Проблема внешнего долга в мире. Проблема внешнего долга в современной мировой экономике


Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.

Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП

и экспортных· доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.

В прошлом такие кризисы нередко приводили к отказу стран- должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга (такая ситуация называется дефолтом). Так, дефолт по внешнему долгу был объявлен Турцией в IS75 г., Перу и Египтом -- в 1876 г., Грецией - в 1893 г., Бразилией -в 1898 г. и 1914 г., Россией - в 1917 г. Однако в наше время страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.

Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является ВОЗМОЖНОСТЬ страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга. Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX - начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы - у Южной Кореи.

Еще по теме Проблема внешнего долга в мире:

  1. Проблемы внешнего долга и его реструктуризация. Платежный баланс России.
  2. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 - 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных - примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных - увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта.

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга - утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал 13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

Изучив главу 20, вы будете знать проблемы внешнего долга в современной мировой экономике, имеющиеся подходы к определению внешнего долга, понятие государственного и частного внешнего долга, позиции России

Пеппер Дж. Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. Ч. 2. М.: Ирбис-Пресс, 2002. С. 10.

кок кредитора и должника, вопросы урегулирования задолженности России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов.

Проблемы внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже отмечалось выше, по характеру использования формы вывоза капитала различают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, которые принимающая сторона обязана погашать. Кредитование выступает как один из важнейших инструментов проникновения на новые рынки, внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника, предопределяя принятие важнейших решений этой страной в области внутренней и внешней экономической политики (и политики вообще). Тем самым проблемы внешнего долга являются важнейшим аспектом национальной экономической безопасности любой страны.

Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать (т.е. своевременно совершать текущие платежи основной суммы и процентов по долгам). Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики конца XX и начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой долговой экономики (с учетом и внешнего, и внутреннего долга), основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (т.е. на погашение текущих платежей и выплату процентов) к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Данная проблема актуальна и для современной России - в связи со значительными масштабами самого внешнего долга нашей страны, необходимостью отвлечения крупных средств для его обслуживания и сокращения, что существенно ограничивает возможности экономического роста в стране и т.д.

Государственный внешний долг выступает в качестве составной части государственного долга вообще, который в широком смысле слова можно охарактеризовать как взятые на себя и непогашенные финансовые обязательства государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами).

Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами, - одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

В международной практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте (а внутреннего долга - сумма обязательств в национальной валюте). Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам (независимо от того, в какой валюте - иностранной или национальной - он выражен).

В методологических разработках к объединенной статистике внешнего долга МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов и ОЭСР (Debtor Reporting System, DRS) валовой внешний долг определяется как сумма на данный момент погашаемых или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам по выплате основного долга с процентами или без них. Поэтому внешний долг в данном учебнике рассматривается как долг нерезидентам вне зависимости от валюты, в которой он выражен.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956- 1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (30 годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. в России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

Государственным (официальным) внешним долгом является та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти). Кроме того, есть и частный внешний долг - долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. Россия имела до недавнего времени значительный государственный внешний долг (а в последние годы стал возрастать и частный внешний долг). Однако государственный внешний долг нашей страны не является самым большим в мире.

Самым крупным должником в современном мире являются США. Достаточно сказать, что по состоянию на 31 марта 2012 г. задолженность США составила более 15 трлн долл., т.е. фактически была равна по стоимости ВВП США.

Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.

При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель - коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 1960-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 1960-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. На практике многие страны, сильно отягощенные долговыми обязательствами, как правило, имеют два или даже три критических значения по указанным выше показателям.

Однако, оценивая, например, степень остроты долговой проблемы для США, мы должны иметь в виду, что эта страна имеет и самый большой в мире ВВП, и многие годы является одним из ведущих экспортеров товаров, и ведущим экспортером услуг в мире. США нужно рассматривать как особого должника, поскольку эта страна является главным эмитентом мировой резервной валюты, и показатели соотношения внешнего долга к ВВП у нее могут быть выше, чем у других стран. Во многом за счет эмиссии доллара как резервной валюты США имеют и будут иметь возможность жить в долг в той мере, в какой США остаются и будут оставаться крупнейшим эмитентом валюты, а также центром экономического и политического влияния.

Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.

Другое дело - бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой долговой петли (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте - в 1876 г., Греции - в 1893 г., в России - в 1917 г. В современных условиях и страны-должники, и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта, хотя примеров такого рода, как уже отмечалось в настоящей главе, и в последние годы встречается достаточно много.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главным в этой политике является, с одной стороны, такое использование внешних заимствований, которое позволяло бы стране достичь намеченные ею цели (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой стороны - и решение самих проблем уменьшения внешнего долга.

Внешний долг - это общая сумма задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты.

Показателем внешней задолженности может служить абсолютный размер долга страны в денежном выражении. Однако для международных сравнений он не является показательным. Индикаторам внешней задолженности в международной практике служат относительные показатели, к которым относятся:

- отношение внешнего долга к ВВП страны (критическое значение показателя - 0,5 или 50%);

- коэффициент обслуживания внешнего долга - отношение суммы платежей по обслуживанию долга к доходам страны от экспорта товаров и услуг (критическое значение показателя - 0,5);

- отношение внешнего долга к суммарного экспорта страны (достижения коэффициентом значение 1,5 расценивается как кризис внешней задолженности);

- отношение ежегодного прироста внешнего долга относительно изменений в чистом экспорте (критическое значение показателя - 0,3).

Странами со средним уровнем внешней задолженности считаются страны, в которых два показателя из четырех превышающих критическую черту, к странам с высоким уровнем внешней задолженности относятся страны, которые имеют превышение критического значения по трем показателям.

К началу 1970-х гг. размеры внешней задолженности стран мира были относительно незначительными. Внешний долг основных заемщиков - стран, возрастал умеренными темпами. В некоторых странах (Франции, Чили, Аргентине, Индонезии, Заире) вникали незначительные вспышки кризисов неплатежеспособности . Нефтяные шоки 1970-х гг. в корне изменили ситуацию, став прологом к мировому кризису задолженности.

Резкое повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. вызвало появление значительных дефицитов платежных балансов стран-импортеров и значительных активов у стран-экспортеров нефти. Страны-экспортеры нефти (прежде всего государства Ближнего Востока) размещали огромные суммы в международных и оффшорных банках европейского континента, а те занимали деньги странам третьего мира. Кредиты предоставлялись под очень низкие проценты, так что реальные ставки были отрицательными. Большинство заемщиков считали, что в связи с ростом цен на сырье, традиционно экспортируемой из этих стран, у них не будет проблем с оплатой долга. Банки перестали учитывать риски кредитования иностранных государств и часто предоставляли в кредит суммы, которые превышали их собственный капитал. Правительства некоторых стран-заемщиц способствовали иностранному кредитованию при условии, что этими средствами они будут оплачивать экспортируемые из стран-кредиторов товары. Правительства многих стран также стали крупными должниками Всемирного банка и других международных финансовых организаций, которые в этот период значительно расширили список целевых кредитов.

Однако в начале 1980-х гг. мировые процентные ставки резко повысились в связи с проведением в развитых странах сдерживающей антиинфляционной политики. В это же время упали цены на сырьевые ресурсы, которые экспортировали в страны-должники. Это существенно ухудшило торговые балансы развивающихся стран. Поскольку займы предоставлялись на условиях гибкого процента и выплаты были привязаны к процентных ставок мирового рынка на момент их осуществления, они должны были платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам. Долговой кризис развертывался на фоне экономического кризиса и особенно поразила страны, которые имели значительные суммы внешнего долга и несли тяжелое бремя его обслуживания (прежде всего, африканские и латиноамериканские страны третьего мира).

Начало мирового кризиса внешнего долга датируют августом 1982 г., когда правительство Мексики объявило о своей неспособности исполнять обязательства по погашению долгов по графику платежей. После этого десятки стран, которые имели значительные размеры накопленного внешнего долга (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Нигерия, Югославия и др.) немедленно заявили о трудности в обслуживании долга. Кризис угрожал разорением не только края-нам-должникам, но и крупным коммерческим банкам, которые занимали средства. Весь финансовый мир охватила паника.

Возникновение долгового кризиса определялось многими факторами, среди которых основную роль сыграли международные, в частности повышение мировых процентных ставок. В то же время в значительной степени долговой кризис стал результатом внутренней экономической политики государств-должников, которая определяла направления, а следовательно - и эффективность использования заемных средств. Доступность внешних кредитов позволила ряда правительств увеличивать бюджетные расходы, не вводя новых налогов и безинфляционного финансирования. В некоторых странах Латинской Америки только на обслуживание кредитов, предоставленных МВФ, направлялось более половины государственного бюджета . В некоторых странах (Бразилии, Мексике) были разработаны инвестиционные программы развития энергетики, которые субсидировались из государственного бюджета. Аргентина значительно увеличила свои оборонные расходы . Пытаясь заручиться поддержкой населения, правительства проводили популистскую политику, реализуя крупные государственные программы, даже когда в них не хватало средств. Национальные олигархи, которые получали значительную часть национального дохода, давили на правительства с целью избежать повышения уровня налогообложения. В то же время огромная часть населения жила в нищете и требовала увеличения государственных расходов на социальные нужды. Поддержка развития экономик требовала все больше средств, а иностранное кредитование с накоплением задолженности сокращалось. Страны Латинской Америки придерживались антиекспортної политики, через что доля экспорта в ВВП росла медленно. Во многих странах были завышенные обменные курсы национальных валют, что также не стимулировало экспорта. Обслуживание внешнего долга не могло осуществляться за счет экспортной выручки, а требовало сокращения импорта, что стало дополнительным фактором снижения уровня жизни. В Восточной Азии, где распределение доходов было более равномерным, а внешнеторговый режим - более либеральным, страны значительно легче пережили кризис, в частности благодаря росту доли экспорта в ВВП. Южная Корея и Индонезия, которые девальвировали национальные валюты, также лучше справились с кризисом.

Совместное влияние рассмотренных факторов привело к резкому сокращению совокупного спроса в странах-должниках. Иностранные кредиты позволяли странам-должникам жить не за собственными ресурсами и потреблять больше, чем производилось. Когда кредиты прекратились, у них не было другого выхода, как резко сократить потребление, в том числе и за счет сокращения импорта. При этих обстоятельствах необходимо было изменить структуру производства, но приспособление к новым условиям было очень драматичным - безработица достигла высокого уровня, больше всего пострадали строительный сектор и сектор услуг, в результате темпы прироста ВВП падали, а доля долга в ВВП росла.

Сокращение иностранного кредитования повлекло уменьшение внутренних инвестиций, что также сократило текущий внутренний спрос. Чтобы иметь возможность оплатить счета, правительства прибегли к инфляционному налогу. Темпы инфляции в Латинской Америке оказались самыми высокими за всю ее историю. Значительная часть долгов развивающихся стран приобрела репутации безнадежных. Однако большинство стран-должников не требовали списания долгов, а продолжали их платить прежде всего за счет сокращения социальных программ. В целом процесс приспособления экономики к долговому кризису был связан с огромными социальными потерями, возник значительный разрыв в темпах экономического роста между странами, которые пережили долговой кризис и теми, которым удалось ее избежать.

в то же Время иностранные займы, особенно во время финансовых кризисов, часто играли роль „спасательного круга" для многих стран мира. В частности, когда в 19941995 гг. глубокий валютно-финансовый кризис поставил Мексику на грань банкротства, преодолеть ее удалось лишь благодаря внешним займам. В 1997 г., когда начался финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Филиппины, Япония и др.), монетарные меры правительств не смогли ее прекратить. Национальные валюты знецінювались, страны теряли свои золотовалютные резервы. Ситуацию спасли лишь огромные кредиты, предоставленные этим странам МВФ и Всемирным банком. Эти „спасительные кредиты" между тем отчетливо подчеркнули противоречия, связанные с политикой МВФ и других международных финансовых организаций. Мероприятия этих учреждений направлены прежде всего избавление иностранного капитала, а не предотвращения кризисов в финансовой сфере. Инвесторы вывозят свои капиталы из развитых стран в менее развитые, чтобы получить самые высокие доходы, а в случае неблагоприятных ситуаций им на помощь приходят международные финансовые организации. Много стран, которые следовали рекомендациям МВФ, в том числе и Украина, так и не преодолели своего отставания и зависимости от кредитов международных финансовых организаций, в то время как страны, которые вовремя отказались от них, достигли ощутимых успехов в развитии.

Для Украины проблемы, связанные с привлечением иностранных кредитов и появлением внешней задолженности, возникли с первых лет независимости и в дальнейшем только увеличивались. После распада Советского Союза межреспубликанские хозяйственные связи переведены на принципы межгосударственной торговли, что привело к возникновению значительного дефицита торгового баланса и задолженности Украины перед странами бывшего СССР (88% общей суммы долга), прежде всего перед Россией(74,6%) . С 1994 г. начинается освоение займов международных финансовых организаций - Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, которые становятся и до сих пор остаются главными кредиторами Украины. В 2000 г. валовой внешний долг Украины составил 61,1% от ВВП, государственный внешний долг - 33,3%. Оба показателя до 2005 года имели тенденцию к уменьшению - соответственно 47,4% и 15,9% .

Согласно исследованиям специалистов МВФ, максимально допустимой суммой внешнего долга для стран с низким и средним уровнем доходов является сумма на уровне 49,7% ВВП, при превышении этого уровня вероятность финансовых кризисов составляет около 70% . В динамике валового внешнего долга Украины, как свидетельствуют данные НБУ, за последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция к росту. Объем валового внешнего долга Украины в 2010 г. вырос до 104 млрд. долл. США и составил 88,9% ВВП, значительно превысив критическую отметку. Украина заняла вторую позицию в мире по размеру задолженности перед МВФ. По размеру долга (9,25 млрд. SDR или 14,12 млрд. долл.) она уступала лишь крупнейшему должнику МВФ - Румынии (9,8 млрд. SDR). В 2011 г. на Украину приходились примерно каждые два из девяти долларов задолженности всех стран перед МВФ по стандартным кредитным программам . На 1.01.2013 г. валовой внешний долг Украины в абсолютном выражении вырос до 135 млрд. долл. США, уменьшившись относительно ВВП до 76,6% .

Структура внешнего долгосрочного долга Украины отражает не только основные направления использования иностранных кредитов, но и в определенной степени является отражением эффективности их использования. Наибольшую долю (39,3%) составляют кредиты на финансирование дефицита государственного бюджета и поддержание равновесия платежного баланса. Значительной является доля долговых обязательств перед странами СНГ по расчетам за энергоносители (34,7%). Относительно незначительными являются привлеченные государством инвестиционные кредиты (12,7%) и еще меньше есть привлеченные частным сектором кредиты развития (6,8%) . Структура долгосрочного долга Украины является свидетельством того, что внешние финансовые ресурсы не служат непосредственно развития национального производства, а прежде всего создают возможности для выживания существующих правительств. Средства, полученные от внешних заимствований, направляются преимущественно на потребление, на расширение социальных программ в русле популистской политики правительств и политических сил, меняющихся у власти. Практика их нерационального использования закрепилась и стала на преграде крайне необходимых структурных изменений.

Согласно данным Министерства финансов Украины, за годы реформ в Украине на нужды производства было выделено всего 18,3% сумм всех иностранных кредитов, в том числе: на производство оборудования - 2,5%, на выплавку и обработку металлов - 14,6%; на химическую промышленность - 1,2%. Данные Счетной палаты Украины свидетельствуют, что в 2007 г. наибольшая доля средств, полученных за счет иностранного кредитования, была направлена в пищевую промышленность (20,1%), в торговле (18,8%), тогда какой отрасли машиностроения поступило лишь 9% иностранных кредитов, на науку и научное обслуживание - только 0,6% . По данным Кабинета Министров Украины из общего объема кредитов, предоставленных МВФ в 2009 году, 4,5 млрд. долл. (46%) были зачислены в резерв НБУ для поддержания платежного баланса и стабилизации гривны, 3,3 млрд. долл. (34%) направлены на покрытие дефицита бюджета (выплату зарплат работникам бюджетного сектора и пенсий), 1,9 млрд. долл. (20%) использованы на расчеты по внешним долгам . На развитие науки и технологий, модернизацию отраслей, которые в перспективе могли бы обеспечить реальное покрытие внешнего долга, не было использовано ни процента с полученных займов. Существующая структура использования иностранных кредитов не только не устраняет структурных деформаций отечественной экономики - прежде всего преобладание низкотехнологичных ресурсоемких отраслей, низкого удельного веса высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных экспортно-ориентированных отраслей, но и консервирует и углубляет их.

Итак, риски негативных последствий иностранного кредитования, в частности, рост внешней задолженности, значительно повышаются за неэффективного использования внешних кредитов, направление их на текущие нужды, а не на долгосрочные цели. Опыт многих стран мира показывает, что ставка на иностранные капиталы в долгосрочной перспективе приводит к усилению уязвимости национальных экономик от внешних воздействий - изменения конъюнктуры на мировых рынках, проявлений мировых финансовых и экономических кризисов, повышает зависимость стран-реципиентов от экономических интересов стран-доноров.

Решение проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Наиболее радикальные из них является объявление дефолта и списание долга.

Объявление дефолта означает принятие правительством страны-должника решение об отказе от выполнения своих долговых обязательств. Кредиторы в этом случае ограничены в своих официальных возможностях повлиять на заемщика. Они не могут взыскать долги в судебном порядке, как сделали бы это в случае признания собственной неплатежеспособности физическим или юридическим лицом. Непосредственной выгодой страны-должника является освобождение от необходимости выплаты процентов и основной суммы внешнего долга. Потери возникают от применения к ней экономических и политических санкций, таких как арест зарубежных активов, исключение из международного рынка капиталов, ограничения участия в международной торговле и др. В целом объявление дефолта лишь временно снимает давление долга на государственный бюджет страны-должника, однако имеет долгосрочные негативные последствия, связанные с сокращением объемов иностранных инвестиций в экономику страны, уменьшением объемов внешней торговли, невозможностью новых заимствований, что неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста.

Списание долга - это аннулирование кредиторами части долга, которое применяется в случаях, когда заемщики имеют критические или близкие к ним уровни кредитных рисков; исключает выход на частные рынки капитала и представляет угрозу политическому и экономическому суверенитету страны.

наиболее Распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга. Реструктуризация внешнего долга - это переоформление долговых обязательств, по которым наступил или просрочен срок платежа, изменение первоначального графика или формы обслуживания долга.

На международном уровне процесс реструктуризации долгов институционализированный. В нем принимают участие правительство страны-должника, правительства стран-кредиторов, организаций кредиторов (Парижский и Лондонский клубы) и международные финансовые организации (МВФ, группа Всемирного банка). При этом внешний долг перед МВФ и Всемирным банком не подлежит реструктуризации в соответствии с их уставом. Правительство, которое стремится осуществить реструктуризацию внешнего долга, прежде всего должен согласовать с международными финансовыми организациями политику стабилизации и структурной адаптации. Эта политика предусматривает соблюдение страной-должником условий „Вашингтонского консенсуса" - макроэкономической политики, которая требует выполнения 10 рекомендаций: поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); приоритетность в государственных расходах здравоохранения, образования и инфраструктуры; снижение предельных ставок налогообложения; либерализация финансовых рынков для поддержания реальной процентной ставки по кредитам на низком уровне; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; дерегулирование экономики; защита прав собственности. Получив от международных финансовых организаций согласие на сотрудничество и финансирование, которые рассматриваются как гарантия будущей платежеспособности, правительство страны-должника, может начать переговоры с Парижским или Лондонским клубом.

Парижский клуб представляет собой созданную в 1956 г. неформальную организацию правительств стран-кредиторов, которая обеспечивает надзор за государственной задолженностью и организацию переговоров со странами-должниками по реструктуризации государственных долгов. Лондонский клуб является консультативным комитетом крупнейших при частных банков-кредиторов, заседания которого посвящены переговорам с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частных долгов. Изначально соглашения между Клубами и заемщиками предусматривали реорганизацию только основной части долга (погашение суммы консолидированного долга в течение 7 лет с 3-летним льготным периодом). Позже стандартный инструментарий переоформления задолженности был дополнен системой „согласованного кредитования" - предоставление новых займов банками-кредиторами. Таким образом, финансирование стран-должников приобрело у двух форм: реструктуризации долга с преобразованием краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и дополнительного кредитования.

С середины 1980-х гг., когда мировой кризис внешней задолженности стала составлять реальную угрозу нормальному функционированию мирового рынка ссудных капиталов и мировой валютной системы, возникла необходимость в разработке новых программ смягчения долгового бремени. Самыми известными проектами долгового урегулирования стали правительственные программы стран-кредиторов, разработку которых возглавляли министры финансов США Дж. Бейкер и Н. Брэйди. Они представляли собой два крайних варианта решения проблемы.

План Бейкера (1985 г.) не предусматривал переговоров по снижению долгового бремени, однако позволял странам-должникам и банкам вести переговоры относительно отсрочки уплаты долгов, а также предусматривал дополнительную финансовую поддержку должников со стороны МВФ и Всемирного банка.

План Брейди (1989 г.) исходил из необходимости списания большей части долгов для нормализации функционирования экономик стран-заемщиц и повышения вероятности возврата остатков долга и предусматривал урегулирование коммерческой задолженности за помощью рыночных механизмов. Однако сокращение долга гарантировалось только тем странам, которые соглашаться проводить внутренние реформы для уменьшения государственной собственности и повышение открытости экономики. В частности в 1991 г. было достигнуто согласия кредиторов сократить долги для Мексики, Коста-Рики, Венесуэлы, Эквадора; для Египта и Польши Парижский клуб сократил их долги на 50%.

Согласно „Плану Брейди" кредиторы имели:

Право обратного выкупа, по которым правительство страны-должника мог выкупить свои долговые обязательства по согласованной цене ниже номинала;

Возможность обмена дисконтных долговых обязательств перед кредиторами на облигации, что приносят доход на уровне ниже рыночных процентных ставок;

Возможность в случае предоставление стране-должнику новых финансовых ресурсов, конвертировать часть долга в облигации, которые покупаются в обмен на долговые обязательства по сниженной процентной ставке, имеют полное обеспечение относительно основной суммы кредита и частичное обеспечение процентных платежей.

Эти новейшие методы уменьшения внешней задолженности стали составляющими механизма конверсии долга. Конверсия (преобразование) долга осуществляется в формах выкупа долга, капитализации долга - обмена долговых обязательств на собственность (акции компаний государства-должника), замены существующих долговых обязательств новыми с изменением их условий (конверсия „долг - долг").

Несмотря на существующие механизмы урегулирования долгового кризиса, ни один из них не является универсальным, а долговая проблема остается одной из острейших проблем международной экономики.

Выводы

Международное заимствование и кредитование представляет собой предоставление и получение экономическими субъектами разных стран валютных и/или товарных ресурсов в долг на определенный срок с уплатой процента за их использование.

Теоретические модели показывают, что свободное межгосударственное перемещение кредитных ресурсов сопровождается чистой выгодой для мировой экономики, а также для тех кредиторов и заемщиков, финансовые возможности которых свобода движения ссудного капитала расширяет, и одновременно наносит урон тем субъектам, для которых эта свобода оборачивается жесткой конкуренции за кредитные ресурсы.

Анализ международного заимствования и кредитования с позиций теории багатоперіодної экономики (міжчасової торговли) показывает, что благодаря существованию международных финансовых рынков как страны-заемщики, так и страны-кредиторы повышают уровень общественного благосостояния. Они имеют возможность не ограничивать потребление объему дохода соответствующего периода, а оптимизировать полезность потребления текущего и будущего периодов за счет его перераспределения во времени.

К положительным последствиям межгосударственного перемещения кредитных ресурсов относят возможности увеличения объемов международной торговли, расширения и модернизации производства, структурной перестройки экономик. Негативными последствиями международного заимствования и кредитования является усиление диспропорции производства и внешней торговли стран-заемщиц, влияние кредиторов на их национальную экономическую политику, развитие инфляционных процессов как следствие кредитной экспансии, дестабилизирующее влияние кредитов на динамику валютных курсов и процентных ставок, накопление внешней задолженности и возникновения долгового кризиса.

Внешний долг является общей суммой задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты. Основными индикаторами внешней задолженности в международной практике служат показатели отношения внешнего долга к ВВП страны и коэффициент обслуживания внешнего долга.

Урегулирование проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Радикальными является объявление дефолта и списания долга. Наиболее распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга.

Внешний долг Российской Федерации

1.3 Проблема внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 - 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных - примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных - увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта.

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга - утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал 13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Внешний долг Российской Федерации

внешний долг государство международный С развитием международного рынка капитала и глобализацией мировой экономики, привлечение внешних ресурсов стало нормальной практикой практически для всех стран. Внешние финансовые ресурсы...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время большинство государств вынуждены для обеспечения бескризисного процесса воспроизводства принимать меры по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время Россия на международном рынке выступает и в качестве должника, и в качестве кредитора. Необоснованные решения, принимавшиеся в самом начале реформирования экономики нашей страны в 1992-1998 гг. привели к тому...

Внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения и пути урегулирования

Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным правительствам, гражданам, организациям и учреждениям...

Глобальные проблемы в мировой экономике на рубеже ХХ-ХХІ вв.

Масштабы и темпы роста народонаселения, являясь самостоятельной глобальной проблемой, выступают и как фактор, воздействующий на состояние других глобальных проблем, в частности па проблему бедности. Сегодня уровень жизни 1,5...

Государственный кредит

Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) увеличился за первый квартал 2008 года на 13,5 млрд. долларов и составил на 1 апреля 477,1 млрд. долларов. В результате операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение...Основные направления развития современных международных финансовых отношений РФ

В соответствии со структурой государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01 октября 2008 года (см. Приложение) общая сумма всех обязательств перед иностранными кредиторами составляет 40,4 млрд. долл....

Проблема кредитной задолженности как фактор неустойчивости современной мировой экономики

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом...

Ресурсный потенциал мирового хозяйства: состояние и перспективы

Ресурсы (фр. ressources - средства, запасы, возможности, источники) в экономике рассматриваются как составные элементы производственного потенциала...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...