Предмет микроэкономики определение. Что изучает микроэкономика кратко


Страница 3 из 37

Введение в микроэкономику.

Микроэкономика (от греч . слов “микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют, отраслевых рынков (зерна, автомобилей, образовательных услуг и т.п.).

Микроэкономика помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть и зерно, услуги адвоката и биржевого маклера; как определяется и от чего зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике различных благ и кто их получает. Одним словом, микроэкономика формулирует и объясняет целый ряд законов: редкости благ, спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.

Все эти знания необходимы практически любому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Таким образом,микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Имеются и другие определения микроэкономики, которые сводятся к следующему:

1) микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами;

2) задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;

3) в микроэкономике исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, фирма или экономические показатели их деятельности для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Основными субъектами микроэкономики являются потребители, производители, организации бизнеса и домашние хозяйства.

Основная цель экономических субъектов – повышение благосостояния. Поскольку ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, ограничены, отдельно взятые экономические единицы должны совершать четыре фундаментальных экономических выбора:

что следует производить и в каком количестве?

как следует производить?

кто и какую работу должен выполнять?

для кого должны быть предназначены результаты производства?

Выбор совершается среди ограниченных ресурсов, которые могут альтернативно использоваться для производства разных товаров и услуг и распределяться затем для потребления в настоящем и будущем.

Микроэкономика обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово “метод” в переводе с греческого означает “путь к чему-либо”. Применительно к микроэкономике методы изучения – это путь познания мотивов поведения хозяйственных субъектов и закономерностей хозяйственной деятельности.

В зависимости от подхода к объяснению поведения экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную. Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны. Выделение позитивной и нормативной микроэкономики служит отправным пунктом в методологии микроэкономики. Если основными способами познания позитивной микроэкономики являются приоритет потребностей экономических субъектов, предельный анализ и равновесный подход, то нормативная микроэкономика использует прежде всего словесное, математическое и графическое моделирование.

Особый интерес при изучении микроэкономики представляет моделирование , т.е. упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимодействие различных факторов. Экономическая модель обычно стремится объяснить, как на ключевые экономические переменные влияют экономические условия.

Более глубокое понимание математического моделирования предполагает использование функций, отражающих в математической форме зависимость одного набора переменных от другого, и графиков, изображающих зависимости между двумя и более переменными. Эти методы экономической науки широко используются в микроэкономике в теориях спроса, предложения и потребительского выбора.

Основой построения моделей являются экономические данные или, другими словами, факты, выраженные в виде чисел, которые дают информацию об экономических переменных.

Математическую форму представляет функция , которая отражает в алгебраической форме зависимость одного набора переменных от другого:

y = f (x ).

Эта формула отражает зависимость переменной y от переменной x, при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.

Вторая форма моделирования использует для изображения зависимости между двумя и более переменными графиков, построенных в двухмерном пространстве. График представляет собой изображение зависимости между двумя переменными (например, между ценой товара и величиной спроса на него).

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии (рис. 1.1,а).

Если величины обеих переменных изменяются в противоположном направлении, между ними существует отрицательная, или обратная, зависимость. Она изображается на графике нисходящей линией (рис. 1.1,б).

Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот. Чтобы определить уровень наклона функции, необходимо в окрестностях данной точки провести касательную линию, как показано на рис. 1.2.

Связь модели с объективной экономической действительностью

двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, а с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Предпосылки для возникновения микроэкономики сложились во второй половине ХIХ в., когда в экономической науке все большее внимание стало уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм) стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности – удовлетворение потребности в условиях ограниченных ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается здесь в различных ситуациях с целью выбора оптимального варианта. При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов производства (труда, капитала, земли).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида и фирмы в стандартных ситуациях.

Изучение проблем микроэкономики мы начнем с рассмотрения поведения потребителя и производителя на рынке. Каковы бы ни были виды рынков, как бы они ни были организованы, какими бы свойствами они ни обладали, основными элементами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

И структуры выпуска.

  • 3. Рыночное равновесие и структура рынка.
  • 4. Общее равновесие - как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
  • 5. Асимметрия информации - как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
  • 6. Внешние эффекты (экстерналии) - как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.
  • 7. Общественные блага - как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
  • Этапы развития микроэкономики

    Литература

    • Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. Микроэкономика . - 2006. - 374 с.
    • Протас В.Ф. Микроэкономика: структурно-логические схемы . - 1996. - 169 с.
    • Т. Н. Тигова. Микроэкономика: краткий курс лекций . - 2003. - 66 с.

    Ссылки

    • Микроэкономика. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Художники Д
    • Макроэкономика

    Смотреть что такое "Микроэкономика" в других словарях:

      МИКРОЭКОНОМИКА - (microeconomics) Раздел экономической теории, в котором изучаются проблемы потребительского выбора и выбора производителей, совершаемых на микроуровне. Микроэкономика рассматривает следующие вопросы: как принимаются решения в оперативной… … Экономический словарь

      Микроэкономика - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы… … Финансовый словарь

    1. Понятие микроэкономики. Микроэкономика как наука

    Микроэкономика как наука является частью общей экономической теории, в рамках которой изучаются и другие дисциплины, такие как макроэкономика, история экономических учений, введение в мировую экономику.

    При этом современная микроэкономика является фундаментальной основой для целого ряда экономических наук – маркетинга, менеджмента, экономики предприятия, которые используют микроэкономические понятия и общие принципы принятия решений потребителем. Также необходимо отметить, что исторически микроэкономика возникла раньше, чем макроэкономика. Это связано с тем, что для анализа и решения проблем, возникающих на макроуровне, человечеству необходимо было сначала разобраться с микроэкономическими процессами, протекающими на уровне отдельного потребителя и организации.

    Изучение микроэкономики дает возможность понять образующиеся экономические взаимосвязи между отдельными людьми и фирмами, определить их место и роль в происходящих явлениях.

    В общем смысле экономика представляет собой определенным образом скоординированную хозяйственную деятельность экономических субъектов. Экономика как общественная наука изучает поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг.

    Микроэкономика , как часть экономики, изучает, как отдельный экономический субъект делает свой выбор, как принимает решение о распределении ограниченных ресурсов между альтернативными целями, какие факторы оказывают влияние на механизм принятия решений.

    Под экономическим субъектом (другими словами экономическим агентом , хозяйствующим субъектом ) в микроэкономике понимается отдельный потребитель или фирма (организация).

    Основной проблемой экономического анализа является проблема выбора – человек не может иметь все, что хочет одновременно и должен постоянно выбирать или определять приоритетное направление производства или покупки определенных товаров и услуг. Достаточно наглядное решение этой проблемы отражает модель кривой производственных возможностей, которая будет рассмотрена в вопросе 1.2.

    2. Основные предпосылки микроэкономики

    Микроэкономика основывается на двух главных предпосылках :

    1. Человеческие потребности не ограничены и не могут быть полностью удовлетворены.

    2. Ресурсы ограничены.

    Любой вид экономической деятельности направлен на удовлетворение потребностей и опирается на использование ресурсов. Поэтому все экономические проблемы связаны с расходованием ресурсов ради удовлетворения потребностей.

    Разберем вышеуказанные предпосылки более подробно.

    Первая предпосылка. Человеческие потребности не ограничены, однако ни одно общество не может произвести все то, что хотелось бы всем потребителям.

    Потребность представляет собой недостаток или нехватку чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности или фирмы и общества в целом.

    П

    потребность в

    самореализации

    потребность в

    уважении

    потребность в социуме

    потребность в безопасности

    физиологические потребности

    отребности сложны и многообразны. Их иерархию можно представить в виде пирамиды, изобретенной американским ученым Маслоу, изображенной на рисунке 1.

    Рис. 1. Пирамида Маслоу

    Данная пирамида состоит из нескольких ступеней – этапов. Самая низшая ступень, физиологические потребности , включает в себя первичные потребности, возникающие у каждого человека в первую очередь. К ним относятся потребности в еде, сне, необходимости дышать, спать и т.д. После того, как потребители удовлетворяют одни потребности, у них формируются новые, поэтому они безграничны. Потребность в безопасности означает желание человека иметь собственное жилье, дом, “границы безопасности”, за которые никто не может зайти без его разрешения. Однако человек не может жить изолированно от мира, от социальных сообществ, поэтому у него возникает потребность принадлежать к социальной группе . Одним из существующих наказаний в современном мире является заключение человека в места лишения свободы (одиночные камеры), то есть лишение его быть полноценным членом социального мира. В этой ситуации данный вид потребности проявляется наиболее остро, однако не может быть удовлетворен. Потребности в уважении и самореализации являются высшими ступенями в классификации, и возникают при желании человека достичь максимальных высот своего развития как личности.

    Средством удовлетворения потребностей служат блага . Они могут быть:

      Свободными (естественными), например воздух, земля, солнце, вода;

      Экономическими , т.е. товарами и услугами, созданными в процессе производства.

    Экономическая теория, в частности микроэкономика, изучает экономические блага.

    Классифицировать экономические блага можно по нескольким признакам.

    По целевому назначению различают:

      потребительские блага , т.е. товары, приобретаемые для личного потребления. Их можно разделить на продовольственные и непродовольственные блага.

      промышленные блага , т.е. товары, приобретаемые для дальнейшей переработки или применения в бизнесе (сырье, материалы, полуфабрикаты).

    По времени использования :

      блага краткосрочного пользования – это товары, которые потребляются обычно за один раз или несколько циклов использования (продукты питания, канцелярские товары).

      блага длительного пользования – это товары, которые применяются в течение достаточно длительного периода времени (оргтехника, автомобили).

    По характеру зависимости :

      блага-субституты – это взаимозаменяемые товары (сахар – сахарозаменитель, лимонад – сок).

      комплементарные блага – это товары, которые дополняют руг друга в процессе потребления (мясо – кетчуп, теннисная ракетка – мячик).

      нейтральные (независимые) блага – это товары, потребление которых не зависит друг от друга (письменный стол – творог).

    Экономические блага, в отличие от естественных, не существуют в природе в готовом виде, поэтому для их производства необходимы ресурсы или факторы производства . В микроэкономике их разделяют на четыре основные группы:

    ЗЕМЛЯ

    как средство производства и как источник природных ресурсов

    ТРУД

    умственный и физический

    РЕСУРСЫ

    ПРЕДПРИНИМА-ТЕЛЬСТВО

    способность организовать взаимодействие всех групп ресурсов

    КАПИТАЛ

    денежный и материальный капитал: здания, сооружения, оборудование

    Рис. 2. Классификация ресурсов по основным группам

    Вторая предпосылка. Все ресурсы, из которых производятся товары, носят ограниченный характер. При этом под ограниченностью ресурсов понимается не абсолютная исчерпаемость, а их нехватка в определенный момент времени для одновременного и полного удовлетворения всех имеющихся потребностей. Другими словами, все имеющиеся ресурсы (в том числе и время) носят альтернативный характер . Все общество и каждый человек в отдельности вынуждены постоянно выбирать, какие блага следует производить, на что потратить свободные деньги, и как использовать имеющееся время.

    Исходя из этих предпосылок, можно сказать, что микроэкономика – это наука о поведении и отношении людей в условиях ограниченности ресурсов и средств, стремящихся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности.

    Объектом микроэкономики является отдельный хозяйствующий субъект – потребитель или фирма.

    Предметом микроэкономики выступает комплекс проблем, который включает в себя ответы на следующие вопросы:

    1. Что производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?

    2. Как производить (с помощью каких ресурсов и технологий)?

    3. Для кого производить (какие целевые группы потребителей товаров)?

    1) Уровень безработицы;

    2) динамику валового внутреннего продукта;

    3) совокупные доходы;

    4) ценообразование на предприятии.

    6. Макроэкономика изучает:

    1) спрос и предложение на определённые товары;

    2) законы и закономерности развития национальной экономики в целом;

    3) экономические издержки и пути их сокращения;

    4) систему показателей эффективного использования производственных ресурсов на предприятии.

    7. Объективность экономических законов означает, что:

    1) они издаются законодательными органами страны;

    2) люди бессильны в их познании и использовании;

    3) они действуют независимо от воли и сознания людей;

    4) они зависят от воли и сознания человека.

    8. Подтвердить научные экономические выводы можно:

    1) математическим методом;

    2) методом индукции и дедукции;

    3) методом общественной практики;

    4) методом логического мышления.

    Какую функцию не выполняет экономическая теория?

    1) познавательную;

    2) методологическую;

    3) прогрессивную;

    4) критическую.

    Вариант 3. Теоретический вопрос. Рыночная конкуренция и ее виды. Решение задачи.

    Учебная цель – изучить конкуренцию, как основной фактор, влияющий на рыночное ценообразование. Исследовать сущность и виды конкуренции, механизм действия, антимонопольное законодательство.

    2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

    3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

    2. Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 15 – 2P. Функция предложения данного товара Q s = -10 + 3P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

    Тестовые задания:

    1. Назовите черту не присущую монополии:

    1) однородность или разнородность продукции;

    2) единственная фирма-гигант в определённой отрасли;



    3) наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок;

    4) обладание полной информацией.

    2.Назовите черту, не присущую олигополии:

    1) немногочисленность и крупные размеры фирм;

    2) невосприимчивость научно-технических достижений;

    3) высокие барьеры (размеры фирмыи сложность технологии);

    4) взаимозависимость фирм основана на тайном сговоре в ценах.

    Какой из представленных элементов затрат не входит в трансакционные издержки?

    1) Затраты на поиск информации;

    2) издержки по ведению переговоров;

    3) издержки по приобретению материалов;

    4) издержки по юридической защите.

    Какое из утверждений не относится к недостаткам рыночной системы?

    1) Несостоятельность конкуренции (она не является полной);

    2) рынок не производит общественные блага;

    3) рынку присуща прагматическая адаптация эгоизма людей;

    4) механизм рыночной системы регулируют внешние эффекты;

    5) безработица, инфляция, неравновесие.

    Что из названного не присуще конкуренции как экономическому явлению?

    1) Балансировка частных и общественных интересов;

    2) стимул к эффективному использованию ресурсов;

    3) стимул к получению сверхприбыли;

    4) развитие НТП, быстрый экономический рост.

    Что из приведенного не относится к неценовой конкуренции?

    1) Повышение качества, новизны и технического уровня производимого и продаваемого товара;

    2) приближение точек реализации товара к потребителю;

    3) уменьшение издержек производства;

    4) организация послепродажного технического обслуживания покупателя;

    6) организация производства и продажи сопутствующих товаров.

    В какой из названных организационных форм монополий её участники, сохраняя производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую?

    1) Синдикат;

    2) картель;

    3) трест;

    4) концерн.

    Какой из представленных ниже методов не относится к методам прямого вмешательства государства в экономику?

    1) Принятие законодательных актов;

    2) предоставление безвозмездных дотаций, субсидий, субвенций;

    3) меры фискальной и кредитно-денежной политики;

    4) участие в предпринимательской деятельности в роли собственника предприятия.

    Какой из названных методов не относится к политике косвенного государственного регулирования?

    1) Бюджетно-налоговая политика;

    2) таможенная политика;

    3) амортизационная политика;

    4) антимонопольное регулирование.

    Какое из перечисленных направлений не является направлением государственного регулирования экономики?

    1) Стабилизация макроэкономических колебаний;

    2) перераспределение ресурсов;

    3) борьба с монополизмом;

    4) регулирование платёжного баланса;

    5) ограничение конкуренции;

    6) регулирование занятости.

    Вариант 4. Теоретический вопрос . Фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы.Решение задачи.

    Учебная цель – изучить теории фирмы, историю и источники формирования капитала фирмы, кругооборот и оборот ее капитала, основной и оборотный капитал.

    1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы.

    2. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

    Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 10 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

    Тестовые задания:

    1. Постепенное перенесение суммы износа основных средств на изготовленную продукцию – это:

    1) издержки предприятий;

    2) амортизация;

    3) издержки обращения;

    4) кругооборот капитала;

    5) внешние издержки.

    2. Издержки в расчёте на одну единицу изготовленной продукции – это:

    1) себестоимость;

    2) убытки;

    3) издержки;

    4) цена;

    5) затраты.

    3. Источник инвестиционных средств представляет собой:

    1) общий доход;

    2) резервный фонд;

    3) фонд накопления;

    4) средний доход;

    5) предельный доход.

    4. Приращение общего дохода за счёт дополнительной единицы продукции – это:

    1) резервный фонд;

    2) фонд потребления;

    3) общий доход;

    4) фонд накопления;

    5) предельный доход.

    5. Фонд, создаваемый на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредитной задолженности:

    1) фондоотдача;

    2) фонд потребления;

    3) предельный доход;

    4) резервный фонд;

    5) фонд накопления.

    6. Доход, полученный в расчёте на одну единицу реализуемой продукции – это:

    1) общий доход;

    2) амортизация;

    3) средний доход;

    4) фондоотдача;

    5) предельный доход.

    7. Денежные средства, предназначенные для финансирования мероприятий по социальному развитию и материального поощрения коллектива, – это:

    1) фонд потребления;

    2) прибыль;

    3) резервный фонд;

    4) рентабельность;

    5) фонд накопления.

    8. Часть производственного капитала, который служит на протяжении нескольких лет и переносит свою стоимость на готовый продукт постепенно, по частям, – это:

    1) амортизация;

    2) основной капитал;

    3) фондоотдача;

    4) кругооборот капитала;

    5) оборотный капитал.

    9. Все денежные выплаты, которые фирма производит поставщикам факторов производства, зафиксированные в бухгалтерских регистрах (документах), – это:

    1) издержки обращения;

    2) себестоимость;

    3) убытки;

    4) внешние издержки;

    5) издержки предприятий.

    10. Показателем эффективности использования текущих затрат является:

    1) прибыль;

    2) издержки предприятий;

    3) себестоимость;

    5) рентабельность продукции.

    Вариант 5. Теоретический вопрос. Рынок факторов производства. Ценообразование и доходы от факторов производства.Решение задачи.

    Учебная цель – разобраться в особенностях спроса и предложения на факторы производства, определить специфику рынков земли, труда, капитала. Изучить особенности ценообразования на рынках факторов производства, собственниками которых являются работник, землевладелец, предприниматель, владелец денежного капитала, получающие в форме дохода заработную плату, земельную ренту, прибыль и ссудный процент.

    1. Спрос и предложение на факторы производства.

    2. Экономическая природа прибыли.

    3. Процент как доход собственника ссудного капитала.

    4. Земельная рента как доход с земли.

    5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика.

    Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 7 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

    Тестовые задания:

    1. Цель рационального потребителя состоит в том, чтобы:

    1) купить товар по меньшей цене;

    2) на определенную сумму денег купить максимально возможное количество товаров;

    3) на определенную сумму денег приобрести максимально полезный набор товаров и услуг;

    4) такую цель невозможно определить.

    2. Согласно правилу полезности потребляемого однородного блага:

    1) полезность каждой единицы однородных потребляемых благ не зависит от их количества;

    2) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя уменьшается;

    3) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя возрастает;

    4) полезность суммы потребляемых однородных благ для потребителя должна быть неизменной по величине.

    3. По теории полезности цена партии однородного товара определяется:

    1) средней полезностью;

    2) общей полезностью;

    3) полезностью последней единицы товара;

    4) наибольшей полезностью.

    4. Кривая безразличия показывает различные комбинации:

    1) двух благ-заменителей с общей равной полезностью для потребителя;

    2) двух дополняющих благ, которые можно приобрести за одинаковую сумму денег;

    3) двух благ-заменителей, которые можно приобрести на заранее фиксированную сумму денег;

    4) товаров и услуг, которые можно приобрести на определенную сумму денег.

    5. Располагаемый доход - это:

    1) разница между личным доходом и суммой индивидуальных налогов и неналоговых платежей;

    2) сумма зарплаты, ренты и процента на капитал;

    3) личный доход плюс сумма неналоговых платежей.

    6. Эффект замещения вызывается:

    1) уменьшением цены одного из товаров;

    2) изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе;

    3) уменьшением относительной цены товара с ростом дохода;

    4) изменением цены товара и соответствующим изменением реального дохода.

    7. Если доходы семьи превышают расходы, то ее бюджет:

    1) сбалансированный;

    2) дефицитный;

    3) профицитный;

    4) несбалансированный.

    8. Правило Энгеля состоит в том, что с ростом доходов семьи:

    1) уменьшается удельный вес расходов на питание;

    2) доля расходов на одежду и жилищно-коммунальные услуги практически не меняются;

    3) растет доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных потребностей;

    4) растет доля сбережений в доходе семьи;

    5) такого правила нет.

    9. При увеличении объема потребления полезность единицы товара:

    1) остается неизменной;

    2) уменьшается;

    3) увеличивается;

    4) трансформируется;

    5) дифференцируется.

    10. Предельная полезность товара для покупателя определяется:

    1) равновесной ценой;

    2) ценой спроса;

    3) ценой предложения;

    4) рыночной ценой;

    5) государственной ценой.

    Приложение 1

    Государственное профессиональное образовательное учреждение

    Ярославской области

    Ярославский торгово-экономический колледж

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Экономическая теория»

    специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

    Студента(ки)

    заочного отделения

    группы________

    Шифр__________

    ___________________________

    Преподаватель: Контуева Н.О.

    Оценка:______________

    Дата__________

  • 10. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов
  • 11. Расширенная модель кругооборота потоков
  • 12. Сущность и функции денег. Формы денег.
  • 13. Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты
  • 14. Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты
  • 15. Рыночное равновесие: функции равновесной цены. Модели рыночного равновесия (по Вальрасу, Маршаллу, паутинообразная модель)
  • Равновесие по Вальрасу
  • Равновесие по Маршаллу
  • 16. Общее понятие эластичности. Формула эластичности
  • 17. Эластичность рыночного спроса по цене и по доходам.
  • 18. Перекрестная эластичность спроса и классификация различных групп товаров
  • 19. Эластичность рыночного предложения по цене.
  • 22. Процесс определения кривой спроса на продукцию фирмы.
  • 23. Изменение спроса на продукцию фирмы при одно- и разновременном изменении цен конкурентами
  • 24.Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.
  • 27. Кривая «Доход потребление». Кривые Энгеля и современная Россия
  • 28. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривая «цена-потребление».
  • 28. Кривые безразличия, бюджетная линия. Эффект дохода и эффект замещения
  • 30. Ящик Эджуорта и основы теории переговоров
  • 31. Анализ характеристик (основы подхода Ланкастера)
  • 32.Издержки производства (определение). Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.
  • 33. Прибыль как экономическая категория. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • 34. Динамика валового, среднего и предельного продукта. Закон убывающей отдачи.
  • 35. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Классификация издержек.
  • Переменные издержки (tvc)
  • Валовые общие издержки
  • 38. Издержки производства в долгосрочном периоде. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график.
  • Долгосрочные средние издержки
  • 39. Оптимальный размер предприятия и структура отраслей
  • 40. Экономия и дезэкономия на масштабах производства
  • 41. Износ и амортизация.Основные направления использования амортизационных средств.
  • Амортизация
  • Норма амортизации
  • 43. Классификация рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
  • 44. Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.
  • 45. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде
  • 46.Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.
  • 47.Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства.
  • 48. Критические точки в деятельности фирмы совершенного конкурента.
  • 49. Формирование отраслевых краткосрочных кривых спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
  • 50. Установление нулевой экономической прибыли фирмы в долгосрочном периоде в условиях сов.Конкуренции
  • 52. Элементы теории закупок (Позитивный и негативный отбор на рынке чистой конкуренции)
  • 53. Понятие о многопродуктовой фирме
  • 54. Общие черты несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции
  • 55.Характеристика спроса, общего и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции фирмы
  • 56. Основные черты несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.
  • 57. Ценовая и неценовая конкуренция: преимущества и недостатки
  • 58. Сравнительная характеристика кривой спроса фирм в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и монополии.
  • 59.Характерные черты положения фирмы монополистического конкурента в краткосрочный период.
  • 60.График долгосрочного равновесия фирмы и отрасли в условиях монополистической конкуренции. Цикл жизни продукта.
  • 1. Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика?

    Экономическая наука - наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов для того, чтобы произвести разнообразные товары и услуги и удовлетворить потребности различных индивидов и групп общес䵂ва. Можно сказать: противоречие безграничных потребностей и ограниченных ресурсов, микро- и макроэкономика, экономическая политика, основные вопросы экономики.

    Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

    Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являютЈя:

      цены и объемы выпуска и потребления конкретныЌ благ;

      состояние отдельных рынков;

      распределение ресурсов между альтернативными целями.

    Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

    Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

    Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключае䵂ся в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

      что производить и в каком объеме;

      каким образом производить избранные виды благ;

      кто получает то, что произведено;

      какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

    Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен䤠и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. ОѴа рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

    Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

    2. Ведущие современные экономические школы

    НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ . Слияние двух подходов.

    Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде "примирение" подходов к анализу экономических процессов. Если, 䴺 примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились "реабилитировать» цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов. Рассматривая проблему занятости, сторонники "смешанной" системы выражают несогласие с "неполной занятостью", выдвинутой Кейнсом. В то ѿе время корректируются взгляды противников Кейнса.

    Основная идея "синтеза" заключается в том,iчтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

    Особенности неоклассического синтеза:

    1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

    2) Широкое использование математики в качестве инструмента䤠экономического анализа;

    3) Сторонники неоклассического синтеза уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

    СОВРЕМЕННОЕ КЕЙНСИАНСТВО.

    Сторонники современного кейнсианства исходят из䤠того, что в капиталистическом хозяйстве существуют устойчивые причины, способные вызвать болезненные отклонения от стабильѴости роста и полного использования ресурсов, а поэтому необходимо вмешательство государства для их корректировки.

    Современное кейнсианство вряд ли можно назвать макроэкономической теорией эффективного спроса. Акценты смещены на другие области анализа, связанные в первую очередь с функционированием рынков-капиталов, товаров и труда. И здесь основное внимание уделяется анализу проблем, порождаемых активным воздействием финансовой сферы на ход реального производства.

    Следующей важнейшей проблемой, разработкой которой занято современное кейнсианство, является развитие теории ценообразования как новой основы макроэкономики. Цель этой теории – показать особенности ценообразования в реальных условиях современного капитализма, когда преобладание крупных фирм способных в определенных пределах регулировать цены и объемы производства, сочетается с господством сильных профсоюзов и коллективными ѽоговорами о заработной плате, когда в процессы ценообразования вмешивается государство, то есть в условиях существования регулируемых рынков товаров и рабочей силы. В этой новой ситуации (несовершенной конкуренции) цены не изменяются настолько быстро и эластично, чтобы в достаточно короткий срок привести в равновесие новое соотношение спроса и предложения (“расчистить рынок”). В итоге фирмы реагируют на изменение ситуации на рынках колебаниями объемов производства, результатом которых и являются длительные отклонения от состояния равновесия с неполным использованием производственных мощностей и рабочей силы.

    Кризис кейнсианства последних десятилетий вызвал оживление неоклассического направления, но он же способствовал возникновению новых тенденций в самом кейнсианстве. Конечно, различия между этими двумя ведущими направлениями современной экономической науки нельзя абсолютизировать. Они касаются главным образом исходных представлений о механизмах приспособления экономики к неравновесным ситуациям или “несове䵀шенствам” рынка, о скорости этого приспособления и о том, кто, в конечном счете, способен быстрее, эффективнее и дешевле поправить дело – рынок или государство.

    ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

    Возникновение либерализма как течения западной экономической мысли относится к ХVIII веку. В его основе лежит политическая философия либерализма, кредо которого – знаменитый принцип “laisser faire” (“не мешайте действовать”) – можно раскрыть, как разрешить людям делать, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и в вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мысли.

    Неолиберализм – направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

    Современные представители экономического либерализма следуют двум, в известной мере традиционным, положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие услѷвия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществить контроль там, где отсутствуют эти условия. Практически (и это в большинстве случаев вынуждены признавать неолибералы) государство теперь вмешивается в экономическую жизнь в широких масштабах и в различных формах.

    По сути, под названием неолибералов выступает не одна, а несколько школ. К неолиберализму принято относить чикагскую (М.Фридман), лондонскую (Ф.Хайек), фрайбургскую (В.Ойкен, Л.Эрхард) школы.

    Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Одни из них придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной свободы), другие – левых (более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности) взглядов. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики. В США и в некоторых других западных䤠странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это – монетаризм, который предполагает, что капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и управление должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты; экономическая теория предложения, придающая важное значение экономическим стимулам; теория рациональных ожиданий: наличие информации позволяет предвидеть последствия экономических решений.

    В целом укреплению идей либерализма в значительной степени способствовал успех экономической политики, основанной на принципах экономической свободы, которую в разные периоды проводили правительства ведущих стран Запада. Наиболее показательным в этом отношении может служить опыт Германии, Великобритании и США. Международный валютный фонд также во многом строит свою деятельность, исходя из идей либерализма, в частности, монетаризма.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.

    течение экономической мысли, институционализм сравнительно молод: его возникновениѼ и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый – и пока последний – этап в развитии институционализма.

    В институционализме выделяют три основные направления, обозначившиеся в конце XIX века: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга.

    Пытаясь определить суть “институционализма” мы обнаруживаем черты, относящиеся к области методологии:

    1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статистическим характером ортодоксальной теории цены;

    2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или “вера в преимущество междисциплинарного подхода”;

    3) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

    К этому следует добавить требование усилить “контроль общества над бизнесом”, то есть благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

    Понятие “институционализм” включает два аспекта, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - “институции”. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов”. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой. Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов.

    Институционалисты считают, что концепции неоклассиков схематичны, и оторваны от реальности. Ведь цены фактически не определяются свободной конкуренцией (ее давно нет), а фиксируются теми, в чьих руках находится экономическая власть, то есть государством.

    Политическая экономия, считают институционалисты, наука не о функционировании, а о развитии общества. Она должна отойти от традиционных подходов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономического учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход. На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...