Предпосылки развития машиностроения в зарубежной азии. Сельское хозяйство и транспорт зарубежной азии


Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства региона очень разнообразны. Вегетационный период во многих странах позволяет выращивать продовольственные и технические культуры круглый год. Однако, в регионе существуют две большие проблемы, существенно снижающие возможности сельского хозяйства.

1. Недостаток земельных ресурсов . Большую часть территории Зарубежной Азии занимают горные системы, возвышенности и плоскогорья, мало пригодные для земледелия. По сравнению с обширными горными массивами площадь низменностей невелика. Учитывая большое количество людей в регионе, обеспеченность земельными ресурсами на душу населения очень низка (обеспеченность пашней – 0,1 – 0,2 га на человека).

2. Неравномерное распределение влаги по территории региона. На Зарубежную Азию приходится ¾ арошаемых земель мира (Китай, Индия, Иран, Сирия, Ирак, Турция, Персидский залив).

Наиболее благоприятны для сельскохозяйственного использования низменные районы Зарубежной Азии (все они расположены по ее западным, южным и восточным окраинам) хорошо обеспечены влагой, так как находятся в зоне муссонного (восточная и южная часть региона) и средиземноморского (западная часть региона) климата. Высокая термическая и влагообеспеченность (сумма осадков достигает 1000-2000 мм в год) в сочетании с плодородными почвами аллювиальных равнин позволяет развивать здесь практически любое направление сельского хозяйства. В этой части региона сконцентрировано более 90% его пахотных земель.

На остальной части территории Зарубежной Азии климат неблагоприятен для земледелия: слишком влажный в приэкваториальных районах (сумма осадков достигает 3000 и более мм в год) и слишком сухой в пустынных, полупустынных и высокогорных районах Юго-Западной и Центральной Азии (сумма осадков едва достигает 50 мм в год). Успешное ведение сельского хозяйства здесь возможно лишь при мелиорации земель.

Размещение сельского хозяйства в огромной по площади Зарубежной Азии находится в сильнейшей зависимости от факторов природной среды. В целом в регионе сформировались несколько сельскохозяйственных районов.

1. Муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии – основной район рисосеяния. Рис сеют в долинах рек на затапливаемых полях. В более высоких частях этого же сектора находятся чайные плантации (Китай, Япония, Индия, Шри-Ланка и др) и плантации опийного мака (Мьянма, Лаос, Таиланд).

2. Район субтропического земледелия – побережье Средиземного моря. Здесь выращивают фрукты, каучук, финики, миндаль.

3. Район пастбищного животноводства - Монголия и Юго-Западная Азия (здесь животноводство сочетается с земледелием в оазисах).

61 62 63 64 65 66 67 68 69 ..

Зарубежная Азия. Ведущие отрасли промышленности

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспеченность их минеральными ресурсами и общий низкий уровень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.
Велика роль Зарубежной Азии в мировой добыче угля, железных и марганцевых руд (выделяются Индия и Китай), олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд), бокситов (Индия), хромитовых (Турция, Филиппины)! полиметаллических, никелевых и медных руд (Китай, Филиппины, Индонезия и др.), калийной (Иордания) и поваренной (Индия, Пакистан, Бангладеш) соли. Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа. Нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи - страны Западной (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.
Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышленности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность) в основном представлены своими предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе развивающихся стран, добившихся в последнее время значительных успехов в развитии своей экономики (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созданы в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанский комбинат и др.), Японии и Турции.
Цветная металлургия представлена выплавкой олова (Китай, Малайзия, Таиланд), меди (Япония, Индонезия, Филиппины), алюминия (Индия, Япония, Ирак), свинца и цинка (Япония, Китай).
В машиностроительном комплексе преобладают предприятия, специализирующиеся на производстве бытовой электротехники, радиоэлектроники (производство радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, стиральных машин, калькуляторов, пылесосов и др.), автомобилей и судов. Особая роль в машиностроении региона принадлежит Японии, занимающей ведущее место в мире по производству автомобилей, являющейся мировым лидером в области электроники, робототехники и других производств.
В химическом комплексе выделяются производство минеральных удобрений (прежде всего азотных), бытовой химии и фармацевтики, полимерных материалов (Япония, Индия, Китай, нефтедобывающие страны).
Главные отрасли текстильной промышленности - хлопчатобумажная и производство шелковых тканей.

Зарубежная Азия. Транспорт

Для внутрирайонных межрайонных перевозок большое значение имеют грунтовые и автомобильные дороги, речные пути. Протяженность и густота железнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не имеют. Международные перевозки в основном осуществляются морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и др.).

Общая характеристика хозяйства региона Азии лучше всего начать с экономики. Для экономики региона важны такие отрасли хозяйства, как тяжелая и добывающаяся промышленность, и обрабатывающаяся промышленность.

В основном, на территории Азии выделяется топливно-сырьевая ориентация хозяйства, но в любой части региона все наиболее ярко выражено сельское хозяйство, как основа промышленного комплекса Азии. Считается, в то в регионе недостаточно развиты деревообрабатывающая промышленность, пищевая и легкая промышленность.

Земледелие Азии

Одной из основных экономически важных отраслей для Азии является сельское хозяйство, так как известно, что им занимается большая часть населения. Освоенность и пригодность земель для этой отрасли неодинакова для территории Азии.

Наиболее развитыми странами в этой отрасли являются Бангладеш, земли которого распаханы на 70 %, и Индия, в которой показатель достигает 50 %.

Если говорить о невысоких показателях, то к ним относятся такие страны, как Китай, Афганистан, Иордания и Иран. Крестьяне Азии малоземельны и безземельны, последние чаще всего относятся к Индонезии, Японии и Бангладешу. Земли Азии довольно засушливые, поэтому в этой стране преобладает экстенсивное земледелие.

В странах Азии производить значительная часть мировой продукции натурального каучука, чая и джута. Распространены посевы технических культур: сахарный тростник (Китай, Индия), хлопчатник (Турция, Пакистан), арахис, кунжут, рапс, клещевина (КНДР, Индия), соя (КНДР, Китай) и насаждения оливок (Сирия, Турция).

Стоит отметить, что Азия производит тропические и субтропические фрукты, самые разнообразные специи и приправы и копру. Одной из главных продовольственных культур этого региона называют рис, производство которого составляет целых 90 % мирового производства.

В большинстве стран Азии 50% посевной площади засевается именно рисом. Китай занимает первое место по производству риса, второе место принадлежит Индии, также отмечают такие страны, как Индонезия, Таиланд, Мьянма и Бангладеш. Еще одну зерновую культуру выращивают на территории Азии пшеницу.

Больше всего пшеницу выращивают в Китае, Индии, Турции, Саудовской Аравии и Пакистане, вместе производство этих стран представляет 20 % ее мирового производства. В регионе также выращивают ячмень (Индия, Иран, Турция) и кукурузу (Индонезия, Индия и Филиппины); встречаются земли, на которых выращивают бобовые культуры и просяные.

Животноводство в Азии

Животноводство не очень развито для территории Азии. Но на тех территориях, где по природным причинам невозможно земледелие, население усердно занимается скотоводством.

Наиболее высокой долей является доля овец в стаде продуктивного скота, также разводят верблюдов, яков и коз. Экспортная и товарная продукция не является обширной, и представляет собой шерсть, шкуру и кожу.

В странах Южной и Юго-Восточной Азии используют слонов в качестве рабочих животных, а верблюдов, лошадей и ослов используют в Юго-Западной Азии.

Видеоурок «Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Азии» раскроет перед вами основные черты сельского хозяйства стран Азии. Вы узнаете об основных районах и географии сельского хозяйства Зарубежной Азии. Также в этом уроке преподаватель подробно расскажет про транспортную систему региона, особенности ее развития, назовет основные страны-лидеры.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Сельское хозяйство и транспорт зарубежной Азии

Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади, товарность хозяйств - низкая. Техника и технология большей частью очень примитивные. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

Основные районы сельского хозяйства зарубежной Азии:

1. Муссонный сектор стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Данный регион - наибольший в мире по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2 - 3 раза в год, общий объем составляет 1/4 мирового производства. В Индонезии, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек. По общему сбору риса лидируют Китай, Индия, Индонезия.

Рис. 1. Рисовые поля в Индонезии ()

Главными сельскохозяйственными культурами в регионах также являются: кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло), на регион приходится 70% их мирового производства, на Малайзию - до 49%; гевея - до 90% мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20% мирового производства, Индонезия, Вьетнам); сахарный тростник (особенно Индия, Филиппины и Таиланд); чай (Индия, Китай, Шри-Ланка); пряности (повсеместно); орхидеи (Сингапур, Китай, Таиланд - мировые лидеры по их выращиванию); хлопок, табак и пр.
Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. По поголовью крупного рогатого скота лидирует Индия, по поголовью птицы, овец и свиней - Китай. Свиней не разводят мусульманские народы.
Повсеместно распространено морское и речное рыболовство. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

2. Район субтропического земледелия (побережье Средиземного моря). Здесь выращивают пшеницу, просо, каучук, финики, миндаль, хлопок. Развито скотоводство и птицеводство.

3. Район пастбищного животноводства: Монголия, Юго-Западная Азия. Земледелие представлено в оазисах.

Рис. 2. Животноводство в Монголии ()

Главными зерновыми культурами зарубежной Азии являются рис, пшеница, кукуруза. По сбору этих культур лидируют Китай и Индия.

Транспорт зарубежной Азии отличается относительно слабым развитием, за исключением Японии и Южной Кореи.

Наибольшая протяженность железных дорог в Китае и Индии. Наибольшими скоростями обладают железные дороги Китая и Японии.

По протяженности автомобильных дорог лидируют Китай, Индия, Япония.

Трубопроводный транспорт развит в странах Персидского залива, Китае.

Морской вид транспорта развит в Японии, Китае, Индонезии, Республике Корея. Самые крупные порты - Шанхай, Сингапур, Гонконг.

Авиационный вид транспорта играет существенную роль в Японии и Китае. Самый крупный аэропорт в регионе - «Столичный» в Пекине (пассажирооборот - 77,5 млн чел.). Самая крупная авиакомпания - China Southern Airlines (Китайские южные авиалинии) - перевезла 76,5 млн чел.

Рис. 4. Эмблема авиакомпании China Southern Airlines ()

Домашнее задание

Тема 7, П. 1

1. Назовите страны, лидирующие по сбору риса.

2. Используя пройденный материал, карты атласа, назовите основные транспортные пути в зарубежной Азии.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

1. Введение. Общая характеристика

Роль зарубежной Азии в мировом хозяйстве продолжает расти, но различия в уровне развития и специализациях отдельных стран остаются.
В большинстве стран зарубежной Азии главенствующую роль продолжает играть сельское хозяйство. Промышленность представлена в основном горнодобывающими отраслями.

2. Группы стран по развитию экономики

В зарубежной Азии по уровню развития экономики можно выделить 6 групп стран:
1. Высокоразвитые страны
В настоящее время к развитым странам в регионе относят Японию, Израиль, Республику Корею, Сингапур. Особое место среди этих стран занимает Япония. Это первое развитое государство в Азии, вторая экономика региона, член «Большой семерки». По многим показателям Япония занимает лидирующее положение среди развитых стран.

2. Китай и Индия
Эти страны добились существенного прорыва. Китай и Индия являются второй и третьей экономикой мира соответственно, но подушевые показатели ВВП в этих странах незначительны.

3. Новые индустриальные страны Азии (НИС)
К этой группе относят Республику Корею, Сингапур, Сянган (Гонконг), Тайвань, Малайзию, Таиланд. Кроме того, в настоящее время к этой группе относят также Индонезию и Филиппины. Сочетание выгодного экономико-географического положения и дешевых трудовых ресурсов в этих странах сделало возможным, при участии западных корпораций, перестройку экономик этих стран по японскому образцу. Экономика этих стран ориентирована в основном на экспорт.

4. Нефтедобывающие страны
К этой группе относят: Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман. Эти страны благодаря нефтедолларам за короткий период времени смогли совершить существенный скачок в своем развитии. В настоящее время в этих странах развиваются не только добыча нефти, газа, но и другие отрасли хозяйства (машиностроение, нефтехимия, туризм, металлургия).

5. Страны с преобладанием горнодобывающей и легкой промышленностей
К числу таких стран относят: Шри-Ланку, Бангладеш, Монголию, Иорданию, Вьетнам.

6. Наименее развитые страны
Лаос, Камбоджа, Непал, Йемен, Бутан. В этих странах современное производство практически отсутствует.

3. Экономические системы

Основные мировые экономические системы:
1. Рыночная система.
2. Нерыночная система.

4. Азиатские модели развития экономики

Название модели Характеристика модели
Японская Поощрение мелкого и среднего бизнеса, развитие производств с экспортной ориентацией, покупка патентов, лицензий и их эффективное использование, развитие образования и подготовка кадров, развитие наукоемких технологий, покупка сырья и его переработка на своей территории, экспорт готовых товаров, переключение экономики на внутренний рынок при сохранении экспортной ориентации.
Китайская Широкое использование экономических отношений при сохранении ведущей роли государства, широкое развитие арендных отношений на селе, быстрое развитие сельской индустрии, децентрализация промышленности, привлечение капитала из-за рубежа, создание свободных экономических зон и открытых городов.
Индийская Структурные сдвиги от сельского хозяйства и мелкой промышленности к тяжелой промышленности при влиянии государства, ориентирование на внутренние резервы и значительные природные ресурсы, использование дешевой рабочей силы, ставка на мелкие и средние предприятия.
Турецкая Качественные трудовые ресурсы, выгодное экономико-географическое и политико-географическое положение, экономическая либерализация, привлечение иностранных инвестиций, гибкость, сохранение традиций, светскости и развитие рыночной экономики.
Иранская Экстенсивное использование природно-ресурсного потенциала, государственный монополизм, контроль государства, значимость религии и традиций.
Многие другие страны зарубежной Азии используют приведенные модели развития экономики при становлении собственного государства.

Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Азии

1. Общая характеристика сельского хозяйства

Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади, товарность хозяйств – низкая. Техника и технология большей частью очень примитивные. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

2. Основные районы сельского хозяйства

Основные районы сельского хозяйства зарубежной Азии:

  • Муссонный сектор стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Данный регион – наибольший в мире по выращиванию риса – главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2 – 3 раза в год, общий объем составляет 1/4 мирового производства. В Индонезии, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек. По общему сбору риса лидируют Китай, Индия, Индонезия.
  • Главными сельскохозяйственными культурами в регионах также являются: кокосовая пальма – дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло), на регион приходится 70% их мирового производства, на Малайзию – до 49%; гевея – до 90% мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия – 20% мирового производства, Индонезия, Вьетнам); сахарный тростник (особенно Индия, Филиппины и Таиланд); чай (Индия, Китай, Шри-Ланка); пряности (повсеместно); орхидеи (Сингапур, Китай, Таиланд – мировые лидеры по их выращиванию); хлопок, табак и пр.
  • Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. По поголовью крупного рогатого скота лидирует Индия, по поголовью птицы, овец и свиней – Китай. Свиней не разводят мусульманские народы.
  • Повсеместно распространено морское и речное рыболовство. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.
  • Район субтропического земледелия (побережье Средиземного моря). Здесь выращивают пшеницу, просо, каучук, финики, миндаль, хлопок. Развито скотоводство и птицеводство.
  • Район пастбищного животноводства: Монголия, Юго-Западная Азия. Земледелие представлено в оазисах.

3. Место зарубежной Азии в сельском хозяйстве

Главными зерновыми культурами зарубежной Азии являются рис, пшеница, кукуруза. По сбору этих культур лидируют Китай и Индия.

4. Транспорт зарубежной Азии

  • Транспорт зарубежной Азии отличается относительно слабым развитием, за исключением Японии и Южной Кореи.
  • Наибольшая протяженность железных дорог в Китае и Индии. Наибольшими скоростями обладают железные дороги Китая и Японии.
  • По протяженности автомобильных дорог лидируют Китай, Индия, Япония.
  • Трубопроводный транспорт развит в странах Персидского залива, Китае.
  • Морской вид транспорта развит в Японии, Китае, Индонезии, Республике Корея. Самые крупные порты – Шанхай, Сингапур, Гонконг.
  • Авиационный вид транспорта играет существенную роль в Японии и Китае. Самый крупный аэропорт в регионе – «Столичный» в Пекине (пассажирооборот – 77,5 млн чел.). Самая крупная авиакомпания – China Southern Airlines (Китайские южные авиалинии) – перевезла 76,5 млн чел.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...