Разработка рекомендации по составу финансовых ресурсов для маркетингового проекта. Собственные источники финансирования предприятий


За счет финансового потока от главного направления деятельности. Внутренние источники - это ресурсы самой компании или средства, предоставленные на безвозмездной основе, то есть на условии безвозвратности.

Сущность внутренних источников

Процедура финансирования организации - сложная совокупность различных методик и форм, условий и принципов, позволяющих обеспечить нормальную работоспособность организации в текущих условиях экономики. Как правило, финансирование – это процесс формирования капитала предприятия в различных формах. При этом финансирование и инвестирование – два взаимосвязанных понятия. Компания не может планировать инвестиции без наличия собственных источников капитала. По сути, финансирование – это формирование капитала, а инвестирование – это его применение.

Определяясь с источниками финансирования (в том числе и внутренними), компания должна решить несколько главных задач :

1. Определить собственную потребность в капитале (краткосрочном и долгосрочном).
2. Гарантировать платежеспособность предприятия. Здесь речь идет в первую очередь о финансовой устойчивости.
3. Своевременно выявить проблемы в структуре капитала и имущества предприятия. Такой подход позволяет своевременно скорректировать неудовлетворительные показатели.
4. Уменьшить к минимуму на финансирование деятельности.
5. Грамотно применять собственный и .

При этом все условно подразделяются на две категории – внутренние (свой компании) и внешние (деньги, которые привлечены извне).

Для большинства предприятий именно внутренние источники являются основой деятельности. При этом в основе финансирования лежат амортизационные отчисления и доход, который компания получает от деятельности (как правило, речь идет о чистой прибыли), деньги от эмиссии, износа нематериальных активов и так далее.

Использование внутренних источников в качестве финансирования имеет целый ряд преимуществ :

1. Предприятия обретает более мощную финансовую устойчивость, благодаря своевременному увеличению прибыли.
2. Стабилизируется процесс создания и применения собственного капитала.
3. Процедура принятия управленческих решений, связанная с развитием компании, упрощается в разы.
4. Существенно снижаются затраты, связанные с внешними финансовыми вливаниями, то есть предприятие тратит меньше денег на покрытие долгов кредиторов.

Недостатки внутренних источников в том, что на практике их не всегда можно использовать для развития компании. В частности, те же амортизационные отчисления уже утратили свою силу для большей части оборудования. Кроме этого, на отечественных предприятиях они являются сильно заниженными.

Возможность применения внутренних источников во многом зависит от целого ряда факторов – возможностей компании, качества управления, области деятельности, спроса на товар, денежно-кредитной, амортизационной, налоговой, таможенной и бюджетной политики страны.

Виды и особенности внутренних источников

В каждом предприятии можно выделить несколько видов внутренних источников :

1. Амортизационные отчисления. Почти для всех компаний, работающих в современных рыночных условиях, именно амортизационные отчисления всегда были главным внутренним источником. Данный капитал является одним из элементов выручки, получаемой за счет продажи произведенной продукции (услуг) и перечисления средств на предприятия. Именно эти деньги использует руководство для покрытия затрат по основным направлениям. Зачастую амортизационные отчисления вместе с чистой прибылью компании попадают на расчетный счет и формируют предприятия.

Сами амортизационные отчисления – цена износа нематериальных и основных активов предприятия, имеющая стандартное финансовое выражение. Именно они являются внутренними источниками финансирования различных направлений как расширенного, так и простого производства. Главные объекты (источники) амортизационных средств – это те объекты, которые являются собственностью компании. При этом деньги поступают от передачи имущества в аренду. В случае лизинга перечисление амортизационных средств может быть задачей лизингополучателя, так и лизингодателя (многое зависит от договоренности сторон).

Как правило, амортизационные отчисления направляются на восстановление имеющихся в распоряжение средств воспроизводства. То есть происходит обновление оборудования, участвующего в производстве основной продукции компании. На современном этапе амортизационные отчисления постоянно обесцениваются. Основная причина – , которая снижает роль амортизационных средств в качестве внутренних источников.


2. Износ нематериальных активов – второй по важности внутренний источник предприятия. Начисление данных средств производится по нормам, которые определяет сама компания. При этом в основе расчета всегда первоначальная цена и планируемый период применения нематериальных активов.

3. Бюджетное финансирование. При наличии профицита в государственном бюджете страна может пойти на инвестирование различных проектов за счет внутренних источников. При этом здесь могут применяться различные методики – потенциально интересных объектов и финансирование, не подразумевающее возврата переданных средств.

Как правило, бюджетные деньги направляются на воплощение лишь небольшого объема региональных программ, формирование и укрепление федеральной инфраструктуры, построение особо важных объектов для страны и так далее. На современном этапе государство старается всячески поддерживать два направления – научно-производственное и промышленное.

Большой плюс для предприятия – получение крупного государственного заказа. В этом случае можно рассчитывать на получение стабильного целевого финансирования на протяжении длительного времени.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит…………………………………………

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..

1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета……………

ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников……………………………………………………..

2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита

бюджета……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………..

Введение

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

Государственный бюджет построен на соотношение выгод и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство выгод и затрат. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Здесь мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом - превышением издержек над выгодами государственного бюджетного фонда.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

В исключительных случаях превышение затрат над выгодами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных затрат, не подкрепленный увеличением выгод, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

В ситуации экономического спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение издержек, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных затрат - правительства принимают меры по увеличению издержек по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных затрат. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными займами центрального банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 3 % ВНП. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением издержек по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), более 28% от затрат бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. Руб., что составляло 36% от объема издержек.

Законами о федеральном бюджете Российской Федерации дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. Руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. Руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. Руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. Руб.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

Внешние источники включают:

    государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Внутренние источники включают:

    средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

    бюджетные кредиты;

    кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

    поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

    поступления от реализации государственных/ региональных/ муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    курсовая разница по средствам бюджета;

    прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников

2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом исходя из жестких бюджетных ограничений (бюджетных правил), основанных на использовании базовой цены на нефть (91,0 долл/барр в 2013 году; 92,0 и 93,0 долл/барр в 2014 и 2015 году соответственно). В 2013 году дефицит составит 521,4 млрд. рублей (0,8% ВВП), в 2014 году – 143,6 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – 10,8 млрд. рублей (0,01% ВВП).

Вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отмечает, что источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013 – 2015 годы сформированы в полном объеме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в объеме более 1,8 трлн. рублей, а также привлечение средств от приватизации - от 300,0 млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 1,66 трлн. рублей в 2012 году до 3,9 трлн. рублей в 2014 году, или в 2,3 раза.

Пополнение средств Резервного фонда планируется за счет нефтегазовых доходов в 2012 году в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3 млрд. рублей.

За счет приватизации пакетов акций таких крупных акционерных обществ, как ОАО «Банк ВТБ», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Русгидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РЖД», ОАО «Объединенная зерновая компания», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «АК АЛРОСА», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Роснано», ОАО Аэрофлот», «Международный аэропорт Шереметьево» планируется обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в объеме 427,7 млрд. рублей в 2013 году, 330,8 млрд. рублей в 2014 году и 595,1 млрд. рублей в 2015 году.

Также во внутренних источниках финансирования дефицита федерального бюджета можно отметить государственные ценные бумаги. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерацию, предусматривается в 2013 – 2014 годах в объемах 1 809,3 млрд. рублей.

Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2013 год, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

Планируемая доходность в 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 - 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.

Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2013 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений.

Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации год на 2013 и 2014 годов утверждается разница между средствами, поступившими от размещения указанных бумаг, и средствами, направленными на их погашение, в объемах 1 208,8 млрд. рублей, 1 186,1 млрд. рублей и 1 093,5 млрд. рублей соответственно. В 2013 – 2014 годах планируемая доходность по краткосрочным инструментам составит до 4,5 – 5,5 %, по среднесрочным - до 6 – 7,5 %, по долгосрочным - 7,5 - 8,5 %.

Значительная часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам. Бюджетные ассигнования на погашение основного долга по государственным ценным бумагам предусмотрены в 2013 году в сумме 616,6 млрд. рублей (34,2 %), в 2014 году - 787,4 млрд. рублей (41,9 %).

Привлекательность ОФЗ(облигации федерального займа) для российских инвесторов не является устойчивой. За три последних года средняя доходность 10-летних российских государственных облигаций составила 8,53 % при отклонении от стандартного показателя 1,37 %, 10-летних казначейских облигаций США – 3,23 %, отклонение – 0,4 %. Высокая волатильность на внутреннем долговом рынке негативно влияет на инвестиционную привлекательность рынка ОФЗ. По сравнению с рынком корпоративных ценных бумаг объем вторичного рынка и ликвидность ОФЗ малы, среднедневной оборот вторичных торгов по корпоративным бумагам составляет 24,7 млрд. рублей, ОФЗ – 13,1 млрд. рублей.

Таким образом, существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.

В 2013 – 2014 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2013 году указанные поступления предусматриваются в сумме 380,0 млрд. рублей, в 2014 году – 475,0 млрд. рублей.

Поступлений от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней будут незначительно превышать установленные объемы выплат на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2013 году данных поступлений планируется 10,97 млрд. рублей, в 2014 году – 11,95 млрд. рублей, выплаты же на их приобретения предусмотрены в 2013 – 2014 годах - по 9,45, млрд. рублей ежегодно.

Объемы предоставления бюджетных кредитов приведенные в расчете внутренних источников и составят в 2013 году 52,0 млрд. рублей, в 2014 году - 20 млрд. рублей.

Кредиты предоставляются на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. В пределах общего объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов, предусмотренных настоящей частью, предоставляются бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в сумме до 8,0 млрд. рублей.

Возврат указанных кредитов предусматривается в 2013 году - 106,6 млрд. рублей (на 44,3 млрд. рублей, или на 29,3 %, меньше чем в 2012г.), в 2014 году – 92,9 млрд. рублей (на 13,7 млрд. рублей, или на 12,9 % меньше чем в 2013г). Риски непогашения в полном объеме указанных кредитов связывают с возможной недостаточностью средств на их погашение у субъектов Российской Федерации.

Сокращение показателей по возврату субъектами Российской Федерации, предприятиями и организациями основного долга по указанным кредитам связано с сокращением объемов обязательств заемщиков в связи с ускоренной реализацией большинства действующих проектов и отказом от новых займов. Увеличение возврата в федеральный бюджет средств, предполагает, что данные средства можно будет использовать на замещение государственных заимствований.

Программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2013 и 2014 гг. объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации по возможным гарантийным случаям (в случае если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу), составят в 2013 году – 63,0 млрд. рублей, в 2014 году - 230,7 млрд. рублей. Увеличение суммы гарантирования связано с расширением использования механизма государственных гарантий Российской Федерации для государственной поддержки российской экономики.

На осуществление в 2013 году компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан Российской Федерации планируется выделение 50,0 млрд. рублей ежегодно. Это на 23,7 % меньше, чем составили фактические выплаты в 2009 году и в 2,3 раза меньше, чем предусмотрено на 2010 год.

Предоставление гарантий предусматривается в том числе по кредитам, привлекаемым для осуществления инвестиционных проектов, на территории Чеченской Республики 15,0 млрд. и на территории Северо-Кавказского федерального округа,по кредитам Российской корпорации нанотехнологий, по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения государственного оборонного заказа и др.

Заключение

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» формировался в условиях продолжающегося экономического роста, сокращения численности безработных. Однако существенная зависимость российской экономики от мировой внешнеторговой и финансовой конъюнктуры, рост внешнего долга корпоративного сектора сохраняют риски для финансовой системы страны.

Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться за счет внутренних источников.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Ключевыми задачами бюджетной политики на 2013 – 2015 годы, сформулированными в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012, являются укрепление макроэкономической стабильности, обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение принятых государством социальных обязательств.

Цель бюджетно-налоговой политики государства состоит в снижении дефицита бюджета до уровня 2-3% ВВП с тем, чтобы его финансирование за счет источников (внутренних и внешних) не тормозило экономическое развитие страны.

В мировой практике нет какой-либо общей закономерности, определяю-щей параметры финансирования дефицита бюджета за счет внутреннего и внешнего финансирования (разброс по внешнему - от 120,6% до 7,61% и внутреннему финансированию - от 12,49% до 125,78% к дефициту бюд-жета).

В зависимости от выбранного источника финансирования дефицит бюджета порождает негативные явления: инфляцию, вызывает повышение процентной ставки (рефинансирования), ухудшает инвестиционный климат, нарушает платежный баланс и т.д.

Так, эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, и выплаты процентов по ценным бумагам, представляют собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают «финансовые пирамиды». В свою очередь последние отвлекают деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что, в конечном счете, опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты. Покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов означает увеличение нагрузки на платёжный баланс страны и ведет к ухудшению финансового положения государства в мировом сообществе, снижает его кредитный рейтинг. Внешняя задолженность государства лишь временно увеличивает ресурсы, находящиеся в распоряжении страны.

Литература

    Закон N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015» от 03.12.2012.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ (редакция от 31.12.2012)

    Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.

    Сорокина Т. В. Госбюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и займ".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

    Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

    Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

    Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

    Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

    Журнал "рынок ценных бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru

    Официальный сайт Федерального казначейства (казначейства Российской Федерации): www.roskazna.ru

    Оценка возможности роста за счет внутренних источников

    Показателем, характеризующим возможность роста предприятия за счет собственных источников финансирования, является внутренний темп роста, который вычисляется по следующей формуле:

    ВТР= (Нераспределенная прибыль/ СК) * 100%

    Рассчитав данный показатель для каждого из исследуемых периодов, получили:

    Таблица 42

    Коэффициент устойчивого роста за счет внутренних источников =

    (1 - НВД)*(Ч Пр/VПР)*(VПР /Акт)*(Акт/ЗК)*(ЗК/СК)

    Итоги расчета коэффициента устойчивого роста представлены в таблице 43

    Таблица 43. Коэффициент устойчивого роста за счет внутренних источников

    Таким образом, коэффициент устойчивого роста показывает, какие соотношения должна поддерживать организация и обеспечивать своей финансовой политикой, чтобы отвечать требованиям устойчивого роста, то есть сохранять постоянным темп прироста СК в последующие периоды. Как видно по таблице К уст роста у ОАО «ЮТК» резко снижается в 2011 году (что неудивительно, т.к. возможность для устойчивого роста в период кризиса, как правило, затруднительны), однако, компании не удалось снова выйти на тот же уровень показателя в 2012 году, но он показал больше темп роста (345%) в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Это говорит о том, что компании надо сосредоточить внимание на этом показателе для того, чтобы возможности для устойчивого роста продолжили развиваться.

    Разработка рекомендации по составу финансовых ресурсов для маркетингового проекта

    Давать рекомендации по структуре финансовых ресурсов для дальнейших проектов достаточно проблематично, так как баланс и другие формы финансовой отчетности мало что имеют общего с реальным положением дел в компании. Опубликованные в Интернете данные вызывают сомнение, т.к. внешне кажутся более «привлекательными», чем дела могут обстоять на самом деле, так как компания публикует их для инвесторов. При подсчете основных показателе создается впечатление, что «Южная Телекоммуникационная Компания» - успешная и прибыльная компания. Но, проводя глубинный анализ, видны некоторые расхождения в основных показателях из различных источников, не сходятся значения из баланса с аналогичными, получаемыми путем собственных вычислений, и т.д. К тому же, анализируя показатели вероятности банкротства, компания выглядит как стоящая на грани банкротства.

    Это говорит о том, что если компания соберется воплощать в жизни предлагаемую идею маркетингового проекта, то ей надо потратить еще некоторое время на попытку выхода на стабильный уровень деятельности.

    На конечный же момент рассматриваемого отчетного периода, компании требуются другие действия, нежели старт маркетингового проекта.

    Итак, первое, что необходимо компании, это привлечение крупных инвесторов таких, как АФК «Система», например, которая как раз и финансирует компании такого формата, скупая взамен контрольный пакет акций

    Возможно, что расширение предоставляемых услуг для АФК «Система» вряд ли будет ключевой задачей. Но возможно одной из стратегических задач будет развитие в направлении расширения тарифных сеток, чтобы абоненты чувствовали выгоду и учитывались их индивидуальные возможности. Это является так же разновидностью маркетинговой деятельности, осуществляемой в направлении персонализации подхода к клиентам. Если рассматривать дальнейшие перспективы, то возможно предоставление услуги Интернет связи по более низкой цене, если, к примеру, выбран более дорогой тариф на телефонные звонки. Так можно расти горизонтально, подчеркивая качество услуг связи. Все эти вопросы отдаются на рассмотрению в отдел маркетинга совместно с НИОКР, службой технической поддержки. Необходимо лишь дополнительное финансирование.

    По показателю чистой прибыли, дела компании идут довольно плохо, несмотря на то, что средств все-таки хватает на выплату дивидендов.

    Очень важным является определение структуры капитала компании. На основе проведенных расчетов видно, что основную часть пассива составляет заемный капитал. Далеко не во всех направлениях бизнеса интересно и выгодно работать с преобладающей частью собственных средств. Рассчитанный на основе экономических формул дифференциал в составе показатели ЭФР, показывающий степень зависимости организации от внешних источников финансирования, показал, что компании выгодней работать с заемным капиталом.

    Если эти два механизма будут отрегулированы, то можно будет говорить о некоторой финансовой стабильности внутри компании, а это, в свою очередь, поможет компании расти не только горизонтально, но и вертикально.

    Обеспечение ресурсами за счет внутренних источников

    Прежде всего нужно проанализировать наличие подходящих людей внутри организации, обращаясь к оценке потенциала и базе данных навыков. Последняя должна содержать постоянно обновляемый перечень работников, обладающих теми навыками, которые нужны данной организации. Затем принимаются решения о том, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы повысить, перевести на другую работу и, если это необходимо, предоставить дополнительное обучение и возможность приобретения опыта подходящим работникам. Кроме того, нужно стараться более эффективно использовать существующих сотрудников, что может подразумевать гибкие формы найма, как это обсуждается далее, или работу на дому.

    Из книги Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений автора Шмитт Бернд

    Изучение аудитории внутренних шоу Одна из самых сложных задач при подготовке внутреннего шоу заключается в том, чтобы определить состав внутренней аудитории. Например, крупной мировой компании нужно представить новое программное решение и добиться того, чтобы его

    Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

    Оценивание внутренних шоу На оценивании внутреннего бизнеса в стиле шоу компании часто пытаются сэкономить – даже больше средств, чем на оценивании шоу для потребителей, потому что бюджеты внутренних шоу, как правило, невелики. Для оценивания внутренних шоу многие

    Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

    Бюджет внутренних шоу Бюджет внутренних шоу, как правило, меньше, чем у шоу для потребителей. Однако не забывайте: вы можете произвести на аудиторию сильные впечатления, даже располагая весьма ограниченными средствами; главное – творчески подойти к делу и четко

    Из книги Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом автора Сахаровская Юлия

    Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

    Из книги Все налоги России 2012 автора

    56 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Управление человеческими ресурсами представляет сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные структуры и подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов.Цели подсистемы управления формированием

    Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

    Банк. Текущий счет. Карточный счет Плюсы Надежная защита от кражи. Высокая ликвидность: деньги фактически под рукой в любой момент. Это плюс для хранения денег на непредвиденные нужды. Особенно если речь о карточном счете и банке с разветвленной системой банкоматов.

    Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

    Из книги Пособия на детей в 2008-2009 гг. Порядок оформления, учета и выплаты автора Сергеева Татьяна Юрьевна

    Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    3. Обеспечьте подчиненных необходимыми ресурсами После определения целей проекта и показателей нужно убедиться, что у подчиненных есть доступ к ресурсам, необходимым для реализации проекта: денежным средствам, персоналу и оборудованию. Во многих компаниях,

    Из книги Залоговик. Все о банковских залогах от первого лица автора Вольхин Николай

    3.4. За счет каких источников происходит финансирование выплаты пособий по беременности и родам? В соответствии со статьей 3 Закона № 255-ФЗ выплата пособия по беременности и родам осуществляется полностью за счет средств ФСС РФ.В случаях, установленных законами Российской

    Из книги Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач автора Расиел Итан

    ЧАСТЬ VI ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Под обеспечением организации трудовыми ресурсами подразумевается наем и удержание работников, которые ей необходимы, а также продуктивное применение рабочей силы. Это также предполагает прием новых

    Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

    ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ Этот план связан с необходимостью рассмотреть подходы к получению нужного количества работников за счет внутренних возможностей организации, найма их со стороны и привлечения высококвалифицированных кандидатов (стать «работодателем по

    Из книги автора

    ЧАСТЬ XI ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЙМА И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В данной части подчеркивается важность стратегического подхода к разработке политики и программ в сфере УЧР для достижения определенных целей. Однако факт остается фактом – многое в управлении

    Из книги автора

    Организация внутренних коммуникаций Внутрикорпоративные интернет-порталы достаточно распространены. Обратитесь в IT-службу с просьбой создать внутрибанковскую интернет-страницу залоговой службы. Задача такой интернет-страницы – вести за вас диалог-разъяснение с

    Из книги автора

    О внутренних коммуникациях в McKinsey Успех коллективных усилий зависит от того, насколько свободно информация движется сверху вниз и снизу вверх. Система внутренних коммуникаций в McKinsey устроена так же, как в любой другой современной компании: это голосовая и электронная

    Из книги автора

    Взаимозависимость внутренних переменных Мы описали основные внутренние переменные отдельно только для того, чтобы облегчить понимание вами их характеристик. Но следует помнить, что в управленческой практике их ни в коем случае нельзя рассматривать независимо друг от

    Для успешной деятельности любого предприятия большое значение имеют кадры или, как принято говорить в современном обществе, персонал. От тех людей, которые выполняют возложенные на них функции и обязанности, зависит доход фирмы и ее конкурентная способность на рынке товаров или услуг. Поэтому подбор персонала - это важная составляющая деятельности кадровый службы или менеджера, в компетенцию которого входит поиск, найм и адаптация работников. Данная статья ответит на вопрос, какие существуют внутренние и внешние источники привлечения персонала. А также в статье пойдет речь о том, в чем заключаются преимущества и недостатки этих источников.

    Внешние источники

    К внешним источникам привлечение персонала относят:

    • рекрутинговые компании и агентства по поиску персонала;
    • частные и государственные службы и центры занятости;
    • профильные учебные заведения;
    • профессиональные клубы;
    • общественные организации.

    Методы внешнего привлечения

    Для того чтобы привлечение кандидатов в компанию прошло успешно, менеджеру по персоналу необходимо применять следующий ряд методов:

    • проведение семинаров, конференций или выставок в пределах компании;
    • проведение ярмарок вакансий;
    • оповещение об открытых вакансиях с помощью средств массовой информации (телевиденье, пресса, радио, интернет);
    • проведение так называемых дней карьеры в профильных учебных заведениях;
    • посещение менеджером профессиональных клубов или общественных организаций;
    • организация конкурсов профессионального мастерства.

    Для того чтобы можно было применить каждый из этих методов, изначально необходимо оценить ситуацию на рынке труда в том регионе, где находится предприятия, и проанализировать основные критерии требований к кандидату. К примеру, если организация нуждается в молодых и активных специалистах, то идеальным будет метод обращения и сотрудничество с высшими учебными заведениями. Но в случае если требуется кандидат с большим опытом работы, такой источник привлечения персонала для организации будет абсолютно неэффективным.

    Как уже было отмечено, каждый метод и источник имеет свои преимущества и недостатки, но стоит остановиться подробнее на этом вопросе. Это нужно для того, чтобы понять, в каких компаниях лучше всего будут работать внешние источники привлечения персонала, а для каких компаний, наоборот, станут лишь помехой в поиске специалистов.

    Преимущества внешних источников

    • Основным достоинством внешних источников привлечения персонала можно считать широкие границы возможности выбора специалистов.
    • С приходом новых профессиональных сотрудников зачастую у компании появляются новые импульсы в своем развитии.
    • Внешние источники привлечения персонала полностью способны удовлетворить потребность организации в людях.
    • Подбор кадров со стороны снижает риск возникновения интриг в коллективе.
    • Новые люди зачастую приносят в компанию новее идеи ее развития.
    • В случае если предприятие занимается производством специфичной продукции или использует определенные технологии в своей деятельности, внешний источник привлечения персонала по финансовым затратам обходится гораздо дешевле, чем обучение или перепрофилирование уже задействованных на предприятии людей.
    • Привлекая персонал из внешних источников, одновременно можно и рекламировать предприятие во внешней среде.

    Недостатки внешних источников

    Можно выделить такие недостатки внешних источников привлечения персонала:

    • Значительные растраты компании на привлечение специалистов.
    • Высокая вероятность того, что сотрудник может не пройти испытательный срок, что поспособствует текучести рабочей силы.
    • Новые работники плохо ориентируется на рабочем месте, соответственно, могут возникать трудности при адаптации, привыкании к стилю управления и корпоративной культуре предприятия.
    • Привлечение со стороны работников среднего и высшего звена блокирует возможность служебного продвижения по карьерной лестнице остальных сотрудников, что может негативно отразиться на мотивации персонала.
    • Снижение производительности труда за счет периода адаптации.

    Внутренние источники поиска персонала

    К внутренним источникам привлечения специалистов для предприятия можно отнести:

    • кадровый резерв;
    • кандидатов, которые проявляют инициативу в своей работе;
    • достойных сотрудников предприятия;
    • личные контакты работников (друзья, родственники, знакомые, которые соответствуют требованиям должности);
    • бывших сотрудников организации.

    Методы внутреннего привлечения

    Для того чтобы применение методов по поиску кадров внутри организации было успешным, менеджеру необходимо приложить достаточно большое количество усилий. Потребуются:

    • организация «дней открытых дверей»;
    • оформление и создание корпоративной прессы или досок объявлений;
    • стажировка и практика;
    • организация «дней карьеры»;
    • создание рабочей программы «Быстрая карьера»;
    • информирование о вакантных местах на общих собраниях или совещаниях;
    • организация внутренних корпоративных профессиональных конкурсов.

    Стоит отметить, что внутренний источник поиска и подбора персонала является трудовым ресурсом предприятия. В данном случае нужно учитывать, что каждый из перечисленных методов необходимо применять из расчета текущих целей организации. Таким образом, к примеру, осуществить поиск кандидатов на вакантные места внутри организации можно:

    • при желании руководства минимизировать численность штата;
    • при организации горизонтального перераспределения персонала;
    • при организации вертикального перераспределения персонала.

    Рекрутинг внутри организации - это составная часть работы отдела кадров и кадровой политики фирмы, которая ориентирована на определенное развитие своих сотрудников и получение от них профессиональной отдачи, а вследствие и прибыли от их деятельности. Но такой вариант привлечения кадров также имеет ряд своих преимуществ.

    Преимущества внутреннего привлечения

    К ним относят:

    1. Увеличение шанса построения карьеры и, соответственно, появления чувства привязанности персонала к организации.
    2. Низкий уровень расходов на привлечение персонала.
    3. Снижение затрат времени на адаптацию.
    4. Возможность «воспитать» собственные кадры.
    5. Появление целенаправленности повышения квалификации сотрудников.
    6. Возможность избежать текучести персонала в организации.
    7. Появляется возможность оценить способности персонала.

    Недостатки внутренних источников привлечения персонала

    Основными из них являются:

    1. Ограниченность в выборе персонала.
    2. Вероятность создания в коллективе стрессовых и конфликтных ситуаций.
    3. Появление панибратства.
    4. Вероятность потерять сотрудника с большим опытом из-за возможного отказа ему в вакантной должности.
    5. Дополнительные затраты на перепрофилирование или обучение работников.
    6. При повышении сотрудников появляются новые вакантные места на их старые должности, таким образом, необходимость в кадрах не уменьшается, а меняется лишь ее уровень.

    Поиск и подбор сотрудников на руководящие должности

    Первое, на что необходимо обратить внимание при поиске кандидата на руководящую должность, это его роль в организации, а именно будет она оперативной или стратегической. Существуют следующие источники поиска кандидатов высоко ранга:

    • собственный кадровый резерв;
    • рынок труда;
    • другие компании.

    Лучшим источником можно считать собственный резерв кадров организации, а обуславливается это тем, что многие эксперты отмечают явную тенденцию в нехватке грамотных и профессиональных управляющих кадров. Создание резерва заключается в анализе потенциала работников, отборе лучших сотрудников и их обучении управленческим функциям. Единственный недостаток резерва заключается в продолжительности этого процесса.

    Обращаясь к внешним источникам поиска руководителей, необходимо менеджеру определить технологию процесса поиска и отбора кандидатов. Если стандартный рекрутинг не способен удовлетворить потребность организации в руководителе, то применяются следующие целенаправленные технологии поиска - Executive Search и Headhunting.

    Executive Search - подбор руководителей, которые способны эффективно выполнять свои обязанности, управлять людьми и способны принимать самостоятельные решения, а также благоприятно влиять на развитие организации. Такой целенаправленный поиск организовывают определенные рекрутинговые компании, которые изучают фирму заказчика, формируют оптимальный профиль кандидата, анализируют рынок труда, формируют список претендентов, организовывают личные встречи кандидата и заказчика и сопровождают кандидата и заказчика на начальной стадии трудового процесса.

    Headhunting - это поиск руководителей высшего ранга и очень редких специалистов. Суть такого поиска руководителей заключается в переманивании высокопрофессиональных кадров из других организаций. Стоит отметить, что с методом Headhunting сможет справиться только опытный менеджер или работник рекрутинговой компании, так как для такого поиска необходим опыт в экономической, психологической и управленческой сферах. А также нужно уметь заинтересовать конкретного человека, чтобы он решился сменить место работы в пользу компании заказчика.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...