При приеме платежей от физических лиц платежный агент должен использовать специальный банковский счет. Учет и налогообложение деятельности по приему платежей от абонентов


Пункт приема платежей является неплохим денежным вложением для того, кто планирует зарабатывать деньги в качестве частного предпринимателя. Открытие данного бизнеса не предполагает внушительных затрат, что делает возможным его достаточно простое и быстрое расширение. Весьма привлекательным для тех, кто хочет открыть пункт приема платежей, будет являться и то, что им не нужно будет в обязательном порядке оформляться как юридическое лицо, так как Центробанк свободно позволяет осуществлять данный вид коммерческой активности индивидуальным предпринимателям.

Законодательством практически не устанавливаются какие-то особые ограничения при ведении подобного дела. В частности, такой бизнес можно осуществлять и как дополнение к основному - пункт приема платежей может быть организован при любом торговом предприятии, даже весьма небольшом. Причем по опыту именно такой вариант оказывается наиболее рентабельным, приносящим достаточно высокий доход, так как большинство потребителей предпочитают оплачивать коммунальные услуги, телефонную связь, телевидение и интернет, а также вносить иные похожие платежи не в специализированных местах, а в шаговой доступности - в ближайшем магазине.

Организация пункта приема платежей: документация и договор с платежной системой

Для того чтобы открыть пункт приема платежей, как и любой другой бизнес, необходимо, в первую очередь, правильно оформить все документы. От индивидуального предпринимателя требуется копия свидетельства о государственной регистрации в едином реестре, ИНН, копия паспорта. Юридическим лицам надлежит иметь бумагу из ЕГРН, ИНН, заверенные предприятием реквизиты, а также копию приказа о назначении директора. Если пункт приема платежей предполагается размещать в отдельном здании или помещении, то оно должно соответствовать всем требованиям СЭС Роспотребнадзора и пожарной безопасности, иметь заверенные разрешения на работу от государственных организаций, которые занимаются данными вопросами.

Важнейшим шагом в открытии пункта должна стать договоренность с одной из платежных систем, которые осуществляют деятельность и официально зарегистрированы на территории Российской Федерации.

Крупнейшими из них являются "КиберПлат", "Contact", "E-pay","E-port", "Suntel", "Empay". Они стабильно функционируют на рынке уже долгие годы, и им смело можно доверять. На сайтах данных компаний можно подробно изучить, на каких условиях они предлагают организацию приема платежей для заинтересованных лиц. В среднем, предприниматель, заключивший договор, будет получать с одного перевода денежных средств от 3 до 10 %. Данное соглашение предполагает предоставление контрагенту всего необходимого программного и аппаратного обеспечения и всей информации об услугах, которые он будет вправе осуществлять. По желанию, естественно, могут оговариваться и дополнительные детали.

Вернуться к оглавлению

Варианты организации платежного пункта

Существует несколько вариантов того, как непосредственно осуществлять проведение платежей. Самым распространенным является приобретение POS-терминала. Это специальное устройство, которое позволяет осуществлять торговые операции. На российском рынке существует множество фирм, которые занимаются продажей таких терминалов, так что особенных сложностей в его покупке не будет. Стартовая цена данного агрегата начинается с 18 тысяч рублей. В эту сумму входит его установка в надлежащем месте, его подключение, присоединение всех необходимых комплектующих и стандартная пользовательская настройка.

Фирма-поставщик обычно отвечает за установленный терминал в течение всего срока его работы и осуществляет его проверку и наладку по первому требованию покупателя. Данное устройство подлежит обязательной регистрации. Его изменение вне стандартных технологичных рамок недопустимо, оно может караться согласно российскому законодательству по статье 159 Уголовного Кодекса РФ ("Мошенничество"). Каждая проведенная через терминал операция облагается налоговым сбором по упрощенной схеме.

Открыть пункт приема платежей можно даже при наличии мобильного телефона. На смартфон с возможностью выхода в Интернет (имеющим хотя бы WAP-соединение) устанавливается специальное программное обеспечение, которое позволяет проводить финансовые операции. В договоре с платежной системой будет указан индивидуальный пароль, по которому программа будет идентифицировать конкретную организацию. Схема налогообложения предполагается упрощенная.

Третьим вариантом является организация точки приема платежей. Открыть ее и содержать выйдет несколько дороже, чем два предыдущих. Точка представляет собой небольшое рабочее пространство, где будет установлен стол и компьютер со специальной программой. Нанятый на работу продавец будет осуществлять данную услугу. Претворять бизнес в жизнь именно в таком виде имеет смысл только в случае полной уверенности в высоком спросе. В противном случае стоит обратить свое внимание на оставшиеся возможности организации платежного пункта.

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Необходимость регулярно вносить коммунальные платежи встает перед людьми повсюду: даже в глухих уголках, где в домах исключительно печное отопление, а канализация - это выгребная яма во дворе, остается потребность оплачивать электроэнергию и радио. В крупных городах нет недостатка в пунктах приема оплаты коммунальных и социальных услуг, но в небольших городах и поселках их остро не хватает. Решить эту проблему можно за счет привлечения местного малого бизнеса.

Связь за горизонт

Со временем перечень необходимых взносов и их объем в денежном выражении - даже в отдаленных районах области - будет только расти. На сегодняшний день мобильная связь имеется в почти 900 населенных пунктах Иркутской области и, наряду со спутниковым телевидением, продолжает завоевывать все новые территории. И если в более-менее крупных городах плательщик может выбирать, где и как ему платить - через банки, платежные терминалы, почтовые отделения, расчетно-кассовые центры, то в небольших поселках выбора практически нет. Зато есть очереди к кассам и не самый удобный график работы оператора. Исключением не являются даже популярные у туристов территории - такие как Ольхонский район. Туроператоры предупреждают клиентов о необходимости пополнить баланс на телефонах, взять с собой наличные средства, потому что, например, на острове Ольхон нет ни терминалов, ни банков - ближайший только в райцентре в Еланцах. Пополнить баланс можно лишь карточкой оплаты, которые в сезон наплыва туристов быстро заканчиваются.

Решить эту проблему может местный малый бизнес. По существующему законодательству функцию сбора коммунальных и многих других платежей могут взять на себя некредитные организации, такие как магазины или АЗС, получая за это определенную комиссию. Для этого им необходимо стать либо платежными агентами поставщиков услуг, либо банковскими платежными агентами.

Второй вариант для малого бизнеса предпочтительнее, - считает Ирина Бурносова, заместитель директора Системы "Город". - Во-первых, платежный агент, не имеющий статуса банковского, должен самостоятельно заключить договор с каждым поставщиком услуг, в чью пользу он намеревается принимать деньги. Если поставщиков десять, то придется заключать десять договоров. Во-вторых, ему придется регулярно составлять отдельный отчет для каждого поставщика и каждому поставщику отправлять деньги. Тогда как банковский платежный агент заключает договор только с банком, взамен получая весь перечень поставщиков услуг, с которыми данный банк работает. Присоединившись в статусе банковского платежного агента к Системе "Город", наш партнер автоматически получит право собирать платежи для всех поставщиков услуг, сотрудничающих с "Городом" - а это более 200 организаций: ресурсоснабжающие (тепло, вода, электроэнергия), управляющие компании, услуги связи и телевидения, детские сады, охрана, погашение кредитов, штрафы ГИБДД. Конечно, комиссионный процент банковского платежного агента меньше, поскольку он делится между агентом и банком, в нашем случае - с расчетным банком Системы "Город". Но и трудозатраты неизмеримо меньше, чем у просто платежного агента. Ведь малый предприниматель без отрыва от основного бизнеса в состоянии самостоятельно обработать лишь небольшое количество договоров и платежей по ним. Нашему банковскому агенту не нужно заниматься этим вручную - достаточно в конце дня одним платежным поручением отправить деньги в расчетный банк Системы. Все остальное сделает за него Система "Город" автоматически: распределит деньги, каждому поставщику услуг составит и отправит реестр полученных средств. Поэтому даже при меньшем проценте доход у банковского платежного агента может оказаться больше за счет оборота.

Нужна только сеть

Предпринимателю стать банковским платежным агентом системы "Город" несложно - достаточно иметь компьютер с устойчивым выходом в Интернет, заключить договор присоединения и открыть для инкассации специальный счет в любом банке. На компьютере специалисты установят специальную программу - так называемое автоматизированное рабочее место, посредством которой компьютер будет находиться на постоянной связи с сервером Системы. Все платежи проводятся в режиме он-лайн. Принимать платежи в этом случае будет продавец или кассир. А можно приобрести платежный терминал, программное обеспечение для которого предоставит Система "Город", в этом случае оформлять платеж будут сами плательщики.

Выгода для малого предпринимателя при этом двойная - во-первых, появляется дополнительный доход в виде комиссии за прием платежей, во-вторых, как показывает опыт тех, кто присоединился к Системе "Город", повышается проходимость точки, что напрямую влияет на доходность основного бизнеса.

Конечно, есть определенный период привыкания потребителей - людям надо узнать о новой возможности и сформировать доверие к новому пункту приема платежей, - отмечает Ирина Бурносова. - Сейчас население предпочитает использование "традиционных" каналов осуществления платежей, таких как офисы банков или отделения Почты России. Но с другой стороны, в новые точки плательщиков привлекает то, что нет нужды далеко ходить и стоять в очередях к кассам - в пункт приема платежей, открывшийся, скажем, в магазине так называемой "шаговой доступности" можно прийти в любое удобнее время. И то, что все необходимые услуги (свет, тепло, телефон, телевидение, детский сад, Интернет и т.д.) можно оплатить в одном месте, при этом необязательно знать реквизиты организации-получателя платежа.

Рост гарантирован

Сеть банковских платежных агентов уже хорошо развита в крупных и средних городах, особенно на юге Иркутской области, а в небольших населенных пунктах и в северных районах эта ниша еще свободна. Сказываются слабая информированность малого бизнеса о подобной возможности и даже страх перед новым видом деятельности. Хотя, по данным статистики, во всех регионах России более 97,5 процента банковских и платежных агентов - это именно предприятия малого и микро бизнеса. Иными словами, сфера является привлекательной и низкорисковой для малых предпринимателями как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги).

Добавим, что по данным Системы "Город", рынок массовых платежей является одним из самых емких в денежном исчислении и ежегодно растет в среднем на 20 процентов. А по информации одного из крупнейших банков, работающего в Восточной Сибири, за 11 месяцев 2013 года только через каналы данного банка и только на оплату сотовой связи жители Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии перевели 6,4 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем данного вида платежей увеличился в 1,8 раза.

Другим, и чаще куда более существенным, препятствием для расширения сети пунктов приема платежей остается отсутствие надежного подключения к сети Интернет. Впрочем, это проблема с каждым годом становится менее актуальной - провайдеры активно осваивают районы Иркутской области, наращивая абонентскую базу со скоростью до 3-4 процентов в месяц.

Кстати, при распространении Интернета, появляется и другая возможность сделать коммунальные платежи более удобными - на сайте Системы "Город" с помощью банковской карты любого банка. У владельцев сайтов, в свою очередь, появляется возможность немного повысить посещаемость своего ресурса, разместив у себя баннер Системы "Город", который, по сути, является шлюзом - кликнув по нему, посетитель попадает на сайт системы, где и проводит все платежи.

Развитие системы приема платежей возможно и по другому пути: через присоединение к нашей системе банков, и соответственно, их банкоматов, - говорит Ирина Бурносова.
В данном случае, отмечают представители банковского сектора, прием коммунальных платежей интересен кредитным организациям не только и даже не столько доходом, сколько возможностью привлечения новых клиентов.

Эксперты отрасли поясняют, что простое присутствие клиента в отделении банка позволяет рассказать ему о дополнительных банковских услугах. Пусть он не воспользуется ими здесь и сейчас, пусть он только заплатит за свет, но он вспомнит об этом, когда в его семье возникнет необходимость взять кредит, открыть карту. А положительная ассоциация - мне нужно было заплатить за свет, и меня в этом банке обслужили - может стать тем "шаром", который позволит сделать выбор в пользу именно данной кредитной организации.

В любом случае, людям - вне зависимости от места проживания - необходимы комфортные условия вноса обязательных платежей. Это, кстати, поняли поставщики ресурсов: если людям неудобно платить, они начинают копить долги.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров - обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан - через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно - с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

Поставщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

Плательщик - физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Оператор по приему платежей - платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4 ). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО - только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов - платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК - в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок - договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи - владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента - оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах , прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет - остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков - физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков - физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица - плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом . Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Если агент заключит договор напрямую с поставщиком, то он будет именоваться оператором по приему платежей. Если последний передоверил прием платежей другому лицу, то оно будет именоваться платежным субагентом. Все обозначенные термины представлены в Законе о деятельности по приему платежей.

Конкуренцию названным лицам составляют банковские платежные агенты, привлекаемые кредитной организацией в целях участия в оказании услуг по переводу денежных средств. Деятельность данных лиц регулируется другим нормативным актом - Законом о национальной платежной системе. Операторы связи как поставщики услуг сотрудничают со всеми лицами, но в статье внимание будет уделено "обычным" платежным агентам и их взаимоотношениям с операторами связи.

О признании доходов

Представим ситуацию. По условиям договора оператора связи с платежным агентом последний от имени первого за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц - абонентов и перечисляет полученные деньги на банковский счет оператора. Когда ему отражать расчеты с абонентами (поступление аванса, погашение задолженности) в бухгалтерском учете?

Оказывается, ответ на этот вопрос можно найти в п. 3 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Раз так, то датой отражения расчетов оператора с абонентами является день поступления денежных средств от физического лица - абонента платежному агенту. При этом если оператор по тем или иным причинам признает доходы от оказания услуг кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств, то датой получения доходов признается день поступления средств от клиента платежному агенту.

Более полные указания даны в Письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28. Моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода (при кассовом методе).

Возникает вопрос: каким документом подтвердить названную дату?

Если речь идет о платежном агенте - банке, то первичным документом, подтверждающим поступление ему денежных средств от физических лиц, может быть реестр кредитной организации о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Если платежный агент не относится к кредитным организациям, то тогда может быть составлен аналогичный реестр о принятых агентом денежных средствах в пользу поставщика (оператора связи). Последний на основании такого реестра отражает расчеты с клиентами (абонентами).

О признании расходов

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. То есть вознаграждение может взиматься помимо суммы платежа, указанного в квитанции клиента, - именно у него в данном случае возникают расходы по уплате вознаграждения платежному агенту.

Но на практике бывает и по-другому: платежный агент договаривается с оператором, что вознаграждение удерживается из средств, которые перечисляются исполнителю услуг.

Вроде бы для оператора это менее выгодно, но если платежный агент принимает большой объем платежей от населения, то почему бы не сделать исключение и не учесть комиссию платежного агента в собственных расходах, связанных с приемом платежей? Ведь, напомним, услуги платежного агента помимо собственно приема платежей предполагают и осуществление последующих расчетов с поставщиком.

За это тоже кто-то должен платить, и не обязательно этим кем-то должен быть клиент. Поэтому в отдельных случаях оплату услуг платежных агентов берут на себя поставщики, что не нарушает диспозитивную норму п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей.

Дата признания таких расходов определяется по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. А именно: расходы в виде сумм комиссионных сборов признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов, или на дату предъявления расчетных документов, или на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не будет также ошибкой признать для целей налогообложения прибыли расходы на вознаграждение платежному агенту на дату утверждения отчета агента принципалом (поставщиком услуг). Кстати, по тем же правилам можно признавать расходы на комиссионные вознаграждения платежных агентов для целей бухучета согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации".

О документах платежного агента

Операциям с населением по приему платежей у населения платежные агенты уделяют не меньше внимания, чем расчетам с поставщиками услуг. Здесь нужно помнить, что при осуществлении большого количества наличных расчетов обязательным является применение ККТ в силу норм Закона о применении ККТ. Поэтому платежный агент при приеме платежей должен применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой.

Как же можно применить один кассовый аппарат для использования на нескольких терминалах? Путем подключения одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Зачем все это операторам связи, выступающим в роли поставщиков услуг? Затем, чтобы урегулировать вопросы с клиентами-абонентами, а также с платежными агентами по не дошедшим до оператора или не поступившим вовремя платежам. Документальное подтверждение осуществленных расчетов до сих пор остается наиболее убедительным доказательством факта совершения операции при отстаивании интересов участниками сделки как во внесудебном, так и в судебном порядке.

О непростом сотрудничестве

Практика показывает, что иногда операторы заключают с платежными агентами договоры не только на прием денежных средств от абонентов через терминалы, но и на подключение абонентов (как дополнительный вид деятельности посредников).

В последнем направлении платежные агенты не всегда разбираются, в результате чего им приходится учиться на своих ошибках. Дело в том, что оператор поставил перед агентом условие: сумма его вознаграждения будет уменьшена, если клиент, заключивший договор на предоставление услуг через агента, будет пользоваться сетью Интернет менее трех месяцев с момента заключения договора.

По мнению недополучившего часть доходов платежного агента, предметом агентского договора не могут быть действия, составляющие содержание оказываемых принципалом возмездных услуг связи, а также результаты в форме положительного результата в предпринимательской деятельности принципала (оператора связи). Риски предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи, в том числе сопряженные с действиями абонентов, лежат на принципале и не могут быть переложены на агента.

Суд не поддержал платежного агента, указав, что тот знал и понимал порядок исчисления своего вознаграждения и имел возможность повлиять на механизм его определения в момент заключения договора. При исполнении договора платежный агент не заявлял претензий в части применения условий о корректировке вознаграждения и подписал без замечаний акты выполненных работ за спорный период.

Спорное условие направлено на пресечение потенциальных недобросовестных действий агента, связанных с заключением договоров с абонентами, которые заведомо не будут исполняться со стороны абонентов либо будут исполняться в объеме, не перекрывающем базовую ставку вознаграждения.

По правовой сути агентский договор отличается от других посреднических договоров и договора возмездного оказания услуг более широким предметом действия: агент по поручению принципала совершает как юридические, так и фактические действия. В данном спорном случае это предполагает действия агента не только по заключению договоров от имени оператора, но и совершение фактических действий, которые приведут к достижению принципалом положительного результата в его предпринимательской деятельности.

Довод, что вознаграждение агента ставится в зависимость от деятельности третьих лиц, суд не принял, поскольку право оператора связи на корректировку вознаграждения не является ответственностью агента за действия абонентов.

В рассматриваемой ситуации агент отвечает за свои действия по недостаточному продвижению услуг оператора связи на рынке, необходимость которого предусмотрена агентским договором. В итоге условие оператора связи о продвижении услуг и корректировка агентского вознаграждения при его невыполнении признаны правомерными.

В заключение для общего развития скажем несколько слов о налоговых платежах и сборах, которые к операторам связи не имеют прямого отношения. Тем не менее любой сотрудник организации является плательщиком нескольких налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога в отдельных случаях), и ему нужно знать следующее.

Традиционно налогоплательщики исполняют свои обязанности перед бюджетом в банках, оплачивая выставленные налоговые требования через операциониста или через банковский терминал.

Это подтверждает Минфин в Письме от 25.02.2013 N 03-01-10/5290: налогоплательщик имеет право уплатить налоги, сборы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Можно ли для этого использовать небанковские терминалы? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ, руководствуясь простейшей логикой. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов, банковских платежных агентов. Поэтому не стоит пытаться найти данный сервис в терминалах быстрой оплаты.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...