Регулирование экономики государством. Влияние государства на экономику


Экономика страны - совокупность процессов в различных сферах деятельности, направленных на рост уровня благосостояния государства в целом и ее граждан в частности. Лучше всего экономику страны (относительно развития и уровня жизни граждан) характеризует два основных параметра ВВП на душу населения и ВВП.

Экономика страны - сложная система, объединяющая следующие сферы деятельности - организационную, технологическую, научно-техническую, социальную и хозяйственную. Каждая из них имеет свой потенциал, который накапливается в процессе работы и формирует единую систему жизнедеятельности государства.

Экономика страны - один из ключевых показателей, характеризующий стабильность, свободу финансовой системы, дальнейшие перспективы развития. Это определение объединяет все экономические ресурсы, денежные средства и факторы производства, которые находятся в распоряжении государства.

Сущность экономики страны

Государственная экономика - это обобщающее понятие, в которое входит целая сеть различных отраслей. Так, в экономике каждой из стран можно выделить следующие ответвления - транспорт, промышленность, связь, торговля и так далее. Общность всех отраслей формируют единую экономику страны.

По своему принципу национальная экономика состоит их 3-х основных ресурсов, к которым можно отнести капитал страны, ее природное богатство и граждан. В общей системе экономики страны две группы - социальная отрасль и отрасль материального производства. К первой категории относятся следующие сектора - туризм, спорт, коммунальное хозяйство, наука, образование и здравоохранение. Ко второй группе - строительство, связь, лесное хозяйство, общепит, торговля, транспорт и так далее.

У экономики страны есть следующие особенности:

Ее можно охарактеризовать по трем основным признакам - территориальному, отраслевому и функциональному;
- она охватывает всю систему экономической и социальной сферы на национальном и местном уровне;
- экономика страны выступает как совокупность трех основных ресурсов - капитала, природы и человека;
- в основе системы два сектора - социальный и материального производства.

Нормальное развитие экономики страны возможно только при соблюдении ряда условий - суверенитета государства (ее нации), единого экономического пространства, территориальной целостности, наличия своей валюты, совместная деятельность различных секторов экономики, развитый внутренний рынок и так далее.

Виды экономики страны

Национальная экономика может классифицироваться по самым различным признакам. Одно из наиболее популярных делений предложено организацией объединенных наций (ООН). Так, экономику страны можно классифицировать:

1. По уровню развития :

А) Экономика развитых государств . Здесь главная особенность - высокий уровень дохода на каждого гражданина страны. Развитые страны отличаются большим числом населения, мощным запасом капитала, высоким уровнем развития промышленности и социальной сферы. Численность населения в таких странах составляет 15-20% от общей населенности планеты.


К экономически развитым странам относится Япония, Франция, США, Италия, Канада, Великобритания и Канада. Общий объем ВВП стран «большой семерки» - это почти половина от общемирового финансового оборота. При этом лидирующие позиции среди этих стран занимает США, где производится 1/5 всего валового продукта в мире.

Общий объем населения составляет всего 4% от общемирового. На первые роли Америка вышла после завершения второй мировой войны. На втором месте - Япония с 8% мирового ВВП. Далее - остальные страны «семерки» (Канада, Великобритания, Италия и прочие).

К основным признакам развитых стран можно отнести:


- высокий ВВП на каждого жителя страны. В среднем этот 20-30 тысяч долларов на человека. Данный показатель является определяющим при оценке уровня жизни граждан в целом. При этом основная опора общества - средний класс;


- развитая промышленность и активный переход от индустриальной к проиндустриальной экономике. Хорошо развита сфера услуг, высокая доля занятости населения, высокая скорость экономического роста, слаженная структура экономики;

Неоднородная структура в сфере бизнеса. Основное влияние сосредоточено в руках крупных корпораций (ТНК). Но немаловажную роль играет и более мелкий бизнес (средний и малый), доля которого в общем предпринимательской деятельности является преобладающей;

Активное участие в хозяйственной деятельности. Со стороны государства делается все возможное, чтобы оптимизировать налогово-бюджетную сферу, добиться социально-экономической стабильности, своевременно выполнять денежно-кредитные обязательства;

Открытость к мировому рынку. Развитые страны ведут активную торговлю со многими странами мира, проводят валютно-расчетные операции, принимают трудовые ресурсы с других стран.

Б) Экономика развивающих стран . К этой категории сегодня можно причислить более 130 стран мира, среди которых представители Латинской Америки, Африки, Азии и прочих континентов. Сюда же относится и экономика Китая . Особенность таких стран - средний или низкий уровень доходности на каждого жителя. Суммарная численность населения в таких странах составляет почти 75-80%. Вполне естественно, что национальная экономики развивающихся государств влияет на всю мировую систему.


Основная черта, которая характеризует развивающиеся страны - это их позиции в мировой экономике. Чаще всего они зависимы от развитых государств «большой семерки» и торговли с ними. При этом основной упор в развивающихся странах делается не на производство, а на поставки топлива и сырья мировому рынку. Таким образом, они все больше зависят от импорта продукции. Как и в предыдущей категории, здесь можно отметить существенную зависимость экономики от крупных корпораций. В них находится почти 25% всех зарубежных инвестиций.

В экономическом плане развивающиеся страны отстают. Особенно это заметно в техническом оснащении социальной, с/х, промышленной инфраструктуры. При этом основная занятость населения - в сельскохозяйственном секторе. Так, в ряде стран Латинской Америки в с/х занято в 6-10 раз больше населения, чем в индустриальной сфере.

В) Экономика переходных стран . К таким государствам можно отнести всего несколько десятков государств, расположенных в Восточной и Центральной части Европы, к примеру, Вьетнам, Монголию, бывшие социалистические страны (Сербия, Черногория, Босния и Герцоговина, Болгария и так далее). В категорию "переходных" также попадает Россия и в прошлом прибалтийские и советские республики (Литва, Эстония, Армения, Киргизия, Казахстан и прочие).


Особенность переходных стран - высокий уровень развития, желание войти в ЕС. Но определенные проблемы и неумелые реформы часто приводили к дефициту государственного бюджета, снижению курса национальной валюты, расслоению населения и так далее. Предоставляемые кредиты МВФ позволяли лишь «залатывать» существующие прорехи, но никак не решать ключевые задачи.

2. По особенностям экономической системы :

А) . Основной принцип - минимальное вмешательство со стороны государства в экономическое развитие страны. Страна берет на себя решение лишь основных вопросов, которые рынок не способен уладить самостоятельно. В таком государстве минимум монополий. Большинство предприятий находятся в государственной собственности. Основная задача такой экономики - сделать государство и бизнес равноправными партнерами с общей целью сотрудничества - улучшение общего благосостояния;


Б) Социально-ориентированная экономика . Такое направление характерно для Швеции, Финляндии, Дании и прочих скандинавских странах. Здесь страна берет на себя основные обязательства по решению социальных проблем и повышения общего уровня жизни. Через бюджет страны проходит более 50% всего ВВП. В таких странах велика доля национальных предприятий, которые обеспечивают высокий ВВП. В сфере налогообложения ведется очень жесткую политику (налог может достигать 52%).


В) Экономика западноевропейского типа с ориентацией на социальную сферу. Подобный вид экономики работает в Бельгии, Австрии, Франции, Германии и ряде других стран Европы. Основное направление - рыночная экономика. Главная особенность - перераспределение «львиной» доли ВВП через государственную казну. При этом государство вмешивается почти во все вопросы регулирования структуры экономики и поддержания уровня хозяйства.

Вмешательство характеризуется предоставлением субсидий, кредитов, помощи начинающему бизнесу, развитию наиболее важных отраслей и так далее. Государственная собственность часто составляет от 25% и выше. Налоговая политика - гибкая и для каждой сферы бизнеса ставки могут различаться.

Г) Восточноазиатская экономика преобладает в ряде стран Востока. Основные черты:
- активное влияние государства на развитие экономики;
- привлечение инвестиций из-за рубежа;
- жесткий контроль финансовых ресурсов страны и бизнеса в целом;
- высокие пошлины на импорт продукции;
- замедленное развитие социальной сферы.

Д) Импортозамещающая экономика характерна для стран, которая очень зависит от импорта. Но бывают и исключения, к примеру, Индия. Особенности такой экономики:

Укрепление национального хозяйства за счет продвижения собственной продукции;
- контроль иностранных инвестиций;
- возможный запрет или ограничение импорта;
- высокий внешний долг, большая инфляция, слабый уровень развития социальной сферы, коррупция.

Е) Арабская традиционная экономика - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Основа развития таких стран - богатые запасы нефти, которые залегают в недрах страны. Основные задачи государства - контроль добычи ресурсов и перераспределения капитала. Здесь все на высоком уровне - благосостояние, инфраструктура, социальная сфера.

Ж) Островная экономика преобладает на небольших островах. Основной источник существования - налоги, которые оплачивают иностранные компании, туризм.

3. По типам экономики - традиционная, рыночная, административная, военная, смешная.


4. По формам экономики - натуральная, аграрная, сырьевая, промышленная, постиндустриальная, информационная, инновационная.

Цели экономики страны

Суть национальной экономики - достижение максимальных успехов во всех сферах деятельности, выработка необходимых благ для жизни людей, высокая конкурентоспособность на внешнем рынке, повышение благосостояния граждан, достижение стабильного уровня изобилия и благосостояния.

С позиции макроэкономики цели национальной экономики следующие:

1. Добиться экономического роста . В процессе деятельности должно иметь место регулярное повышение объемов производства товаров и услуг, улучшение их качества, внедрение новых технологий для оптимизации того или иного сектора.

2. Обеспечение полной занятости . Каждый человек, который хочет и умеет работать, должен получить такую возможность. Для этого строятся заводы, появляются дополнительные мощности, расширяется производство.


3. Гарантия экономического эффекта . Оптимальный вариант - обеспечение максимально отдачи от производства при условии минимальных вложений.

4. Поддержание уровня инфляции на стабильно низком уровне . При сильной экономике, высокой конкурентоспособности и мощном производстве инфляции может не быть вовсе.

5. Свобода производителей продукции, а также ее потребителей (в экономическом плане). Такой подход открывает пути для развития всех секторов экономики, повышает заинтересованность руководителей, способствует притоку инвестиций.

6. Экономическое обеспечение нетрудоспособных слоев населения . Социально незащищенные группы граждан должны быть максимально защищены экономикой страны и обеспечиваться в финансовом плане.

7. Справедливое распределение прибыли . Полученный от деятельности экономики доход должен в равной степени распределяться по всем секторам и с учетом текущих потребностей.

8. Сбалансированный экспорт и импорт товаров . Сектор внутреннего и внешнего товарооборота должен контролироваться соответствующими структурами. При активном экспорте и его преобладание над импортом, сальдо положительное. В обратном случае (импорт преобладает над экспортом) - отрицательное.

9. Стабильность ценовой политики . На практике стабильность цен и их нахождение на одном уровне тормозит рост ВНП, развитие экономики и уровень трудоустройства. С одной стороны низкие цены - это плюс для потребителя, который получает более дешевый товар. С другой стороны - производитель теряет мотивацию к производству товара и повышения его качества. В хорошо отрегулированной национальной экономике всегда присутствует плавное повышение.

10. Активный прирост государственного производства . Это означает стабильный прирост производства товаров и предоставления услуг без сильных колебаний в сторону снижения.

Функции экономики страны

По своей сути функция национальной экономики - это механизм, с помощью которого могут быть реализованы ее цели. Основная функция - это создание всех благ для развития и жизни общества, а также удовлетворения потребностей каждого гражданина.


С научной точки зрения можно выделить следующие функции национальной экономики:

1. Познавательная. При реализации основных процессов происходит изучение текущей реальности, ее осознание. В теории инновационной экономики уже заложена способность всестороннего исследования, а также успешного приспособления ко всем элементам реальной экономики. В свою очередь инновационные изменения также способны влиять на реальность и совершенствовать различные отрасли.

Задача познавательной функции - разъяснить, как работает экономика, какие бывает последствия конкретных явлений в сфере экономики, в чем их причины, как формируется капитал страны, от чего зависит ее благосостояние.

2. Практическая . Ее суть - в пояснении работы основных форм реализации экономической политики, решении хозяйственных задач, использовании на практике существующих законов экономики. Через практическую функцию можно увидеть, как решить текущие экономические проблемы, добиться роста производства и улучшения благосостояния людей.

3. Прогностическая . Ее суть - прогнозирование будущих процессов, которые будут происходить в национальной экономике. Благодаря этому можно направить развитие различных сфер в нужное русло, уменьшить воздействие негативных проявлений, спрогнозировать будущие опасности, снизить уровень инфляции в будущем, свести к минимуму уровень инфляции, повысить реальную прибыль населения, преодолеть мировые и внутренние экономические кризисы.

Прогностическая функция может использоваться на более низком уровне предпринимателями - руководителями компаний. В каждом конкретном бизнесе важно принимать решения, основываясь на возможных последствиях сделанных шагов.

Структура экономики страны

Национальная экономика каждого государства состоит из нескольких частей, среди которых:

1. Воспроизводственная структура . Ее особенность - отображение элементов экономики (незначительных субъектов), каждый из которых выполняет свои функции, выпускает определенные виды продукции и взаимодействует с общей системой. При этом существует три основных группы - это крупные фирмы (предпринимательская деятельность), правительство страны и домашнее хозяйство. Последняя составляющая является наиболее значимой, ведь именно в домашнем хозяйстве происходит потребление наибольшей части прибыли страны.

2. Социальная структура. Ее суть делание экономики на несколько секторов, которые объединены социально-экономическими отношениями. Здесь можно осуществить деление по видам труда, группам копаний, населению и прочим особенностям.

3. Отраслевая структур а. Ее суть - деление национальной экономики на несколько хозяйственных единиц, выполняющих одинаковые задачи. Так, в экономике страны можно выделить несколько направлений - сельское хозяйство, индустрию, автомобильную промышленность, научную сферу и так далее. У каждой из них есть свои «ответвления».

4. Территориальная структура подразумевает размещение производства в той или иной местности страны. Для простоты обслуживания производится разделение экономики на ряд экономических регионов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Современная рыночная экономика не может существовать полноценно сама по себе. В той или иной степени рыночные экономики разных стран регулируются государством. В результате формируются не столько рыночные экономики, сколько смешанные. Государства влияют на экономику с целью уменьшения негативных проявлений рынка.

Масштаб влияния государства на экономику - вопрос спорный, во многом определяемый национальными особенностями страны, путем и этапом ее экономического развития.

Считается, что рынок - это саморегулирующаяся система. Во многом свои экономические функции он способен выполнять без какого-либо регулирования из вне. Однако нередко рынок приводит к таким негативным социальным проявлениям как рост цен, безработица, перепроизводство, монополизация рынка и др. Поэтому государство должно влиять так, чтобы обеспечить необходимые условия функционирования рынка и при этом регулировать рынок, чтобы он не нарушал социальную стабильность и защиту национальных интересов.

Обычно государство ставит перед рынком общенациональную цель развития. В остальном ему дается свобода, и рынок функционирует по своим законам. Однако, что это за общенациональная цель, преследуя которую государство осуществляет влияние на рынок? Целью является достижение благосостояния, которое определяется как потребление населением товаров и услуг. В результате государство влияет на рынок так, чтобы рос национальный доход, промышленность, возрастали производительность труда и жизненный уровень, производимые в стране товары были конкурентоспособными.

Достижение благосостояния - это общая цель для рынка. Далее государство ее конкретизирует. Так целями могут быть обеспечение высокой занятости и экономического роста, укрепление собственной денежной единицы на международном рынке и др.

Во влиянии государства на экономику существует своеобразный парадокс. Государство не может поставить перед экономикой одновременно две цели: экономический рост и стабилизация цен. Обе одновременно не могут быть достигнуты. Это связано с тем, что в условиях экономического роста почти всегда растут и цены. Если же начать контролировать цены, то снизится производство, так как оно станет менее прибыльным.

И всё же в большинстве стран разрабатываются комплексные меры влияния на экономику. Обычно эти меры включают политику, направленную на экономический рост, предупреждение кризисов, изменение отраслевой структуры экономики, выравнивание уровней развития регионов, привлечение инвестиций в страну, сдерживание инфляции, увеличение занятости населения, уменьшение дифференциации доходов.

Следует отметить, что в XX веке влияние государства на экономику усилилось.

Кроме того что государство контролирует рынок, оно еще и участвует в нем в качестве собственника. Доля государственной собственности в некоторых развитых странах превышает 50% в основном капитале.

Также государство влияет на экономику так, чтобы происходило развитие сферы общественных благ, то есть товаров и услуг, которые предоставляются всем гражданам страны, обычно бесплатно. В первую очередь к ним относятся здравоохранение и образование. Предоставление общественных благ связано со сбором налогов.

Деятельность государства в командной экономике

Замечание 1

Государство имеет неограниченную политическую, административную и экономическую власть в командной экономике.

Как политический орган, государство является надстройкой общества , однако его деятельность проникает во все базисные экономические отношения. Необходимость всеохватывающего присутствия государства в экономике советские экономисты обосновывали следующим образом: после социалистической национализации средства производства стали достоянием народа, они должны быть использованы не в интересах каких-либо частных лиц, а для реализации целей всего общества и нации в целом.

В силу данного обстоятельства распоряжение и управление общими средствами производства осуществляется из единого центра, который представляет интересы всех трудящихся в одинаковой степени. Поэтому в данной ситуации интересы государства отождествлялись общественным и общенародным интересам. Поскольку государственные средства производства играют ведущую и преобладающую роль в командной экономике, постольку система государственного управления охватывает общественное производство полностью.

Бездефицитность государственного бюджета командной экономики объяснялась тем, что в него направлялось не 10 %, а почти 90 % прибыли функционирующих субъектов хозяйствования.

Управление командной экономикой

Замечание 2

В модели командно-административного управления преобладают распорядительно-приказные механизмы и методы внеэкономического принуждения.

Характерные черты системы государственного управления командной экономикой :

  • осуществление прямого управления предприятиями из единого центра;
  • наличие полного контроля государства за сферами производства и распределения;
  • использование в управлении административно-приказных методов.

Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов - структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.

Распорядительно-приказные механизмы управления возможны в странах имеющих разное социальное устройство. Они могут совмещаться с общественной собственностью на основные производственные фонды (как это было в России), или элементами частной собственности (как это было в фашистской Германии).

Использование приказного управления оправдано в случае чрезвычайных обстоятельств, которые вызваны военными действиями, хозяйственным разорением или голодом. В таких условиях оно позволяет оперативно сосредоточить людские и материальные ресурсы на значимых участках, с успехом решать актуальные проблемы народного хозяйства. Для экстремальных условий этот тип может стать более эффективным и единственно возможным.

Бюджетные ограничения в командной экономике

Повсеместное внедрение централизованных механизмов загоняет все структуры предпринимательства в рамки специальной системы бюджетных ограничений, которая препятствует ответственному хозяйствованию.

Формами бюджетных ограничений являются:

  1. установление директивных цен;
  2. жесткая система налогообложения;
  3. отсутствие государственной помощи на безвозмездной основе;
  4. отсутствие возможностей для получения кредита;
  5. невозможность финансовых вложений из внешних источников.

Рыночная экономика имеет представленную жесткую систему бюджетных ограничений, которая стимулирует эффективность хозяйствования, материальную ответственность и заинтересованность в использовании денежных активов. Для командно-административной экономики характерна ориентация на «мягкую» систему бюджетных ограничений: налоговые льготы или отсрочка уплаты налогов; дотации и субсидии как безвозмездная финансовая помощь; выдача кредита при отсутствии гарантий или обоснованного целевого назначения и т.п.

Может, но только очень примитивная. Проблема заключается в том, что без государства невозможно организовать разделение капитала на низкорисковый и высокорисковый. Низкорисковый - это пенсионные накопления, банковские вклады и т.д.

Если бы не было возможности отделить низкорисковый капитал от остального, то он вообще выпал бы из оборота. Обычные люди, не склонные к предпринимательству, не готовы отдавать кому-то свои деньги без гарантий возврата. В такой ситуации имел бы место постоянный отток капитала "под матрас". Что не очень хорошо для развития. Ведь инновации требуют инвестиций. В принципе, отток капитала "под матрас" можно было бы остановить, не платя людям лишних денег, которые они могли бы копить. Но и это тоже плохо для прогресса. Деньги на инновации у производителей были бы, но у инновационных товаров не было бы покупателей. Когда у людей есть деньги только на еду, они не смогут покупать айфоны и гироскутеры. Вкладывать деньги в инновации в такой ситуации бессмысленно.

Однако государство обеспечивает возможность разделить капитал. Оно выстраивает некоторую схему, в рамках которой часть капитала оказывается защищена от рисков самим государством. Что бы ни случилось, государство гарантирует сохранность этого капитала. Способы обеспечить такие гарантии зависят от ситуации, но они всегда внеэкономические. Государство просто тупо вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, навязывая им своё видение того, как делаются дела. Задача при этом всегда одна и та же: снизить общие риски. Иногда для этого нужно максимально регламентировать бизнес-процесс, чтобы он протекал без неожиданностей. Иногда, когда регламентировать сложно, можно просто замедлить его. Тогда будет больше времени на реакцию в случае неожиданностей. Другими словами, государство всеми доступными способами стремится уменьшить число банкротств в тех отраслях, которые используют низкорисковый капитал. Иногда даже напрямую субсидирует эти отрасли, или же даёт им явные нерыночные преимущества. И всё для того, чтобы не доводить до ситуации, когда придётся выполнять взятые на себя обязательства по гарантиям, тупо печатая деньги.

Благодаря этой схеме, некоторая часть общего капитала может быть использована для инвестиций с высокими рисками. Грубо говоря, появляются деньги на то, чтобы разработать и произвести айфоны, которые не так уж необходимы, но очень нравятся людям. И благодаря тому, что лишние деньги этих людей не оседают у них под матрасами, а так или иначе работают в экономике, исчезает объективное препятствие к тому, чтобы вообще им их выплачивать. Почему бы и не выплатить, если они либо отнесут их банк, либо потратят на айфон? В любом случае экономику они покинут ненадолго. Проблемы оттока "под матрас" не будет.

На развитие государства современного мира влияет множество факторов. В том числе и тип его экономики. Закрытая модель кажется самым оптимальным вариантом. Она дает возможность быть абсолютно независимым от остальных стран. Но одновременно с этим такая экономика не позволяет развиваться достаточно быстро и эффективно, чтобы удерживать примерно равные позиции с другими государствами.

Определение

Закрытая экономика (также известная под определением «автаркия») - это модель государства, в котором все нужды населения удовлетворяются исключительно собственными силами и только за счет имеющихся ресурсов. Как уже было сказано выше, это дает независимость. Финансовые кризисы обходят такую страну стороной, но в то же время отсутствие внешних источников товаров или благ значительно уменьшает благосостояние граждан. Эта же причина не позволяет развиваться достаточно эффективно. В целом в закрытой экономике кругооборот товаров вертится в основном вокруг имеющихся ресурсов. Чем их больше, тем выше вероятность некоторое время существовать сравнительно неплохо.

Для кого характерна

Так как закрытая экономика - это в первую очередь инструмент для получения полной власти на отдельно взятой территории, чаще всего ее можно встретить у некоторых групп стран.

В первую очередь она характерна для государства, которое собирается начинать войну. Вполне логично, что в условиях противостояния со значительной частью мира получать требуемые для существования ресурсы будет как минимум затруднительно. А то и невозможно. В этом случае закрытая и грамотно построенная экономика позволит в краткосрочной перспективе качественно мобилизовать государство, поставить все на военные рельсы и при этом в процессе ведения боевых действий не переживать из-за нехватки самого необходимого. Примеры - Германия, Италия и Япония во времена Второй мировой войны.

Другой вариант, при котором может применяться модель закрытой экономики, - это когда страна придерживается непризнанной остальным миром идеологии. Например, современная Северная Корея. К слову, у них экономика все равно не является полностью закрытой, так как без внешней торговли получить требуемые ресурсы сейчас уже просто невозможно.

Следует отметить, что более или менее адекватно сравнительно полная автаркия может применяться только в достаточно крупных странах: Россия, США, Германия, Китай, Индия и так далее. Там достаточно всего своего, чтобы долгое время неплохо жить. Маленькие государства себе позволить такого не могут. Для них именно открытая модель будет намного предпочтительнее из-за того, что позволяет развиваться значительно быстрее.

Положительные особенности

Как уже было сказано, главный плюс - это независимость. Даже если по каким-то причинам связи с внешним миром прекратятся, то страна все равно сможет неплохо выживать самостоятельно. Например, если в современном мире резко куда-то пропадет Китай, в котором сконцентрировано практически все производство всех стран, то наступит потрясающий по своим масштабам кризис. Также следует отметить, что в закрытой экономике потребительские расходы обычно существенно меньше, ведь государство само регулирует уровень цен и удерживает их на приемлемом для самоокупаемости уровне. Правда, если ресурсов не хватает, то и стоимость на все, с ними связанное, будет поистине колоссальна.

Отрицательные черты

Закрытая экономика практически не получает ничего со стороны, за редким исключением, санкционированным правительством. Как следствие, она не имеет полноценного доступа к новым технологиям, возможностей обмена ими и так далее. Развитие замедляется. Без притока внешних инвестиций эффективность предпринимателей (или того же государства) также не самая высокая. Кроме всего прочего, собственные ресурсы имеют свойство заканчиваться, что автоматически вызовет многочисленные проблемы.

Характерные свойства

Как и у любой другой модели, есть свои особенности и у закрытой экономики. Это:

  • Ориентация потребителя только на собственное производство. Любой импорт, если он вообще существует, покупается только в самом крайнем случае, когда нет других вариантов.
  • Страна стремится к самостоятельности по всем показателям, начиная от экономических и заканчивая политическими, военными и так далее.
  • Все технологии разрабатываются только учеными страны. Чужие проекты или не используются, или к ним нет доступа, за исключением некоторых случаев. Эта особенность имеет сразу две стороны медали. Во-первых, есть вариант изобрести или создать нечто уникальное, недоступное всей остальной планете. Это происходит крайне редко. А вот во-вторых, что и бывает чаще, без обмена знаниями и технологиями развитие страны замедляется и отставание уже достаточно скоро становится значительным.
  • Обособленность государства от мировой политики с большой долей вероятности очень скоро оставит его без союзников против крупного блока врагов. Если при этом технологическое отставание будет значительным, а вооруженные силы недостаточными, то потенциальная война вряд ли будет успешной.

Чаще всего вместе с такой моделью используется плановая система экономики, при которой практически все в стране происходит в строгом соответствии с утвержденными правительством схемами. Может быть выбран ресурсно-ориентированный формат, который подразумевает производство исключительно того, что доступно государству (в результате население не получает значительного количества благ, доступных простым гражданам других стран). И конечно же, практически всегда взаимодействие с окружающими переходит в фазу противостояния, что редко заканчивается без вооруженного конфликта.

Ситуация в современном мире

Чистой автаркии в ее идеальном состоянии сейчас не существует. Такие страны просто не выживают и быстро разваливаются даже без вмешательства соседей. Те же варианты, которые используются в современном мире, это одновременно открытая и закрытая экономика. То есть смесь лучших их сторон без перегибов. Например, Северная Корея, которая отказалась от полноценной автаркии еще в 1994-м, или Албания, использующая лишь некоторые элементы такой системы. В результате получается условная самостоятельность, достаточная для возможного вооруженного конфликта, но все же не абсолютная.

Вывод

Закрытая экономика в ее чистом виде существовать в современном обществе просто не может. Для ее успешной реализации потребуются очень обширные территории с большим количеством населения и ресурсов. В таких условиях, если сделать особый упор на науку, страна еще сможет выжить и, возможно, даже развиваться наравне с окружающими. Однако сейчас себе такое позволить не может ни одно государство, включая даже США или Россию. В принципе, Китай в теории мог бы, но в таком случае практически все его промышленные предприятия, которые и дают развитие, станут невостребованными и огромная безработица быстро дестабилизирует обстановку.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...