Региональная политика основные направления региональной политики государства.
К основным направлениям региональной политики можно отнести:
Координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;
Определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона;
Подъем экономики депрессивных районов;
Освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;
Проведение единой социальной политики и др.
В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.
Региональная политика призвана сглаживать различные диспропорции и кризисы в аспекте социального и экономического развития регионов.
В России сейчас можно выделить различные группы проблемных регионов:
Слаборазвитые. Население этих регионов в своем большинстве можно назвать бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности. Здесь можно выделить следующие субъекты федерации: Алтай, Тува, Марий Эл и др.
Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.
Регионы с экологическими проблемами. Характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).
Региональная политика приобретает в настоящее время особенно важное значение, так как она осваивает сейчас самостоятельно новые направления, которые в советские времена регулировались центром.
Региональная политика состоит из нескольких компонентов, которые призваны охватить все сферы деятельности каждого региона в отдельности. Здесь необходимо упомянуть о самой цели региональной политики, которая направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективного производства и предпринимательских способностей граждан.
Среди компонентов региональной политики можно отметить:
Социальные - направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.
Экономические - повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.
Потребность в проведении грамотной региональной политики находит свое особенно яркое выражение в период кризисных ситуаций.
Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.
Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:
Значительное падение объемов производства;
Ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;
Увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;
Разрушение социально-экономической инфраструктуры;
Неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.
По показателю спада производства кризисными регионами считаются 9 субъектов Федерации (республика Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области), а предкризисными 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).
Существуют разнообразные методы проведения региональной политики. В общем виде их можно разделить на прямой и косвенный.
Прямой метод предполагает активное вмешательство государства путем целенаправленного финансирования территориальной структуры хозяйства (создание центров роста и т.п.). Косвенный метод направлен на создание благоприятной атмосферы в области экономики с помощью финансовых систем.
К числу прямых методов проведения региональной политики относят разработку различных региональных программ, включающих в себя комплекс целевых программ, каждая из которых имеет свое направление. Данные программы регулируют экономическое, социальное, научно-техническое развитие путем выработки определенной стратегии решения первоочередных проблем.
Каждая региональная программа включает в себя несколько классификационных признаков, которые характеризуют содержание проблемы, объекты программ и т.д. Выделяют следующие основные задачи региональных программ:
Оптимизация структуры экономики с ориентацией на приоритетные отрасли;
Создание механизма эффективного использования ресурсов региона (природных, материальных и трудовых);
Сбалансирование показателей развития различных регионов;
Поддержание нормальной экологической ситуации в регионе;
Социальная поддержка населения и др.
Неотъемлемой частью региональной политики является региональная экономика, которая изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов на определенной территории.
Предметом изучения региональной экономики является размещение производительных сил, особенности и закономерности их функционирования с учетом социально-экономического развития региона. Данная дисциплина рассматривает механизм регулирования производства в каждом отдельно взятом регионе.
В рамках региональной экономики выделяются следующие основные вопросы:
Региональная политика государства;
Программы экономического и социального развития отдельных регионов;
Эффективность развития производительных сил путем специализации и др.
Исследования региональной экономики проводятся с помощью системы технико-экономических показателей, применяя при этом различные методы: экономико-математический, сравнительный, статистический и т.д.
Выделяют несколько подсистем региональной экономики:
Производственная - воспроизводство материальных благ, необходимых для поддержания экономического развития государства и удовлетворения возрастающих потребностей общества;
Инфраструктурная - создание оптимальных условий для эффективного функционирования производственной подсистемы и поддержания социальной сферы;
Институциональная - региональные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, прочие институты, необходимые для функционирования региональной экономики.
Существуют различные методы анализа регионов.
Региональная политика: понятие, виды, объекты, субъекты, механизм осуществления. Особенности региональной политики в зарубежных странах. Региональная политика ЕС. Региональная структура РФ. Региональная политика в РФ: цели, проблемы.
Любой регион – это территория, которая отличается какой-то спецификой. Специфическими характеристиками обладают как территории, охватывающие одну страну, мировые регионы (культурно-цивилизационные, культурно-исторические, геополитические, междуна-родно-политические и др.), так и территории внутри стран (так называемые внутренние регионы). Внутренним регионам, как и мировым, присуще такое свойство, как неравенство условий их развития.
Это неравенство обусловливается разнообразными факторами: демографическими, экологическими, геополитическими, социально-историческими, нерешенностью каких-то проблем в прошлом, и, конечно же, природно-климатическими. Например, совершенно очевидно, что северные районы РФ, на которые приходится 2/3 территории, имеют неблагоприятные природные условия для жизнедеятельности людей. Но многие из них находятся в лучшем геополитическом положении в сравнении с Южным федеральным округом при всей благоприятности природно-климатических условий последнего.
Неравенство условий, присущее территориям, обусловливает то, что уровень экономического развития, качество населения, качество жизни населения на них имеют отличия, подчас весьма значительные. А это значит, что не везде на территории государств в одинаковой степени реализуется тот минимум, который провозглашается их конституциями.
Неравенство условий развития внутренних регионов и является объективной основой государственной региональной политики.
Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой .
Как правило, выделяют следующие виды региональной политики : экономическую, социальную, демографическую, экистическую (поселенческую), экологическую, научно-техническую.
Региональная политика представляет собой систему законодатель-ных, административных, природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. То есть, в конечном счете, ее цель – обеспечить сбалансированность в региональном развитии, сгладить, ликвидировать территориальные диспропорции. Эта цель требует того, чтобы в региональной политике соблюдался определенный баланс: централизации и децентрализации, державности и автономности, естественных различий и нивелирования.
Регулирование территориального развития осуществляется на разных уровнях – местном, региональном, государственном. В настоящее время есть все основания для выделения и межгосударственного уровня (например, в рамках ЕС) региональной политики.
В качестве объекта региональной политики выступает регион, точнее, социально-экономический регион, т.к. эта политика направлена на сглаживание прежде всего территориальных диспропорций социально-экономического характера. Управляющее воздействие (региональная политика – это деятельность по управлению развитием страны в пространственном аспекте) может быть направлено на производственные, социальные, денежно-финансовые и т.д. региональ-ные объекты.
Субъектами региональной политики являются органы, наделенные специальными полномочиями на местном, региональном, государственном, межгосударственном уровнях.
Средства региональной политики разнообразны: финансовые (помощь, льготы, штрафы и т.п.), административные (разрешения и запреты), инфраструктурные (прежде всего сооружение дорог) и т. д. .
Механизмы региональной политики тоже разнообразны. Она осуществляется через распределение ресурсов, прежде всего финансовых, по формуле (автоматическая), через различные спецпрограммы (проблемные, целевые).
Пространственные различия присущи практически всем странам. Но цели и задачи региональной политики, а также ее формы и методы в них не совпадают и варьируют в весьма широких пределах. Тем не менее существуют общие, генерализованные цели, присущие почти всем странам, ее реализующим. Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев в качестве таковых выделяют следующие цели:
1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в федеративных государствах);
2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государств;
4) максимальное использование природных, в том числе ресурсных, особенностей регионов;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. .
Региональная политика в странах Запада является составной частью государственного регулирования экономики, которое после Второй мировой войны приняло здесь, особенно в Западной Европе, значительные масштабы. На протяжении послевоенных десятилетий в региональной политике западных стран происходили определенные изменения. Сначала делали акцент в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. К решению региональных задач со временем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал, от крупномасштабных стали чаще переходить к решению более локальных проблем.
Тем не менее главная цель региональной политики в странах Запада остается неизменной: сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами стран.Обычно в современной региональной политике западных государств выделяют четыре основных направления .
Первое направление заключается в подъеме отсталых районов. Это, как правило, периферийные аграрные или минерально-сырьевые районы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки, культуры. К числу подобных, например, относят юго-западные области Франции, юг Италии, в Швеции, Финляндии, Норвегии – северные территории и т. д. Но следует заметить, что ситуация в слаборазвитых регионах западных стран не остается неизменной. Она заметно меняется к лучшему в аграрных районах Франции, Италии, являющихся объектами активной региональной политики этих стран. Но этого почти не происходит в редко заселенных северных регионах с экстремальными природными условиями.
Второе направление заключается в «реанимации» депрессивных районов. В числе таковых, как правило, называют Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлонию в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др. Это регионы, которые в прошлом демонстрировали высокие темпы развития, были крупными угольно-металлургическими очагами. В концу ХХ в. симптомы «депрессивности» стали характерны для регионов с химической, деревообрабатывающей специализацией.
Развитие в этих и других подобных регионах наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации, поощрение миграции высвобождающейся рабочей силы в другие регионы уже дало свои результаты: они уже мало чем напоминают прежние кризисные районы. Тем не менее задачи реанимации экономической жизни в них еще не сняты с повестки дня.
Третье направление заключается в сдерживании гипертрофи-рованного роста городских агломераций, особенно столичных. Это направление, по сути дела, не является новым: неуправляемый рост промышленных агломераций всегда вызывал беспокойство у властей и общества. Но, к сожалению, пока не найдены по-настоящему эффективные меры борьбы со сверх концентрацией производственных и людских ресурсов в городах.
Тем не менее позитивный опыт в области сдерживания гипертро-фиированного роста городских агломераций есть. Прежде всего это опыт Франции, где задача сдерживания роста Парижа, преодоления региональных диспропорций между ним и периферией уже в течение длительного времени является одной из приоритетных .
Меры по дегломерации и деконцентрации Парижа возымели свое действие. Произошло перераспределение населения между центральной и окраинной частями парижского района. Доля региона в промышленности Франции (по занятости) сократилась с 1/4 до 1/5. Но вытеснение производственной сферы сопровождалось еще большей концентрацией в Париже непроизводственных функций – финансовых и страховых компаний, деловых услуг, управления и пр. И ныне на Париж приходится 2/3 всех занятых в НИОКР во Франции.
Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов.
Можно по-разному интерпретировать результаты региональной политики в западных странах, поскольку подразделение на высокораз-витые, отсталые, депрессивные районы в них пока еще остается. И, тем не менее, нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные различия в этих странах были бы значительно острее.
Западный мир – прежде всего западно-европейский – дает немало примеров региональной экономической интеграции.
При исследовании интеграционных процессов экономисты выделяют такие виды интеграционных объединений, как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция. Пока только один интеграционный союз в мире отвечает критериям, предъявляемым к четвертому и частично пятому видам. Это Европейский союз (ЕС). Он представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интегра-ции, в рамках которой, помимо всего прочего, создана система межгосударственного регулирования всех социально-экономических процессов, осуществляется своя, наднациональная по своей сути, региональная политика.
ЕС условно делится на «богатый» Север, «бедный» Юг, «маргинальный слой». В последнее время по отношению к странам ЕС стали все чаще применять понятие «центра» (ядра) и «периферии». К «центру» при таком раскладе относят Англию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, большую часть Франции и Германии, Австрию, Северную Италию. К «периферии» – Ирландию, Северную Ирландию (Ольстер), Шотландию, Уэльс, юго-западную часть Франции, преимущественно аграрные районы Испании, Португалии, Италии, Греции, а также малонаселенные северные части Финляндии, Швеции.
Но это самый крупномасштабный подход к территориальным аспектам региональной политики ЕС. В самом Евросоюзе оперируют гораздо более дробной сеткой регионов, что уже само по себе свидетельствует о переходе к высшей форме политической и экономической интеграции – созданию Европы регионов . Во многих официальных документах ЕС подчеркивается особая роль, которую должны играть в интеграционном процессе не столько отдельные страны, сколько их регионы. И многие их этих регионов уже сейчас устанавливают прямые связи с высшими органами Евросоюза, минуя свои центральные правительства. Основная цель региональной политики ЕС – объединение национальных экономик путем сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными регионами.
В соответствии с основной целью в документах ЕС сформулиро-ваны конкретные цели:
1) содействие структурной перестройке и развитию отсталых районов;
2) содействие перестройке и развитию промышленных депрессивных районов с высокой безработицей и сниженным уровнем производства;
3) борьба с долговременной безработицей;
4) содействие включению молодежи в трудовую жизнь;
5) содействие аграрной политике, включая развитие как сельскохозяйственных районов, так и обслуживающих сельское хозяйство производств;
6) развитие регионов Евросоюза с очень низкой плотностью населения .
Для реализации целей региональной политики в системе Евросоюза созданы наднациональные органы. Среди них:
· Генеральная дирекция по региональной политике в системе Комиссий европейских сообществ и соответствующая комиссия в Европарламенте;
· Комитет регионов (сформирован в 1993 г., в него входят более 200 представителей региональных и местных властей);
· Ассоциация европейских регионов;
· Европейский фонд регионального развития (это главный из финансовых институтов ЕС, осуществляющих выделение средств на региональное развитие).
На осуществление региональной политики уже в конце 1990-х гг. приходилось более 1/3 всего бюджета ЕС .
Конкретная реализация региональной политики в ЕС происходит через целевые программы, подпрограммы, проекты. Разработаны и осуществляются программы реконструкции отдельных городских районов, развития аграрных районов, содействия конверсии оборонных предприятий, производственного обучения и переквалификации женщин, молодежи, развития мелкого и среднего бизнеса и т.д.
Региональная политика стран ЕС находится в состоянии постоянного реформирования и совершенствования. Очередной этап реформирования начался в 1999 г. и связан он с приемом новых членов.
При характеристике РП Европейского Союза необходимо иметь в виду один очень важный момент. Бюджет Союза формируется из взносов стран. Но их индивидуальная лепта не равна отдаче. То есть в ЕС богатые регионы, нации субсидируют «бедные». Но европейские страны вполне осознанно продолжают идти по этому пути, считая, что цель – стабильность, будущие преимущества интеграции – стоит того.
Статистические данные по странам и регионам ЕС говорят о сохраняющихся диспропорциях между ними по такому показателю, как душевой ВВП. Только 25 % населения ЕС живет в районах с душевым ВВП, составляющим от 75 до 100 % по отношению к среднему для ЕС уровню, а 25 % – менее 75 % . Но статистика свиде-тельствует и о том, что различия между странами ЕС по этому показателю имеют отчетливую тенденцию к сглаживанию, к нивелировке. И это, несомненно, можно отнести к позитивным результатам региональной политики ЕС.
В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Для них, например, не актуальна проблема «реанимации» старопромышленных районов. Но остальные три направления (из четырех отмеченных выше) оказываются и для них актуальными.
Большой опыт в осуществлении региональной политики имеет Россия. История региональной политики в нашей стране насчитывает века, т.к. ее отдельные элементы, как считают некоторые авторы, проявились уже при объединении русских княжеств вокруг Москвы. Но региональная политика как системное явление появилась лишь в советское время. Разработка ее теоретико-методологических основ неразрывно связана с началом работ по экономическому райониро-ванию, административно-территориальному устройству СССР.
Россию по праву считают родиной учения об экономическом районировании (см. раздел «Из истории страноведения»). Оно имеет не только познавательное, но и большое практическое значение. Районирование страны – это научная основа для разработки государст-венной региональной политики. Для стран, географически разнооб-разных, с весьма существенными различиями между ее частями, региональная политика особенно значима.
Выявление районов (территорий, характеризующихся определен-ной общностью развития, тесной взаимосвязанностью компонентов природной среды, хозяйства, расселения, культурных ландшафтов, обладающих определенной целостностью) – это очень непростое дело. По сложившимся представлениям, районы существуют реально, объективно, надо их только обоснованно выделить. Но при этом, как пишет Я.Г. Машбиц, территории субъективно, исходя из своих представлений, «кроят» ученые. В официальном же районировании деление территории осуществляется нередко для решения чисто административных задач.
Такие подходы, не согласующиеся с природными, этнокультур-ными и др. особенностями территорий, не могут обеспечить высокую эффективность региональной политики, более того, могут породить новые проблемы. Известно, какое большое значение придавал райони-рованию, комплексной характеристике районов, обоснованию их границ Н.Н. Баранский.
В региональной политике СССР экономическое районирование выполняло прежде всего практические задачи территориальной организации общества в соответствии с долгосрочной экономической стратегией. Причем для районирования СССР одинаково важное значение имели как социально-экономические, так и природные факторы.
Так что оно, по сути, было интегральным, комплексным районированием.Экономическое районирование носило динамичный характер, т.е. сетка районов не оставалась неизменной. На завершающем этапе существования СССР она была представлена тремя уровнями. Первый уровень (макрорайонирование) – это три макрозоны и 19 крупных экономических районов, второй (мезоэкономическое районирование) – небольшие союзные республики, 20 автономных республик, 6 краев, 121 область, третий (микрорайонирование) – административные районы.
В РФ экономического районирования пока не проводилось. Поэтому можно считать, что сейчас в России продолжает в целом существовать прежняя сетка экономических районов .
Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев выделяют в современной России три уровня экономических макрорегионов (с учетом специфики условий и факторов развития и размещения производительных сил). Первый уровень составляют три макрозоны: Европейская территория страны, включая Урал; Сибирь и Дальний Восток; Российский Север. Ко второму уровню они относят так называемые укрупненные районы: Большой Северо-Запад, Большой Центр, Юг, Урало-Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. К третьему – 11 крупных экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (это те 11 районов, которые выделялись еще в составе РСФСР).
Естественно, что регионализация России не сводится только к экономической. Региональную структуру России можно рассматривать и по-иному, например, по А.Г. Дружинину. А.Г. Дружинин – профессор РГУ. Все территориальные социально-экономические системы (регионы) в зависимости от генезиса и системообразующих связей ученый подразделил на три основные группы.
Первая объединяет крупные культурно-географические регионы России (Центральная Россия, Юг России, Север России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и связующие их этноконтактные зоны). То есть, как видно, дифференциация территорий в данном случае базируется на этнокультурной специфике, и эти культурно-географические регионы – основа федеральных округов и межрегио-нальных ассоциаций.
Вторая группа – это сетка экономических регионов, в которой выделены на макроуровне два макрорегиона (Западный и Восточный) и 11 крупных экономических районов.
Третья группа региональных систем, по А.Г. Дружинину, базируется на политико-административном принципе. По конституции РФ, это – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов. То есть, как видно, все 89 субъектов РФ делятся на три категории: суверенные республики, политико-территориальные образования и национально-территориальные образования.
Каждый из субъектов РФ располагает собственной административно-территориальной структурой – муниципальными образованиями.
Региональная структура РФ со всей очевидностью высвечивает наличие региональных проблем. Их сущность троякая.
Во-первых, это неравенство регионов по социально-экономическим условиям проживания. Это неравенство связано не только – и не столько – с разнообразием природно-географических, историко-культурных уровней в разных частях нашего огромного государства (такое разнообразие не препятствие для совокупного благополучия граждан). Это неравенство обусловлено прежде всего недостатками территориальной организации общества.
Во-вторых, недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в различных регионах России. А это огромный дополнительный ресурс роста всеобщего благосостояния.
В-третьих, необходимость добиться оптимального сочетания общегосударственных и местных интересов каждого человека.
Регионы РФ отличаются друг от друга по разным основаниям. Территория Дальневосточного экономического района – 36, 4 % от всей территории страны, а Северо-Западного – лишь 1, 15 %. Доля населения Центрального района в общем населении страны чуть более 20 %, а Северо-Западного всего около 4 %. Плотность населения в РФ колеблется от примерно 62 чел. на 1 км 2 в Центральном районе до 1, 2 в Дальневосточном. Различаются регионы по доле в ВВП. В Центральном районе она составляет 18, 04 %, в Волго-Вятском – 3, 62 % от всего ВВП страны (География в цифрах: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001. С. 39–48, 62–78). Все эти и другие различия в конечном счете выливаются в неравенство социально-экономических условий жизни людей.
Региональные проблемы требуют эффективной политики. Ее суть очевидна: благополучие граждан (в широком смысле), территориальная справедливость (то есть равенство граждан вне зависимости от места проживания) и целостность государства.
Свое правовое оформление региональная политика РФ получила в 1996 г. 3 июня 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», а 7 декабря 1996 г. появилось Постановление Прави-тельства «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ» .
В «Основных положениях» дано определение региональной политики в РФ. Это «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализаций».
Под регионом в этом государственном документе понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». При этом подчеркивается, что регион может совпадать с границами субъектов РФ, а может не совпадать, т.е. объединять территории нескольких субъектов.
В тексте президентского Указа говорится, что документ «Основные положения региональной политики в РФ» разработан «в целях укрепления государственности РФ, совершенствования федерализма, формирования условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также для обеспечения благосостояния населения страны» . В нем обозначены основные цели региональной политики в РФ, задачи в области развития федеративных отношений, основные положения федеративных отношений, основные положения региональной экономической политики, методы и формы ее реализации, основные положения региональной политики в социальной сфере, региональные аспекты национально-этнических отношений.
Главными формами реализации региональной политики в соответствии с названными документами являются следующие:
· разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;
· участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсно-контрактных систем их реализации;
· размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и наукоемких производств;
· создание условий для активизации международных экономичес-ких связей регионов и др. .
Все эти формы находят отражение в реальной практике (федеральная целевая программа развития Забайкалья и Дальнего Востока, федеральные транспортные субсидии, субсидии на энерго-тарифы ряду восточных регионов, участие федерального центра в создании технико-внедренческой зоны в Томске и т.п.). Но фактом является и то, что многие из программ, решений, касающихся регионов, не выполняются полностью.
Эффективность региональной политики, успех экономических преобразований в РФ в огромной степени зависит от степени согласования интересов федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере. Выражением этой эффективности может быть то, что называется территориальной справедливостью, предполагающей некое равенство не только отдельных индивидуумов в распределении ограниченных ресурсов (социальная справедливость), но и целых регионов. Иначе говоря, социальная справедливость посредством специальных законов и стандартов должна быть гарантирована не только москвичу, но и алтайскому крестьянину, шахтеру Воркуты и т.д.
Пока это согласование сопряжено со многими проблемами. Поступлением налогов с собственной территории нужды регионов покрываются по-разному. Доля зачислений в местные бюджеты от общей суммы собираемых на их территории налогов колеблется в слишком широких пределах. Например, в 6 регионах доля собираемых налогов, зачисляемая непосредственно в местные бюджеты, – менее 50 %, в 61 – от 50 до 70 % .
В феноменальном положении оказалась Москва. «Ростелеком» обеспечивает телефонную связь по всей стране, но налоги платит в Москве, РАО «ЕЭС» – производит электроэнергию и освещает всю страну, но налоги тоже платит только в Москве и т.д.
Все еще недостаточно разработана методика распределения трансфертов из федерального бюджета. Трансферты фонда финансовой поддержки составляют значительную часть всей федеральной помощи, но при этом они плохо контролируются как сверху, так и снизу.
Вопрос о межбюджетных отношениях сегодня является одним из острых. Он обсуждается на всех уровнях власти, экспертами, бизнесом, всеми заинтересованными группами общественности. О заинтересован-ности власти в совершенствовании политики межбюджетных отноше-ний говорит, к примеру, Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России». Организатором ее выступал Мин-регион России при поддержке аппарата Правительства и Совета Федерации, а также руководителей администрации субъектов РФ.
Подобные собрания – свидетельство того, что федеральный центр, региональные власти, научное сообщество не закрывают глаза на то, что мешает движению к достижению территориальной справедливости, предполагающей равные условия развития всех территорий. Идет поиск путей разрешения имеющихся проблем, так как ясно одно: учет многообразных территориальных интересов – это залог целостности России и фактор ее экономического подъема.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой региональная политика?
2. Объясните смысл понятий «депрессивный регион», «стагни-рующий район», «пионерный район»?
3. Что общего в региональной политике развитых и развивающихся стран, каковы различия?
4. Какое значение имеет экономическое районирование страны?
5. Что представляет собой региональная структура РФ?
6. Каковы цели и региональная политика в РФ и основные формы ее реализации?
7. Методы регионоведческих (страноведческих) исследований
Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Региональная политика: понятие, основные элементы,
классификация……………………………………………………………...….5
1.1. Понятие региональной политики и основные элементы……………….5
1.2. Классификация региональной политики………………………………..6
2. . Регион и центр: проблемы взаимоотношений…………………………..….9
3. Современная региональная политика……………………………………..…12
3.1. Элементы региональной политики……………………………………....12
3.2. Методы региональной политики………………………………………....15
3.3. Проблемы региональной политики…………………………………...…16
Вывод…………………………………………………………………………...18
Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».
Введение……………………………………………………………………….19
1.Депрессивные регионы…………………………………………………….…21
1.1. Понятие, признаки и виды депрессивных территорий…………………21
1.2. Виды депрессивных территорий…………………………………………22
2. Решение проблем депрессивных территорий……………………………….24
2.1.. Бюджет депрессивных территорий……………………………………...24
2.2. Методы решения проблем………………………………………………..25
Вывод……………………………………………………………………………28
Список используемых источников ………………………………………..….30
Приложения
Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.
Введение
Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны.
1. Региональная политика: понятие, основные элементы, классификация.
1.1. Понятие региональной политики и основные элементы.
Региональная политика – система мер, направленных на регулированиеразвития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества. Основными элементами региональной политики являются следующие. 1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий. 6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором. 7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей. Выделяют такие уровни региональной политики: Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем; Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов: Центральный,
Северо–Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный (Приложение 1).
1.2.Классификация региональной политики. Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа (Приложение 2). В силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.
Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.
Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем:
Начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;
Национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;
Формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);
Выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
Отношения центра и регионов в современной России определяются, прежде всего, Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Территория РФ на сегодняшний день состоит из территорий 89 ее субъектов. Федеративное устройство современной России, система государственной власти и ее организация на всей территории закреплена в Конституции 1993 г. Российский федерализм - смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть - по территориальному. Традиционные федерации формировались посредством передачи полномочий снизу вверх, т.е. субъекты федерации, объединяясь, создавали центр и передавали ему свои полномочия. РФ формировалась на основе совершенно др. принципа. Передача полномочий осуществляется сверху вниз, т.е. от центра к субъектам федерации. Согласно Конституции существуют 6 видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства, существовавшая ранее, обуславливала правовую асимметрию между субъектами Федерации. В марте 1992 г. был заключен Федеративный Договор, вернее было подписано 3 договора: РФ с республиками, РФ с автономиями округами, РФ с обл. и краями. В состав субъектов были включены области и края, состав субъектов расширился, федерализм распространяется на всю территорию. В Федеративном договоре, подписанным субъектами Федерации (за исключением Татарстана и Чечни) в 1992 г. было зафиксировано, что республики в составе РФ обладают суверенитетом. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, не подписавшим федеративный договор. По сути, это конфедеративный договор. Конституцией 1993 г. была в основном устранена правовая асимметрия между субъектами федерации, существовавшая до того. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации формально означает, что все они - государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Взаимодействие между центральной властью и субъектами строится на основе разграничения полномочий. Способы разграничения полномочий между центром и регионами могут быть различными -договорное, конституционное разграничение. Принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции не исключает различий в предметах ведения, объеме и характере их конкретных полномочий. Вопреки декларированному в Конституции РФ равноправию субъектов, правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. Фактически сохраняется неравноправие субъектов Федерации с точки зрения предметов ведения и полномочий. Передача полномочий осуществляется в форме заключения договоров.
Согласно Конституции в РФ существует разграничение предметов ведения и полномочий, существуют 3 сферы компетенции: сфера компетенции федерации, сфера субъектов РФ и сфера совместного ведения. Федеративное устройство предполагает прямое участие субъектов РФ в осуществлении законодательной власти на федеративном уровне через одну из палат представительного органа власти - Совет Федерации.
Конституционное закрепление равноправия субъектов Федерации, устранило правовую асимметрию. А вот возможности реализации этих прав у разных субъектов остаются разными (экономическое положение, наличие природных ресурсов, географическое положение, научный потенциал и другие факторы). В условиях продолжающегося системного кризиса выровнять стартовые условия регионов нереально. В настоящее время фактический разрыв в социально-экономическом и финансовом положении регионов продолжается углубляться. В связи с этим проблема РФ состоит в экономическом кризисе, утрате прежних рычагов управления государством и неотлаженности новой системы. А также концентрации у федеративного Центра непомерной тяжести полномочий по предметам совместного ведения и в отсутствии у субъектов РФ инструментов для решения на своем уровне социально-экономических проблем регионов.
3. Современная региональная политика
3.1. Элементы региональной политики.
Региональная политика федеральных властей в России должна включать такие элементы, как:
Конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
Согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.
Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ). Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям.
Кроме того, существует необходимость реформирования налоговой системы (с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации) и окончательно разграничить федеральную и региональную собственность. Актуальна проблема создания Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты, изымаемой в более благоприятных регионах.
В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений.
Отсутствие скоординированной региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов. С одной стороны, федеральным властям удалось уверить региональные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило уровень претензий на общее изменение курса), с другой - произошли существенные изменения в структуре местных элит. Положение отраслевых элит в регионах ослабло в связи с продолжающимся экономическим спадом и приватизацией, меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регионов, однако при этом не превращаются в региональные, по крайней мере, в сознании правящих элит. Руководители регионов обеспокоены проблемами локальных рынков труда, неплатежей и кризисом сбыта на местных предприятиях.
В настоящее время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях:
Национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);
Преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),
Освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
Учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока.)
Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.
Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):
Обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма,
Создание единого экономического пространства,
Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Решив эти проблемы, можно решать все остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографические и т.д.).
Социально-экономические задачи региональной политики:
Выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;
Обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.
3.2. Методы региональной политики
Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики - это когда государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции - финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы - это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:
Нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),
Путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),
Координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению,
Определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.
Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.
Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональной политики - установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование - проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:
1. отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;
2. принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;
3. комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизни человека).
3.3. Проблемы региональной политики.
Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них -нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.
Следующей важной проблемой является неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленное функционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнению со статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, – ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального неравенства – возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.
Еще одна проблема региональной политики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влиянием доставшейся от советской эпохи идеологемы "национальной государственности". Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 – автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.
Вывод
Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях. Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.
Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».
Введение
Для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект анализа всегда имел большое значение. При централизованном управлении экономикой главной была тенденция к сглаживанию межрегиональных различий, и анализ был подчинен их выявлению. В условиях переходного периода ломка старого хозяйственного механизма по-разному повлияла на экономику и социальное положение в регионах. Различия возросли в результате реформенных преобразований, структурных изменений, отказа от централизма и перехода к федерализму в государственном управлении и других факторов.
Начальным шагом многоэтапного процесса оздоровления экономики регионов и повышения благосостояния населения должна стать работа классификационного характера по ранжированию регионов страны, выделением в их числе депрессивных и регионов с особо низким уровнем развития (Приложение3),определением приоритетных направлений государственных усилий в этих регионах.
В условиях экономического кризиса определить регионы, объективно нуждающиеся в целевой государственной поддержке, очень сложно. Для этого органам власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации необходима максимально достоверная информация о социально-экономической ситуации в регионах. Западные специалисты по статистике считают, что в директивной плановой экономике более достоверны микроэкономические и менее достоверны макроэкономические показатели, а в рыночной - наоборот Однако российский опыт свидетельствует, что в период реформ как макро-, так и микроэкономические показатели официальной статистики не полностью отражают реальную ситуацию. Количественные оценки социально-экономического состояния региона оказываются недостаточными, ибо искаженная информация о потенциале территорий, объемах производства в денежном выражении, реальной налоговой базе, доходах предприятий, уровне жизни населения и т.п. не позволяет принимать адекватные решения. Для объективного и полноценного анализа требуются качественные, экспертные, логически осмысленные оценки.
1.Депрессивные регионы
1.1. Понятие и признаки депрессивных территорий.
Становление и развитие рыночной экономики в России привело к глубокой асимметрии развития регионов. В 2002 году только в 22 регионах финансовая обеспеченность на душу населения превышала среднероссийское значение, в 20 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже среднероссийского значения не более чем на 25%, в остальных 47 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже 75% от среднероссийского значения. Степень дифференциации финансовой обеспеченности на душу населения между регионами в 2004 году составит более 10 раз. Еще более глубокая асимметрия прослеживается в уровне социально-экономического развития регионов. Диапазон разброса между минимальными и максимальными значениями в развитии регионов по основным социально-экономическим показателям в 2002 году составил 1:132.
Проблемы развития регионов России, проявившиеся в многократном спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, высоком уровне населения, находящегося за чертой бедности, в безработице и в других показателях, наиболее остро выявились на современном этапе проведения экономических реформ. В результате среди проблемных регионов произошла дифференциация их на слаборазвитые, отсталые и депрессивные.
Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
Отличительными признаками депрессивных регионов являются:
- Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала
- Значительная доля промышленности в структуре экономики
- Относительно высокий уровень квалификации кадров.
Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:
- Снижение конкурентоспособности основной продукции
- Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса
- Истощение минерально-сырьевой базы
- Структурные сдвиги в экономике страны.
1.2. Виды депрессивных территорий.
Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.
Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.
Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.
Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).
К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.
Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:
- Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации
- Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)
- Необходимость переселения избыточного населения.
2. Решение проблем депрессивных территорий
2.1.. Бюджет депрессивных территорий.
Депрессивность территорий проявляется, прежде всего, в отсутствии развития ведущих отраслей региона. При этом число проблемных регионов не уменьшается, а, напротив, увеличивается, причем, к депрессивным регионам уже относятся и те территории, которые до начала экономических реформ развивались нормально, но в результате трансформации экономического базиса России превратились по разным причинам в дотационные регионы, с показателями их социально-экономического развития многократно хуже соответствующих среднероссийских показателей.
В регионах с крайне низким уровнем развития за чертой бедности проживает в 2004 году от 42 до 73% населения при 21,5% в среднем по России, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума колеблется от 0,50 до 1,41 при среднероссийском значении 2,36, ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения в 2002 году при среднероссийском значении 66 тыс. руб. составил от 9,73 до 30,86тыс.руб.
Депрессивные и отсталые регионы не в состоянии сформировать свой бюджет на основе собственных финансовых ресурсов, поскольку обеспеченность, собственным налоговым потенциалом (с учетом регулируемых налогов) составляет всего 8-33,5%, поэтому без финансовой государственной поддержки функционировать не могут. Для некоторых депрессивных и отсталых регионов доля государственной финансовой поддержки составляет в общей сумме доходов бюджета свыше 70%. Однако, государственная финансовая поддержка не всегда обеспечивает покрытие даже текущих расходов. И поэтому депрессивные и отсталые регионы, не имея средств на развитие, все более отстают в экономическом развитии от других субъектов Российской Федерации.
Бюджетный процесс в депрессивных регионах имеет свои особенности. Так, принимаемый как закон годовой бюджет депрессивного региона, который на 1/3 состоит из финансовой помощи государства, действует фактически как индикативный план доходов и расходов. При этом федеральное законодательство предписывает казначейское исполнение бюджета, который предполагает наделение казначейства не только учетными функциями, но и функциями осуществления расходных операций от имени и по поручению бюджетных организаций.
В результате организация бюджетного процесса в депрессивных регионах существенно ограничивает возможности управления финансами на региональном уровне, поэтому депрессивные и отсталые регионы слабо заинтересованы в совершенствовании управления финансовыми ресурсами и повышении эффективности их использования.
2.2. Методы решения проблем.
Логика экономических преобразований и реализация принципов территориальной самостоятельности выдвигают на первый план решение проблемы развития депрессивных и отсталых территорий в ракурсе их способности к самообеспечению. При этом совершенствование управления финансами регионов на современном этапе экономического развития России все еще не отличается комплексностью и системностью решения проблемы. Отдельные ее аспекты носят фрагментарный характер, что не способствует достижению финансовой самодостаточности и финансовой стабилизации депрессивных и отсталых регионов.
Сложность решения проблемы управления территориальным развитием в России усугубляется неотработанностью механизмов учета неравенства (асимметрии) регионального развития и территориальной дифференциации в укреплении финансового потенциала депрессивных и отсталых регионов, что требует формирования концептуальных основ внедрения новаций и нахождения оптимальных путей к их практической реализации. Все это предопределяет необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем организации финансов депрессивных и отсталых территорий.
Потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с ресурсными возможностями даже самых богатых и успешно развивающихся территорий. Такая ситуация сложилась не только в результате глубокого и продолжительного спада российской экономики в 90-х годах, но и отчасти из-за существования нерационального подхода к управлению государственными финансами.
В этой связи принципиально новыми и приоритетными для России являются реформирование бюджетного сектора и совершенствование механизмов повышения качества и эффективности управления финансами регионов в рамках реализации среднесрочного финансового планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, что предполагает создание для депрессивных и отсталых регионов эффективных стимулов для увеличения собственных финансовых ресурсов и более эффективного управления ими. Вместе с тем данные реформы находятся лишь на начальной стадии развития, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения, проведения научных исследований и доведения до практической реализации и логического завершения.
Социально-экономическая значимость исследуемой проблемы эффективного управления финансовыми ресурсами депрессивных и отсталых регионов в рыночных условиях, недостаточная проработанность ее теоретических и методологических положений определили основные направления исследований, выбор темы настоящей диссертационной работы и обусловили ее актуальность.
Состояние изученности проблемы. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов являются достаточно новой областью экономической науки, поскольку само понятие "депрессивный" регион появилось достаточно недавно (в 90-х годах) и первое определение этому понятию было дано в "Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации", принятой в 1995 году.
Вывод
Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентная дифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.
Задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях с наихудшими экономическими и социальными показателями. Между тем общеэкономическая и социальная среда, в которой приходится решать задачи регионального выравнивания, в России принципиально иная, чем во многих индустриально развитых странах, где состояние экономики при всех оговорках, связанных, прежде всего с высоким уровнем безработицы и наличием проблем циклического развития, в целом можно признать здоровым. Существование в них отдельных проблемных ареалов является, скорее, исключением из общего правила и может рассматриваться как своего рода трудности роста. Необходимость поддержки отдельных территорий за счет перераспределения ресурсов в их пользу хотя и не вызывает восхищения у населения, но и не приводит к массовым протестам. Общество готово временно смириться с дополнительными издержками ради социального спокойствия в стране.
Что касается России, то возможности межрегионального перераспределения ресурсов с целью поддержки проблемных регионов здесь быстро сужаются. Одновременно готовность в целом бедного общества помогать еще более нищим территориям без каких-либо гарантий на успех в будущем является проблематичной.
Список используемых источников
1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для студ. вузов
/А.Г. Гранберг. – изд. 2-е.- М.: Европейская комиссия, 2001. – 493 с.
2. Социально-экономическое состояние депрессивных регионов –
Режим доступа: http://www.studentport.ru/referat/cardinfo.php?id_card=17548
3. Экономические науки – научно информационный журнал –
Режим доступа: http://ecsn.ru/index.php?task=catalog&catid=16
4. Экономика infо. Региональная политика – Режим доступа:
http://www.economika.info/index.php?action=ref&p=M ...
5. Региональная экономика. Реферат, курсовая работа –
Режим доступа:http://ref.ewreka.ru/r39478/ -
6. Referat. su Гуманитарные курсовые и дипломные работы –
Режим доступа: http://www.referat.su/refs_new/13211/ref_part_5.sh ...
7. Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика и управление". Лекция 6 Проблемные регионы – Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/search.html?words=%D2%F3%F0%E3%E5%EB%FC+%C8.%C4.+%CA%F3%F0%F1+%EB%E5%EA%F6%E8%E9+&x=10&y=12
Приложение 1
Состав федеральных округов Российской Федерации
Федеральные |
Субъекты Федерации |
Центральный | г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области |
Северо–Западный | г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО |
Южный | Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская |
Приволжский | Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО |
Уральский | Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО |
Сибирский | Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО |
Дальневосточный | Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская авт. обл. |
Приложение 2
Классификация региональной политики
Критерии | Виды региональной политики |
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона | |
2. Цель применения | |
3.Механизм реализации | |
4. Форма реализации | |
5. Адресаты |
Приложение 3
Перечень депрессивных регионов, выделенных по разным методикам.
Методика ученых из ИЭиОПП СО РАН (по итогам развития регионов за 1992 – 1994гг.) | Исследование Международной академии регионального развития и сотрудничества |
Перечень депрессивных регионов, предложенный А.Г. Гранбергом (к 1997 г.) |
Архангельская обл. | Архангельская обл. | Ивановская обл. |
Ивановская обл. | Ивановская обл. | Кировская обл. |
Чувашская республика | Ленинградская обл. | Псковская обл. |
Кировская обл. | Кировская обл. | Республика Чувашия |
Удмуртская республика | Владимирская обл. | Владимирская обл. |
Курганская обл. | Челябинская обл. | Тамбовская обл. |
Республика Бурятия | Новосибирская обл. | Курганская обл. |
Читинская обл. | Волгоградская обл. | Волгоградская обл. |
Приморский край | Калужская обл. | Алтайский край |
Хабаровский край | Воронежская обл. | Читинская обл. |
Амурская обл. | Рязанская обл. | Хабаровский край |
Ярославская обл. | Амурская обл. | |
Еврейская авт.обл. | ||
Удмуртская республика |
Признаюсь, эта тема вызывала у меня определенные трудности в мои студенческие годы. Потом, когда на носу уже была сессия, мне пришлось отказаться от шумных компаний и основательно подготовиться к экзамену. Оказалось, в этом нет ничего сложного, и я сейчас постараюсь объяснить, что же такое региональная политика.
Что подразумевают под термином «региональная политика»
Поскольку каждый регион представляет собой некую территорию, он обладает своей спецификой. При этом возникает неравенство между отдельными регионами по ряду различных внутренних показателей. Так, это может быть неравенство по составу населения, качеству его жизни, экономике и так далее. Это означает, что государство не везде в состоянии реализовать минимум, который записан в конституции. Неравенство развития регионов, а также попытка его компенсации, стали основой для государственной региональной политики - комплекса мер, которые должны способствовать оптимальному распределению производств и выравниванию качества жизни населения.
Структура региональной политики
В ее основе заложены экономические задачи, причем даже в тех случаях, когда это касается неэкономических направлений. Например, для реализации социальных программ неизбежно потребуется задействовать экономический сектор. Поэтому региональная политика имеет следующую структуру:
- Экономическая. В этом случае задействуют механизмы, которые должны способствовать снижению экономического неравенства. Например, финансовая помощь, привлечение инвесторов, финансовые ограничения.
- Социальная. Охватывает трудовую организацию населения, условия труда, отдых, восстановление здоровья и многое другое. Фактически, социальный дисбаланс колоссален, а потому возникает необходимость поиска путей его устранения.
- Демографическая. Вмешательство государства во внутренние потоки населения.
И, наконец, последний вид - поселенческая региональная политика, которая решает проблемы оптимального распределения промышленных предприятий, поселков и городов, рационального распределения земельных ресурсов и так далее.
Региональная политика государства является важной составной частью его экономической политики и охватывает совокупность разных административных, законодательных, экономических мероприятий, которые осуществляются как местными, так и центральными органами власти. Направлены все эти мероприятия на регулирование в размещении производительных сил.
Государственная региональная политика является отраслью экономическим и в стране в региональном (пространственном) аспекте. Другими словами, данная сфера связана с взаимоотношениями между районами и центральным аппаратом страны, а также отношениями районов друг с другом.
Региональная политика являет собой компонент национальной стратегии в социально-экономическом развитии и предусматривает несколько направлений.
- Формирование соотношения движущих сил районного развития и обеспечение взаимодействия между ними.
- Определение соотношений регионального и общегосударственного аспектов в развитии, уровней экономического управления.
- Освоение новых территорий и ресурсов, поднятие экономики в отсталых районах.
- Решение вопросов (в условиях
- Решение урбанизационных проблем (связанных с повышением роли городов).
Среди прочих направлений отрасли следует отметить районные аспекты аграрной, Проявляющееся отношение государственного аппарата к каждому из вышеописанных направлений и определенные мероприятия, которые осуществляются по ним, формируют содержание политики, проводимой госаппаратом на местах. В развитых странах содержание региональных мероприятий приблизительно одинаково.
- Реконструкция (восстановление) экономического состояния депрессивных (отсталых) промышленных районов, освоение территорий слаборазвитых.
- Децентрализация агломераций (выведение за пределы скопления) и районов с высокой
- Формирование новых узлов промышленности за рамками городских поселений, не имеющих связи с существующими промышленными центрами.
Региональная политика по вышеописанной схеме предотвращает усиление диспропорции как в масштабах всей страны, так и в ее регионах. Эта отрасль управления в выполняет весьма значимую роль. При этом в державах менее развитых проблемы в районах часто стоят более остро. Это связано с тем, что региональная политика требует значительных затрат.
Направления работы с районами в развитых странах можно выделить следующие:
- Интеграция в единую торговую площадку всех районов в стране.
- Подъем экономики менее развитых регионов, смягчение диспропорций.
- Освоение в более полном масштабе людских и природных ресурсов.
- Размещение новых проектов промышленности с рациональной точки зрения.
В России региональной политике отводится значимая роль. Это обусловлено огромными различиями социально-демографических, природно-географических, экономических и прочих условий внутри страны. В РФ неприменим унифицированный подход к районам.
Значение региональной политики в процессе перехода к рыночным отношениям возрастает в значительной степени. Вместе с этим напряжение в социально-экономической ситуации в районах, ярко выраженные контрасты в социальных условиях могут угрожать существованию страны, приводя к ее распаду. В связи с этим предназначение региональной политики еще и в том, чтобы ослабить внутренние напряжения, сохранив единство и целостность державы. Изменение ситуации внутри страны провоцирует изменения в содержании работы с районами.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации