Рассмотрение и утверждение федерального бюджета российской федерации. Бюджетный процесс в субъектах рф
Бюджетный процесс на стадии рассмотрения и утверждения по своему характеру представляет собой законотворческий процесс, так как все бюджеты в Российской Федерации принимаются либо в виде законов (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), либо в виде актов представительной власти (местные бюджеты). Однако имеются существенные особенности, которые не встречаются в законотворческом процессе.
БК детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета и закона о нем. Порядок утверждения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и актов об этих бюджетах регулируется нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Однако БК содержит единые для всех бюджетов бюджетной системы требования к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей (п. 3 ст. 184.1 БК), а также представляемым одновременно с проектом бюджета документам и материалам (ст. 184.2 БК).
После составления проект бюджета вносится на рассмотрение и утверждение в соответствующий законодательный (представительный) орган власти. Необходимо отметить, что проекты бюджетов разных уровней бюджетной системы вносятся на утверждение последовательно: проект федерального бюджета – не позднее 1 октября текущего года (ст. 192 БК), проект бюджета субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект местного бюджета в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года (ст. 185 БК).
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются (ст. 184.2 БК):
основные направления бюджетной и налоговой политики;
предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
пояснительная записка к проекту бюджета;
методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.
М.В. Карасева (2012) отмечает, что рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры. Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопроекту (ст. 194 БК). Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законодательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК).
Этапами стадии утверждения бюджета являются его обсуждения (чтения) в законодательном (представительном) органе власти. Для федерального бюджета предусмотрено три обязательных чтения в Государственной Думе, после чего федеральный закон о федеральном бюджете передается, согласно статье 105Конституции Российской Федерации, на одобрение в Совет Федерации и далее ‑ на подпись Президенту Российской Федерации, после чего следует его обязательное опубликование в установленном порядке.
В первом чтении (в течение 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете) Государственная Дума рассматривает концепцию бюджета и основные характеристики проекта бюджета, к которым относятся (п. 2 ст. 199 БК):
прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;
приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;
общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении основных характеристик федерального бюджета также учитывается объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции (потребительских цен).
По результатам рассмотрения проекта бюджета Государственная Дума может либо принять либо отклонить данный проект.
В случае отклонения проекта Государственная Дума может (ст. 202 БК):
передать указанный проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации. Решение согласительной комиссии принимается в два этапа. Вначале осуществляется раздельное голосование членов согласительной комиссии от каждой стороны. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников соответствующей стороны. На втором этапе результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если было поддержано сторонами единогласно (ст. 203 БК).
вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку. Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. Государственная Дума рассматривает доработанный законопроект в течение 10 дней со дня повторного внесения (ст. 204 БК).
поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования (ст. 204 БК).
При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации (ст. 201).
Во втором чтении (в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении) рассматриваются и утверждаются приложения к бюджету (ст. 205 БК):
перечень главных администраторов доходов бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита;
бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;
распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации;
программа государственных внешних заимствований Российской Федерации;
программа государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях;
программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;
бюджетные ассигнования, направленные на финансовое обеспечение долгосрочных (федеральных) целевых программ;
непосредственно текстовые статьи проекта федерального закона.
БК не предусматривает возможности отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, однако предусматривает возможность внесения в него поправок (п. 3-5 ст. 205 БК)
В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия его во втором чтении) утверждается ведомственная структура расходов, при этом законопроект о бюджете выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается в Совет Федерации для одобрения.
Согласно ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой (ст. 208 БК). В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона о федеральном бюджете указанный закон также передается в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ (ст. 210 БК).
Введение.
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Структура государственного бюджета, его сущность и функции.
вмешательство в экономику;
оборона страны.
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему 1 .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
Функции государственного бюджета :
Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
Легально контролирует действия правительства
Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):
Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.
Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).
Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутренее финансирование:
выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций
кредиты иностранных правительств
Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
Требования к бюджету:
Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.
Порядок разработки и принятия государственного бюджета
Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.
В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.
В первом чтении:
Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Во втором чтении:
утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
В третьем чтении:
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.
В четвертом чтении:
Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.
Утверждение госбюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.
Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.
Контроль за исполнением бюджета.
Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).
В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.
Заключение.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
вмешательство в экономику;
поддержание государственного аппарата управления;
правоохранительные органы и судоустройство;
медицина, здравоохранение и образование;
оборона страны.
Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004
Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002
1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, с. 75
Бюджета бюджет Республики Казахстан (1)Реферат >> Финансы
Предельные размеры дефицитов бюджетов .1 Состав и структура государственного бюджета РК I. ДОХОДЫ... услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей... многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако...
Федеральный бюджет России
Федеральный бюджет РФ - это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Бюджетный процесс
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ .
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета , если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года - чуть более 30 %.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - четверть в общей массе поступлений). [нет в источнике ] . Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл. , называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность»
Бюджет-2011 был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель .
Cм. также
Примечания
Ссылки и источники
- Федеральный бюджет России , на сайте Министерства финансов
- Всё про бюджет на официальном сайте Министерства финансов РФ
- Федеральный и консолидированные бюджеты 2011 г. в цифрах и графике
- Воронов В. Реалии и мифы военного бюджета России // Московский комсомолец. 2007. 1 февраля.
- Зацепин В. Б., Лебедева А. В. Военные расходы в федеральном бюджете 2006 года // Экономико-политическая ситуация в России. 2006. Февраль С.36-41. (То же для 2007 и , гг. и среднесрочного бюджета на 2008-2010 гг.).
- Структура и динамика расходов в проекте бюджета РФ до 2014 года
Экономика России | |
---|---|
Промышленность | Добыча полезных ископаемых | Лёгкая | Машиностроение | Металлургия | Пищевая | Химическая | Энергетика |
Сельское хозяйство | Животноводство | Растениеводство |
Транспорт | Автомобильный | Воздушный | Железнодорожный | Морской | Речной | Трубопроводный |
Связь | Сотовая связь | Интернет |
Финансы | Банковская система | Внешний долг | Фондовый рынок | Инвестиции | Иностранные инвестиции | Федеральный бюджет |
Торговля | Оптовая торговля | Розничная торговля |
Внешняя торговля | Импорт | Экспорт |
Социально-экономическая политика | Экономические реформы 1990-х | Налоговая реформа | Земельная реформа | Пенсионная реформа | Монетизация льгот | Реформа ЖКХ | Национальные проекты |
История | Московское государство | Российская империя | СССР | 1990-е годы | 2000-е годы |
Прочее | Доходы населения | Обязательное социальное страхование | Налоговая система | Строительство | Трудовые ресурсы | Экономическое районирование | ЖКХ |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Федеральный бюджет России" в других словарях:
Федеральный закон (Россия) «О федеральном бюджете на 2006 год» Номер: 189 ФЗ Принятие: Государственной думой 7 декабря 2005 Одобрение: Советом Федерации 14 декабря 2005 Подписание: Пре … Википедия
Федеральный закон (Россия) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Номер: 308 ФЗ Принятие: Государственной думой 20 ноября 2009 Одобрение: Советом Федерации 25 ноября 2009 Подписан … Википедия
Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия
Рассмотрение и утверждение бюджетов
Цель главы - изучить порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. При ее освоении студенты должны:
1. общий порядок рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней государственной власти РФ;
2. понять особенности работы с бюджетами органов представительной власти;
3. уметь разбираться в проблемах рассмотрения и утверждения бюджетов, быть способными и готовыми к их решению.
1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации;
2. рассмотрение и утверждение региональных бюджетов;
3. проблемы и пути совершенствования рассмотрения и утверждения бюджетов на современном этапе
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации
Порядок рассмотрения и утверждения бюджета - один из наиболее социально значимых процессов в жизнедеятельности общества и особенно государственных структур. Поскольку бюджет - главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.
Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса - это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания может быть различной: от полного отрицания проекта и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствие его государство перестанет существовать.
Порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете определяется Бюджетным кодексом РФ.
Правительство РФ представляет на рассмотрение в Государственную Думу и Президенту РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год до 26 августа текущего года одновременно со следующими документами:
1. предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
2. прогнозом социально-экономического развития РФ;
3. основными направлениями бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
4. планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
5. прогнозом сводного финансового баланса по РФ;
6. прогнозом консолидированного бюджета РФ;
7. основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;
8. проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;
9. проектом федеральной адресной инвестиционной программы;
10. проектом государственной программы вооружения;
11. проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
12. расчетами по статьям доходов и расходов федерального бюджета и дефициту бюджета;
13. международными договорами РФ, включая нератифицированные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
14. проектом программы государственных внешних заимствований РФ;
15. проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
16. проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;
17. проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований;
18. предложениями по индексации оплаты труда бюджетных работников, минимальных размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих;
19. перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.
Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство РФ представляет проекты федеральных законов :
1) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;
2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
3) о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».
В случае если проектами федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, то Правительство РФ вносит проекты законов о повышении минимального размера оплаты труда и пенсий, индексации государственных пенсий.
1. оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;
2. проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ и отчет о гарантиях за истекший период текущего года;
3. проекты программ предоставления бюджетных средств на возвратной основе и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;
предложения по содержанию Вооруженных сил РФ. ентральный банк России до 1 октября представляет в Госдуму проект государственной денежно-кредитной политики.
В течение суток Совет или Председатель Госдумы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов необходимым требованиям. На основании заключения Комитета принимается решение к рассмотрению законопроекта Госдумой либо о возвращении его в Правительство РФ на доработку, если состав документов не соответствует требованиям. В последнем случае доработанный законопроект представляется в Госдуму Правительством РФ в десятидневный срок.
В течение трех дней Советом или Председателем Госдумы проект закона о федеральном бюджете направляется:
1. в Совет Федерации;
2. в комитеты Госдумы;
3. другим субъектам права законодательной инициативы;
4. в Счетную палату РФ на заключение.
Одновременно Совет Думы назначает профильные комитеты Госдумы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов расходов бюджета, одним из которых является Комитет по бюджету, а также комитеты Госдумы, отвечающие за рассмотрение других документов.
Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. При этом законы о внесении изменений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Госдумой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных ВБФ, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные акты РФ о тарифах взносов в государственные ВБФ до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.
Первое чтение проекта федерального бюджет продолжается 30 дней, в течение которых Госдума рассматривает:
1. концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;
2. основные направления бюджетной и налоговой политики;
3. принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
4. проект программы государственных внешних заимствований РФ;
5. основные характеристики федерального бюджета (доходы федерального бюджета по группам , подгруппам и статьям класси- фикации доходов бюджетов РФ, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит (профицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источники покрытия дефицита федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета на очередной год).
Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения о принятии или отклонении законопроекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.
При рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его принятии или отклонении. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума может:
1. передать законопроект в трехстороннюю согласительную комиссию представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;
2. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При передаче проекта федерального закона о федеральном бюджете в согласительную комиссию в течение 10 дней последняя разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета. Решение комиссии считается принятым одной стороной, если за него проголосовало большинство представителей. Голосование каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны, и несогласованным при возражении, хотя бы одной стороной.
По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму согласованные основные характеристики федерального бюджета и связанные с ними законопроекты, а также несогласованные позиции.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона 6 федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета. Если постановление не принимается, то проект отклоняется повторно в первом чтении. В этом случае ставится вопрос о доверии Правительству РФ.
При отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение в первом чтении. Со дня повторного внесения законопроекта Госдума рассматривает его в первом чтении 10 дней.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования.
Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы: федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.
В третьем чтении законопроекта, занимающем 25 дней, Госдума рассматривает;
1. подразделы расходов федерального бюджета;
2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;
3. программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
4. программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;
5. программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
6. перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.
Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит их экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рассмотрение в Госдуму.
В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.
Совет Федерации может возвратить проект в Госдуму. Принятый Госдумой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. При несогласии Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.
После одобрения Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.
Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного года/в случае непринятия Госдумой проекта федерального закона о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года, также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.
При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закону о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законодательной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете относительно основных характеристик федерального бюджета, распределения регулирующих доходов между бюджетами, а также распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций в случаях:
1. превышения доходов более чем на 10%, что подтверждено исполнением федерального бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Госдуму соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за первое полугодие;
2. выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета и внесения предложений о сокращении либо блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета
В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный за-, кон о федеральном бюджете вместе со следующими документами:
1. отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект
2. отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
3. отчетом об использовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ;
4. отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов;
5. анализом причин, обусловивших внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Госдума рассматривает указанный законопроект в течение 15 дней в трех чтениях.
Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете происходит в Госдуме не позднее чем через два дня со дня внесения. На нем заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений средств от заимствований в федеральный бюджет. По итогам чтения Госдума принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета.
Второе чтение проекта происходит не позднее пяти дней после первого чтения. На нем утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.
В третьем чтении проекта, проходящем не позднее чем через три дня со дня принятия законопроекта во втором чтении, законопроект голосуется в целом.
Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до положительного законодательного решения.
Проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматриваются в порядке, определенном регламентом Госдумы при соблюдении следующих дополнительных условий:
1) законопроект об изменении основных характеристик федерального бюджета не может быть внесен на рассмотрение в Госуду- му до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик федерального бюджета на текущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и принят Госдумой в первом чтении;
2) в случае внесения в Госдума двух и более законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении одновременно в качестве альтернативных; при этом в первом чтении принимается один законопроект, а остальные законопроекты рассматриваются в качестве поправок.
Контрольные вопросы
1. Перечислите права Госдумы РФ при рассмотрении и утверждении федерального бюджета.
2. Каковы права Совета Федерации РФ при рассмотрении и утверждении федерального бюджета?
3. Назовите права Президента РФ на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
4. Каковы права субъектов права законодательной инициативы на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета?
5. Перечислите документы пакета проекта федерального закона о федеральном бюджете.
6. В каких случаях при рассмотрении проекта федерального бюджета РФ создается согласительная комиссия?
7. Что принимается в первом, втором, третьем и четвертом чтениях проекта федерального закона о федеральном бюджете?
8. Каковы проблемы рассмотрения и утверждения бюджетов и пути их решения?
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного са-моуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствую-щий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.
Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите-ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко-миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен-ной Думы.
Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со-гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно-гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты её работы должны быть дове-дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ-ствующим вышестоящим органом представительной власти.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль-ном бюджете в нескольких чтениях . Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде-рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука-занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред-ставляет его на рассмотрение Думы.
В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ-ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин-ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внеш-них заимствований РФ в части источников внешнего финансирова-ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери-стики федерального бюджета , к которым относятся: доходы феде-рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ-ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю-чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо-проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ-ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра-вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра-вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо-ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра-вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель-ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла-сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо-го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде-ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра-боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже-те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен-ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.
Если феде-ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора-ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложении и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо-танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ-ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про-екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави-тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде-ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе-деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы: феде-рального бюджета по разделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже-та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.
Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель-ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас-пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета-ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде-рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика-ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе-дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Рассматривается распределе-ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на-правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюд-жете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно-го законопроекта во втором чтении.
Поправки по распределению средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, фи-нансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.
Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде-ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня-тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот-рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера-ции в течение пяти дней после его принятия.
Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече-ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен-ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис-сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас-сматривает закон о бюджете в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за-крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо-вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.
В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис-сию включается представитель Президента РФ.
Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри-нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе-дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво-дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.
В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.
Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.
На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти , которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации