали внимательными и вежливыми.

В. В. Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России - Государственный совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания - вошли по два представителя от 89 регионов России -’ от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовав­шего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.

В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуа­ция: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

В начало XXI века наша страна вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития. Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.

О реальных успехах социально-экономического развития за последние семь лет говорят следующие факты:

Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост.

С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.

Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли.

Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.

Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.

Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.

Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни.

В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями. Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.

Характеризуя состояние экономики России в начале XXI века, нельзя не отметить присущих ей противоречивых черт. С одной стороны, можно говорить о ряде особенностей, сближающих Россию со слаборазвитыми странами:

Экономическое производство и экспорт России носят преимущественно сырьевой характер. Экономические успехи последних лет были достигнуты нашей страной во многом за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. Уникальные топливно-энергетические ресурсы делают ее одним из ключевых игроков на геополитической арене. Однако ставка на сырьевой экспорт ставит развитие страны в жесткую зависимость от скачков мировых цен на энергоносители. Развития сырьевого сектора недостаточно, чтобы Россия встала в один ряд со странами "большой восьмерки", бурно развивающимися Китаем и Индией, олицетворяющими передовые рубежи современной экономики. Для этого необходима диверсификация экономики.

Показатели качества и продолжительности жизни в России пока еще несопоставимы с уровнем высокоразвитых государств. По величине ВВП на душу населения (885 $) Россия в 2005 г. занимала примерно 40-е место в мире, следуя в этом рейтинге за такими странами, как ЮАР и Чили, и незначительно опережая Мексику.

Одна из острейших проблем России - резкое расслоение общества по уровню доходов и качеству жизни. Прообраз среднего слоя в России не превышает 20-25% населения, причем разрыв в доходах богатой верхушки и основной массы общества, несмотря на общий рост реальных доходов населения, не проявляет тенденции к сокращению.

В начало XXI века Россия вступила страной с криминализованной экономикой и высоким уровнем коррупции.

С другой стороны, экономика России обладает рядом черт, характерных для высокоразвитых государств:

Существуют высокотехнологичные отрасли промышленности, работавшие в прошлом в основном на оборону.

Сохранилась высококвалифицированная рабочая сила.

Относительно высок уровень науки, специального и общего образования.

В России создается ряд высоких технологий и передовых разработок, конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке.

Таким образом, у нашей страны, несмотря на значительные потери 1990-х гг., имеется значительный потенциал для реализации инновационного пути развития.

Благодаря результатам, достигнутым начиная с 2000 года, возможности маневрирования, тот "коридор", в котором реально может развиваться Россия, сегодня заметно расширились. Появилась возможность выстраивать стратегические планы, не связанные жесткой необходимостью использования всех ресурсов для срочного решения самых острых и злободневных проблем. Такого рода стратегический план содержался в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 апреля 2007 года. Оно вобрало в себя в концентрированном виде ключевые моменты, которые высказывались в предыдущих Посланиях и дополнило их рядом новых положений. В нем содержится трезвая оценка нынешнего положения России со всеми его плюсами и минусами. С другой стороны, ключевые идеи Послания фактически превратились в директивы, которые активно воплощаются на практике.

Стратегия социально-экономического развития нынешнего руководства России направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности страны, укрепление ее позиций на мировой арене. Для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности, создан Банк развития.

Изменение характера экономических задач, стоящих перед государством, привело к изменению функций Стабилизационного фонда. Его основной источник доходов - нефтегазовые доходы

Средства этого фонда должны идти на широкомасштабное повышение качества жизни людей и на развитие экономики, в конечном счете создающие условия для улучшения благосостояния нынешних и будущих поколений. В частности, речь идет о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и покрытии дефицита пенсионной системы, о создании условий для более эффективного использования природных ресурсов, устранении инфраструктурных ограничений в экономике, о модернизации и развитии высокотехнологичных производств.

В качестве важнейшей цели совершенствования экономики сегодня рассматривается создание инновационной экономики. В современном постиндустриальном обществе именно этот путь определяет основной вектор движения передовых стран. Переход к инновационной модели развития должен быть достаточно динамичным - иначе Россия останется за порогом той группы стран, которые сегодня достигли показателей постиндустриального общества или вплотную приблизились к нему. В то же время общеэкономический рост не должен болезненным образом сказываться на социальном положении населения или отдельных его групп. Напротив, в качестве важнейшей задачи рассматривается использование результатов экономического развития для обеспечения нового, более высокого качества жизни людей.

Система хозяйствования, унаследованная современной Россией, в целом маловосприимчива к инновациям в сфере научно-технического прогресса и управления. Поэтому актуальным является создание национальной инновационной системы, подобной тем, которые существуют в США, Японии, странах Западной Европы.

Усилия государства в данном направлении включают в себя несколько составляющих. Во-первых, это пятилетняя программа поддержки фундаментальных исследований на 2008-2012 гг. Значение поддержки фундаментальной науки в современных условиях огромно, поскольку открытия в этой сфере сегодня очень быстро находят практическое применение в экономике.

Второе направление поддержки - принятие и финансирование специальных целевых программ, связанных с государственным заказом на прикладные исследования и разработки. Распределение госзаказов в рамках этих программ происходит на конкурсной основе, по итогам которых договора заключаются с конкретными научными коллективами и организациями.

Особым приоритетным направлением является проведение исследований в области нанотехнологий и разработка стратегии развития наноиндустрии.

Не менее важное направление совершенствования инфраструктуры связано с созданием эффективной транспортной сети. Из-за плохого состояния дорог Россия несет прямые потери в размере 3% ВВП, а мобильность населения у нас в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Ныне принята Программа развития дорожной сети до 2015 года. Ее главные приоритеты - строительство высококачественных федеральных трасс, реконструкция дорог, являющихся международными транспортными коридорами в Европейской части России, а также обеспечивающих использование экономического потенциала Сибири и дальнего Востока. Для крупных городов все более угрожающей по своим экономическим последствиям проблемой становятся транспортные пробки. Поэтому выделяются крупные средства на развитие улично-дорожной сети.

Россия - страна, исключительно богатая природными ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Но используются, с точки зрения современных условий, неэффективно. Однако продажа сырой нефти приносит значительно меньший доход, чем продуктов ее глубокой переработки. А в этой сфере Россия существенно отстает.

При добыче нефти в России сжигается огромное количество попутного газа, в то время как во многих странах мира этот газ успешно используется. Это лишь один из примеров расточительного использования природных ресурсов. Для борьбы с ними намечено увеличить экологические штрафы, создать систему учета, ужесточить выдачу лицензий на использование недр.

Предпринимаются меры для изменения положения в лесной и деревообрабатывающей отрасли. За счет поэтапного повышения пошлин на экспорт леса за пределы страны должны быть созданы условия для организации его переработки внутри страны и экспорта уже готовой продукции. Этой же цели способствует снижение пошлин на ввоз в страну технологического оборудования для деревообрабатывающих предприятий.

Серьезные усилия направлены на то, чтобы навести порядок в рыбной отрасли: сократить незаконный лов рыбы, контрабанду рыбы и икры за границу.

Важная роль в экономическом развитии страны отводится поддержке малого и среднего предпринимательства. Важнейшим ресурсом экономического развития в современном мире выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность образовательного, культурного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В современных условиях качество и количество интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, наличие высококвалифицированного персонала, привыкшего к производству сложных, подчас уникальных образцов продукции и услуг, во многом определяют прогресс экономики.

Для развития и эффективного использования человеческого капитала необходимо, прежде всего, повышение качества жизни людей во всех ее проявлениях. Понятие "качество жизни" включает в себя уровень реальных доходов населения (зарплат, пенсий), качество и доступность жилья, услуг системы здравоохранения и образования, уровень безопасности и правовой защищенности граждан, эффективность системы социальных услуг, благоприятную экологическую среду.

С 2005 года началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни. Целый ряд программ в рамках национальных проектов стал фактически совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" многие медицинские учреждения получили современное диагностическое оборудование, санитарный транспорт. Сократилась смертность. Однако динамика качества услуг здравоохранения, по оценкам правительства и общества, недостаточна.

Позитивные результаты дает нацпроект по демографической политике - зафиксировано повышение рождаемости. Указом Президента от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографического развития до 2025 года, которая предполагает очень существенное сокращение уровня смертности и увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.

В проекте "Образование" главным стало стимулирование лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, а также информатизация и развитие материально-технической базы школ. Значительно расширились масштабы поддержки инновационных вузов и впервые осуществлена поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Национальный проект "Развитие АПК" показал наличие потенциала для развития аграрного производства.

Проект "Доступное и комфортное жилье" направлен на создание условий, облегчающих приобретение гражданами жилья.

Усилия по повышению качества жизни не ограничиваются рамками приоритетных национальных проектов.

России приходится искать пути интеграции своей экономики в мировую систему хозяйствования. Главное при этом - определение статуса, места своей экономики в современном мире и выработка на этой основе соответствующей линии поведения. В связи с этим существенное значение имеет реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что России предстоит развиваться в весьма специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть конкуренцию в свою пользу.

В ходе поступательного экономического развития возникли определенные условия. Первое условие можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое хозяйство в единое целое. Второе условие - либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется.

Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 - 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 - 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина . Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».


31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелетие Россия встретила с новым — моло-дым, пользующимся высоким доверием народа Президен-том — В. В. Путиным . В канун 2000 г. он опубликовал ста-тью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще-ством: укрепление демократического, правового, дееспособ-ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об-разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна «стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го-сударств в мире».

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе-мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити-ческие представители Президента. Они инициировали рабо-ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России.

Если до начала 2000 г. в Совете Феде-рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо-дательных (представительных) органов, то теперь законода-тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делеги-руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и ав-торитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещатель-ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи-телей губернаторского корпуса, — Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра-ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос-сийской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями «Единство» и «Отечество». В. В. Путин, сделав ставку на бю-рократию как единственную в стране организованную, спло-ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити-ческая партия «Единая Россия». Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов из-бирателей, значительно опередив своих соперников комму-нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите-лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока «Родина» (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по-казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра — «Яблоко» и «Союз правых сил» — не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные «Единой России» партии в IV Государственной Думе занимали нацио-налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий-ского общества к усвоению демократических норм и прин-ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве-ренной демократии.

В 2000-2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций «Единство», «Отечество — Вся Россия», «Народный депутат» и группы «Регионы России», что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось за-конодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидату-ры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та-ким образом, окрепла «вертикаль власти», страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре-образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар-тий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе-мы (по партийным спискам и по одномандатным избира-тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас-пределению мест в Государственной Думе («заградительный барьер»), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор-циональной преследовал цели упрочения демократии, рас-ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий-ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра-нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в дей-ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме-нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР.

Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо-мента задержания человек может воспользоваться своим пра-вом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра-нения от должности, прослушивания телефонных разгово-ров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость орга-нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без-опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про-грамму вооружений на 2001-2010 гг., Основы государствен-ной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори-тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ-ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо-собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от-ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо-вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан-клава, находящегося под контролем полевых командиров — террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла-та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго-донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра-вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти.

Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль-тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про-тив мирного населения (взятие заложников зрителей мю-зикла «Норд-Ост» в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы го-сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен-сионного обеспечения преследовало цель — переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи-тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион-ные средства пополнились обязательной накопительной ча-стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич-но Президент, введена должность нового вице-премьера, от-вечающего за реализацию приоритетных национальных про-ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи-ки стало установление «плоской» шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых дохо-дов, была установлена единая ставка уплаты налогов — 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас-ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, финансированию терроризма», на основе которого был создан орган финансовой разведки — Комитет по финансо-вому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой ко-дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр-ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен-ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса-ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банков-скому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на-селения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось «равно-удаление олигархов» от социально-экономических и поли-тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли-тической деятельности, перераспределение их собственно-сти, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить со-циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления «сырьевого крена» экономики явилось создание государственных корпо-раций: авиационной, судостроительной, «Роснано», «Ростех-нология», «Росатом» и др. Они преследовали цель техноло-гического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин оз-вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название «План Путина». По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырех-кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо-дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу-ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и за-работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес-печенность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз — со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. — в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил-ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза — с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля-ции, возросшей в 2000-2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про-блемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про-изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление "плоской" шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов – 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", на основе которого был создан орган финансовой разведки – Комитет по финансовому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось "равноудаление олигархов" от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления "сырьевого крена" экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, "Роснано", "Ростехнология", "Росатом" и др. Они преследовали цель технологического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название "План Путина". По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000–2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз – со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. – в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза – с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999–2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000–2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века.

15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века.

15.3 Внешняя политика России в начале XXI века.

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века

26 марта 2000 г. Президентом РФ в первом же туре с результатом 52,9% был избран В.В. Путин. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004), которого затем сменил М.Е. Фрадков (2004-2007). Избранный президент получил от Б.Н. Ельцина тяжелое наследство: государства фактически не существовало, Россия зависела от зарубежных кредиторов и олигархов, нарастала дезинтеграция страны, за 1990-е гг. экономика сократилась наполовину, абсолютное большинство населения жило за чертой бедности и не верило в будущее. Существовала масса других проблем, начиная от тотальной коррупции, заканчивая развалом армии. Самой главной задачей, которую начал решать на посту президента В.В. Путин, была задача восстановления государства.

Летом 2000 г. закончилась активная фаза боевых действий во время Второй чеченской войны, боевики были разгромлены, непризнанная республика Ичкерия ликвидирована. Проблема сохранения территориальной целостности страны была решена. Однако после разгрома боевики перешли к тактике террора. В мае 2002 г. произошел теракт в Каспийске. 23 октября 2002 г. в Москве террористы захватили зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке, в результате погибло 130 чел. В декабре 2002 г. взорван Дом правительства Чеченской Республики. В июле 2003 г. произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре – электричка в Ставропольском крае.Во время празднования Дня Победы в 2004 г. в Грозном в результате подрыва бомбы погиб глава Чечни А. Кадыров. В августе произошли взрывы самолетов. 1 сентября 2004 г. террористы захватили школу в Беслане, погибло около 330 чел.

Во второй половине 2000-х гг. ситуация в Чечне существенно изменилась. В августе 2004 г. новым Президентом Чеченской Республики был избран А. Алханов. Премьер-министром стал Р. Кадыров – сын А. Кадырова. В 2007 г. он стал главой Чечни. Новое руководство восстанавливало экономику региона и проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество, что лишало террористов их сторонников. Параллельно преследовались лидеры бандформирований. В 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

Одновременно В.В. Путин укреплял «вертикаль власти», предполагающую контроль над исполнительными органами власти страны. В мае 2000 г. 89 субъектов РФ были объединены в 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, в чьей компетенции был контроль за исполнением решений главы государства. Было восстановлено единое правовое поле: Конституции, Уставы и законы регионов страны, противоречившие Конституции РФ, были приведены в соответствие с ней.

С 2002 г. в Совет Федерации РФ стали входить не главы законодательной и исполнительной власти регионов, а их представители. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный Государственный совет. В 2003-2007 гг. прошли референдумы в нескольких субъектах РФ, на которых были приняты решения об их объединении. Количество субъектов РФ в итоге сократилось до 83.

С 2004 г. главы субъектов РФ перестали напрямую избираться населением, потому что, как показала практика, во многих регионах к власти приходили ставленники той или иной финансово-промышленной (а то и вовсе преступной) группировки. Глава субъекта РФ стал наделяться полномочиями законодательным органом данного субъекта по представлению Президента РФ. Также глава государства получил возможность лишать главу региона должности.

Еще одной задачей, проводимой президентом, стала политика «равноудаления» олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала В.В. Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Однако В. Гусинский и Б. Березовский не были готовы отказаться от рычагов давления на власть. В итоге обоим пришлось покинуть страну. В 2003 г. был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что крупному бизнесу было дано однозначное послание: соблюдайте законы, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.

Был взят курс на борьбу с коррупцией. Для более эффективной борьбы с ней проведена судебная реформа. Реально заработал суд присяжных, появились мировые суды, повысился статус судей (сократились возможности для злоупотреблений, и усилилась независимость судов).

Курс В.В. Путина законодательно поддержала партия «Единая Россия», созданная в 2001 г. путем слияния движений «Единство» и «Отечество – Вся Россия». В 2003 г. на выборах в Госдуму «Единая Россия» одержала победу и получила конституционное большинство. Председателем Думы был избран лидер этой партии Б.В. Грызлов.

В 2004 г. В.В. Путин был переизбран на второй срок. М.Е. Фрадков сохранил пост председателя Правительства РФ, но в 2007 г. его сменил В.А. Зубков (2007-2008). В 2007 г. выборы в Государственную думу РФ впервые проводились только по пропорциональной системе: депутатские места распределялись между партиями, преодолевшими 7%-й барьер. Таких партий оказалось четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, а председателем Думы был переизбран Б.В. Грызлов.

В марте 2008 г. президентом страны был избран Д.А. Медведев. В.В. Путину по Конституции нельзя было баллотироваться, он стал Председателем Правительства РФ. Внутренняя политика при этом не претерпела существенных изменений. В конце 2008 г. в Конституцию РФ были внесены поправки, увеличившие срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы РФ – до пяти лет.

В 2011 г. прошли очередные выборы в Государственную думу РФ, избирательный барьер преодолели те же четыре партии. Большинство (простое, неконституционное) в очередной раз получила партия «Единая Россия», председателем Думы избран С.Е. Нарышкин. После парламентских выборов оппозиция поставила под сомнение результаты выборов и организовала митинги с целью дестабилизации обстановки и захвата власти по типу «оранжевой революции» на Украине, но безуспешно.

В 2012 г. в стране прошли президентские выборы. В первом же туре с результатом 63,6% их выиграл В.В. Путин. В 2014 г. произошло воссоединение Крыма с Россией. В состав Российской Федерации вошли на правах новых субъектов Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Количество субъектов увеличилось до 85.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...