Расходы будущих периодов относятся к активам. Как учитывать расходы будущих периодов


Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган состоит из депутатов, численность которых определяется уставом территориальной единицы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования. Данная пропорция выглядит следующим образом:

1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Закон «О Счетной палате Российской Федерации», напротив, относил решение вопроса о численном составе представительного органа только к уставу муниципального образования без всякой привязки к каким-либо дополнительным требованиям. В результате сложились небольшие по численности местные представительные органы (в среднем 10–30 депутатов), что у многих вызывало недоумение.

Вместе с тем недостатки такого подхода компенсировались правом части депутатов работать в представительных органах на постоянной, освобожденной основе. Действие этого разрешения в течение нескольких лет сыграло позитивную роль в повышении профессионализма депутатской работы и в конечном счете привело, к более высокой эффективности депутатского корпуса. К сожалению, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возвращается к советскому варианту: увеличение количества депутатов сопровождается одновременным установлением запрета на осуществление депутатских обязанностей на освобожденной основе. В ч. 5 ст. 40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от численности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек – 1 депутат.

В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что такие муниципальные образования должны быть небольшими и преимущественно сельскими. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного органа или схода граждан.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только срок полномочий депутатов местных представительных органов. Он же может быть менее 2 и более 5 лет. Сроки полномочий отдельного депутата и представительного органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичны.

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав и об общих принципах организации местного самоуправления допускает изменения (продление или сокращение) срока полномочий органа власти. При этом, однако, решение об изменении срока полномочий применяется только к органам и должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципальных, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может превышать 5 лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет. Это указание и служит единственным ориентиром нижней планки легислатуры представительного органа.

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. В отсутствие этой нормы аналогичные положения содержались в уставах муниципальных образований, которые и восполняли пробел, существующий в законодательстве. Анализ комментируемой нормы позволяет сделать еще один вывод. Легислатура выборного органа самоуправления может не совпадать со сроком полномочий отдельного депутата, что довольно часто встречается на практике.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Одновременно прекращаются полномочия депутатов. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Их несколько: вступление в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом); преобразование муниципального образования; роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

Механизм такой ответственности впервые был установлен Законом «О Счетной палате Российской Федерации». В настоящее время ответственность местного самоуправления перед государством реализуется в несколько этапов. Решение суда о принятии представительным органом акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству, служит основанием наступления такой ответственности. Речь идет о судебной оценке только нормативно-правовых актов представительных органов. В течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в силу либо в иной срок, установленный в решении суда, муниципальный орган должен принять меры по его исполнению. Если этого не произойдет, высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в региональный законодательный орган проект закона о роспуске представительного органа. С момента вступления данного закона в силу полномочия такого органа прекращаются. Процедура роспуска, предусмотренная Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упростилась. Из нее исключены федеральные органы власти, а прежде именно они являлись последней инстанцией в деле досрочного прекращения полномочий местных органов власти.

Последнее влечет досрочное завершение полномочий депутатов соответствующего органа. Региональный закон о роспуске должен предусматривать дату проведения новых выборов депутатов представительного органа местного самоуправления (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа).

В исключительном ведении представительного органа находится:

1) принятие устава муниципального образования, внесение изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

Устав муниципального образования может дополнять этот перечень иными вопросами, решение которых зависит только от представительного органа власти. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении, не могут передаваться другим органам местного самоуправления.

В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о полномочиях органов местного самоуправления решается нечетко. Так, в ст. 17 сказано, что они обладают полномочиями в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления и уставами муниципальных образований; в ст. 34 предусматривается, что полномочия определяются уставом; в ст. 35 говорится о том, что полномочия представительных органов определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.

К руководящим органам следует отнести председателя, его заместителей. Как правило, они избираются из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Возможен вариант, предусмотренный Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (совет), устанавливаются содержание и объем полномочий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленности: представительские и по руководству думой.

Находясь во главе представительного органа, председатель представляет его в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Но более всего деятельность председателя связана с организацией работы представительного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения. Председатель назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата думы, обладает правом их приема и увольнения. В его ведении – распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.

Кандидаты на должность председателя выдвигаются депутатами, их группами, постоянными комиссиями (в том случае если председатель избирается из состава депутатов). Возможно самовыдвижение. Основаниями досрочного прекращения полномочий председателя являются отзыв избирателями (как депутата), отзыв депутатами, добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), иные случаи, присущие выборным должностным лицам местного самоуправления.

Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Конечно, во внимание следует принимать и другие основания, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.

С уверенностью можно прогнозировать увеличение объема полномочий главы муниципального образования – председателя думы в сравнении с обычным руководителем представительного органа. Они не могут быть ограничены только представительскими полномочиями и обязанностями по руководству думой. Как высшее должностное лицо муниципального образования его глава, являющийся при этом председателем думы, осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом качестве он ответствен за определение приоритетов развития территории, реализацию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные звенья. Это постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом. Комиссии несут перед думой ответственность, они ей подотчетны.

В ведении комиссии находится, как правило, решение следующих вопросов: разработка проектов решений представительного органа, подготовка заключений по правовым актам думы, проведение депутатских слушаний, контроль за исполнением решений представительных органов. Комиссии выполняют преимущественно организационно-подготовительные и контрольные функции.

Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.

Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Подобные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами в советское время.

Организационно-правовыми формами деятельности местных представительных органов являются их заседания. Потребность в них диктуется коллективным стилем работы представительной власти. На заседаниях происходит формирование ее руководящих органов, решаются важнейшие вопросы местного значения, находящиеся в исключительном ведении представительных органов, реализуются их контрольные функции. Наконец, на заседаниях осуществляется правотворческая функция представительной власти. Все это в совокупности объясняет ведущее положение заседаний в общем числе организационно-правовых форм ее деятельности.

Заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми.

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки. Они созываются руководителем думы. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее постоянных комиссий или группы депутатов определенной численности. Возможность настаивать на проведении внеочередного заседания обычно предоставляют также главе муниципального образования.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство заседаний. Закрытые заседания организуются в особых случаях (например, при обсуждении вопроса об отзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о характере заседания решается самим представительным органом.


| |

Обязательность наличия представительных органов местного самоуправления. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, выбранных путем свободного тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на других принципах. В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. В российском законодательстве обязательность наличия выборных органов местного самоуправления установлена Законом об общих принципах организации местного самоуправления, в соот,ветст-вии с которым наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14).

Однако в 1995–1996 гг. получила широкое распространение практика противодействия глав субъектов Федерации возникновению самостоятельной местной власти. В ряде регионов не принимались законы, устанавливающие порядок проведения муниципальных выборов; отсутствовали принятые в установленном порядке уставы муниципальных образований, имелись другие нарушения. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления не назначались и не проводились, так как отсутствовали соответствующие законы субъекта Федерации.

Исходя из закрепленного в законодательстве принципа обязательности наличия выборных органов местного самоуправления для устранения подобных ситуаций был принят Федераль-

ный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»1. Этот Закон применяется при нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

законодательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначать выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспустились в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

1 См.: СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5497.

Дата выборов представительных органов местного самоуправления может назначаться судом. Такие выборы уже назначались судом в ряде муниципальных образований Кемеровской, Брянской и других областей.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации может предусматриваться возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Реально это осуществимо только в небольших муниципальных образованиях. Например, Закон Мурманской области от 18 ноября 1996 г. «О собраниях (сходах) граждан в Мурманской области» устанавливает, что в поселениях с числом избирателей до 500 человек полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляется собраниями (сходами) граждан, предусмотренными уставом муниципального образования. Только в этом случае представительные органы местного самоуправления не избираются.

Наименование представительного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии законами субъектов Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Так, Московская областная Дума, принимая Закон «О местном самоуправлении в Московской области», заложила в нем единое для всех муниципальных образований области наименование органов местного самоуправления. В соответствие со ст. 16 этого Закона представительный орган местного самоуправления называется Советом депутатов. Поясняется, что это сделано для удобства граждан, так как «приезжая из одного региона области в другой, они будут знать, как и к кому обратиться в случае необходимости»1. Такая позиция не выдерживает критики: название органа не влияет на его полномочия, да и наши граждане не такие уж безграмотные. Представляется, что если структуру органов местного самоуправления устанавливает

1 Баранов Ю.В. Комментарий к решению Московской областной Думы «Об исполнении органами и должностными лицами местного самоуправления Московской области Закона Московской области «О местном самоуправлении в Московской области»//Подмосковные известия. – 1996. – 10 окт.

население, то оно должно и название представительного органа определять самостоятельно.

Численный состав представительного органа местного самоуправления. В уставе муниципального образования устанавливается численный состав представительного органа местного самоуправления. Его численность зависит от размеров муниципального образования, исторических и иных местных традиций. В советский период, например, численный состав Советов народных депутатов был искусственно раздут. Так, в соответствии с Законом РСФСР о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов 1989 г. в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депутатов, в районные – до 75, а в городские – до 200 депутатов1. Считалось, что чем шире состав Совета, тем больше трудящихся пройдут школу государственного управления на пути к коммунистическому самоуправлению2. Однако это верно только отчасти. Деловое рассмотрение вопросов и организованная работа при такой численности Советов были значительно затруднены.

В то же время сокращение численности представительных органов местного самоуправления приводит к снижению эффективности контроля за исполнительными органами. Представительные органы вынуждены либо сокращать число своих комитетов (комиссий), либо включать одних и тех же депутатов в состав нескольких комиссий, что также препятствует их эффективной работе.

Ориентиры в определении численного состава представительного органа местного самоуправления даны в Законе об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Так, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, не установлен его численный состав, а также если на день вступления в силу Закона об общих принципах организации местного самоуправления представительные органы не избирались, выборы были признаны недействительными, несостоявшимися, или избрано

1 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. – С. 73.

2 См.: Васильев В.И. Местное самоуправление. – М., 1999. – С. 179.

Органы и должностные лица местного самоуправления 215

недостаточное для осуществления полномочий представительного органа число депутатов, то он избирается в составе:

50 депутатов – для муниципальных образований, имеющих численность населения более 500 тыс. человек;

30 – с численностью населения от 200 тыс. до 500 тыс. человек;

20 – с численностью населения от 50 тыс. до 200 тыс. человек;

10 – с численностью населения от 10 тыс. до 50 тыс. человек;

7 депутатов – для муниципальных образований, имеющих численность населения менее 10 тыс. человек.

8 соответствии с Законом Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае»1 численность представительных (выборных) органов местного самоуправления установлена от 5 до 25 депутатов. Такое вмешательство в компетенцию муниципальных образований безусловно противоречит федеральному законодательству.

Вопрос о численном составе представительного выборного органа местного самоуправления является весьма важным для эффективности его деятельности. Как правило, члены представительных органов осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от постоянного места работы. Вся их деятельность в представительном органе функционально не определена даже на уровне регламентов, временная нагрузка тоже нигде не обозначена.

Видимо, научное обоснование численного состава муниципальных представительных органов должно разрабатываться с учетом многих факторов при установлении единой цели: превращение представительного органа в эффективно работающее учреждение.

Предметы ведения представительного органа местного самоуправления. В п. 3 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления четко определены следующие предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления:

1 См.: Ведомости Думы Приморского края. – 1996. – № 16.

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) формирование порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Причем основу их составляют предметы ведения местного самоуправления и исключительные полномочия их представительных органов, закрепленные федеральным законодательством. Выделение предметов исключительного ведения представительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказывать решающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципального образования. Не случайно они выделены из общего перечня предметов ведения местного самоуправления. Их содержание и значимость показывают, что выборный представительный орган местного самоуправления постоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей.

К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления этот Закон также относит принятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.

Вопросы, составляющие предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления, не могут

Органы и должностные лица местного самоуправления 217

передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.

Это минимальный перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, закрепленный федеральным законодательством. Другие полномочия определяются уставами муниципальных образований. Например, Устав Истринского района Московской области, помимо вышеперечисленных, называет следующие: установление порядка создания, деятельности и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности муниципального образования; утверждение договоров, подписанных от имени Истринского района; определение порядка назначения и проведения районных народных обсуждений; толкование устава и решений, принятых Советом депутатов Истринского района.

Однако практика показывает, что полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантированные федеральным законом, не дополняются на местном уровне. Если же уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то полномочия представительного органа, как правило, редко выходят за рамки, гарантированные федеральным законодательством. Это свидетельствует о том, что реальная власть на местах принадлежит главе муниципального образования.

В уставах и региональном законодательстве необходимо больше внимания уделять закреплению распорядительных полномочий представительных органов местного самоуправления, поскольку хотя они и не запрещены, но и не предусмотрены ни федеральным, ни региональным законодательством. Здесь уместно пойти по пути позитивного закрепления распорядительных и иных полномочий, не давая исчерпывающего перечня контрольных полномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата. Следует предусмотреть исключительные полномочия представительных органов как производные от полновластия населения на территории муниципального образования, в сущности, делегированные им местным населением, которое вправе контролировать их исполнение.

Организация работы представительного органа местного самоуправления. Деятельность представительного органа местног самоуправления определяется регламентом соответствующе!

218____________________________Глово 4

органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ведения заседания и принятия решений. Регламенты часто публикуются местной прессой.

В советский период основной формой работы местных Советов были сессии. Сессия (от лат. sessio – заседание) – это промежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседания представительного органа и его комиссий1. Регулярность проведения сессий местных Советов жестко закреплялась союзным и республиканским законодательством. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР» (в ред. от 3 августа 1979 г.2) сессии районного Совета народных депутатов проводились не реже четырех раз в год. Связано это было с тем, что проекты решений спускались сверху, а на сессии проходило формальное утверждение уже готовых решений. Сессии созывались исполнительными комитетами Советов и длились один день3.

В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Организационно-правовые формы работы предусматриваются в уставах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово «сессия», а говорится, как правило, о заседаниях.

Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленарном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессионной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собраний).

Пленарная, сессионная деятельность является главной, основной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решаются вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе

1 См.: Конституционное (государственное) право: Справочник/Под ред. В.И. Лафитского. – М.: Юрист, 1995. – С. 146.

2 См.: ВВС РСФСР. - 1979. - № 32. - Ст. 785.

3 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. – С. 73.

Органы и должностные лица местного самоуправления

об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководителя представительного органа, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть главой муниципального образования. Уставы некоторых муниципальных образований предусматривают порядок утверждения структуры муниципального представительного органа, образования и упразднения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления и его депутатов.

По отдельным направлениям своей деятельности представительный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии – основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представительного органа.

В уставе муниципального образования или в регламенте работы представительного органа указывается периодичность проведения заседаний (сессий) представительного органа. Например, сессии Совета депутатов Подольского района созываются не реже одного раза в два месяца, а председатель Тверской городской Думы назначает заседание не реже одного раза в квартал.

Виды заседаний представительного органа местного самоуправления. Заседания могут быть очередными и внеочередными, пленарными и проводимыми по комиссиям и комитетам, открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся планово, в сроки, предусмотренные уставами муниципальных образований и регламентами работы представительных органов. Очередную сессию представительного органа созывает председатель думы (совета, собрания и т.д.) или глава местного самоуправления, который может быть главой местной администрации. Первая сессия созывается не позднее 14–20 дней после избрания представительного органа. Сессия правомочна при наличии не менее двух третей общего числа депутатов. Все вопросы на сессии представительного органа решаются на основе устава муниципального образования и регламента работы самого представительного органа. Некоторые вопросы конституционного свойст-

220_______________________________________Глава 4

ва решаются на сессии представительного органа квалифицированным большинством, т.е. двумя третями общего количества (например, вопрос о самороспуске представительного органа). Руководители всех предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования, обязаны по требованию представительного органа или главы местного самоуправления являться на сессию совета (думы) для дачи ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, входящим в компетенцию данного органа. Неявка названных лиц без уважительной причины влечет ответственность, предусмотренную за неисполнение решения представительного органа местного самоуправления.

Внеочередные заседания созываются при наличии необходимых для этого обстоятельств. Регламенты представительных органов предусматривают особый порядок созыва внеочередного заседания. Например, согласно регламенту Тверской городской Думы внеочередные заседания проводятся по предложению главы города, председателя Думы, не менее одной трети числа избранных депутатов, постоянной комиссии и не позднее недельного срока. При созыве внеочередного заседания целесообразно извещать депутатов о повестке дня.

Заседания могут быть пленарными, когда в работе принимают участие все депутаты одновременно, и проводимыми по комиссиям и комитетам, на которых депутаты предварительно обсуждают вопросы, планируемые к внесению на рассмотрение представительного органа. Правовые акты, как правило, принимаются представительным органом местного самоуправления только после предварительного обсуждения проектов в комиссиях, к ведению которых относятся данные вопросы.

Заседания представительного органа в основном являются открытыми. На них могут присутствовать жители муниципального образования, представители общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, должностные лица исполнительных органов местного самоуправления, представители органов государственной власти, средств массовой информации и др. Закрытые заседания проводятся в особых случаях. Список приглашенных на заседание определяется представительным органом. При этом следует от-

Органы и должностные лица местного самоуправления

метить, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органа местного самоуправления, в том числе на закрытых.

Принятие правовых актов представительным органом местного самоуправления. Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган принимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливается в уставе муниципального образования и конкретизируется регламентом.

Для принятия решения представительным органом необходим кворум, который обеспечивается присутствием двух третей или половины числа избранных депутатов. В соответствии с регламентом рассмотрение проекта решения представительного органа местного самоуправления может осуществляться в несколько стадий (чтений). Например, при первом чтении происходит обсуждение документа, принятие его за основу, при втором – вносятся поправки и изменения и документ принимается в целом.

Многие решения представительного органа местного самоуправления принимаются простым большинством голосов. Гарантией исполнения этих актов является обязательность исполнения решений представительного органа всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п. 1 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования обычно принимается квалифицированным большинством в две трети голосов. Если это предусмотрено законодательством региона, акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, ему может быть предоставлено право вето. Например, в соответствии со ст. 16 Устава г. Тулы глава города обладает правом отлагательного вето на решения городской Думы, которое в течение семи календарных дней с момента принятия решения в письменном виде направляется в городскую Думу. Вето главы города может быть отклонено городской Думой на повторном заседании по рассматриваемому вопросу двумя третями установленной численности ее

депутатов. В случае преодоления городской Думой вето главы города последний обязан подписать решение и обнародовать его в течение трех дней.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган состоит из депутатов, численность которых определяется уставом территориальной единицы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования.

Данная пропорция выглядит следующим образом:

1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Закон «О Счетной палате Российской Федерации», напротив, относил решение вопроса о численном составе представительного органа только к уставу муниципального образования без всякой привязки к каким-либо дополнительным требованиям. В результате сложились небольшие по численности местные представительные органы (в среднем 10–30 депутатов), что у многих вызывало недоумение.

Вместе с тем недостатки такого подхода компенсировались правом части депутатов работать в представительных органах на постоянной, освобожденной основе. Действие этого разрешения в течение нескольких лет сыграло позитивную роль в повышении профессионализма депутатской работы и в конечном счете привело, к более высокой эффективности депутатского корпуса. К сожалению, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возвращается к советскому варианту: увеличение количества депутатов сопровождается одновременным установлением запрета на осуществление депутатских обязанностей на освобожденной основе. В ч. 5 ст. 40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от численности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек – 1 депутат.

В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что такие муниципальные образования должны быть небольшими и преимущественно сельскими. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного органа или схода граждан.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только срок полномочий депутатов местных представительных органов. Он же может быть менее 2 и более 5 лет. Сроки полномочий отдельного депутата и представительного органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичны.

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав и об общих принципах организации местного самоуправления допускает изменения (продление или сокращение) срока полномочий органа власти. При этом, однако, решение об изменении срока полномочий применяется только к органам и должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципальных, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может превышать 5 лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет. Это указание и служит единственным ориентиром нижней планки легислатуры представительного органа.

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. В отсутствие этой нормы аналогичные положения содержались в уставах муниципальных образований, которые и восполняли пробел, существующий в законодательстве. Анализ комментируемой нормы позволяет сделать еще один вывод. Легислатура выборного органа самоуправления может не совпадать со сроком полномочий отдельного депутата, что довольно часто встречается на практике.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Одновременно прекращаются полномочия депутатов. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Их несколько: вступление в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом); преобразование муниципального образования; роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

Механизм такой ответственности впервые был установлен Законом «О Счетной палате Российской Федерации». В настоящее время ответственность местного самоуправления перед государством реализуется в несколько этапов. Решение суда о принятии представительным органом акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству, служит основанием наступления такой ответственности. Речь идет о судебной оценке только нормативно-правовых актов представительных органов. В течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в силу либо в иной срок, установленный в решении суда, муниципальный орган должен принять меры по его исполнению. Если этого не произойдет, высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в региональный законодательный орган проект закона о роспуске представительного органа. С момента вступления данного закона в силу полномочия такого органа прекращаются. Процедура роспуска, предусмотренная Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упростилась. Из нее исключены федеральные органы власти, а прежде именно они являлись последней инстанцией в деле досрочного прекращения полномочий местных органов власти.

Последнее влечет досрочное завершение полномочий депутатов соответствующего органа. Региональный закон о роспуске должен предусматривать дату проведения новых выборов депутатов представительного органа местного самоуправления (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа).

В исключительном ведении представительного органа находится:

1) принятие устава муниципального образования, внесение изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

Устав муниципального образования может дополнять этот перечень иными вопросами, решение которых зависит только от представительного органа власти. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении, не могут передаваться другим органам местного самоуправления.

В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о полномочиях органов местного самоуправления решается нечетко. Так, в ст. 17 сказано, что они обладают полномочиями в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления и уставами муниципальных образований; в ст. 34 предусматривается, что полномочия определяются уставом; в ст. 35 говорится о том, что полномочия представительных органов определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.

К руководящим органам следует отнести председателя, его заместителей. Как правило, они избираются из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Возможен вариант, предусмотренный Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (совет), устанавливаются содержание и объем полномочий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленности: представительские и по руководству думой.

Находясь во главе представительного органа, председатель представляет его в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Но более всего деятельность председателя связана с организацией работы представительного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения. Председатель назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата думы, обладает правом их приема и увольнения. В его ведении – распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.

Кандидаты на должность председателя выдвигаются депутатами, их группами, постоянными комиссиями (в том случае если председатель избирается из состава депутатов). Возможно самовыдвижение. Основаниями досрочного прекращения полномочий председателя являются отзыв избирателями (как депутата), отзыв депутатами, добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), иные случаи, присущие выборным должностным лицам местного самоуправления.

Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Конечно, во внимание следует принимать и другие основания, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.

С уверенностью можно прогнозировать увеличение объема полномочий главы муниципального образования – председателя думы в сравнении с обычным руководителем представительного органа. Они не могут быть ограничены только представительскими полномочиями и обязанностями по руководству думой. Как высшее должностное лицо муниципального образования его глава, являющийся при этом председателем думы, осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом качестве он ответствен за определение приоритетов развития территории, реализацию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные звенья. Это постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом. Комиссии несут перед думой ответственность, они ей подотчетны.

В ведении комиссии находится, как правило, решение следующих вопросов: разработка проектов решений представительного органа, подготовка заключений по правовым актам думы, проведение депутатских слушаний, контроль за исполнением решений представительных органов. Комиссии выполняют преимущественно организационно-подготовительные и контрольные функции.

Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.

Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Подобные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами в советское время.

Организационно-правовыми формами деятельности местных представительных органов являются их заседания. Потребность в них диктуется коллективным стилем работы представительной власти. На заседаниях происходит формирование ее руководящих органов, решаются важнейшие вопросы местного значения, находящиеся в исключительном ведении представительных органов, реализуются их контрольные функции. Наконец, на заседаниях осуществляется правотворческая функция представительной власти. Все это в совокупности объясняет ведущее положение заседаний в общем числе организационно-правовых форм ее деятельности.

Заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми.

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки. Они созываются руководителем думы. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее постоянных комиссий или группы депутатов определенной численности. Возможность настаивать на проведении внеочередного заседания обычно предоставляют также главе муниципального образования.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство заседаний. Закрытые заседания организуются в особых случаях (например, при обсуждении вопроса об отзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о характере заседания решается самим представительным органом.

Представительный орган муниципального образования - это выборный, обязательный, коллегиальный орган, обладающий правом представлять интересы нания.вующие на территории муниципального образоваселения и принимать от его имени решения.

Представительные органы состоят из депутатов, численность которых определяется уставом самоуправляющейся единицы. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ставит коная пропорция выглядит следующим образом:селения муниципального образования (ст. 35). Данличество депутатов в поселениях и городских округах в зависимость от численности на

  • 7 депутатов - при численности населения менее 1 тыс. человек;
  • 10 депутатов - при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
  • 15 депутатов - при 10 до 30 тыс. человек;
  • 20 депутатов - при 30 до 100 тыс. человек;
  • 25 депутатов - при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
  • 35 депутатов - при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниров она должна быть не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом, муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган формируется на муниципальных выборах и считается правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган необразуется. В этом слуного органа или схода граждан.ми. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительны быть небольшими и преимущественно сельскинятно, что такие муниципальные образования должвания независимо от количества проживающих. Почае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования.

Особо оговаривается формирование представительных органов в муниципальных районах. Они формируются двумя способами:

  • - в результате избрания на муна;пальный район, не может превышать две пятые от установленной численности представительного оргабранных из одного поселения, входящего в мунициниципальных выборах.
  • - в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. При таком варианте представительный орган излений, расположенных в границах муниципального района.мимо депутатов в состав представительного органа района по должности могут включаться главы посева, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Поселений в составе района по норме представительстбирается из депутатов представительных органов по

Срок полномочий представительного органа месттата не может быть менее двух лет. Конкретные сроки полномочийответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» срок полномочий депуных, в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не может превышать пяти лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В сопального образования в соответствии с федеральным законодательством. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципального самоуправления определяется уставом представительных органов муниципальных образований определены на региональном уровне.

В ч. 5 ст. 40 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указыватат.ленности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек -- один депунове могут работать не более 10% депутатов от чисется, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

вступление в силу решения суда субъекта федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;

принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом);

преобразование муниципального образования;

роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган.

Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа. Представительный орган состоит из председателя, его заместителей, функционально-отраслевых подразделений (постоянные и временные комиссии), территориальных органов, аппарата.

Предсеются из состава депутатов. Возможен вариант,датель представительного органа муниципального образования и его заместители избира когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (сотельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения.ного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятеля связана с организацией работы представительсти: представительские и по руководству думой. Деятельность председачий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленновет), устанавливаются содержание и объем полномочий.

Председатель назначает и освобождадов думы.ставительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расхонии -- распоряжение денежными средствами преддает правом их приема и увольнения.

Постоянные и временные комиссии представительных органов местного самоуправях) представительного органа на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Временные депутатские комиссии действуют в течение определенного срока. Наиболее распространенными являются комиссии по социальной политике, бюджетным отношениям и т.п.ны и перед ним ответственны. Постоянные комиссии, как правило, избираются на заседаниях (сессими. Они образуются по решению представительного органа, ему подчинеления являются их основными вспомогательными депутатскими органами.

Территориальные органы представительного органа муниципального образования представлены депутатскими группами, осуществляющими свои полномочия в избирательных округах.

Аппарат представительного органа муниципального образования создается в целях организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности.

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизареждений;ции и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Данный перечень не является исчерпывающим. Он не может быть изменен или сокращен, но может быть расширен с закреплением в уставе муниципального образования.

Кроме исключительных полномочий Федеральный закон к компетенции представительных органов муниципальных образований отнес:

установление официальных символов муниципальных образований и порядок их официального использования (ч. 3 ст. 9);

инициирование изменения границ и преобразования муниципального образования, выражения мнения по поводу изменения границ и преобразования муниципального образования (ст. 12, 13),

принятие решения о назначении местного референдума, инициирование местного референдума (ч. 3 ст. 22);

назначение муниципальных выборов (ч. 2 ст. 23), назначение голосования по отзыву выборных лиц муниципального образования (ч. 1 ст. 24);

рассмотрение и принятие решения по проекту муниципального прациативы граждан, установление минимальной численности такой инициативной группы (ст. 26);вового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы;

установление границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (ст. 27);

инициирование и назначение публичных слушаний (ст. 28), собраний граждан (ст. 29), конференций граждан (ст. 30), опроса граждан (ст. 31);

рассмотрение обращений граждан, направленных в представительный орган (ст. 32);

избрание главы муниципального образования из своего состава в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, (ч. 2 ст. 36);

назначение на должность главы местной администрации по результатам конкурса (ч. 6 ст. 37),

утверждение структуры местной администрации (ч. 8 ст. 37);

формирование контрольного органа муниципального образования в, соответствии с уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 38);

установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64).

Основной организационно-правовойформой работы представительного органа является заседание (сессия), на котором он решает вопросы отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

Представительные органы осуществляют свои полномочия непосредсия признается правомочной, а также всех других форм деятельности представительного органа. Во время сессии могут проводиться заседания представительного органа, постоянных комиссий, депутатские слушания, собрания фракций и депутатских групп.вительного органа с участием всех депутатов или как минимум такого числа депутатов, при котором уставом муниципального образования сесственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Сессия -- это совокупность заседаний предста

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки (прежде в установленные законойянных комиссий или группы депутатов определенсти, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее посторедные заседания проводятся по мере необходимоном). Они созываются руководителем думы.

Возможность настаивать на провеют также главе муниципального образования.дении внеочередного заседания.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство засеным органом.рактере заседания решается самим представительзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о хаданий. Закрытые заседания организуются в особых случаях.

Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципальна, избираемый этим органом из своего состава.ного образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -- председатель представительного органа.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом или отния и депутатов.ние деятельности представительного органа муниципального образовадельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета.

Периодичность и порядок проведения заседаний (сессий) представипальных образованиях установлено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц или, например, не реже 4 раз в год. При этомзования и в регламенте представительного органа. Во многих муницительного органа должны быть определены в уставе муниципального образования.

Предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5 от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссии, либо главы муниципального образования, либо главы местной администрации.

Заседание (сессия) чаще всего признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Заседания (сессии), как правило, предусматривается проводить открытыми.

Обсуждение вопросов, внесенных на рассмотрение представительного органа, завершается принятием решения в коллегиальном порядке. Эта стадия предполагает в случае принятия решения за основу проведение обсуждения и внесение в него поправок, поддержанных большинством депутатов. Проект решения в соответствии с принятыми поправками стасов от установленной численности депутатов.ципального образования должен приниматься большинством в 2/3 головом может быть установлено принятие решений квалифицированным большинством (2/3) или высококвалифицированным большинством (3/4). В частности, в соответствии с Федеральным законом устав мунидиться в целом или вначале по разделам, статьям, пунктам, а затем -- в целом. Решение следует считать принятым, если за него проголосует большинство избранных депутатов. По наиболее важным вопросам уставится на голосование.

Представительные органы должны создать систему официального опубликования своих решений и правовых актов других органов местноданам, должностным лицам и организациям за неисполнениелирования отношений, применения каких бы то ни было санкций к гражзанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Неопубликованные официально правовые акты не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регубые нормативные правовые акты, затрагивающие права свободы и обяго сообщества.

Исполнение решений представительных органов организует глава меции.стной администрации и подчиненные ему органы местной администрации.

Счет 97 в бухгалтерском учете ведется по субсчетам в зависимости от видов расходов:

  • аналитический учет РБП ведется по каждому активу;
  • расходы на страхование отражаются на субсчете 97.02;
  • неисключительные права на ПП, лицензии, сертификаты учитываются на субсчете 97.21;
  • 97 счет попадает в строку баланса «Запасы».
 

Счет 97 «Расходы будущих периодов» используется в бухгалтерском учете юридическими лицами для обобщения сведений по затратам, которые возникли в текущем периоде, но должны относиться к будущему времени.

Зачем нужны будущие издержки?

Это означает, что организация потратила деньги сейчас, но на затраты сумму спишет потом. При этом дебиторская и кредиторская задолженности закрываются в текущем периоде. К таким расходам относятся:

  • затраты на страхование имущества;
  • покупка лицензий;
  • обязательная сертификация продукции;
  • неисключительные права на программные продукты;
  • рекультивация земель;
  • горные подготовительные работы.

В бухгалтерском учете 97 счет относится к активным, поэтому все расходы списываются в дебет других счетов. Соответственно, обороты по кредиту уменьшают дебетовый остаток. Суммы отражаются за минусом налога на добавленную стоимость.

Аналитический учет расходов будущих периодов (РБП) ведется по каждому поступающему активу. Это означает, что для каждого названия будет заведена собственная карточка, в которой указывается:

  • наименование;
  • сумма по договору;
  • признание расходов в днях или месяцах;
  • период списания, соответствующий сроку действия, прописанному в договоре;
  • счет в бухгалтерском учете для списания издержек;
  • статья затрат.

Для каждого из типов расходов будущих периодов были предусмотрены собственные субсчета:

  1. 97.01 принято предназначать для издержек на оплату труда будущих периодов (отпуска, компенсации на увольнение).
  2. 97.02 применяется для учета затрат на добровольное страхование работников.
  3. 97.21 используется для прочих расходов.

Справка! После выхода Приказа Минфина РФ № 186н от 24.12.2010 РБП на оплату труда учитываются на 96 счете «Резервы предстоящих расходов», а субсчет 97.02 применяется для страхования любых типов, предусмотренных в организации. Пунктом 65 приказа обозначено, что затраты могут списываться так же, как другие активы. Однако большинство предприятий предпочитает по-прежнему отдельно учитывать активы, которые распространяют свое действие на будущее.

Как делить страховые суммы на счету 97 в бухгалтерском учете?

97.02 «Расходы на страхование» корреспондирует по дебету со счетами:

  • 23 «Вспомогательное производство»;

По кредиту он может корреспондировать со счетами:

  • 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Страхуя имущество, предприятие заключает контракт со страховой организацией в виде полиса, действующего в течение года. Поэтому бухгалтер считает целесообразным делить сумму страхового взноса на равные части и ежемесячно списывать их с 97 счета. Хотя единовременное списание не возбраняется правилами бухгалтерского учета.

Пример использования счета 97 при учете расходов будущих периодов

ООО «Кандидат» имеет в собственности котельную, которая отапливает соседние здания. Тепло производится с помощью газового котла, который является опасным производственным объектом. По этой причине общество ежегодно вынуждено страховать свое газовое оборудование. 28 февраля был получен страховой полис от страховой организации. За него ООО «Кандидат» заплатило 25 000 руб. Срок действия полиса ‒ с 1 марта текущего года по 28 февраля будущего года. Бухгалтерия должна сделать операции:

  • Дт 76 Кт 51 «Расчетные счета» - перечислено 25 000 рублей страховой компании;
  • Дт 97.02 Кт 76 - получен полис на страхование газового котла со взносом 25 000 рублей;
  • 25 000 / 12 = 2 083,33 руб. - ежемесячная норма отнесения суммы страховки на затраты;
  • Дт 23 Кт 97.02 - списаны РБП по страхованию за март в размере 2 083,33 рубля.

Ежемесячно 97 счет будет погашаться на сумму 2 083,33 рубля, пока не закончится срок страхования объекта. Чтобы в программе сумма регулярно списывалась автоматически регламентной операцией, надо все данные прописать в карточке объекта по образцу:

Неисключительность прав

Прочие расходы будущих периодов на субсчете 97.21 должны вестись по аналогии с издержками по страхованию объектов. Неисключительные права на программные продукты, которые предоставляются на определенный срок, связывают с активами организации в целях отчетности, так как они оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность.

Важный момент! Так как срок пользования не всегда прописывается в договоре, организация должна принять решение, какой стандартный период принимается для списания программ, и указать это в учетной политике.

Бывают разовые платежи за пользование программными продуктами, такие как покупка электронного ключа. В данном случае затраты все равно учитываются на субсчете 97.21, но при этом списание происходит сразу при получении первичных документов и продукта.

Важный момент! Если продукт уникален и принадлежит только одной компании, то он считается объектом интеллектуальной собственности и должен учитываться на счете 04 «Нематериальные активы». Те же условия по уникальности соблюдаются для лицензий и сертификатов.

Как отразить в отчетности?

Ранее в балансе для расходов будущих периодов была предусмотрена отдельная строка. После издания Приказа № 186н от 24.12.2010 в форму № 1 внесены изменения. Расходы будущих периодов отражаются в составе раздела «Оборотные активы» по строке 1210 «Запасы» . Эта строка собирает информацию об остатках материалов, товаров, готовой продукции и расходов будущих периодов.

Для собственного удобства бухгалтеры могут отнести РБП к прочим оборотным активам в строке 1260, чтобы выделить их отдельной суммой.

Важный момент! 97 счет подлежит ежегодной инвентаризации, для него законодателем предусмотрена специальная унифицированная форма № ИНВ-11. Инвентаризация РБП предназначена для сверки оборотов в программе с фактическими данными первичных документов.

Использование 97 счета регламентируется Планом счетов, Положением по бухгалтерскому учету, ПБУ 10/99.

В налоговом учете РБП списываются равномерно, как это предусмотрено в бухгалтерском учете. РБП числятся в составе себестоимости от основной или вспомогательной деятельности и поэтому отражаются в декларации по налогу на прибыль в качестве прямых или косвенных расходов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...