Промышленность монголии. Какова природа Монголии? В чем особенность ее хозяйственной жизни


· Отрасли экономики · Транспорт · Внешняя торговля · Телекоммуникации · Финансовый сектор · Официальный сайт · Примечания · Видео «Экономика Монголии»

Промышленность

Промышленный рост составил 4,1 % в 2002 году. Основные отрасли промышленности - производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная, мясоперерабатывающая. Монголия занимает 2-е место в мире по производству кашемировой шерсти в мире.

Машиностроение

Машиностроение в Монголии появилось сравнительно не так давно, в 2006 году, когда в Улан-Баторе начал обслуживать пассажиров первый троллейбус, произведенный монгольской компанией «Цахалгаан теевер» - это был первый троллейбус в стране, созданный монгольскими инженерами, и с тех пор значительно продвинулось.

С 2009 года компанией «Электротранспорт» производятся дуобусы JEA800-E разработанные монгольскими конструкторами. Машины экспортируются в Киргизию и Казахстан. Заказы на это транспортное средство также поступили из Чехии, Узбекистана и нескольких стран Азии.

В 2012 году инженеры Ё.Энхтр, Ж.Адилбиш, О.Энхбаатар из национального авиаперевозчика MIAT Mongolian Airlines собрали первый монгольский самолет. Этот одноместный самолет называется «Сон-1». В настоящее время на нем производятся испытательные полеты.

Однако преподаватель Монгольского университета науки и техники С. Манас заметил, что, построение пилотируемых летательных аппаратов - это очень дорого - и он специализируется на беспилотных самолетах. Его «Giant Club» насчитывает более 80 активистов, и они работают над проектом БЛА, который может летать на высоте от 200 до 400 километров и следить за безопасностью окружающей среды и экологии. Он считает, что массовое производство таких ЛА может принести большой вклад в экономику Монголии. Финансированием проекта занимается государство.

В 2013 году Белоруссия и Монголия договорились о создании совместное предприятие по производству тракторной техники.

Также в Монголии есть предприятие, занимающееся разработкой автожиров и дельталётов.

Производство трамваев на резиновых колесах к 2018 году планирует запустить монгольская компания «Электротранспорт». Новый вид общественного транспорта будет называться «Система BRT». Такой автопоезд за одну поездку сможет перевозить от 300 до 450 пассажиров. На производство нового вида пассажирского транспорта запланировано выделить 212 млн. долларов, которые готов предоставить Азиатский банк развития.

Энергетика

  • Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
  • Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
  • Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
  • Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.


Производство электроэнергии в Монголии в млн. кВт·ч

Сельское хозяйство

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остаётся уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и прочие овощи, кроме того, помидоры и арбузы.

Пастбищное животноводство

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся важным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Земледелие

Количество пахотных земель в стране крайне мало. В основном эти территории сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

Тур в Монголию Улан Батор

Город Улан-Батор Ulaanbaatar - столица Монголии. Это главный экономический, политический, а также культурный...
2:21 мин.

МОЛОМЖАМЦ ДЭМЧИГЖАВЫН
доктор экономических наук (Монголия)

В сегодняшней Монголии уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции
Реорганизацию сельскохозяйственных объединений следовало
бы осуществлять поэтапно: сначала преобразовать их в компании
с ограниченной ответственностью, а потом приватизировать
их собственность в соответствии с долями членов

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Кроме того, сельское хозяйство является крупным источником накоплений.

Животноводство

Особенность монгольского сельского хозяйства – преобладание животноводства. На долю последнего приходится почти 90% всех занятых в отрасли и подавляющая часть основных производственных фондов. Его продукция занимает наибольший удельный вес в экспорте и, следовательно, служит главным источником получения иностранной валюты. Кроме того, она является сырьем для большинства отраслей легкой и пищевой промышленности. Такие производства, как валяльное, войлочное, шорное, обувное, овчинное и кожевенное, целиком базируются на животноводческом сырье. В целом на базе животноводческого сырья выпускается до половины промышленной продукции страны.

Территория Монголии обширна при сравнительно небольшой численности населения. По данным Национального статистического управления, она на 1 января 2000 г. составила 2438,2 тыс. человек, т.е. всего лишь 0,88 человека на 1 км 2 . В то же время, по итогам переписи, проводившейся в конце декабря 1999 г., поголовье скота пяти видов достигло 33,3 млн голов (что на 418,2 тыс. больше, чем в 1998 г.). В частности, зарегистрировано 15 млн голов овец, 3,1 млн – крупного рогатого скота, 3,8 млн – лошадей, 11 млн – коз и 354,1 тыс. – верблюдов. По сравнению с 1998 г. поголовье овец увеличилось на 362,2 тыс. голов, лошадей – на 83,9 тыс., крупного рогатого скота – на 74,4 тыс. Лишь количество коз сократилось на 99,8 тыс., что объясняется массовым их убоем из-за роста цен на шкуры. В целом на одного человека приходится 13,65 головы различных видов скота, в том числе верблюдов – 0,15, лошадей – 1,56, крупного рогатого скота – 1,27, овец – 6,15, коз – 4,51.

Ведущей отраслью животноводства в Монголии является овцеводство, которое дает более 50% всей его товарной продукции. Основными здесь являются грубошерстное и мясное направления.

Второе место по вкладу в валовую продукцию принадлежит разведению коз. За 10 лет их поголовье увеличилось в 4 раза, что позволило производить около 3 тыс. т кашемира в год. В последние годы на мировом рынке цены на козий пух и изделия из него возросли, в связи с этим цена на козий пух-сырец в стране повысилась в несколько раз и достигла 35 тыс. тугриков/кг. Сегодня Монголия вторая после Китая по производству и экспорту козьего пуха. Немалым спросом пользуются и козьи шкурки с пухом, цена которых в настоящее время достигает 10 тыс. тугриков.

Третье место занимает разведение крупного рогатого скота. Главное направление – мясное. В Монголии преобладает неспециализированная некрупная порода со средним живым весом 300-350 кг и чистым выходом мяса немногим более 50%. В производстве мяса на экспорт скотоводство уступает лишь овцеводству.

Коневодство – одна из традиционных, экономически значимых и перспективных отраслей животноводства. По численности лошадей Монголии принадлежит одно из первых мест в мире. Коневодство дает 7-8% товарной продукции животноводства. В последнее время конское мясо становится одним из важных экспортных ресурсов. В начале 90-х годов построен завод по его переработке. Кроме того, лошади широко используются на различных внутрихозяйственных работах и являются незаменимым транспортным средством пастухов.

Разведение верблюдов играет важную роль в экономике страны, хотя их удельный вес в общем поголовье и невелик – 1,06%. Оно дает 6% товарной продукции животноводства. От верблюдов получают мясо, шерсть, молоко, кожу. Верблюжья шерсть классифицируется как полугрубая и высоко ценится на мировом рынке. Средний ее настриг с животного составляет 5-6,5 кг. Молоко и мясо верблюдов – одни из важнейших видов питания жителей Монголии. К сожалению, поголовье верблюдов с каждым годом уменьшается: в 1989 г. их было 530,5 тыс., в 1999 г. – 354,1 тыс. (т.е. за 10 лет оно сократилось на 176,4 тыс. голов). Наиболее развитой зоной верблюдоводства являются аймаки, расположенные в южных и юго-восточных регионах страны.

Кооперирование аратства

Естественно, что сельское хозяйство всегда привлекало пристальное внимание руководства страны. В последние 70 лет в нем, прежде всего в животноводстве, проведено несколько экспериментов. Один из них – кооперирование аратства – рассмотрим подробнее.

До конца 40-х годов скот принадлежал аратам. Потом в стране началось его обобществление как средства производства, а араты-скотоводы стали членами сельскохозяйственных объединений (СХО). Уже в 1960 г. кооперированием охвачено 99,6% аратских хозяйств, 72% всего поголовья скота перешло в собственность СХО.

Главной целью кооперирования было повышение эффективности животноводства, поднятие его экономического значения. Причем оно осуществлялось в то время, когда экономический потенциал страны был еще сравнительно низким для обеспечения необходимого уровня капиталовложений в сельское хозяйство.

При аратском (единоличном) ведении хозяйства не было базы для восстановления плодородия пастбищ, аратов к земле не привязывали никакие экономические затраты. Развитие животноводства выдвинуло вопрос об улучшении пастбищ. В рамках старой системы решить этот вопрос было невозможно. Интересы государства и единоличных, к тому же недостаточно мощных, чтобы взять на себя хотя бы часть расходов на улучшение пастбищ, хозяйств пришли в противоречие.

Действительно, кочевые аратские хозяйства были в основной массе мелкотоварными. В условиях их господства невозможно было осуществить землеустройство как государственную систему закрепления земель за отдельными хозяйствами. Это привело к стихийному закреплению земель, не обязывающему аратов заботиться об их плодородии. Переустройство в данной сфере начали реализовывать уже при всенародной собственности на землю, пользование которой согласно Конституции являлось бесплатным. Это определило высокий уровень концентрации угодий в СХО, что создало возможность для организации плановых перекочевок скота в крупных масштабах и постановки вопроса о рационализации землепользования в рамках государства.

Правительство постоянно уделяло большое внимание развитию СХО, в том числе укреплению их материально-технической базы. Одним из каналов, по которым велась такая помощь, было повышение (с 1959 по 1990 г. – в несколько раз) заготовительных и закупочных цен на их продукцию.

Закон о животноводческом налоге, принятый в декабре 1959 г., также был нацелен на усиление концентрации материальных средств в СХО. По нему от уплаты налога полностью освобождались все добросовестно работающие члены сельхозобъединений. Такой порядок существовал до 1990 г. (до их распада). За эти годы государство несколько раз списывало с членов объединений недоимки по поставкам животноводческой продукции и соответствующему налогу.

Кроме того, государство выделило средства на укрепление машинно-животноводческих станций, включив натуральную оплату за их работу для СХО в счет государственных поставок. Оно финансировало подготовку кадров для объединений, а также их медицинское и ветеринарное обслуживание. Государство также взяло на себя выплату части заработной платы председателям СХО.

Особое внимание уделялось росту поголовья скота в личных хозяйствах членов СХО. Если в конце 1959 г. в личной собственности на одно аратское хозяйство в среднем по стране приходилось 33 головы скота, то в 1989 г. – 75. Таким образом, еще до распада объединений и приватизации скота (по состоянию на 31 января 1989 г.) 20% его поголовья находилось в личной собственности.

С переходом экономики к рынку (в 1990- 1991 гг.) все имущество СХО, включая скот всех видов, передано в частную собственность путем приватизации.

Приватизация в аграрном секторе

С начала 90-х годов правительство Монголии начало осуществлять политику либерализации экономики и приватизации государственной собственности. В целом это был правильный шаг.

В мае 1991 г. в Монголии принят закон о приватизации. Он нацелен на денационализацию средств производства, находившихся в тот момент в собственности СХО и госхозов. С этого времени в данной сфере развернулись широкомасштабные радикальные преобразования производственных отношений. Для проведения приватизации избрана ваучерная схема, с целью дать каждому гражданину равные возможности.

Фактически закон о приватизации предрешал вопрос о судьбах социалистического кооперативного движения в монгольской деревне (до 1991 г. там насчитывались 360 сельскохозяйственных объединений и более 60 госхозов), хотя формально государство оставляло право выбора за самими аратами, неоднократно подчеркивая свою либеральную позицию. Расчет был верен, так как опирался на извечное стремление аратов иметь в личной собственности как можно больше скота в качестве залога благополучной жизни. В результате на первом этапе приватизации они по ваучерам забирали скот, а на втором – помещения, оборудование, сельскохозяйственные машины, жилье, построенное на средства объединений и т.д. В итоге уже к концу 1992 г. в их собственности сконцентрировано более 90% поголовья скота.

Таким образом, летом 1991 г. начались интенсивный роспуск сельскохозяйственных объединений и превращение госхозов в раздробленные мелкие производственные единицы. Практически эти процессы завершились в конце 1992 г. (позже в основном урегулировались отдельные рецидивы, вызванные нарушениями правил приватизации). Столь быстрое решение задач приватизации в сельском хозяйстве объясняется, по моему мнению, следующими причинами. Во-первых, более легкой “делимостью” средств производства в аграрном секторе (действительно гораздо проще выделить арату скот в соответствии с ваучером, чем провести акционирование какого-либо промышленного предприятия). Во-вторых, недостаточным пониманием существа проводимой кампании и ее последствий.

В целом приватизация в аграрном секторе привела к полной смене форм собственности. На базе бывших объединений, госхозов и кормовых хозяйств образованы акционерные компании.

Сейчас ученые и практики по-разному оценивают кооперирование аратских хозяйств. Одни исходят из того, что оно было важным шагом в развитии кочевого и раздробленного натурального хозяйства. А другие видят в кооперировании отход от традиционного ведения животноводства и считают это большой ошибкой. По моему мнению, отчасти правы и те и другие. Однако реорганизацию СХО следовало бы осуществлять поэтапно: сначала преобразовать данные объединения в компании с ограниченной ответственностью, а потом приватизировать их собственность в соответствии с долями участия членов в их создании.

Природно-климатические условия последних лет и кризис

Как известно, развитие сельского хозяйства (и животноводства и земледелия) во многом зависит от природно-климатических условий. 1999-2000 гг. были очень неблагоприятны для сельского хозяйства Монголии. Из-за знойного лета и раннего снегопада, сплошь покрывшего пастбища на территориях ряда аймаков, сложилась критическая ситуация, приведшая к бескормице и массовому падежу скота. Чтобы свести к минимуму дальнейшие потери, государственные административные организации и госслужащие создали движение по оказанию помощи скотоводам.

С соответствующим призывом к министерствам, ведомствам и народу в феврале 2000 г. обратился Президент Монголии Н. Багабанди. В нем он отметил, что отдельные общественные и государственные организации, политические партии и граждане уже начали оказывать материальную и финансовую помощь скотоводам. Но на недостаточном уровне в масштабе страны находится координирование инициатив по ее оказанию. Он выразил уверенность, что самоотверженным трудом и железной волей, унаследованной от предков, сельчане смогут преодолеть период стихии с наименьшими потерями скота и материальных ценностей.

Государственным организациям всех ступеней, особенно хуралам гражданских представителей городов, аймаков и сомонов и их президиумам и руководителям местных администраций предстоит ответственная работа по реализации положения Конституции о том, что скот является национальным достоянием и находится под государственной защитой.

Земледелие

В конце 50-х годов начало развиваться земледелие. В рамках программы освоения целинных и залежных земель созданы первые госхозы, которые сыграли важную роль в обеспечении страны зерновой и другой земледельческой продукцией. В 1985 г. земледелие производило уже более 30% всей продукции сельского хозяйства. Тогда в стране насчитывалось более 60 госхозов и почти 30 кормовых хозяйств. К сожалению, в первые годы приватизации они были раздроблены и распроданы, что явилось началом упадка отрасли.

Действительно, до 90-х годов Монголия обеспечивала себя земледельческой продукцией полностью. В частности, в 80-е годы выращивалось в среднем 600 тыс. т пшеницы, в разгар освоения целины рекордный урожай зерновых достиг 746,3 тыс. т. Но после раздробления крупных государственных хозяйств и образования многочисленных мелких компаний земледельческое производство пришло в упадок: в 1999 г. урожай составил всего 190 тыс. т, т.е. производство зерна сократилось более чем в 3 раза. В то же время при сохранении нынешних темпов прироста численность населения страны к 2010-2015 гг. достигнет 3,1-3,2 млн человек. Чтобы его прокормить, потребуется по крайней мере 540- 600 тыс. т зерновых, 160-180 тыс. т картофеля и 110-120 тыс. т овощей в год.

Правительственные программы по поднятию сельского хозяйства

Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” и “Зеленая революция”. В 1999 г. этими программами были охвачены 2 500 хозединиц, более 110 тыс. семей, в том числе 34 тыс. бедных и 14 тыс. беднейших. В соответствии с ними ставится задача увеличения к 2005 г. посевных площадей до 700-800 тыс. га, доведения урожая зерновых в среднем до 450-500 тыс. т и производства 250- 300 тыс. т муки.

Для обеспечения растущих потребностей населения в продовольствии требуется внедрение новых высокопродуктивных сортов земледельческих культур и комплексных противоэрозийных технологий. Поэтому с весны 1999 г. начаты работы в данном направлении, в частности по задействованию в главных житницах страны – аймаках Дархан-Уул и Сэлэнгэ – опыта американского штата Монтана по применению комплексной технологии защиты посевных площадей. Ее суть заключается в переходе к системе защиты почв от эрозии, покрытии посевов защитным слоем соломы и эффективной организации работ по использованию плодородия почв и влаги.

В результате проведения такой политики и появления конкурентоспособных частных хозяйственных единиц земледельческое производство в стране стало возрождаться. Сейчас в Монголии действуют более 400 крупных и мелких частных земледельческих хозяйств.

Теперь правительство ставит задачу обеспечить на основе внедрения интенсивных методов устойчивый рост сельскохозяйственной продукции с целью более полного удовлетворения потребностей народа в продуктах питания, а промышленности сырьем. Эта задача может быть успешно решена только путем укрепления материально-технической базы сельского хозяйства и его инфраструктуры, повышения уровня менеджмента.

Подводя некоторые итоги развития аграрного сектора экономики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в условиях перехода к рынку роль сельского хозяйства в экономике Монголии усиливается. В настоящее время оно дает более 40% ВВП и путем интенсификации производства можно еще более увеличить эту долю. Для устранения негативных явлений необходимо провести крупномасштабные мероприятия по укреплению его материально-технической базы, внедрить научную систему ведения хозяйства, развивать животноводство в сочетании с земледелием, подготовить условия для превращения последнего в современную высокодоходную отрасль экономики.

Во-вторых, как уже отмечалось, развитие сельского хозяйства во многом зависит от погодных условий, поэтому следовало бы найти новый подход к его страхованию от стихийных бедствий. Для того чтобы поднять земледелие, нужно принять ряд мер, в частности вести продажу сельскохозяйственных угодий частным лицам, выделить больше средств на восстановление ранее освоенных земель и т.д.


ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»
Кафедра мировой экономики

Контрольная работа
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:
студентка 3 курса ФФ
группы 2308
Бухадеева Е.Б.
Проверил: К.э.н.
Автурханов Э.М.

Г. Москва
2010 г.
Содержание.

    Этапы экономического развития……………………………………………...3
    Тип экономического развития…………………………………………………5
    Уровень экономического развития……………………………………………6
    Социальная структура экономики…………………………………………..... 6
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7
    Промышленность………………………………………… ……………………7
    Сельское хозяйство……………………………………………………… ….....9
    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9
    Транспорт……………………………………………………… ……………...10
    Связь………………………………………………………………… …….11
    Качество и использование рабочей силы……………………………….12
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………… ……12
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………... 18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км? и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.
Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

    Этапы экономического развития
Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.
Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.
Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.
Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.
По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.
В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.
    Тип экономического развития
По типу экономического развития Монголия относится к странам с переходной экономикой. Процессы перехода от командной экономики к рыночной были проведены в поздних 1990-х, но как происходит с любыми реформами, необходимо время, чтобы оценить результаты. Также происходит переход от экстенсивного типа развития к интенсивному.
    Уровень экономического развития
Уровень экономического развития, в общем, характеризуется объемом ВВП на душу населения.
ВВП на душу населения по паритету покупательской способности на 2009 год составил 3100 долл. США, место страны в мире: 166.
Объем ВВП составил 1,457 трл.долл. в сравнении с 1.362 трл.долл. в 2009. Уровень инфляции 4,2% (2009 г.), место страны в мире: 137 снизился на 23,8 % по сравнении с 2008 годом.
В целом можно сказать, что по уровню экономического развития страна относится к странам с переходной экономикой.
    Социальная структура экономики.
Первичный сектор экономики, сельское хозяйство, составляет 21,2% ВВП. Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству. Дополнительным фактором является то, что значительная часть населения проживает в сельской местности, и 34% занятого населения приходится на сельское хозяйство.
Вторичный сектор экономики, представленный промышленностью, составляет 29,5%. Наиболее весомый вклад вносят электро- и теплоэнергетика, угольная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов, металлообработка, микробиологическое производство, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая, текстильно-трикотажная, кожевенно-обувная, полиграфическая, пищевая, стекольно-фарфоровая и другие отрасли. В промышленности занято лишь 5% населения.
Третичный сектор является самым обширным, как и во многих странах. Здесь сектор услуг составляет 49,3%. В нем занято 61% занятого населения.
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
За последние годы монгольская экономика сдвинулась с централизованной плановой экономики к рыночной. Монголия смогла возродиться после Азиатского финансового кризиса 1997-98 с помощью Международного валютного фонда (IMF), но в большинстве своем на возобновление повлиял ряд экстенсивных финансовых реформ, обеспечивших рыночную стабильность. Реструктуризация корейских конгломератов (чеполей), банковская приватизация, создание более открытой системы с возможностью компаний-банкротов свободно покидать рынок все еще актуально в наши дни.
ВВП по официальному курсу составил $ 4203 млн. (2009 год)
Реальный темп роста ВВП уменьшился на 1% (2009 г.), место страны в мире: 130, по сравнению с 2008 годом -0,14%.
ВВП на душу населения составил 3100 долл. США (2009 г.), место страны в мире: 166
ВВП по секторам экономики по данным 2009 года составил:
Сельское хозяйство: 21,2%
промышленность: 29,5%
Услуги: 49,3% (2009 г.)
    Промышленность
Промышленный сектор Монголии включает в себя многие традиционные формы промышленности, а именно, производство продуктов питания и текстиля. Промышленный сектор пострадали непрерывно находился в упадке на протяжении 1990-х, после того как страна перешла к рыночной экономике. С начала 21-го века, Монголия приняла ряд мер, в результате чего наблюдается около 20% роста в перерабатывающем секторе.
Хотя на отрасль приходится 29,5% ВВП, Монголия, на самом деле, обладает высоким потенциалом. Монголия обладает огромным запасом неиспользованных месторождений полезных ископаемых, в частности, меди и золота. Таким образом, небольшое смещение акцента может помочь стране поднять свою производительность в промышленности.
Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная) . Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).
На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.
Промышленность – производимые продукты:
строительство и строительные материалы; горнодобывающая промышленность (уголь, медь, молибден, шпат, олово, вольфрам, золото); нефть; продукты питания и напитки; обработка продуктов животного происхождения, кашемир и природные волокна.
Кашемир является одним из трех основных статей экспорта, производство шерсти и кашемира превысило 10% от общего объема промышленного производства.
Промышленный рост - 3% (2006 г.), место страны в мире: 44
    Сельское хозяйство
Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство.
Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Поголовье скота составляет примерно 39,68 млн. (сокращение на 10-12% по сравнению с предыдущим годом). Суровые зимы и летние засухи в 2008-2009 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. с освоением целинных земель при технико-экономической помощи СССР. Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. В 2008-2009 гг. сельское хозяйство переживало заметный спад. Огромный вред хозяйству был нанесён в результате глобального изменения погодных условий, повлекших за собой стихийные бедствия. В 2008-2009 гг. сбор зерновых сократился в связи с засухой.
Сельское хозяйство – производимая продукция:
пшеница, ячмень, овощи, кормовые культуры, овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды, лошади
    Минеральные ресурсы
В Монголии имеются 3 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Баганур). На юге страны в районе горного массива Таван-Толгой обнаружен высококачественный каменный уголь (месторождение Таван-Толгой), геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Производство электроэнергии в 2009 году - 4030 млн. кВт · ч
Потребление электроэнергии - 3439 млн. кВт · ч
Экспорт электроэнергии - 21200 тысяч кВт-ч
Импорт электроэнергии - 186100 тысяч кВт-ч
Нефть - добыча: 5100 баррелей / день (2009)
Нефть - потребление: 16000 баррелей / день (2009 год)
Нефть - экспорт: 5300 баррелей / день (2009 год)
    Транспорт
В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт.
Железнодорожный транспорт. В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога - начинается с Транс-Сибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем ухоит в Китай через Еренхот, где присоединяется к китайской железнодорожной системе. Общая протяжённость железных дорог Монголии - 1810 км.
Автомобильные дороги. Большинство сухопутных дорог в Монголии - гравийные или грунтовые. Есть дороги с твердым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Есть некоторые проекты по строительству дорог в настоящее время, например, строительство с востока на запад так называемого «Миллениум-роуд». Общая протяженность автомобильных дорог - 49 256 км. Из них: С твёрдым покрытием - 8874 км, Без твёрдого покрытия - 40 376 км.
Авиационный транспорт. Монголия имеет ряд внутренних аэропортов. Единственный международный аэропорт - Международный аэропорт Чингис Хана вблизи Улан-Батора. Прямое воздушное сообщение существует между Монголией и Южной Кореей, Китаем, Японией, Россией и Германией. MIAT Mongolian Airlines является крупнейшим перевозчиком в Монголии, и обеспечивает как внутренние так и международные рейсы. По состоянию на 2010 г. в стране насчитывается 46 аэропортов. Из них 14 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием, 32 - с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Перелеты осуществляют такие национальные компании, как: Ульгий-Транс, Аэро Монголиа, Монгольская авиакомпания МИАТ
Водные системы. Протяжённость водных путей - 580 км. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул. Навигация с мая по сентябрь. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому океану. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом.
    Связь
Все гостиницы в Улан-Баторе имеют центры с международной телефонной связью, факсом и интернет-услугами.
Общая оценка телефонной системы состоит в том, что происходит улучшение качества сетей с международным прямым набора номера, увеличивается доступ во многих областях. Кроме того, была установлена волоконно-оптическая сеть, что сказывается на улучшении широкополосной связи и услуг связи между крупными городскими центрами и компаниями, предоставляющими данные услуги. Внутренние линии характеризуются очень низкой телефонизацией, наличием мобильной связи. Стационарных телефонных линий 188,900 штук в 2009 году. Абонентов сотовой связи - около 2.249 млн. чел. 4 сотовых операторов: МобиКом (GSM), СкайТел (CDMA), ЮниТел (GSM), и Джи Мобайл (CDMA).
СМИ. В связи с законом, принятым в 2005 году, государственное радио Монголии и ТВ становится общедоступным, также есть частные радио- и телевещательные компании, многоканальное спутниковое и кабельное телевидение. Имеется более 100 радиостанций, в том числе около 20 через ретрансляторы для общественного вещания.
Пользователей Интернета - 330000 чел.
    Качество и использование рабочей силы
Рабочая сила составляет 1068 тысяч чел.(2008).
Рабочая сила - по секторам экономики распределяется в следющем соотношении: сельское хозяйство: 34%, промышленность: 5%, услуги: 61% (2008).
Уровень безработицы составляет 2,8% (2008)
Численность населения, живущего ниже черты бедности, составляет 36,1% (2004). 80% семей, занятых в животноводстве, - бедняки.
Сохраняется тенденция к дифференциации имущественного и жизненного уровня жителей аймаков, городов и отдельных регионов, что является основной причиной миграционных потоков из отдалённых районов в столицу. Нередко мигранты, переехавшие с семьями в города, пополняют ряды безработных, поскольку, как правило, не имеют ни образования, ни трудовой квалификации, тогда как в городах наблюдается переизбыток предложения на рынке труда.
Бюджет: доходы: $ 1,38 млрд., расходы: $ 1,6 млрд. (2009).
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии - Китай получает около двух третей экспорта Монголии.
Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.
Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.
Экспорт составил $ 1902 млн. (2009). Экспорт - товары: медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь. Экспорт - партнеры: Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)
Импорт составил $ 2131 млн. (2009). Импорт - товары: машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай. Импорт - партнеры: Китай 35,99%, 31,56% Россия, Южная Корея 7,08%, Япония 4,8% (2009).
Монголия уделяет особое внимание сотрудничеству с Бурятией, Республикой Алтай, Иркутской, Читинской, Кемеровской и Новосибирской областями.
Долг - внешний: $ 1860 млн. (2009).
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией
Российская Федерация традиционно является одним из важных торгово-экономических партнеров Монголии и входит в десятку стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Монголии. По итогам 2008 г. в соответствии с данными монгольской таможенной статистики объем двусторонней торговли увеличился на 525,5 млн. долл. США и достиг 1,3 млрд. долл. США, что на 65,4% больше по сравнению с 2007 г. Темпы роста российского экспорта возросли с 36,2% в 2007 г. до 67,0%, в результате чего его стоимостной объем составил 696,7 млн. долл. США.
В то же время монгольские поставки в Россию увеличились на 87,5% и достигли уровня 84,6 млн. долларов США. Положительного сальдо России в двусторонней торговле равнялось 1,1 млрд. долл. США.
Однако по отдельным, весьма важным для Монголия товарным позициям доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках нефти – 92,0%. В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной техники, и других продукции.
На Россию приходится около 3% монгольского экспорта. Он ограничивается продукцией совместного предприятия КОО «Монголросцветмет» (плавиковый шпат-45%), изделиями легкой промышленности (42%). В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты.
Объем российских инвестиций и монгольскую экономику растет невысокими темпами (к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили 2 млн. долл США).
В Монголии зарегистрировано 425 российских и российско-монгольских компаний (в том числе 51 – в геологоразведке, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 55 – в строительстве и производстве стройматериалов, 106 – в легкой промышленности, 40 – в энергетике, 21 – в транспорте, 12 – в туризме), однако реально работают лишь 50-60. Основная нагрузка экономического взаимодействия по-прежнему приходится на предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а также акционерное общество «Улаанбаатарская железная дорога», которые суммарно производит около 20% монгольского ВВП.
В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовой элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД», «РОСАТОМ») проявляет интерес к участию в крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Тавантолгой» и «Улаан-Овоо», модернизация Улаанбаатарской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит энергоносителей из Росии в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т.п.). В Улаанбаатаре открыты представительства Газпромбанк, а также консерциума («Базовой элемент», «Ренова», «Северсталь»), образованного для освоение « Таван толгой».Сотрудничество Монголии и Российской Федерации активизируется в урановой отрасли.Правительство Монголии заинтересованно сотрудничать с Россией в этой отрасли на взаимовыгодных и равноправых условиях.
Координирующую роль в продвижении и развитии двустороннего торгово- экономического сотрудничества играет Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 6 марта 2009 года в Москве состоялось XIII заседание Российско- Монгольской Межправительственной комиссии. Сопредседатель МПК с российской стороны – Министр транспорта РФ Игорь Левитен и монгольской стороны – Первый вице-премьер Правительства Монголии Норвын Алтанхуяг.
Взаимоотношения Монголии и Российской Федерации носят устойчивый, долгосрочный характер и осуществляются на прочной деловой основе. Монголия является традиционным партнером РФ и рассматривает развитие наших отношений как стратегически важное для России направление. При этом экономическая составляющая отношений приобретает все более важное значение как в контексте укрепления двусторонних российско-монгольских связей и развития сопредельних регионов двух стран, так и с точки зрения усиления интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии.
Россия и Монголия договорились об урегулировании монгольского долга перед российской стороной. Соответствующее соглашение было подписано сторонами по итогам переговоров премьер-министров России и Монголии Владимира Путина и Сухбаатарына Батболда. Задолженность Монголии перед Россией составляет 180 миллионов долларов. Она образовалась в постсоветский период, когда Москва предоставила Улан-Батору кредит на оплату участия монгольской стороны в совместном предприятии "Монголросцветмет". Как пояснил министр финансов России Алексей Кудрин, большая часть долга (97,8 процента) была просто списана. Оставшиеся 3,8 миллиона долларов будут погашены одним траншем. По словам Кудрина, после урегулирования долга Россия может выдать Монголии новый кредит - на 125 миллионов долларов. 14 декабря Россия и Монголия также подписали соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании по добыче урана "Дорнод уран". Принципиально стороны договорились об СП еще в прошлом году.
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)
Прогноз ВВП . Монголия понесла большие потери на протяжении многих лет, но благодаря новой реформе, направленной на переход к свободной рыночной экономики, и приватизации, ситуация начинает меняться. ВВП в текущих ценах составил $ 5,15 млрд. долларов США в 2008, но последовало снижение на 18,36%, что составляет $ 4,203 млрд. в 2009. Согласно этим данным, страна занимает 145 место в мире. Эксперты говорят, что в 2010 году Монголия увеличит ВВП до $ 5540 млн, что чуть выше предыдущего года, и прогнозируют более значительные изменения на 2015 год, установив на отметке $ 11812 млн, долларов США.
и т.д.................

Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % - в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии - это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия - страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии - конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные в экономике Монголии - это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов - это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров - это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси - специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте - Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

Да, когда-то – во времена Золотой Орды – Монголия была процветающей империей. А сейчас наоборот - лично меня Монголия манит своей отдалённостью и пустынностью. Такое уж у Монголии загадочное амплуа, что не мешает ей, впрочем, развиваться в хозяйственной жизни и иметь свои сильные стороны.

Природа Монголии

Что я знаю о Монголии ? Сразу на ум приходят как минимум три вещи:

  1. Чингисхан, хан Батый, монголо-татарское иго и Золотая Орда.
  2. Пустыня Гоби.
  3. Кочевники.

Монголия кажется мне схожей с бескрайними сибирскими просторами России. В чём-то моё представление справедливо. Северная часть Монголии имеет такие же природные условия и ландшафты, как Восточная Сибирь. Она в основном занята горными системами Монгольский и Гобийский Алтай, хребтами Хангай и Хэнтэй. Высокогорные и горно-таёжные пояса сменяются горными степями и хвойными лесами. Своеобразной точкой разделения является озеро Хубсугул, к югу от которого начинаются обширные пустынные и полупустынные районы и степи, лесостепи.

Особенности хозяйственной жизни Монголии

Главная отрасль экономики и занятости Монголии сельское хозяйство - связана с её природой и традициями кочевничества.


Степи, богатые травами и дикими злаками, пригодны для пастбищного животноводства , заготовки корма и сена для скота. Хангайско-Хэнтэйский горный район и западные части страны используются для земледелия . Выращивают в Монголии в основном пшеницу, овес, ячмень и картофель.

Также, как можно предположить по характерным меховым шапкам и накидкам монголов в учебниках по русской истории, в Монголии много пушного зверья (лисиц, белок, сурков). Мех и меховые изделия экспортируются и для некоторой части населения являются серьёзным источником дохода.


Монголия может похвалиться огромными запасами каменного угля и фосфоритов . Есть месторождения бурого угля, медно-молибденовых руд, плавикового шпата и вольфрама. Все эти полезные ископаемые также являются экспортируемыми. А вот топливо, машины и оборудование, автомобили, химикаты, строительные материалы, потребительские товары Монголии приходится импортировать из Японии, Южной Кореи, России и Китая.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...