Примеры косвенных налогов. Отличие прямых налогов от косвенных


Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

    прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

    косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды :

    Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

    Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

    Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок :

    адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

    специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

    комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ :

    данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

    часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

    косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

    уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения :

    Англосаксонская модель . Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

    Евроконтинентальная модель . Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

    Латиноамериканская . Ориентирована на непрямое налогообложение.

    Смешанная модель . Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо :

    В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

    Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

    Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

    Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...