Принцип единства кассы.



Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.


Комментируемая статья устанавливает исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, каким в РФ является единый казначейский счет. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.
Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. На этот же счет зачисляются поступающие доходы бюджета.
Применение принципа единства кассы при исполнении бюджета дает ряд преимуществ. Во-первых, появилась возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль невозможно было реализовать при существовании банковской системы исполнения бюджета. Сейчас осуществление предварительного контроля - контроля над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения - дает возможность предотвращения нарушений бюджетно-финансового законодательства. Текущий контроль осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Совершение платежа возможно только после получения разрешительной надписи.
Во-вторых, достигается экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам.
В-третьих, появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки на расчетном счете при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.
Кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на бюджетном счете по зачислению доходов бюджетов и платежам по подтвержденным обязательствам бюджетов. Кассовое исполнение федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства, находится в ЦБР. В территориальных учреждениях ЦБР функционируют управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Они обеспечивают достоверность передаваемых кредитными органами данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами банковского законодательства в части исполнения бюджетов и внебюджетных фондов. В соответствии с Законом о ЦБР ЦБР без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований. Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов ЦБ РФ организует в банковской системе кассовое исполнение федерального бюджета и составляет бюджетную отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов.

Единство кассы . Исполнение государственного бюджета, так же как и его составление, подчиняется принципу единства. Принцип единства в исполнении государственного бюджета в русской сметно-бюджетной терминологии получил название Единство кассы. Для планомерного выполнения установленных государственной росписью на данный финансовый (бюджетный) год государственных расходов необходимо, чтобы все поступления государственных доходов сосредоточивались в руках единого распорядителя, каковым является финансовое ведомство. В этих видах отдельные ведомства и учреждения, собирающие государственные доходы, лишаются законом права распоряжения собранными суммами доходов. Все эти суммы они обязуются передавать в кассы финансового ведомства, и только полученными из этих касс средствами они могут располагать для производства своих расходов. Такой централизацией принадлежащих государству денежных сумм в кассах единого ведомства достигаются следующие главнейшие цели: концентрируя в своих кассах все государственные средства, финансовое ведомство получает возможность маневрировать ими во времени, удовлетворяя предусмотренные государственною росписью расходы в порядке их настоятельности, и в пространстве, — равномерно удовлетворяя государственные расходы на всей территории государства, независимо от места поступления этих средств. Поэтому, например, Единство кассы не имеет распространения на такие доходы гос. учреждений, которые на основании особых законов обращаются в так наз. специальные средства означенных учреждений (Пост. СНК Союза ССР от 27 окт. 1926 г., «Изв. ЦИК» 21 ноября 1926 г. № 271). С другой стороны, принцип Единства кассы, требуя, чтобы все платежи кредиторам казны производились через кассы финансового ведомства, открывает возможность установления через посредство этих касс финансового контроля за правильностью производства расходов в смысле наблюдения за тем, чтобы государственные ресурсы расходовались по назначению, предусмотренному государственной росписью. Таким образом возможность для распорядительных управлений получить на свои расходы денежные суммы исключительно из рук финансового ведомства и не иначе, как после предварительной поверки правильности, в указанном выше смысле, расхода, составляет один из существенных элементов принципа Единства кассы.

Технически Единство кассы осуществляется обычно через посредство единого кассового аппарата финансового ведомства. Но существование такого единого кассового аппарата в составе финансового ведомства есть только одно из средств проведения в жизнь принципа Единства кассы. Кассовый аппарат финансового ведомства может быть заменен и другими, как, например, Центральным (национальным) банком. И в этом случае Единство кассы в своем существе сохраняется в полной силе, так как ни один расход не может быть выполнен банком без участия агентуры министерства финансов (Бельгия). У нас, после объединения с 1 октября 1926 г. наличности государственного казначейства с наличностью Госбанка, государственные доходы могут быть вносимы и непосредственно в Госбанк, где они поступают на соответствующие текущие счета НКФ в Госбанке. наряду с кассовым аппаратом финансового ведомства для приема доходов и производства расходов не исключается возможность существования особых касс и в распоряжении отдельных ведомств и учреждений. Назначение этих касс ограничивается, однако, либо сбором доходов и передачею их в кассы финансового ведомства — такие кассы носят название «касс специальных сборщиков» — или же простым хранением полученных из касс финансового ведомства казенных сумм (авансов) для производства расходов.

Единство кассы устанавливалось в различных государствах по мере того, как росла и укреплялась идея единства государства и централизации в управлении Государством. В России Единство кассы было введено лишь в 60-х годах, вместе с изданием сметных правил 22 мая 1862 г. Оно осуществлялось при посредстве касс Департамента государственного казначейства Министерства финансов (казначейств). Тогда установлено было требование, чтобы все платежи производились казначействами непосредственно кредиторам казны; сами же распорядительные управления могли получать денежные суммы в свое распоряжение только в качестве авансов в ограниченных размерах. «Сами министерства и главные управления, а равно и подведомственные им учреждения, не получают на руки для удовлетворения своих расходов никаких денежных сумм, кроме сумм, отпускаемых им подлежащими кассами на основании правил об авансах». «Кассы специальных сборщиков не производят никаких расходов». От этого последнего правила допускались, однако, некоторые исключения, составлявшие отступления от начал Единства кассы, вызывавшиеся практическою необходимостью. Кассам специальных сборщиков, расположенным вне губернских городов и уездов, т. е. в таких местах, где не было казначейств, как, например, пограничные таможенные кассы, разрешалось за счет собранных ими сумм производить платежи кредиторам казны, проживающим в местностях нахождения этих касс. Таможенные учреждения имели также право оплачивать непосредственно из собранных ими доходов расходы по пересылке денежных ценностей. Принцип Единства кассы сохранил свое прежнее значение в течение всех совершавшихся с начала революции перемен в экономической жизни страны и ее финансах вплоть до настоящего момента. Необходимость неуклонного соблюдения Единства кассы была подтверждена в первую эпоху Октябрьской революции декретом от 2 мая 1918 г. об Единстве кассы (Сборник декретов и распоряжений по финансам за 1917 — 1922 гг., стр. 324; Собр. узак., ст. 460.) При этом в этот период область применения начала Единства кассы значительно расширилась в связи с тогдашнею структурою революционных бюджетов, стремившихся на основе бюджетного единства охватить в себе все обороты государственного хозяйства, равно как и местные финансы. Начало Единства кассы сохранило свою силу и в условиях нэпа. В первый период нэпа в «Правилах 8 декабря 1921 г. по приему и расходованию сумм государственных доходов и расходов, местных средств и депозитов» принцип Единства кассы нашел себе следующее выражение: «Все государственные доходы, равно как местные средства и депозиты всех ведомств, сосредоточиваются в кассовых учреждениях Народного комиссариата финансов. Означенными же учреждениями производятся платежи прямым кредиторам казны по расходам всех советских учреждений, предприятий и должностных лиц» (ст. 1). Далее, однако, область применения Единства кассы начала заметно суживаться не только по сравнению с предшествующим периодом, но и по отношению к дореволюционным порядкам. Из-под действия Единства кассы отошли предприятия национализированной промышленности, как в первую очередь снятые с государственного бюджета и переведенные на хозяйственный расчет, с перемещением их операционных средств из касс Наркомфина в вновь учрежденный Государственный банк. В отношении национализированной промышленности это было, впрочем, естественным последствием нового курса экономической политики. В настоящее время, согласно постановлению СНК Союза ССР от 11 сентября 1923 г. («Вестник финансов» 1923 г., № 84 (43), узаконены следующие отступления от Единства кассы Государственные доходы, собираемые кассами комиссариатов путей сообщения и почт и телеграфов, вносятся, минуя кассы НКФ, в Государственный банк и расходуются через учреждения Государственного банка. При этом учреждениям Комиссариата путей сообщения предоставляется право производить расходы также непосредственно из своих касс. В одинаковые условия с почтово-телеграфным ведомством поставлен также Ленинградский торговый порт ввиду перевода его, согласно постановлению СТО от 25 мая 1923 г., на так называемый сальдо-бюджет. Наконец, в тех местностях, где нет касс НКФ, кассам лесничеств Наркомзема предоставлено оплачивать из поступающих в них государственных доходов расходы на выдачу заработной платы и хозяйственно-операционные. Таким образом производство государственных расходов из каких-либо иных касс специальных сборщиков, кроме вышеуказанных, не допускается. Задержка в передаче кассами специальных сборщиков в кассы НКФ сумм государственных доходов сверх установленных сроков, а тем более обращение этих доходов на покрытие расходов признается нарушением Единства кассы и дает основание для привлечения лиц, виновных в нарушении Единства кассы, к ответственности в дисциплинарном, а в подлежащих случаях — и в уголовном порядке (Пост. ЦИК и СНК СССР от 16 октября 1926 г; Собр. зак. 1926 г., ст. 559). Действию Единства кассы подчинен весь федеральный бюджет Союза ССР в его целом. Согласно постановлению ЦИК Союза ССР от 29 октября 1924 г. (Собр. узак. 1925 г., ст. 193) «исполнение единого государственного бюджета Союза ССР осуществляется на основе единства кассы Союза. Вся денежная наличность касс Наркомфина Союза и наркомфинов союзных республик — едина и является источником покрытия всех государственных расходов как по общесоюзному бюджету, так и по бюджетам союзных республик» (ст. 3).

В октябре 1926 г. (16 окт.) последовало издание нового закона «о единстве кассы Союза ССР» (Собр. зак. Союза ССР 1925 г., ст. 559), которым вновь подтверждено, что все общегосударственные (общесоюзные и республиканские) доходы должны сосредоточиваться в приходо-расходных кассах НКФ или в учреждениях Госбанка.

Единство кассы применяется также и к местному бюджету, но на несколько иных началах. По общему правилу все местные налоги и сборы и всякого рода другие доходы, подлежащие зачислению в местные средства, сосредоточиваются в кассах НКФ. В тех случаях, когда принятие от плательщиков местных доходов предоставлено отделам исполкома (например, коммунальных доходов), последние обязаны вносить поступающие к ним суммы местных доходов б кассы НКФ и правом производства расходов непосредственно из своих касс не пользуются (ст. ст. 196 и 197 Положения о местных финансах РСФСР). Однако в особых условиях находятся волостные бюджеты. Средства волостных бюджетов сосредоточиваются в особых кассах при волостных исполнительных комитетах (волкассы). Кассы эти непосредственно в состав кассового аппарата НКФ не входят и самостоятельно производят расходы по волостному бюджету (Положение о фин.-налоговых частях вол. исполн. комитетов, 31 июля 1924 г., Собр. узак., ст. 672). Кроме того, в связи с дифференциациею местного бюджета губернии на отдельные бюджеты: губернский, уездный и т. д., устанавливается полная раздельность средств отдельных бюджетов, вследствие чего Единство кассы, в смысле концентрации средств бюджета в руках единого распорядителя, применяется только в пределах каждого самостоятельного местного бюджета в отдельности.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.

Статья 38.2. Принцип единства кассы

Комментарий к статье 38.2

Тринадцатым и последним принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства кассы. Этот принцип отнесен к принципам бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Рос-сийской Федерации», который дополнил Бюджетный кодекс Российской Федерации ст. 38.2.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы был предусмотрен и в ранее действовавшем законодательстве. Более того, упоминание принципа единства кассы в официальных документах встречается во времена Александра II. В период монархической России единство кассы обеспечивалось казначейством как подразделением Министерства финансов. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. «О бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик» было установлено, что исполнение единого государственного бюджета Союза ССР осуществляется на основе единства кассы Союза ССР.
———————————
Лушин С.И. О «единстве кассы» (историческая справка) // Финансы. 2003. N 3. С. 65 — 67.

Ранее нормы, предусматривающие принцип единства кассы, также содержались в Бюджетном кодексе Российской Федерации, однако этот принцип не был включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, а со-держался в главе, регулирующей исполнение бюджетов. Принцип единства кассы был ранее расположен в главе, посвящен-ной исполнению бюджета, в связи с тем, что применяется именно на этой стадии бюджетного процесса, но с точки зрения законотворческой техники введение принципа единства кассы в перечень принципов бюджетной системы Российской Феде-рации является более логичным, поскольку это соответствует структуре действующего законодательства и облегчает его применение.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с норматив-ными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами террито-рии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также опера-ций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Сущность принципа единства кассы заключается в том, что все бюджетные средства стекаются в одну «кассу», кото-рой является единый счет бюджета, и из него же расходуются. Принцип единства кассы можно также назвать принципом единого счета бюджета. После вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации среди практиков и ученых велась дискуссия по поводу понимания и внедрения на практике принципа единства кассы. Были сформулированы разные подходы в понимании данного принципа. Сторонники первого подхода считают, что единство кассы можно рассматривать не как один единственный счет бюджета, а как совокупность счетов, один из которых является основным, а другие второсте-пенными. Сторонники второго, более жесткого, подхода к пониманию принципа единства кассы рассматривают его только как один счет бюджета и считают, что данный принцип вводит запрет на открытие других счетов бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время правоприменительная практика складывается так, что все доходы бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же производятся расходы бюджета, что подтверждает судебная практика.
———————————
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2007 по делу N А26-3412/2006; Постановление ФАС По-волжского округа от 10.05.2005 N А12-33438/04-С40.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает значимость организации работы по проведению и учету на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации и кассовым выплатам из него, а также надлежащего правового регулирования в данной сфере деятельности с учетом конституционных принципов единства экономического пространства и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены два исключения из принципа единства кассы. Исключе-ние составляют:
— операции по исполнению бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов го-сударственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муници-пальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Феде-рации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
— операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федера-ции в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» было уточнено понятие принципа единства кассы, в том числе расширены пределы исключений из принципа единства кассы. Если раньше исключением являлись только опера-ции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами Российской Федерации в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, то теперь это операции по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также были добавлены операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит широкий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, которые подробно урегулированы в ст. 28 — 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются нормами-принципами, широко применяются на практике и представляют собой правила поведения, обязательные для исполнения субъектами бюджетных правоотношений.
Все указанные принципы являются основополагающими прикладными принципами бюджетной системы Российской Федерации и базируются на основных конституционных принципах, таких, как федеративное устройство Российской Феде-рации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Принципы бюджетной системы Российской Федерации находятся в системной взаимосвязи друг с другом, зачастую один принцип вытекает из другого.

Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из этого принципа вытекают следующие два приниципа

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.


Вопрос 2. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы .

Центральным звеном государственных финансов выступает бюджет. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, политической и социальной функций.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных государствах - три (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты). РФ имеет федеративную систему и до 2005 г. бюджетное устройство имело 3 уровня.

Бюджетное устройство РФ включает:

1.один федеральный бюджет.

2.83 бюджетов субъектов РФ, в том числе:

· 21 республиканский бюджет республик;

· 55 краевых и областных бюджетов;

· 10 окружных бюджетов автономных округов;

· 1 областной бюджет автономной области;

· бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург.

3. местный (муниципальный) уровень бюджетной системы представлен с традиционной точки зрения 29 000 местными бюджетами, но на практике 17 000 территориальных образований обладают бюджетами и 12 000 – сметами.

Среди территориальных образований, которые имеют сметы, а не бюджеты, выделяют:

· закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), которые финансируются напрямую из федерального бюджета и за счет средств военных министерств и ведомств;

· военные городки.

Особенности бюджетного устройства:

ü 1 субъект федерации (Калининградская область) расположен на территории иностранных государств;

ü ЗАТО Байконур расположено на территории иностранного государства Казахстан;

Через понятие бюджетное устройство конкретизируется такое понятие как бюджетная система. Если бюджетная система отвечает на вопрос: «Какие бюджеты бывают в стране?», то бюджетное устройство – отвечает на вопрос «Сколько таких бюджетов? И какие между ними имеются взаимосвязи? На каких принципах они строятся?»

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

До конца 2004 г. бюджетная система (по Бюджетному кодексу) - это совокупность бюджетов и внебюджетных фондов 3 х уровней . С 2005 г. количество уровней бюджетной системы увеличилось и не может быть однозначно определено во всех субъектов РФ. Это связано с усложнением уровня муниципальных финансов. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: первый уровень – бюджеты муниципальных районов и городских округов, второй уровень – бюджеты сельских и городских поселений. Поэтому на современном этапе государственная бюджетная система должна быть перестроена и включать четыре звена. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет

Структура бюджетной системы РФ:

Современная бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Ø федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ

Бюджет субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджетную систему характеризует понятие консолидированный бюджет , который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 87 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

· собственный бюджет субъекта РФ;

· консолидированный или собственный бюджет города областного или краевого значения, республики;

· консолидированные или собственные бюджеты районов области, края либо республики.

Например, в 2004 г. консолидированный бюджет Омской области состоял из областного бюджета Омской области, бюджета города Омска и 32 районных бюджетов районов Омской области (1 – бюджет субъекта РФ и 33 местных бюджета), каждый из которых принимался и исполнялся. До конца 2004 г округа г. Омска наделялись сметой.

С 2005 года в рамках реформы межбюджетных отношений местные бюджеты будут иметь сложную структуру. Самостоятельно формироваться и исполняться будут бюджеты

Ø муниципальных районов

Ø городских округов

Ø внутригородских муниципальных образований г. Москвы и С-Петербурга,

Ø городских и сельских поселений.

К 2006 г. в Омской области предполагается создать 438 местных бюджетов.

Как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Понятие единства кассы .

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета , минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств , представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Единый счет. Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка . Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 000-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием).[v]

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е. Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью , ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

История единства кассы в России до 1917 года. Исполнение бюджета в России первоначально именовалось кассовым устройством. Эволюция исполнения государственного бюджета в России не всегда была позитивной, будучи тесно связанной с историей российского государства и историческим процессом вообще. Иллюстрацией служат воззрения на исторический процесс о том что «исторический процесс никогда не рисовался Ключевскому в виде геометрического чертежа. Обилие противоречий в рисунке этого процесса служило для него лучшим доказательством верности этого рисунка».

Вплоть до XII в/ (до распада древнерусского государства) государственный бюджет Руси, был идентичен частной казне государя, т. е. государственные средства не обособлялись от частных средств князя, на усмотрение которого отдавалось совершение тех или иных государственных расходов . По выражению, «в Древней Руси финансовое управление было организовано в духе домашнего».[x] Сохранялось такое положение вещей и в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Кассовое дело в эту эпоху фактически сводилось к хранению княжеских (государственных) средств специально назначаемым тиуном, под началом которого имелись казначеи, ключники и дьяки. Доходы собирались княжескими данниками и пошлинниками, которые везли собранное непосредственно в княжескую казну, подчиняясь напрямую князю. Надо сказать, что, несмотря на наивный (упрощенный) характер тогдашнего финансового хозяйства, исполнение бюджета имело высокую степень централизации и, в буквальном смысле слова, единую кассу (княжескую казну), куда собирались все доходы и откуда производились все расходы. «Кормление», осуществляемое княжескими посадниками на местах, не относилось к государственным доходам и расходам, так как государственные доходы и расходы полностью отождествлялись с княжеской казной.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...