Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье


Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) - это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций - ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчёте. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчёркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, по-разному влияют на экономические системы стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Очевидно, что и сами факторы изменяются с течением времени.

В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

  1. Качество институтов.
  2. Инфраструктура.
  3. Макроэкономическая стабильность.
  4. Здоровье и начальное образование.
  5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
  6. Эффективность рынка товаров и услуг.
  7. Эффективность рынка труда.
  8. Развитость финансового рынка.
  9. Уровень технологического развития.
  10. Размер внутреннего рынка.
  11. Конкурентоспособность компаний.
  12. Инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причём ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчёта Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Всемирного экономического форума по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта Индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёте содержится подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. Как правило, в доклад также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Национальная конкурентоспособность в рамках данного исследования определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

«Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Факторы конкурентоспособности экономики страны

При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

Изучением проблемы улучшения состояния мировых хозяйственных систем на основе измерения и обобщения деятельности национальных экономик в нее входящих также занимается Всемирный экономический форум – независимая международная организация, созданная в 1971 г. В работе ВЭФ принимают участие главы государств, ведущие политики, экономисты и финансисты, что обусловливает высокую престижность этой организации. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является GCI, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а именно: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений представлена в таблице 1, может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны . Таким образом, несмотря на различия в подходах в определении конкурентоспособности, современное ее понимание связано с усилением взаимозависимости национальных экономик в условиях углубления процессов глобализации. В рамках задачи формирования конкурентоспособности это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития национальной экономики .

Для оценки факторов формирования конкурентоспособности страны в целом и возможности воздействия национальных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером .

Таблица 1 – Сравнительная характеристика достоинств и недостатков методологии рейтингов ВЭФ и МИРМ

ВЭФ МИРМ
Достоинства методологии
Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных Четко представлен критерий национальной конкурентоспособности – эффективность деловой среды
Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс конкурентоспособности) При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны
Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени
Прогнозная направленность анализа международной конкурентоспособности (What-if-анализ)
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны
Недостатки методологии
Значительное число субъективных показателей конкурентоспособности страны, полученных в результате опроса Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны
Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкуренто- способности страны в динамике Отсутствие ряда показателей, характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т. д.
Снижение объективности и точности расчетов вследствие использования опросных данных
Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны, оценка конкурентоспособности носит в большей степени качественный, описательный характер

Роль страны в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «национальный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности страны (по М. Портеру ) осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Год назад РФ продвинулась на 11 позиций, поднявшись с 64-й строчки, два года назад подъем составлял 3 позиции - с 67-го места.

Низкие места Россия занимает в таких сферах, как институциональное развитие (100-е место из 140 стран), развитие финансовых рынков (95-е место).

Как говорится в сообщении ВЭФ, важным фактором улучшения итоговой позиции России в рейтинге стал пересмотр МВФ показателей паритета покупательной способности - в результате денежная оценка ВВП РФ выросла с $2,55 до $3,56 трлн (6-е место в мире).

Кроме того, подняться в GCI России помогло ухудшение ситуации в других странах, например в Турции. В некоторых сферах прогресса добилась сама Россия, например благодаря усилиям властей улучшились условия функционирования рынка товаров, говорится в сообщении.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности.

Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете.

Индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ включает 12 показателей конкурентоспособности и составляется ежегодно с 1979 г. на основе открытой информации, а также с учетом мнений нескольких тысяч экспертов из более чем 100 стран мира.

Отмечается, что чем выше уровень конкуренции в стране, тем выше уровень клиентоориентированности во всех отраслях экономики. Эксперты при составлении индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития.

Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития.

Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета индекса, для того чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

1. Швейцария

Первое место в GCI семь лет подряд занимает Швейцария.

Швейцария демонстрирует очень высокие показатели практически по всем параметрам.

По показателю «инновационный потенциал» Швейцария занимает второе место, уступая только Финляндии. По параметру «инфраструктура» - лишь пятое место.

А также четвертое место по параметру «Высшее образование и профессиональная подготовка».

Самые низкие показатели у Швейцарии по таким параметрам, как «размер внутреннего рынка» (39 место), «макроэкономическая стабильность» (12 место).

2. Сингапур

Самые высокие показатели продемонстрировал Сингапур по таким параметрам, как «инфраструктура» (2 место), «высшее образование и профессиональная подготовка» (2 место), «эффективность рынка товаров и услуг» (1 место), «эффективность рынка труда» (2 место), «развитость финансового рынка» (2 место).

Самые низкие показатели Сингапура – таких категориях, как «конкурентоспособность компаний» (19 место), «размер внутреннего рынка» (31 место), «макроэкономическая стабильность» (15 место).

3. США

Самые высокие показатели США продемонстрировали по таким параметрам, как "эффективность рынка труда" (4-е место), "размер внутреннего рынка" (1-е место), "конкурентоспособность компаний" (4-е место).

Самые низкие показатели – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (113-е место), "здравоохранение и начальное образование" (49-е место), "качество институтов" (30-е место).

4. Германия


В рейтинге этого года Германия поднялась с пятой на четвертую строчку по сравнению с показателями прошлого года. Германия, население которой превышает 80 млн человек, улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом.

В этом году страна продемонстрировала лучшие показатели по таким параметрам, как "инфраструктура" (7-е место), "размер внутреннего рынка" (5-е место), "конкурентоспособность компаний" (3-е место), "инновационный потенциал" (6-е место).

Худшие показатели Германия продемонстрировала по таким показателям, как "эффективность рынка труда" (35-е место), "развитость финансового рынка" (25-е место), "макроэкономическая стабильность" (24-е место).

5. Нидерланды

Нидерланды поднялись с восьмой позиции на пятую. Страна улучшила свои показатели по многим параметрам.

Самые высокие показатели у Нидерландов по таким параметрам, как "инфраструктура" (4-е место), "здравоохранение и начальное образование" (5-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (3-е место), "конкурентоспособность компаний" (5-е место).

Худшие показатели Нидерланды продемонстрировали в таких показателях, как "развитость финансового рынка" (37-е место), "макроэкономическая стабильность" (39-е место).

6. Япония

Япония, население которой превышает 127 млн человек, занимает 6-е место в рейтинге конкурентоспособности в этом году. По сравнению с прошлым годом ее место в рейтинге осталось без изменений.

Лучшие показатели продемонстрировала Япония по таким параметрам, как "инфраструктура" (6-е место), "размер внутреннего рынка" (4-е место), "конкурентоспособность компаний" (1-е место) и "инновационный потенциал" (4-е место).

Худшие показатели Японии – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (127-е место), "эффективность рынка труда" (22-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (21-е место).

7. Гонконг

Лучшие показатели у Гонконга по таким параметрам, как "инфраструктура" (1-е место), "эффективность рынка товаров и услуг" (2-е место), "эффективность рынка труда" (3-е место), "развитость финансового рынка" (1-е место).

Худшие показатели у Гонконга – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование" (32-е место), "размер внутреннего рынка" (27-е место), "инновационный потенциал" (26-е место).

8. Финляндия

Финляндия опустилась с четвертой позиции на восьмую. Это худший результат этой страны за всю историю GCI.

Лучшие показатели у Финляндии – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование", "качество институтов", "высшее образование и профессиональная подготовка", "инновационный потенциал".

Худшие показатели продемонстрировала Финляндия в таких параметрах, как "макроэкономическая стабильность" (43-е место), "размер внутреннего рынка" (55-е место), "эффективность рынка труда" (23-е место).

9. Швеция

Лучшие показатели у Швеции в таких параметрах, как "уровень технологического развития" (3-е место), "инновационный потенциал" (7-е место).

Худшие показатели – в таких параметрах, как "размер внутреннего рынка" (36-е место), "здравоохранение и начальное образование" (23-е место).

10. Великобритания

Замыкает десятку лидеров Великобритания. По сравнению с рейтингом прошлого года Великобритания опустилась на одну строчку в рейтинге конкурентоспособности.

Лучшие показатели у Великобритании по таким параметрам, как "уровень технологического развития", "эффективность рынка труда", "размер внутреннего рынка" и "конкурентоспособность компаний".

Худшие показатели Великобритания продемонстрировала по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (107-е место), "здравоохранение и начальное образование" (21-е место).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...