Регулирование денежного обращения в россии. Денежное обращение


Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.

Регулирование денежного обращения в эпоху золотого стандарта происходило стихийно, ведь золото обладало собственной внутренней стоимостью и легко превращалось в накопитель богатства в периоды, когда товарный оборот не нуждался в дополнительной денежной массе.

В современном мире бумажных денег ситуация иная – регулирование денежного обращения стало обязательной процедурой, т.к. бесконтрольное движение денежных средств может приводить к плачевным экономическим последствиям (например, к ). Связано это с отсутствием у бумажных банкнот внутренней, реальной стоимости, которые обладают только номинальной ценностью.

Процесс координации обращающихся денег происходит на государственном уровне и осуществляется следующими финансовыми институтами – Центральным Банком и Министерством Финансов. Бумажные и кредитные деньги не могут самостоятельно поддерживать свое оптимальное количество в обороте, поэтому ЦБ и МинФин периодически проводят некоторые меры по стабилизации денежной массы.

Регулирование денежного обращения в сторону уменьшения количества денег

При нахождении в обращении излишнего количества денежных ресурсов проводятся мероприятия, нацеленные на их перевод из оборота в накопление.

Меры ЦентроБанка

  1. Увеличивается ключевая процентная ставка . Это стимулирует население и предприятия вкладывать деньги в ставшие более доходными депозиты, таким образом, капитал перетекает в сферу накопления.
  2. Сокращается кредитование Коммерческих Банков (КБ). Получая меньше ресурсов от Центрального Банка, Банковские институты коммерческого типа меньше выдают физическим и юридическим лицам, следовательно, денег в обращении становится меньше.
  3. Увеличиваются обязательные резервы КБ (которые образуются путем отчисления определенного процента от суммы привлеченных средств). При помощи такой меры урезаются ресурсы КБ, которые в результате меньше кредитуют, а значит, сокращается количество обращающихся банкнот.
  4. Выпускаются ценные бумаги . Эмитируя , ЦБ реализует их на финансовом рынке, а деньги уплаченные за них изымаются из оборота.
  5. . Является крайней мерой стабилизации экономики, применяется крайне редко.

Меры МинФина

  1. Повышается налоговая ставка . В казну поступает больше денег, значит, в обращении их остается меньше.
  2. Отменяются налоговые льготы . Опять же, приток финансов в казну увеличивается.
  3. Сокращается бюджетное финансирование , прежде всего, на непроизводительные цели.
  4. Эмиссия облигаций

Регулирование денежного обращения с целью увеличения денежной массы

В данном случае осуществляются действия, прямо противоположные перечисленным выше.

Действия ЦБ

  1. Уменьшается процентная ставка
  2. Увеличивается кредитование КБ со стороны ЦБ
  3. Уменьшаются обязательные резервы КБ
  4. Печатаются деньги
  5. Начинается скупка ценных бумаг

Действия Министерства Финансов

  1. Уменьшаются налоги
  2. Вводятся налоговые льготы
  3. Увеличивается бюджетное субсидирование на цели непроизводственного характера
  • 7.Закон денежного обращения
  • 8.Скорость обращения денег
  • 9.Эмиссия денег и выпуск денег в хоз.Оборот
  • 10.Наличный денежный оборот
  • 11.Безналичный денежный оборот.
  • 13.Расчеты по инкассо
  • 14.Платежный кризис.
  • 15.Роль безналичных расчетов в коммерческой деятельности
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения
  • 17.Сущность и типы денежных систем
  • 18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.
  • 19.Валютная система: сущность, элементы.
  • 20.Эволюция мировой валютной системы
  • 21.Валютный курс и особенности его формирования.
  • 22.Инфляция: сущность и причины возникновения.
  • 24.Денежные реформы: сущность виды и методы проведения
  • 25.Основные направления антиинфляц.Политики
  • 26.Основные функции и законы кредита
  • 27.Роль кредита в коммерческой деятельности
  • 28.Классификация осн форм кредита.
  • 30.Коммерческий кредит
  • 31.Международный кредит его сущность, осн формы.
  • 32.Сущность ссудного процента и факторы его определяющие
  • 33. Организация кредитного процесса в коммерческом банке (см рисунок)
  • 34. Кредитный договор: его сущность и содержание
  • 35. Основные способы обеспечения возврата кредита.
  • 36.Возникновение банковского дела..
  • 37.Роль банков в коммерческой деятельности
  • 38.Особенности функционирования банковской системы рф
  • 39.Кредитная система России.
  • 40.Структура банковской системы рф
  • 41. Небанковские кредитные орг.
  • 42. Правовое регулирование деятельности кредитных орг.
  • 43. Цели и задачи цб рф
  • 44.Правовой статус цб рф
  • 45.Организационная структура цб рф
  • 46.Функции цб рф
  • 47. Денежно-кредитная политика (дкп) цб рф, ее методы и инструменты.
  • 48. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики
  • 49. Классификация банковских операций.
  • 50. Основные и доп операции коммерч банков
  • 51.Активные операции коммерч банка
  • 52.Пассивные операции коммерч банков
  • 53. Банковская система сша
  • 54.Банковская система Франции и Англии
  • 55.Банковская система Германии и Италии.
  • 56.Банковская система Японии
  • 57. Платежный баланс: понятие и осн статьи
  • 58. Методы регулирования платежного баланса.
  • 59. Международные валютно-кредитные организации.
  • 60.Группа Всемирного банка:основные участники.
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения

    Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

    В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

    · прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

    · установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    · определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    · разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

    17.Сущность и типы денежных систем

    Денежные системы – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы различаются по:

    I. виду денежных единиц:

    1. с законодательно фиксированным содержанием металла;

    2. без законодательно фиксированного содержания металла;

    3. с косвенно фиксированным содержанием металла.

    II. масштабам цен:

    1. архаический (восточный), имел разделение 1:60:360;

    2. классический (западноевропейский) - 1:20:240;

    3. десятичный (распространен сейчас во всех странах мира) – 1:10:100;

    III. видам денег:

    1. металлические;

    2. бумажно-денежные системы (неметаллические).

    Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

    Денежная система должна быть:

      Единой на территории всей страны

      Планово-регулируемой

      Централизованной

      Устойчивой (т.е. в системе должны быть механизмы защиты)

      Эластичной, т.е. адаптируемой к меняющимся условиям.

    18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.

    Элементы денежной системы РФ:

      Наименование национальной валюты (денежная единица), т.е. рубль.

      Масштаб цен. В том смысле, в котором масштаб цен был при полноценных деньгах, сейчас его нет. Однако в настоящее время масштаб цен – способ выражения стоимости товаров в национальной денежной единице страны. Масштаб цен – соотношение цен, которое устанавливается и поддерживается государством.

      Валютный курс. Устанавливается государством или специально уполномоченными органами. По сути это цена валюты, выраженная в национальной валюте.

      Условия денежного оборота, виды денежных знаков в обращении и иных долговых обязательств.

      Эмиссионный механизм. Эмиссионный механизм – порядок выпуска и изъятия денег из оборота (в широком смысле). Наличной денежной эмиссии не может быть без предварительной записи по счетам в кредитной системе, т.е. появлению наличных денег предшествует эмиссия безналичных денег. Должен быть единый центр эмиссии в лице ЦБ РФ. Факторы, влияющие на эмиссию: состояние бюджета, выпуск и изъятие денег из оборота на основе выдач и погашения кредитов, возвратность денег в кассы эмиссионного центра.

      Система регулирования денежного оборота. Документы: федеральный бюджет, единая государственная денежно-кредитная политика, баланс доходов и расходов населения, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, платежный баланс страны, расчетный баланс страны.

    Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...» (ст. 43).

    Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

    Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

    В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж-банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

    В соответствии с законодательством деятельность по организации управлению наличным денежным обращением осуществляется централизованном порядке Центральным банком РФ.

    Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

    Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

    • предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
    • основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
    • требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; оплата банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
    • формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

    Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле », иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ , а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка ; ... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования.

    Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

    Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

    Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства , а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

    В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

    Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со-здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре-формы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

    Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз- балансированностью денежной системы во время Великой Отече-ственной войны , а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных оккупированные территории германскими властями.

    Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме-нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1. В г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

    Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

    Денежная система Российской Федерации. Эмиссионное право Банка России

    Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле » данное понятие несколько уточнено и понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

    Введение на страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

    С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

    Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается публикуется Центральным банком. Ва-люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

    Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады й для перевода на всей территории страны.

    Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

    При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

    Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

    Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

    Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос-сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

    Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

    Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

    Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты , банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

    Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

    В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

    Если сумма поступлений наличных денег на счете банка превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

    В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

    • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации на-личных денег для кредитных организаций;
    • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
    • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права .

    В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе-дерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права .

    Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руко-водителем и главным бухгалтером).

    Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, вексель, чек, платежное требование-поручение. Платежные требования, сданные в кредитную организацию (эмитент), подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, обслуживающую плательщика, в тот же день, если платежное требование было сдано не позднее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организации. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекращается исполнением с момента списания средств со счета плательщика. Полученные (инкассированные) суммы немедленно передаются кредитной организацией, исполнившей инкассовое поручение, в распоряжение кредитной организации — эмитента, которая обязана зачислить эти средства на счет клиента.

    Вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997 г.

    Разновидностью безналичного денежного обращения являются кредитные карточки банков. Достаточно широко используемые в зарубежных странах, расчетные и кредитные карты получают свое развитие и в России.

    Для производства безналичных расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение об открытии банковского счета или по осуществлению расчетов. Эти операции относятся к банковским операциям и должны быть предусмотрены лицензией соответствующей кредитной организации.

    В соответствии с действующим финансовым законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета, регулируемый, в свою очередь, нормами гражданского права. Об открытии или закрытии счета (счетов) организациям и индивидуальным предпринимателям банк обязан сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банк обязан также выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательством, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 86 НК РФ). Как видим, возникающие при этом отношения между банком и нало- 1. органом, банком и его клиентами регулируются финансовым (налоговым) законодательством.

    Прием денежной наличности банками от обслуживаемых организаций осуществляется в соответствии с вышеназванным положением, утвержденным Банком России. В целях сохранности средств организациями помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

    Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

    Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

    Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами , осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели , обязаны не только иметь зарегистрированные контрольно-кассовые машины в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи , но и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

    Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанций, билетов, талонов.

    Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

    Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

    Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

    По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

    По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

    Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

    1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

    2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

    3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

    4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

    5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

    6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

    7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

    8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...