Российская промышленность синтетического каучука: логистика, экспорт и инвестиции.


Гевея - главное каучуконосное дерево

Вьетнам занимает 3-е место в мире по производству натурального каучука (чуть более 1 млн. тонн). Россия импортирует каучук только из стран Юго-Восточной Азии, так как доставка из Южной Америки обходится дороже. 80% импорта идет из СРВ из-за хорошего сочетания цена-качество. Этот товар поступает через порты Владивосток и Санкт-Петербург.

По-вьетнамски слово «каучук» пишется cao su.

Производить каучук во Вьетнаме выгодно. В последние годы экспортная цена натурального каучука непрерывно увеличивается и он приносит самый большой доход по сравнению с другими растениями. Кроме того, первоначальные инвестиции требуются меньшие, чем при выращивании других культур.

Натуральный каучук

Натуральный каучук получают из латексного молочка, которое содержится в раcтении гевеи и в других каучуконосах. Каучук является высокомолекулярным углеводородом (C5H8)n. Его свойства происходят от особой конфигурации молекул. Натуральный каучук перерабатывают в резину путем вулканизации.
Каучуконосы лучше всего произрастают до 10 градуса широты к северу и к югу от экватора. Полоса шириной 1300 километров по обе стороны от экватора называется «каучуковым поясом».

Каучуконосы

Во Вьетнаме каучук выращивается, преимущественно, в южных провинциях страны. Первые плантации появились в 1897 г. при французской колониальной администрации, когда в мире стал резко увеличиваться спрос.

В настоящее время площади под гевею планомерно увеличиваются - такова политика вьетнамского Минсельхоза СРВ. Например, в местности Тай Нгуен плантации кофе уменьшаются и отдаются под гевею. Расширение посадок гевеи продолжается и в условиях мирового финансового кризиса. С одного гектара посадок гевеи собирается 1.6 тонн каучука в год, а все время жизненного цикла один гектар дает 30 тонн.
Те деревья, которые из-за возраста уже не дают латекс для производства каучука, спиливают и используют в производстве мебели .

Центром выращивания каучуконосов и производства каучука является провинция Бинь Фыок. В ней действуют более 30 заводов по переработке каучукового сока общей мощностью более 340000 тонн/год. Качество продукции отвечает самым строгим требованиям покупателей, в том числе ведущих компаний по производству шин, таких как Мишлен и Мицубиси.

В связи с увеличением выпуска каучука вьетнамские товаропроизводители создали совместные предприятия в соседних Лаосе и Камбодже для выращивания гевеи. Например, Vietnam Rubber Group (VRG) планирует расширить свои плантации каучуконосов в Камбодже и довести к 2012 г. их общую площадь в этой стране до 100 тыс. га.

Плантации гевеи расширяются и на севере страны. Однако вьетнамские экологи считают, что здесь это может привести к ряду экологических и экономических проблем. Они говорят, что экономического эффекта нет так как север из-за климатических и почвенных условий мало подходит для гевеи. В то же время, для новых плантаций гевеи вырубаются другие деревья, например, фруктовые.

Производство каучука и изделий из резины

Координацией производства и экспорта каучука занимается Генеральная корпорация каучука СРВ. В провинции Бинь Зыонг работает НИИ каучука. Он занимается выведением новых сортов деревьев, разработкой методов обработки почвы, техники выращивания и ухода за деревьями, технологий сбора и переработки латекса.

Самым большим государственным холдингом по производству каучука является Vietnam Rubber Group (VRG), известный еще как GERUCO, которому принадлежат 22 компании.

Ежегодный рост производства каучука доходит до 10%. Объем производства к 2020 г. должен вплотную приблизиться к 1,2 млн. тонн.
Основными потребителями являются производители шин. Однако, из-за правительственных установок на увеличение экспорта и налоговой политики производители каучука охотнее продают его за рубеж. Поэтому шинные предприятия часто вынуждены покупать импортный каучук.

Стратегия развития каучуковой отрасли на ближайшие годы такова:
— создание новых и обновление старых плантаций на площади 42 тысячи га
— увеличение сбора каучука до 2 тонн с га
— совершенствование структуры отрасли в выращивании, переработке и сбыте продукции
— внедрение новых видов обслуживания
— снижение доли экспорта каучукового сырья и увеличение доли готовой продукции.

Отрасль добычи каучука в настоящее время является одной из самых прибыльных. Один гектар гевеи после полного цикла производства условно дает доход около ста миллионов донгов в год (более $5000).

С 2008 г. в провинции Донг Най работает шинный завод Maxxis. Ежегодное производство достигает 16 тыс. мотоциклетных шин. Площадь завода составляет 200 тыс. кв. м. Производство направлено на внутренний рынок, а также на рынки соседних стран.

Из резины выпускаются различные товары: матрасы, в том числе, надувные, резиновые ленты, перчатки, кондомы.

В производстве вьетнамского натурального каучука немного участвует и Россия. Существует вьетнамо-российское предприятия «Висорутекс». Частью акций этого СП владеет госкорпорация «Ростехнологии».

Многие производители объединены в ассоциацию Vietnam Rubber Association. По вьетнамски она пишется так - Hiệp hội Cao su Việt Nam.

Марки вьетнамского каучука

Основной маркой является SVR 3L. Другие марки: SVR CV50, SVR CV60, SVR L, SVR5, SVR 10, SVR 20. Кроме того, производятся каучуковые листы RSS3. Марки различаются содержанием в каучуке грязи, сажи, азота, летучих веществ, а также, по показателям пластичности.

Экспорт

Натуральный каучук входит в список основных экспортных статей. Ежегодно его экспортируется около 800 тыс.тонн. СРВ занимает 5-е место в мире по экспорту каучука с долей в 7.3% на мировом рынке и получает ежегодно около $3.0 млрд. от его продаж за рубеж.
Самым крупным импортером вьетнамского каучука является Китай, за ним Европа и США.

2.3. Мировые мощности по производству синтетических каучуков

2.3.1. Совокупное мировое распределение мощностей

Прежде чем описать структуру мирового производства, представим структуру распределения мировых мощностей по отдельным видам каучуков. В структуре совокупных мощностей.

За последние годы специалисты наблюдают так называемый «китайский фактор», который оказывает влияние на всю ситуацию синтетических каучуков в мире. Являясь одним из крупнейших производителей синтетического каучука, Китай демонстрирует высокие темпы роста (до кризиса). На территории Китая и других азиатских стран мировые производители организуют совместные предприятия, также появляются новые местные производства. В азиатском регионе сейчас сосредоточено 36,4% всех мировых производственных мощностей. Лидерами в Азии по производству синтетического каучука являются Япония (12,9% от мирового объема), Китай (9,7%), Корея (6,6%) и Тайвань (4,5%). За азиатским лидером следует Европа (31,8%) и Северная Америка (24,7%). Структура совокупного распределения мощностей представлена на диаграмме ниже.

Диаграмма 2.3

Структура совокупного распределения мощностей по регионам мира

Представим распределение мощностей по отдельным видам каучуков.

2.3.2. Распределение мощностей по отдельным видам каучуков

Большая часть мировых мощностей предназначена для производства бутадиен-стирольного каучука. Существующие мощности рассчитаны на производство 5564 тыс. тонн бутадиен-стирольного каучука, что составляет в общем объеме мощностей 41%. Доля производственных мощностей полибутадиенового каучука составляет 21% и рассчитаны на 2951 тыс. тонн каучука. Этиленпропиленовые каучуки благодаря своим универсальным свойствам нашли множество различных применений и занимают третье место (8% или 1097 тыс. тонн). Далее следует бутилкаучук, который широко применяется в шинной промышленности для производства камер и диафрагм. На него приходится 8% всех мощностей, что составляет 1040 тыс. тонн.

На диаграмме ниже представлена структура мировых мощностей по различным видам синтетических каучуков.

Диаграмма 2.4

Структура мировых мощностей по различным видам синтетических каучуков


Источник: International Rubber Study Group

2.3.2.1. Бутадиен-стирольный каучук

Бутадиен-стирольный каучук эмульсионной и растворной полимеризации благодаря своим универсальным свойствам остается основным в индустрии синтетических каучуков. Мировые мощности рассчитаны на производство свыше 5500 тыс. тонн бутадиен-стирольного каучука. В основном (82%) существующие мощности предназначены для производства бутадиен-стирольного каучука эмульсионной полимеризацией. Для производства каучука растворным методом - около18%. На диаграмме приведено соотношение мировых мощностей производства эмульсионного и растворного бутадиен-стирольного каучука в различных регионах, а также доля каждого региона в производстве каучука растворным или эмульсионным способом. Наибольшее количество производственных площадок для изготовления эмульсионного каучука располагается на территории Европы (30.8%) и Азии (37.9%), а для изготовления растворного каучука - в Северной Америке (38.8%) и Азии (30.2%).

Самыми крупными производителями бутадиен-стирольного каучука, как правило, являются производители шин. Таким образом, они выстраивают вертикаль производства от базового сырья до готового изделия. Такой подход позволяет обеспечить минимальные издержки и независимость от сырьевых поставщиков.

Диаграмма 2.5

Распределение мировых мощностей производства бутадиен-стирольного каучука (эмульсионного и растворного)

Несмотря на хорошую конъюнктуру, наши производители каучука все менее заметны на мировом рынке. Чтобы сохранить позиции, им надо срочно модернизировать производство. Денег для этого у них более чем достаточно, однако инвестиционный процесс упирается в дефицит сырья, вызванный сырьевой дуополией и нежеланием развиваться.

Российская промышленность синтетического каучука, наверное, является одной из наиболее конкурентоспособных и успешных частей нашей нефтехимии. Несмотря на то, что производители работают на советских активах, испытывают определенные трудности с сырьем, объемы отгружаемого на экспорт каучука год от года не сокращаются. Более того, ряд предприятий не так давно перешли на выпуск принципиально новой продукции, для которой открыты любые рынки. В других секторах химпрома, например в том же производстве полимеров, ситуация куда менее благоприятная - российские производители с трудом борются с импортом внутри страны и с большим запозданием пытаются реализовать крупные инвестпроекты. Тем не менее, индустрия синтезкаучука стагнирует. На фоне сокращения внутреннего спроса со стороны шинников производители не могут резко увеличить экспорт продукции. Рост цен на каучуки, которые с начала года подорожали примерно на четверть, с лихвой компенсирует производителям недополученную прибыль и позволяет на время забыть о техническом состоянии отрасли, повышении цен на сырье и усиливающихся конкурентах.

Сырьевая дуополия

Синтетический каучук в СССР, пожалуй, был главным продуктом для всей химической промышленности. Дело тут не в стратегических приоритетах (изначально советский каучук шел на оборонные нужды), а в том, что это чуть ли не единственный инновационный продукт нефтехимии, производство которого Страна Советов сумела наладить самостоятельно.

Хотя к концу 1980−х СССР был мировым лидером по производству каучуков, проверку рыночной экономикой отрасль проходила с трудом. Правда, обвального спада производства с последующим массовым закрытием предприятий, как это произошло, например, в индустрии химволокна, удалось избежать. Главная заслуга в этом принадлежит колоссальному технологическому потенциалу, созданному в советское время, часть которого оказалась бесполезной, а часть - более чем востребованной. Если предприятия могли получить доступ к дешевому газовому сырью, то спокойно продавали продукцию за рубеж. Однако именно проблема сырья, как это ни странно, сейчас значится в повестке дня отрасли и сдерживает ее развитие.

Если посмотреть на карту сырьевых потоков российской индустрии синтезкаучука, становится видно, что большая их часть так или иначе исходит от одного предприятия - нефтехимического комбината в Тобольске. Этот гигантский завод перерабатывает в год до трех миллионов тонн ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов - основное сырье нефтехимии, получается на газоперерабатывающих заводах из попутного нефтяного газа). В частности, он является крупнейшим в стране производителем бутадиена и изобутилена - главного сырья для производства каучуков. Тобольский НХК был первым и самым важным из приобретенных «собирателем» «Сибура» Яковом Голдовским активов. Всем, кто хоть немного знаком с отраслью, очевиден факт, что тот, кто контролирует Тобольский НХК, контролирует не только львиную долю индустрии синтезкаучука, но и значимую часть всей российской нефтехимии.

Сейчас под контролем «Сибура» находится производство порядка 60% всего синтетического каучука в России, если отнести к нему также зависящий от холдинга завод в Стерлитамаке. Основным конкурентом на этом рынке для теперь уже бывшей «дочки» «Газпрома» является «Нижнекамскнефтехим». На эти две компании приходится 100% всего выпуска каучуковых мономеров в стране. Производителей каучуковых полимеров, помимо указанных предприятий, существует еще четыре. Однако из-за сырьевого диктата российская индустрия синтезкаучука плавно движется к дуополии (см. график 1). В чем же выражается сырьевой диктат? Нижнекамское предприятие стремится максимально перерабатывать сырье на своих мощностях, что подтверждает его инвестиционная программа, поэтому на рынок оно поставляет все меньше и меньше бутадиена. «Сибур» же, торгующий товарным бутадиеном, ведет себя как заправский монополист, не стремясь к его переработке, но и не допуская его «переизбытка» на рынке.

Некоторое количество каучукового сырья можно получить с нефтехимических комбинатов и с НПЗ, где оно образуется в виде побочного продукта. Так, в частности, работает Омский завод синтезкаучука. Однако как объемы производства, так и качество этого сырья, которое требует предварительной доработки перед использованием, совершенно не подходят для того, чтобы заместить газовое сырье, на котором привыкли работать российские предприятия. Еще один вариант обойти сырьевую дуополию «Сибура» и «Нижнекамскнефтехима» - производить бутадиен самостоятельно из бутана. Традиционно бутан и бутадиен получают на больших и дорогих установках центрального газофракционирования на крупных нефтехимических комбинатах вроде Тобольского. Но эти установки производят и другие ключевые продукты нефтехимии. Существуют гораздо менее громоздкие и менее дорогие установки дегидрирования бутана. Производителей бутана в России немало (в частности, ими являются некоторые НПЗ). Чтобы избежать дуополии «Сибура»-«Нижнекамскнефтехима», не зависимые от них каучуковые заводы могли бы инвестировать в подобные установки. Правда, есть проблема. Когда рыночная конъюнктура спокойна, цены на бутан и бутадиен почти не отличаются, поэтому окупить такие установки почти нереально. Однако в последние годы цены на бутадиен значительно выше, чем на бутан (см. график 2), и технологии его производства из бутана становятся эффективными даже в Европе.

Есть такой опыт и в России. Не так давно на базе «Нижнекамскнефтехима» было создано совместное предприятие, реанимировавшее мощности комбината по дегидрированию бутана. В частности, именно оттуда получает бутадиен Ефремовский завод синтезкаучука. Впрочем, гендиректор завода Владимир Беликов скептически относится к идее дальнейшего развития этой технологии: «Для синтеза бутадиена из бутана в России нет ресурсов доступного бутана, в сырьевом обеспечении мы вынуждены полагаться на фракцию ББФ (бутан-бутадиеновая фракция), которую покупаем у нескольких нефтехимических комплексов». Следует заметить, что на этой фракции работает большинство мировых производителей синтетических каучуков, поскольку она образуется как побочный продукт при пиролизе, т. е. при производстве этилена и пропилена. Более того, по всему миру на таком сырье работает множество каучуковых заводов с неприлично малой по российским меркам мощностью 40–60 тыс. тонн, встроенных в комбинаты оргсинтеза и производящих наиболее массовые виды каучуков.

Тем не менее, при общем прогрессе российского органического синтеза (которого пока не наблюдается) ресурсы сырья для выпуска бутадиена могут значительно возрасти. С установки на 500 тыс. тонн этилена можно получать сырье для выпуска 60 тыс. тонн бутадиена, и большинство новых комбинатов оргсинтеза, например, в Иране такими установками оснащаются. При наличии инвестиций и желания даже с имеющейся сырьевой базой в России выпуск этилена легко может быть увеличен вдвое, до 4 млн тонн. Нетрудно посчитать, что при полном использовании всех продуктов пиролиза это увеличило бы предложение бутадиена почти на четверть миллиона тонн, то есть в полтора раза в сравнении с тем, сколько его производится в России сейчас.

Логистика, экспорт и инвестиции

Второй источник головной боли производителей каучуков - логистика. С экономико-географической точки зрения чем дальше от источника сырья (то есть, как мы выяснили выше, от Тобольска) находится завод, тем хуже, потому что каучук как твердое вещество гораздо транспортабельнее газового сырья, из которого он производится. Учитывая гигантские транспортные плечи, становится понятно, почему в структуре себестоимости каучука доля затрат на транспорт сырья превышает 15%. С другой стороны, построенные в 1930−х предприятия не виноваты, что спустя десятилетия оказались в столь невыгодном транспортном положении, потому что были переведены с картофеля на газ.

Поскольку большинство наших заводов находится в глубине европейской части страны, в том числе в Центральной России, проблемой для них является не только транспортировка сырья, но и вывоз самих каучуков за пределы страны. По словам Владимира Беликова, «каучук в Юго-Восточной Азии значительно дороже, чем в Европе, но довезти его туда непросто. Единственный вариант - экспорт через балтийские порты». Для предприятий Урало-Поволжья, где выпускается две трети российского каучука, проблема экспортной логистики стоит еще острее. Во многом именно из-за логистического барьера российские экспортеры ориентируются в основном на европейский, а не на более интересный азиатский рынок.

Основной вопрос, впрочем, не в том, по какому маршруту, а в том, имеет ли вообще смысл везти наш каучук за рубеж. Статистика дает уверенный ответ: имеет (см. график 3), более половины российского каучука экспортируется. Однако присутствие наших компаний на мировом рынке сокращается (см. график 4), причем в наибольшей степени это относится к самым массовым стирольным каучукам. Парадокс объясняется просто: развиваться дальше на советских активах российские производители уже не могут, а их обновление идет достаточно медленно (см. график 5). Лишь 40% бутадиеновых каучуков в России выпускаются на современных неодимовых или литиевых катализаторах, тогда как на Западе это давно является нормой. И хотя, по словам российских производителей, многие западные шинники сохранили в своих рецептурах старые типы каучуков, которые и покупают в России, очевидно, что будущее явно не за ними. Именно поэтому в последние годы наши производители каучуков спохватились и начали массово переводить мощности на новые катализаторы.

Примерно так же обстоят дела и с выпуском бутилкаучуков. Хотя мировой рынок этой продукции близок к олигополии (на нем доминируют американская ExxonMobil и германская Lanxess) и обеспечивает высокую маржу, инвестиции необходимы и здесь. Сейчас в мире три четверти всех произведенных бутилкаучуков - это галобутилкаучуки. Последние выгодно отличаются от традиционных каучуков, например, более быстрой вулканизацией (производство шины занимает меньше времени) и износостойкостью. В России, однако, около двух третей выпуска приходится на традиционные немодифицированные бутилкаучуки. И это при том, что наряду с бутадиеновыми бутилкаучуки сейчас основной объект инвестирования в каучуковую отрасль; их доля в общем выпуске растет, а стирольных, в которые почти ничего не вкладывается, - падает (см. график 6).

Что касается ценовой конкурентоспособности, то тут российским производителям в очередной раз сделала подарок мировая конъюнктура. При этом в самой России наиболее ходовые марки каучуков стоят либо столько же, сколько в Европе, либо не намного дешевле. В то же время, по оценкам представителя одного из российских производителей каучуков, себестоимость их выпуска в стране сейчас лишь на 10–20% ниже, чем в Европе. Впрочем, если европейские производители, по данным консалтинговой компании CMAI, работают с рентабельностью около 20%, у их российских конкурентов с учетом затрат на логистику этот показатель должен составлять не меньше 30%. Однако маржа наших поставщиков все в большей степени съедается за счет удорожания сырья. «За последние несколько лет на нашем заводе доля бутадиена в себестоимости каучука выросла с 40 до 60 процентов», - говорит Владимир Беликов. По его словам, сейчас бутадиен, предлагаемый к реализации на рыночных условиях, в России стоит дороже, чем в Европе.

Засучить рукава и работать

Что же делать российским производителям каучуков в такой ситуации? Главная проблема, на наш взгляд, в том, что большинство из них и не пытаются ответить на этот вопрос, не уделяя стратегическому планированию должного внимания и уповая лишь на дары конъюнктуры. Единственное исключение из данного правила - это, пожалуй, лишь «Нижнекамскнефтехим», обновивший за последние годы половину мощностей, вложивший средства в удешевление производства изопрена и вынашивающий амбициозные планы по дальнейшей модернизации каучукового бизнеса.

Может быть, у российской каучуковой индустрии банально нет денег на инвестиционное развитие? Однако при рентабельности в 30% (оцененной, заметим, только для экспортных поставок, где по производителям бьет логистика) и выручке в 3,5–4 млрд долларов общий объем прибыли в отрасли составляет около 1 млрд долларов ежегодно. Для строительства современного завода галобутилкаучуков мощностью 100 тыс. тонн «с нуля» нужно 600 млн долларов, для создания выпуска бутадиеновых каучуков на современных катализаторах мощностью 50 тыс. тонн - около 50 млн. Словом, годовой прибыли каучуковой отрасли вполне хватило бы на то, чтобы привести себя в относительно приемлемое состояние.

Но это только полдела. Чтобы вернуть позиции на мировом рынке, российским производителям уже недостаточно обновления оборудования - необходимо работать с конечными потребителями. Именно тесное сотрудничество с потребителями позволяет западным производителям каучуков относительно хорошо себя чувствовать, даже не имея такой сырьевой форы, какой располагает Россия. Это естественно, поскольку мировой рынок шин, а значит, и мировой рынок каучука определяется всего несколькими грандами. Другое дело, что им не очень выгодно предлагать нашим поставщикам такие же условия сотрудничества, какие они предлагают западным контрагентам. Например, они пытаются фиксировать в долгосрочных контрактах не формулу цены, а сами цены, что в условиях удорожания сырья делает такие поставки малоприбыльными. Дело тут не только в том, что наша индустрия выпускает, образно выражаясь, ширпотреб, а западные заводы предлагают более продвинутую продукцию. У шинников есть рычаги, на которые можно давить: они могут ссылаться на несоответствие российской продукции, выпускаемой на советском оборудовании, собственным стандартам, предлагать услуги по сертификации и продвижению на рынок в обмен на выгодные для себя контракты и т. д. и т. п.

Интересно, что у наших производителей каучуков большой опыт заключения долгосрочных контрактов по поставкам за рубеж, где, как мы отметили выше, есть серьезные логистические проблемы и ценовое давление западных шинных компаний. В то же время опыт заключения таких контрактов на внутреннем рынке почти отсутствует, хотя на российских заводах западных компаний производится уже примерно четверть всех легковых шин в стране. Западные шинные компании кровно заинтересованы в покупке местного сырья для местного производства, и проиграть здесь конкурентную борьбу нашим производителям каучука никак нельзя. Сейчас отсутствие таких контрактов имеет вескую причину. Ни Nokian, ни Michelin еще не имеют на российских заводах производства резиновых смесей, для которых, собственно, и нужен каучук. По имеющейся информации, завод Nokian во Всеволожске получает смесь из Финляндии, завод Michelin в Давыдово - из Польши. Но через несколько лет ситуация изменится (Nokian уже сейчас строит цех резиносмешения), и тогда потребление каучука в России снова начнет расти. Вопросы модернизации производства и улучшения переговорных позиций в дискуссии с шинными грандами станут к этому моменту делом чести и выживания для российских заводов синтезкаучуков.

Влас Рязанов, корреспондент журнала

Сельскохозяйственные культуры Страны
1. Пшеница А. США, Бразилия, Аргентина, Китай
2. Кукуруза Б. Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Германия, Австралия
3. Рис В. Кот-д’Ивуар, Гана, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Камерун
4. Соя Г. Таиланд, Индонезия, Малайзия, Индия, Китай, Филиппины
5. Подсолнечник Д. Китай, США, Индия, Пакистан, Бразилия, Узбекистан, Турция
6. Сахарный тростник Е. Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Пакистан, Мексика
7. Сахарная свекла Ж. Франция, США, Россия, Германия, Украина, Польша, Испания
8. Картофель З. Россия, Аргентина, Украина, США, Франция, Китай, Индия
9. Батат И. Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия, Турция, Япония
10. Маниок К. США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина
11. Кофе Л. Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма
12. Какао М. Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия, Мексика, Кот-д’Ивуар
13. Чай Н. Китай, Бразилия, Индия, США
14. Хлопчатник О. Китай, Уганда, Нигерия; Индонезия; Вьетнам; Япония; Индия
15. Табак П. Китай, Россия, Индия, США, Польша, Украина, Германия
16. Натуральный каучук Р. Нигерия, Таиланд, Индия, ДР Конго, Бразилия, Гана, Ангола, Индия

Задание 3. Ведущими производителями этой сельскохозяйственной продукции являются (в порядке убывания) Бразилия, Индия, Китай, США, Мексика. Определите, что это за продукт. Из каких двух видов сырья он производится? Опишите агроклиматические условия необходимые для возделывания культур. Для каждой из стран определите основной источник сырья.

Задание 4. Главным источником получения данного вида сырья служит тропическое древесное растение. Основной район возделывания этого растения – Юго-Восточная Азия. Особо выделяются Таиланд, Индонезия, Малайзия, которые вместе обеспечивают 2/3 мирового производства этого сырья. Определите, что это за растение. Какой вид сырья получают из него? В какой стране его впервые стали добывать в промышленных масштабах, а в какой научились производить химическим путем? Какие страны (помимо тройки лидеров) выращивают это растение?

Задание 5. По данным о поголовье различных видов домашних животных (таблица 11) определите, каким из перечисленных ниже стран соответствуют строки таблицы. Объясните свое решение. Для каждой страны укажите животных, которые были одомашнены на ее территории. Если животноводство играет важную роль в современной специализации страны в международном разделении труда, перечислите основные товары, которые дает эта отрасль или отрасли.

Страны: Бахрейн, Боливия, Индия, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Судан.

Таблица 11

Поголовье различных видов домашних животных,

Тыс. голов

Страна Крупный рогатый Свиньи Овцы Лошади Ламы Верблюды Буйволы
скот
А - - - -
Б 6 600 2 900 9 150 1 900 - -
В 9 630 38 000 - - -
Г 185 000 18 000 64 000 - 95 000
Д 4 050 13 000 1 400 - - -
Е 38 400 - 51 000 - 3 200 -
Ж 20 600 15 000 3 100 - -

Практическая работа 7. Транспортно-коммуникационная система мира

Цель работы: сформировать представление о транспортно-коммуникационной системе мира, охарактеризовать по основным параметрам транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития.

Задание 1. Объясните значение термина «транспортно-коммуникационная революция». Почему ее также называют «контейнерной революцией»? Какие изменения в транспортной системе связаны с этими понятиями?

Задание 2. Используя данные журнала «География» (№ 7, 2010) или сайт http://www.internetwoldstats.com , проанализируйте развитие сети Интернет в странах мира. Определите, какие страны и регионы лидируют по 1) численности пользователей Интернета, 2) доле пользователей Интернета в населении страны. Приведите примеры стран, где доля пользователей Интернета в населении страны менее 10 %.

Задание 3. Используя данные таблиц 12 - 14, проанализируйте динамику развития мировой транспортной сети во второй половине XX – начале XХI в.

На основе показателей таблиц 13 и 14, постройте круговые диаграммы, отразив в них современную структуру мирового грузо- и пассажирооборота. Объясните лидерство морского вида транспорта в перевозке грузов и автомобильного в перевозке пассажиров.

Производство

мяса

животного масла

молока

куриных яиц

Бразилия

Бразилия

Аргентина

Нидерланды

Чехословакия

Великобритания

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Австралия

Бразилия

Великобритания

Тесты для самоконтроля

1. Закончите фразу: «Крупнейшими в мире производителями пшеницы в середине 1990-х годов являлись…» (выбрать верную строку):

а) Канада, Австралия, США, Россия, Китай

б) США, Китай, Аргентина, Казахстан, Пакистан

в) Китай, Индия, США, Франция, Россия

2. Отметьте, какие страны являлись крупнейшими в мире производителями риса в середине 1990-х годов (выбрать верную строку):

а) Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам

б) Индия, Китай, Шри-Ланка, Бразилия, Мьянма

в) Китай, Индонезия, Япония, Вьетнам, Таиланд

3. Закончите фразу: «Среди развивающихся стран лидерами в мировом улове рыбы и добыче морепродуктов являются…»:

а) Индонезия е) Бразилия

б) Таиланд ж) Перу

в) Индия з) Венесуэла

г) Чили и) Египет

д) Марокко к) Бангладеш

4. Найдите неверное утверждение:

а) Главный экспортер чая в мире – Шри-Ланка

б) Больше всего тростникового сахара производится в Индии

в) Лидеры по производству натурального каучука – страны Юго-Восточной Азии

г) Три главных зерновых культуры мире – пшеница, рис и кукуруза

5. Какая страна мира считается «родиной» кофе?

а) Кения г) Эфиопия

б) Китай д) Колумбия

в) Бразилия

2.4.6. Мировой транспорт

Современное состояние, факторы размещения, особенности размещения. Классификация отраслей транспорта (структура, грузооборот):

речной, железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный. Страны-лидеры в мировом транспорте.

Транспорт - от­расль материальной сферы, которая осуществляет пере­движение грузов и пассажиров. Транспорт является основой географического разделе­ния труда, объем и структура перевозок отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети - размещение производительных сил.

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке и включает следующие виды транспорта: морской, речной (внутренний водный), железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По объему перевозимых грузов и дальности перевозки (грузообороту) в мире лидирует морской транспорт: по интенсивности движения лидирует Атлантический океане, Тихий океан, занимающий второе место по объему морских перевозок, на третьем месте – Индийский. Наиболее крупными флотами (по тоннажу) располагают следующие страны: Либерия, Панама (страны-обладательницы «удобных и дешевых флагов»), Япония, Великобритания.

В структуре мировых морских перевозок наибольшая доля принадлежит наливным грузам (нефть, нефтепродук­ты, газ).

На географию мирового морского транспорта боль­шое влияние оказывают международные водные каналы, особен­но Суэцкий и Панамский. Большую роль в географии морского транспорта иг­рают также морские проливы - Ла-Манш, Гибралтарский и другие.

В размещении видов транспорта существуют региональные различия. Например, во внутренних перевозках в США лидирует автомобильный транспорт, Индии, России, Китае – железнодорожный, Японии, Норвегии – морской и т.д.

Тесты для самоконтроля

1. Какие показатели определяют грузооборот любого вида транспорта?

а) объем перевозимых грузов

б) расстояние, на которое они перевозятся

в) себестоимость перевозок

г) быстрота перевозок

2. Закончите фразу: «Доля морского транспорта в мировом грузообороте составляет…%» (выбрать верную строку):

а) более 60%

б) около 50%

в) около 45%

3. Назовите крупнейшие морские каналы:

а) Волго-Балтийский е) Эри-канал

б) Каракумский ж) Великий Китайский

в) Суэцкий з) Панамский

г) Беломорско-Балтийский и) Волго-Донской

д) Кильский

4. Укажите город, в котором располагается крупнейший в мире (по объему пассажироперевозок) аэропорт:

а) Лондон

в) Чикаго

5. Выберите пролив, через который проходит наибольше число морских судов:

а) Ла-Манш б) Баб-Эль-Мандебский

в) Босфор г) Малаккский.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...