Продовольственные карточки в России: причины и цели введения. Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых


Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.

Российская империя в период своего распада породила немало административных приемов, использованных впоследствии большевиками.

Это - продразвёрстка, экспроприации, продуктовые карточки, паспортизация городского населения, всеобщая воинская обязанность и круговая порука с целью пресечения посягательств на политическое руководство. Первенство в применении этих способов мобилизации приписывают Советской России, но все они были созданы чиновниками царских ведомств, и практиковались в Российской империи еще до прихода к власти социалистов в 1917 году.

Как царь, так и Временное правительство посылали в деревню карательные отряды для подавления крестьянских бунтов и изъятия хлеба, проводили конфискацию крестьянской собственности для ведения войны, де-факто использовали административно-разрешительную систему для распределения продовольствия и товаров первой необходимости.
Для подавления народных выступлений широко применялась практика взятия заложников. Идеологами ее были царские генералы: В.А.Золотарев, А.Макшеев и Н.Н.Обручев. Еще до войны ими были разработаны меры по взятию в заложники неблагонадежного населения Российской империи из числа фабрично-заводских рабочих, поляков, кавказцев и евреев. Под эту доктрину формировались специальные карательные войсковые соединения.

Мало кто знает, но практика продразверстки была введена не большевиками, а царскими чиновниками. Впервые идею изъятия хлеба официально сформулировал министр земледелия Российской империи Александр Риттих. Немец по национальности, он 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года.

Продразверстка предполагала обязанность русских крестьян продавать зерно по установленной государственной цене. Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.
Обязательная продажа зерна шла плохо. Были случаи неповиновения крестьян. Были случаи насильственной экспроприации зерна. За два месяца - с момента выхода указа до свержения царизма - было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.

Но разве воевала царская администрация с крестьянами после Первой русской революции 1905 года? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться не к «официальной» бело-эмигрантской истории, которую выдают сейчас за историю России, а ознакомиться с фактами из русской жизни 1914 - 1917 годов.

Провоцируемое законами капиталистического развития, на селе продолжалось вооруженное противостояние государственной администрации и крестьян. Например, в мае 1914 г. крестьяне села Травное Барнаульского уезда Томской губернии в ответ на отрезку 49 огородов во время землеустройства, вооружившись ружьями и кольями, разгромили контору лесничества и убили четырех стражников. Буквально через месяц в Новочихинской и Касмалинской волостях того же уезда, при заготовке сена, развернулось сражение, в ходе которого было убито девять крестьян и восемь полицейских. С 31 мая по 1 июля 1911г. тянулся конфликт в селе Павловском Павловской волости, Барнаульского уезда, в котором участвовало до тысячи крестьян. Он сопровождался разгромом государственной конторы, домов объездчиков, управляющего, урядника. Только с прибытием роты солдат конфликт был погашен, общее число арестованных достигло 110 человек(1).
С началом войны положение на селе только ухудшилось. Например в Белоруссии, в 1915г. в связи с ростом реквизиций (отъема продовольствия, фуража и лошадей), произошло 99 крестьянских выступлений(2).

Реквизиции происходили не только в прифронтовых областях, но и по всей России. В уже упомянутой Томской губернии сопротивление реквизициям продовольствия и скота для армии в январе-феврале 1917 г. привели к крупным волнениям в селениях: с.Хайрюзовское, Ложкинское, Верх-Шубенское, Усть-Гавриловка, Марушенское, Тайнинское.
Только в названных селениях было арестовано 32 чел.

На Кубани против реквизиций и принудительных работ было 89 выступлений, из них 8 случаев сопровождались введением стражников и воинских команд(3).

Касательно, реквизиций следует отметить, что насильственный (против воли крестьян) отъем продуктов питания был оправдан военным положением.
Что в большей степени оправдывает и политику большевиков, ведь в городе также была всеобщая трудовая повинность, а рабочих и армию следовало кормить. Люди работали на Россию, на свою армию, а, как известно, - кормить свою армию нужно, чтобы не кормить чужую.

Кто же больше преуспел в продразверстке - царское правительство, эсеры-социалисты или большевики?

Царское правительство, хоть и придумало всю эту схему, преуспело в деле продразверстки мало. Ему не хватило времени (буржуи и генералы спихнули царя). В абсолютном выражении больше всего хлеба взяли большевики. Но по интенсивности ограбления крестьян лидировало Временное правительство.

Существует статистика сбора зерна по продразверстке в 1917 - 1921гг.(4)

Период Сбор зерна Сбор зерна
(млн. цент.) в среднем за месяц
(млн. цент.)
Конституционные демократы
и социалисты,
март - декабрь 1917 г. 47,2 4,72
Большевики,
январь - октябрь 1918 г. 5 0,55
Большевики,
ноябрь 1918 - октябрь 1919 гг. 18 1,5
Большевики,
ноябрь 1919 - октябрь 1920 гг. 35 2,91
Большевики,
ноябрь 1920 - октябрь 1921 гг. 46,7 3,89

Из приведённых выше данных видно, что наибольшего успеха в продразверстке добилось Временное правительство и его представители на местах, умудрившиеся конфисковать 280 млн. пудов хлеба (1 пуд = 16,85 кг.). Кстати они планировали забрать у крестьян в три раза больше. Вот такие вот были эсеры - «радетели за счастье крестьянства»!

Комиссары Временного правительства считали, что хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке поступает мало, и 25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

Характерно, что чиновники занимавшиеся продразвёрсткой до Октябрьской революции не бойкотировали власть и продолжали своё дело и после октября 1917 года.

Однако что с ними делать новая власть решила лишь весной 1918 года. Тогда Совет народных комиссаров подтвердил «Хлебную монополию» своим декретом от 9 мая 1918 года. Участие Советских органов в продразвёрстке наблюдается лишь с января 1919 года, когда голод и нехватка продовольствия для армии потребовали самых решительных действий.

Продразверстка продовольствия сопровождалась ростом цен на промышленные товары по всей России, что также вызывало недовольство. Но все это происходило и при царе. Например, летом 1916 г. жители села Лосева Воронежской губернии подняли бунт в связи с повышением цен на товары. В выступлении участвовали женщины-солдатки, которые разгромили лавку торговца, оказали сопротивление стражникам. Волнение было подавлено вооруженной силой, несколько десятков человек (в том числе много женщин) арестовали, всех участников подвергли избиениям(5).

21 марта 1914 года по всей России было объявлено о реквизиции всего сукна защитного цвета, а также байки и другой теплой материи. Все наличные запасы этих материалов были запрещены к продаже.

С ноября 1914 г. начались проблемы с поставкой продуктов питания. В Сибири были реквизированы все запасы коровьего масла. История «масляного голода» примечательна тем, что после частичного запрета на торговлю маслом, большая его часть стала вывозиться через Швецию в Германию, которая воевала с Россией.

Ну что тут скажешь…
Капиталист найдет выгоду и в продаже своей Родины.

В 1916 году были введены первые карточки на продукты питания - это были карточки на сахар.

10 октября 1916 г. на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы по всей стране. Он не был принят, но к этому времени в некоторых городах России уже существовали свои карточки и продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах.

Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923г. С.Г.Струмилиным (в то время заведующий отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС и профессор МГУ): «В Москве начали распределять по карточкам сахар - с 16 августа 1916 г., но лишь с момента революции, с марта 1917 г. начались выдачи хлеба по карточной системе. С июня 1917 г. карточки распространились на крупы, в июле - на мясо, в августе - на коровье масло, в сентябре - для яиц, в октябре - на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. - на кондитерские изделия и на чай. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах».

По более полным данным, относящимся к тому же времени, по ответам уполномоченных на запрос Управления делами Особого совещания по продовольствию от 13 июля 1916г. существование карточной системы можно констатировать в 99 случаях - районах, из них 8 случаев относятся к целым… губерниям(!), 59 случаев к отдельным городам и 32 к уездным городам вместе с уездами или просто к уездам. На вопрос о том, на какие продукты существует карточная система, имеется 87 ответов. Из них все отмечают существование карточной системы на сахар и 12 - на пшеничную муку и крупу(6).

Вот отдельные «сообщения» с мест: «В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания…». «В 1916 г. во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты». Приметами военного времени в Ярославской губернии «становились нехватка продуктов и товаров, рост цен, спекуляция. Не решило проблемы введение в 1916 г. „продовольственных билетов“, т. е. карточек на муку, сахар и масло. Они отоваривались нерегулярно, и население вынуждено было пользоваться услугами „черного рынка“. В 1916г. резко сократился подвоз хлеба, а губерния никогда не производила его в достаточном количестве. Отчаявшиеся местные жители останавливали баржи с хлебом, идущие по Волге и забирали хлеб себе».

Современные историки признают факт введения карточной системы в Российской империи во время Первой мировой войны. Например, вот что пишет историк Голубинов Я.А. в своей работе «Городские думы Самарской губернии и продовольственное обеспечение населения в годы Первой мировой войны»:
«С середины 1915 г. во многих городах России, как продолжение мер по регулированию снабжения населения, были введены продовольственные карточки, служившие разрешением купить определенное количество продукта по твердой цене. Карточная система, действовавшая в странах Западной Европы, была до того момента для многих общественных деятелей лишь „немецкой выдумкой, непригодной для урегулирования продовольственного кризиса в русских условиях, чуждых выдержки и дисциплины“. Однако острая необходимость равномерного распределения продуктов, закупленных городскими управлениями, среди населения заставила ввести ее.
В Самаре дума признала своевременным введение в мае 1916г. только карточек на сахар. Большинство остальных города при введении карточной системы также ограничились лишь этим продуктом. Некоторые, как например Ставрополь, посчитали распределение по карточкам нецелесообразным ввиду наличия отлаженной системы кооперативных лавок.
Введение началось с переписи населения и тщательного подсчета норм выдачи продуктов.

В Самаре все население города было переписано в июне за четыре дня силами 15 инструкторов, вставших во главе районов, на которые был разбит город, с подчиненными им 150 регистраторами. В уездных городах перепись была произведена за один день. Везде она была произведена городскими управлениями, лишь в Балаково эту работу произвел местный контрольный комитет как отделение Николаевского уездного продовольственного совещания. Нормы выдачи сахара были установлены в 1 фунт на человека в месяц, карточка выписывалась на главу семьи и в ней учитывались все ее члены, соответственно числу которых и продавалось определенное количество сахара. Кроме сахара по карточкам могли распределяться и другие продукты, так в Балаково с ноября 1916г. по ним выдавалась мука и масло. Использовать карточки горожане могли в городских, частных и кооперативных лавках. А в первых месяцах 1917г. в Самаре и других городах губернии были введены продовольственные книжки, учитывавшие уже не только приобретение определенного количества сахара, но также и муки»(7).
Самарский историк поведал нам историю ввода продовольственных карточек в России еще до февральской буржуазной революции. А были еще и принудительные работы, марки которые выдавали вместо денег, вооруженное изъятие хлеба, запрет частной доставки продовольствия, введение норм личного и хозяйственного потребления и т. д.

До чего довели Россию буржуи, придя к власти в 1917 году, мы хорошо помним.

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

  • большая часть пенсионеров, которые находятся за чертой бедности, принимая во внимание средний размер пенсии за 2015 г.;
  • матери-одиночки;
  • безработные граждане;
  • такие этнические группы, как народности Крайнего Севера, таджики, ромы.

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.

Для тех, кто рожден в Советском Союзе, воспоминания о жизни в этой стране отнюдь не ограничиваются светлой ностальгией. Были там и минусы, особенно заметные на закате советской эпохи. И один из них – унизительные талоны на продукты и предметы первой необходимости. Граждане бывшего СССР прекрасно помнят эти маленькие, но такие важные для каждого кусочки бумаги, на которых было отпечатано название товара, количество, положенное на один талон, и штамп или печать выдавшей их организации.

Впрочем, талонная система, введенная в середине 80-х, – не первый опыт ограниченной выдачи населению жизненно важных продуктов. До этого талоны в СССР вводились, как минимум, трижды.

Немного истории

Впервые талонная система в СССР была введена в 1917 году в связи с проведением политики «военного коммунизма». Молодое советское государство, являясь, к тому же, участником Первой мировой войны, не в состоянии было обеспечить народ необходимым количеством продуктов. Отменили талоны на хлеб, крупы, сахар и подсолнечное масло (тогда они назывались продуктовыми карточками) лишь в 1921 году, когда страна перешла к НЭПу.

Повторно карточная система была введена в 1929 году: тогда ввели карточки только на хлеб. А двумя годами
позже, в 1931-м, Наркомат снабжения СССР по решению Политбюро ЦК ВКП(б) ввел карточную систему распределения продуктов и промтоваров первой необходимости для лиц, работающих в госсекторе, и их иждивенцев. Эти карточки были отменены 1 января 1935 года. Правда, на другой день после отмены продуктовых карточек цены на хлеб и муку поднялись вдвое.

Следующее введение карточек на основные продовольственные товары совпало с началом Великой Отечественной войны и продлилось до 1947 года. Отменялись продуктовые карточки постепенно, начиная с 1945 года. Последними были отменены карточки на сахар.

Талонная система «развитого» социализма


Многие непопулярные у народа решения партии и правительства преподносились в СССР как отклик на просьбы трудового советского народа. Вот и продуктовые талоны в середине 80-х годов были массово введены по всей стране «от имени народа» и «по просьбам трудящихся» в связи с дефицитом основных продуктовых и промышленных товаров. Такая формулировка кого-то веселила, но большинство – раздражала. Действительно, кто по доброй воле захочет потреблять меньше, чем привык? Но открыто спорить и возражать с «руководящей и направляющей» было не принято – себе дороже.

Надо сказать, что в некоторых регионах талоны на мясо, масло и сахар были введены раньше, в конце 70-х. А в 80-х их ввели уже повсеместно. Причем не всегда эти кусочки бумаги назывались талонами: часто на них было написано «Карточка покупателя», «Заказ», «Приглашение на получение» того или иного продукта с указанием полагающегося количества (в граммах, литрах или штуках в зависимости от вида товара). Это попахивало некоторым лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого не приглашал купить мясо, сахар или крупу, да еще в строго обозначенном количестве – больше все равно бы не дали. Видимо, государство таким образом пыталось завуалировать свою неловкость перед гражданами и придать талонной системе хоть сколь-нибудь приличный вид.

Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки и две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.

Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия.


Талоны выдавались в домоуправлении в начале каждого месяца; обычно их получал на всю семью кто-то из домочадцев. Иногородние студенты получали продуктовые талоны у коменданта общежития. Кроме того, к концу 80-х, когда за неимением у предприятий денег стал практиковаться бартер (по-другому – натуральный обмен), профкомы ввели талоны на дефицитные товары, полученные заводом или фабрикой в качестве оплаты за свою продукцию. На одних предприятиях такие талоны выдавались лучшим работникам в качестве поощрения, на других разыгрывались в виде лотереи.

Талоны и «базарная» экономика

Поскольку не всем и не всегда был необходим гарантируемый государством продуктово-промтоварный набор, а талонов было жалко, смекалистый советский народ быстро сообразил, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Водку и вино, например, покупали все, включая молодых трезвенников и стареньких бабушек. Покупали, чтобы потом перепродать втридорога. Точно так же перепродавали на стихийных рынках и остальные товары, купленные по талонам. А часто продавали и сами талоны, не желая заморачиваться с покупками в магазине.

Предшествуя так называемой рыночной «базарная» экономика, спонтанно возникшая в конце 80-х – начале 90-х, была уникальным явлением. При тотальном дефиците на расплодившихся повсюду «блошиных» рынках можно было купить практически все: от отечественных мясных консервов и импортного нижнего белья до спортивных костюмов, дубленок и ковров.

После развала СССР, начиная с 1992 года, талонная система распределения товаров постепенно сошла на нет. Стихийный «отпуск» цен, которые буквально взбесились, почувствовав свободу, резкое падение уровня доходов у населения и распространение свободной торговли сделали свое дело: людям просто не на что стало покупать даже самое необходимое. Какие уж тут талоны…

Сегодня многих россиян волнует вопрос о том, введут ли продовольственные карточки в 2018 году в России, потому что разговоры о том, чтоб улучшить уровень жизни малоимущих граждан, ведутся уже давно. Предварительные сроки запуска данного проекта были запланированы на 2017 год, но государственный бюджет не позволил провести данное мероприятие. 2018 год может стать»пилотным» для данного законопроекта, а вывод о том, как ситуация с малоимущими слоями населения и продовольственными карточками будет развиваться дальше, можно будет немного позже.

Продовольственные карточки и их особенности

Согласно задумки Минпромторга, продовольственные карточки могут получить около 16 миллионов россиян, которые живут «за чертой бедности» (их уровень заработных плат и социальных пособий не дотягивает до ). Люди получать специальные банковские карточки, на которые ежемесячно будет поступать сумма, равная примерно 1200 рублям. Примерно так и будут выглядеть продовольственные карточки 2018, а последние новости говорят о том, что потратить полученные деньги можно будет на продовольственные продукты, которые быстро портятся (молоко, мясные продукты, фрукты, овощи). Полученные финансы нельзя будет снять со счета и тратить на консервы, бытовую химию, алкогольные напитки или сигареты.

Нужно сказать, что в случае неполной траты денежных средств с карточки они будут списаны, после чего человек сможет рассчитывать на новое поступление. Представители власти считают, что внедрение данной системы позволит решить проблемы огромного количества россиян, нужно только правильно определить то, кто получит продовольственные карточки в 2018 году, потому что сегодня многие россияне получают заработную плату «в конвертах», а система помощи с помощью продовольственных карточек направлена именно на улучшение качества жизни именно малоимущих слоев населения.

Последние новости правительства

Власти сегодня очень много говорят о том, что с 2018 года вводятся продовольственные карточки, но если называть более конкретные даты, то нужно сказать, что карточки будут вводиться не ранее середины года, а в полностью государственная программа заработает не ранее 2019 года (такое заявление сделал Денис Мантуров на последнем заседании с журналистами). Минфин уже дал свое официальное согласие на реализацию данной программы, но источники ее финансирования все еще прорабатываются властями, поэтому слабые стороны у программы есть.

Распространять карточки будут органы социальной защиты, и главной особенностью станет то, что помощь будет предоставляться адресно, то есть рассчитывать на нее стоит только те россиянам, которые действительно в этом нуждаются. Согласно последним данным правительства, продовольственные карточки для малоимущих с 2018 года будут выдаваться платежной системой «Мир», и именно на них и буду ежедневно перечисляться средства на приобретение продуктов питания. Приобрести продукты можно будет только у тех торговых предприятий, которые станут участниками программы, а администрировать их будет одна из крупнейших организаций в Российской Федерации.

В завершение стоит сказать о том, что американские власти уже давно используют подобную систему поддержки малоимущих слое населения. Однако американцы получают карточки не с 20 долларами в месяц (1200 рублей), а со 130 долларами, и при этом рассчитывать на получение помощи могут те люди, доход которых не превышает 1,5 тысяч долларов в месяц. Верить обещаниям властей или нет? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, потому что в бюджете страны есть проблемы, но пока сомневаться в том, что продовольственные карточки все-таки будут введены в обиход россиян с 2018 года, не приходится.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...