Примеры взаимодействия сфер общества между собой. Исторический пример взаимодействия сфер общества


В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр., соч. т. 37, с. 278), так как в политике находят обобщенное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов, которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы, опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики, в принятие законов, стимулирующих развитие экономики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом правящей политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Имени Р.Е. Алексеева

Министерство образования и науки Российской Федерации.. федеральное государственное бюджетное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тесты для итоговой аттестации
1.1. Политология как наука: возникновение, развитие и особенности 1.2. Политика как общественное явление 1.3. Механизм формирования и функционирования политической власти

Методы исследования и функции политологии
Политология каких-либо специфических методов познания мира политики не выработала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу п

Современное состояние политологии
Политологию можно условно разграничить надва уровня функционирования и развития: теоретический и прикладной. Теоретическое исследование политики направлено на выявление ее

Античная и средневековая политическая мысль
Первоначально научное знание о политике складывалось в русле философской мысли, тесно связанной с религией и мифологией. Постепенно политические идеи освобождались от влияния этики,

Формы идеального государства
Однако не во всяком государстве люди могут быть счастливы, не проявлять своих низменных кач

Политические идеи средневековья
Исторический период с конца 5 по начало 17 века, вбирающий в себя эволюцию феодального строя, принято называть средними веками или средневековьем. На протяжении всей политической истории западноевр

Марксистская концепция политики
Марксистская концепция политики была разработана немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). Критически осмыслив философско

Развитие политической мысли в России
Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию, а также определялась влиянием целого ряда внешних факторов: географического положения, кл

Ких потрясений. к светским твенно к власти религиозных деятелей и пророков(моисея, Магомета
В политической науке в соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: 1) социологические, характеризующие политику через другие общественны

Происхождение политики
Политика существовала не всегда. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знают политики. Управление внутри них было основано на естественных связях (кровнородственных отношениях) и рег

Основные элементы политики и основные области политики
Политика вбирает в себя важнейшие структурные элементы: политическая деятельность, политические отношения, субъект политики, предмет политики, объект политики, виды и области полити

Диалектика экономики и политики
Политика органично связана с другими сферами общественной жизни: с экономикой, правом, моралью. Эта связь двойная: с одной стороны, политика оказывает воздействие на эти сферы, а

Роль экономики в политике
Роль экономики в политике характеризуют несколько важнейших моментов. 1) Экономика составляет материальную основу политики. Экономические ресурсы в современных демократических странах явля

Общее и различия между политикой и моралью
Главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от вып

Определение власти, элементы властных отношений, виды власти
Власть - первооснова социальной жизни, универсальный механизм интеграции людей, согласования, взаимодействия людей, реализующих собственные интересы. Власть появилась с возникновени

Виды власти
В соответствии со сферами общественной жизни власть может быть разделена на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную. Экономическая власть – это кон

Понятие, признаки, структура и функции политической власти
Появление политической власти результат длительной эволюции форм власти. В первобытном обществе, отличавшемся примитивностью отношений, власть носила общественный характер, поскольку регулировала в

Структура политической власти
В структуру политической власти входят субъект и объект власти, основания и ресурсы власти. В зависимости от степени вовлеченности в политическую деятельность выделяют субъекты и объекты пол

Основания власти
Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами, мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед насилием. Формула повиновения, осн

Ресурсы политической власти
Способность одного субъекта влиять на другого связана с наличием у субъекта власти определенных ресурсов. Ресурсы - это совокупность средств и методов, с помощью которых реализуется властна

Легитимность и легальность политической власти
Для подчинения необходимо, чтобы народные массы видели во властвующей элите агентов эффективной реализации их интересов, следовательно, властвующей элите необходима легитимность. Легитимность раскр

Сущность и структура гражданского общества
Повседневная жизнь людей, ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества. Большинство людей занято удовлетворением своих собственных индивидуальных потребностей и интересов и интер

Функции гражданского общества
Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражда

Особенности формирования гражданского общества в России
Формирование гражданского общества в разных странах имеет свои особенности. Так, в США созданию государства исторически предшествовала разветвленная система институтов гражданского

Политическая система общества
1. Политическая система общества: понятие и механизм функционирования Появление категории «политическая система» связано с развитием системного анализа Т.

Механизм функционирования политической системы
В модели функционирования политической системы Д. Истона она погружена в окружающую внешнюю среду (экономическую, социальную, культурную) и международную среду. Обмен ресурсами и взаимодействие пол

Структура политической системы
Политическая система общества состоит из следующих подсистем или элементов: 1. Институциональная подсистемаили система органов власти, которая включает государство, центра

Функции политической системы
Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Политическая система призвана обеспечить стабильность общества и его прогресс через сбалансированность различных групп интер

Понятие политического режима
Государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между классами, организациями и отдельными людьми с помощью определенных средств и методов. Этот аспект функционирования власти отражает

Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX века. Вперв

Авторитарный режим
Это диктаторский режим, как и тоталитарный. Их сходство - в первом критерии политического режима (методы господства и управления): господствуют преимущественно насильственные методы управления. Вся

Проблема перехода к демократическому политическому режиму
Вопрос перехода к демократии представляет в современном мире большой теоретический и практический интерес. Существует даже раздел политической науки – транзитология, изучающий поли

Демократический режим
Демократия выступает как ведущий элемент режима. Государственное политическое устройство общества основано на признании народа в качестве источника власти на принципах равенства и с

Понятие и признаки демократии
Смысл политики - обеспечить стабильность и одновременно развитие общества. Западные политологи выдвигают два условия социальной стабильности: 1. Обеспечение социальной мобильности (вертика

Теории демократии
Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления. 1. Либеральная теори

Формы демократии
В зависимости от того, кто: народ или его представители непосредственно осуществляет властные функции, различают непосредственную (прямую) демократию и представительную (демократию участия).

Условия успешного функционирования демократии
Демократия: благо или нет? Что необходимо для успешного функционирования демократии? Это зависит от условий в стране: демократия - благо, когда она соответствует экономическим, соци

Функции и роль выборов в политической системе
Система выборов власти является одним из важнейших элементов современных политических систем. Выборы - это способ формирования по определенным правилам органов власти с помощью политической воли на

Основные принципы избирательного права
Во время выборов должны соблюдаться демократические принципы избирательного права: 1.Всеобщность на право участия в выборах кроме нескольких категорий людей; 2. Р

Типы избирательных систем
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Сущность, теории происхождения, признаки, функции государства
Государство - это организация, обладающая верховной властью на определенной территории и осуществляющая управление обществом. Важнейшей чертой государства является наличие суверени

Признаки правового государства
1. Признание народа единственным источником власти. 2. Верховенство права. Государство, все его органы и чиновники, а также рядовые граждане подчиняются закону. 3. Равенство всех перед законом, при

Формы государственного правления
Формы государства включают в себя: 1. Формы правления. 2. Формы государственного устройства. Под формой правления принято понимать способ организации высш

Республика и ее формы
Республиканская форма правления прошла долгий путь в своем развитии. Первые республики возникли в греческих городах – государствах: Афинах, Коринфе, Фивах и других. Долгое время существовала респуб

Форма правления Российской Федерации
В современной России установилась смешанная республика. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства и главнокомандующим Вооруженным

Формы государственно-территориального устройства
Форма государства включает три формы государственно-территориального устройства:унитарное государство, федеративное и конфедеративное. Вопрос о форме государственно

Политические партии и партийные системы
1. Политическая партия: определение, функции и структура Среди реальных политических субъектов, действующих открыто на политической арене, самой влиятельной силой являются

Типология политических партий и партийных систем
Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на ана

Тенденции формирования партийной системы в современной России
Первые политические партии в России появились в конце XIX века (социал-демократическая рабочая партия, партия социалистов-революционеров) однако возникновение партийной системы в стране относится к

Виды субъектов политики
Политика не безлика, ее осуществляют участники политической жизни - субъекты политики. Субъектами политики являются те социальные силы, которые осознали свои интересы и свободно и самостоят

Понятие политической элиты
Ответ на этот вопрос, кто конкретно осуществляет власть в обществе, дает изучение теории элиты. Как известно, субъектами политики являются классы, группы, организации, инди

Происхождение, связь политической элиты с обществом, виды и функции элит
Происхождение элит связано с естественным процессом разложения родового строя в результате развития производительных сил и усложнения общества, потребовавшего для управления его делами профессионал

Политическая элита современной России
В краткой форме место и роль политической элиты в жизни современной России можно выразить в следующих положениях. Во-первых, не сумев выполнить свою миссию построения справедливого обществ

Природа и сущность лидерства
Понятие лидер происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении ор

Типы лидеров и их функции
Многочисленные попытки ученых типологизировать проявления лидерства обусловлены стремлением прогнозировать их поведение на основе тех или иных признаков. Одну из первых типологий создал М.

Функции лидерства
Функции лидерства зависят в конкретном общества от степени экономической, политической культурной зрелости сфер его жизни, культуры населения, политического режима, индивидуальных качеств самого ли

Специфика политического лидерства в России
Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. 1. Вплоть до Февральской буржуазно-демокр

Понятие политической культуры и ее элементы
Для выполнения разнообразных политических ролей, эффективного участия в политике с целью защиты и реализации своих интересов требуется политическая культура. Политическая культура раскрывает качест

Типы политической культуры
Каковы условия формирования политической культуры? На формирование политической культуры оказывают влияние такие факторы, как особенности исторического развития, географическое положение страны, со

Особенности политической культуры России
Современной состояние и развитие отечественной политической культуры невозможно понять без обращения к ее истокам, особенностям исторического пути России. Российская политическая культура

Политическая социализация
Социализация в широком смысле слова - это процесс передачи обществом и усвоения индивидом социального опыта человечества. Существуют разные виды социализации: правовая, экологическая, политическая

Сущность и функции идеологии
Направление политической деятельности и ее содержание во многом зависит от политической идеологии. Идеология (первоначально - наука об идеях) - система идей и взглядов, теор

Взаимовлияние идеологии и политики
Роль идеологии в политике: 1. Она служит теоретической основой политики. Политическую идеологию вырабатывают идеологи, политические мыслители, способные генерировать и рас

Либерализм как политическая идеология
Исторически первой формой идеологии был либерализм. Начало либерализму положил англичанин Джон Локк (1632-1704). Его идеи продолжили Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Б. Констан (1767-1830), И. Кант (172

Консерватизм как политическая идеология
Первые буржуазные революции в Европе в XVII - XIX вв. проходили под знаменем либерализма. Феодально-аристократической реакцией на Французскую буржуазную революцию, защиту феодальных устоев и дворян

Социализм как политическая идеология
Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности. В соответствии с ними строилась жизнь первых христиан. Но св

Контроль знаний студентов
1.Тесты для итоговой аттестации 1.1. Политология как наука: возникновение, развитие и особенности 1.1 В какой исторический период

Политика и общество
2.1. Что означало первоначально греческое слово политика 1) власть народа 2) искусство управления государством 3) управление делами города 4) власть немногих

Механизм формирования и функционирования политической власти
Вставьте пропущенное слово или словосочетание 3.1. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их отношений, в которых реализуетс


4.1. Признак любого государства (возможно более одного правильного ответа) 1) общность людей, объединенных по этнокультурному признаку 2) установление податей, налогов 3)

Субъекты политики
5.1. Вставьте пропущенное слово Социальная группа, имеющая следующие признаки 1) привилегированное положение 2) система льгот, в том числе материальных 3) социал

Социокультурные аспекты политики
Вставьте пропущенное слово или словосочетание 6.1. Система исторически сложившихся, относительно устойчивых знаний и убеждений, ценностей и ориентаций, моделей поведения индивидов и групп,

Политика и экономика - это две взаимосвязанные системы, которые функционируют, исходя из развития политических и экономических тенденций общества.

Понятие экономики

Под понятием экономики подразумевают систему, которая отвечает за обеспечение человечества материальными благами и удовлетворенность людей сферой своей жизнедеятельности. Эта система включает в себя два взаимосвязанных элемента, которые не могут существовать оп отдельности. Первым из них является совокупность производительных сил, то есть всех суммарных производительных ресурсов человечества. Вторым элементов экономической системы являются производительные отношения, имеющие разветвленную специфическую структуру. Эта структура заключается в классификации производительных отношений на группу орудий производства и различных других средств, с помощью которых осуществляется производственный процесс, а так же на совокупность социальных взаимоотношений между субъектами производственной сферы.

Политика и экономика: взаимосвязь

Как уже было сказано, оба эти элемента находятся в тесной взаимосвязи, так как функционирование одного из них автоматически подразумевает деятельность другого. Качественный уровень и тенденции, соответственно с которыми будут развиваться силы производства, зависят от социальных отношений субъектов производственной сферы. В свою очередь, такие производственные отношения имеют непосредственное влияние на развитие производственных сил, нагромождение и усовершенствование производственного потенциала и производственных технологий. Социальные отношения в сфере производства различных видов товаров способны влиять на качество этих товаров, скорость их изготовления и расположение рынков сбыта, а так же последующего распределения прибыли от их реализации.

Связь между политикой и экономикой

Если между субъектами производственных процессов возникают некоторые конфликты или же они достигли масштабов, позволяющих выходить на международный рынок, то вмешательство в такие отношения политики просто необходимо.

Проблема взаимосвязи между этими двумя категориями всегда стояла очень остро, вызывала массу вопросов и никогда не была до конца разрешенной. Еще в те времена, как только начали зарождаться первые государства, уже встал вопрос относительно регулирования экономических отношений в обществе определенными правительственными кругами. Часто субъекты производственной сферы не довольны вмешательством политики, так как последнее не всегда положительно отражается на их функционировании. Речь идет об антимонопольной политике государства.

Этапы развития взаимоотношений между политикой и экономикой

Эта сложная структура взаимоотношений заслуживает подробного рассмотрения на каждом этапе развития общества и, соответственно, государства. Каждый период истории имеет свои специфические черты, исходя из которых, формируются тенденции взаимодействия этих двух жизненно важных сфер. Особую остроту эти отношения приобретают тогда, когда происходит смена эпох, и, как следствие - функционирования всех систем и отраслей жизнедеятельности. На переломных этапах развития общества, которые часто характерны различными революциями и установлением новых институтов власти с соответствующей структурой и законами, как правило, зарождаются новые системы ценностей и точек отсчета.

Как известно, предзнаменователем кризисных тенденций всегда были наиболее высокие показатели в плане развития. Когда экономическая система государства находится на пике процветания, значит, следующим этапом будет проявление кризисных тенденций. Именно так всегда случалось в индустриальных западных странах.

Особенно острые политические и экономические перемены случились в мире в 60-70 -х годах прошлого столетия, когда по всему миру, вследствие массовых прошедших политических революций, произошла смена власти. Особенно это касается стран Восточной Европы. В 90-х годах эта территория, огромная по своим масштабам, была потрясена развалом Советского Союза и переводом всех сфер функционирования в самостоятельное регулирование и подчинение частным структурам. Здесь очень четко прослеживается взаимоотношение между политической и экономической системой. Кризис политической системы всегда тянет за собой тенденции застоя в экономике.

Даже сейчас, по истечению более двух десятков лет, эти страны так и не смогли самостоятельно выбраться из кризисных застоев. На постсоветских территориях по прежнему высокий уровень безработица, массово перестали существовать предприятия, которые ранее производили огромную часть ВВП и играли ключевую роль в функционировании государственной экономической системы.

Влияние экономики на политику

Экономика является материальной составляющей частью любой политической системой. Как известно, идеология не способна существовать сама по себе, без какой-либо материальной поддержки, надежного производственного базиса. Экономические и политические процессы взаимодетерминированы, хотя многие исследователи утверждают, что именно экономика детерминирует политические тенденции, а не наоборот. В любом случае экономика любой страны и любой отрасли всегда подстраиваются под удовлетворение экономических интересов граждан, что есть основной составляющей частью любых торговых отношений. Государство подстраивается под эти тенденции и выдает соответствующие законы. Взаимосвязь потребительской стороны и сферы производства товаров не есть односторонней. Эти две стороны дополняют и регулируют друг друга.

Но по сравнению с экономической системой, политическая все же отличается более высоким уровнем самостоятельности в принятии решений, хоть и в большой степени зависит от экономических отношений внутри страны.

Способы воздействия государственной политики на экономику

Согласно с экономической теорией Фридриха Энгельса, государственная политика может действовать на систему экономических отношений по-разному, и, следственно, рассматривать это действие, следует в трех аспектах:

  • государство может своими действиями тормозить систему развития экономики, что чревато революциями и огромными ресурсными затратами;
  • государственная политика может выступать в качестве катализатора в определенных сферах развития государственной экономики и тем самым ускорять позитивные или негативные последствия хозяйствования субъектов рыночных отношений на государственном уровне;
  • действия политической верхушки, которая сосредотачивает в своих руках власть, может приостанавливать и перенаправлять отдельные ответвления развития государственной политики, что так же чревато в той или иной степени предсказуемыми последствиями.

Развитие экономики и политики

Но на практике, как правило, каждый из этих видов воздействия самостоятельно проявляется крайне редко. Всегда наблюдается сочетание в той или иной степени всех троих элементом. Именно этим фактором, в основном, объясняется большое количество оппонентов любой действующей власти. На примере Российской Федерации можно проследить совокупность действия каждого из трех факторов во время любого этапа развития страны. Всегда в проводимой государством экономической политике присутствуют как негативные, так и позитивные стороны. Стоит только вспомнить проводимую в тридцатых годах прошлого века коллективизацию и зачистку населенных пунктов, которые являлись «неперспективными». В результате этих действий стерлась с лица земли огромная ресурсная составляющая часть экономических благ, существенно пострадала политика и экономика в России.

Если политический режим не обращает внимания на новые тенденции развития политической системы, которые проявляются в стране и игнорирует законы экономики, то рано или поздно такая система государственного управления просто перестанем существовать ввиду своей изжитости и не перспективности, так как экономика и политика государства очень взаимосвязаны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр., соч. т. 37, с. 278), так как в политике находят обобщенное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов, которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы, опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики, в принятие законов, стимулирующих развитие экономики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом правящей политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

Политика и мораль

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр., соч. т. 37, с. 278), так как в политике находят обобщенное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других - способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов, которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы, опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики, в принятие законов, стимулирующих развитие экономики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса - это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом правящей политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные - от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2009.-С.186..

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

Организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

Установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

Система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает -- важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 2007.- С.135..

Центральная проблема в формировании соответствующих условий -- процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики -- это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов -- процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения -- важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М., 2007.- С.251..

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...