Развивающие страны в 20 веке. Индустриальное развитие мира в первой половине XX века


Политическая карта мира в начале 20 века К началу 20 века в мире было 61 независимое
государство, но большая часть планеты была поделена
между несколькими государствами

Век империй
Колониальные
Традиционные
Британская империя
Российская империя
.
Османская империя
Французская империя
Австро-венгерская
империя
Германская империя
Китайская
империя

Колониальные державы

Страна
Величина колоний
(Колониальная
статистическую
империя)
км2
Численность
населения
таблицу.
Млн.
Вывести
Величины колоний и численности их
Великобритания
33598,5
393,3
населения по
основным странам.
Франция
10649,8
55,5
Нидерланды
2045,6
40
Япония
291,3
19,2
Бельгия
2365,0
15,6
Германия
2952,9
12,3
США
1854,9
9,7

Колонии и доминионы

Доминион – колония, имеющая
право на самоуправление.

Рост численности населения

К 1900 году население планеты составляло 1 млрд.650 тыс.человек

Население планеты к началу 20 века

Великобритания и колонии–
393 млн.
Россия – 89,9 млн.
Китай – 400 млн.
США – 76,2 млн.
Африка – 110
млн.
Латинская Америка

Рост миграций

Великобритания
Канада
США
Германия
Россия
Италия
Направления миграций в начале века
Китай

Урбанизация

Урбанизация -это процесс сосредоточения
Лондон в
(Англия)
- 7,110
млн.
промышленности и населения
крупных
городах.
Нью-Йорк (США) – 4.110 млн.
Берлин (Германия) –
2,990 млн.
Вена (Австрия) – 1,980 млн.
Петербург (Россия)
– 1, 200 млн.
Париж (Франция) –
2,760 млн.
Чикаго (США)
– 2.050 млн.
Пекин (Китай) –
1,600 млн.

Основные черты экономического развития на рубеже веков


(Эпоха «большого бизнеса»)
Монополизация экономики
Вывоз капиталов
Обострение борьбы за рынки сбыта
Рост крупного
машинного
и источники
сырья
(борьбапроизводства
за передел мира)

Рост крупного машинного производства

На смену мелким
предприятиям, где трудились
десятки работников пришли
заводы, где было занято от
нескольких сотен до
нескольких тысяч рабочих.
Возникли крупные фирмы,
численность работников
которых исчислялась
десятками тысяч.

Рост крупного машинного производства

Появились новые отрасли:
электротехническая,
химическая, автомобильная
промышленность.

Рост крупного машинного производства

Реализовывались
крупные
проекты.
Бруклинский мост

Рокфеллер
Американский
предприниматель,
первый долларовый
миллиардер в истории
человечества.
В 1870 году он
основал компанию
Standard Oil.

Крупнейшие компании
начала 20 века
Морган
Американский
предприниматель, банкир и
финансист, создавший
крупнейшую сталелитейную
компанию.
Морган известен как
коллекционер картин, книг и
других произведений искусства,
многие из которых
дарил «Метрополитенмузею» (Нью-Йорк), спонсором и
президентом которого являлся
лично.

Крупнейшие компании
начала 20 века
Генри Форд
Неудачи дают только повод
начать снова и более умно.
Честная неудача не позорна.
Позорен страх перед неудачей.
Генри Форд
Американский
промышленник, владелец
заводов по
производству автомобилей
по всему миру. Его лозунгом
было «автомобиль для
всех» - завод Форда
выпускал наиболее
дешёвые автомобили в
начале эпохи
автомобилестроения. Ford
Motor Company существует
и по сей день.

Крупнейшие компании начала 20 века

На заводах Форда
впервые был применен
конвейер.
Конвейерная система
сборки привела к
повышению
производительности
труда и удешевлению
продукции, так как
каждый рабочий
выполнял только одну,
хорошо знакомую ему
операцию

Крупнейшие компании
начала 20 века
Фирма Сименс
Фирма начала
деятельность с производства и
прокладки телеграфных
кабелей. Компания
осуществила прокладку
Индоевропейской линии, длина
которой составляла 11 000 км.
Она связала Лондон и
Калькутту через Берлин,
Варшаву, Одессу, Керчь,
Тифлис и Тегеран. Телеграмма
проходила линию из конца в
конец за 28 минут.
Эрнст Сименс

Крупнейшие компании
начала 20 века
Фирма Сименс
Фирма производила
первые трамваи и поезда
метро. Siemens & Halske
стала первым в Германии
производителем ламп
накаливания. В 80-х годах
XIX века компания
осуществила два знаковых
проекта в России -
сконструировала систему
освещения Невского
проспекта и установила
систему освещения
Зимнего дворца.

Монополизация

Монополизация – это
ситуация в экономике,
когда один или
несколько крупных
производителей или
продавцов действуют в
условиях отсутствия
значимых конкурентов,
что позволяет им
устанавливать на рынке
монопольные цены и
получать сверхприбыль.

Монополия
Это объединение предприятий,
сосредоточивших в своих руках контроль
над производством и сбытом продукции в
одной или нескольких отраслях.

Основные типы монополий

Это - монополистическое объединение, участники
которого договариваются об установлении единых цен.
Это – тип монополии, в которой сбыт продукции, распределение
заказов,Фирма
установление цен осуществляется централизованно,
но
Синдикат
предприятия сохраняют самостоятельность.
Это - монополистическое объединение, Картель
в рамках которого
участники теряют производственную, коммерческую, а
порой даже юридическую самостоятельность
Фирма
Трест

Последствия монополизации

+
Последствия монополизации
Сдерживание
технического
прогресса
Возможность
осуществлять
крупные проекты
Более низкие
издержки (затраты)
производства
Устойчивость в
период кризисов
Противоречие
Искусственное
завышение цен
ведет к росту
напряженности
в обществе
Подавление
конкуренции

Борьба с монополизмом

Теодор Рузвельт
Президент США
в 1901-1908 гг.
Теодор Рузвельт акцентировал
внимание общественности на
конкретных проявлениях социальной
несправедливости со стороны
отдельных «нечестных» трестов.
Против ряда корпораций были
возбуждены судебные процессы,
осуществлена демонополизация. Эти
судебные процессы позволили
Рузвельту создать себе репутацию
«разрушителя трестов».
США стали первым государством, в
котором появилось антимонопольное
законодательство.

Вывоз капиталов

Вывоз капиталов – это целенаправленное перемещение
денежных средств из развитых стран в колонии и
слаборазвитые государства с целью получения более
высокой прибыли
Страны, вывозящие
капиталы
Регионы, в которые
вывозятся капиталы

Обострение борьбы за колонии, рынки сбыта и источники сырья

Испано-американская
война 1898
Русско-японская
война 1904-1905
Итало-Турецкая
война 1911-12
Марокканские
кризисы (1905, 1911)
Англо-Бурская
война 1899-1902
Японокитайская
война 1895

Испано-американская
война 1898
Первая империалистическая война за передел
колониальных владений. Ставя целью захват Кубы,
Филиппин и Пуэрто-Рико, находившихся под испанским
колониальным господством, правительство США
рассматривало эти владения не только как ценные
источники сырья и рынки сбыта, но и как важный плацдарм
для экспансии капитала США в страны Азии и Латинской
Америки. Началась в условиях развернувшихся на Кубе (с
1895) и Филиппинах (с 1896) мощных восстаний против
испанского колониального гнёта. Согласно Парижскому
миру, завершившему войну, Испания отказалась от прав на
все эти колонии, которые были объявлены «свободными
государствами», оказавшимися однако под тем или иным
контролем США.

Японокитайская
война 1895
война Японии против маньчжурской империи Цин (в
которую входил Китай) с целью установления контроля
над Кореей (номинально являвшейся вассальной по
отношению к империи Цин страной) и проникновения в
Маньчжурию и Китай. 17 апреля 1895 г. представители
Японии и Китая подписали унизительный для Китая
Симоносекский договор. Война положила начало разделу
и финансовому закабалению Китая
империалистическими державами и ускорила
капиталистическое развитие Японии, а захват о. Тайвань
и о-вов Пэнхуледао явился началом создания японской
колониальной империи.

Англо-Бурская
война 1899-1902
война Великобритании против бурских республик -
Южно-Африканской республики (Республики
Трансвааль) и Оранжевого Свободного государства
(Оранжевой Республики), закончившаяся победой
Британской империи. В этой войне англичане впервые
применили тактику выжженной земли на земле буров и
концентрационные лагеря, в которых погибло около 30
тысяч бурских женщин и детей, а также
неустановленное количество черных африканцев.

Марокканские
кризисы (1905, 1911)
крупные международные конфликты, отразившие
соперничество колониальных держав, особенно
Германии и Франции, в Марокко.
Итало-Турецкая
война 1911-12
война Италии против Турции с целью захвата турецких
владений в Ливии - Триполитании и Киренаики.
Русско-японская
война 1904-1905
война между Российской и Японской империями за
контроль над Маньчжурией и Кореей.

Неравномерность развития стран мира

Рейтинг стран мира в начале 20 века
по доле в мировой экономике
Индустриальные
и индустриальноаграрные страны
Аграрноиндустриальные
страны
США
Германия
Англия
Франция
Россия
Италия
Япония
Голландия
Испания
Австро-Венгрия
Бельгия

Домашнее задание

Выучить понятия: метрополия,
урбанизация, монополизация,
монополия, картель, синдикат, трест,
вывоз капитала.
Знать: положительные и
отрицательные последствия
монополизации, разновидности и
названия империй в начале 20 в.,
названия колоний ведущих стран мира.

Конец XX-начало XX вв. - период перехода капитализма к монополистической стадии - ярко проявился в экономическом развитии США . Эта молодая капиталистическая страна переживает расцвет практически во всех сферах хозяйства и завоевывает первое место в мире не только по общему объему выпускаемой продукции, но и качественным параметрам (производительности труда, концентрации производства, формам его организации, монополизации). Центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. Став лидером капиталистического мира, США вышли на арену внешней и колониальной экспансии.

Это время коренного перелома в экономической истории Германии , когда из отстающей в хозяйственном развитии и политически раздробленной страны она превращается в ведущую державу мира, вышедшую в мировом промышленном производстве на второе место, а в Европе - на первое. Она превосходит европейские страны также по степени концентрации и монополизации производства, становится на путь милитаризации и развязывает Первую мировую войну.

Убыстряет темпы экономического развития на рубеже XIX и XX вв. Япония , выигравшая в 1904-1905 гг. русско-японскую войну. И в этот исторический период японская нация проявила способность к быстрому и успешному восприятию зарубежного опыта капиталистического развития - она завершает промышленный переворот, не имея собственных технических изобретений, осуществляет монополизацию экономики, создает новые отрасли промышленности. Однако наличие в аграрном секторе пережитков феодализма, узость внутреннего рынка из-за бедности трудящихся масс обусловливают выход Японии на внешние рынки и ее территориальную экспансию. Япония ведет завоевательные войны.

Всемирно-исторический процесс и ХХ век

Конец XX столетия - Интернационализация жизни различных народов, сближение цивилизаций на основе достижений науки и техники, распространение образования как бы разрушили границы между цивилизациями. Большая группа ученых Западной Европы, США, Канады отстаивает идею всеобщности исторического процесса, поступательного движения народов, единства человеческой цивилизации.

Достижения третьей научно-технической революции в постиндустриальную эпоху связали воедино различные страны в рамках экономического сотрудничества, вызвали к жизни глобальные системы коммуникации, способствовали трансформации

Одновременно эти техногенные явления поставили человечество на грань глобальной экологической, ядерной катастроф, обострили проблему демографии и ресурсов и т.п., благодаря чему народы ощутили свою взаимозависимость, неспособность в одиночку справиться с глобальными проблемами.

Существенные отличия в рамках крупнейших цивилизаций - западноевропейской и восточной. А. Тойнби (1889-1975), достаточно резко критиковал межцивилизационную концепцию. Восток и Запад все более взаимодействуют, усваивая ценности противоположной цивилизации, о чем свидетельствует процесс модернизации ряда восточных стран и в то же время все большее проникновение традиционных духовных ценностей Востока в западную культуру

По всей видимости, осознание последствий возможной катастрофы явится главным мотивом дальнейшего сближения Востока и Запада, развития так называемого межцивилизационного диалога. Вот почему столь важным представляется для современных ученых исследование отдельных исторических феноменов сквозь призму общеисторического - межцивилизационного их значения.

Промышленно развитые страны мира в начале XX века:

США, Великобритания, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Россия.

1. Развитие экономики в первое десятилетие XX века.

2. Политическая структура государства.

3. Внутренняя политика правительств стран в начале XX века.

4. Внешняя политика государства в начале XX века.

Основные понятия:

· монополия

· технический прогресс

· протекционизм

· «справедливый курс» Т. Рузвельта

· «Новая демократия» В. Вильсона

· политика «блестящей изоляции»

· кайзер

· канцлер

· рейхстаг

· бундесрат

· цесар

· дуалистическая монархия

1. Охарактеризуйте и сравните государственное устройство промышленно развитых стран мира в начале XX века.

2. Определите основные тенденции социально-экономического развития стран в первое десятилетие XX века.

3. Докажите, что в начале XX века во внешней политике государств происходил рост милитаристских настроений.

Соединенные Штаты Америки.

В первое десятилетие XX века характерными чертами для экономики США были:

· Развитие фермерского хозяйства (использование 17 тыс. паровых тракторов);

· Монополизация экономики: нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт ойл», «Стальной трест» Дж. Моргана, стальная компания Карнеги, электротехническая фирма «Дженерал Электрик» и др.; в течение гг. в стране действовали 24 треста, а в возникли еще 82 новые компании; в 1904 г – 445 крупные корпорации с общим капиталом 20,4 млрд. долларов;

· Рост крупных банков: Рокфеллера, Моргана, Меллона.

Политическая структура государства:

США - президентско-парламентская республика, федерация.

Законодательный орган – Конгресс

Глава государства и глава правительства – президент

2-х партийная система: демократы и республиканцы.

Социалистические идеи среди избирателей были слабы.

Основной формой рабочего движения в США были профсоюзы. В 1914 г. АФТ (Американская федерация труда насчитывала 2 млн. человек.

Основным направлением внутренней политики государства в начале XX века становится процесс реформизма – движение за демократизацию общества.

гг – президент Теодор Рузвельт (республиканец) – программа «Справедливый курс»:

· Антимонопольная политика: 20 судовых процессов против корпораций;

· Расширение полномочий федерального правительства;

· Акт Хепберна: государство устанавливало максимальные границы тарифных ставок на железнодорожных дорогах страны;

· Законы о контроле над производством пищевых продуктов и лекарств;

· Охрана окружающей среды: решения о рациональном использовании водных, лесных и природных ресурсов;

· Вмешательство в трудовые конфликты, т. н. «честный курс».

В 1912 г. группа реформистов республиканской партии создала Национальную прогрессивную партию, к которой присоединился Т. Рузвельт, предложила программу демократических реформ в области избирательного права, таможенной политики, в области решения рабочих проблем.

гг. – президент В. Вильсон (демократ) – программа «Новая демократия»:

· Борьба против «нечестной конкуренции» и монополизации рынка;

· Снижение до 27% таможенных пошлины на импортные товары;

· Система прогрессивного налогообложения (1913 г.);

· Создание Федеральной резервной системы;

· Закон Клейтона: защита интересов профсоюзов и бастующих рабочих, ограничение труда детей, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Во внешней политике США в начале прошлого века придерживались принципов «доктрины Монро» - «Америка для американцев », т. е. для США.

гг. – первая межамериканская конференция, на которой создан Международный союз американских республик (с 1910 г. - Панамериканский союз).

1898 г. – испано-американская война: поражение Испании, все ее владения в Карибском море (Куба, Филиппины, Пуарто-Рико и др. острова) переходили США. Куба формально получила независимость.

США взяли на себя функции полицейского в Западном полушарии, неоднократно оккупировали латиноамериканские государства: Доминиканская республика (1904,1914), Куба (1906-09, 1912), Гондурас, Никарагуа.

В 1903 г. обострился конфликт США-Колумбия по поводу панамского перешейка: Колумбия отказалась уступить США территорию перешейка за 100 млн долларов для строительства канала, США организовали заговор, в результате которого провинция Панама добилась независимости и новое правительство уступило территорию панамского перешейка «на вечные времена». В 1914 г. Панамский канал начал действовать.

В 1905 г. в русско-японской войне США поддержали Японию.

В последующие годы США все чаще стали использовать «дипломатию доллара»: кредиты, инвестиции, финансово-экономическая «помощь» - которая в итоге приводила к экономической зависимости государств. Ярким примером такой политика стала доктрина «равных возможностей» в Китае.

Британская империя

Экономическое развитие страны в первое десятилетие XX века

· Потеря монопольных позиций в мировой промышленности и торговли, в связи с тем, что в стране к концу XIX века

Техническая база промышленности устарела (первая половина XX века),

Колониальные владения, – рынок сбыта, дешевая рабочая сила, дешевое сырье, и, как следствие, высокие прибыли без технических новшеств;

· Государственное социальное страхование по болезни, инвалидности и безработице (1911);

· Ограничение прав палаты лордов (1911);

· Ирландская проблема (1914): Ирландия разделена, Ольстер – часть Великобритании

Внешняя политика государства

· Колониальная политика:

· Соперничество с Германией и Францией в Африке;

· гг. - англо-бурская война – в результате Трансвааль и Оранжевая республика стали колониями, человеческие потери составили 6 тыс. убитыми, 16 тыс. умершими и 23 тыс. ранеными.

· Часть колоний добились права доминиона: 1867 – Канада, 1907 – Австралия, Новая Зеландия, 1910 – Южная Африка;

· Политика «блестящей изоляции», т. е. Великобритания не вступала в военные союзы;

· Рост противоречий с Германией (морское противостояние);

· Военные союзы с Францией (1904) и с Россией (1907);

· Милитаризация экономики: военные затраты увеличились в 3 раза, в 1910 г. создан Комитет имперской обороны, задачей которого становится разработка стратегического план

Германия

Особенности экономическое развитие страны в начале XX века.

· Быстрое развитие экономики после объединения страны в 1871 г., по темпам экономического развития Германия уступала только США;

· Объем промышленного производства перед Первой мировой войной вырос в 6 раз;

· В течение первого десятилетия XX века страна занимала 1 место в Европе по экономическим показателям;

· Развитие новых отраслей промышленности: машиностроение, электроэнергетическая, химическая, электротехническая;

· Мощность электростанций увеличилась в 100 раз;

· Протяженность железных дорог увеличилось в 33 раза;

Франция

Развитие экономики:

· Последствия поражения во франко-прусской войне: потеря Эльзаса и Лотарингии;

· Сохранение большого количества мелкий (до 10 человек работников) предприятий;

· Аграрный характер экономики: 43% населения заняты в сельском хозяйстве ;

· Слабое техническое оснащение сельского хозяйства и экономики;

· Численность населения росла медленно

· Темпы промышленного роста невелики – 2,5% в год;

· Быстрый рост новых отраслей промышленности: авиастроение, автомобилестроение , химическая и электротехническая промышленность;

· Развитие банковской сферы: Франция – мировой кредитор;

· Концентрация капитала: 5 крупнейших банков сосредоточили 2\3 общей суммы всех банковских вкладов, 200 акционеров «Французского банка» контролировали почти всю экономику страны.;

· Вывоз капитала из страны: 2 место в мире после Великобритании, в 4 раза превышал объем капиталовложений во французскую промышленность;

· В сельском хозяйстве преимущественно мелкие хозяйства;

· Эксплуатация колоний.

Государственное устройство Франции согласно Конституции 1875 г. (Третья республика)



На местах власть принадлежала префектам, которые назначались правительством. Многопартийная система. В парламенте заседали около десятка партий и групп, которые создавали блоки и временные союзы. Такие блоки были нестойкими и поэтому с 1900 г. по 1914 г. во Франции сменилось 13 правительств.

Важным элементом французской политики начала века были идеи реванша за проигрыш во франко-прусской войне. Цель: новая победная война, возврат Эльзаса и Лотарингии.

В начале века наиболее популярными становятся радикалы (левые республиканцы) и правые республиканцы (умеренные).

Радикальная партия (лидер Жорж Клемансо) выступала в защиту интересов республики, частной собственности, боролась против засилья церкви, требовала национализации крупных монополий, введения прогрессивного налога на прибыль . В 1902 г. победу на выборах одержал «Левый блок», в который входили радикалы и социалисты:

отделение церкви от государства и школы;

закон о пенсиях (назначение пенсий по достижении 65 лет)

Подъем рабочего движения:

Создание «федераций» - профсоюзы рабочих одной отрасли

«бирж труда» - союзы рабочих разных специальностей одного города;

Преимущество венгерские, немецкие и французские промышленных компаний;

Крупные землевладения принадлежали венгерским, румынским и польским собственникам.

Государственное устройство Австро-Венгрии


Дуалистическая империя, существующая на основе договора между Венгрией и Австрией 1867 года. В стране фактически существовали 3 правительства: австрийское, венгерское и объединенная австро-венгерская администрация.

Дуалистическая монархия – форма государственного правлении, при которой наряду с монархом функционирует парламент и правительство

Цесар – император Австрии, король Венгрии, контролировал вооруженные силы и внешнюю политику.

Собрание представителей австрийского и венгерского парламента заседали попеременно то в Вене, то в Будапеште.

Уязвимым местом для политической стабильности империи был ее многонациональный состав населения, в то числе жители Галичины, Закарпатья и Северной Буковины.

В 1907 г. австрийское правительство облегчило выборные процедуры, в результате чего в австрийском парламенте заседали 32 украинца. Самой многонациональной провинцией империи была Буковина: 305 тыс. украинцев, 273 тыс. румын, 168 тыс. немцев, 102 тыс. евреев, а также венгры и поляки. Официальные языки Буковины – украинский и румынский. Общенациональный язык – немецкий. Эффективно действовала система национального местного самоуправления, На Буковине инее было проявлений межнациональной вражды, население достаточно толерантно относилось к людям различных национальностей.

Франц Иосиф I старался стоять над национальными проблемами, но удавалось это достаточно сложно. За многонациональный состав австро-венгерскую империю называли «лоскутной».

Российская империя

Развитие экономики :

· Государственный контроль над развитием экономики;

· Неравномерное развитие различных отраслей промышленности и отдельных территорий империи;

· Высокие темпы развития промышленности;

· Отсталость России по объемам промышленного производства от других стран мира: от Франции – в 2,5 раза, от Британии – в 4,6 раз, от Германии – в 6 раз, от США – в 14,3 раза;

· Экономические реформы министра финансов Сергея Витте:

Государственная монополия на винокурение;

Протекционистская политика по отношению к

производителю;

Предоставление кредитов крестьянам через

Крестьянский банк;

Переселение крестьян в малозаселенные районы Сибири, Северного Кавказа и Средней Азии.

· Тяжелые условия труда на производстве: рабочий день от 11,5 до 14 часов в день;

· Низкий уровень жизни большинства населения страны, высокая смертность, короткая продолжительность жизни (34 года).

Государственное устройство России

Российская империя – абсолютная монархия, власть царя не ограничивалась выборными органами власти. Монарх опирался на централизованный бюрократический аппарат, созданный еще в XVII веке.

Государственный совет

Император (царь)



После смерти Александра III в 1894 г. на престол вступил царь Николай II. – последний монарх России. Обычным явлением в первые годы правления Николая II была частая смена правительств. Члены Государственного совета, который носил совещательный законотворческий характер, назначались императором пожизненно. Сенат выполнял функции Верховного суда, задачей которого было знакомить общественность с новыми законами, объяснять их и следить за их выполнением. Сенаторы также занимали свой пост пожизненно.

Синод – совет по делам религий, находился под контролем царя. Созданный корпус жандармов следил за политическими настроениями граждан государства.

Такая система управления государством привела к росту либерального движения и зарождению политических партий. Наиболее популярными в начале века стали Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 г. распалась на два крыла: умеренные социал-демократы - меньшевики, и леворадикальные большевики во главе с. Второй по популярности стала Партия социалистов-революционеров (эсеры), которая выражала интересы крестьянства и выступала за земельные реформы в стране.

В России происходил рост национального движения, которое преследовалось правительством. Проводилась жесткая политика русификации.

Для решения внутренних проблем российское правительство решило вступить в войну с Японией, рассчитывая на быструю и победоносную «маленькую» войну. Однако в январе 1904 г. Япония первой неожиданно напала на российскую военно-морскую базу в Китае – Порт-Артур. Понеся огромные материальные и человеческие потери, Россия проиграла эту войну и вынуждена была подписать унизительный мирный договор (1905 г.), согласно которому потеряла значительные территории в Китае и южную часть Сахалина .

Поражение в русско-японской войне еще больше обострило положение царского правительства и привело к началу Первой русской революции 1905-07 гг.

на современном этапе

Интернационализация экономики

Три мировых центра капитализма

Глобальные проблемы современности

20.1. Интернационализация экономики

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации экономики, на основе процесса интеграции.

Транснациональные и многонациональные компании. Уже в начале нашего столетия существовали международные предприятия, которые вместе с применением электронно-вычислительной техники и современных средств связи во второй половине XX в. стали превращаться в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций (ТНК и МНК) и стали в настоящее время главной движущей силой мирохозяйственных связей. Вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объединенную общими организационными, экономическими и технологическими отношениями. За счет оптимального размещения производства в разных странах, с учетом их сравнительных преимуществ (наличие источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т. д.) ТНК достигают более высокой экономической эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов и рабочей силы посредством формирования прямых производственно-технических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В настоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между собственно ТНК. Так, получили достаточно широкое распространение так называемые стратегические соглашения, на основе которых объединяются финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в условиях НТР второй половины XX в. наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации («ноу-хау», патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Процессы интеграции в Западной Европе. Еще одной формой интернационализации получившей особенное развитие в последние десятилетия, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах.

Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом.

За исторически короткий срок ЕЭС превратилось в один из главных экономических центров мирового хозяйства. Сегодня на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕЭС также превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.

Столь динамичное развитие государств общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии в условиях НТР. Поэтому страны Общего рынка объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 80-90 гг. осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и другие.

В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С 1 января 1993 г. функционирует Единый внутренний рынок (ЕВР) Европейского Союза на основе отмены оставшихся до этого момента ограничений и барьеров для передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан; введения единых стандартов на многие виды продукции. А с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым к концу 90-х гг. Европейский союз должен превратиться в валютный, экономический и политический Союз с едиными: внешней политикой, гражданством и валютой. Маастрихтский договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в 40-летней истории европейской интеграции, открывающим ее новый этап.

Успехи ЕЭС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых, европейскими, демократическими и уважать права человека, во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕЭС и, в-третьих, осуществлять единую внешнюю политику Сообщества, в том числе в вопросах безопасности.

Интеграция стран ЕЭС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) должно по замыслу подписавших его сторон способствовать постепенной адаптации участников ЕАСТ к условиям будущего сотрудничества в рамках ЕЭС.

Европейский Союз и страны Восточной Европы. С начала 90-х гг. Сообщество изменило политику в отношении бывших социалистических стран Восточной Европы. Соглашения, заключенные с Польшей, Венгрией и Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией (1992 г.), предусматривают: создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов и с несколькими ограничениями – граждан, расширение сотрудничества в политической и культурной областях, включение интеграционного законодательства ЕС в национальное право восточноевропейских стран. Реализация соглашений рассчитана на период до 2001-2003 гг. в зависимости от особенностей той или иной страны. Участие в ЕЭП должно оказать помощь названным странам в проведении глубоких рыночных преобразований, преодолении существующего разрыва в уровне хозяйственного развития со странами Западной Европы.

Процессы интеграции стран Северной Америки. В 80-е гг. тенденции к интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже в следующем, 1990 г., президент Дж . Буш (род. 1924) в ответ на углубление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря на очевидные выгоды, которые получают на основе перечисленных статей США и Канада, по мнению подавляющего большинства аналитиков, наибольшую пользу из альянса все же извлекает Мексика. Действительно, в последние годы в этой стране происходят достаточно глубокие преобразования: ускоренная приватизация оказавшегося неэффективным государственного сектора, реформирование налоговой и финансовой систем, либерализация режима для иностранных инвестиций и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста в Мексике составили 4% (одни из самых высоких в Латинской Америке), бюджет был сведен с активным сальдо, а приток иностранных капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или в два раза превысил аналогичный показатель 1990 г. Правда, первоначально Мексика несколько утратила былой авторитет среди Южной и Центральной Америки, которые обвинили ее в ущемлении их интересов, на основе приоритетного использования Мексикой выгод от сотрудничества с двумя наиболее развитыми странами континента. Любопытно, что Мексике удалось растопить лед возникшего недоверия путем подписания соглашений о свободной торговле с Чили (1991), Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по существу инициатором интеграции латиноамериканских стран и одновременно своеобразным мостом для вхождения их в возможный альянс с США и Канадой.

Интеграционные процессы в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Аналогичные интеграционные процессы наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия – всего 11 государств. Цели этого альянса – те же: создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества.

Таким образом интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами могут служить организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д.

Интеграция в других регионах. Возник ряд межгосударственных банков и организации взаимопомощи, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.

К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции. Несмотря на оформление экономического союза стран СНГ, реинтегральный процесс в настоящее время является скорее декларацией стран, подписавших Соглашение, находится на стадии подписанного протокола о намерениях, нежели обретает плоть. Однако это объясняется в большей мере внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, нежели экономическими соображениями. Именно это дает известный оптимизм в оценке перспектив евроа-зиатского интеграционного процесса, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

В XX в. наблюдается четко выраженная тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, что обусловливается усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; расширением связей между народами при одновременном обострении конфликтов из-за неравномерности их экономического, этнического, политического развития.

Особенно заметна возросшая роль государства во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., в годы Первой и Второй мировых войн, а также в разрешении экономических, научно-технических проблем Новейшего времени.

В XX в. на состояние, значение, действенность государства и права отдельных стран сильное влияние стали оказывать все более крепнущие информационные, культурные, экономические связи, устанавливаемые между народами мира, а также национальный, религиозный факторы, отражающие возрастные и психоэмоциональные различия народов. Прогресс как повышение уровня специализации, дифференциации и в государственном управлении настоятельно требовал его осуществления специализированными органами и специально подготовленными кадрами, но этим же он ограничивал творческую активность управляемых, их духовную индивидуальность.

Процессы либерализации и демократизации, развивавшиеся в мире в XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов.

Обобщая характеристику основных направлений развития государства и права в XX в., нельзя обойти вниманием «социальные мотивы», социалистическую тенденцию, проявляющуюся в расширении прав профсоюзов, регламентации рабочего времени, предоставлении ежегодных отпусков, пособий и т. п. Нельзя не отметить и выделение политической теорией Новейшего времени требования «приоритетного значения прав личности», что находит все более заметное отражение в законодательстве и практике современных государств.

После поражения в «холодной войне» и разрушения советского блока и СССР образовались новые самостоятельные государства – Украина, Казахстан и др., произошло объединение Германии, разделенной Второй мировой войной на Западную и Восточную зоны, что в той или иной мере выражало национальные устремления народов.

Конституционные изменения в XX в. отличались неоднородностью, противоречивостью, подчас разнонаправленностью. Наряду с укреплением либерально-демократической тенденции наблюдалась и вполне очевидная реализация противоположно действующих стремлений, преследовавших цели ограничения, выхолащивания демократического содержания правовых институтов, а также четко выраженное движение в сторону авторитаризма, тоталитаризма и фашизма. Последнее ярко представлено в образовании фашистских и советской империй, длительном противостоянии военно-политических блоков, «холодной войне». Разрушение советской империи говорит также и об огромных возможностях невоенных средств подавления поверженного противника.

Противоречивый, подчас взрывной характер преобразований либерально-демократической тенденции в ведущих капиталистических государствах хорошо различим в конституционной истории Франции после Второй мировой войны.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...