Предмет экономической науки: экономия, политическая экономия, экономика. Предмет и задачи исследования экономической теории Наука об использовании людьми редких или ограниченных
На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Хотя каждый из нас постоянно вынужден решать те или иные экономические проблемы, подчас даже не подозревая или не задумываясь об этом, очень трудно однозначно ответить на вопрос о том, что же такое экономика.
Каждому из нас знакомо это слово, хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня этот вопрос ставит в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика – настолько общее, емкое, многозначное и многоплановое понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.
Впервые термин экономика употребил древнегреческий философ Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н.э.), написавший книги «О доходах» и «Экономика». Слово «экономика» представляет соединение двух греческих слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон), так что в буквальном переводе с древнегреческого экономика – это хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами и нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике и в словарях термин «экономика » в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Термин же политическая экономия появился впервые в 1615 г. Во Франции, в Руане, вышла книга А. де Монкретьена под примечательным названием «Трактат политической экономии». Название только что родившейся науки составлено из трех греческих слов: политейа (общественное устройство), ойкос (дом, хозяйство), номос (закон) и переводится на русский язык буквально как «управление домашним (общественным, государственным) хозяйством».
За более чем два тысячелетия смысл понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ-мыслитель Ксенофонт, которого принято считать автором этого популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, произнося, используя и применяя слово «экономика», следует иметь в виду, что оно понимается в двух, а то и в трех разных значениях.
Прежде всего , экономика – это само хозяйство в самом широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, товаров материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания условий существования.
Во-вторых, экономика означает науку, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечений жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, в иностранной литературе единое слово «экономика» разделяется на два: «экономика» и «экономикс».
Первое «экономика» – означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе «экономике» – как экономическую науку, экономическую теорию. Под Экономикс на Западе понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Такое разделение способствует внесению большей четкости, определенности в понимание экономики.
Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе некоторые экономисты-ученые склонны видеть в экономике еще и третью сторону.
Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров.
Таким образом, в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также о человеческих отношениях в процессе хозяйствования. А к хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворения жизненных потребностей.
Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или, иными словами, как с экономической наукой. Однако экономических наук много - целая система, в которой можно выделить две главные линии.
Экономическая теория . Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.
Конкретные экономические науки: отраслевые (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и др.).Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).
Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле, сфере труда). В нашем учебном курсе представлены наиболее важные темы экономической теории.
Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий экономической истории люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология, а выросла она на почве многолетней практики.
Так что же является предметом экономической науки?
Предмет науки – это то, что познается, что изучает экономическая наука. И на вопрос: «Что такое экономика как наука?» творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы.
Предмет экономической теории , как и ее методы, менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономической деятельности – сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной экономической системы. Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политической экономии как науки о богатстве народов.
Марксистская политическая экономия в целом сохранила эту трактовку предмета, подойдя к ней с позиций исторического материализма и, следовательно, внеся в анализ динамический аспект. Политическая экономия по Марксу – это наука о производственных отношениях в их взаимосвязи с производительными силами. Напомним, что ядром производственных отношений являются отношения собственности, т.е. то же самое богатство. Но поскольку производительные силы и производственные отношения все время развиваются, то и экономику марксисты рассматривают в развитии.
Современная экономическая теория определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. То есть переносит акцент с проблем богатства на закономерности его формирования.
Один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике профессор П. Самуэльсон приводит следующие возмoжныe определения экономической теории.
1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2.Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля; труд; товары производственного назначения, например, машины; технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3.Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использованию этих средств.
4.Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5.Наука о богатстве.
Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки.
Общая экономическая теория -это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах(понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование.
При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику.
Позитивная экономика исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел),познает существующую реальность – что есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;
Нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.
Пример позитивного (фактического) утверждения: «Если курс национальной валюты снизится, то это будет способствовать росту экспорта». Пример нормативного (оценочного) утверждения: «Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума».
Существует еще одно оригинальнее определение экономической науки. Согласно этому определению, экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов :
1. Что следует производить и в каком количестве?
2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?
Иногда эти три группы вопросов излагаются гораздо более кратко: «Что? Как? Для кого?»
Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления производимого продукта. Однако подобное определение не дает еще полного ответа, так как надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.
Экономическая наука рассматривает, изучает, анализирует огромную гамму объектов, процессов, отношений, обладающих самым разным уровнем масштабности. В связи с этим уровни исследования экономики могут быть самые различные. Поэтому, в зависимости от масштабов, экономика
подразделяется па микро- и макроэкономику, также можно выделить мезоэкономику и мегоэкономику.
Объектом изучения экономической науки является экономика, как особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание определяют границы экономической науки в целом и экономической теории, как ее основной части.
В учебнике Макконела и Брю дается следующее определение экономики:
во-первых, экономика – это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов;
во-вторых, экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
П. Самуэльсон считает, что:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
В учебнике А. С. Булатова такое определение: экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Перечисленные определения не противоречат друг другу. Формулировки разные, а суть одна. Большинство экономистов признают, что экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. В этих условиях ограниченности ресурсов общество на всех этапах своего развития решало и решает сегодня три вопроса, ставших центральными и для экономической науки:
1. Что производить и в каких количествах?
2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?
3. Для кого производить блага?
Большей частью экономическая теория объясняет, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономической теорией.
В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. На нормативной экономике основана экономическая политика , т.е. принятие экономических решений (чаще всего на уровне государства).
Экономическая теория изучает совокупность экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг между членами общества, закономерности их развития на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.
Микроэкономика – часть экономики, исследующая, во-первых, обособленные экономические единицы, как отрасли, домашние хозяйства, фирмы, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.
Макроэкономика исследует экономику как целостную систему, в комплексе всех её проблем на уровне народного хозяйства. Она изучает крупномасштабные экономические процессы и ищет решение общеэкономических проблем, например: как создать новые рабочие места и ослабить негативные последствия безработицы, как защитить экономику от инфляции, как разрешить социальные и экономические противоречия в обществе и т.д.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.
Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т.п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирования и т.п.)
В общей системе наук экономическая теория осуществляет определенные функции:
первая - познавательная, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
вторая – практическая, т.е. разработка принципов и методов рационального
хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.;
третья - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.
Экономический закон
Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе).
Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах .
Экономические законы, как и законы природы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. В то же время, между законами развития общества и законами природы существуют различия:
Экономические законы являются законами человеческой деятельности, они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через неё;
Экономические законы исторически преходящи.
Экономическая теория выделяет специфические и общеэкономические законы.
Специфические экономические законы – это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования.
Общие экономические законы – это законы, свойственные всем историческим эпохам. Например, законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЗАДАНИЯ
1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?
2. Какие формы умозаключений вы знаете?
3. Дайте определения следующим понятиям:
Анализ –
_____________________________________________________________________________
Синтез –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дедукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сравнение –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аналогия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Антиномия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Апория –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.
А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории общественного выбора;
г) классического институционализма.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории.
Экономическая теория – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
Наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)
Наука об использовании различных ресурсов (товары) и распределение их между членами общества
Наука о повседневной деловой жизни людей. Излечение средств существования и использования этих средств
Наука о богатстве (до Смита)
Наука о денежном или рыночном хоз-ве (Смит)
Наука об изучении закономерностей выбора р.р. (Роббинс)
Изучает:
Рассматривает вопросы, касающиеся лично каждого человека (например: ? товаров на 1 рубль)
Рассматривает вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека.
Изучает вопросы торгово-промышленного предпринимательства.
Изучает проблемы, стоящие перед обществом и нации в целом.
Теорию нужно изучать для того, чтобы уметь ориентироваться в социальной и экономической обстановке.
Американец Самуэльсон сформулировал главные вопросы экономики:
ЧТО? Проблема выбора.
КАК? Проблема выбора технологии.
ДЛЯ КОГО? Вопрос распределения.
КОГДА? Выбор во времени. Меньше – колбасы, но больше – станков для колбас, чтобы потом больше колбасы. Вкладывание денег во имя будущего.
Ограниченность и проблема выбора в экономике.
Редкость = ограниченность = дефицит Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.
Проблема выбора – последствие ограниченности ресурсов
Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов
В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность
Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.
Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.
В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем
Вопрос №2: Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.
Микроэкономика – такой раздел эк.т., который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.
Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Несмотря на разницу в масштабах исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некоторые проблемы, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов эк.т.
Экономическая теория – наука о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.
Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных результатов. Во многом успешность экономической политики зависит от того, насколько полно и правильно используются государством достижения позитивной и нормативной экономической теории.
Экономика, при которой ресурсы государства не используются в полном объеме или для производства запланированного количества продукции не хватает ресурсов, называется неэффективной .
" |
Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».
За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.
В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.
Во-первых, экономика - это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
Во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе - экономическую науку, а точнее - экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.
Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую - «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая теория».
Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.
Так что в целом экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.
1.2. Предмет экономической науки
Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.
Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.
Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А. Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.
В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.
Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.
Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:
Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.
Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
Наука о богатстве.
Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.
Думается, можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.
Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
Что следует производить и в каком количестве?
Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?
Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, а на третий - сферу потребления производимого продукта.
Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.
Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, или еще более.
Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности - в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений - в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.
1.3. Экономика слов, чисел, рассуждений, мнений
Люди, далекие от экономической теории, глубоко не изучавшие экономику, воспринимающие ее на основе бытовых представлений и сообщений средств массовой информации, чаще всего считают экономическую науку чисто количественной, пользующейся языком чисел и методом расчетов, вычислений. Получая заработную плату или пенсию, уплачивая деньги за покупки, слушая сообщения о количестве собранного зерна, валютном курсе рубля и величине внешнего долга страны, читая о количестве потребляемых товаров и услуг, человек поневоле воспринимает экономику количественным образом, а экономическую науку считает умением рассчитывать числовые величины, показатели. Поэтому столь часто приходится слышать голоса граждан, возмущенных тем, что экономика отклонилась от тех уровней, которые были провозглашены в планах, программах, прогнозах, предвыборных и других обещаниях: «Неужели ученые-экономисты не могли верно рассчитать заранее?»
Увы, представление об экономической науке, теории как областях знаний, оперирующих только формулами, математическими зависимостями, числами, расчетами, глубоко ошибочно. Как показывает анализ экономической, хозяйственной деятельности на всех уровнях: государства, предприятия, фирмы, домашнего хозяйства - только примерно 40 \% экономических проблем, задач решаются посредством количественных, числовых расчетов, с помощью математики, а точнее - арифметики. Остальные задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер и не могут быть решены посредством только четырех действий арифметики. Подобного рода задачи, наиболее трудные для экономической науки, называют неформализуе-мыми или частично формализуемыми.
Например, ни один ученый-экономист в мире не сможет однозначно убедить только расчетами, в каком возрасте следует предоставлять пенсию, сколько надо производить табачных изделий, в какой мере оказывать иностранную помощь другим государствам и оказывать ли ее вообще, какова должна быть продолжительность рабочего дня, какие цены следует регулировать, а какие нет, надо ли ограничивать производство и продажу спиртных напитков.
Вряд ли методами математики или формальной логики можно обосновать тот факт, что пенсионный возраст в России для мужчин установлен на пять лет выше, чем для женщин, хотя продолжительность жизни мужчин почти на десять лет меньше, чем женщин.
Такие и великое множество других экономических проблем решаются качественными методами: посредством социального анализа, использования аналогий, опроса общественного мнения, коллективного обсуждения, основываясь на логике рассуждений, наконец, посредством интуиции, на основе так называемых эвристических методов. Здесь уже экономическая наука пользуется не столько цифрами, сколько логикой жизни, мнением сведущих людей, сложившимися тенденциями и превращается из количественной, числовой в качественную, описательную, словесную (вербальную).
Это неизбежное следствие того, что объектом изучения экономической науки являются не только вещи, физические объекты, поддающиеся количественному изменению и описанию (да и то не в полной мере, ибо даже погоду люди не в силах строго рассчитать, предсказать), но и биологическая природа, менее подверженная количественному анализу. Главная фигура экономики - человек, основные действующие лица в экономике - люди, а их экономические действия, поведение во многом не вписываются ни в какие количественные шкалы, не поддаются чисто числовому измерению. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что в экономической науке наряду с чисто количественными категориями: «объем производства и потребления», «денежные доходы и расходы», «цены», «производительность», «темпы экономического подъема и спада» - широко применяются качественные понятия: «справедливость», «благотворительность», «образ жизни», «равенство возможностей», «духовные потребности», «интересы», а также полуколичественные: «эффективность», «полезность», «удовлетворение потребностей», «рынок», «выгода», «предпочтения», «приоритеты».
Необходимо иметь в виду, что даже те экономические величины, показатели, которые в принципе являются числовыми, счетными, то есть поддаются расчету, во многих случаях не могут быть точно вычислены, определены, так как экономическая наука не овладела методами их расчета или для осуществления такого расчета нет необходимых исходных данных.
Большинство экономических понятий и категорий, в том числе таких, как труд, деньги, цены, финансы, доход, относится к типу «размытых», не поддающихся единому однозначно трактуемому определению, что, однако, не лишает их смысла и не препятствует практическому использованию. Экономические законы, а точнее, закономерности носят преимущественно качественный характер, трактуются весьма общо, поэтому использование положений экономической науки на практике сопряжено с рядом трудностей и требует профессионализма, если угодно - искусства, и уж точно, глубоких знаний, опыта.
Экономической науке очень непросто учесть сумму факторов политического характера, оказывающих сильное влияние на хозяйственную деятельность. В весьма заметной степени на экономические процессы влияет индивидуальная, групповая и общественная, социальная психология, которую не измеришь числом.
Как это ни печально, но экономика не представляет собой точную науку, что ясно из предыдущих рассуждений. То обстоятельство, что слишком многое в экономике просто не поддается выражению числами, цифрами, свидетельствует о неправомерности отнесения ее к классу точных наук. Будучи по своей природе наукой общественной, экономика все же стоит гораздо ближе к таким естественным наукам, как физика, химия, биология, чем, скажем, история, философия, право, социология. Это связано с тем, что природные, естественные богатства служат основным источником хозяйственной деятельности, непосредственно вовлекаются в производственные процессы, распределительные отношения. Но в то же время прямая причастность экономической науки к человеку, семье, производственным и социальным коллективам, общественным интересам, отношениям людей отдаляет экономику от точных и естественных наук, приближая к заведомо «неточным» общественным наукам.
Хотелось бы присоединиться к мнению американского профессора Р. Хайлбронера: «Экономисты первыми согласятся, что от их дисциплины не приходится ждать прогнозов, которые бы хоть сколько-нибудь приближались по своей точности к тем, что дают технические науки, медицина или астрономия... Более того, функции, описывающие экономическое поведение, в отличие от тех, что описывают «поведение» звезд или частиц, несут на себе неизгладимый отпечаток волеизъявления или интерпретации. Именно с этим связана неопределенность всех социальных теорий; ведь смена ожиданий под воздействием сигналов, которые нигде, кроме как в голове экономического агента, не регистрируются, может даже знак поведенческих функций изменить на противоположный».
Итак, каждому; кто приступает к изучению экономики или углубляет свои познания в ней, необходимо уяснить, что от этой науки нельзя требовать или ожидать того, чего она не может дать в принципе, в силу своей природы, своих естества и сути.
Экономика в отличие от математики базируется не на совокупности исходных аксиом, из которых по законам формальной логики выводятся последующие теоремы, позволяющие создать строгую и стройную, логически непротиворечивую систему знаний. Хотя экономика близка к математике в том смысле, что она оперирует числовыми величинами, пользуется математическими зависимостями и их графической интерпретацией, она не представляет «точную» науку, не складывается из однозначно трактуемых всеми, формализуемых, выражаемых математическим языком понятий, формул, соотношений.
Экономика в отличие, скажем, от физики, химии основывается не на совокупности тысячекратно проверенных опытом законов природы, из которых следуют надежно, «навсегда» установленные, практически неизменные в окружающем нас мире правила и нормы протекания процессов и поведения объектов. Хотя экономика близка к естественным наукам в том смысле, что она изучает использование человеком природных ресурсов, объектов, процессов, она рассматривает не природные явления сами по себе, а вмешательство, воздействие на них людей, обладающих собственной волей, направляющих ход природных процессов в своих интересах, и поэтому естественной наукой не является. В природе в силу закона тяготения свободно брошенное тело всегда падает вниз, к земле. Человек своей волей может подбросить тело вверх, если это ему нужно, так что предсказать, как будет двигаться предмет в руках человека, на основе только законов природы не представляется возможным.
Из вышесказанного следует, что понятия «верно» или «неверно», «правильно» или «неправильно» применительно к экономике следует применять с большой осторожностью. Они применимы лишь к математическим действиям, используемым в экономике, к утверждениям об имевших место экономических фактах, событиях, а также к смыслу общепринятых экономических понятий. Что же касается истолкования экономических событий, их причин и следствий, благоприятности и неблагоприятности, то мнения об этом могут быть различными у разных людей и неправомерно априори считать утверждения одних заведомо правильными, а других - неверными, ошибочными. То же самое касается и принимаемых экономических решений, которые одним кажутся удачными, верными, а другим - наоборот. Существует ряд экономических учений, течений, школ, которые по-разному трактуют, воспринимают, оценивают одни и те же экономические события, явления.
Добавим, что на изучение, познание экономики накладывает существенный отпечаток специфика измерения, фиксации экономических показателей. Практически невозможна непрерывная регистрация количественно измеримых показателей. Ряд величин по своей природе дискретны и могут быть определены только раз в час, день, месяц или даже в год. Это относится и к выпуску продукции, и к доходам, и к расходам, и к платежам, которые в отличие от давления и температуры невозможно измерять и регистрировать непрерывно. Хуже того, если фиксация экономических величин происходит в стоимостном, денежном измерении, то мы вынуждены пользоваться «резиновым метром», ибо цены и курсы валют «ползут», изменяются во времени. Отсутствие твердой системы «единиц мери весов» также отличает экономику от физики и других естественных наук, приводит к объективно обусловленной расплывчатости, неопределенности экономической науки. Поэтому наблюдаемое иногда стремление к избыточной «точности» экономических расчетов и оценок приводит чаще всего к иллюзорным эффектам, ошибочным выводам и бесплодным потерям времени в погоне за многозначными цифрами, в которых доверительностью, надежностью обладают одна-две, в лучшем случае три, цифры.
В этом смысле экономической науке противопоказан технократический, чисто инженерный подход. Экономические объекты, частью которых являются люди, - это не мосты, не здания, не машины, которые можно рассчитать, спроектировать, построить, заставить быть такими, как желает того конструктор. А ведь даже в инженерном деле допустима погрешность расчетов в пределах 5 \%. В экономике же, особенно когда речь идет о будущем, об отдаленной перспективе, зачастую трудно поручиться и за 10 \%, а то и за первый знак рассчитываемого показателя.
Так что экономика - это, с одной стороны, наука цифр, расчетов, числовых показателей, определяемых с той или иной степенью достоверности, а с другой стороны, наука суждений, предположений, мнений, умозаключений, утверждений.
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Ограничение пользования придомовой территорией многоквартирного дома
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации
- Граница между европой и азией Америка относится к европе