Раздел VII. Несостоятельность рынка и государственное регулирование


Несостоятельность рынка и роль государства
Первое проявление несостоятельности рынка заключается в следующем: результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели и продавцы. Однако иногда эти решения влияют на благосостояние людей, не имеющих отношения к данному рынку. Возникают так называемые внешние эффекты (экстерналии), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом.
Второе проявление несостоятельности заключается в неспособности рынка обеспечить производство общественных благ.
Третье проявление несостоятельности: для большинства рынков характерны серьезные нарушения конкуренции - власть над рынком, или монополизм.
И, наконец, несостоятелен рынок и в достижении справедливого распределения дохода.
Для преодоления рыночной несостоятельности на помощь экономике приходит государство, которое стремится решить две взаимосвязанные задачи:
обеспечить нормальное функционирование рыночной систе-мы;
решить острые социально - экономические проблемы. Существуют две ситуации резкого нарушения функционирования рыночной системы:
конкурентная рыночная система производит «не те» количества определенных товаров и услуг, которые необходимы обществу (т.е. выделяет «не то» количество ресурсов);
конкурентная рыночная система вообще не в состоянии вы-делить ресурсы для производства некоторых товаров и услуг.
135

В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдается два подхода.

Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют, поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции.

Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию.

Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков.

Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами:

  1. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других - с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет,предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой - много труда при низкой заработной плате. В результате инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров.
  2. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать не оптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других - слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие - приобретать товар, не приносящий им пользу, либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров.
  3. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением.
  4. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и имеют большую значимость для общества.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА Неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве.
Проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. блага является неконкурентным, если его одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. При наличии внешних эффектов может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через всех заинтересованных сторон.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА" в других словарях:

    - (market failure) Краткое выражение для обозначения того, что рынок не является панацеей от всех экономических проблем. Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей.… … Экономический словарь

    - (банкротство) в гражданском праве неспособность должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) и погасить перед ними свои обязательства. Различают практическую Н., заключающуюся во временном отсутствии средств, и абсолютную, которая… … Энциклопедия юриста

    - (провал рынка, несостоятельность рынка) это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная… …

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - в соответствии со ст. 230 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее Закон) в производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в … Юридический словарь современного гражданского права

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    - (нем. Kapitalismus, от лат. capitalis главный) общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно экономич. формация, основанная на… … Советская историческая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Индивидуализм и экономический порядок , Фридрих Хайек. Книгу `Индивидуализм и экономический порядок` составили экономические и политико-философские работы одного из крупнейших мыслителей XX века, выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской…

В предыдущих темах рассматривались ситуации несостоятельности рынка, неспособности рыночного механизма обеспечить эффективность, то есть максимальный совокупный благосостояние за счет неспособности обеспечить эффективное размещение ресурсов, эффективные цены и / или эффективные объемы производства.

Решение большинства из тех проблем требовали государственного вмешательства. Но практика активного участия государственной власти в экономике, опыт реализации многочисленных государственных программ (начиная с 30-х pp. XX в.) Доказали, что государственная власть не всегда способна исправить рыночные неудачи, она тоже может быть несостоятельной.

Несостоятельность государственной власти означает ее неспособность обеспечить:

а) эффективность - то есть оптимальное по Парето размещения ресурсов, эффективные цены и объемы производства благ (то есть неспособность решить проблемы несостоятельности рынка);

б) справедливость - то есть соответствие правительственной политики распределения доходов тем представлениям о справедливости, которые доминируют в обществе.

Традиционно выделяется четыре основные причины систематической несостоятельности государственной власти достичь декларируемые цели государственного вмешательства:

1) Недостаточная осведомленность (асимметричная информация) - правительство никогда не должен вовремя всей информации, необходимой для принятия наилучших политических решений; всю желаемую информацию за ограниченное время невозможно получить даже технически, к тому же существуют группы интересов, которые не заинтересованы в поставке полной и достоверной информации.

2) Ограниченный контроль над реакцией частного сектора, неспособность государственных структур полностью предсказать отдаленные последствия принятых решений (хотя анализ решений по методу расходов-выгод может уменьшить количество ошибочных решений). Например, наблюдалась неспособность предусмотреть рациональную реакцию предпринимателей, целых секторов промышленности на установление властью сверхвысоких налогов, целью которых считалось сокращение бюджетного дефицита.

3) Ограниченность возможностей общества по контролю нал властными структурами; всегда существует угроза в чрезмерном росте государственного аппарата, всего общественного сектора, следовательно, рост расходов на его содержание и потерь в эффективности. Распространенная ситуация, когда парламент принимает какое-то общее решение, а детальное его обработки, разработку механизма введения поручает определенным государственным учреждениям; следовательно, общество становится заложником чиновников, которые часто не очень спешат разработать необходимые нормативные акты.

4) Несовершенство политических процессов, в частности, при принятии политических решений, ведь непосредственно принятием занимается достаточно ограниченный круг лиц. Ренгоориентована поведение политиков и предпринимателей, лоббирование политических решений со стороны групп особых интересов, практика взаимной поддержки политиками друг друга - все это в большинстве случаев приводит к непоследовательных решений, не соответствующих интересам общества. Следует отметить, что непоследовательность принятых решений, которая наблюдается довольно часто, без низ рассматривать как проявление злой воли политиков, это естественные последствия демократического принятия решений, последствия функционирования политических институтов демократического общества.

Дилемма выбора между несостоятельностью рынка и неспособностью власти Итак, когда политики и экономисты пытаются с помощью государственного вмешательства в работу саморегулирующегося рынка устранить недостатки рыночного механизма, они встречаются с проблемой недостатков государственной власти. Поэтому существует большое расхождение мнений и взглядов относительно объемов государственного вмешательства в экономике. Эти взгляды на эффективность (и соответственно невозможность) рынка и государственной власти упрощенно можно систематизировать с помощью табл. 12.1.

Таблица 12.1

Различные взгляды на эффективность рынка и государственной власти

Взгляд А на эффективность рынка исходит из нормативного анализа общего равновесия и экономической теории благосостояния. Он предусматривает минимальное государственное вмешательство (ведь в нем нет необходимости), и это вмешательство не приводит к потерям эффективности, то есть тоже достаточно эффективно. Кстати, в позиции А можно добавить сторонников полностью централизованного оптимального планирования, которые пытались теоретически обосновать возможность практического построения системы оптимальных цен, соответствующие состоянию общего равновесия, и внедрение оптимального планирования в практику работы государственных учреждений. Но опыт стран всех социально-политических систем не подтвердил возможность управления согласно концепции А.

Взгляд Б, согласно которому предпочтение всегда, когда это возможно, следует предоставлять рыночным механизмам решения общественных проблем, близкий к монетаристских концепций, был достаточно распространен в 30-х pp., До Великой депрессии, и снова привлекает к себе внимание в последние десятилетия из-за обнаружены несостоятельности государственной власти, низкую эффективность мер государственного вмешательства.

Взгляд В, к сторонникам которого можно отнести кейнсианцев, распространился вместе с успехами практического внедрения теории Кейнса. Достаточно условно можно считать, что теоретики и апологеты плановой экономики и государственной собственности, большей "управляемости" экономики в переходный период, также принадлежат к лагерю В (условность такого отнесения объясняется тем, что большинство из последних имеют достаточно смутное представление о аналитический уровень современных экономических и других общественных наук).

Наконец, позиция Г наиболее распространена среди экономистов и политиков. Согласно этой позиции признается наличие несостоятельности рынка и государственной власти и практическая невозможность достижения идеального состояния экономики. Речь может идти только о сбалансированную политику использования различных инструментов, поиск своеобразного «второго лучшего" из-за невозможности нахождения "лучшего". Практически такой компромиссный выбор между двумя группами несостоятельности превращается в общественный выбор, который регулярно осуществляется в различных государствах и периодически корректируется (путем демократических выборов и смены политических партий у власти), то в сторону большего государственного вмешательства и активной социальной политики, то в сторону либеральной модели общественного развития.

Теория асимметричной информации - одно из важнейших достижений современной экономической теории за последние десятилетия. В основе этой теории лежит факт, что часто одна из сторон экономических отношений осведомлена хуже, чем другая Одна из ситуаций, которая чаще всего встречается - модель отношений "заказчика" и "агента", - когда действия или свойства одной из сторон экономических отношений скрытые от другой стороны. Асимметричная информация присутствует на многих рынках, когда характеристики или свойства благ не в полной мере известны потребителю. Проблема асимметричной информации присутствует во взаимоотношениях рабочего и работодателя, арендатора и арендодателя, страховой компании и ее клиента. На финансовом рынке ситуация асимметричной информации возникает во взаимоотношениях кредитора и заемщика, владельца (акционера) и менеджера корпорации, наконец, владельца и кредитора и т. Д.

Хрестоматийным примером проявления асимметричной информации на рынках благ является рынок автомобилей, бывших в употреблении (хотя аналогичные свойства можно найти и на большом количестве других рынков).

Предположим, что на рынке присутствуют только два типа автомобилей - качественные и некачественные. Тыловой потребитель готов платишь 20 тыс. Гривен за качественный автомобиль и 5 тыс. Гривен - за некачественный. Если у покупателей есть полная информация о свойств автомобилей, то есть они могут различать качественные и некачественные, существовать два отдельных рынки, на каждом из которых будут свои цены. Реальной является ситуация, когда покупатель не знает точно, какой именно автомобиль ему предлагают.

Асимметричность информации можно наблюдать на многих рынках. Например, на рынке страхования, если страховая компания не может различать клиентов с различными характеристиками (в данном случае - в разной вероятностью наступления страхового случая), она будет устанавливать завышенные размеры страховых премий, что в итоге приведет к тому, что потенциальные клиенты с лучшими характеристиками откажутся от страховых услуг. В результате это ударит по страховой компании, так как по страховые услуги обращаться только клиенты с высокой вероятностью страхового случая.

Еще один пример - банковское кредитование. Предположим, что банк имеет два типа клиентов - надежных (берут кредиты для реализации проектов с низким риском, но и относительно низким доходом) и рисковых (реализуют высокодоходные рисковые проекты). Банк готов финансировать первых под 10% годовых, вторых - под 40% годовых. Банк будет использовать различные ставки по кредитам, если он может различать клиентов и уровень риска их проектов. Если же для этого не достаточно информации, банк будет использовать единую ставку кредитования - пусть это будет 25%. Но такая ставка для заемщиков с низким риском выгодна - они просто откажутся от кредитования. Кредит будут только заемщики с высоким риском. В результате в банке появятся проблемы, потому что его процентные доходы перекрывать потерь, связанных с невозвратом кредитов.

Участники рынка могут осуществлять меры по преодолению проблемы асимметричной информации. Это может быть мониторинг или сигналы.

Мониторинг - это мероприятия хуже информированного стороны с целью получить больше информации. Покупатель автомобиля, бывшего в употреблении, может использовать помощь опытного механика. Страховая компания, страхуя жизнь, может требовать от клиента пройти медицинский осмотр. Банк, выдавая кредит, может проверять отчетность и контролировать направления использования средств.

Сигналы - это меры со стороны лучше информированной стороны, которые она осуществляет, если асимметричная информация ей не выгодно Продавец качественных автомобилей заинтересован довести информацию о своем товаре покупателю. Добросовестный заемщик хотел бы получить кредит с низкой ставкой и поэтому банк имеет наиболее полную информацию о себе. Сигнал будет выполнять свою функцию, если он воспринимается контрагентом как объективная информация. Скажем, недостаточно просто сказать покупателю, что перед ним автомобиль высокого качества. В то же время предоставление гарантии может стать эффективным сигналом. Информация об образовании потенциального работника может быть, но может и не быть эффективным сигналом для работодателя (это может зависеть, например, от того, какой именно учебное заведение окончил претендент на рабочее место).

Способен или нет мониторинг решить проблему асимметричной информации, зависит от того, какие затраты необходимо понести для осуществления таких мероприятий. Однако, например, расходы на получение образования, как правило, скупаются за способности экономических агентов рационально действовать в условиях асимметричности информации.

Основные понятия. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Регулирование последствий внешних (побочных) эффектов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством. Методы измерения неравенства доходов: частные и интегральные. Кривая Лоренца.

Дополнительные понятия. Предельные частные затраты, предельные внешние затраты и выгоды. Общественные выгоды от положительного внешнего эффекта и общественные потери от отрицательного внешнего эффекта. Корректирующие налоги и субсидии. Вертикальное суммирование спроса на общественные блага. Коэффициент Джини. Показатели покупательной способности.

Основные умения. Определять равновесие на рынках, обладающих внешними эффектами, при компенсационных воздействиях государства и третьих лиц. Измерять неравенство Доходов с помощью частных показателей. Строить кривые ЛоРенца.

Дополнительные умения. Определять общественные выго-ДЬ1 от положительного внешнего эффекта и общественные потери °т отрицательного внешнего эффекта, а также корректирующие Залоги и субсидии. Вычислять коэффициент Джини. Вычислять Указатели покупательной способности. Определять равновесие спроса на общественные блага при помощи вертикального суммирования спроса.

Теоретический материал

Внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками третьих лиц.

Без учета отрицательного внешнего эффекта предложение совпадает с восходящей кривой предельных частных затрат (marginal private cost ): S = MРC.

Если учитывать отрицательный внешний эффект, то предложение должно совпадать с кривой предельных общественных затрат (marginal social cost ):

S" = MSC = MРC + MEC,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние затраты (marginal external cost (MEC )).

Кривая спроса в этой модели совпадает с предельными общественными выгодами: D = MSB (marginal social benefits ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные потери от отрицательного внешнего эффекта.

Корректирующий налог (t )повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат, т. е. t = МЕС.

Положительные внешние эффекты связаны с выгодами третьих лиц.

Без учета положительного внешнего эффекта спрос совпадает нисходящей кривой предельных частных выгод (marginal private benefits ): D 1 = МРВ.

Ясли учитывать положительный внешний эффект путем увеличения спроса, то новый спрос должен совпадать с кривой предельных общественных выгод

D 2 = МРВ + МЕВ,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние выгоды.

Кривая предложения в этой модели совпадает с предельными общественными затратами: S = MSC (marginal social cost ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные выгоды от положительного внешнего эффекта.

Корректирующая субсидия (s )повышает предельные частные выгоды до уровня предельных общественных выгод, т. е. s = МЕВ.

На практике чаще положительный внешний эффект компенсируется увеличением предложения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...