Размер отчислений на обязательное медицинское страхование. Фонд обязательного медицинского страхования


Все субъекты экономической деятельности, кроме налогов, обязаны уплачивать взносы в ФСС (Фонд социального страхования), пенсионный фонд (далее ПФР) и на обязательное медицинское страхование (далее ФФОМС) за себя и за наемных работников, если они есть. Сегодня мы расскажем о тарифах на 2018 год и узнаем, есть ли изменения в новом отчетном периоде.

Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые сборы, состоящие из двух частей:

  • В 2018 году фиксированные взносы в ПФР составляют 26545 рублей, а в ФОМС - 5840 рублей.
  • Дополнительные взносы в ПФР и ФФОМС начисляются в случае, если годовой доход предпринимателя превышает 300 тысяч рублей и составляет, как и в прошлом году, 1% от суммы годового дохода, уменьшенного на лимит.

Например, если доход за год составил 500 тысяч рублей, тогда дополнительный сбор = (500000 – 300000)/100, то есть к фиксированной сумме нужно будет добавить еще 2 тысячи рублей.

При расчете дополнительной части сбора принимают во внимание все доходы ИП, в независимости от применяемого режима налогообложения.

Общая сумма взносов в пенсионный фонд и на медицинское страхование не может быть больше 212360 руб.

Перечисление денежных средств можно осуществлять с расчетного счета, платежной карты или наличными. Оплата принимается как в отделениях банка, так и через онлайн сервисы.

При составлении платежного поручения, необходимо правильно указать код бюджетной классификации (далее КБК):

  • 182 102 021 400 611 101 60 - фиксированные и дополнительные сборы в ПФР;
  • 182 102 021 030 810 131 60 - взносы в ФОМС.

Если коды будут вписаны неправильно, деньги зачислят на свет иных платежей, это приведет к задолженности по сборам и начислению пени. Коды вписывают в соответствующее поле, если такой графы нет – в поле «Получатель».

Взносы в ПФР и ФОМС за работников

Если ИП выступает в роли работодателя, ему в обязанность вменяется уплата страховых сборов за наемных работников. Страховые сборы фиксированной части не имеют и рассчитываются по общим тарифам, исходя из зарплаты, премий, отпускных и прочих денежных компенсаций:

  • взносы в ПФР для ИП за работников составляют 22 % от общей суммы выплаченных денежных средств за месяц;
  • в Фонд медстрахования отчисляется 5,1 %;
  • на соцстрахование 2,9 %, а также взносы на травматизм от 0,2 до 8,5 % (коэффициент зависит от основного вида деятельности).

Сборы на травматизм перечисляют в отделение ФСС, в котором ИП зарегистрирован как работодатель, при этом указывают КБК - 393 102 020 500 710 001 60. Все остальные платежи отправляются на счет налоговой, к которой относится предприниматель, с указанием следующих кодов:

  • пенсионное страхование - 182 102 020 100 610 101 60;
  • соцстрахование на случай нетрудоспособности, связанной с родами и – 182 102 020 900 710 101 60;
  • медстрахование - 182 102 021 010 810 131 60.

Внимательно производите расчет причитающихся сумм в фонды, чтобы избежать штрафных санкций. Если при выясниться, что вы ошибочно снизили сумму взноса, придется уплатить штраф величиной в 20 % от недоплаченной суммы. А если выяснится, что занижение было сделано умышленно, то 40 %.

Платят ли ИП взносы в ФСС?

Согласно Налоговому Кодексу, индивидуальный предприниматель платит взносы на соцстрахование:

  • Если выступает в качестве работодателя и трудовая деятельность осуществляется на основании . В этом случае, бизнесмен уплачивает сборы на всех сотрудников и подает отчетность по форме 4-ФСС, согласно общим правилам.
  • На себя взносы ИП может не уплачивать, но в таком случае не стоит надеяться на пособие по нетрудоспособности или в связи с родами и материнством.
  • По желанию уплачиваются соцвзносы и при использовании наемного персонала на основании гражданско-правового соглашения.

Особенности уплаты сбора

Существует ряд ситуаций, когда ИП платят взносы в сумме меньшей от установленной законом, или вовсе освобождаются от выплат:

  • При регистрации как ИП не в начале отчетного периода (например, в марте или августе), тогда сумма фиксированной части сбора будет меньше. Она рассчитывается от количества календарных дней с момента регистрации по 31 декабря.
  • Предприниматели имеют право не платить сборы в ФСС за себя, если они временно не трудоспособны или находятся в отпуске в связи с материнством.
  • От выплат на себя в пенсионный фонд и медстрахования освобождаются субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся:
    • на военной службе по призыву;
    • в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, ребенком на инвалидности или лицом, возраст которого составляет более 80 лет;
    • в отдаленной местности, в связи с несением военной службы одним из супругов;
    • за границей, в связи с выполнением дипломатических обязанностей одного из супругов.

Для освобождения от уплаты сборов по одному из таких обстоятельств, необходимо подать заявления с подтверждающими документами, в региональные отделения соответствующих фондов.

Взносы соцстрахования на работников не начисляются, если годовой доход сотрудника превышает 755000 рублей. Но если доход превысит 876000 рублей, тогда в пенсионный фонд нужно будет перечислить 10% от суммы превышения. Например, доход составил 1 млн. рублей, тогда сбор = (1000000 – 876000) х10 % = 12400 рублей.

Срок уплаты взносов в ПФР и ФСС


Срок оплаты взносов в ФСС
, ПФР и ФОМС устанавливается законодательно, как и для налоговых платежей. Правила и даты уплаты сборов регламентируются 34 статьей НК РФ.

Фиксированная часть взносов должна быть перечислена до 31 декабря текущего отчетного года, дополнительную часть уплачивают не позднее 01 июля 2019 года. Рекомендуем фиксированную часть сбора платить поквартально, перед датой перечисления налогов. Это позволит использовать и законно уменьшить сумму налога.

Сборы в ФСС за наемных рабочих и себя подлежат к оплате не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Внимание! Несоблюдение сроков оплаты страховых сборов согласно статье 75 НК РФ грозит не только штрафом, но и налоговой, административной и даже уголовной ответственностью.

Кто может применять пониженный тариф

Для использования ИП пониженных тарифов для уплаты сборов необходимо выполнить несколько условий:

  • годовой доход должен составлять не больше 79 миллионов рублей;
  • осуществлять вид деятельности, указанный в списке, приведенном в п. 1 пп. 5 ст. 427 НК;
  • доля прибыли от этого вида деятельности должна составить 70 % или более от общей суммы дохода.

При таких условиях предприниматель имеет право использовать такие коэффициенты: в пенсионный фонд следует отчислить 20 %, в ФСС делаются отчисления только на травматизм, а в фонд медстрахования сборы не уплачиваются вовсе.

Заключение

С 01 января 2018 года вступил в силу Федеральный Закон № 335-ФЗ от 27.11.2017 г., который принес изменения в систему уплаты страховых взносов. Сумма фиксированных сборов для ИП стала ниже и теперь не зависит от МРОТ.

Максимальная сумма взносов на пенсионное страхование от суммы, превышающей доход в 300 тыс. рублей, наоборот повысилась.

Были внесены некоторые изменения в список видов деятельности, разрешающих применение пониженных тарифов и перенесен срок уплаты дополнительных взносов. В остальном все осталось по-прежнему.

Помните, что фиксированные взносы необходимо платить и при нулевой декларации, иначе налоговая инспекция вправе наложить штраф и .

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:
  • оплата определенных медицинских процедур (экспериментальное лечение, стоматологические услуги и протезирование, услуги окулиста, процедуры, проводимые при лечении рака и т. д.);
  • оплата косвенных расходов (потеря заработка из-за нетрудоспособности, транспортные услуги, отпуск по уходу за детьми и т. д.).

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
  • финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

Уплата взносов в ПФР и на мед. страхование обязательна для всех работодателей и предпринимателей. Чтобы перечислять взносы на медицинское страхование, нужно знать КБК и процентную ставку. В статье рассмотрим, каковы же в ФФОМС ставка и процент отчислений.

Как рассчитать ставку взноса

Большинство работодателей рассчитывают ставку ФФОМС по действующему тарифу 5,1%. Для этих страховых взносов не установлено максимальной величины. Независимо от того, какую сумму заработал за год работник, с каждой выплаты необходимо делать отчисление на мед. страхование. Взносы зависят от минимальной оплаты труда, поэтому расчет не составит труда.

На примере взносов ИП за «себя» рассмотрим, какая сумма по обязательному страхованию в 2017 году:

  • Пенсионный — 7 500 * 26% * 12 = 400 рублей.
  • Мед. страхование взносов коммерсанта — 7 500 * 5,1% * 12 = 4 590 рублей.

Итак, страховые взносы для коммерсантов, которые платят за себя, составляют в 2017 году 27 990 руб. Данная сумма обычно делится на четыре квартала. По окончании квартала коммерсанты обязаны уплачивать единый взнос в сумме 6 997,5 рублей. Ежемесячная ставка составляет 2 332,5 рублей.

Зная годовую сумму, эти взносы можно уплачивать как единым платежом, так и ежеквартально. Ежеквартальные платежи делают практически все коммерсанты. Они фиксированные для предпринимателей, не имеющих сотрудников. Для всех работодателей страховой взнос и его ставка зависят от выбранной системы налогообложения, от суммы, которая начислялась работнику в течение года.

Страхователи, которые имеют работников , делают отчисления по следующим тарифам:

  • ПФР - 22%. Эта сумма колеблется и зависит от опасности работ на предприятии. Могут быть установлены дополнительные взносы, о чем в отдельном извещении фонд сообщает руководителю.
  • ФСС - 2,9%. Начисляются взносы на опасность и травматизм. Размер этого взноса определяется для каждого предприятия отдельно.
  • ФФОМС - 5,1%.

Если же компания находится на упрощенке и в тоже время занимается «льготным» видом деятельности, то размер страхового взноса будет иным.

Чтобы воспользоваться льготным взносом, нужно проверить, относится ли код экономической деятельности к «льготникам», перечень которых был установлен на основании ФЗ № 212. Для таких компаний и предпринимателей взносы в ПФР составляют 20%, а страховые взносы в мед. страх 5,1%.

Если пенсионный взнос может достигать предела и уменьшаться, то медицинская ставка не имеет предельного значения, поэтому отчисления 5,1% действуют весь год.

Ставка взноса в ФФОМС в 2017 году

Изменения, которые коснутся всех налогоплательщиков в 2017 это, прежде всего, передача полномочий от одних контролирующих органов другим. Заниматься теперь проверками правильности начисления и уплаты будут налоговые органы. Федеральный закон теперь действовать не будет, на смену ему придет НК.

Проверка деятельности предпринимателей и организаций будет осуществляться на основании нового законодательства. Это единственное и главное изменение в 2017 году. Каков процент отчисленияв ФФОМСнас ожидает, можно увидеть в таблице:

Как мы видим, страховые тарифы не изменятся и останутся на прежнем уровне. Понижение взносов контролирующие органы не отменили, просто теперь воспользоваться смогут не все работодатели. Изменения по размеру страхового взноса ощутят на себе коммерсанты, платившие за себя.

Повышение МРОТ на 7 500 рублей приведет к увеличению суммы налогов на обязательное страхование.

Кто не платит взносов

Кто может не платить взносы? Сюда относятся:

  • Аптеки, коммерсанты, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности.
  • Организации, занимающиеся сферой социального обслуживания граждан.
  • Благотворительные организации.
  • Компании, занимающиеся исследовательскими разработками.

Для этих организаций предусмотрена тарифная ставка 0%.

Ставкой 4% по начислению страховых обязательных взносов в ФФОМС могут воспользоваться следующие страхователи:

  • Компании, которые занимаются информационными технологиями.
  • Коммерсанты и организации, которые занимаются изобретениями и научными разработками.
  • Туристические организации.

Таким образом, процентная ставка для уплаты взноса напрямую завит от вида деятельности предпринимателя и организации. Насколько активна структура в государственном и благотворительном финансировании, настолько понижается и ставка взносов.

Платить страховые взносы в 2017 году надо по новым правилам. В ПФР, ФСС РФ и ФОМС перечислять взносы не надо. Они переданы налоговикам. КБК тоже изменились. За ФСС остались только взносы на травматизм.

С 1 января 2017 года страховые взносы вернулись в Налоговый кодекс. Появилась новая глава 34 НК РФ. Администрировать уплату взносов станут налоговики, но это не значит, что компаниям не придется больше взаимодействовать с фондами. Рассмотрим, какие ведомства с 1 января 2017 года контролируют процессы, связанные со страховыми взносами, какую отчетность, куда и как сдавать.

Какие полномочия налоговиков

Администрирование означает, что в компетенцию налоговых органов попадут только четко определенные функции, часть из них по-прежнему оставлена за фондами. Круг полномочий налоговиков довольно широк. Теперь они вправе:

  • контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов;
  • принимать расчеты по страховым взносам, начиная с расчета за 1 квартал 2017 года. Помните, что представить расчет нужно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день сдачи придется на выходной или нерабочий день, срок переносится на ближайший рабочий день. Проще говоря, расчет за 1 квартал нужно представить не позднее 2 мая 2017 года;
  • проводить зачет/возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов. Это касается и периодов, истекших до 1 января 2017 года. Решения по ним вынесены ПФР или ФСС и преданы в ФНС для исполнения.

Предоставлять рассрочки или отсрочки по страховым взносам, взыскивать недоимки, пени и штрафов, в том числе возникшие до 1 января 2017 года, тоже будут налоговые органы.

Что делать с остатками

Информацию по остаткам, которые образовались у страхователей на 1 января 2017 года, налоговые органы получат от ПФР и ФСС. Сведения налоговикам фонды направят через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Чтобы не возникло недоразумений, всем плательщикам страховых взносов не помешает провести сверку расчетов с фондами. Тогда получение требования о погашении недоимки не окажется сюрпризом. Заодно можно будет понять, на возврат какой суммы подавать заявление в фонд, если имеется переплата.

Как платить взносы с нового 2017 года

Платить взносы и представлять расчеты нужно будет по месту нахождения и организации, и обособленного подразделения, которое самостоятельно начисляет выплаты и вознаграждения физическим лицам. Это значит, что расчеты не будут принимать по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (в МРИ). Не нужно сдавать расчеты и по месту нахождения каждой обособки (по аналогии с 6-НДФЛ). Расчеты представляют только подразделения, которые самостоятельно начисляют заработную плату. Причем не требуется наличия отдельного баланса. Условие о нем имеется в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, но с 1 января 2017 года этот закон прекращает действие.

У организаций появляется новая обязанность - сообщать в налоговые органы о наделении обособок полномочиями начислять выплаты и вознаграждения физическим лицам. На основании такой информации подразделения поставят в налоговой инспекции на учет в качестве плательщика страховых взносов.

Как отчитываться

Форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и электронный формат утверждены приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551. Расчет содержит в себе не только информацию в целом по плательщику страховых взносов, но и персонифицированные сведения по каждому физическому лицу, состоящему в трудовых отношениях с плательщиком.

Важный вывод можно сделать, изучив норму пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Страхователям разумно еще до начала отчетной компании за 1 квартал 2017 года выверить по всем работникам соответствие ФИО-СНИЛС-ИНН (если есть у работодателя). Дело в том, что при расхождениях хотя бы по одному физическому лицу налоговики не примут весь расчет. Страхователю направят уведомление об отказе. На исправление в этом случае отводится 5 дней с момента отправки уведомления.

Кстати, подготовить и сдать отчетность Вы легко можете с помощью онлайн-сервиса «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Получить бесплатный доступ к сервису можно по ссылке .

Чем займутся ПФР и ФСС

Некоторые функции по администрированию взносов остаются по-прежнему за ПФР РФ и ФСС. Так, фонды продолжат принимать расчеты по взносам, в том числе уточненных, за периоды до 1 января 2017 года.

  • проводить камеральные и выездные проверки, в том числе повторные, выносить решения по их результатам;
  • выносить решения о возврате излишне уплаченных или взысканных страховых взносов (затем их передадут налоговикам). Заявления о возврате переплаты, образовавшейся на 1 января 2017 года, нужно подавать в ПФР и ФСС по месту учета;
  • списывать невозможные к взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.

Полномочия ПФР

    • ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
    • прием сведений о застрахованных лицах и контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Кто ведет персонифицированный учет

Пенсионный фонд ведет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. Сдавать сведения по форме СЗВ-М по-прежнему нужно в территориальные отделения фонда. Срок сдачи СЗВ-М изменился. Отчитаться нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. С учетом переноса срока сдачи отчетности, последний день для СЗВ-М за декабрь 2016 года - 16 января 2017 года.

Сдавать сведения о стаже застрахованных лиц в отделения ПФР нужно ежегодно, не позднее 1 марта следующего года. Сведения о стаже по новой форме, разработанной ПФР, нужно представлять не только по окончании года, но и если работник обратится с заявлением о назначении пенсии. На это отведено три дня с даты подачи заявления.

ПФР продолжает сбор реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателем. При этом форма ДСВ-3 представляется не позднее 20 дней со дня окончания квартала.

Сведения о выплатах и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (для отражения на счетах застрахованных лиц) ПФР получит от налоговых органов. На это отпущено 5 дней, когда расчеты представлены в электронном виде, или 10 дней - для сведений, поданных на бланках. Если обнаружатся ошибки или несоответствия, то фонд вернет сведения налоговым органам. Те, в свою очередь, пришлют плательщикам уведомления о предоставлении корректировок.

Когда обращаться в соцстрах

Фонд социального страхования, как и раньше, будет контролировать исчисление и уплату взносов на травматизм. Значит, по-прежнему будет принимать расчеты по этому виду взносов. Новую форму 4-ФСС нужно представлять в фонд не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на бумаге и до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде.

Правильность заявленных расходов на выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонд теперь проверит по данным расчетов, переданным налоговиками. И туда же, в налоговые органы, сообщит об итогах проверки.

В регионах, которые не участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам пособий из ФСС, отделения Фонда по заявлениям от страхователей возмещают превышение расходов на выплату страхового обеспечения над начисленными взносами. Если требуется возместить средства за периоды после 1 января 2017 года, нужно учитывать изменения в перечне подаваемых документов. Вместо формы 4-ФСС вместе с заявлением нужно будет подать справку-расчет. Бланки нужных документов приведены в письме ФСС России от 7 декабря 2016 г. № 02-09-11/04-03-27029.

Как заполнять платежные документы

Пока новая система взаимодействия контролирующих органов окончательно не устоялась, есть риски неверного зачисления платежей или их отражения в базе данных налоговых органов. Поэтому организациям рекомендуется уделить особое внимание заполнению реквизитов платежных поручения.

«ИНН и КПП получателя». Указывайте ИНН и КПП налогового органа, который администрирует ваши платежи.

«Получатель» - сокращенное наименование органа Федерального казначейства, а в скобках - сокращенное наименование налогового органа, который администрирует платеж.

«Код бюджетной классификации». Первые три знака обозначают код главного администратора доходов бюджетов, то есть должны принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба.

Коды КБК, которые с 1 января 2017 года нужно использовать для уплаты страховых взносов утверждены приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н (находится на регистрации в Минюсте). При заполнении кодов будьте особенно внимательны с подвидами доходов: они отличаются в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы. И обязательно указывайте, за какой именно период производится уплата.

Внимание!

С 1 января 2017 года платите взносы только по новым КБК, даже если это платежи за декабрь. Новые коды мы привели в таблице ниже. В декабре платите взносы по старым КБК.

Таблица. Новые КБК по взносам на 2017 год

Вид платежа

КБК

взносы за декабрь "2016

взносы за январь, февраль и т.д.

Взносы с выплат работникам

Пенсионные взносы

Взносы

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Пени

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 2110 160

Штрафы

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 3010 160

Взносы по временной нетрудоспособности и материнству

Взносы

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Пени

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 2110 160

Штрафы

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 3010 160

Взносы на травматизм

Взносы

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 1000 160

Пени

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 2100 160

Штрафы

393 1 02 02050 07 3000 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

Взносы

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

Пени

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

Штрафы

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Елена Кулакова

Расскажем, что законодатели приготовили для год. Что со ставками и тарифами в свете того, что основные рычаги управления этой сферой перешли в руки налоговиков.

Чего ждать

Основной массив полномочий по страховым взносам в ФФОМС в 2017 году (с 01.01) переходит к налоговой службе России. Это:

  1. контроль за отчислением по актуальным ставкам страховых взносов в ФФОМС на 2017 год;
  2. взыскание долгов по ним;
  3. получение и анализ отчетов.

Данные поправки уже присутствуют в нормативной базе. Так, с 1 января 2017 года Закон о страховых взносах № 212-ФЗ канет в лету, а на его место заступит новая глава 34 Налогового кодекса.

В целом, можно говорить о том, что в части порядка начисления и внесения в казну году серьезных подвижек не предвидится.

Таблица ставок страховых взносов в ФФОМС в 2017 году

Ниже на рисунке показана основная ставка по страховым взносам в ФФОМС на 2017 год.


Как видно, тариф страховых взносов в ФФОМС в 2017 году оставлен на уровне 2016 года. Кроме того, напомним, что ставки страховых взносов в ФФОМС на 2017 год, как всегда, не будут варьироваться. Для них правило превышения порога лимита базы не действует.

Пониженные тарифы страховых взносов в ФФОМС в 2017 году

Нельзя не отметить, что продолжают действовать минимальные страховые взносы в ФФОМС в 2017 году. Правда, рассчитывать на них смогут только определенные категории страхователей. Для удобства понимания данные по всем категориям мы собрали в таблицу.

Тип страхователя Коды видов деятельности по ОКВЭД Тариф для расчета страховых взносов в ФФОМС: ставка 2017 года, %
«Упрощенцы» с:
1) льготным видом деятельности;
2) доход от него – от 70% общего объема;
3) прибыль за год – не более 79 млн руб. (иначе потеря права на сниженный тариф с начала года).
13 – 16 и др. 0
«Вмененщики»: аптеки и коммерсанты с фармлицензией. Право на пониженные тарифы страховых взносов – только по фармперсоналу. 46.18.1;
46.46.1;
47.73.
0
ИП на патенте в отношении наемного персонала (для некоторых видов деятельности есть исключения) 31.0;
74.20;
75.0;
96.01;
96.02 и др.
0
НКО на УСН (кроме госструктур) сферы:

Социального обслуживания граждан;
науки;
просвещения;
охраны здоровья;
культуры;
искусства;
массового спорта.

37;
86 – 88;
93 и др.
0
Благотворительные организации – «упрощенцы» 64.9;
88.10.
0
IT-фирмы 62;
63.
4
АО, ООО и партнерства на УСН, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые у бюджетных и автономных (в т. ч. научных) учреждений 72 4
Подписано соглашение с органами управления особыми экономическими зонами на:
внедрение новых технологий;
развитие туристического кластера.
65.20;
79.1;
94.99;
62.0;
63.1;
63.11.1 и др.
4
Выплаты и вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре (есть ряд исключений) 50 0
Есть статус участника проекта «Сколково» 72.1 0
Есть статус участника свободной экономической зоны в Крыму Любой, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3. 0,1
Есть статус резидента территории опережающего развития Для каждой территории вид деятельности устанавливают индивидуально 0,1
Есть статус резидента свободного порта «Владивосток» Любые, кроме запрещенных (см. решение Наблюдательного совета этого свободного порта). 0,1
Обратите внимание: все долги по взносам, в том числе страховым взносам в ФФОМС, c 2017 года будут взыскивать налоговики. По тем правилам, которые прописаны в НК РФ и действуют в отношении налоговых платежей, сборов.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...