Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: как с его помощью защитить интересы компании. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: оформление


оформляется, когда строительные работы завершены, объект готов к использованию по назначению и можно переходить к оформлению права собственности на созданную недвижимость. Какими правилами регулируется порядок получения этого документа, будет рассказано далее.

Почему нужно обращаться за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Объекты капитального строительства возводятся и реконструируются строго по установленным Градостроительным кодексом РФ правилам. Этому посвящается глава 6 кодекса. Весь процесс строительства в соответствии с законодательством выглядит следующим образом:

  1. Застройщик озвучивает свое желание возвести объект.
  2. Проводятся инженерные изыскания с целью сбора информации.
  3. На основании результатов инженерных изысканий подготавливается проектная документация.
  4. При определенных условиях результаты инженерных изысканий и проектная документация подвергаются экспертизе.
  5. Если к проектной документации претензий нет, выдается разрешение на строительство.
  6. Далее начинается непосредственно процесс строительства, который контролируется застройщиком, хотя может быть и объектом государственного надзора.
  7. По окончании строительства получается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию .
  8. Объект ставиться на государственный учет.

Отдельные виды объектов могут строиться с пропуском каких-то стадий. Например, проектная документация на индивидуальные жилые дома, рассчитанные на одну семью, в экспертизе не нуждается. Также не нужно получать разрешение на строительство гаража или дачи. Если же законом не предусмотрено иное, то без узаконить постройку не получится, т. к. именно этот документ подтверждает, что все работы были выполнены в соответствии с проверенным и одобренным планом строительства.

Внимание! Согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не нужно получать до 1 марта 2018 года.

Как происходит выдача разрешения

Процедуру получения разрешения можно условно разделить на несколько этапов.

  1. Подготовка документов
    Заявитель обращается за получением разрешения посредством подачи заявления, заполненного по установленной форме, с приложением необходимых документов (о форме заявления и перечне документов будет рассказано далее).
  2. Обращение в орган, уполномоченный выдавать разрешение
    Для начала нужно определить, что это за орган. Это может быть госорган федерального значения, орган, действующий на уровне субъекта РФ, а также орган местного самоуправления. В Москве за выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию отвечает Комитет государственного строительного надзора. Подать туда заявление можно только через портал госуслуг г. Москвы.
  3. Осмотр объекта
    Если во время строительства не осуществлялись мероприятия по надзору, стройку не посещали представители контролирующего органа и не сверяли ход выполнения работ с закрепленным на бумаге планом, то перед выдачей разрешения показать объект все же придется.
  4. Получение разрешения
    С момента подачи заявления до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может пройти не более 10 дней. За это время в уполномоченном органе должны сделать вывод, соответствует ли построенный объект проектной документации и градостроительным правилам, несет ли он угрозу окружающим зданиям и находящимся в нем людям. Если все нормально, то заявителю вручается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию . Оно может быть выдано:
    • на бумажном носителе с выдачей лично заявителю;
    • на бумажном носителе с отправкой по почте;
    • в виде электронного документа с выдачей через личный кабинет заявителя на портале госуслуг.

Форма заявления о выдаче разрешения и форма самого разрешения

Единой формы заявления на выдачу разрешения пока нет, ее утверждают на местах. Так, в Москве форма заявления является приложением к административному регламенту оказания услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию , утвержденному постановлением Правительства Москвы № 145-ПП от 17 апреля 2012 года.

Единая же форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена приказом Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года, так что общий вид разрешения будет одинаков, где бы оно ни выдавалось. В этом же приказе есть краткие комментарии по графам разрешения.

Документы, которые нужно представить для получения разрешения

Документы, необходимые для оформления разрешения, разделяются на 2 группы:

  1. Те, что заявитель подает самостоятельно.
  2. Те, что могут быть получены органом, выдающим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ,в рамках межведомственного взаимодействия.

Это означает, что документы, попавшие в первую группу, заявителю придется подготовить обязательно, а вот остальные он может подавать по своему желанию, или в том случае, если их не смогут найти чиновники.

Заявителю нужно представить:

  • заявление о предоставлении госуслуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ;
  • удостоверение личности и доверенность, если он действует от лица застройщика;
  • акт приемки объекта (в тех случаях, когда строительство велось на основании договора);
  • документы, которые подтверждают, что построенный объект отвечает требованиям технических регламентов и условий, а также соответствует проектной документации;
  • схему, на которой отображено расположение объекта и его инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка;
  • техплан объекта.

Перечень же документов, передающихся в рамках межведомственного взаимодействия, включает:

  • документы на землю;
  • градостроительный план;
  • разрешение на строительство;
  • заключение органа, осуществлявшего государственный строительный надзор.

Если объект имеет особый статус (например, это линейный объект или объект культурного наследия), то могут потребоваться и дополнительные документы.

Причины, по которым можно получить отказ в выдаче разрешения

При рассмотрении в уполномоченном органе запроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию могут обнаружить основания для отказа в оказании данной госуслуги. Это может произойти, если:

  • был подан неполный комплект документов;
  • построенный объект не отвечает требованиям, выдвигаемым в градостроительном плане, разрешении на строительство или проектной документации.

Внимание: если орган, выдающий разрешение, не получит вовремя документы, запрошенные у другого ведомства, этот факт не может служить причиной для отказа в оказании услуги.

Итак, разрешение используется для подтверждения того факта, что строительство было осуществлено без нарушений, а объект не несет угрозы окружающим. В дальнейшем получение этого документа позволяет поставить объект на учет и оформить на него право собственности. Чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию , необходимо собрать соответствующие документы, подать их в уполномоченный на выдачу разрешения орган и проследить, чтобы объект был построен в соответствии со всеми требованиями и нормами.

  • Ввод - сдача в эксплуатацию нежилого помещения, объекта, ввод здания в эксплуатацию. Прием в эксплуатацию пристроенных и встроенных помещений осуществляется отдельно от здания проводит специально сформированная приемочная комиссия после завершения работ по строительству, реконструкции или перепланировке.
  • 〉 ПП и ИРД (комплект предпроектной документации):

      поэтажные планы и экспликации

      заключение:

      об археологической значимости территории

      об исторических границах объекта культурного наследия

      об инженерно экологических изысканиях по территории земельного участка размещения объекта

      фрагмент историко-культурного опорного плана города Москвы

      историческая справка об объекте культурного наследия (выявленном объекте культурного наследия либо исторически ценном градоформирующем объекте)

      получение информации из Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий

      кадастровой справки по земельному участку

      кадастрового плана земельного участка

      инженерно – топографического плана М 1: 500 (геоподоснова)

      ситуационного плана М 1: 2000

      инженерно – геологического заключение по состоянию грунтов участка застройки

      разработка технического заключение по результатам инженерного обследования технического состояния конструкций здания (строения)

      документации об инженерно – геодезическом обследовании земельного участка

      документации об обследовании земельного участка под компенсационное озеленение

      получение исходной информации из ГУП «Мосгоргеотрест» по месту размещения объекта

      технические условия присоединение объекта к инженерным сетям:

      размещения объекта в охранной зоне инженерных коммуникаций

      водоснабжение и канализация

      водосток

      теплоснабжение

      газоснабжение

      электроснабжение

      прокладка инженерных коммуникаций

      перекладка существующих инженерных коммуникаций

  • 〉 Состав проектной документации (по 87 ПП):

      № п/п 87 ПП РФ Обозначение Наименование раздела
      Проектная документация
      1 ПЗ Раздел 1 "Пояснительная записка"
      2 ПЗУ Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
      3 АР Раздел 3 "Архитектурные решения"
      4 КР Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"
      5 Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", включая:
      5.1 ИОС1 Подраздел 5.1 "Система электроснабжения"
      5.1.1 ЭМ1 Часть 1 "Электроснабжение. Вводное устройство (ТП, ВРУ)"
      5.1.2 ЭМ2 Часть 2 "Силовое электрооборудование"
      5.1.3 ЭМ3 Часть 3 "Молниезащита и заземление"
      5.1.4 ЭОМ Часть 4 "Электрическое освещение (внутреннее)"
      5.1.5 ЭН Часть 5 "Наружное электроосвещение"
      5.2 ИОС2 Подраздел 5.2 "Система водоснабжения"
      5.3 ИОС3 Подраздел 5.3 "Система водоотведения"
      5.4 ИОС4 Подраздел 5.4 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"
      5.5 ИОС5 Подраздел 5.5. "Сети связи"
      5.5.1 СКС Часть 1. "Структурированная кабельная система"
      5.5.2 СРФ Часть 2. "Система радиофикации"
      5.5.3 СЧ Часть 3. "Система электрочасофикации"
      5.5.4 СКПТ Часть 4. "Система коллективного приема телевидения"
      5.5.5 СТС Часть 5. "Система телефонной связи"
      5.5.6 ЛВС Часть 6. "Локальная вычислительная сеть"
      5.5.7 ММС Часть 7. "Мультимедийная система"
      5.5.8 СКУД Часть 8. "Система контроля и управления доступом"
      5.5.9 СОВН Часть 9. "Система охранного видеонаблюдения"
      5.5.10 СОТС Часть 10. "Система охранной тревожной сигнализации"
      5.5.11 ССОИ Часть 11. "Система сбора и обработки информации"
      5.5.12 СПА Часть 12. "Система автоматизированной парковки"
      5.5.13 СВДТС Часть 13. "Система выявления диверсионно-террористических средств"
      5.5.14 АСУЗ Часть 14. "Автоматизированная система управления зданием"
      5.5.15 СКУ Часть 15. "Система комнатного управления"
      5.5.16 АСДУ Часть 16. "Система автоматизации и диспетчеризации ЦОД"
      5.5.17 АСУЭ Часть 17. "Автоматизированная система учета электропотребления, водопотребления, теплопотребления"
      5.5.18 АОВ Часть 18. "Автоматизация системы вентиляции и кондиционирования"
      5.5.19 АСУ ЦТП Часть 19. "Автоматизация системы управления центрального теплового пункта"
      5.7 ИОС7 Подраздел 5.7 "Технологические решения"
      6 ПОС Раздел 6 "Проект организации строительства"
      7 ПОД Раздел 7 "Проект организации работ по сносу и демонтажу"
      8 ООС Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
      9 ПБ Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
      9.3 АГПТ Часть 3. "Система автоматического газового и порошкового пожаротушения"
      9.4 САПС Часть 4. "Система автоматической пожарной сигнализации"
      9.5 СОУЭ Часть 5. "Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре"
      9.6 СППА Часть 5. "Система противопожарной автоматики"
      10 ОДИ Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
      10.1 ЭЭ Раздел 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"
      12 Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"
      12.1 Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса
      12.3
      12.4 Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства
      12.5 ИТМ ГО и ЧС
      12.6 Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости
      12.7 Проект организации дорожного движения
      12.10 СМИС (СМИК, СУКС, ССП)
      12.11 Дендрология
      Рабочая документация
      1 Генеральный план
      2 Архитектурные решения
      3 Конструктивные решения
      4 Внутренние инженерные системы, включая:
      4.1 Система электроснабжения
      4.2 Система водоснабжения
      4.2.1 Хозяйственно-бытавая насосная
      4.2.2 Противопожарная насосная+автоматическая система пожаротушения
      4.3 Система водоотведения
      4.4 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети
      4.4.1 Тепломеханические решения (центральный тепловой пункт)
      4.5 Сети связи. Автоматизация и диспетчеризация систем
      5 Технологические решения
      6 Охранно-защитная дератизационная система
      7 Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности
      8 СМИС, СМИК, СУКС
      9 ППР на демонтажные работы
      10 ППР на подготовительный период
      11 Стройгенплан
      Лучевой дренаж и КЛД
      Наружные сети по теплоснабжению, водоснабжению, канализации хоз-бытовой и ливневой, слаботочной канализации, электроснабжение
      Обмерные работы
      Обследование несущих и ограждающих конструкций
      3D-сканирование
      Обследование точек подключения наружных инженерных систем
      Колористический паспорт существующих зданий
      Альбом архитектурно-градостроительных решений (формирование регламентного альбома в соответствии с требованиями Москомархитектуры)
      Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности
      Авторский надзор строительный
      Авторский надзор инженерный
      Инструкция по эксплуатации здания
      Технический регламент о безопасности здания
      Инструкции по эксплуатации инженерных систем (ТП, ВРУ, ЦТП, насосные, вент камеры, серверные и т.д.)
  • 〉 Согласование и утверждение проектной документации:

      ОПС ГБУ «Мосгоргеотрест»

      АО:

      «Мосводоканал»

      «Мосгаз»

      ГУП г. Москвы:

      «Мосгортранс»

      НИиПИ Генплана

      «Мосводосток»

      «Московский метрополитен»

      «Моссвет»

      ПАО:

      Московская кабельная сеть (МКС)

      Префектуры округа

      ГБУ «Жилищник» района

      Управы района

      Управления Градостроительного Регулирования административного округа (УГР)

      Мосгорнаследия

      УПСП Москомархитктуры

      Ростехнадзор (Мосэнергонадзор)

      Департамент города Москвы:

      Транспорта

      Здравоохранения

      Образования

      Социальной защиты

      ГКУ ЦОДД

  • 〉 Этапы работы:

      Бесплатная консультация

      Подписание договора

      Вручение исходных данных на проектирование

      Согласование проекта с заказчиком

      Согласование или сопровождение проекта в компетентных организациях

      Вручение проектной документации Заказчику.

  • 〉 Согласование:

      Наименование услуги Сроки / месяцев / от. Стоимость руб. / от.
      Согласование:
      1. Строительства 2 150 000
      2. Проектной документации 4 150 000
      3. Строительства с аэропортом и Росавиацией 4 300 000
      Внесение изменений:
      1. ПЗЗ 8 договорная
      2. Генеральный план 8 договорная
      3. ГПЗУ с нужными ТЭП 4 150 000
      Получение:
      1. Технических условий 2 100 000
      2. Разрешения на ввод в эксплуатацию 4 150 000
      3. Исходно – разрешительной документации 4 150 000
      Услуги для застройщиков 4 150 000
      Прохождение государственной экспертизы 2 30 000
      Легализация самостроя 4 150 000
      Услуги технического заказчика - договорная
      Оформление разрешения на строительство 2 60 000
      Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет 2 60 000
  • 〉 Коэффициенты МУ № 620 от 29.12.2009 г.:

      Сокращение сроков:

      10% - 1,2 раза, п.3.11.

      30% - 1,4 раза, п.3.11.

      40% - 2 раза и более, п.3.11.

      Капитальный ремонт :

      50% - разработка проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт, п.3.5.

      Привязка типовой или повторно применяемой проектной документации без внесения изменений:

      65% - надземная часть, п.3.2.

      80% - надземная и подземная части, п.3.2.

      50% - уникальные объекты, п.3.3.

      50% - реконструкция и техническое перевооружение, п.3.4.

      Другие:

      2% - выполнение функции генерального проектировщика, п.3.9.

      30% - проектирование с установкой импортного основного технологического оборудования, применяемого проектной организацией впервые, п.3.8.

Ввод в эксплуатацию - это набор мероприятий, направленных на принятие в эксплуатацию объекта недвижимого имущества с законченным строительством. Он предоставляет возможность оформления права собственности на объект, проведения с ним юридически разрешенных операций.

В целом, это заключительный этап строительства. Законодательство предусматривает проведение итоговой проверки государственного строительного надзора перед вводом объекта в эксплуатацию. Она заключается в визуальном осмотре объекта капитального строительства после постройки, реконструкции или ремонта. Осмотр включает отдельные работы, строительные конструкции, примененные материалы и участки инженерных сетей. Кроме того, проверяются предписания и акты об устранении нарушений, которые были выявлены при осуществлении строительного контроля. В результате надзора оформляется акт. На его основе оформляется заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и требованиям технических регламентов. Подробнее об этой процедуре можно прочитать в пункте согласование проектов, переустройства . Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - это документ, удостоверяющий выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии проектной документацией, разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка.

Для получения разрешения застройщику необходимо обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство и подать соответствующее заявление. К нему прилагается ряд документов. Это документы, устанавливающее право на земельный участок, градостроительный лан участка, а также разрешение на строительство. Кроме того, необходимо приложить акт приемки объекта капстроительства, а также документ, который подтверждает соответствие объекта требованиям регламентов.

Он должен быть подписан лицом, которое осуществляло строительство. Обязательным является документ, который подтверждает соответствие параметров объекта капитального строительства проектным требованиям - в том числе и параметрам энергетической эффективности. Сюда входят требования оснащенности здания приборами учета энергоресурсов, которые будут использоваться. Документ должен быть подписан застройщиком и заказчиком. Необходимо также предъявить документы о соответствии техническим условиям инженерно-технических сетей, подписанные представителями соответствующих эксплуатационных организаций. В пакете документов должна быть схема, которая отображает расположение объекта и инженерно-технических сетей в границах земельного участка, а также планировочная организация участка. Схему подписывают застройщик и заказчик. Копии этих документов после получения разрешения на эксплуатацию, заносятся в городскую информационную систему градостроительства. Как уже упоминалось, обязательно нужно приложить заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Кроме того, заключение должно содержать данные о нормативных значениях показателей, которые включены в состав норм энергетической эффективности объекта.

Соответственно необходимо отразить фактические значения этих показателей, которые определены в отношении этого объекта после исследований, экспертиз, замеров и испытаний. Законодательство устанавливает возможность требования иных документов для постановки объекта на государственный учет, с целью получения полного объема сведений. Орган, который выдает разрешение на строительство, обязан в течение 10 дней со дня подачи заявления провести проверку на наличие и правильность оформления документации, а также осмотр объекта.

По результатам этой работы будет принято решение о выдаче разрешения либо отказе в выдаче с указанием причин. Осмотр здания в этом случае представляет собой проверку на соответствие объекта нормам, которые установлены в разрешении на строительство, градостроительном плане участка. Также проверяется соответствие требованиям проектной документации. Но в случае осуществления государственного строительного надзора за объектом, данный осмотр проводиться не должен. Существует несколько оснований для отказа в выдаче разрешения на Ввод - сдача в эксплуатацию. Это отсутствие указанных выше документов, несоответствие объекта нормам градостроительного плана или требованиям разрешения на строительство или параметрам проектной документации. Отказ может быть предоставлен в случае невыполнения заказчиком требования о безвозмездной передаче в орган, выдавший разрешение на строительство, ряда документации. Она должна быть передана в течение десяти дней со дня получения разрешения. В пакет документов входят копии проектной документации, сведения о высоте, этажности, площади объекта, инженерных сетях. В таком случае разрешение на Ввод - сдача в эксплуатацию будет выдано после передачи государственному органу вышеуказанных документов. Отказ в выдаче разрешения можно оспорить в судебном порядке.

На основании разрешения на Ввод - сдача в эксплуатацию объекта осуществляется его постановка на государственный учет. Если проводилась реконструкция, в документы государственного учета вносятся соответствующие изменения. Несмотря на жесткость государственных требований, предъявляемых к сдаче в эксплуатацию объектов, становится очевидным, что строительство без недостатков в той или иной степени невозможно. Поэтому существует понятие допустимых недостатков. Они связаны с предельными отклонениями, которые предусмотрены в технических регламентах. Есть также недостатки, выходящие за рамки нормативных пределов. Речь идет о некоторых видах работ, которые не подлежат детальному прогнозу - к примеру, нельзя точно учесть динамику окружающей природной среды. Эти недостатки должны учитываться при приеме объекта с условием обязательного мониторинга их в течение срока эксплуатации здания.

Для того чтоб готовый объект строительства ввести в эксплуатацию, первоначально необходимо получить соответствующее разрешение. По сути, это специальный документ, который подтверждает, что все строительные работы на данном объекте были проделаны в полном объеме и, что немаловажно, в соответствии с разрешением на его строительство.

Помимо этого, объект в обязательном порядке должен соответствовать плану земельного участка, а также всей документации, касающейся проекта.

Чтобы получить разрешение на эксплуатацию объекта, необходимо в полной мере завершить строительные работы, получить на объект техпаспорт из БТИ и организовать проведение его приемки. Для этой цели создается специальная комиссия, для организации которой застройщик обязан подать соответствующее заявление.

В данном заявлении ему необходимо в письменной форме выразить просьбу, собственно создать подобную рабочую комиссию. Как правило, в ее состав входят представители государственной власти, члены организации, которая выдавала разрешение на строительство и впоследствии осуществляла за ним контроль и представитель санитарно-эпидемического надзора.

Для того чтоб сдача объекта в эксплуатацию осуществилась, приемная комиссия должна тщательно его осмотреть; выявить, насколько он соответствует проектной документации; оценить, пригоден ли данный объект непосредственно к эксплуатации. Как правило, срок для проведения данной процедуры – 10 дней, однако зачастую она происходит не так гладко, как хотелось бы застройщику. В случае если один из членов рабочей комиссии по объективным причинам откажется подписывать акт приема, весь процесс придется начинать заново после устранения выявленных недочетов.

Стоит отметить, что получить разрешение на эксплуатацию отстроенного объекта – задача довольно-таки сложная. Помимо организации комиссии, она требует сбора необходимых справок и других документов, на что у непрофессионалов, да и у опытных руководителей строительных организаций может попросту не хватить ни времени, ни сил. Именно поэтому, чтоб обеспечить себе максимально возможную оперативность получения разрешения, необходимо обратиться только к опытной, компании, предлагающей выполнить для этого все соответствующие процессы.

Мы уже несколько лет успешно помогаем многим руководителям строительных компаний в решении подобного вопроса.

Ввод - сдача в эксплуатацию нежилого помещения после завершения работ по строительству, реконструкции или перепланировке, готовый объект передается подрядчиком к приемке заказчику работ в порядке, установленном договором подряда и проектом. Определяется дата итоговой проверки. На время ее проведения проверки исполнительная документация по объекту передается в орган государственного строительного надзора.

После получения заключения о соответствии, документация передается на постоянное хранение заказчику. Копии документов также хранятся у исполнителя работ (подрядчика). В случае непредумышленной утраты во время проведения работ документации на несущие и ограждающие конструкции, при условии, что работы велись на основании разрешения на строительство, допускается проведение технического обследования. Для начала необходимо получить разрешение государственного контролирующего органа и обратиться в лицензированную организацию. Она проведет обследование конструкций, определит их устойчивость и надежность. Положительное заключение по результатам заменяет утраченную документацию. Подобный порядок можно применять для уже эксплуатируемых зданий, если они не были приняты в эксплуатацию в установленном порядке. Следует напомнить, что оформленная надлежащим образом исполнительная документация отражает техническое состояние объекта, дает четкое представление по любому виду выполненных работ, тем самым облегчая процесс эксплуатации здания.

Это набор текстовых и графических материалов, которое отражают процесс выполнения проектных решений, а также положение объекта и его элементов в процессе реконструкции или строительства. Порядок ведения исполнительной документации регламентирован законодательством. К исполнительным относится ряд документов. Их формат и принципы заполнения регулируют государственные нормы. Это общий журнал работ, журналы контроля качества, авторского надзора (при наличии такого). Сюда также входят акты: приемки геодезической разбивочной основы, скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, приемки инженерных систем, опробования устройств, систем и оборудования.

Также прилагается набор схем: схемы возведенных конструкций, элементов и частей, подземных сооружений и инженерных сетей, расположения объекта на местности. К исполнительной документации причисляются рабочие чертежи с пометками о соответствии им выполненных работ, а также с учетом внесенных изменений. Возможно также применение других документов, если они отражают исполнение решений проекта с учетом специфики проводимых работ. На каждом объекте строительства необходимо вести общий журнал работ. Это основной первичный производственный документ, в котором отражается технологическая последовательность, качество выполнения, сроки и условия работ. Он ведется при реконструкции или строительстве одного или нескольких объектов, которые расположены на одной строительной площадке. Общий журнал должен вести старший производитель работ или другое лицо, несущее ответственность за проведение работ. Документ заполняется с первого дня им лично или руководителями смен, по его поручению. При завершении работ и сдаче объекта в эксплуатацию, общий журнал хранится у заказчика. Когда объект вводится в эксплуатацию, журнал передается на хранение эксплуатирующей организации. В процессе строительства или реконструкции ведется ряд специальных журналов работ. Их перечень устанавливается генподрядчиком по согласованию с заказчиком. Задача журналов: своевременный и достоверный надзор за выполнением работ. К специальным журналам относятся: журнал монтажа строительных конструкций, журнал сварочных работ, журнал бетонных работ и т.п.

Если за строительством осуществляется авторский надзор, необходимо вести соответствующий журнал. Его составляет проектная организация и передает заказчику. Журнал может вестись как в целом по объекту, так и по отдельным его элементам. Его заполняют руководители и специалисты, осуществляющие авторский надзор, непосредственно заказчиком или уполномоченным лицом. Каждый факт надзора регистрируется в журнале, соответствующая запись удостоверяется подписями представителей подрядчика и заказчика. Указания излагаются четко, со ссылками на нормативную документацию. Если к работам нет замечаний, этот факт также необходимо отражать.

Формат журнала - А4, он должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен подписями на титульном листе и закреплен печатью заказчика. После приемки объекта подрядчик обязан передать журнал заказчику. Строительство или реконструкция предполагают промежуточную приемку, а также испытание ответственных конструкций, закрепляемые соответствующими актами. Они подтверждает пригодность конструкций к эксплуатации. Перечень конструкций, подлежащих приемке и испытанию, должен быть заложен в проекте. Испытания проводит комиссия. В ее составе - представители заказчика, подрядной организации, иногда - проектной организации. Основанием дл испытаний является приказ, выданный заказчиком. Для проведения испытаний необходима следующая документация: технические паспорта на конструкции (заводские), исполнительные чертежи, сертификаты качества на применяемые материалы, журналы работ и т.д. Изучив документы, комиссия проводит осмотр и испытания, по итогам составляя акт. Испытаниям также подлежат инженерные системы объекта. По окончании выполнения всех работ, подрядчик оформляет уведомление о готовности объекта к сдаче. Кроме того, он готовит акты выполненных работ, другую исполнительную документацию, список которой оговорен в договоре. Приемка выполненной работы подрядчика осуществляется заказчиком по объему и видам в виде подписания актов сдачи и приемки работ. Заказчик оставляет за собой право на мотивированный отказ в приемке в случае невыполнения одного или нескольких договорных обязательств.

Ввод - сдача в эксплуатацию объекта, приемка объектов, готовых к эксплуатации, осуществляется, в зависимости от их группы. Объекты первой группы заказчик предъявляет сначала рабочей, а после государственной комиссии. Объекты второй группы принимаются без проведения рабочей комиссии.

Методику проведения приемки и ввода регламентирует законодательство, а также строительные нормативы и ГОСТы. Любые отступления от требований нормативной документации не допускаются, кроме случаев наличия допустимых недостатков. Проектные, технологические, архитектурные и конструктивные решения должны полностью соответствовать проектным документам. Если в процессе реализации проектов были допущены отступления, их необходимо оформить и согласовать с проектной организацией. Вводить в эксплуатацию разрешается только объект с законченным объемом работ и с наличием полного комплекта требуемых документов. В связи с этим законодательство запрещает эксплуатацию объектов до их приемки в какой бы то ни было мере.

Прием в эксплуатацию пристроенных и встроенных помещений осуществляется отдельно от здания. Акты комиссии при этом оформляются отдельно на каждое помещение. За проделанную работу, комплекс оказанных услуг ответственность несут как заказчик, застройщик, проектная организация, так и представители контролирующих государственных органов. Любая из сторон, допустившая нарушения, может быть привлечена к дисциплинарной или административной ответственности.

Рабочие комиссии, которые проводятся перед приемкой отдельных категорий объектов государственными комиссиями, назначаются приказом или распоряжением заказчика. Их порядок, состав и продолжительность определяет заказчик по согласованию с подрядчиком. Обязанность комиссий - проверить соответствие строительных работ, мероприятий по охране труда и пожарной безопасности, прочих мероприятий, предусмотренных проектом, на соответствие стандартам и строительным нормам. В некоторых случаях допускается проведение испытаний. Кроме того, представители рабочих комиссий проверяют оборудование, конструкции и узлы на возможность их предъявления государственной комиссии. Заказчик обязан предоставить комиссии ряд нормативных документов строительства: журналы, акты, схемы, а также перечень организаций, которые выполняли работы на объекте. В нем необходимо указать все виды работ, а также данные инженеров, ответственных за их выполнение. В результате комплекса проверок составляется акт о готовности объекта для предъявления приемочной комиссии. Ввод - сдача в эксплуатацию объекта проводит специально сформированная приемочная комиссия. В ее состав обязательно входят представители проектировщика, заказчика, подрядчика, органов государственного надзора и местного самоуправления, эксплуатационной организации и прочие специалисты, на усмотрение председателя комиссии и заказчика. Председателем комиссии можно назначать только руководящего работника - представителя соответствующего государственного органа. Заказчик и подрядчик предоставляют комиссии пакет документов, необходимых для приемки. Наличие ошибок в любом из документов ведет к отказу ввода в эксплуатацию.

Для работы комиссии необходима следующая документация: задание на проектирование, технические показатели объекта (справка), разрешение на строительство, весь пакет чертежей с зафиксированными изменениями и пр.

Кроме того, пакет разрешительных документов из СЭС, энергонадзора и пр. также должен быть готов ко дню работы комиссии. Кроме осмотра и изучения соответствия объекта проектной документации, комиссия оценивает степень пригодности здания для эксплуатации в соответствии с заявленным назначением, проводит опробование (индивидуальное и комплексное). Если это производственное сооружение, возможно проведение испытаний. Кроме того, в случае сдачи в эксплуатацию объектов производственного типа необходимо предоставить комиссии разрешения на эксплуатацию оборудования. Они оформляются в соответствующих органах государственного надзора. Компетенция представителей госнадзора при приемке и вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства установлена на законодательном уровне. Распределение обязанностей членов комиссии и порядок ее работы определяет председатель. Расходы по организации мероприятий, связанных с приемкой в эксплуатацию объекта, несет заказчик работ (инвестор). Акт о приемке объекта, который подтверждает результат работы комиссии, подписывают все ее члены, неся ответственность за свои действия и решения в соответствии с определенной компетенцией. Акт подписывается председателем и передается заказчику (инвестору).

Если кто-либо из членов комиссии отказался подписывать акт, в качестве подтверждения своего решения он обязан предоставить председателю заключение органа, представителем которого он является. В заключении должны быть изложены замечания, относящиеся к выполнению требований проектной и нормативной документации по принимаемому объекту.

Если акт приема в эксплуатацию по объекту не подписан в срок, объект считается неготовым и подлежит повторной проверке после устранения замечаний.

На утверждение акта приемки отводится недельный срок. Оформляет в установленном порядке и утверждает документ орган, назначивший приемную комиссию. После готовый акт вместе с приложениями передается заказчиком для архивного хранения в орган архитектурно-строительного надзора. Полномочия государственной комиссии заканчиваются с даты регистрации документа о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости. Все работы представителей государственных органов по приемке и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию должны проводиться на безвозмездной основе. Законодательство запрещает любые договоренности между сторонами о взаимовыгодных услугах.


В качестве документов подразумеваются разрешение на строительство Схема планировочной организации земельного участка, проектная документация.
Процесс оформления и получения акта ввода в эксплуатацию объекта можно разделить на несколько этапов.

Этап первый.

Подрядная организация, проводившая работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, отсылает письменное уведомление заказчику. К нему прикладывается акт выполненных работ, в котором указываются виды выполненных работ, данные ответственных лиц, копии соответствующих лицензий. Кроме того, к уведомлению и акту прикладывается пакет документов. Он включает в себя подробный перечень организаций, которые участвовали в процессе строительства и подвода коммуникаций. Обязательно прикладываются рабочие чертежи здания, с пометками, указывающими на внесенные изменения.

Также необходима техническая документация, подтверждающая качество использованных в работе изделий и материалов. Кроме того, прикладывается технический паспорт на оборудование, акты приемки отдельных работ, журналы производства и авторского надзора, документы на геодезические обследования и пр.

Этап второй.

Объект проверяется к приемке в эксплуатацию. Для этих целей создается рабочая комиссия. В нее входит заказчик или его представитель, работающий по доверенности. Обязательное участие представителей проектной организации, служб эксплуатации, служб государственного надзора (СЭС, пожарные и пр.).
Задача комиссии - проверить количество и грамотность оформления документации, оценить соответствие требованиям проекта строительных конструкций. Возможно выполнение пробного пуска оборудования, проверка работы инженерных систем. В случае удовлетворительного исхода проверки, составляется заключение о готовности здания к приемке в эксплуатацию.

Если в процессе выявлены дефекты конструкций, отступления от строительных нормативов и проектной документации, будет составлено заключение о неполной готовности здания к приемке в эксплуатацию. В нем будет приложен перечень описаний дефектов и несоответствий, которые нужно устранить.

Проверка готовности здания к приемке в эксплуатацию оплачивается заказчиком.

Этап третий.

В Главное управление архитектуры подается заявление о разрешении ввода объекта в эксплуатацию. К нему прилагается ряд документов. Это бумаги, устанавливающие право на земельный участок, план этого участка, разрешение на строительство. Также необходима документация, которая подтверждает соответствие параметров объекта проектным нормам.

Она подписывается лицом, осуществлявшим строительство. Обязательно приложить документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям, заверенные представителями эксплуатационных организаций. Кроме того, в пакет документов нужно включить схему, отображающую расположение объекта и его коммуникаций на земельном участке, а также планировочную организацию участка.
С момента подачи заявления, в течение десяти дней будет проведена проверка правильности оформления документов и их комплектности. Также будет организован осмотр объекта. По его результатам будет принято решение о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, либо же отказано в таком разрешении.

Этап четвертый.

Приемочная комиссия проводит комплексное обследование объекта. Для того чтобы получить акт комиссии о вводе в эксплуатацию объекта, нужно подать тот же комплект документов, который рассматривала рабочая комиссия, и приложить к нему положительное заключение рабочей комиссии, а также разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.
В законодательстве четко прописана норма - без положительного решения приемочной комиссии эксплуатировать объект запрещается.
Комиссия изучит предоставленную документацию. Если претензий не возникнет, будет составлен акт приемки в эксплуатацию нежилого объекта. В семидневный срок с момента подписания его членами комиссии он должен быть утвержден главой архитектурного управления. Дата утверждения данного акта будет считаться датой официального ввода объекта в эксплуатацию.

Акт ввода в эксплуатацию (здания)

Сам акт представляет собой документ, оформленный на соответствующем государственном бланке. В правой верхней части бумаги есть поле «Утверждаю», в котором и должен расписаться глава правления архитектуры.
В теле документа вписывается дата проведения проверки, состав комиссии, наименование объекта. В нижней части имеются графы для подписей членов комиссии.

Состав приемочной комиссии, распределение обязанностей между ее участниками определяются главой комиссии. Ставя свои подписи под актом приемки, члены комиссии несут персональную ответственность за свои решения в соответствии с распределением обязанностей и компетенцией.
Если кто-то из участников работы комиссии откажется подписывать акт, он должен аргументировать свой отказ. Для этого главе комиссии он обязан представить заключение государственного органа, представителем которого он является, в котором будут изложены замечания. Они должны входить в компетенцию этого органа. В таком случае комиссия устанавливает определенный срок на устранение замечаний. Если замечания не будут сняты по истечению этого срока, объект будет признан не подготовленным к эксплуатации.
В случае отказа комиссии выдавать акт приемки здания в эксплуатацию, она должна в установленный срок представить заказчику аргументированное заключение. Если заказчик не согласен с результатами работы комиссии, он имеет право оспорить это в суде.

Комиссия может быть назначена повторно, если замечания по заключению будут устранены заказчиком строительства. Законодательство не ограничивает количество проведения приемочных комиссий.

Ввод или сдача жилого/производственного объекта в эксплуатацию является окончательным этапом любого строительства. Данный этап заключается в получении соответствующих документов. Нюансы этого важного вопроса будут рассмотрены в данной статье.

Правительством России был установлен перечень документов, который необходим для реализации процедуры ввода любого строительного объекта в эксплуатацию.

Следует отметить, что самым главным документом в данной ситуации является технический план. Он содержит в себе те сведения, которые были внесены в государственный кадастр для недвижимости. Также здесь должны быть указаны технические параметры сооружения, здания или помещения, нужные при постановке конкретного объекта недвижимости на соответствующий учет. Следует помнить, что это требование актуально и для объектов, относящихся к незавершенному строительству.

Помимо этого документа, в перечень необходимой документации, нужной для ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, следует предоставить:


На заключении следует остановиться более детально. В нем должна содержаться информация касательно соответствия построенного объекта, который необходимо вводить в эксплуатацию, всем строительным требованиям, прописанным в проектной документации. Также должно быть заключение, выданное государственной службой экологического контроля.

Наличие всей этой документации позволит осуществить процедуру ввода любого строительного объекта в эксплуатацию. Также они будут нужны и для начала соответствующей процедуры.

Нюансы процедуры ввода в эксплуатацию

Процедура сдачи объекта в дальнейшую эксплуатацию предполагает довольно трудную и кропотливую работу, которую без знания всех нюансов и тонкостей довольно проблематично сделать за один заход.

Данную процедуру проводит специализированная экспертная комиссия, которая объединяет в себе представителей подрядчиков и заказчиков. При необходимости в ее состав могут входить независимые эксперты, а также представители различных государственных структур. Это допустимо, если осуществляется введение в эксплуатацию объекта, имеющего государственное назначение.

Чтобы сделать все правильно и быстро, нужно знать следующие нюансы данной процедуры:

  • инвестор/заказчик может привлекать на момент сдачи и ввода в эксплуатацию недвижимости управляющую компанию. В данном случае компания выступает в роли эксперта, который компетентно разбирается во всех тонкостях по техническому обслуживанию и эксплуатации. Именно эта компания играет главенствующую роль в процедуре ввода уже готового объекта;
  • специалисты управляющей компании работают в тесном сотрудничестве с экспертами технического надзора. Они проводят освидетельствование завершенности и готовности к дальнейшему использованию оборудования, инженерных систем на вверенном предмете постройки;
  • лучше всего привлекать управляющую компанию заблаговременно, с целью более качественного и профессионального проведения комплекса мероприятий, предшествующих вводу построенного объекта в дальнейшую эксплуатацию;
  • перед непосредственным завершением строительства профильные специалисты должны работать независимо друг от друга: строитель, архитектор, проектировщик, дизайнер. Это делается для того, чтобы экспертная комиссия не могла придраться, например, к такой мелочи, как расположение розеток в различных помещениях;
  • проведение активных испытаний инженерных систем, а также проверка всего технического оборудования. Это поможет выявить недочеты систем и устранить их до момента оценки экспертной комиссии, что существенно снизит риск возникновения различных неприятностей на этапе проверки.

Следует отметить, что всю документацию, которую необходимо предоставить экспертной комиссии, лучше всего собирать заблаговременно. Так вы сможете успеть пройти все промежуточные процедуры перед окончательным этапом – сдача объекта строительства для дальнейшей эксплуатации.

Отдельное место в данной ситуации занимает прием государственных объектов недвижимости. Их ввод происходит только после того, как вся необходимая документация была подписана компетентной экспертной комиссией.

Сдача объекта строительства может осуществляться поэтапно, согласно установленной схемы, которая оговорена условиями заключенного договора подряда. Окончанием сдачи недвижимости в эксплуатацию считается подписание соответствующих документов подрядчиком, заказчиком, инвестором, а также эксплуатирующей организацией. Непосредственное введение знаменуется заключенным правовым актом, выданным органом государственной администрации, обладающей соответствующей компетенцией.

Также на ряду с правовым актом очень важное место занимает акт, выданный приемочной комиссией. Вместо последнего допускается оформление двухстороннего акта, заключенного между инвестором и заказчиком. Ввод также правомочно подтверждать финальное заключение, выданное ЖКХ и Министерством строительства.

Правильная подготовка к сдаче и введению в эксплуатацию любого вида построенной недвижимости заключается в заблаговременном сборе нужной документации и ознакомлении со всеми нюансами проведения соответствующей процедуры. Все это позволит вам быстро и без происшествий сдать объект строительства.

Видео «Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»

На записи начальник Управления подготовки градостроительных документов Москомархитектуры рассказывает об оформлении документации относительно ввода объекта в эксплуатацию.

До того как вступило в силу новое законодательство, ввод в эксплуатацию строительного объекта осуществлялся на основании различных нормативных актов в зависимости от типа сооружения. С января 1988-го года начали действовать СНиП. Они устанавливали порядок, по которому осуществлялся ввод в эксплуатацию промышленного объекта. Согласно действовавшему ранее законодательству, документом, который подтверждал готовность сооружения, выступал акт Госкомиссии. Сегодня утвержден другой порядок. Рассмотрим далее, как в настоящее время осуществляется ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение

Этот документ сегодня заменяет указанный выше акт приемочной комиссии. Разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом федерального, субъектного или местного уровня. Этот документ удостоверяет:

  • Завершение работ по возведению, реконструкции, капремонту сооружения в полном объеме. Документом-основанием является разрешение на строительство.
  • Соответствие готового сооружения проекту и плану участка.

Ввод нового объекта в эксплуатацию: документы

Лицо, осуществляющее возведение сооружения, должно обратиться в исполнительный орган со следующими бумагами:


Действия уполномоченного органа

Прежде чем выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, инстанция в десятидневный срок осуществляет:

  • Проверку поданной документации (правильность оформления, соответствие сведений действительности).
  • Осмотр сооружения (данное мероприятие не осуществляется, если предусмотрен государственный надзор).
  • Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако уполномоченный орган может отказать в удовлетворении заявления. В каких случаях это происходит?

Основания для отказа

Уполномоченный орган может не выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если выявлено несоответствие:

  • Объекта капстроительства установленным в разрешении на строительство требованиям.
  • Параметров сооружения проекту.
  • Требованиям плана участка.

Заявителю может быть отказано, если в десятидневный срок с даты получения разрешения на проведение строительства, он не предоставил в уполномоченный орган:

  • Сведения об этажности, высоте, площади планируемого здания, инженерно-технических сетях.
  • Копию результатов геодезических изысканий.
  • Экземпляры:

Планировочной схемы участка, составленной согласно градостроительному плану;

Перечней мероприятий по охране природы и обеспечению пожарной безопасности;

Прочих документов, затребованных инстанцией.

Если отказ был обусловлен не предоставлением каких-либо бумаг, то это нарушение может быть исправлено путем их предъявления.

Налогообложение

Существует мнение, что получение разрешения свидетельствует о том, что работы с сооружением полностью окончены, и оно пригодно для использования по назначению. Застройщик, выступающий в качестве инвестора, оформит право собственности, примет объект к учету в составе основных средств. Регистрация не может быть проведена без разрешения от уполномоченной инстанции. Внесение в основные средства может осуществляться как до оформления права на собственность, так и после этой процедуры. Однако многих застройщиков интересует вопрос – обязательно ли включение объекта в ОС непосредственно после того, как будет получено разрешение на ввод?

Инвестор самостоятельно решает, готово ли сооружение к использованию на той стадии, когда выдан документ. Однако чиновники выступают против такой позиции. Они считают, что инвесторы, таким образом, оттягивают момент уплаты налога на имущество. И все же на практике готовность объекта к использованию определяется не получением разрешения, а решением руководства предприятия, для которого сооружен объект. Настаивая на скорейшем начале выплаты налога, чиновники в данном случае могут в некотором роде проиграть в качестве, выиграв, несомненно, в темпе поступления отчислений. При недостаточной готовности сооружения застройщик на основании закона будет платить неполную сумму. Организация в данной ситуации может поступить одним из следующих способов:


Если предприятие признает в качестве ОС здание непосредственно на момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, стоимость его на ту же дату будет считаться сформированной. Это осуществляется на основании п. 8 ПБУ 6/01.

Ввод объекта в эксплуатацию: расходы

Затраты не включаются в сводную смету. Расходы на ввод в эксплуатацию составляются в отдельном документе. В смете учитываются затраты:


Важное обстоятельство

Разрешение на ввод выступает в качестве основания для регистрации сооружения, внесения изменений в акты госучета. Согласно определению КС, документация, подтверждающая готовность здания, не включает в себя положения, регламентирующие регистрацию права собственности. Бумаги носят исключительно технический характер и устанавливают процесс ввода в эксплуатацию.

Спорный момент

Необходимо также обратить внимание на период, когда вместо акта госприемки стали выдаваться разрешения. Данное обстоятельство весьма существенно, поскольку строительство многих объектов велось до принятия нового Кодекса, а готовы они были уже после этого. Согласно ст. 9 ФЗ, регламентирующего введение в действие ГрК, Кодекс применяется к отношениям, касающимся реконструкции, строительства и проектирования, возникшим после его утверждения. На объекты, начатые до его введения, распространяются положения по части обязанностей и прав, появившихся после его принятия. Другими словами, поскольку указанные отношения по сооружению здания возникли до того, как был введен ГрК, а завершение работ и необходимость получения разрешения – после этого, прием и запуск здания должны осуществляться согласно требованиям статьи 55 ГрК.

Форма разрешения

План утвержден правительственным Постановлением. Приказ Минрегионразвития устанавливает порядок составления формы разрешения. В документе должны присутствовать сведения о сооружении, которые необходимы для внесения изменений в акты госучета (для реконструированных и отремонтированных зданий) или постановки на учет. Поскольку при выдаче разрешения уполномоченным органом проводится проверка соответствия в ходе строительства объекта градостроительных и прочих правил и норм, то других документов, кроме тех, которые включены в перечень, приведенный выше, предъявлять нет необходимости.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...