Привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства. Аналитика аналитические обзоры


Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального центра ГЧП Дарья Годунова считает законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минфином России, итогом непростой борьбы. Законопроект представляет собой симбиоз с другим ранее представленным проектом Минэкономразвития «Об инвестиционных режимах и мерах стимулирования привлечения инвестиций в экономику РФ», который по мнению Дарьи Годуновой, не совсем...

Директор регионального оператора по обращению с ТКО Саратовской области филиала АО «Управление отходами» в г. Саратове Михаил Андреев считает, что вопросы ответственности региональных операторов за каждый этап деятельности отрасли обращения с отходами должны четко разграничиваться в рамках правоприменительной практики. Практика применения существующих регулятивных документов показывает, что дальнейшее развитие нормотворчества необходимо в целях приведения в единообразие принимаемых регулирующими и надзорными органами решений. Это особенно актуально для регионов, где реализуются концессионные проекты...

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман рассказала о пяти системных проблемах, с которыми сталкивались игроки, реализующие ГЧП-проекты. Среди них - плата концедента в концессионном соглашении, инициируемом с применением механизма частной инициативы, вопрос подтверждения 5% от объема заявленных инвестиций при частной концессионной инициативе, согласование заявки на частную инициативу между уполномоченным органом и органом, который будет принимать впоследствии решение о заключении концессионного соглашения, отказ потенциального концессионера от заключения соглашения, невозможность закупки...

С конца 1980-х годов на мировой политической и экономической арене стали активно поднимется вопросы устойчивого развития. Сама концепция «устойчивого развития» была официально сформулирована в докладе «Наше общее будущее» (Our Common Future), подготовленном Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году. В документе отмечается, что устойчивое развитие является таким гармоничным социально-экономическим развитием, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные...

В настоящее время 132 страны, на долю которых приходится 82% всех вредных выбросов, на государственном уровне в 2016-2017 годах приняли целый ряд национальных инициатив в области развития зеленого финансирования. Страны, которые не участвуют в выработке правил и стандартов на этом пока еще не зарегулированном рынке, в итоге будут вынуждены принимать условия игры, разработанные более активными игроками. НАКДИ играет важную роль в продвижении принципов ответственного инвестирования в России, являясь одним из...

Советник юридической фирмы LECAP Светлана Дубинчина констатирует, что инвесторы, оценивая инвестиционную привлекательность той или иной отрасли, руководствуются множеством факторов, таких как понятность, полнота и актуальность законодательства, наличие компетентных игроков и зрелость правоприменительной практики. Юридическая фирма LECAP, оказывая услуги по сопровождению инвестиционных сделок в отрасли обращения с ТКО, начиная с 2013 года, то есть, в действительности, с самого начала зарождения современного взгляда на развитие отрасли по обращению с ТКО, в своей...

С 1 января 2019 года регионы России перейдут на новую схему обращения с отходами, но эффективная реализация ее потребует строительства десятков мусороперерабатывающих заводов и внедрения современных разработок. Генеральный директор группы компаний «Времена года» Станислав Маслеников рассказал об уникальной технологии, способной превратить мусор в полезную энергию. Результаты испытаний уже подтвердили работоспособность нововведения. Станислав Маслеников отмечает, что общемировая практика заключается в сжигании отходов. В Японии, Швейцарии, Австрии, США и т.д. это делают...

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России подписал в начале мая 2018 года. На реализацию всех задач, поставленных в документе, необходимо около 25 трлн рублей. Одним из источников средств, которые выделили в кабинете министров, - это частные инвестиции. Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального Центра ГЧП Дарья Годунова...

Несмотря на текущую экономическую ситуацию и увеличение бюджетного дефицита государство не может отказаться от одной из его главных функций, задекларированной в Конституции РФ, – социальное обеспечение населения. Однако в последние годы к оказанию услуг в сфере социального обслуживания, в особенности в сфере социального питания, постепенно привлекаются частные организации. Совокупное количество закупок у частных организаций за период с августа 2013 года по август 2016 года составляет более 15 тысяч.

С 2013 года объемы средств, выделяемых из бюджета на закупку у поставщиков услуг социального питания, значительно выросли. Так, если в 2013 году (июль–сентябрь) максимальная сумма закупок по поставке социального питания не доходила до 10 млн рублей, то в пиковый период 2015 года (октябрь–декабрь) максимальная сумма закупок составила почти 95 млн рублей. При этом начиная с 2014 года менее чем на 27 млн рублей закупки в сфере социального питания не осуществлялись.

Одновременно с тенденцией увеличения объемов "аутсорсинга" частным организациям задач по обслуживанию населения наметилась тенденция перехода государства от осуществления закупок по организации питания к заключению концессионных и ГЧП-соглашений. Минфин России выступил с инициативой принятия специального закона, регулирующего оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе на основе ГЧП-соглашений и концессионных соглашений. После принятия законопроекта заключить государственный контракт на оказание услуг в социальной сфере и договор на компенсацию затрат, связанных с оказанием таких услуг, можно будет, только если принято решение о невозможности или неэффективности заключения ГЧП-соглашения или концессионного соглашения. 4 августа 2016 года законопроект был опубликован для общественного обсуждения. Предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 января 2018 года.

С 1 января 2017 года вступают в силу поправки в Закон о концессионных соглашениях , выделяющие объекты социального обслуживания населения в отдельную категорию объектов концессионного соглашения. Таким образом, снимается ранее существовавшая дискуссия в отношении объектов социального обслуживания и объектов социально-культурного назначения. Закон о государственно-частном партнерстве , вступивший в силу 1 января 2016 года, уже позволяет реализовывать проекты социального обслуживания по модели ГЧП-соглашения.

Бюджет на реализацию инвестиционных проектов ежегодно сокращается, что особенно сказывается на сферах, где частные инвестиции отсутствуют или их доля незначительна, например, это сфера социального обслуживания населения. И если для здравоохранения "запасным" и востребованным у частных инвесторов вариантом является платная медицина, то в сфере социального обслуживания, в частности социального питания, рынок для частных инвесторов еще только формируется.

Так как задача развивать инфраструктуру не снимается, федеральные и региональные власти (вместе с муниципалами) все больше видят пользу в применении модели государственно-частного партнерства для решения своих задач. И если раньше доступ к использованию государственной инфраструктуры частными инвесторами сопровождался сложностями в оформлении взаимоотношений с государством, отказом государства от исполнения своих обязательств или сложностями в "продвижении" проекта, то сейчас в условиях бюджетного дефицита и наличия эффективного механизма – ГЧП – такая задача для частного инвестора значительно упрощается.

Заключение и исполнение концессионного или ГЧП-соглашения на организацию социального обслуживания населения позволит:

  • инвестору – с минимальной степенью риска получить инвестиционный доход от строительства и эксплуатации государственного имущества, предоставления социальных услуг, в том числе по согласованию с государством использовать такое имущество для коммерческих целей (без ущерба для социальной части), установить долгосрочный индивидуальный тариф.
  • государству – получить с минимальной долей бюджетных затрат функционирующий объект для выполнения государственной функции по социальному обслуживанию населения, привлечение частных инвестиций, прямые и косвенные налоговые эффекты.

Описание структурирования ГЧП-проекта для участников рынка, которые уже рассматривают реализацию проектов по социальному обслуживанию населения на основе ГЧП, приведено в разделе III настоящего обзора.

Для участников рынка, еще не определившихся с моделью реализации проекта, рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом II настоящего обзора.

Основные разделы аналитического обзора:
  1. Актуальность и тенденции
    • Последние тенденции в сфере социального обслуживания
    • Развитие регулирования в регионах
    • Основные проблемы регионов
    • О каких объемах идет речь
    • Текущий рынок поставщиков
2. Социальная сфера и ГЧП
    • ГЧП – будущее для проектов социального обслуживания в России
    • Почему государство переходит на ГЧП?
    • Почему инвестору выгодно перейти на ГЧП?
    • Итого: образ целевого результата
3. Структурирование ГЧП-проекта на примере комбината социального питания
    • Существо проекта
    • Детали проекта по организации социального питания
    • Какое соглашение выбрать: концессия или ГЧП?
    • Ключевые стадии подготовки концессионного проекта
    • Ключевые стадии подготовки проекта ГЧП (Закон № 224-ФЗ)

В рейтинге регионов ГЧП-2014, основанном на разработанной Центром развития ГЧП методике, Новосибирская область заняла третье место с показателем 65,5 баллов, уступив лишь Санкт-Петербургу и Татарстану. В прошлом году Новосибирская область занимала 10 строчку рейтинга.

При составлении рейтинга оценивались факторы, влияющие на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала региона. В частности, развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе. В настоящий момент государственно-частное партнерство в России находится в стадии становления, и развитость институциональной среды является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП считают составители рейтинга. При этом под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений по развитию ГЧП, планов развития ГЧП.

Учитывались также опыт региона по реализации ГЧП-проектов, поскольку каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе, и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов. Последний фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности «Эксперта».

Детские сады, школы и котельные – успешные примеры ГЧП

К объектам соглашения о государственно-частном партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объектов энергоснабжения, объектов связи и телекоммуникаций, жилищного строительства. Также речь идет о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания; туристских, рекреационных и спортивных объектов. В законе прописано и еще одно социальное направление – дошкольные образовательные и детские оздоровительные учреждения.

В рамках одной из форм ГЧП – концессионного соглашения – была проведена реконструкция здания детского сада по ул. Танковой. Ранее здание использовалось не по назначению, а затем несколько лет вообще пустовало. Объем инвестиций составил 60 млн руб., а концессионная плата – 8 тыс. руб. в квартал. По такому же соглашению реконструировано здание детского комбината по ул. Чехова. Здесь объем инвестиций составил 35 млн руб., а концессионная плата – 29 тыс. руб. в квартал. В результате здания детских садов буквально преображаются, для детей создаются условия, отвечающие всем современным требованиям и нормам.

Известный пример ГЧП – строительство новой школы в микрорайоне Родники в Новосибирске. В сентябре 2013 года школа приняла 1 225 учеников, среди них 150 первоклассников. Строительство школы обошлось в 950 млн руб., из них 47 млн ушло на покупку учебного оборудования. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места. Застройщик – компания «Энергомонтаж».

Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.

Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.

Помимо концессионной платы, поступающей в бюджет города, соглашения предусматривают, что в течение срока их действия бюджет не несет расходов по содержанию зданий. Сроки действия соглашений определяются в зависимости от объема инвестиций, на практике сложилось, что они не превышают 40 лет.

В рамках другой формы ГЧП – инвестиционной деятельности – осуществлена реконструкция одноэтажного здания магазина по ул. Гоголя, реконструкция административных и производственных зданий, расположенных по ул. Кропоткина, строительство пока единственной в городе механизированной автостоянки здания Дома быта. В собственности муниципалитета находится доля во всех этих объектах.

Помимо образовательных учреждений механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В 2013 году в Новосибирской области начаты пять пилотных проектов государственно-частного партнерства в Колыванском, Болотнинском, Чистоозерном и Краснозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры.

В селе Преображенка Искитимского района введена в эксплуатацию новая котельная, построенная по блочно-модульной технологии взамен устаревшей. Котельная работает на каменном угле. Тепловая мощность составляет 1,26 МВт. Также проведена модернизация тепловой сети поселка, которая имела износ 80 % и находилась в аварийном состоянии. На работы по модернизации затрачено более 13,8 млн руб., в том числе 11 млрд из бюджетов, остальные – средства инвесторов.

Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала об успешном строительстве котельных в Маслянинском районе.

Мосты и дороги

Президент России Владимир Путин призвал развивать конкуренцию среди компаний при реализации дорожных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Путин также призвал тиражировать опыт, примененный при заключении концессионного соглашения на строительство ЦКАД в Подмосковье. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.

В регионе уже разрабатывается проект реконструкции автомобильной дороги К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар» в форме концессионного соглашения. Контракт предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом.

Как рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов, реконструкция участка трассы К-17р с 15 по 35 км является одним из приоритетных проектов дорожного строительства в Новосибирской области.

Реконструкция затронет часть трассы от Ордынского кольца до села Ярково. Участок трассы протяженностью 20 км с четырьмя полосами движения и разделением потоков будет отнесен к первой технической категории и, по словам Сергея Титова, будет похож на Северный обход между Новосибирском и Сокуром.

Власти планируют осуществить реконструкцию, используя механизм государственно-частного партнерства: начать в 2015–2017 годах и в течение 12 лет рассчитываться с инвестором. Объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей.

В рамках ГЧП предполагается реализовать еще один крупный инфраструктурный проект – Центральный мост через Обь в Новосибирске. В октябре проект моста был представлен на заседании архитектурно-градостроительного Совета. Специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» предложили шестиполосный мостовой переход протяженностью 5,1 км, длина самого моста через Обь – 1,6 км. Кроме того, в проект входит путепровод на пересечении с железной дорогой, а также система многоуровневых развязок на подъездах к мосту. На правом берегу будут увязаны Каменская магистраль, Красный проспект, ул. Большевистская, ул. Фабричная с выходом на мост. На левом берегу предложено транспортное пересечение в разных уровнях ул. Станционной, проезда Энергетиков, ул. Планировочной, ул. Ватутина, ул. Станиславского и ул. Широкой. Обе развязки относятся к первому классу и предполагают непрерывное движение транспорта без светофоров. Предложено два варианта конструкции моста: с ферменными и балочными пролетными строениями. Самый длинный пролет – 234 м – с вантовым пилоном. Пилон может быть монолитным железобетонным или металлическим решетчатой конструкции.

Проезд по мосту будет платным, поэтому на левом берегу проектировщики предложили разместить кассовый центр, где можно будет произвести плату за проезд по объекту. Стоимость проезда проектировщики обозначили в размере от 30 до 70 руб.

Предполагается, что в рамках механизма ГЧП будет строиться и еще один мощный инфраструктурный объект – Юго-западный транзит, частью которого является Бугринский мост. Стоимость всего обхода, включая мост, составит порядка 25 млрд руб.

Правительство Новосибирской области считает ГЧП основным резервом роста инвестиционной активности в Новосибирской области. Как сообщается на сайте регионального правительства, на данный момент в Новосибирской области реализуется 30 проектов в различных формах государственно-частного партнерства с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд руб.

Экономическая инициатива Правительства РФ о создании новой формы\r\nхозяйствования - государственно-частного партнерства (ГЧП) была озвучена\r\nв 2004 году и касалась, в первую очередь, транспортной отрасли. В\r\nнастоящее время идея ГЧП наиболее активно рассматривается и в ряде\r\nслучаев находит свое практическое воплощение в следующих отраслях\r\nроссийской экономики: транспорт и дорожное строительство,\r\nтелекоммуникации, машиностроение, авиакосмическая промышленность,\r\nнефтегазовая промышленность, энергетика и некоторых других отраслях,\r\nпредоставляющих общественные услуги и определяющих экономическую\r\nбезопасность страны. К примеру, в сфере строительства и ремонта дорог в\r\nУрало-Западносибирском регионе ГЧП будет развиваться по такой схеме:\r\nгосударственное финансирование (из федерального и региональных\r\nбюджетов) - частные подрядные дорожно-строительные организации -\r\nкомпании-производители дорожных материалов и техники всех форм\r\nсобственности - отраслевые научно-исследовательские институты .
В России на федеральном уровне необходимую законодательную основу\r\nдля реализации идеи ГЧП создают федеральные законы от 22.07.2005 г. №
116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от\r\n21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также\r\nПостановление Правительства РФ № 694 от 23.11.2005 «Об Инвестиционном\r\nфонде Российской Федерации».
ГЧП представляет собой форму взаимодействия между\r\nгосударственными властями и частным сектором на паритетных началах,\r\nкоторая является альтернативой приватизации. В развитых странах, как\r\nправило, функции государства и частного капитала в ГЧП принципиально\r\nразличаются и дополняют друг друга. В большинстве случаев государство\r\nвыполняет свои основополагающие институциональные функции:\r\nзаконодательное обеспечение, контроль и регулирование деятельности ГЧП с\r\nцелью соблюдения общественных интересов. Задача частного капитала\r\nсостоит в предоставлении услуг высокого качества за счет внедрения\r\nэффективных методов производства и управления, оперативного\r\nреагирования на изменения во внешней среде, налаживания кооперационных\r\nсвязей с поставщиками и подрядчиками. В российских условиях сложились\r\nпредпосылки для распространения такой формы ГЧП, при которой\r\nгосударство и бизнес выступают соинвесторами в финансировании\r\nкрупномасштабных инфраструктурных проектов. Наиболее общей для\r\nразных стран причиной образования ГЧП в той или иной форме является\r\nвозрастание общественной потребности в услугах при одновременной задаче\r\nснижения государственных расходов.
Опыт развитых стран показал, что ГЧП обеспечивает эффективное\r\nфункционирование тех отраслей, в которых невозможна полная\r\nприватизация. Это, в первую очередь относится к отраслям\r\nпроизводственной и общественной инфраструктуры, устойчивость и\r\nпрогнозируемость развития которых составляет основу экономической\r\nбезопасности страны, а также к социальной сфере. Например, в структуре\r\nгосударственного имущества высока доля объектов культурного наследия, в\r\nотношении которых в настоящее время действует мораторий на
приватизацию. Поэтому все контракты между государством и частным\r\nкапиталом в этих отраслях должны заключаться на длительный срок и не\r\nпредполагать перехода прав собственности.
Представляется справедливым высказывание В. Ивантсра, согласно\r\nкоторому коммерциализация и приватизация являются производными\r\nмоментами при решении более общей задачи - установления системной\r\nграницы между сферами социальной ответственности и экономической\r\nсвободы. Эта граница очерчивается законодательными утвержденными\r\nсоциальными нормами. Поэтому приватизация и коммерциализация\r\nинфраструктуры нужны и полезны только для той ее части, которая\r\nоказывает услуги населению сверх социальной нормы. . Таким\r\nобразом, в социальной сфере полная приватизация невозможна в силу того,\r\nчто значительное число организаций заняты предоставлением населению\r\nконституционно гарантированных бесплатных или льготных благ и услуг, по\r\nэтой причине не являются коммерческими организациями и не обладают\r\nинвестиционной привлекательностью для частных инвесторов. Это\r\nобстоятельство невыгодно отличает социальную сферу от других отраслей, в\r\nкоторых целесообразно развитие ГЧП, и создаст необходимость активизации\r\nинвесторов с использованием иных стимулов, нежели чем доходы от участия\r\nв коммерческих проектах.
В социальной сфере, с нашей точки зрения, потенциал ГЧП пока в\r\nполной мерс не реализуется, хотя развитие ГЧП в данной области\r\nодновременно позволяет решить две задачи: во-первых, сократить дефицит\r\nисточников финансирования инвестиций в социальную сферу, во-вторых,\r\nповысить качество социальных услуг и эффективность управления\r\nорганизациями социальной сферы. Де-факто существуют примеры\r\nиспользования механизмов ГЧП, но не на основе соответствующего\r\nзаконодательства (в котором еще существуют значительные пробелы) и не в\r\nрезультате целенаправленного стимулирования развития этих механизмов со\r\nстороны органов власти, курирующих развитие отрасли. Не осуществляется
работа по сбору и систематизации информации о реализуемых проектах,\r\nоценке потенциала рынка и т.п. Практически единственным источником\r\nинформации являются разрозненные публикации в периодической печати.\r\nИспользование этого источника позволяет сделать вывод, что\r\nраспространенными схемами привлечения частного капитала для\r\nфинансирования инвестиций в социальной сфере являются:
а) аренда памятников архитектуры. Арендованные объекты\r\nреставрируются и ремонтируются за счет частных компаний, которые затем\r\nиспользуют их в качестве офисов. Гражданам в очень редких случаях\r\nпредоставляется возможность посещения части отреставрированных\r\nпомещений;
б) ремонт помещений и/или оснащение организаций социальной сферы\r\nоборудованием в обмен на право предоставления дополнительных\r\nкоммерческих услуг (например, компьютерные классы в библиотеках, в том\r\nчисле используемые для предоставления платных услуг);
в) предоставление части недвижимости и земельных участков\r\nучреждений социальной сферы в аренду частным компаниям с их\r\nобязательствами по ремонту, реконструкции и поддержанию состояния всего\r\nобъекта социальной сферы.
Таким образом, взаимоотношения государства и частного сектора в\r\nсоциальной сфере развиваются стихийно, а примеры партнерства носят\r\nлокальный характер. Из всех государств, использующих механизмы ППТ,\r\nпартнерства в социальной сфере в наибольшей мере развиты в\r\nВеликобритании. В 1993 год}\" был принят закон о так называемой «частной\r\nфинансовой инициативе» (Private Finance Initiative - PFI), которая\r\nпредставляла собой модернизированную концепцию управления\r\nгоссобственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и\r\nсоглашений о государственно-частном партнерстве передать частному\r\nсектору функции финансирования (строительства, реконструкции,\r\nэксплуатации, управления и т. п.) объектов социально-культурной и
производственной инфраструктуры, находящихся в государственной\r\nсобственности. Были четко определены принципы сотрудничества и\r\nрамочные условия контрактов. Данное кардинальное изменение системы\r\nгосударственного управления в Великобритании повлекло за собой\r\nсущественную трансформацию в институциональной среде, а также во\r\nвзаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса. В результате в\r\nразличных сферах деятельности, включая отрасли социальной сферы, к\r\nнастоящему времени реализовано более 450 проектов на обитую сумму 24\r\nмлрд. ф.ст. СТОИМОСТЬ большинства проектов относительно невелика и\r\nколеблется в пределах 1,1-15 млн. ф.ст. Ежегодно заключается до 80 новых\r\nсоглашений. В течение следующих трех лет планируется реализовать\r\nпроекты на общую сумму 12 млрд. ф. ст. По данным британского\r\nправительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета\r\nстраны. }
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...