Княгиня тугоуховская в комедии "горе от ума" грибоедова. Юрий тынянов - пушкин


  • - , памятник архитектуры классицизма. Построен в 1784-1788 , западный фасад перестроен в 1818 ...
  • - , между Литейным проспектом и Новгородской улицей. Названа в честь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возникла в начале XVIII в. на территории Литейной слободы...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - переводчица с франц...
  • - р. 1830 г., † в отст. 1886 г. 26 окт. - танцовщица Импер....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - переводчица. Участвовала в "Московском курьере"; перевела на английский язык с французского "The error of a good father" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - родная бабка импер. Анны Иоанновны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сваха при браке царя Иоанна Васильев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в марте 1730 г., умерла 27 ноября 1801 г. Она была третьей дочерью Николая Автономовича Иванова, сына известного дельца XVII в. Автонома Иванова...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - урожд. княж. Белосельская-Белозерская...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - певица 1786...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Поспелова - писательница, дочь бедного чиновника, самоучкой изучившая русскую словесность, французский язык, музыку и рисование...

    Биографический словарь

  • - Салтыкова, известная под именем "Салтычихи" и "людоедки"...

    Биографический словарь

  • - писательница, дочь бедного чиновника, самоучкой изучившая русскую словесность, французский язык, музыку и рисование. Первым печатным произведением ее была "Ода императору Павлу на день восшествия на престол" ...
  • - известная под именем "Салтычихи" и "людоедки"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - мст. Черниговской губ. и у. на р. Десне, в 30 в. от Чернигова. Пристань. Две ярмарки, земская школа, сельская библиотека...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Салтыкова, Марья Алексеевна" в книгах

Ирина САЛТЫКОВА

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса автора Раззаков Федор

Ирина САЛТЫКОВА И. Салтыкова родилась в городе Новомосковске Московской области. Судя по ее словам, она росла капризным и избалованным ребенком (удел всех единственных детей в семье). И. Салтыкова вспоминает: «Я уже училась в первом классе, мама тогда работала в детском

Ирина САЛТЫКОВА

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Ирина САЛТЫКОВА Пристальное внимание со стороны мальчиков Ирина стала испытывать еще в школе. Особенно в старших классах, когда превратилась в весьма эффектную девушку. Правда, окружающими это воспринималось весьма неоднозначно. По меркам советской педагогики все

ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ. - ЧЕРКЕССКАЯ КНЯЖНА МАРЬЯ ТЕМГРЮКОВНА. - ОПРИЧНИКИ. - БАСМАНОВЫ. - МАЛЮТА СКУРАТОВ. - МАРФА ВАСИЛЬЕВНА СОБАКИНА. - МАРИЯ ИВАНОВНА ДОЛГОРУКАЯ. - АННА КОЛТОВСКАЯ. - АННА ВАСИЛЬЧИКОВА. - ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВА. - МАРЬЯ ФЕОДОРОВНА НАГИХ (1560–1584)

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга II автора Биркин Кондратий

Людмила Салтыкова

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Людмила Салтыкова Впервые я услышала имя Михалкова в Ленинграде, где родилась и выросла. Мне нравилось читать своим младшим сестрам его стихи, особенно любимое «Тридцать шесть и пять». Тогда я еще не догадывалась, что этот человек станет частью моей судьбы и жизни, что

«ПРОПОЗИЦИИ» ФЕДОРА САЛТЫКОВА

Из книги Путь к Большой Земле автора Марков Сергей Николаевич

«ПРОПОЗИЦИИ» ФЕДОРА САЛТЫКОВА Нам невольно приходится вернуться к 1697 году, когда Петр Великий в Голландии строил фрегат для сообщений с Ост-Индией, подолгу пропадал на «Индейском дворе» и встречал флот, пришедший из Гренландского моря.В свите Петра находился тогда Федор

Усадьба Салтыкова – Черткова

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Салтыкова – Черткова Его считают истинным аристократом в ряду московских особняков. И прежде всего потому, что это единственное сохранившееся в городе светское здание в стиле классического барокко. Конечно, в столице есть и другие барочные строения, но все они –

«Пропозиции» Федора Салтыкова

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

«Пропозиции» Федора Салтыкова Нам невольно приходится вернуться к 1697 году, когда Петр Великий в Голландии строил фрегат для сообщений с Ост-Индией, подолгу пропадал на «Индейском дворе» и встречал флот, пришедший из Гренландского моря.В свите Петра находился тогда Федор

XI. Еще жены Грозного – законные и морганатические: Марья Темрюковна-черкешенка, Марфа Васильевна Собакина, Анна Колтовская, Марья Долгорукая, Анна Васильчинова, Василиса Мелентьева

автора Мордовцев Даниил Лукич

XI. Еще жены Грозного – законные и морганатические: Марья Темрюковна-черкешенка, Марфа Васильевна Собакина, Анна Колтовская, Марья Долгорукая, Анна Васильчинова, Василиса Мелентьева Царь Иван Васильевич Грозный, по смерти первой супруги своей, царицы Анастасии

II. Жены Курбского: княжна Марья Юрьевна Голшанская и Александра Симашко. – Титулярная королева ливонская Марья Владимировна. – Дочери Малюты Скуратова

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

II. Жены Курбского: княжна Марья Юрьевна Голшанская и Александра Симашко. – Титулярная королева ливонская Марья Владимировна. – Дочери Малюты Скуратова Мы уже познакомились с судьбой всех восьми жен царя Ивана Васильевича Грозного. Наибольшее сочувствие возбуждает в

VIII. Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина). – Агафья Семеновна Грушецкая. – Марфа Матвеевна Апраксина. – Царевна Софья Алексеевна. – Царевна Екатерина Алексеевна

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

VIII. Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина). – Агафья Семеновна Грушецкая. – Марфа Матвеевна Апраксина. – Царевна Софья Алексеевна. – Царевна Екатерина Алексеевна Общественное и семейное положение царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, как матери будущего

VII. Александра Салтыкова (Александра Григорьевна Салтыкова, урожденная княжна Долгорукая)

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

VII. Александра Салтыкова (Александра Григорьевна Салтыкова, урожденная княжна Долгорукая) Петровские преобразования очень глубоко захватывали старую русскую почву. Обновляя государственный формы, общественную жизнь и внешние проявления этой жизни, вызывая и развивая

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения великого русского сатирика во многом остались непонятыми и недостаточно оцененными его современниками. Особенно это касается наиболее сложного и наиболее новаторского произведения Щедрина – «Истории одного города».

УЧЕБА У САЛТЫКОВА

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

УЧЕБА У САЛТЫКОВА «Будьте ж войском так любимы, как Ваш родитель. Будьте так для Отечества добродетельны и снисходительны до верных его деток». Суворов сыну Салтыкова Прибытие Петра Семеновича к войскам прошло без всяких торжеств. В отличие от Апраксина и Фермора, он не

ПЕВИЦА ИРИНА САЛТЫКОВА

Из книги Звезды на приеме у психолога. Психоанализ знаменитых личностей автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

ПЕВИЦА ИРИНА САЛТЫКОВА - Ну, что начнём сеанс. Вы сейчас что чувствуете?(На этот раз сеанс проходил не у меня в кабинете, а в квартире моей пациентки. Обустройство жилища и домашняя одежда часто даёт подкупающий своей отчётливостью портрет человека, который в нём обитает.

Слава Салтыкова

Из книги Пятое измерение. На границе времени и пространства [сборник] автора Битов Андрей

Слава Салтыкова ЕГО ПРИВЕЛ ко мне Андрюшатик (Андрей Эльдаров), великий искусствовед дружбы. Этого не хватало, чтобы с утра в мой хламовник ввалились двое пьяных с бутылкой и гитарой! Правда, с любимыми мною строчками: Так, по камешку, по кирпичику, Растащили весь этот

Помните счастливые школьные годы и «Горе от ума» классика русской литературы Грибоедова? Он ведь еще в раннем детстве предупреждал нас, устами своего героя Фамусова, что не надо беспокоиться о том, что о нас будут думать другие.

Ну, в самом деле, та самая Марья Алексеевна ровно одну минуту на вас смотрела и думала о том, что как-то странно вы себя вели на прошлогоднем балу. Ну и что из этого? Да пусть она думает все, что хочет! Это ее право. И ее жизнь. Если у нее нет ничего более интересного и важного в жизни, то пусть думает на здоровье. Но это совсем не означает, что вас это должно как-то волновать, задевать и останавливать. У вас есть своя жизнь и свое право поступать так, как вы считаете нужным.

Мы слишком много волнуемся о том, что же о нас подумают другие. Если волнения и энергию, потраченные на эти переживания, направить в нужное русло, то можно значительно облегчить свою жизнь. Не помню точно, где я прочитала такую фразу: «Думать о том, что о вас думают другие - не ваше дело» . Источник забылся, а мысль зацепилась. К сожалению, автора назвать не могу. Но хотелось бы сказать ему отдельное спасибо за лаконичность и мудрость.

А сегодня, разбирая завалы в своей тумбочке, я наткнулась на подарок моей ученицы, до которого мои руки в свое время не дошли - колода карт с мудрыми высказываниями (Healing the Mind and Spirit Cards by Brian Weiss), написанными американским психологом и автором нескольких бестселлеров Брайном Уэйсом. В этой колоде 50 высказываний и аффирмаций, которые способны вдохновить каждого, кто их читает, на поступательное движение вперед в любой области жизни.

Я открыла абсолютно новую коробочку и вытянула первую попавшуюся карту. Она гласила: «Если вы делаете все правильно и не причиняете зла ни себе, ни людям, вы не должны волноваться о том, что о вас подумают другие. Вы - свободны!» А если вы все же обнаружили у себя волнения, связанные с беспокойством по поводу того, что же о вас думают другие, то автор дает такой вариант аффирмации: «Мне все равно, что думают обо мне окружающие меня люди!»

Давайте попробуем взять на вооружение эту мысль! Вполне возможно, что переживаний станет меньше и мы сможем приблизится к желаемым целям и, пока еще нереализованным, мечтам поближе. В конце концов, попытка - не пытка. А Марья Алексевна может потерять интерес к вам и переключиться на новую жертву общественного мнения. С чем ее, неугомонную (М.А.), и поздравляем!

На сладкое - крылатые выражения из «Горя от ума»:

  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Грех не беда, молва нехороша.
  • И дым Отечества нам сладок и приятен!
  • Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Дома новы, но предрассудки стары.
  • А судьи кто?
  • Ах, злые языки страшнее пистолетов.
  • Ба! Знакомые все лица!
  • Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.
  • В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов.
  • Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
  • Где ж лучше? Где нас нет.
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • Что говорит! И говорит, как пишет!
  • Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
  • Сюда я больше не ездок...
  • Карету мне! Карету!
  • Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света

в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок,

тогдашний ее дух, исторический момент и нравы.

И это с такою художественною, объективною

законченностью и определенностью, какая далась

у нас только Пушкину и Гоголю.

И. А. Гончаров

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия "Горе от ума". Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы - раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага - прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего "свое суждение иметь" и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о котором Платон Михайлович говорит, что:

Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут...

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как "светского" человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он - типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, "поющие верхние нотки и льнущие к военным людям", умеют лишь "принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой".

Жалким выглядит и "муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей" Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хлестова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: "Кто первый разгласил?" И в ответе его жены: "Ах, друг мой, все" кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец "века покорности и страха". А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека - лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Уже не раз упоминалось, что переулки от Арбата до Пречистенки, сама Пречистенка, и переулки за ней, ведущие к Остоженке, носили в Х VIII - первой половине Х I Х вв. общее название Старая Конюшенная. Была здесь некогда старая дворцовая слобода конюхов, потом переселили их на Плющиху, а в Приарбатье на освободившихся местах расселились состоятельные люди.


Дом № 5 по Чистому (Обухову) переулку
Старая Конюшенная из мемуаров прошлого гораздо больше, чем нынешний Староконюшенный переулок. Это собирательное название большого московского района со своим укладом и стилем жизни, во многом зависящим от того, "что будет говорить княгиня Марья Алексеевна". Кстати, предполагаемый прообраз Марьи Алексеевны из грибоедовского "Горя от ума", как и графини Хлёстовой - Настасья Дмитриевна Офросимова (в некоторых документах писали - Афросимова) проживала также в Старой Конюшенной, в собственном доме.


Настасья Офросимова (урожденная Лобкова) в молодые годы

Дом этот находился в Обуховом (ныне, как и в Х VIII веке, Чистом) переулке. Самая большая здешняя усадьба (дом № 5) принадлежала полковнику А.А. Обухову, по имени которого и стал называться переулок, но на рубеже Х VIII и Х I Х вв. это владение перешло к супруге оберкригскомиссара Офросимовой, женщине решительной, властной и строгой, выразительнице общественного мнения и хранительнице самых строгих моральных принципов. По воспоминаниям современника-мемуариста, С.П. Жихарева, была она "дама презамечательная своим здравомыслием и откровенностью". Ее авторитетным мнением весьма дорожили самые высокопоставленные вельможи.

"Вторая из барынь крупной бесспорно величины была Настасья Дмитриевна Офросимова, переехавшая после своего вдовства из Москвы в Петербург для бдительного надзора за гвардейской службой своих двух или трех сыновей, из коих младшему, капитану гвардии, было уже гораздо за 30 лет. Обращаясь нахально со всеми членами высшего московского и петербургского общества, детей своих держала она в страхе Божием и в порядке и говорила с любовию о их беспрекословном к ней повиновении: "У меня есть руки, а у них щеки". На этих основаниях, как уверяли, обходилась она и с дочерью.

Кажется, я уже говорил о ней по случаю кончины моего отца в 1814 году и о том, как она сама вызвалась снабдить нас с теткой в это время деньгами. Она любила мою мать, которая ее страшно боялась, а отец, хотя и уважал, но избегал, сострадая угнетенному ею добродушному и кроткому ее мужу, которого она, как сама признавалась, тайно похитила из отцовского дома к венцу. Павел Дмитриевич Офросимов был, однако, боевой генерал времен Потемкина и с георгиевским крестом, носил парик, и однажды подвергся за какое-то слово публичному оскорблению от жены, которая, ехавшая с ним по улице в открытой коляске, сняла с него этот парик, бросила на мостовую и велела кучеру прибавить ходу.


Наталья Дмитриева Офросимова в среднем возрасте

Бойкость характера Настасьи Дмитриевны известна была обществу обеих столиц и самому Императору. Надо сказать, что она всегда стояла за правду и везде громогласно поражала порок. Еще в 1809 году, когда Государь Александр вместе со своей сестрой, В. К. Екатериной Павловной, посещал Москву, Офросимовой удалось одним словом с выразительной жестикуляцией уничтожить взяточника, сенатора С. Вот как это было: Государь сидел в своей маленькой ложе над сценой небольшого московского на Арбатской площади театра; Офросимова, не подчинявшаяся никоим обычаям, была в первом ряду кресел и в антракте, привстав, стала к рампе, отделяющей партер от оркестра, судорожно засучивая рукава своего платья. Увидев в 3-м или 4-м номере бенуара сенатора, она (заметьте, что театр был очень небольшой...), в виду всех пальцем погрозила сенатору и, указав движением руки на ложу Государя, громогласно во всеуслышание партера произнесла: "С., берегись!" Затем она преспокойно села в свои кресла, а С., кажется, вышел из ложи. Очень понятно, что Государь начал расспросы, что бы все это могло значить. Ему были вынуждены объяснить, что действительный тайный советник М. Г. С., хотя и почитается в обществе самым дельным из всех московских сенаторов, но в то же время многими, и не без вероятности, признается взяточником. Через несколько времени сенатор С. был отставлен". (Дмитрий Николаевич Свербеев. "Записки").

П.А. Вяземский рассказывал, что Офросимова "была долго в старые годы воеводою в Москве, чем-то вроде Марфы-посадницы, но без малейших оттенков республиканизма. В московском обществе имела она силу и власть. Силу захватила, власть приобрела она с помощью всеобщего к ней уважения. Откровенность и правдивость ее налагали на многих невольное почтение, на многих страх. Она была судом, пред которым докладывались житейские дела, тяжбы, экстренные случаи. Она и решала их приговором своим. Молодые люди, молодые барышни, только что вступившие в свет, не могли избегнуть осмотра и, так сказать, контроля ее".
Она же послужила Льву Толстому моделью для образа фигурирующей в "Войне и мире" Марьи Дмитриевны Ахросимовой, приятельницы старших Ростовых, крестной матери Наташи. Это из дома Ахросимовой в Старой Конюшенной близ Арбата легкомысленный Анатоль пытается похитить Наташу, но мудрая Марья Дмитриевна предотвращает похищение, сулящее ее крестнице большие беды.


Анатоль (Василий Лановой) и Наташа (Людмила Савельева), кадр из фильма "Война и мир"

Вот она перед нами, всеми уважаемая и почитаемая вдовствующая дама из арбатской Старой Конюшенной: "Она держалась все так же прямо, говорила так же прямо, громко и решительно всем свое мнение и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра - в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила по праздникам к обедне и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом, сытным и вкусным, всегда бывало человека три-четыре гостей; после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе". (Л.Н. Толстой, "Война и мир", Т. 2).
В нескольких фразах Толстой рисует весьма детальную картину жизни и своей героини, и ее прототипа.

Госпожа Офросимова в старости

"Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи (Лев Толстой, "Война и мир", Том 2).
Неподалеку от Обухова переулка на углу Большого Левшинского, Пречистенского (Мертвого) и Могилцевского переулков и поныне стоит храм Успения на Могильцах. В отличие от большинства здешних церквей, этот храм сохранился, хотя в 1932 году был закрыт и использовался для различных производственных нужд.
С 1970-х гг. здесь размещались монтажные управления - сначала Московское управление Минмонтажспецстроя, позже Московское монтажное управление треста Центрмонтажавтоматика Минмонтажтяжстроя. Относительно недавно храм был возвращен верующим и теперь в нем идет длительная реставрация.

Храм Успения на Моглицах в 1880-е годы

При жизни Настасьи Дмитриевны этот храм, один из самых известных в Москве, был любим родовитым дворянством, проживавшим в особняках Старой Конюшенной. Лев Толстой, прекрасно знавший нравы этих мест, недаром сделал Марью Дмитриевну Ахросимову, героиню "Войны и мира", прихожанкой этой церкви (ведь сюда хаживала и сама Настасья Дмитриевна, ставшая ее прототипом). Сюда, на службу, она приводит гостивших у нее графа Илью Андреевича Ростова, Наташу и Соню.
"В воскресенье утром Марья Дмитиревна пригласила своих гостей к обедне в свой приход Успения на Могильцах.
- Я этих модных церквей не люблю, - говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. - Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!"



Интересна судьба дома Офросимовой в Обуховом переулке (в 1922 г. ему вернули старинное название - Чистый переулок), дом № 5. Типичная барская усадьба - главный дом в глубине участка и два флигеля по бокам, была полностью восстановлена после наполеоновского нашествия к 1830-м годам по проекту архитектора Ф.К. Соколова. В 1870-е дом был незначительно перестроен, в основном изменилась, согласно новой моде, отделка фасада и появилась новая ограда. С 1897 года здесь размещалось Русское Горное общество, основанное предпринимателем Александром фон Мекком. Позже, когда арбатские места охватила всеобщая строительная горячка, левый южный флигель усадьбы был сломан и на его месте появился двухэтажный доходный дом (архитектор Н.И. Якунин, 1901 г.). В советское время этот дом был надстроен. Главный господский дом с северным флигелем и кованой оградой хорошо сохранился и в конце концов был поставлен на государственную охрану. До начала Второй мировой войны в доме размещалась резиденция посла Германии. После разрыва дипломатических отношений с Третьим Рейхом здание ненадолго опустело.



Вход в резиденцию Патриарха Московского и всея Руси

В 1943 г. старинный особняк был передан Московской Патриархии (в годы войны отношение советского руководства к православной церкви стало меняться). 8 сентября 1943 г. здесь проходил Церковный Собор, на который съехались немногие православные иерархи, оставшиеся в живых и на свободе после событий 1920 - 1930-х гг. На Соборе местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старгородский) был избран Патриархом.

Патриарх Сергий, 1943 год

4 ноября 1943 г. он освятил в переданном Патриархии особняке Офросимовой домовую церковь. Сейчас Патриархии принадлежит целый комплекс зданий в Чистом переулке, но Крестовая церковь Владимирской Божьей Матери при при резиденции Патриарха действует до сих пор. Правда, церковь не является приходской и доступа посетителям в нее нет.

Патриарх Кирилл дает интервью в своей резиденции (фото с сайта Московской патриархии)

Думается, бывшая владелица этого дома богобоязненная госпожа Офросимова не стала бы возражать против подобного использования ее владений в будущем. И душа ее спокойна...

Марья Алексеевна с утра была в хлопотах. Готовясь встретить гостей и зятеву родню, она беспокоилась, как бы в чем не оплошать. Люди были столичные, новомодные, а у ней нет этой тонкости в обращении. Зал убирали, терли мелом фамильные подсвечники, выметали сор из сеней. И сору было много.

В глубине души она считала основательным местом и вообще основным местом своей жизни город Липецк, невдалеке от которого была усадьба ее отца и в котором она живала барышнею. Город был чистый, главные улицы обсажены дубками и липами. Груш и вишен – горы. Девки в безрукавках, расшитых сорочках. А липы как раз в такую пору цвели; от них шел густой приятный дух. Приезжали летом самые лучшие люди, самые нарядные, сановные, из столиц, – купаться в липецких грязях. На чугунные заводы посылали самых лучших и тонких офицеров из столицы с поручениями по артиллерии. И когда она выходила замуж, ей все завидовали, хоть и притворялись, что равнодушны, и даже посмеивались, что идет за арапа. Был по морской артиллерии, любезен до пределов, весь как на пружинах, страстен и на все готов для невесты. А оказался злодей.

Будучи нагло покинутой с малолеткой дочерью на руках, без всякого пропитания, поехала она в деревню к родителям; но родитель был уже стар, арап, вторгшийся в семью, омрачил его жизнь, и он от паралича скончался. Так арап стал двойным злодеем.

После смерти отца Марья Алексеевна жила со своей матерью и маленькой дочерью в лютой бедности. Иной раз в доме не было черствого хлеба. Дворня бегала от них, боясь умереть голодной смертью.

И Марья Алексеевна, которой пришлось потом, ни вдовой, ни мужней женой, жить с дочкой и в деревне Суйде под Петербургом, на хлебах у свекра-арапа, и в Петербурге, и теперь в Москве, считала все эти места непостоянными и неосновательными, не обживала их. Она привыкла пустодомничать. У свекра-арапа жила она в Суйде на антресолях. В Петербурге у нее был собственный домик в Преображенском полку. Потом она этот дом продала и перебралась с Надеждою в Измайловский полк. Ее братья были офицеры, муж – хоть и злодей – морской артиллерист, и она чувствовала себя военною дамою. Житье было походное: зорю бьют – вставать, горнист – к обеду. Мимо окон бряцали сабли, позванивали шпоры. Они с дочерью поздно вставали и садились у окошек смотреть на прохожих.

Надежда подросла. Там, в Измайловском полку, к ней и посватался свойственник, гвардеец, капитан-поручик. Марья Алексеевна была урожденная Пушкина, и Сергей Львович приводился ей троюродным братом. По справкам оказался человек состоятельный. Предложение, разумеется, принято. Молодые переехали в Москву, она теперь гостила у них – для порядка, и опять попала она на антресоли, как когда-то у свекра-арапа, только теперь с внучкой Ольгой.

Людей Марья Алексеевна перевидала много, привыкла улещать и одергивать чиновников, с которыми приходилось водиться по тяжбе с преступным мужем-двоеженцем, ценить людей, дающих приют и ласку, и опасалась, чтобы не осудили и не сочли бедной. Теперь пошла мода на образованность, на бледный цвет, все изменилось.

А Липецк как был, так, говорят, и стоит.

У ней на руках было теперь все зятево хозяйство, небольшое, но трудное. Дворня невелика, но распущена и отбилась от рук. Повар Николашка – пьяница и злодей. Все люди ленивые, как мухи, руки как плети. И все врут. Счастье еще, что привезла с собой кой-кого из дворни – испытанную мамку и няню Иришку. Доходы поступали, против ожидания, в эти годы туго. Марья Алексеевна не скрывала своего разочарования: решительно невозможно было понять, богат или беден Сергей Львович. Тысяча душ – легко сказать! А сахару в доме нет, и в лавочку задолжали. Все лежало на ней одной, Сергею Львовичу только бы юркнуть из дому. А Надеждины порядки ей не нравились, и она не доверяла ее уменью устроить жизнь. Марья Алексеевна не раз подмечала в дочери не свои черты; она и лицом пошла в отца, в арапа; и ладони у нее темные, желтые. И какой-то нездешний, не липецкий холод: равнодушие и леность, по целым дням ходит в затрапезе, кусает ногти, а потом – вдруг, как муха укусит, все вверх дном. Мебели переставлять, людей учить, картины вешать, тарелки бить.

А Липецк как стоял, так, говорят, и стоит.

– Аришка, на кухню сбегай! Николашка, поросенка зажарил ли? Шампань-то в лед, дура!

Первыми приехали свои, Пушкины. Прибыли сестрица Лизанька с мужем да сестрица Аннет. Марья Алексеевна их не любила и не могла долго усидеть, когда сестры болтали. Лизанька была пуста, по ее мнению. Выбрала мужа много моложе себя; Марья Алексеевна делала невольное сравнение между Сонцевым и Сергеем Львовичем, и Сонцев оказывался лучше. Он был толстоват, добрее и спокойнее, чем их маиор, – не бегает со двора. Не франтоват, да мил – ходит завитой, как барашек. Действительно, Матвей Михайлович Сонцев был завит по последней моде – а-ля Каракалла. Аннету же, Анну Львовну, Марья Алексеевна не любила за фальшь. Анне Львовне было уже тридцать лет (далеко за тридцать – говорила Марья Алексеевна), а она все еще ждала женихов, прихорашивалась и говорила томно, нараспев. К Сергею Львовичу она относилась восторженно, заботилась о его бледности и умоляла беречь себя. Надежде же Осиповне возила сувениры, по мнению Марьи Алексеевны, безделки и ничего более. Перышки и пряжечки.

В последнее время Анна Львовна как будто дождалась: недавно Сергей Львович сообщил, что Иван Иванович Дмитриев, человек на виду, петербургский поэт и действительный статский советник, сватался к Анне Львовне. Марья Алексеевна поздравила, но втайне не поверила. Когда бывали сестры, она часто выходила по хозяйству, а на деле для того, чтобы перевести дух.

– Вздоры, – говорила она негромко и возвращалась.

Василий Львович с женою приехали в отличной, лакированной, звонкой, как колокол, коляске. И Марья Алексеевна оживилась. Она любила эту пару. Василий Львович, быстрый в движениях, всегда готовый к разговору и веселости – эфемер, – явился на этот раз во всем великолепии: прическа а-ля Дюрок и, несмотря на суровое время, довольно толстое жабо. Впрочем, это свое жабо он скрывал под плащом. Кстати, плащ скрывал и фигуру – Василий Львович очень знал, что он кособрюх и тонконог. А рядом сидела женщина, которою он тщеславился более, чем своим титулом поэта, своею родословною, коляскою, – неотразимое существо, его жена Капитолина Михайловна. Они ехали, вызывая всеобщее внимание.

Чувствуя его, Василий Львович до самого конца Басманной имел загадочный и равнодушный вид. И только когда дома стали хуже и заметных людей меньше, он позволил себе несколько раз оглянуться по сторонам и увидел, что внимание относится всецело к его жене и нисколько ни к нему.

– Mon ange , mon ange, – пролепетал он с огорчением, но тут же и восхищаясь, – покройте плечи, ветрено…

И сам накинул шаль на эти плечи.

Встречаясь с Капитолиной Михайловной, Марья Алексеевна всегда улыбалась, щурила глаза, как делали в Петербурге тридцать лет назад, когда хотели высказать расположение.

О Капитолине Михайловне говорили разное, и в гвардии ее звали "Цырцея", но, считая всех мужчин злодеями или готовыми на злодейство, Марья Алексеевна не осуждала женской ветрености. "Молодо – зелено, погулять велено", – говорила она и победно поджимала губы.

Гостей Марья Алексеевна и Сергей Львович встречали в зале.

– Надежда сейчас выйдет, – сказала Марья Алексеевна, и сестрицы обиделись. У одной в руках были сувениры. Братья стали друг другу рассказывать вполголоса одну и ту же историю: мадам Шню, содержательница известного кофейного дома, славная своим безобразием, на прошлой неделе окривела на правый глаз. Неелов написал на нее экспромт.

Экспромт был смешной, не для дам. Они повысили голоса. В Марфине у графа Салтыкова на прошлой неделе Николай Михайлович пел в своем водевиле, в интермедии, в прологе, в пиесе своей собственной – прекрасно, – граф его во всем слушался, накануне велел декорации менять по одному слову. Материя, впрочем, довольно обыкновенная: сельская любовь, ривалите , и из армии приезжает добрый муж, сам граф, – все захлопали, когда он вышел, – и соединяет любовников. Но как все выражено! Стихи, напев! В Петербурге уже известно. Танцы в легких нарядах исполнили девки неописуемо. Десять тысяч обошлось. Первый из братьев с нетерпением ждал, когда другой замолчит, и как бы помогал ему скорее кончить, подражая движению губ говорящего.

Сергей Львович заметно мешал Василию Львовичу, лично бывшему в Марфине и поэтому гораздо лучше знавшему все подробности спектакля. Василий Львович хотел сказать о названии, которое Николай Михайлович дал пиесе, но Сергей Львович его перебил. Название было: "Только для Марфина". Василий Львович кивал досадливо Сергею Львовичу, а потом осмотрелся кругом и увидел, что все свои. Он зевнул.

Вошла плавно Надежда Осиповна, поцеловалась с женщинами. В руках она мяла платочек; ладони и пальцы были у нее в "родимых пятнах", желты, как опаленные, – след африканского деда.

Она улыбнулась Василию Львовичу. И от этой улыбки все изменилось.

И Василий Львович, стихотворец, закосил: взглядом знатока он перебегал с белых плеч своей Цырцеи на смуглые – невестки.

Он все хотел сказать комплимент и наконец сказал его. В стихах своих он стремился к логике и поэтому избегал картин природы; главное достоинство свое он полагал в шутливости. Но как только видел прекрасных – таял и вспоминал чьи-то стихи, безыменные мадригалы, отрывки, может быть, даже свои собственные. И в стихах и в жизни он был эфемер.

Между тем люди накрывали стол в саду, под липою, довольно тощей.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...