Развитие остроумия. Упражнения по развитию остроумия


Содержание статьи:

Остроумие - это способность искрометно и лаконично выражать свои мысли. У некоторых людей подобное качество является наследственной предрасположенностью. Однако далеко не каждый человек может похвастаться способностью блистательной фразой привлечь внимание аудитории. Не стоит в данном случае отчаиваться, потому что умение вставить в беседу острое слово реально развить.

Причины косноязычия у человека

Даже умные люди могут чувствовать себя скованно в компании, где собрались любители пошутить над собой и окружающими.

Причины отсутствия остроумия в речи следует искать в следующих факторах:

  • Неуверенность в себе . Сложно блистать в обществе тому человеку, который невысокого мнения о своей персоне. При существующих комплексах он будет постоянно пытаться стать невидимкой рядом с более раскрепощенными ораторами.
  • Горький опыт в прошлом . Когда-то, будучи прилюдно осмеянным, сложно в дальнейшем сыпать остротами. Публичное унижение - серьезное испытание для любого человека с чувством собственного достоинства.
  • Проблема с дикцией . Заикание и шепелявенье мешают в некоторых случаях грамотно озвучивать свои мысли даже при отличном чувстве юмора.
  • Навязывание стереотипов . Современное общество часто смеется над шаблонными шутками определенного формата. Авторский юмор порой не приветствуется, что приводит в конечном итоге к косноязычию у вполне остроумных людей.
  • Недостаток образования . Не всем, как говорится, спутники запускать и пускать реки вспять. Остроумие все же подразумевает наличие у человека определенной интеллектуальной базы.
Перечисленные причины косноязычия реально исправить собственными силами. Стать активным участником любых дебатов можно даже при проблемах с дикцией.

Как развить у себя остроумие

Ораторское мастерство обычно приобретается при поэтапной работе над данным вопросом. Для начала необходимо освоить азы риторики, чтобы грамотно оформлять свои реплики.


Психологи разработали ряд советов по борьбе с косноязычием, которые выглядят следующим образом:
  1. Расширение кругозора . Для того чтобы красиво изъясняться, необходимо знать то, о чем говоришь. Человек с минимальной базой информации априори не может быть остроумной особой. Следует стать универсальной личностью, которая понемногу разбирается во многих областях жизнедеятельности человека.
  2. Чтение литературы в ироническом стиле . Чужие остроты очень часто помогают сформировать в дальнейшем собственные шутки. В данном случае специалисты рекомендуют читать Зощенко, Ильфа и Петрова. Именно на этом классическом примере стоит поучиться владеть словом.
  3. Развитие самоиронии . Умение посмеяться над собой дорогого стоит. Желание иронизировать исключительно над окружающими называется желчностью, что отталкивает людей. Способность метко указать на собственные недостатки может сделать из человека популярную личность.
  4. Ознакомление с английским юмором . Именно он считается образцом сдержанности и четкого знания озвученного вопроса. Понять его могут исключительно умные люди, к общению с которыми необходимо стремиться. Метать бисер перед глупцами не имеет никакого смысла.
  5. Избавление от стереотипов . Штампы в выражениях должны полностью исчезнуть из лексикона человека, который задумался над вопросом, как научиться остроумию. Стоит пересмотреть свой словарный запас, который рекомендуется пополнить словами в стиле шуток-прибауток.
  6. Выступление на публике . Чтобы избавиться от излишней застенчивости и боязни выражать свои мысли перед другими людьми, необходимо начать принимать участие в различных творческих мероприятиях.
  7. Работа над актерским мастерством . Некоторые люди даже удачную шутку преподносят так, что никто в ответ не улыбается. Громко хохочущий над собственными остротами человек выглядит по крайней мере нелепо. Важно выдержать некоторую эффектную паузу, выдав затем перл, который будет иметь эффект разорвавшейся бомбы.
  8. Употребление гиперболы . Очень часто улыбку вызывает монолог человека, который не скупится на преувеличение. При этом оно должно быть уместным и искрометным. При лишнем весе можно сказать о себе, что сытый голодному не товарищ (добротная свинья тощему гусю не подспорье) и хорошего человека должно быть по максимуму больше при огромном везении.
  9. Умеренность в шутках . Хорошего должно быть понемногу. Следовательно, излишества в разговоре бывают часто неуместны. Язвительность в комментариях также нельзя считать остроумием. Каждая шутка должна быть строго нормирована во избежание конфликта с собеседником. Например, фраза о том, что ты сегодня так же выглядишь, как я себя чувствую, может быть воспринята как завуалированное оскорбление.
  10. Поиск ассоциаций . Перенесение свойств одного предмета на другой довольно часто становится отличной шуткой. Метафоры и обработка уже известных выражений делают речь человека не только еще более интересной, но и позволяют ему отпускать удачные остроты. В качестве примера можно привести фразу о том, что дареной квартире в санузел не смотрят.
  11. Анализ выступления юмористов . Не только ознакомление с соответствующей литературой помогает развить у себя остроумие. Необходимо по возможности посещать творческие вечера, где выступают юмористы для того, чтобы подзарядиться их энергией и оптимизмом.
  12. Просмотр комедийных фильмов и сериалов . Выбирать необходимо качественные проекты, которые реально наполнены отличным юмором. Иногда даже в шутливом сериале для домохозяек реально почерпнуть для себя множество полезной информации.
  13. Ведение дневника острот . Удачные шутки знакомых или знаменитых людей необходимо записывать. Если удалось тонко сострить самому, то это в обязательном порядке должно быть занесено в дневник и обведено ярким маркером.
Искусство владения словом - тонкий и деликатный процесс, потому что некоторые шутки выглядят откровенным хамством. Черный юмор также будет понят далеко не каждым человеком. Выражения с примесью цинизма в основном выглядят неэстетично и вульгарно.

Основные методики развития остроумия


Механизм вызывания улыбки и смеха у окружающих на самом деле довольно прост. Специалисты в жанре юмора советуют использовать следующие приемы для того, чтобы стать популярной особой:
  • Преувеличенный комизм . Билл Косби, знаменитый американский комик, умел простые истины превращать в шутки. Всем известно выражение, что 1+1 однозначно не может быть три, а является цифрой два. Однако в юморе это соединение двух чисел превращается в число 11. На вопрос, как у вас дела, можно отреагировать по-разному. Все нормально, падаю («В бой идут одни старики») - один из вариантов ответа.
  • Цитирование . Иногда можно прослыть остряком, если уметь к месту употреблять высказывания знаменитых комиков. Если же при этом удалось удачно их скопировать и даже превзойти в юморе, то можно смело пожинать заслуженные плоды всеобщего восхищения. При этом не рекомендуется превращаться в цитатник-автомат, потому что можно повторить судьбу Кеши из мультипликационного фильма о блудном попугае.
  • Новшества в словах . Уже известные выражения настолько приелись, что пришло время их видоизменить. Гораздо интереснее выглядят высказывания типа «я всего допился сам», «не надо печалиться - вся жесть впереди» и «ты никакой, как все».
  • Каламбур . Перестановка слов или букв иногда выглядит довольно смешно. Главное при этом не перегнуть палку: «броненосец Потемкин - бронетемкин поносец» не является примером остроумия.
  • Прямая расшифровка слов . Если был задан вопрос или высказано определенное предположение, то можно парировать его непосредственной оценкой услышанного. В этом случае сразу вспоминаются реплики Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит», которые являются классическим примером прямой расшифровки слов.
  • Игра с речевыми шаблонами . Данный прием подразумевает неожиданное окончание высказывания. «Баба с возу - кобыла в курсе дела» является одним из примеров подобной словесной игры. Чем неожиданнее будет развенчание уже имеющегося шаблона, тем больший эффект оно произведет на аудиторию.

Упражнения по развитию остроумия


Азы риторики подразумевают постоянную тренировку не только своего речевого аппарата. Развитие остроумия необходимо начать со следующей практической части работы над собой:
  1. Лингвистическая пирамида . При этом упражнении необходимо научиться распределять предметы по категориям. Например, можно взять ту же линейку в виде объекта для анализа. Дальнейшая цепочка выстраивается по принципу того, что она относится к чертежным инструментам. Следующий шаг - поиск разновидностей линеек. Они могут быть пластмассовые, деревянные, металлические и стеклянные. Подобные рассуждения являются началом построения лингвистической пирамиды. Затем необходимо провести сравнение линейки с другими измерительными инструментами. Такое упражнение позволяет развить навыки обобщения в виде осмысления аналогий.
  2. Ассоциативная расшифровка . Легкость в речи развивается при помощи подобного раскрепощения своей фантазии. Для выполнения этого упражнения понадобится помощник, который обладает чувством юмора. Он должен выбрать какой-либо предмет или абстрактное понятие и предложить знакомому предоставить максимальную информацию о нем. Рассказ-расшифровка должна быть в стиле описания старых валенок Тихона из «Двенадцати стульев», которые однозначно не озонировали воздух в дворницкой.
  3. Поиск черной кошки в темной комнате . Данное упражнение подразумевает ответить на вопрос, который является абсолютно абсурдным. Подобные эксперименты любил проводить Льюис Кэрролл, который своей склонностью к запутыванию читателя превзошел всех знаменитых писателей. Его вопрос о том, что общего между столом и вороном до сих пор вызывает у остряков желание лишний раз пошутить на эту тему.
  4. Разговор с зеркалом . Оттачивать свое остроумие следует изначально не с реальным собеседником. Необходимо ежедневно вести монологи с отображением в зеркале, описывая собственные положительные и отрицательные качества. Шутить при этом необходимо по максимуму в стиле «хорош мерзавец» или «жизнь несется по ухабам - нам-то что, красивым бабам». Подобное упражнение поможет со временем раскрепоститься в беседе с людьми.
  5. Словесный пинг-понг при помощи прилагательных . Для выполнения этого упражнения необходимо обратиться за помощью к другу. Рекомендуется организовать пикировку, наделяя привычные предметы и явления необычными характеристиками. Это могут быть определения в виде скучного супа, игривой зануды, кислой страсти и т.д.
  6. Нестандартное решение проблемы . При абстрактном и креативном мышлении довольно легко развить у себя остроумие. Необходимо попросить друга озвучить проблему, которая существует в его жизни. Задача заключается в том, чтобы предложить ему свои варианты выхода из сложной ситуации. При этом решения должны быть нестандартными и выполняться при помощи самых нереальных средств.
Как развить остроумие - смотрите на видео:


При вопросе, как развить остроумие, следует в первую очередь поверить в свои силы. В ином случае ни одно упражнение не поможет стать интересным собеседником для окружающих людей. К тому же существует список запретных тем, над которыми шутить не стоит. К ним относятся понятия вероисповедания собеседников, их гражданская позиция, взгляды на нормы морали, имеющаяся физическая или умственная ущербность. На тему секса также необходимо острить аккуратно, потому что часто фривольное высказывание со стороны будет выглядеть как половая распущенность. Такт, короткие и меткие фразы, умение посмеяться над собой являются главными составляющими отличного юмора.

Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.

Остроумие - это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике - рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.

Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.

  • Чтобы всегда иметь возможность блеснуть умом, расширяйте свой кругозор, учитесь шутить, наблюдая за другими людьми, читайте больше полезной тематической литературы, например, книги таких мастеров слова как Бернард Шоу, Марк Твен, Гилберт Честертон, Пелам Вудхауз и, конечно же, отечественных остряков - Гарика Губермана, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Сергея Довлатова, Михаила Зощенко и других. Кстати говоря, английское чувство юмора считается эталоном остроумия, и отличается тем, что шутки в нем могут быть непонятны непосвященным людям. Поэтому уделяйте английской юмористической литературе (а также фильмам и телепередачам) больше внимания.
  • Старайтесь шутить точно и немногословно, ведь остроумие, как и отличный анекдот, действует именно благодаря своей неожиданности.
  • Не пренебрегайте самоиронией. Если постоянно будете подшучивать над другими, получите славу злого остряка, но если будете регулярно подшучивать над самим собой, сможете .
  • Для развития остроумия полезно искать скрытые свойства явлений, предметов, людей и ситуаций, не бросающиеся в глаза. Научившись сопоставлять несопоставимое, вы научитесь и классно шутить.
  • Старайтесь обходить стороной тривиальные явления. Помните о том, что остроумие предполагает отсутствие штампов и клише. Пребывайте в поиске новых слов и ассоциаций, смешивайте разнородные термины, низкое и высокое, официальное и панибратское, бюрократическое и романтическое и т.д.
  • Для усиления эффекта сравнений доводите понятия и фразы до абсурда, ведь в остроумии, так же, как, например, в карикатурах, вполне можно пользоваться преувеличением (гиперболой).
  • Не доверяйте спонтанным импровизациям. Профессиональные и опытные юмористы говорят, что качественный и эффектный экспромт нужно подготавливать. Поэтому копите фразы, высказывания, шутки и сравнения и регулярно повторяйте их, чтобы всегда быть в состоянии применить в разговоре.
  • Культивируйте в себе юмористическое отношение к жизни. Даже самые сложные проблемы и ситуации можно воспринимать с улыбкой. Юмор помогает обходить передряги стороной и разрешать их намного быстрее и качественнее Излишняя серьезность, напротив, делает закостенелым и затрудняет решение проблем.
  • Не фонтанируйте шутками и хохмами, взаимодействуя с другими людьми. Лучше всего спокойно вставить в нужный момент классную остроту, чтобы вызвать максимально бурную позитивную реакцию, нежели утомлять слушателя бесконечным потоком веселья. Будьте тактичны и подходите к делу творчески.
  • Поддерживайте в тонусе интеллект и , критически воспринимайте действительность и ищите то, что выходит за рамки обыденного. Никогда не позволяйте уму бездействовать.
  • Навык создания острот - это навык поиска интересных и необычных ассоциаций. Стремитесь к поиску ассоциаций во всем, что находится в поле вашего зрения. Причем ассоциации могут касаться чего угодно, даже того, что не имеет к изначальному объекту совершенного никакого отношения.
  • Учитесь подбирать для основной фразы шутки правильное время. Это значит, что и излишних пауз делать не нужно, и проговаривать текст, как скороговорку, не стоит. Только вовремя пошутив, вы сможете добиться нужного результата.
  • Выявляйте всевозможные связи между людьми, ситуациями, объектами и явлениями мира. Учитесь выражаться метафорами, приводить сравнения, выстраивать самые неожиданные ассоциативные цепочки.
  • Становитесь настолько сильным человеком, чтобы в негативных ситуациях, ссорах и конфликтах иметь возможность шутить, а не проявлять отрицательные эмоции. Чтобы этому научиться, нужно чаще смотреть на ситуации и действующие лица с разных сторон: со своей стороны, со стороны другого человека, общества, жизненной важности. Это позволит вам воспринимать происходящее по-разному, благодаря чему появится возможность реагировать объективнее, в том числе и юмористически.
  • Стремитесь поддерживать свои чувства и эмоциональное состояние в положительном настрое. Подавленность, грусть, тоска, хандра, злоба - все это снижает потенциал чувства юмора до нуля, и из этого может быть достаточно сложно выбраться. Вы должны пребывать в таком настроении, когда способны сострить и пошутить, даже будучи не в духе.

Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.

Как развивать остроумие: приемы

Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.

Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.

Комические преувеличения

Прием комического преувеличения - один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 - это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?

ПРИМЕР:

- Давно меня ждешь?

- Ага, с эпохи неолита

ПРИМЕР:

- Фильмы был таким страшным, что даже мой кот поседел!

ПРИМЕР:

- Похмелье было очень сильным, что даже гаишники понимающе пропустили мою машину вперед

Новые слова

Люди склонны употреблять в своей речи одни и те же слова и выражения, отчего даже смешные фразеологизмы уже покрылись пылью и перестали казаться комичными. Чтобы это исправить, достаточно немного их обновить, вставив вместо приевшихся неожиданные слова. Интересно то, что чем более уместно будет новое слово, тем смешнее покажется шутка.

ПРИМЕР: Склеить ласты - склеить шлепки

ПРИМЕР: Кнут и пряник - молот и печенька

ПРИМЕР: Солнечный удар - солнечный пинок

Перемена мест слов и букв

Перемена мест слов и букв может выполняться на автоматизме, если немного потренироваться. Можно менять местами буквы в словах и словосочетаниях, можно менять местами слова в предложениях. Основной хитростью здесь является неожиданность и быстрота - чем скорее будет выполнена замена, тем смешнее будет результат. Не стоит обращать внимания на смысловую нагрузку того, что получится, ведь главное в этом случае - не суть, а вызов положительных эмоций.

ПРИМЕР: Депутат - педудат

ПРИМЕР: Потные руки - ротные пуки

ПРИМЕР: Броненосец Потемкин - бронетемкин поносец

ПРИМЕР:

- Согрей чайник и помой посуду

- Хорошо! Помою чайник и согрею посуду!

Прямой смысл

Когда люди говорят что-то, можно просто обращать внимание на прямой смысл их слов, отбрасывая обстоятельства и контекст. Прислушивайтесь к повседневной речи и фокусируйтесь на одной детали, даже если она кажется несущественной. Самое простое в словах окружающих может стать отличным поводом для классной и остроумной шутки.

ПРИМЕР:

- Встал сегодня, как огурчик!

- Что, позеленел и покрылся пупырышками?

ПРИМЕР:

- Поддержи меня!

- Ты что, падаешь?

ПРИМЕР:

- Ты совсем совесть потерял! Как это вообще называется?

- Слушай, раньше никогда не слышал такой загадки

ПРИМЕР:

- Да у вас здесь сплошной дурдом!

- Именно! Я - главный врач. Вы к нам с чем?

Перевернутый шаблон

Круто шутить можно, просто переворачивая с ног на голову речевые шаблоны, например, пословицы, какие-то цитаты, изречения и т.д. Метод не очень прост, т.к. для его применения необходимо и напрягать воображение. В начале шутки нужно взять какой-то шаблон, оттолкнуться от него и неожиданно закончить высказывание.

ПРИМЕР:

- Ручаюсь головой - зачем она мне?

ПРИМЕР:

- Я готов отдать правую руку….чтобы научиться писать левой!

ПРИМЕР:

- За милых дам! Заберу послезавтра

ПРИМЕР:

- Любишь с горки кататься - люби и саночки чинить!

Применяйте эти приемы как можно чаще - в общении с коллегами, домашними, друзьями и даже незнакомыми людьми. Со временем привычка «остроумить» прочно укоренится в сознании, и вы сможете выдумывать всякие шутки и хохмы в мгновение ока, вызывая у окружающих смех или просто добрую улыбку. А чтобы мышление стало более податливым и гибким, возьмите на заметку несколько упражнений на тренировку креативности и остроумия.

Как развить остроумие: упражнения

К построению шуток, даже самых смешных, нелепых и остроумных, следует подходить со всей серьезностью. И хорошую поддержку в этом могут оказать специальные упражнения. Всего их восемь.

«Лингвистические пирамиды»

Лингвистическими пирамидами называются связи отдельных слов с их классами и подвидами. Например, вы смотрите вокруг себя, и видите обычную ручку. В отдельности она не представляет чего-то особенного, но ее можно отнести к более высокому классу - письменным принадлежностям. Пораскинув мозгами, понимаем, что ручка может быть пластиковая, металлическая, с несколькими стержнями, шариковая, гелевая и т.д. Другими словами, мы разделили ручку на разновидности.

Это можно назвать начальной моделью лингвистической пирамиды, т.е. почти каждый предмет есть подвид чего-то, и может иметь разновидности. Помимо прочего, и в рамках одного класса могут иметься аналогичные объекты. В случае с ручкой это карандаши, фломастеры, маркеры и другие письменные принадлежности. На этой идее и построено первое упражнение.

Цель: определение особенностей своего мышления, развитие навыков обобщения, разобщения и перехода по аналогиям.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник назовет какой-то предмет, на который упал его взгляд. Ваша задача - показать, что с этим предметом можно делать, найти для него аналогию, обобщить до большой группы или разобщить на подвиды. Лучше всего выполнять задание молча, для чего следует применять язык жестов: большой палец поднят вверх - обобщить, большой палец опущен вниз - разобщить, большой палец указывает в сторону - привести аналогию. С одним предметом упражнение выполняется не менее 5 минут. После этого можно поменяться с помощником ролями.

«Что вижу, то пою»

Цель: развитие ассоциативности и легкости в речи.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть он указывает на какой-то предмет в поле своего зрения, а вы должны в течение 5 минут предоставлять как можно больше информации о данном предмете. Это может быть его история, назначение, функции, особенности применения и т.п. Чтобы привнести в свой рассказ долю юмора, расскажите помощнику о том, почему человечество не сможет обойтись без обсуждаемого предмета.

«Ворон и стол»

Третье упражнение произошло от известной загадки британского писателя и философа Льюиса Кэрролла, звучащей так: «Чем ворон похож на стол?». Автор, к сожалению, ответа на загадку не представил, однако даже сегодня пытливые умы и поклонники его творчества приводят все новые отгадки.

Цель: развитие навыка создания необычных аналогий.

Выполнение: найдите для себя двух помощников. Первый называет какое-нибудь живое существо, к примеру, того же ворона, второй называет неодушевленный предмет - в нашем случае это - стол, а третий должен объяснить, что общего между этими объектами. К примеру, ворон черного цвета, как и стол, у ворона складывают крылья, а у стола - ящики, ворон кричит, а стол может похоже скрипеть и т.д. После обсуждения первого предмета можно поменяться ролями. Всего за один подход нужно обсудить минимум по 3 объекта на человека.

Есть и усложненный вариант: первый участник озвучивает состояние или эмоцию, второй - неодушевленный предмет, а третий называет их общие признаки. После десятка другого повторений этого упражнения вы с легкостью сможете создавать смешные аналогии и сравнивать все, что угодно.

«Продолжение темы»

Цель: развитие умения общаться на любую тему.

Выполнение: соберите небольшую компанию друзей - человек шесть. Один играет роль ведущего. По знаку ведущего первый игрок начинает монолог на свободную тему. Затем ведущий дает новый знак, после чего второй игрок продолжает повествование. Так должны высказаться все участники. Один кон такой игры длится 5 минут, после чего выбирается новый ведущий.

«Поток сознания»

Цель: отработка навыка ведения беседы на любую тему и с любого места.

Выполнение: встаньте напротив зеркала. В течение 5 секунд посмотрите на себя и обратите внимание на свои мысли. Затем начинайте вслух произносить все, о чем вы думаете, на протяжении 10 минут. Для усложнения задания сопровождайте свою речь шутками, забавными замечаниями, сравнениями. Выполняйте упражнение 3 раза в неделю, и уже через 1-2 месяца вы сможете поддерживать любую беседу и умело острить.

«Кислая шляпа»

Цель: развитие креативного взгляда на вещи и способности рассматривать происходящее под разными углами. Благодаря этому вы научитесь говорить о банальных вещах в необычной форме.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник называет вам одно существительное, а вы подбирайте к нему пять прилагательных, подходящих по звучанию, но не вяжущихся с ним по смыслу. Прилагательные должны наделять существительное новыми свойствами и характеристиками, например: скучный суп, бледный стакан, веселая шапка, красное настроение, быстрые таблетки, кричащий диван и т.п. Упражнение следует выполнять ежедневно не менее 20 раз в день.

«Решение проблемы»

Цель: развитие абстрактного, креативного и неординарного мышления.

Выполнение: найдите для себя одного помощника. Пусть он расскажет вам во всех подробностях о какой-то своей проблеме или сложной ситуации. Ваша задача - предлагать возможные варианты развития событий и решения проблемы. Но фишка вот в чем: для первого этапа упражнения достаточно подбирать для решения проблемы своего помощника несуществующие предметы или существ. На втором этапе нужно придумать, как выбранный предмет или существо решает проблему физически невыполнимым способом. И, наконец, на третьем этапе нужно дополнить выполняемые действия словами на несуществующем языке, но чтобы они подчинялись всем законам языка (вспомните стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» из повести-сказки «Алиса в Зазеркалье», где есть строчки: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове» - у вас должно получиться нечто подобное).

«Альтернативная реальность»

Восьмое упражнение можно назвать итогом всех предыдущих.

Цель: тренировка навыка генерирования необычных мыслей «высшего сорта».

Выполнение: представьте, что вы находитесь в своей собственной альтернативной реальности, похожей на обычную за одним лишь исключением: все в ней создано не из молекул и атомов, а из других элементов, например, из хомяков. Все, что есть вокруг, состоит из самых разных хомяков всевозможных размеров и их производных, получаемых на хомякоперерабатывающих заводах, на хомякодобывающих комбинатах, в хомякоплавильных цехах и т.п.

Теперь вам нужен помощник - врач-психиатр. Шутка J

Теперь вам нужен напарник. Вы должны завязать ему глаза, а затем провести по комнате, подводя его руку к любому предмету и объясняя, как именно он состоит из хомяков. Через 10 минут поменяйтесь ролями.

Естественно, хомяки - лишь пример. Точно так же альтернативная реальность может состоять из макарон, фольги, шишек, енотов, помидор и т.д. Задача в том, чтобы научиться логически связывать свои ощущения, фантазии и мысли. Упражнение же можно повторять бесконечное количество раз.

На этой хомячной ноте мы подводим итог четвертому уроку, но напоследок еще несколько советов для развития остроумия:

  • Всегда , чтобы иметь возможность увидеть в любом событии юмористическую сторону
  • - это способствует адекватной самооценке, здоровой самоиронии и нормальному восприятию шуток в свой адрес
  • Как можно чаще участвуйте в творческих мероприятиях, где нужно преодолевать неуверенность и страхи, раскрывать внутренний потенциал
  • Найдите несколько артистов, чьи шутки вам нравятся более всего, просматривайте и анализируйте их выступления
  • Ведите «Дневник шуток», и записывайте в него шутки, которые вам понравились, в том числе и собственные
  • Общайтесь с позитивными людьми с хорошим чувством юмора
  • Читайте анекдоты и литературу на тему юмора

Кстати, о литературе: в дополнение ко всему, сказанному выше, предлагаем вам небольшой несколько книг и статей, рекомендованных известным российским телеведущим, шоуменом и остряком - Иваном Ургантом:

  • Феофан Калужский «Над чем на Руси смеются»
  • Ольга Дермачева «Хохочущие бабы»
  • Равиль Гулямов «Там, под усами»

И, конечно же, наряду с умением шутить, очень важно и уметь обходить стороной так называемые запретные темы - темы, о которых шутить не принято по тем или иным причинам. И в пятом уроке мы поговорим как раз об этом, чтобы ваше чувство юмора не сыграло с вами злой шутки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

ЧТОБЫ "РАЗОГНАТЬ" СВОЙ ГОЛОВНОЙ КОМПЬЮТЕР...

Некоторые люди полагают, что, если у человека плохо развито чувство юмора, то, сколько ни старайся, остроумным не станешь. Возможно, для большинства людей - это неоспоримая истина и "медицинский факт". Но не для всех. Во всяком случае, я так не считаю. Нет ничего, чего нельзя было бы развить при большом желании и старании. Остроумие - свойство ума, а ум способен изменяться. Как в сторону развития, так и деградации. А значит, даже у самых знатных «тугодумов» есть шанс «разогнать» свой головной компьютер до вполне приличных скоростей.

На мой взгляд, есть два достаточно простых упражнения, которые помогут всем желающим сделать свои ответы, если и не остроумными, то, по крайней мере, хотя бы просто интересными, красивыми и запоминающимися. Познакомимся с ними.

«КУШАЙ, КУМА, ДЕВЯТУЮ ШАНЕЖКУ, Я ВЕДЬ НЕ СЧИТАЮ»

В далекие стародавние времена некий большой военачальник проезжал со своей свитой по небольшому городку. Вдруг он заметил, что в деревянном заборе по всему периметру дороги торчат множество стрел. Возможно, это не вызывало бы особого интереса генерала, если бы не одно обстоятельство: буквально все стрелы были точнехонько отправлены в «десятку».

«Вероятно, в этом городе живет необыкновенный мастер стрельбы из лука. Вот бы заполучить такого к нам в войско», - подумал военачальник и попросил своих приближенных разыскать мастера. Вскоре мастер предстал пред очами полководца. Мастеру оказалось всего 7 лет.

Это ты стрелял? - спрашивает военачальник, указывая на забор

Да, я, - осторожно отвечает мальчик.

Кто же тебя научил так метко стрелять? Может быть, твой отец?

Может, твой дедушка или дядя?

Так кто же?

Не верю. А ну, покажи мне, как это у тебя получается! - приказал военачальник.

Мальчик взял лук, натянул стрелу и выстрелил в забор. Затем подошел к нему, достал из кармана кусок мела и… обрисовал вокруг того места, куда попала стрела, кружок - «десятку», и еще несколько кружков вокруг него.

Все поняли, что мальчик вовсе не большой мастер стрельбы, а, скорее, большой мастер рисования. Военачальник улыбнулся, дал «мастеру» пару золотых монет, и продолжил свой путь.

Первое и самое простое упражнение, призванное сделать наши ответы более «меткими», состоит в подражании этому семилетнему стрелку из лука. Суть упражнения заключается в следующем: необходимо записывать в отдельную тетрадь или блокнот остроумные цитаты, пословицы, афоризмы, короткие и меткие выражения, которые вы где-то услышите или прочтете. Затем к каждой цитате нужно придумать жизненную ситуацию, где эту остроту можно применить максимально эффектно. Придумав ситуацию, следует кратко, в одном-двух предложениях, записать ее суть в блокнот - прямо перед цитатой (чтобы потом было проще запомнить). Например:

Ситуация: кто-то кичится своими знаниями или опытом…

Реплика: «Можно сорок лет есть картошку, но так и не стать ботаником» (еврейская пословица);

Ситуация: кто-то явно преувеличенно делает вид, что скучает…

Реплика: «Маленькая рыбка, жареный карась! Где ж твоя улыбка, что была вчерась?» (фраза из кинофильма);

Ситуация: когда кто-то хотел что-то сказать или сделать «как лучше», а получилось «как всегда»…

Реплика: «Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило» (русская поговорка);

Ситуация: при чьей-то лицемерной «доброте»…

Реплика: «Кушай, кума, девятую шанежку, я ведь не считаю» (русская поговорка);

Ситуация: когда путаются в именах или отношениях многочисленных родственников…

Реплика: «Наша Марья вашей Дарье двоюродная Прасковья» (русская пословица);

Ситуация: когда кто-то пытается продать «ветер», обещая нам взамен то, что ему не принадлежит…

Реплика: «Дядя Филат подарил пару утят: вон, говорит, летят…» (русская поговорка).

"МУРКА ЗАДУМЧИВО В НЕБО ГЛЯДИТ..."

Еще задолго до того, как начать преподавать этику и ораторское искусство, я много лет собирал «сборники юмора» - смешные фразы, стишки и пословицы и придумывал для них подходящие ситуации. Я записывал их в общую тетрадь (сначала в одну, затем в другую, третью…) - сверху ситуацию, а под ней - реплику. Я их никогда не учил, просто время от времени перечитывал. И эти тетрадки с остротами, представьте, сделали меня в глазах моих однокурсников и знакомых человеком, которому «палец в рот не клади».

(Я не хвастаюсь своим остроумием: на мой взгляд, оно не лучше и не хуже, чем у обычного человека. Просто я хочу еще раз вам напомнить мудрость известной поговорки - «терпение и труд все перетрут». Я старался и был терпелив, и мое обычное качество стало необычным.)

Многие, особенно молодые учителя знают, как сложно завоевать авторитет и уважение у подростков. В любом классе всегда находятся один или два человека, которые по какой-то причине (или вовсе без причины, а просто так, от скуки или любопытства) примут тебя в штыки и начнут всячески изводить и портить тебе нервы. И здесь меня не однажды выручали мои тетради с остротами.

Как-то одна девятиклассница, очень красивая, круглолицая девочка, за что-то на меня взъелась. Может, от того, что не уделял ей больше, нежели другим внимания, может стиль одежды ей мой не понравился, не знаю. У школьных «королев» такое бывает, они жаждут подтверждения своей неотразимости не только от ровесников, но даже и от учителей, особенно, если они противоположного пола и при этом не женаты. А я сознательно никого не выделял из своих учеников и учениц. Разумеется, у меня были свои симпатии, но о них знал лишь я и никто другой.

Так вот эта «школьная королева» вдруг вздумала «попортить» мне немного нервы. В то время, как я что-то рассказывал и объяснял, она, повернувшись к окну и подперев голову рукой, демонстративно «скучала». Я же никак не реагировал на ее «скучание». И так продолжалось несколько уроков подряд.

И вот однажды, когда она в очередной раз принялась считать за окном ворон, я прервал свою речь, поднес палец к губам, чтобы ученики наблюдали молча, и подошел к «королеве». Та в это время что-то «заинтересованно» разглядывала в небе. Конечно, она слышала, что я подошел к ней и смотрю на нее, и что сейчас на нас смотрит весь класс, но все так же продолжала что-то разглядывать в совершенно чистом, безоблачном небе. И тут я, обратившись к классу, прочел вдруг всплывший из памяти стишок:

Мурка задумчиво в небо глядит -

Может быть, там колбаса пролетит?

Мысль, что бывают еще чудеса,

Даже приятнее, чем колбаса!

Это детское, шуточное четверостишие принесло мне двойную победу. 1. Смех и аплодисменты класса. 2. Смех самой «королевы», которая после этого случая перестала дуться на меня и начала вести себя естественно, став в дальнейшем одной из наиболее активных и успешных моих учениц.

СЕКРЕТ ОСТРОУМИЯ РОНАЛЬДА РЕЙГАНА

Однажды Михаил Горбачев вместе со своей супругой Раисой приехал с официальным визитом в США. После завершения официальных мероприятий, последовал торжественный обед, на котором, кроме президента Рональда Рейгана и его супруги Нэнси, присутствовали многочисленные послы двух стран, дипломаты, помощники, секретари и, как принято в таких случаях говорить, «другие официальные лица».

После обеда все приглашенные перешли в небольшой театральный зал, чтобы послушать одного юного, но очень талантливого пианиста. Перед его выступлением, по взаимному соглашению, первые лица обеих государств должны были выступить с небольшой импровизированной речью.

Здесь следует сделать одну ремарку: Раиса Горбачева и Нэнси Рэйган во время выступления своих мужей сидели у края сцены, у основания которой, прямо за спинами первых леди, в несколько рядов были выставлены красивые декоративные кустики и небольшие пальмочки.

Далее случилось нечто непредвиденное, то, что никак не могло быть включено в протокол. Во время выступления Рейгана, его жена Нэнси, то ли из желания покачаться на стуле, то ли просто решив чуть отодвинуть стул, подалась слегка назад и… задние ножки стула, на котором она сидела, соскочили с эстрады и… И Нэнси Рейган, задрав ноги, полетела вниз, прямо в располагавшийся позади нее кустарник.

Наступила, как пишут в приключенческих романах, гробовая тишина... Все присутствовавшие в зале буквально открыли рты от ужаса, видя как из кустов торчат, подергиваясь, две ноги первой леди Америки. Положение спас Рейган. Он, как ни в чем не бывало, сказал в микрофон, обращаясь к жене:

Дорогая, ну я же просил тебя исполнять этот трюк только в том случае, если мне будет не хватать аплодисментов!

Вероятно, это была одна из лучших острот Рональда Рейгана. Позднее, когда эта история стала достоянием гласности и когда Рейган приехал в СССР, советский журналист спросил у него:

Господин президент, мы знаем вас, как чрезвычайно остроумного человека. Скажите, это природа вас так наградила, или же, как говорится, жизнь заставила?

Ответ Рейгана был совершенно неожиданным:

Благодарить за этот талант я могу только своих родителей и двухтомник русских пословиц, которые мне когда-то подарили на день рождения.

Как видите, секрет остроумия американского президента оказался довольно простым. Русские, белорусские, украинские пословицы выражают не только житейский опыт народа, но содержат в себе отпечатки его характера. Характера веселого, легкого, с хитрецой, открытого и доброго. Судите сами (даю пословицы вместе с ситуациями):

Ситуация: когда кто-то предлагает поменять «шило на мыло»…

Пословица: «Брось грязное дело - пойдем трубы чистить».

Ситуация: когда кто-то нас все время перебивает, не дает говорить…

Пословица: «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Ситуация: когда предлагают дело с односторонней выгодой…

Пословица: «Давай дружить - друг к другу в гости ходить: то я к тебе, то ты меня к себе».

Ситуация: когда кто-то слишком надеется на удачу и счастливый случай, ничем эту надежду не подкрепляя…

Пословица: «Держался авоська за небоську, да оба в яму упали».

Ситуация: когда кто-то угощает никудышной едой, остатками еды…

Пословица: «Ешьте, гости дорогие, все равно собакам выкидывать».

Ситуация: кто-то малодостойный осмеливается претендовать на достойное или им незаслуженное…

Пословица: «Не твоим носом клевать такое просо».

Ситуация: про не очень смышленого…

Пословица: «Много ума в голове, да вон не лезет».

Ситуация: про болтливую женщину…

Пословица: «Осина и без ветра шумит».

Ситуация: про глупую красавицу…

Пословица: «По лицу - на пир ходить, по уму - лишь коз доить».

Ситуация: о явно несбыточном…

Пословица: «Посмотрим, - сказал слепой, - как будет плясать хромой».

Ситуация: кто-то обвиняет другого, хотя сам не безупречен…

Пословица: «Посмотри, сова, какова сама».

Ситуация: кто-то преувеличивает свою значимость, нашу зависимость от него…

Пословица: «При тебе не густо, да и без тебя не пусто».

Ситуация: когда от кого-то негодного, низкого человека получается какой-то толк или польза…

Пословица: «С паршивой овцы хоть шерсти клок».

Ситуация: когда кто-то мешает говорить открыто или откровенно…

Пословица: «Сказал бы словечко, да волк недалечко».

Ситуация: когда кто-то удивляется чьему-то успеху, говоря, что, мол, успех то пустяшный…

Пословица: «У бедного и два гроша - куча хороша».

Ситуация: кто-то спрашивает про пьяницу - где он работает?..

Пословица: «Служит землемером по винной части».

Ситуация: очень редкий, не густой суп…

Пословица: «Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой».

Ситуация: когда кто-то совершает неблаговидное дело, призывая себе в помощь Бога …

Пословица: «Господи, прости - помоги нагрести да унести».

Ситуация: когда кто-то предлагает ничего не делать, наивно надеясь, что ситуация сама изменится…

Пословица: «Долго ждать, когда черт умрет: у него еще и голова не болела».

Ситуация: о дурном начальнике…

Пословица: «Дай Бог ему быть полковником, только не в нашем полку».

Ситуация: про очень толстого или высокого человека…

Пословица: «Его сразу не похоронишь».

Ситуация: когда кто-то строит нереальные планы, уповая на «если»…

Пословица: «Если бы мы «если» поставили на «если», то бы до неба долезли».

Ситуация: ребенок или кто-то из домашних долго сидит в туалете; кто-то занял место, необходимое для дела, работы…

Пословица: «Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить».

Ситуация: какой-то любитель, неопытный человек осмеливается давать советы профессионалу, опытному человеку…

Пословица: «Не учи дедушку кашлять».

Ситуация: кто-то удивляется чьей-то избыточной энергии, суетливости…

Пословица: «Бешеной собаке семь верст не крюк».

Ситуация: какой-то грубиян или наглец удивляется нашей резкости или нетактичности…

Пословица: «Грубому мешку - грубая заплата».

«МОЕЙ ГОЛОВЕ - ПОЗОР МОЯ ШАПКА, А ТВОЯ ГОЛОВА - ПОЗОР ТВОЕЙ ШАПКИ»

Если первое упражнение по развитию остроумия можно назвать «острота - ситуация», то второе, наоборот: «ситуация - острота». Это более сложное упражнение, поскольку требует больших усилий.

Лет тридцать назад в газетах, журналах и в юмористических телепередачах пользовался большой популярностью конкурс «Что бы это значило?». Читателям или зрителям предлагалась какая-то необычная, забавная фотография и ставилась задача: придумать к фотографии смешную подпись. Автор самого остроумного ответа становился победителем и получал какой-то приз. Принцип упражнения «ситуация - острота» тот же: нужно придумать меткий, остроумный ответ или фразу под какую-то возможную или планируемую жизненную ситуацию.

Если в недавнем прошлом вы в какой-то ситуации оказались не на высоте, то это упражнение поможет вам в следующий раз, когда возникнет такая же или подобная ситуация, выйти из нее с блеском и венком победителя на голове. Что же для этого нужно сделать?

Вспомните одну или две ситуации, где вы не сумели найти нужных слов, после чего разговор завершился откровенной неудачей или совсем не тем, на что вы рассчитывали. В мою студенческую пору, особенно в первый год, со мной иногда случались подобные ситуации. Так, однажды мой однокурсник, сидя в курилке в компании других студентов, критически оценив мою шапку - обычную вязаную шапочку (дело было зимой и на улице стоял небольшой мороз), сказал мне:

Саша, что это у тебя на голове такое - пионерская бескозырка? По мне так уж лучше хороший менингит, чем плохая шапка.

Эти слова рассмешили моих товарищей и даже меня. Я собрался было что-то на это ответить, но… не нашел ничего ни остроумного, ни стоящего того, чтобы это озвучивать. (Признаться, я никогда не гонялся ни за модой, ни за дорогой и красивой одежкой - использовал то, что находил и покупал в обычных магазинах. К тому же, жили мы совсем не богато, и если у меня подчас появлялся выбор, то модной одежке я предпочитал умные книжки).

Позднее, несколько дней подряд я мысленно прокручивал в памяти этот эпизод, пытаясь найти парирующий ответ. И вот какие ответы мне пришли в голову:

Лучше маленький Ташкент, чем большая тундра.

А по мне так уж пусть лучше глаза от стыда сгорят, чем уши от мороза отвалятся.

Ты прав: к пустой кастрюле крышка без надобности.

Моей голове - позор моя шапка, а твоя голова - позор твоей шапки.

Последний ответ - парафраз известного ответа Анахарсиса, древнегреческого философа, скифа по рождению. Однажды кто-то из не очень умных греков упрекнул Анахарсиса в том, что он скиф, а не грек, то есть, варвар, человек, родившийся в дикой, не знающей морали и законов стране. На это Анахарсис ответил:

Мне позор моя родина, а ты - позор твоей родине.

Ситуации для развития находчивости могут быть взяты не только из истории, литературы, из собственного или чужого опыта, но и, вообще, откуда угодно. Однажды я смотрел программу «Любовь с первого взгляда». Телеведущий, неглупый, но хамоватый молодой человек, говорит, иронично улыбаясь, одному из игроков - очень худенькому, можно сказать тщедушному пареньку: «Вы такой мужественный!..» На что паренек лишь досадно пожал плечами, так и не найдя достойного ответа на это довольно хамское замечание. Что же он мог сказать, если был подготовлен к такой ситуации?

Мне кажется, он мог бы ответить ему так:

Я такой же мужественный, как и вы умный!

Благодарю вас. Мне особенно приятно это слышать от вас, чрезвычайно умного и деликатного человека.

Какое вам дело до моего мужества? Или, может, мужчины интересуют вас больше, чем женщины? (вариант: «А вы, должно быть, очень нежный и ласковый. Но я вынужден вас огорчить: я люблю женщин, а не мужчин»)

Еще примеры:

Ситуация: кто-то невежливо, грубо обращает внимание на наши физические недостатки. Например «Ты чего такой худой/длинный/толстый?»...

Для разнообразия.

Только для того, чтобы было о чем поговорить с каким-нибудь дураком.

Чтобы на тебя не быть похожим.

Ситуация: нам говорят - «Ты что, идиот/дурак?»…

Ответ: - А ты что, ищешь себе товарища/компанию?

Ситуация: нам говорят - «Ты что, самый умный?»…

Ответ: - Нет. Просто кажусь таким на твоем фоне.

Ситуация: кто-то упрекает вас в непонятном поведении - в том, что вы грустите, когда все веселятся, или - когда вы молчите, когда все только и делают, что говорят. Можете ответить ему афоризмом Гете:

Разве знает воробей, каково на душе у аиста?

Ситуация: когда вы что-то рассказываете, а вас не слушают или не внимательно слушают. Можете в ответ использовать школьную шутку:

Как сказал один учитель зоологии, «когда я объясняю строение обезьяны, прошу смотреть на меня внимательно!»

Чего такой кислый?

Тебя увидел.

Вы хотите рассказать свою биографию?

Говорят, что вы то-то и то-то…

Да, если верить всему, что говорят.

Это уже сделали до тебя!

Это только слухи!

Что-то ты не важно выглядишь…

Я не успел вставить зубы.

Вы такой грязный!

Вы еще не видели моих старых ботинок!

Эй, ты, иди сюда!

Я тебя и отсюда вижу.

Вы не возражаете, если я повернусь к вам задом?

Не возражаю, если только вы не будете им пользоваться.

САМОЕ ОБИДНОЕ ПОРАЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА

Безусловно, нельзя предусмотреть все возможные ситуации. Но в таких упражнениях не столько накапливаются знания, как отвечать в отдельных ситуациях, сколько вырабатывается находчивость и остроумие. Вырабатывается на основе усвоения прежнего успешного поведения или ответа в похожих ситуациях. Даже в самых, казалось бы, проигрышных ситуациях, подготовленный человек сможет выйти с честью. Вот пример, как мне кажется, такой находчивости.

Как свидетельствуют историки, французский император Наполеон Бонапарт на дух не переносил писательницу Жермену де Сталь и всячески старался избегать с ней встреч. Надо сказать, что писательница была необычайно остроумна и дерзка, а порой и просто немилосердна в своих едких и критических замечаниях. Несмотря на неограниченную власть, император ничего не мог с мадам де Сталь поделать - воевать с женщиной было, во-первых, не в его правилах, а во-вторых, просто не по-мужски. За что ж он ее так невзлюбил?

Историки дают самые разные объяснения, но никто почему-то не вспоминает про один курьезный случай, послуживший началом этой вражды.

Однажды, когда Наполеон был еще только бригадным генералом, некая влиятельная светская дама прислала ему приглашение «украсить своим присутствием» один из вечеров ее салона. Как было сказано в приглашении, на этом вечере будут присутствовать «только самые красивые женщины Франции». В назначенный вечер Наполеон оказался в кругу десятка действительно очаровательных созданий и одной крайне некрасивой, мужеподобной дамы. Мадам де Сталь - так звали даму. Наполеона попросили рассказать о своих подвигах и он, не скупясь на краски, принялся за дело.

Через некоторое время, когда его рассказ достиг своего эмоционального апогея и все слушательницы, раскрыв рты, ждали эффектного финала, случилось непредвиденное.

«…И тогда я крикнул своим солдатам: «Пли!»…» - взволнованно воскликнул Наполеон и…

В этот момент мужеподобная дама, сидевшая неподалеку и до этого момента не проявлявшая особого интереса к рассказчику, издала громкий и протяжный неприличный звук.

Все замерли… А мадам де Сталь совершенно спокойно прокартавила своим неподражаемым баском:

Ах, генерал, вы так натурально изобразили нам это сражение, что я решила присоединиться к вашим солдатам!

Разумеется, все дамы прыснули со смеха, а некоторые даже попадали с дивана. Все усилия Наполеона выглядеть героем в глазах парижских красавиц в одно мгновение были вдребезги разбиты одним «выстрелом» мадам де Сталь.

Ну и как, скажите, после этого не избегать встреч с такой циничной и остроумной особой?

"ПУТЬ ПОДРАЖАНИЯ - САМЫЙ ЛЕГКИЙ, НО..."

Конечно же, я понимаю, что чужая мудрость, чужое остроумие - не самые надежные способы научиться меткости и, тем более, мудрости. Не одежда и не место красят человека, а человек - место и одежду. Нашу суть не спрячут никакие заимствованные украшения, никакие заученные остроты и шутки. Чтобы научиться жить своим умом, идти по жизни своими ногами, а не пользоваться чужими костылями, необходимо учиться думать самому, самому делать усилия. Как говорят в Китае, «путь подражания - самый легкий путь к мудрости, но он лишь для тех, кто еще не научился думать самостоятельно».

Но даже тот, кто научился думать самостоятельно, кто идет по жизни своим путем, не должен отвергать опыт других путников. Ведь иногда одно слово, вовремя и к месту сказанное, пусть и не нами придуманное, может изменить многое в нашей жизни и, возможно, чьей-то еще. Ведь «в каждом из нас спит художник, который просыпается от вовремя сказанных слов».

Играйте в игры на нестандартное мышление. Такой тип мышления – это способность решать задачи путем установления связей между, казалось бы, несвязными вещами; это основа всех творческих способностей. Не каждый способен мыслить нешаблонно, но это умение можно развивать.

Задачи на нестандартное мышление. Они также призваны улучшить вашу способность видеть связь между внешне бессвязными идеями, а вдобавок развивать навыки импровизации. Обычно они представляют собой диалог с ответами “да” или “нет” между спрашивающим и отвечающим, но вы можете внести свои правила и использовать понятые вами подсказки для поиска ответов. Не спешите; вопросы имеют двойное дно и должны сбивать с толку. Можно читать вопрос утром и потом обдумывать в течение дня. Если вы нашли подходящий ответ, которые не совпадает с ответом автора вопроса, то это просто отлично! Несомненно, творческое решение (в интернете можно найти множество подобных задач).

  • Человек живет на десятом этаже. Каждый день он спускается на лифте вниз, чтобы пойти на работу или в магазин. Возвращаясь, он поднимается на лифте до седьмого этажа и дальше идет пешком. Он не любит ходить, так почему же он так ведет себя? Ответ найдите самостоятельно.
  • Человек заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Бармен берет ружье и целится в этого человека. Человек говорит "спасибо" и уходит. Почему? Ответ найдите самостоятельно.
  • В большом деревянном сарае нет никого, кроме мертвеца, повешенного в середине центрального стропила. Веревка вокруг его шеи имеет длину 3 метра, а его ноги в метре над полом. До ближайшей от него стены 6 метров. По стенам или стропилам не взобраться. Человек повесился сам. Как он это сделал? Ответ найдите самостоятельно.
  • Игры на импровизацию. Они призваны заставить вас думать на ходу, не имея времени на рассмотрение вариантов. Если вам не удалось найти друзей-единомышленников, то в такие игры можно играть через интернет. Помните, самое важное правило импровизации – говорить “да, и…” Если ваш партнер начинает сцену, в которой пытается вернуть что-то в хранилище, то не надо отвечать: “О чем ты говоришь? Это не хранилище!”. Поначалу это покажется смешным, но ваш партнер может почувствовать себя неловко, а фраза не позволит развить ситуацию. Вместо этого примите исходное условие и продолжайте строить на этом фундаменте.

    Налей себе выпить: Это не обязательное требование и не нужно акцентировать на нем внимание, но немного алкоголя помогает расслабиться, способствуя творческому мышлению. По словам Бенджамина Эрретта, автора книги "Составляющие остроумия: как стать интересным человеком", пара рюмок не повредит, если вы умеете вовремя остановиться. “Я провел некоторые исследования и пришел к выводу, что люди становятся наиболее остроумными после двух порций спиртного. Если выпить больше, то перестаешь видеть себя со стороны”.

    «Сохраняй чувство юмора.

    Особенно в отношении себя самого.

    Это – безграничная сила.»

    Мирный воин

    Люди, наделенные таким даром, легко и непринужденно шутят, от души смеются, часто и по делу юморят, заряжая своим настроением окружающих. Остроумием также называют тонкость ума, изобретательность, что всегда отражается в речи говорящего (оратора). Можно ли развить эту способность, или человек, над шутками которого никто и никогда не смеется, обречен до конца дней слыть в обществе «сухарем» и неостроумным?

    Зачем людям чувство юмора

    Ученые связывают способность смеяться и даже улыбаться с определенным геном, транспортером серотонина. С другой стороны, ДНК обуславливает особенности поведения или определенные качества, но ни в коем случае не обязывает человека проявлять их. Можно родиться с чувством юмора, но так и не посчитать нужным проявлять остроумие.

    На заметку. Умение смеяться над шутками или ситуациями, или над самим собой – самая настоящая «прививка», которая закаляет «душевный иммунитет», спасает от тягот, помогает пережить трудности и наладить контакт с другими. Его однозначно можно и нужно развивать.

    Философы, психологи и ученые связывают способность шутить, подмечать смешное и смеяться над собою с высшими ступенями развития личности. Французский философ Анри Бергсон выразил мнение, что юмор – это не что иное, как «средство эволюционирования психики человека в истории». В самом деле, где бы оказалось человечество, если бы оно не изловчилось на все страшное, дурное напяливать маски, которые заставляют хохотать? Ведь то, над чем люди смеются, перестает пугать. А тому, что не кажется страшным, противостоять легче.

    Принципы остроумия

    Эстетическое наслаждение, которое человек получает от способности подмечать, воспринимать и понимать комические моменты, огромно. Оно несет в себе великий оздоравливающий эффект. Не зря говорят, что юмор и смех продлевают жизнь.

    Остроумие – понятие комплексное. Оно включает в себя как минимум три составляющих:

      внимание к окружающему;

      умение подмечать «острые» моменты;

      способность своевременно реагировать на происходящее.

    Остроумных людей отличают высокие интеллектуальные качества, к коим можно причислить:

      эмоциональное благополучие;

      личностное развитие.

    Основной принцип остроумия – не навреди. Если над шуткой в компании смеются не все, значит, чьи-то чувства задеты либо человек попросту «не въехал» в тему. Высмеивать кого-то одного из массы – плохо, это больше тянет на сарказм или черный юмор, который не имеет ничего общего с остроумием.

    Что дает человеку остроумие:

      Возможность справиться с пугающими жизненными обстоятельствами. Юмор – отличный защитный механизм.

      Улучшение общего самочувствия. Смех, улыбка, хохот – психофизиологические реакции, которые являются ответом на комичную ситуацию – нечто, что смешит человека. Никто не учит людей улыбаться – это врожденный рефлекс, который является ответом на юмор.

      Здоровые нервы. Психическая функция определяет поведенческий паттерн – шаблон, по которому действует человек остроумный. Он часто шутит, забавляя других, смеется над собой и чужими рассказами, повествует о забавных случаях, «травит» анекдоты. Таких людей довольно сложно вывести из себя, разозлить, потому что они все переводят в шутку.

      Психотерапевтическая функция. Сегодня юмор включают в многие психологические практики, рассматривают возможности использовать это психосоциальное явление в терапии раковых больных.

    Это интересно. В мозгу не выявлено какой-то особой части, отвечающей за присутствие чувства юмора, но повреждения и травмы любого из полушарий негативно сказываются на восприятии смешных моментов.

    Сколько форм у остроумия и почему шутки должны быть добрыми

    Юмор – понятие емкое. Оно объединяет шутки, каламбур, анекдоты, игру слов, сатиру, иронию, сарказм. Наряду со словесными формами остроумия существует и графическое его выражение, карикатуры и шаржи, к примеру. Но вот сарказм, черный юмор – весьма своеобразный способ развеселить окружающих.

    Отмечено, что склонность человека недобро шутить, внезапное увлечение «юмором висельников» часто свидетельствует о надвигающейся деменции или слабоумии. Кроме того, злые шутки не доставляют эстетического удовольствия. Сарказм пробуждает в человеке агрессию, желание защититься, оскорбить «шутника». Остроумие же стремится развлечь, развеселить, но не обозлить или обидеть.

    Черный юмор может быть пугающим и отвратительным. Такими же являются по сути анекдоты, которые подчеркивают и культивируют вредные стереотипы, принижая человеческое достоинство, как таковое. Задача же остроумия и главный его принцип – «сделать смешно всем» и облегчить жизнь, примирив человека с острыми аспектами с одной стороны, а с другой подтолкнуть на разумное сопротивление дурному и нежеланному.

    Иными словами, любая шутка должна быть доброй, но не «беззубой». Остроумие не может быть стерильным, но высмеивать человека – дурно, а вот вредные привычки – полезно.

    Помните. Золотое правило, которое должен соблюдать любой, даже самый остроумный человек – мера. И шутки, и ироничные замечания можно отпускать даже во время деловых совещаний. Но чрезмерное увлечение юмором может указывать на желание человека отстраниться, неумение вникать в проблему.

    Приемы остроумия или как «довести» шутку до разрядки

    Остроумные люди часто в совершенстве владеют приемами, при помощи которых доносят смысл послания до окружающих:

      Намек – это целое искусство. Использовать его следует дозированно и только по обстоятельствам. Если человек не умеет общаться с другими кроме как путем намеков, то это признак не остроумия, а паранойи.

      Ирония или насмешка. С их помощью человек выражает свое отношение к сложившейся ситуации или моменту, сравнивая то, что случилось с тем, что могло бы быть.

      Сравнение определенных качеств. В его ходе у разных вещей подмечаются общие черты.

      Абсурдные мысли, намеренные оговорки. Они в корне меняют смысл послания, превращая его в остроумную синтенцию.

      Парадоксальные замечания. Они появляются порой из обычных высказываний о здоровье, погоде, отношениях и тоже забавляют и развлекают окружающих.

    Полезно знать. Остроумный человек – всегда хороший оратор. В древности искусству риторики обучали в специальных школах. Сегодня умению излагать мысли уделяют незаслуженно мало внимания, тогда как остроумие напрямую зависит от ораторских способностей человека.

    Во всем нужна сноровка… или как повысить чувство юмора и остроумие

    Ниже приведены способы, которые помогут развить чувство юмора и остроумие:

      Чтение произведений классиков и современных писателей. Это обязательный пункт, который помогает увеличить словарный запас, научиться лаконично и ясно излагать мысли. Краткость – сестра не только таланта, но и остроумия.

      Просмотр комедийных шоу, стенд ап выступлений. Нет ничего дурного в том, если человек подражает комедиантам, шоуменам, известным личностям, славящимся остроумием. Повторять чужие шутки в духе «Я слышал кое-что смешное сегодня» вполне уместно. Кстати, подражатель вносит свою лепту в пересказ «хохм», ведь и лингвистика, и язык тела индивидуальны.

      «Спарринг» с остроумным партнером, будь то коллега по работе, сосед, знакомый кассир, подруга или родственник – прекрасное упражнение, которое помогает развивать чувство смешного. Избегать стоит глупых шуток, хотя и на «туалетный юмор» найдется аудитория. Но приверженцы подобного «остроумия» слывут незрелыми личностями.

      Поиск смешного. Заключается в том, чтобы понять, что увлекает человека, который хочет развить остроумие. Невозможно развеселить кого бы то ни было, если никакой аспект беседы или происшествия не захватывает и не интересует.

      Спонтанность. Помните, главные составляющие остроумия – неожиданность, непринужденность и непосредственность.

      Умение остановиться. Это нужно уметь делать, если шутка не производит впечатления, окружающие не улыбаются, а скорее скучают или вымученно ждут окончания «смешного» рассказа.

      Отказ «шутить на заказ». Остроумие «спонтанно» и нужно понимать, что смешить всех вокруг сутками напролет невозможно. Необязательно и «анонсировать» смешную историю, которую человек собирается рассказать. Достаточно просто взять и поведать ее.

    Упражнения для развития остроумия

    Их существует масса. Каждый человек может придумать собственную систему тренировок, и это не удивительно, ведь тут важна индивидуальность, а не перепевки чьих-то шуток и колкостей. Один умный человек назвал умение остроумно реагировать на происходящее вокруг «мышцей юмора» и посетовал, что если ее не развивать, можно на всю жизнь остаться закостенелым индивидуумом с плоскими шутками, от которых всем только тошно.

    Что важно развивать, если хочется прослыть остроумным:

      моментальную реакцию на происходящее;

      кругозор;

      ассоциативное мышление;

      креативный подход к стандартным ситуациям.

    Следующие 8 упражнения поданы как эффективные в одном из курсов по развитию остроумия. Отнеситесь к ним с юмором, но возьмите на заметку.

    Лингвистическая пирамида

    Выберите для себя предмет. Допустим, это будет какое-то растение, например, крапива. Теперь постройте логическую цепочку от меньшего (род) к наибольшему (домен). Поначалу будет сложно, потому что потребуются новые знания. Как только мозг их пополнит, строить логические цепочки станет гораздо проще. Как только научитесь, попробуйте аналогичный эксперимент с ручкой для письма.

    И польется речь рекой

    Развивайте ораторские способности, которые включают в себя, в том числе, ассоциативное мышление. Если человек за словом в карман не лезет, это упражнение дастся ему легко. Попросите друга или знакомого выбрать предмет, и расскажите о нем что-нибудь занимательное.

    Сравнить несравнимое

    Что общего между табуреткой и роялем? А между письменным столом и вороном? А если это ручка и книжная полка? Поначалу взрыв мозга будет обеспечен. Для этого упражнения понадобится 3 человека, которые в процессе будут меняться ролями: один будет выбирать неодушевленный предмет, другой одушевленный, а третий искать в них общее. Второй предмет – не обязательно одушевленный, главное, что на первый, на второй и даже на углубленный взгляд они должны быть совершенно чужды друг другу.

    Продолжаем разговор

    Попросите напарника рассказать какую-нибудь историю до середины, а затем продолжите ее. Намного интереснее, если участвовать в упражнении будет несколько человек. На выступление каждого отводится не более 5 минут.

    Поток сознания

    Это упражнение по развитию остроумия проводится один на один со своим отражением в зеркале. Задача сосредоточиться, а затем начать говорить все, что думаешь, обильно пересыпая речь шутками и веселыми моментами.

    Совместить несовместимое

    Если впервые слышите про фиолетовое настроение, печальный суп или веселенькие сапожки – это упражнение подойдет в самый раз. Упражняться нужно с помощником. Один называет существительное, второй подбираем к нему совершенно неадекватные прилагательные. Научившись ощущать «кислую шляпу» или «радостный обед», острить будете без труда.

    Решение проблемы неординарным способом

    Здесь к прочтению в самый раз будет «Алиса в Стране Чудес». Помните, как там про мюмзиков и зелюк. Вот в таком духе сначала нужно придумать нереальных помощников, затем наделить их несуществующими умениями, а потом еще и заставить их говорить на тарабарском языке, но с соблюдением всех норм традиционного.

    Альтернативная реальность

    Самая сложная задача – вырвать себя из привычного мира, состоящего из атомов и молекул, и перенести в другой, где правят, например, подсолнухи разных форм, цветов и размеров. Но не переусердствуйте, иначе придется вызывать санитаров и усмирять разбушевавшуюся фантазию.

    Что читать, чтобы отточить ум: книги и статьи для развития остроумия

    Ильф и Петров обязательны к прочтению людям, желающим повысить остроумие и развить чувство юмора. Но помимо похождений харизматичного авантюриста Остапа Бендера и напыщенного глуповатого Воробьянинова, массу удовольствия доставит и прочтение следующих авторов:

      У. Шекспир;

      Дж. К. Джером;

      Я. Гашек;

      Дж. Даррел;

      О. Генри;

      М. Твен;

      М. Булгаков;

      А. Чехов;

      О. Уальд;

      Л. Филатов;

      С. Довлатов;

      И. Хмелевская.

    Помимо художественной литературы следует обратить внимания на книги психологического толка, которые изобилуют советами по развитию остроумия: З. Фрейд, Г. Тамберг, В. Биллевич, М. Мусийчук.

    Человек, который твердо решил повышать остроумие, развивать чувство юмора и посвящает своему стремлению хотя бы по полчаса в день, своего добьется и ум «отточит». Важно не бояться проявлять себя, но начинать шутить и отпускать остроумные замечания стоит дозированно. Резкий переход от «обыкновенного» человека к блещущему остроумием шутнику скорее истощит психику и озадачит окружающих.

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...