Ресурсы и их классификация. Ресурсы производства


Экономическая деятельность напрямую связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потреб­ностей людей. С развитием общества и научно-технического про­гресса круг потребностей расширяется.

Материальные (или экономические) потребности людей удов­летворяются через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные пред­меты и их свойства.

На заре развития человечества люди удовлетворяли свои мате­риальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала ему природа, создавать иные, отличные от природы предметы. 1.1ким образом возникло производство.

Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ. Ученые говорят даже о законе по­вышения потребностей , который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это связано с тем, что по мере удов­летворения одних потребностей возникают другие.

У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости - пиши, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь меж­ду типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потреби­телей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода за­траты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары - увеличиваются. Если мы удов­летворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно по­тратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой тех­ники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обой­тись. Таким образом, потребности безграничны, а материальные блага ограниченны. Ограниченность материальных благ напрямую связана с ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические ресурсы - это все то, что используется в про­цессе производства товаров и услуг.Экономические ресурсы назы­вают еще факторами производства. К ним относятся:

1) природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.);

2) трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);

3) капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

4) информационные ресурсы (знания, необходимые для эко­номической деятельности).

Природные и трудовые ресурсы - это первичные факторы производства, капитал и информационные ресурсы - вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, ко­торые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на природные ресурсы человеку необходимо при­ложить определенные умственные и физические усилия, т.е. ис­пользовать свои способности к труду. Для эффективного произ­водства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покуп­ки машин, оборудования, помещений - средств производства , которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику.



Инвестирование - это долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за грани­цей.В настоящее время инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например в ценные бумаги, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств , например сырье; инвестиции в основной ка­питал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. По­следний вид инвестиций называют капитальными вложениями (ка­питаловложениями). Они включают в себя затраты как на возме­щение, так и на прирост основного капитала.

Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооруже­ний, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строи­тельства новых предприятий, создания нового оборудования, но­вых транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестици­ями. Они могут быть вычислены как разница между общей суммой инвестиций и амортизацией.

Все виды инвестиций взаимосвязаны. Например, инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития экономики. Оно создает условия для обновления и увеличения производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому про­цесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора.

В настоящее время, с развитием научно-технического прогрес­са, все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы знания, управленческие навыки, способность ориентироваться в реальной рыночной ситуации, умение правильно вести перегово­ры с партнерами, подобрать штат квалифицированных работни­ков и т.д. Вопросами управления на предприятии может зани­маться сам собственник (капиталист, предприниматель) или на­емный работник - менеджер.

Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например, знания как экономический ресурс способствуют более рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего «и полученного ими образования. Знания дают возможность более Рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства.

Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве. Меньше всего мобильны природные ресурсы. Так, землю переместить практически невозможно. Тем не менее, можно перевозить добытые полезные ископаемые, лес, направить воду из реки по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие рас­стояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, осо­бенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью.

Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимоза­меняемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расши­рить посевные площади (природные ресурсы), изменить количе­ство и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую тех­нику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний).

Однако взаимозаменяемость ресурсов не бывает абсолютной. Нельзя бесконечно использовать ручной труд, заставляя работни­ков трудиться в две-три смены. Нельзя расширять посевные пло­щади без внесения удобрений, иначе земля истощится. Поэтому предприниматель вынужден отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов с целью большей эффективности своей деятельности. Экономическая эффективность - это получение мак­симума возможных благ от имеющихся ресурсов.Для этого нужно постоянно сопоставлять полученный результат (количество про­дукции) и произведенные затраты. Любой человек, будь это про­изводитель или потребитель, стремится действовать в экономи­ческой сфере рационально, т.е. стремится увеличить выгоду при наименьших затратах.

При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов с полученной выгодой. Поэтому показателей эффективности производства может быть много. На­пример, производительность труда (средняя стоимость продукции, произведенной одним работником), материалоемкость (расход природных ресурсов на единицу продукции), капиталоемкость (ис­пользование капитала для производства продукции). Сопоставле­ние стоимости произведенной проекции со стоимостью всех исполь­зованных ресурсов называется рентабельностью.

Усилению эффективности и рентабельности производства спо­собствует разделение труда, т.е. разделение производства продук­ции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами. В зависимости от субъектов различают про­фессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимо­сти от этапов производства различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление элементов готового продукта. В ходе разделения труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции.

Изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда, называется специализацией. Специализируясь на производ­стве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономичес­кие ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество.

Проявлением специализации выступает разделение производ­ства на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой - группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д. Кроме того, в науке весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный. Первичный сек­тор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К тре­тичному с ектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различа­ют также реальный и финансовый (денежный) секторы, хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать реальный сектор.

Основное звено рыночной экономики составляет предприни­мательство - самостоятельная хозяйственная деятельность от­дельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом.

Прибыль есть цель и одновременно мотив предприниматель­ской деятельности. Прибыль - это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разни­цу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.

Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость - совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимо­сти сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению пред­принимателя.

В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служиит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.

Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать не­обходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, от­ветственность за их реализацию, способность идти на обосно­ванный риск. Последнее качество необходимо в условиях конку­ренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее, если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получе­ние прибыли.

Сущность производства нельзя полностью понять без характе­ристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производ­ства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения - это отношения в сфере производства и распределе­ния материальных благ. Производительные силы и производствен­ные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако произво­дительные силы более динамичны, развиваются быстрее произ­водственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производитель­ные силы. Смена производственных отношений может происхо­дить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладель­ческих производственных отношений феодальными, а несоот­ветствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в сово­купности представляют движущие силы экономического разви­тия общества.

Вопросы и задания

1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удов­летворении играет производство?

2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.

3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупа­емых товаров?

4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?

6. Почему в настоящее прем я большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?

7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.

8. Что такое экономическая Эффективность? Как она рассчитывается?

9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализа­ция?

10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Ка­кие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятель­ности?

11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производствен­ных отношений?

12. Прочитайте высказывание А.Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото­рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

Основные факторы производства - это те, без которых вообще невозможно производство. Они необходимы всегда, в любую эпоху и в любой стране. К основным факторам относятся труд, капитал, земля. Труд - это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, т.е. - рабочая сила, необходимая для производства продукта. Этот фактор называется личным фактором , так как он связан с человеческой личностью.

Второй фактор - вещественный. Это - средства производства, необходимые для изготовления благ. Средства производства есть совокупность средств труда и предметов труда и в рыночной экономике называются капиталом. Средства труда - все то, с помощью чего человек создает новые предметы, К средствам труда относятся станки, машины, оборудование, приборы, инструменты и пр. Предметы труда - это все то, на что направлена энергия человека, это - вещества природы, уже прошедшие первичную обработку и превратившиеся в сырье, материалы, топливо и пр.

Земля (природные ресурсы) - все естественные, природные ресурсы, вовлеченные человеком в процесс производства. К ним относятся полезные ископаемые, сельскохозяйственные угодья, а также леса, вода, воздух, участки под производственные и жилищные нужды.

В современных условиях выделяют и четвертый фактор - предпринимательство , способность к предпринимательству. Предпринимательская способность - это способность принятия решения и способность рисковать. Это особая, организующая деятельность человека, показывающая его способность в выборе вариантов поведения. Предпринимательство - это постоянный поиск новых форм, способов и решений в организации производства.

3. Потребности и ресурсы, их взаимосвязь. Основные проблемы использования ограниченных ресурсов.

Потребности людей это нужда в чем-либо, которая для конкретного человека должна погасить несоответствие между желаемыми и фактическими условиями жизнедеятельности.

Потребности образуют свою особую систему.

По субъектам все потребности делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, национальные (государственные) и общечеловеческие.

По объектам потребности подразделяются на материальные, культурные (духовные эстетические) и нравственные (духовные этические).

По сферам проявления выделяются потребность в труде, потребность в рекреации (отдых, восстановление трудоспособности); потребность в общении; потребность в развитии (изменении) целевых установок.

По целевому назначению потребности подразделяются на физиологические (пища, вода, одежда, жилье, воспроизводство рода); потребность в человеческих контактах (дружба, любовь, уважение и пр.); потребность в саморазвитии, в совершенствовании всех возможностей и способностей человека. Именно эта потребность проявляется в законе возвышения потребностей, суть которого заключается в объективной необходимости развития потребностей человека в процессе его существования в материальном мире.


По степени удовлетворения различают низшие и высшие потребности. Низшие (первичные) - это материальные потребности, которые удовлетворяются в первую очередь и могут быть удовлетворены. Высшие (вторичные) потребности - это социально-духовные, которые в принципе безграничны.

Общие свойства потребностей:

а) необратимость потребностей - они изменяются только в одном направлении - в сторону роста;

б) с ростом благосостояния доля расходов на первичные потребности сокращается, а на вторичные - растет (закон Энгеля). Установлена закономерная связь: чем выше доход человека, тем меньше удельный вес расходов на продукты питания и материальное обеспечение;

в) высшие потребности отдельного человека и всех людей в принципе неудовлетворимы (безграничны);

г) потребности выступают внутренним импульсом деятельности человека.

Итак,потребности людей многообразны и бесконечны.

Вторая сторона противоречивого факта - ограниченность ресурсов. Хозяйственные ресурсы - это все природные, людские и произведенные человеком потенциальные элементы , которые можно использовать для создания вещей, предметов и оказания услуг. Структура ресурсов представляет собой два подразделения: базовые и производные. Базовые ресурсы включают природные, материальные и трудовые. Природные ресурсы - это естественные силы и вещества (земля, недра; водные, лесные, биологические и климатические), которые могут быть возобновляемыми и невозобновляемыми, исчерпаемыми и неисчерпаемыми. Материальные ресурсы - это все средства производства (реальный капитал) - созданные человеком. Трудовые ресурсы - это население страны в трудоспособном возрасте, т.е. люди, способные создавать блага.

Производные ресурсы - это то, что присоединяется к базовым ресурсам по мере развития экономики. Например, финансовая система, информационные ресурсы, научные ресурсы и т.п.

Основные свойства ресурсов.

1. Ограниченность ресурсов. Ограниченность, как недостаточность ресурсов, делится на абсолютную и относительную. Абсолютная ограниченность - это нехватка, недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей людей. Такая ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов. Относительная ограниченность - это достаточность ресурсов для первичных (низших) потребностей. Для них ресурсы относительно безграничны.

2. Мобильность ресурсов. Ресурсы подвижны, то есть могут перемещаться внутри страны и между странами, хотя степень их мобильности различна. Так, мобильность земли - нулевая, труда - низкая, материальных ресурсов - довольно высокая, производных ресурсов - высочайшая.

3. Взаимозаменяемость (альтернативность) ресурсов. Так, станки можно заменить рабочими, а рабочих - станками. Однако эта взаимозаменяемость ограничена.

Таким образом, потребности и ресурсы объективны, взаимосвязаны и противоречивы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - два объективных и противоречивых факта. Их взаимозависимость составляет основу всей экономической науки.

В процессе использования ограниченных ресурсов при постоянно растущих потребностях формируются основные экономические проблемы.

1. Проблема выбора ассортимента благ - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве могут быть произведены из ограниченных ресурсов. В процессе разрешения этой проблемы решается вопрос - что производить из ограниченных ресурсов?

2. Проблема эффективности - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и в каком сочетании, с какими затратами и упущенными возможностями могут быть произведены блага. Это проблема наилучшего использования ограниченных ресурсов и выражается вопросом - как производить?

3. Проблема присвоения ограниченных ресурсов - это проблема распределения благ: кому достанутся произведенные блага, для кого создается продукт, кто и каким способом может присвоить и использовать ограниченные произведенные блага. Эта проблема вызвана вопросом - для кого производить блага из ограниченных ресурсов?

Таким образом, соотношение потребностей и ресурсов формирует три основные проблемы использования ограниченных ресурсов: что, как и для кого производить из ограниченных ресурсов.

4. Собственность в системе экономических отношений. Типы и формы собственности, их эволюция.

5. Экономические системы хозяйствования. Сущность и условия возникновения товарного хозяйства.

7. Деньги, их происхождение, сущность и функции. Современные формы денег.

8. Рынок, его сущность и функции. Принцип "невидимой руки". Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - это совокупность всех торговых сделок, совершаемых в хозяйстве за определенное время. При этом сделки могут быть как непосредственно-товарными (бартерными): Т – Т, так и товарно-денежными сделками, когда обмен товарами опосредуется деньгами: Т - Д; Д - Т.

Целевое назначение рынка состоит в выполнении следующих функций.

Воспроизводственная функция. Воспроизводство - это устойчивое повторение производства, распределения, обмена и потребления. Товарный обмен соединяет исходное действие (производство) с конечной целью (потребление) и обеспечивает дальнейшее движение, создает импульс к повторению производства.

Саморегулирующая функция.

Стимулирующая функция Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами,

Саморегулирующая функция. Рынок способен осуществлять как бы невидимое, автоматическое регулирование, соединяя различные экономические интересы. Производители и продавцы, добиваясь собственной выгоды, одновременно обеспечивают интересы потребителей в лице покупателей товаров. Действия их словно направляются «невидимой рукой рынка». Сила конкуренции направляет стремление к личной выгоде таким образом, что это стремление автоматически и непроизвольно обеспечивает интересы общей выгоды. Концепция «невидимой руки рынка» заключается в том, что производитель может максимизировать свою прибыль только в том случае, если его товар будет максимально нужен потребителям. Преследуя свой корыстный индивидуальный интерес, каждый производитель работает на достижение общественного интереса.

Стимулирующая функция . Свободный рынок автоматически обеспечивает устойчивое освоение достижений технического прогресса. Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами, которые применяют новейшую технику и технологии.

Санирующая функция. Рынок автоматически исключает‚ из сферы предпринимательства всех неумелых, некомпетентных неудачливых производителей. Образно говоря, свободный рынок как живой организм самоочищаясь, проводит «санобработку» и регулирует «обмен веществ» в экономике.

Распределительная функция. Свободный рынок регулирует структуру национального хозяйства путем автоматического распределения капитала по отраслям. Повышенный спрос на определенные товары вызывает повышенную цену и автоматически привлекает производителей именно в эти отрасли. В результате чрезвычайно быстро исчезает дефицитность любых товаров и, наоборот, угасают те отрасли, чьи товары пользуются все меньшим спросом.

Рынок, выполняя свои функции, приводит к накоплению капитала и расширению производства. Расширение производства, в свою очередь, приводит к снижению рыночных цен на товары и услуги. Возможность свободного входа или выхода из отрасли означает жизненно важную гибкость экономики в условиях свободной конкуренции.

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям (показателям деления).

По о б ъ е к т а м продаж : рынок потребительских товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг и т.д.

По о б ъ е м а м продаж (или - по географическому положению): местный рынок; национальный; мировой.

По способу проявления экономической власти : свободный, стихийный рынок; монопольный рынок; смешанный рынок.

По видам сделок : спотовый (торговля реальными товарами с немедленной доставкой); срочный рынок (торговля контрактами о будущей поставке).

По степени соблюдения законности : легальные и нелегальные («черные»).

По характеру продаж : оптовый рынок; розничный рынок.

По инфраструктуре : простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); среднеорганизованный рынок; высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж и др. видов инфраструктуры).

Степень развития рынка проявляется через развитие инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - это совокупность специализированных организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное (быстрое и качественное) функционирование рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок.

9. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена.

Спрос на рынке. Спрос - это потреб-

ность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя). Платежеспособный спрос означает, что потребитель не только желает, но и может купить определенный товар. Платежеспособность покупателя, как правило, ограничена. И перед ним возникает постоянный выбор юк удовлетворить многообразие своих потребностей при имеющейся платежеспособности.

Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Это - функциональная зависимость, где цена (Р) выступает аргументом, а спрос (Q) - функцией. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот. Такую количественную зависимость можно представить графически, где: Р - цена на определенный товар, например, сыр; - спрос на сыр в кг. (график 3).

Предложение на рынке. Предложение - это ко-

личество товара, которое

могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения.

Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.

В нашем примере рассмотрим 1 и 3 графы и представим себе поведение другой (противоположной) стороны. Бесплатно свой товар раздавать никто не будет. При цене 20 рублей за один килограмм, может быть продан 1 кг вследствие особой ситуации (жалость к бедняку или крайняя необходимость в наличных деньгах). Но с ростом цен поведение производителей меняется и, при цене в 300 рублей, продавцы готовы затоварить рынок (график 5).

Рыночное равновесие. Соотношение спроса и

Равновесная цена. предложения формирует

определенную рыночную цену.

Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.

Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.

Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению. На графике цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

10. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность спроса. Основные изменения

спроса происходят вследствие

изменения цены. Поэтому рассматривают, прежде всего, эластичность спроса по цене.

Степень изменения спроса под воздействием цены называется эластичностью (гибкостью) спроса. Эта изменчивость измеряется коэффициентом эластичности.

Кэл. = Изменение объема спроса в % / Изменение цены в %.

В рыночном механизме выделяют множество типов (моделей) эластичности спроса:

а) единичная эластичность;

б) эластичный спрос;

в) неэластичный спрос;

г) совершенно неэластичный спрос;

д) бесконечно эластичный спрос.

Выделим основные модели эластичности спроса.

1. Единичная эластичность , когда изменение спрос точно отражает изменение цены:

Графическое изображение этой модели:

2. Эластичный спрос , когда изменение спроса опережает изменение цены: Кэл > 1. Например,

На графике это выглядит:

Для более четкого показа следует взять цену неизменной, тогда будет абсолютно эластичный спрос.

Такая ситуация может возникнуть в случае роста доходов или инфляционных ожиданий.

3. Неэластичный спрос , когда изменение спроса отстает от изменения цены: К эл < 1. Например,

На графике это выглядит:

Для отдельных товаров проявляется абсолютно неэластичный спрос , когда спрос постоянен при любом росте цен:

Эластичность предложения. Интенсивность изме-

нений предложения в зависимости

от уровня цены отражается в эластичности предложения. Показателем эластичности предложения служит коэффициент эластичности предложения (Кэл).

Кэл = Изменение предложения в % / Изменение цены в %.

На рынке могут иметь место следующие ситуации. Е д и н и ч н а я эластичность, когда Кэл равен единице. Предложение прямо пропорционально цене. На графике 12 это выглядит следующим образом:

Кэл

При этом, если в течение длительного времени сохранят и устойчивый рост цен, коэффициент эластичности предложения имеет тенденцию к возрастанию, т.е. - рост производства опережает рост цен. На графике 13 это выглядит:

Н е э л а с т и ч н о е предложение, когда уровень предложения слабо или вообще не изменяется с ростом цен и Кэл меньше единицы. Неэластичность предложения может быть вызвана, например, ограниченностью природных ресурсов или неспособностью производства мгновенно реагировать на изменение цен. Графически это выглядит:

11. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции.

Конкуренция - это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода.

Конкуренция может проявляться только при определенных условиях.

Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР).

Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например,Виды Проявление конкуренции многооб -

конкуренции. разно.

Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления).

По сферам проявления:

а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату;

б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, наибольшую прибыль;

в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль;

г) международная конкуренция между странами объемы мирового рынка.

По способам конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция.

По видам рынков:

а) совершенная конкуренция;

б) потенциальная конкуренция;

в) несовершенная конкуренция.

12. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Противоречивые последствия функционирования монополий.

13. Рынок потребительских товаров. Теория потребительского поведения.

14. Рынки факторов производства и их особенности. Основные виды факторных доходов.

15. Издержки производства: понятие, сущность, структура. Необходимость определения экономических издержек.

Решение проблем экономического развития («Что», «Как», «Для кого производить?») связано с использованием ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Ресурсы - это совокупность элементов производства, которые могут быть использованы для создания ценностей.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы. Разнообразие ресурсов представлено следующими видами: 1) природные, естественные; 2) трудовые; 3) материальные; 4) финансовые (денежные средства); 5) информационные. К неэкономическим ресурсам относятся социальные и духовные силы, которые могут быть использованы в процессе производства. Природные ресурсы - составная часть экономических ресурсов. Это обязательное условие производства, естественная база его развития.

Природные ресурсы бывают неисчерпаемые и исчерпаемые, то есть со временем они истощаются (например, полезные ископаемые).

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Такие природные ресурсы как вода, почва, леса требуют затрат труда для своего восстановления, что делает необходимой их экономическую оценку. Общество заинтересовано в рациональном использовании природных ресурсов, которые нуждаются в бережном к ним отношении, сохранении и приумножении. Требуется определенный оптимальный режим эксплуатации биосистем, который бы предусматривал сохранение способности их к воспроизводству. Для невозобновляемых природных ресурсов актуальной является проблема сокращения потерь при добыче и переработке (добывающие отрасли). Научно-технический прогресс позволяет сберегать природные ресурсы, заменяя истощающиеся виды их искусственными материалами.

При рациональной организации производства, разумном использовании природных ресурсов человечество в состоянии обеспечить их постоянное воспроизводство. Так как природные, трудовые и материальные ресурсы используются в любом производстве, то их называют базовыми, основными.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая способностью производить продукцию и услуги, т.е. население в трудоспособном возрасте. Это определяющий и активный элемент производства. Трудовые ресурсы характеризуют по социальному, демографическому, профессиональному, квалификационному, образовательному и культурному признакам. Численность и темпы прироста трудовых ресурсов в разные периоды неодинаковы. Распределение их по сферам занятости и отраслям производства зависит от структуры экономики, ее потребностей в рабочей силе. Повышение качества трудовых ресурсов и эффективность их использования связано с обеспечением профессиональной подготовки и переподготовки, с проблемой рациональной занятости. Рост эффективности использования трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики и сокращающегося естественного прироста населения сказываются на обеспечении потребности в рабочей силе.

Материальные ресурсы - это совокупность предметов, в основном созданных человеком, с помощью которых осуществляется производство. В значительной массе они сами - результаты производства и реализуются в зданиях, сооружениях, станках, машинах и т.д. Эффективность их использования в наибольшей мере характеризует степень овладения и подчинения сил природы человеку, производству. Материальные ресурсы представлены производственными фондами, распределенными по отраслям производства.

Финансовые ресурсы есть денежные средства, используемые для обеспечения и развития производства. Они образуются в процессе производства и опосредуют движение материальных ресурсов. Финансовые ресурсы используются государством для обеспечения сбалансированного развития отдельных элементов макро- и микроэкономики.

Информационные ресурсы - это комплекс современных средств микроэлектронной техники и вычислительных машин, средств связи, автоматизированных банков данных. Они облегчают овладение накопленными человечеством знаниями, содержащимися в источнике информации. Информационные ресурсы используются для анализа и переработки различных сведений, приводящих к появлению новой информации, которую можно накапливать. Они способствуют усилению интеллектуальной человеческой деятельности, так как по объему памяти превосходят возможности людей. Информационные ресурсы - порождение НТР. Сама информация - ресурс, имеющий нематериальный характер. Это данные для автоматизированного производства и управления им через компьютеры.

Финансовые и информационные ресурсы появились позже и называются производными. Их происхождение связано с функционированием базовых ресурсов, которые включают трудовые и материальные ресурсы.

Производство всегда реализует решения его участников о том, что и как производить. Очевидно, однако, что эти решения ограничены конкретными возможностями, которыми располагает производитель. В свою очередь, эти ограничения носят «технологический» и «экономический» (степень доходности от реализации результатов производства) характер.

Начавшаяся со второй половины XX в. научно-техническая ре-волюция, с одной стороны, выявила все возрастающее значение та-ких факторов производства как энергия и информация; с другой сто-роны, открыла путь к созданию автоматизированных систем, кото-рым человек передает техническую управленческую функцию, благодаря чему выключается из непосредственного участия в техно-логическом процессе. В результате возникла гибкая автоматизиро-ванная система машин с широким применением не только механиче-ской обработки предметов труда, но и технологии, позволяющей из-менить структуру вещества на молекулярном, атомном и субатомном уровнях.

Актуализация темы урока:
Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Я - Робинзон», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств, проявить интерес к теоретическим вопросам экономики и увидеть их связь с жизнью. В ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, что очень актуально в наше непростое время.

Основные понятия урока:
Производственные ресурсы
Человеческие ресурсы (труд)
Природные ресурсы (земля)
Капитальные ресурсы (капитал)
Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
Информация
Факторы производства
Ограниченность ресурсов
Проблема выбора
Рациональное поведение
Принятие решений

Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Введение в экономику» В.С. Автономов
Распечатки: «Иерархия потребностей по А.Маслоу.»
Задания игры

Цели урока:
Образовательные:

  • формирование понятия сущности ограниченности ресурсов, проблемы выбора производственных ресурсов
  • обучение рациональному выбору в принятии экономических решений
  • использованию принципа рационального поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к материальным благам;
  • воспитывать навыки принятия самостоятельных решений.

Развивающие:

  • формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
  • содействие развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Наверно все читали роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или смотрели одноименный фильм? Представим себя Робинзонами, попавшими на необитаемый остров. Какой вопрос возникает первым?
Что делать? Как выжить? Что мы будем есть? Где жить? и т.д.

Все ваши ответы верны.

Робинзону нужно выжить, он не знает, кто и когда его спасет, уплыть невозможно, корабль потерпел крушение и скоро утонет.

3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (в ходе деловой игры)
Итак, вы на необитаемом острове. Ваш корабль еще на плаву, но вот- вот пойдет ко дну. У вас есть возможность вплавь добраться до него 2 раза и взять груз массой 20 кг.

Задание1:

  • составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
  • в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
  • обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.


Списки всегда получаются разные, интересные, иногда смешные. Ребятам очень нравится отстаивать свой выбор, возникают споры. в которых всегда рождается истина. Учитель должен правильно направить обсуждение в нужное для урока русло, задавая по ходу обсуждения вопросы.
Учитель обращает внимание учеников, что во время обсуждения были затронуты важнейшие экономические категории, такие как «потребности», «ограниченность ресурсов», «первоочередные потребности», «проблема выбора». Оказывается, даже на необитаемом острове решаются главные вопросы, стоящие перед любой экономикой: что делать? как делать? как распределять?
Все основные экономические понятия фиксировались при этом на доске. А игра продолжается.

Задание 2:

  1. Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
  2. Поменялся ваш список? Почему?

Обсуждение полученных результатов

Выводы
Изучив список ребята приходят к пониманию того, что

  • сначала нужно удовлетворить физиологические потребности , чтобы выжить на необитаемом острове;
  • система потребностей и ценностей меняется в зависимости от жизненной ситуации ;
  • человек имеет самые разнообразные потребности: в еде, одежде, жилище, в образовании, труде, развлечениях, в любви, дружбе, общении и многом другом.;
  • у каждого человека свои предпочтения, своя «шкала ценностей», то, что является жизненно важным для одного, может ничего не значить для другого;
  • различия между отдельными людьми могут быть настолько велики, что невозможно не только перечислить все потребности людей, но и упорядочить их, расставив по степени значимости, важности для всех без исключения.
  • каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными.

Двадцатое столетие часто называют «веком информации».
Информация поступает к нам из самых разнообразных источников: через радио, телевидение, газеты и журналы, через глобальную компьютерную сеть Internet.
Мы ежесекундно получаем новую информацию, наблюдая окружающий мир, живую и неживую природу. Наш организм - постоянный источник новой информации. Именно информация и формирует все наши потребности. В основе всех наших привычек, вкусов", предпочтений и чувств, жизненного опыта и знаний, в основе всех наших осознанных и неосознанных желаний лежит информация, полученная через наши органы чувств. Она может руководить человеком из его подсознания, а его обрести форму осознанных представлений.

Задание 3

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью доступных ему ресурсов. К ресурсам, удовлетворяющим потребности, относят продук­ты питания, одежду, книги, компьютеры, автомобили, чистый воздух и солнечный свет, запасы полезных ископаемых и воды, дома и при­усадебные участки, произведения литературы и искусства, медицинские и образовательные услуги, средства связи и т. д..
Часть ресурсов для удовлетворения потребностей является результа­том производства, часть - создается природой без участия человека.
Производственные ресурсы - это ресурсы, используемые для про­изводства товаров и услуг. Производственные ресурсы принято разделять на три категории: земля, труд, капитал.
Земля (природные ресурсы) - это ресурсы, произведенные природой без участия человека и используемые в производстве товаров и услуг. Примерами природных ресурсов являются водные ресурсы, почва, дары леса (дикорастущие деревья, растения, ягоды, фрукты) или продукты моря, полезные ископаемые в недрах земли, не подвергнутые какой-либо переработке, т. е. не являющиеся продуктом человеческой деятельности.
Труд (человеческие ресурсы) - включает в себя физические и ум­ственные способности, состояние здоровья, образование и профессио­нальные навыки людей, используемые в процессе производства.
Количественно человеческие ресурсы измеряются числом трудоспо­собных людей и объемом рабочего времени.
Качество человеческих ресурсов определяется как уровнем профес­сиональной подготовки людей, объемом соответствующих знаний и умений, так и степенью их заинтересованности в производстве, мотива­цией их работы.
Капитал (капитальные ресурсы) - это ресурсы, созданные в про­цессе производства и предназначенные для использования в процессе производства (здания и сооружения, станки и оборудование, средства связи, транспорт, а также обработанное сырье и полуфабрикаты для
производства товаров).
Перечисленное выше иногда называют «физическим капиталом», дабы подчеркнуть отличие от понятия «финансовый капитал», к кото­рому относятся деньги и ценные бумаги и который не является про­изводственным ресурсом (в том смысле, что любое производство, в принципе, может быть осуществлено без использования финансового
капитала).
Иногда выделяют четвертый вид производственных ресурсов - предпринимательство. В то же время предпринимательство может рассмат­риваться как особая часть человеческих ресурсов, поскольку предпола­гает наличие у людей особых, так называемых предпринимательских способностей. Оплата труда предпринимателей также имеет отличитель­ные особенности. Она, как правило, связана с риском открытия нового дела или продвижения на рынок нового товара, т. е. с получением прибыли, и, следовательно, не может быть ни гарантирована, ни даже определена заранее в отличие от платы за землю", труд или капитал (физический).

Для осуществления процесса производства необходимо иметь все виды производственных ресурсов: землю, труд и капитал.

Производственные ресурсы, которыми располагает человечество, позволяют произвести лишь конечное количество товаров и услуг, способных удовлетворять человеческие потребности. Природа произвела и производит также ограниченное количество доступных человечеству Ресурсов, которые могут быть непосредственно использованы для удов­летворения человеческих потребностей. (Следует отметить, что часть имеющихся ресурсов может оказаться практически недоступной в конк­ретный период времени ни для непосредственного использования в удовлетворении потребностей людей, ни для использования их в производстве товаров и услуг, служащих тем же целям. Примером могут служить продукты леса в труднодоступных регионах, полезные ископа­емые на больших глубинах залегания, ценные минералы, обнаруженные на лунной поверхности.)

Все человеческие потребности не могут быть удовлетворены с помощью доступных ресурсов.

Эта принципиально неустранимая проблема получила название «ограниченность» («редкость») или «ограниченность ресурсов».
Проблема ограниченности имеет относительный, сравнительный характер: «потребностей больше, ЧЕМ ресурсов».

4.Итог урока, рефлексия

Ученики делятся впечатлениями, удивляются, тому, каким на первом этапе игры был ход их действий по выбору необходимых вещей для жизни на необитаемом острове.. и как поменялись их предпочтения после изучения теории потребностей по А.Маслоу.

Теперь цените свой исправленный список по пятибалльной системе. У всех «5» баллов. Все, изучив теорию, теперь выживут на необитаемом острове.Ура!

Мы всегда делаем выбор, цена нашего выбора,это всегда отказ от чего-либо. Эта проблема и будет темой нашего следующего урока.
А сейчас на горизонте показался большой красивый корабль, который заберет на Большую земля всех Робинзонов, умеющих делать
свой, правильный выбор .

5.Домашнее задание
«Введение в экономику» В.С. Автономов &1,стр.5-8

Приложения

1.ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ

Исследования американского психолога Абрахама Маслоу (A.Maslow, 1908-1970) являются основой изучения поведения человека на работе, используются в управлении мотивацией, управлении конфликтами и другими областями современного менеджмента.

Согласно Маслоу (Hierarchy of Needs), «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются».

2.Задания
(печатаются на отдельных листах и выдаются по ходу игры)

Задание1:

1.составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
2.в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
3.обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.

Задание 2:

1.Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
2.Поменялся ваш список? Почему?

Задание 3:

  1. Посмотрите на иерархию человеческих потребностей, которую создал А.Маслоу, почему она изображена в виде пирамиды?
  2. Биологические потребности, можно ли без них обойтись?
  3. Какие из них стоят на первом месте?
  4. Почему появление на вашем острове Пятницы «раскрасит» вашу жизнь?
  5. Что удовлетворяет наши потребности?

«5» – у вас в первом наборе большую часть составляют: вода, еда, средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное). Во второе посещение взяты средства защиты и жизнедеятельности.

«4» - у васотсутствует какая-то одна позиция из списка на «5».

«3» - вы забыли про средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное) и средства защиты и жизнедеятельности. Взял с корабля вещи, которые не помогут вам выжить на острове (косметика, предметы роскоши, магнитофон и тому подобное).

«- вы забыли, что человек может умереть от жажды и голода, ему нужно защищаться от опасностей и не взяли с корабля все для удовлетворения физиологических потребностей.

Источником любого производства являются ресурсы , т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы: природные, трудовые, материальные, финансовые.

Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ. В состав природных ресурсов входят: земля, ее недра, леса, вода, воздух. Человечество использует солнечную энергию, энергию приливов и отливов, ресурсы животного мира, полезные ископаемые и т.д. Часть этих ресурсов не возобновляема (нефть, газ, уголь, руда), а другая – поддается возобновлению. Так, например, за счет эффективных агрономических мероприятий можно не только восстановить, но и улучшить плодородие почвы.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В рыночной экономике повышаются требования к качеству трудовых ресурсов: к их знаниям, образовательному уровню, профессиональной подготовке, здоровью.

Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство. Они представляют собой основную часть производственного потенциала общества. К материальным ресурсам относятся здания, сооружения, машины, станки, механизмы, запасы сырья и материалов, дороги, мосты, средства связи и т.д. Материальные ресурсы иногда характеризуют как инвестиционные ресурсы или средства производства . Они состоят из орудий труда и предметов труда или то, что описывается понятием «капитал ».

Природные, трудовые и материальные ресурсы являются базовыми ресурсами. Они образуют обязательное условие любого даже самого простого производства.

Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.

Особую роль в переходной экономике играет такой ресурс как информация , которая представлена в виде научной, статистической, технологической, проектно-конструкторской, управленческой информации.

Важным экономическим ресурсом в рыночной экономике является время . Экономические субъекты в своей хозяйственной деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса. Проблема времени проявляется в существовании временных ограничений каждого экономического действия.

Среди экономических ресурсов следует выделять исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и невоспроизводимые, а также альтернативные и неальтернативные ресурсы.

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть экономических ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства . Экономические ресурсы по объему всегда больше реально используемых факторов производства и экономические субъекты никогда не ставят задачу вовлечь в сферу производства все имеющиеся экономические ресурсы. Таким образом, понятие «экономические ресурсы» более широкое, чем «факторы производства».

В экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяются три фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их формируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным – предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.

Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.

Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.

Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.

Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда. Структуру капитала составляют оборудование, промежуточный продукт, деньги, ценные бумаги.

В современных условиях производства в качестве особого фактора выделяется предпринимательство . Это разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации, новаторство, предпринимательский риск. Данный вид деятельности предполагает предпринимательскую способность как особый вид человеческого капитала, состоящий в эффективном соединения факторов производства для создания товаров и услуг, приносящих доход всем участникам предприятия и удовлетворяющих общественные потребности.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...