Правовой статус фондовой биржи. Правовое положение фондовых бирж


Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром, помимо коносаментов, выступают складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. 912-917 ГК РФ). Например, в Правилах Московской центральной фондовой биржи, где функционируют товарные секции, предусмотрена возможность торговли варрантами (залоговой частью двойного складского свидетельства) на товары.

Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные. Предметом простой биржевой сделки является товар, имеющийся в наличии (реальный товар). Он может находиться на биржевом складе или быть у продавца (поставщика), т.е. речь идет о товаре, который не нужно после заключения сделки добывать, производить или закупать у третьих лиц, чтобы исполнить заключенную биржевую сделку. Простые биржевые сделки именуются также кассовыми или сделками СПОТ и предполагают немедленное исполнение обязательств . "Немедленное" исполнение по таким сделкам не следует понимать буквально, обычно оно означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней. Простые биржевые сделки довольно распространены на российских биржах, хотя за рубежом, по некоторым данным, доля таких сделок с реальным товаром составляет от 3 до 5% общего количества биржевых сделок.

Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами. Форвардная сделка похожа на простую биржевую тем, что она также заключается на реальный товар. Отличие состоит в том, что форвардная сделка предполагает отсрочку исполнения обязательств . Предметом фьючерсной сделки является стандартный фьючерсный контракт, т.е. документ, определяющий права и обязанности на получение или передачу товара либо денег с указанием порядка его получения или передачи. По опционной сделке происходит продажа прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного фьючерсного контракта.

Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли, которые представляют собой локальный нормативный акт , утверждаемый каждой товарной биржей. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, выполняющей функции третейского суда .

По сравнению с обычными гражданско-правовыми соглашениями биржевые сделки имеют определенную специфику. Гражданско-правовые сделки могут быть как односторонними, так и двух- или многосторонними - договорами, а биржевая сделка может быть только договором. Действующим законодательством предусмотрены разнообразные виды договоров ; более того, стороны вправе заключить договор, который законом не предусмотрен, но не противоречит ему. Биржевая сделка, в свою очередь, может быть только оптовой куплей-продажей и выступает в четырех формах: простая, форвардная, фьючерсная и опционная. Для некоторых гражданско-правовых сделок предусмотрена государственная регистрация, которая имеет правоустанавливающее значение. Биржевые сделки подлежат только учетной регистрации. Сторонами гражданско-правовой сделки могут быть любые дееспособные лица, а биржевые сделки заключаются только между участниками биржевых торгов. Предметом гражданско-правовой сделки выступают вещи , работы, услуги, имущественные права , объекты исключительных прав , а биржевая сделка заключается в отношении товаров определенного рода и качества или документов, удостоверяющих права на получение таких товаров. Место заключения гражданско-правовой сделки ее стороны определяют самостоятельно, а биржевая сделка может быть заключена только на бирже. Наконец, третейское разрешение споров по гражданско-правовой сделке возможно только по специальному соглашению сторон (так называемая "третейская оговорка"). Споры по биржевым сделкам изначально предполагают третейское рассмотрение в Биржевой арбитражной комиссии.

Правовой статус фондовой биржи

В отличие от товарной, фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества любого типа или некоммерческого партнерства, причем правовое положение фондовой биржи во многом определяется той организационно-правовой формой, в которой она создана.

Акционерами фондовой биржи вправе быть любые лица; при этом в собственности одного акционера и его аффилированных лиц не может находиться более 20% акций одной категории. Членами фондовой биржи - некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг; при этом один член партнерства не вправе обладать более чем 20% голосов на общем собрании.

Фондовая биржа, созданная в форме акционерного общества , организует торговлю ценными бумагами между доверительными управляющими, брокерами и дилерами. Фондовая биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием членов биржи. Можно сказать, биржа - акционерное общество организует торговлю между "своими" и "чужими" профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием "своих" членов. В любом случае, независимо от того, в какой форме создана фондовая биржа, она организует торговлю между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа, зарегистрированная в форме некоммерческого партнерства, вправе преобразоваться в акционерное общество по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов. Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот является нетрадиционной формой реорганизации, предусмотренной действующим законодательством РФ. Возможность преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество санкционирована законодательством, а условия подобного преобразования установлены на сегодняшний день только применительно к фондовым биржам. Но здесь наблюдается противоречие между Законом о рынке ценных бумаг и Законом о некоммерческих организациях , так как последний требует единогласного решения членов партнерства о преобразовании его в хозяйственное общество.

Необходимо отметить, что законодательство позволяет также провести преобразование фондовой биржи - акционерного общества в некоммерческое партнерство. Однако для этого акционерам потребуется принять подобное решение единогласно.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Законодательством предусмотрены семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг , или, как принято говорить, "семь участников инфраструктуры рынка ". Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа , будучи организатором торговли, также является профессиональным участником рынка, и она должна иметь соответствующую лицензию. Кроме того, фондовыми биржами признаются фондовые отделы товарных и валютных бирж; они подлежат отдельному лицензированию.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в первую очередь, являются брокеры, которые совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором , и только другим брокерам.

Следует обратить внимание на принципиальное отличие между фондовыми и товарными брокерами. Для товарной биржи характерна своеобразная брокерская монополия на совершение биржевых сделок, поскольку практически все сделки здесь заключаются исключительно через биржевого брокера. В процессе фондовой торговли сделки с ценными бумагами могут совершаться не только брокерами, но и другими профессиональными участниками рынка.

Статус фондовых дилеров аналогичен положению дилеров на товарной бирже. В процессе фондовой торговли дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по ценам, объявленным дилером. Причем дилером может быть только коммерческая организация . Брокеры и дилеры вправе также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.

Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока . В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления . Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами.

Согласно ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг управляющими могут быть юридические лица ; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяются нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, кроме унитарного предприятия . Договор доверительного управления заключается на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ).

Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним. Формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок. Чаще всего клирингом занимается сама фондовая биржа, чтобы упростить расчеты между участниками торгов, для чего создает отдельное структурное подразделение, часто именуемое расчетной палатой или расчетным центром.

Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Сертификаты предназначены только для документарных (бумажных) ценных бумаг; они подтверждают права своего владельца на определенное количество ценных бумаг. Действительно, эмитенту удобно выпускать, к примеру, не тысячу отдельных облигаций, а один сертификат на эти облигации. Учитывая, что по нашему законодательству документарные эмиссионные ценные бумаги выпускаются только "на предъявителя", существует вероятность кражи сертификатов. Ведь законным владельцем предъявительской бумаги считается ее фактический обладатель. Именно для того чтобы исключить возможную кражу сертификатов на предъявительские бумаги, они передаются на хранение в депозитарий.

Депозитарием вправе быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора.

Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В каком случае эмитент может вести реестр владельцев ценных бумаг самостоятельно, а когда он обязан обратиться к услугам специализированного регистратора? Согласно п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах реестр акционеров должен быть передан на ведение регистратору, если число акционеров превышает 50. В то же время в ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что регистратор должен вести реестр в тех случаях, когда число владельцев ценных бумаг эмитента превышает 500. В случае противоречия, как известно, приоритет имеет закон специальный перед законом общим. Специальным является Закон об акционерных обществах , устанавливающий особенности правового режима такого вида ценных бумаг, как акции. Поэтому требования ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг должны распространяться только на порядок ведения реестра владельцев именных облигаций.

Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле

На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги , обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, считаются "фондовыми ценностями". Во-первых, по своей юридической природе не могут обращаться на бирже товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты), а также ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки , векселя , банковские сберегательные книжки на предъявителя, сберегательные и депозитные сертификаты).

На фондовой бирже совершаются сделки только с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:

закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав владельца;

размещаются выпусками или сериями;

имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.

Новый вид эмиссионной ценной бумаги, которая может обращаться на фондовой бирже, - опцион эмитента. Опцион является именной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе. Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества . Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не должно превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.

Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты. Эмиссионные ценные бумаги должны также проходить процедуру государственной регистрации. Регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов - это регистрация проспекта эмиссии, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500 (например, осуществляется открытая подписка), и регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, является административным правонарушением (ст. 15.18 КоАП РФ).

Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист. Обратная процедура именуется "делистинг" - исключение из котировального листа.

Условиями включения ценных бумаг в котировальные листы фондовой биржи могут быть: предоставление эмитентами информации о том, что они следуют положениям Кодекса корпоративного поведения; рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента; срок его деятельности; количество акционеров; стоимость чистых активов и проч..

Фондовая торговля происходит либо в помещении биржи (зале биржевых торгов), либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу, сделки заключаются путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.

Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ценных бумаг. Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ценным бумагам, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ценным бумаг, будет считаться их курсом.

Правовые основы деятельности валютной биржи

Валютные биржи формируют централизованный валютный рынок . В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.

На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль/доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль/доллар.

Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств , групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, - это иностранная валюта.

Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле " и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица , одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Центральный банк РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или напрямую Центральному банку РФ.

Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ). Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бума!", не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Нормативными актами установлены требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, а также определены их обязанности. В частности, организатор торговли обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующие правила: допуска участника рынка ценных бумаг к торгам, допуска к торгам ценных бумаг; заключения и сверки сделок; регистрации сделок; исполнения сделок и др.

Фондовая биржа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме некоммерческого партнерства. Основная цель фондовой биржи - организация гласных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах торговых секций. Фондовая биржа имеет право самостоятельно устанавливать процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от получаемого ее членами вознаграждения, платежей, вносимых членами биржи за оказываемые услуги, уплачиваемых штрафов.

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемой. Порядок вступления в члены биржи, выхода и исключения из членов биржи определяется локальным нормативным актом.

Споры между членами фондовой биржи, а также между ними и их клиентами рассматриваются третейским и арбитражными судами. Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Фондовая биржа создается и действует в организационно-правовой форме общества (кроме полного, коммандитного общества и общества с дополнительной ответственностью) или дочернего предприятия объединения тор рговцив ценными бумагами и осуществляет свою деятельность в соответствии с. Гражданским кодексом Украины, законами, регулирующими вопросы создания, деятельности и прекращения юридических лиц, с особенностями, опре ченимы статьями 20-25. Закона Украины"По ценные бумаги и фондовый рынокинок".

Прибыль фондовой биржи направляется на ее развитие и не подлежит распределению между ее учредителями (участниками)

Фондовая биржа образуется не менее чем двадцатью основателями - торговцами ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, или их объединением, насчитывает не менее двадцати торговцев ценными бумагами. Доля одного торговца ценными бумагами не может быть больше, чем 5 процентов уставного капитала фондовой биржі.

Для осуществления своей деятельности фондовые биржи должны поддерживать собственный капитал в размере не менее, чем 3 миллиона гривен, а для фондовых бирж, осуществляющих клиринг и расчеты, - не меньше в чем 6 миллионов гривен.

Фондовая биржа приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации. Государственная регистрация фондовой биржи осуществляется в порядке, установленном. Законом Украины"О государственной регистрации юридических х лиц и физических лиц - предпринимателейємців".

Фондовая биржа имеет право осуществлять деятельность по организации торговли на фондовом рынке с момента получения лицензии. Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

Слова"фондовая биржа"и производные от них разрешается использовать лишь юридическим лицам, которые созданы и функционируют в соответствии с требованиями настоящего. Закона

Деятельность фондовой биржи как организатора торговли временно останавливается. Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в случае, когда количество ее членов стало менее 20, а если фондовой бы бирже создан в форме дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами, - когда количество членов такого объединения стала менее 20. Если в течение шести месяцев принятие новых членов не произошло, деятельность фондовой биржи прекращаетсяя.

Членами фондовой биржи могут быть исключительно торговцы ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке и обязались выполнять все пр. Равиль, положения и стандарты фондовой бирж.

В случае аннулирования полученной торговцем ценными бумагами лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке его членство в фондовой бирже временно останавливается к возобновлению им ли ицензии или предоставления на биржу письма относительно исключения его из членов биржи. Другие основания прекращения или временного приостановления членства в фондовой бирже определяются правилами фондовой биржі.

Членство в фондовой бирже прекращается в случае аннулирования лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, выданной торговцу ценными бумагами

Каждый член фондовой биржи имеет равные права по организации деятельности фондовой биржи как организатора торговли

Устав фондовой биржи утверждается высшим органом фондовой биржи

В уставе фондовой биржи указываются наименование и местонахождение фондовой биржи, порядок управления и формирование ее органов и их компетенция, цель деятельности, основания и порядок прекращения действовали льности фондовой биржи, распределения имущества фондовой биржи в случае ее ликвидации.

Согласно ст 23. Закона Украины"О ценных бумагах и фондовом рынке"фондовая биржа обязана обнародовать и предоставлять. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку информацию о:

перечень торговцев ценными бумагами, допущенных к заключению договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже;

перечень ценных бумаг, которые прошли процедуру листинга;

объем торговли ценными бумагами (количество ценных бумаг, общую стоимость заключенных договоров, курс ценных бумаг относительно каждого эмитента отдельно) за период, установленный. Национальной комиссией по ценным них бумагам и фондовому рынку.

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку устанавливает порядок и формы представления информации, указанной в ч 1 настоящей статьи, и осуществляет контроль за раскрытием информации фондовыми биржами

Как организатор торговли фондовая биржа создает организационные условия для заключения договоров с ценными бумагами путем котировки ценных бумаг на основе данных спроса и предложений, полученных от участником икив торгов на фондовой бирж.

В торгах на фондовой бирже имеют право участвовать члены фондовой биржи и другие лица согласно законодательству

Торговля на фондовой бирже осуществляется по правилам фондовой биржи, которые утверждаются биржевым советом и регистрируются. Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку

Правила фондовой биржи состоят из порядка:

организации и проведения биржевых торгов;

листинга и делистинга ценных бумаг;

допуска членов фондовой биржи и других лиц, определенных законодательством, к биржевым торгам;

котировки ценных бумаг и обнародования их биржевого курса;

раскрытия информации о деятельности фондовой биржи и ее предания огласке;

разрешения споров между членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право участвовать в биржевых торгах согласно законодательству;

осуществления контроля за соблюдением членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право участвовать в биржевых торгах согласно законодательству, правил фондовой биржи;

наложения санкций за нарушение правил фондовой биржи

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность биржи………………………………..…..………..5

2. Функции биржи………………………………………………...……..…9

3. Значение биржи………………………………………….…………..…13

Заключение…………………………………………………………..……15

Список использованной литературы………………………….…………16

Введение

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент – закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы – исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие биржи в современном аспекте;

▬ изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

▬ выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов – .

Законодательной основой представленной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре – это нормативно-правовые материалы.

1. Понятие и сущность биржи

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране ≈ 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Основным документом биржевой торговли на территории Российской Федерации является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года № 2383-I, который создает правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учитывает реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно, данному закону биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и иные виды деятельности непосредственно не связанные с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие указанным положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. Предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства.

Порядок валютного регулирования и общие условия, необходимые для совершения сделок с валютой на валютной бирже на территории России определены Федеральным Законом Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”. Фондовая биржа – организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иной деятельностью, исключение - депозитарная деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа – некоммерческая организация, но доходы, могут быть получены ею от осуществления депозитарной или клиринговой деятельности.

2. Функции биржи

Согласно Закону РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. При этом, биржа не может осуществлять торговую, торгово- посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Также биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если организации не ставят целью осуществление деятельности, связанной с организацией биржевой торговли.

Таким образом, при осуществлении своей непосредственной деятельности, биржа осуществляет следующие функции:

1. Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов (организация биржевых торгов, разработка правил биржевой торговли, материально-техническое обеспечение биржевых торгов, материально-техническое обеспечение квалификационного аппарата биржи).

2. Разработка биржевых контрактов - включает стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров, стандартизацию размеров партии товаров, выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам. Ускорению оформления заключенных сделок способствуют типовые биржевые контракты, которые разрабатываются биржами.

3. Разрешение споров по биржевым сделкам – в спорах биржа обычно выступает в третейском (государственном арбитражном) суде.

4. Выяснение и регулирование биржевых цен – подразумевает под собой то, что биржа участвует в формировании цен на все виды биржевых товаров. Сама биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается, как наиболее важная функция биржи. Котировка цены – это фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы, а также регистрация курс валют или ценных бумаг. Котировка цен – это, прежде всего, регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их последующей публикацией, а публикации цен на биржевые товары служат ориентиром для продавцов и покупателей выбора стратегии поведения на очередных торгах.

5. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен – для этого используются специальные виды биржевых сделок и механизмы их заключения.

6. Гарантирование выполнения сделок, достигаемое посредством биржевых систем клиринга и расчетов – для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований (взаимозачет) и обязательств участников торгов, а также организует их использование.

7. Информационная деятельность – подразумевает сбор и регистрацию цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление этого материала клиентам, а также на международный рынок информации.

Еще одна важная функция биржи - организация и гарантирование расчетов по сделкам, обеспечение механизма «поставка против платежа» (Delivery against payment). Российские биржи (ММВБ, РТС, МБЦМ) получают комиссионный сбор с каждой заключенной сделки, и это является основным источником их доходов. Другим источником доходов могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.

При реализации всех вышеуказанных функций, осуществляется биржевая торговля. В настоящее время биржевая торговля осуществляется:

Ø путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за счет клиента, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (так называемой брокерской деятельности);

Ø путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (так называемой дилерской деятельности).

Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (защита, страховка от неблагоприятного изменения цен). В соответствии с этим, биржевая торговля имеет специфические особенности:

▬ биржевая деятельность концентрируется в местах производства и потребления товаров;

▬ ведется по специфическим видам товаров (так называемым, биржевым товарам) крупными партиями;

▬ ведется в отсутствии товара по образцам, описаниям;

▬ ведется контрактами и договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;

▬ проводится регулярно, учитывается концентрация спроса и предложения, а также покупателей и продавцов;

▬ отличается гласностью торгов, все желающие могут получить информацию об объеме заключенных сделок и ценах;

▬ свободное ценообразование, цены чувствительны и очень реагируют на конъюнктуру рынка;

▬ ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени производителей и потребителей товара;

▬ отсутствие влияния прямого воздействия государства на процесс биржевого торга;

▬ вырабатывает два стандарта: по качеству и по ценам товаров.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее 50 процентов его объявленной суммы. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается бирже после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям законодательства Российской Федерации, а также при условии соответствующего оформления документов и представления их в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления.

В случае отказа в выдаче лицензии биржа имеет право обратиться повторно в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков с заявлением о предоставлении ей лицензии, которое рассматривается в течение одного месяца со дня получения повторного заявления на выдачу лицензии. Следует отметить, что биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об отказе в выдаче лицензии. Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством РФ.

При организации биржевой торговли, на бирже совершаются биржевые сделки - зарегистрированные биржей договоры, заключаемые участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления сделок устанавливается самой биржей, при этом биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные с:

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

▬ уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку товара (опционные сделки);

▬ другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Биржа может иметь филиалы и обособленные подразделения. Ликвидация биржи осуществляется по решению высшего органа управления биржи, судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном законами РФ

3. Значение биржи

Биржи представляют собой элемент рыночного хозяйствования и весьма распространены в развитых капиталистических странах, и, поскольку Россия входит в мировой рынок, то она объективно нуждается в их существовании. В основу проведения в нашей стране экономической реформы положены принципы свободного товарного производства и товарного рынка. Биржа, как торговый посредник, является одним из непременных элементов рыночной инфраструктуры, без которой не может существовать рыночное хозяйство. Роль биржи в экономике находится в прямо пропорциональной зависимости от развитости рыночных отношений - чем больше преобладают рыночные начала, тем большее значение приобретает биржа. Биржи фактически заменили систему государственного распределения, они являются посредническим звеном характерным для развитого товарного производства.

Создание биржевых институтов в России в начале 90-х гг. было одним из необходимых условий развития рыночных отношений. Так, современным российским биржам присущи многие основные черты классических биржевых институтов. Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Причем это характерно как для бирж дооктябрьского периода, так и для советских бирж периода НЭПа. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России. Они связаны с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня.

Несмотря на то, что российский биржевой институт находится в стадии становления, на сегодняшний день уже можно говорить о полученных позитивных результатах. Прежде всего, возникнув из государственной собственности, российские биржи сами превратились в катализатор ее преобразования в частную собственность. Следует отметить, что на сегодняшний день развитие биржевой деятельности на территории Российской Федерации создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогащают российский рынок пользующимися спросом товарами и услугами.

Также развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.

В настоящее время практически создана соответствующая законодательная база, которая определяет порядок организации бирж, их функционирование, использование капитала. С помощью Федеральных законов РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле» – установлен порядок государственного регулирования деятельности товарных, валютных и фондовых бирж в России, созданы специальные органы государственного контроля.

В общем, можно сделать вывод, что развитие биржевой деятельности в Российской Федерации в настоящее время стимулирует развитие биржевого законодательства, при этом важно, чтобы принятие соответствующих законов не отставало от быстро меняющихся условий рыночной экономики.

Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в нашей стране: это, прежде всего, нарастание экономической мощи крупных специализированных бирж; стандартизация и типизация правил биржевой торговли, биржевых контрактов и брокерской документации; рост числа фондовых и валютных бирж; нарастание форвардных и фьючерсных сделок; постепенный отказ от бартерных сделок и аукционных принципов торгов; страхование биржевых сделок, превращение биржевых структур в некоммерческие организации; формирование единого биржевого пространства в стране; детализация биржевого законодательства. Таким образом, биржевой институт затрагивает многие основные сферы рыночной экономики, оказывая существенное влияние на развитие законодательства в сфере предпринимательства. Поэтому его становление и развитие может и должно рассматриваться в контексте проводимых демократических преобразований.

Заключение

В представленной контрольной работе была исследована тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)». В процессе изучения были решены следующие задачи: исследовано понятие биржи; изучены функции и деятельность биржи; выяснено значение биржи.

Следует отметить, что правовой статус биржи – это совокупность прав, обязанностей и законных интересов, гарантируемых бирже государством. Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере страны.

В настоящее время создана соответствующая законодательная база, которая определяет правовой статус бирж: с помощью Федеральных законов РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле» – установлен порядок государственного регулирования деятельности товарных, валютных и фондовых бирж в России, созданы специальные органы государственного контроля.

Как показывает опыт, становление и развитие современных биржевых институтов возможно при наличии адекватных экономических предпосылок, а также при условии надлежащего правового обеспечения. Подобное правовое обеспечение возможно лишь тогда, когда у законодателя вслед за юридической наукой будет выработано адекватное представление о правовой сущности биржи. Естественно, что обозначенная сущность тесным образом связана с гражданским правом и проявляется именно в этой области. Такое положение вызвано к жизни тем, что любая биржа на сегодняшний день представляет собой специальным образом организованное и по-особому функционирующее юридическое лицо, субъект гражданского права, действующий в области организованной оптовой торговли тем или иным товаром.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

2. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I. (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 года, 30 апреля 1993 года, 19 июня 1995 года, 21 марта 2002 года, 29 июня 2004 года, 26 декабря 2005 года, 15 апреля 2006 года). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. – Версия от 01.12.2007 г. – CD–ROM.

4. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

5. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. / Л.В. Андреева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 280 с.

6. Белых С., Винченко С.И. Биржевое право: Учебник / С. Белых. – М.: Специальная литература, 2005. – 365 с.

7. Грязнова А.Г., Корнева Р.В., Галанов В.А. Биржевая деятельность. / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 435 с.

8. Петров П.В., Соломатин А.П. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. / П.В. Петров. - М., 2006. – 311 с.

9. Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. / Б.И. Пугинский. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 430 с.

10. Энциклопедия российского права. [Электронный ресурс]. – Правовая система на CD-ROM. Версия от 01.12.2007 г. – CD–ROM.

Энциклопедия российского права. [Электронный ресурс]. – Правовая система на CD-ROM. Версия от 01.12.07

Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. – М.:, 2006. – с.63

Грязнова А.Г. и др. Биржевая деятельность. / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с.19-20

О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I.

Понятие "биржа" можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом и юридическом. С экономической точки зрения биржа - это прежде всего оптовый рынок, на котором совершается оптовая торговля товарами по образцам и стандартам или контрактам на их поставку в будущем, а также ценными бумагами, валютой и редкоземельными металлами по ценам, установленным на основе спроса и предложения. Здесь мы наблюдаем следующий ракурс: биржа представляет собой вид оптового (организованного) рынка.

Биржа как инструмент рыночной экономики есть организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок. Известный русский ученый в области гражданского права проф. Г.Ф. Шершеневич писал: "Под именем биржи понимается правильное и постоянное собрание торговых деятелей в определенном месте для заключения торговых сделок, по которым исполнение предполагается в другом месте".

Функции биржи схожи с такими субъектами рыночных отношений, как ярмарка и базар (рынок), которые также способствуют сближению спроса и предложения. На ярмарках и базарах происходит периодическая встреча спроса и предложения.

Вместе с тем бирже свойственны некоторые характерные признаки. К их числу относятся:
- биржи формируются, как правило, в крупных промышленных и торговых центрах;
- специфический объект купли-продажи - биржевой товар. Торговля ведется партиями (в основном крупными);
- особый субъектный состав участников торговли - биржевые посредники;
- торговля ведется регулярно и в отсутствии товара, ценных бумаг и валюты;
109
- торги проводятся гласно (публично). Все желающие могут получить информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах;
- торговля происходит по единым правилам;
- свободное ценообразование.

С позиции гражданского права биржей признается организация с правами юридического лица. Прямое указание на этот признак содержится в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой деятельности". Однако подобные законодательные положения отсутствуют в отношении иных бирж. Так, в силу п. 1 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Названный Закон не раскрывает, что понимается под понятием "организатор торговли".

Ранее необходимая расшифровка словосочетания "организатор торговли на рынке ценных бумаг" содержалась в Постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 16 ноября 1998 г. N 49 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг". В соответствии с п. 2.1 Положения организатор торговли на рынке ценных бумаг - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии фондовой биржи или лицензии профессионального участника рынка ценных бумаги на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Под организаторами торговли понимаются и фондовые биржи, и организаторы внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг. К последним относятся различного рода системы электронных торгов, "открытые фондовые площадки".

Новая редакция ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает требования к организатору торговли на рынке ценных бумаг. В частности, одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

В новой редакции ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг прямо указано на исключительную деятельность, осуществляемую фондовой биржей. Она (биржа) не вправе совмещать такую деятельность с иными видами деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. ФЗ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) (пп. 11 п. 1 ст. 2) содержит следующее определение валютной биржи. Это - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. В тексте Закона о валютном регулировании понятие "валютная биржа" используется в различных вариантах. Так, в силу п. 4 ст. 22 Закона контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Надо также отметить, что и в литературе вопросу о статусе валютной бирже уделено мало внимания. Большинство работ посвящено общей проблеме - валютному регулированию и валютному контролю.

Поскольку валютная биржа является разновидностью понятия "биржа", постольку на первую распространяются и универсальные признаки родового понятия. Здесь уместно, например, говорить о валютной бирже в экономическом и правовом значениях.

С экономической точки зрения валютная биржа - это организованный участник на биржевом организованном валютном рынке. Значительная часть валютных сделок (около 90%) осуществляется на неорганизованном, внебиржевом либо межбанковском валютном рынке, на котором дилеры проводят операции с использованием электронной и спутниковой связи. В правовом смысле валютная биржа представляет собой юридическое лицо, формирующее оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли иностранной валютой, осуществляемых в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. Резонно возникает вопрос о принадлежности валютной биржи к коммерческим или некоммерческим организациям. Для этого обратимся к истории появления современных валютных бирж России.

Постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 300 "О Российской валютной бирже" признало целесообразным организацию постоянно действующей Российской валютной биржи как центра по проведению на территории РСФСР сделок с иностранной валютой, заключаемых по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. В 1992 г. Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) Государственного банка СССР по решению его членов трансформировался в Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). Общее собрание учредителей (в их числе - Банк России) утвердило Устав акционерного общества закрытого типа "Московская межбанковская валютная биржа".

Несмотря на слабое, мягко говоря, правовое регулирование валютного рынка, в России было создано девять межбанковских валютных бирж, получивших лицензию Центрального банка на проведение операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и организацию расчетов по заключенным сделкам. Это: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ); Санкт-Петербургская валютная биржа; Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург); Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск); Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток); Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов-на-Дону); Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород); Самарская валютная межбанковская биржа; Краснодарская межбанковская валютная биржа. Безусловно, Московская межбанковская валютная биржа занимает лидирующее место среди всех российских валютных бирж.

Итак, статус российских валютных бирж нуждается в четкой правовой регламентации. До сих пор остается непонятным: каким образом валютные биржи получили лицензии на осуществление валютных операций? Существует ряд нормативных актов, регулирующих лицензирование деятельности коммерческих банков на рынке иностранной валюты. Однако этот вопрос оказался вообще не урегулированным.

С нашей точки зрения, можно сформулировать общее определение понятия "биржа". Биржа -организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли по продаже биржевого товара, регулярно осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых с участием биржевых посредников в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею единым правилам.

Биржи можно подразделить на отдельные виды. В литературе приводятся различные классификационные признаки видов бирж, которые не всегда носят юридический характер.

В зависимости от видов товаров, которыми ведется торговля, различают товарные (товарно-сырьевые), фондовые и валютные биржи. Эта классификация бирж имеет принципиальное значение. С учетом прежде всего данного критерия происходит формирование биржевого законодательства и развитие биржевого дела.

Российское законодательство допускает создание так называемых смешанных (например, товарно-фондовых) бирж. Создание таких бирж связано с тем, что сегодня выгоднее работать на одном рынке одновременно и с товарами, и с ценными бумагами. Кроме того, в первые годы становления биржевой деятельности отсутствовало законодательное разделение бирж на товарные, фондовые и валютные. Поэтому товарные биржи вели операции как с товарами, так и с ценными бумагами.

Используя такой критерий, как особенности правового регулирования создания и деятельности, биржи можно подразделить на две группы: публично-правовые и частноправовые. Указанное деление бирж получило широкое распространение в зарубежной литературе. Публично-правовые биржи создаются на основе норм публичного права, и членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно приобретенным ими разовым билетам. Подобные биржи распространены в европейских государствах. Наглядным примером публично-правовой биржи может служить Миланская фондовая биржа, которая является публичным институтом. Ее брокеры и члены органов управления состоят на государственной службе и назначаются Министерством финансов.

Во Франции решение о создании или ликвидации фондовой биржи принимается постановлением министра экономики и финансов. Сделки совершаются маклерами, которые являются должностными лицами, назначаемыми по решению министра на основании досье, представленного их предшественниками на рассмотрение в Профессиональную палату биржевых маклеров.

Частноправовые биржи существуют в Англии, США. Надо сразу указать на условный характер названия, так как в этих странах отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, биржи данного вида являются хозяйственными обществами или товариществами (выражаясь языком российской цивилистики), и, чтобы стать членом биржи, необходимо приобрести определенную долю в уставном капитале или определенное количество акций. Так, Лондонская фондовая биржа является акционерным обществом, акции которого имеют символическую стоимость. Эта биржа является частным и закрытым обществом. Всего лишь несколько лет назад сюда была допущена публика, которая из застекленной галереи может наблюдать за работой биржи.

В течение многих лет Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange) была добровольной ассоциацией; с 1972 г. она является некоммерческой корпорацией, находящейся в собственности своих членов. С 1953 г. количество членов остается неизменным - 1366. Чтобы стать членом биржи, необходимо приобрести на ней место, цена которого колеблется в зависимости от спроса и предложения.

В отечественной науке отсутствует единое мнение о принадлежности российских бирж к публично-правовой или частноправовой группе юридических лиц. Одни ученые относят их (биржи) к публично-правовым организациям, другие - к частноторговым ассоциациям. Отметим, что биржи дореволюционной России носили признаки как публичной, так и частной организации.

В ГК РФ (ст. 48) дается традиционное определение понятия юридического лица, которое подразделяется на коммерческие и некоммерческие организации. Но в ГК отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, хотя указанная классификация имеет и теоретическое, и практическое значение. Скажем, статус публичного юридического лица требует специального нормативно-правового закрепления.

Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта помимо воли частных лиц. В свою очередь, частные юридические лица образуются по воле частных лиц, в силу сделки частноправового характера. Имеются и другие отличительные признаки публичного юридического лица. Это - отсутствие государственной регистрации, учредительных документов и др. Такого рода образования не вписываются в общее представление о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ). Названные лица обладают специальной правосубъектностью, в основе которой лежит выполнение определенных административных, управленческих и иных задач, направленных на достижение социально значимых целей. Имущество, находящееся во владении и пользовании публичных юридических лиц, является государственной (муниципальной) собственностью. Контроль за их деятельностью возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время сказать, что министерства и ведомства, обладая статусом юридического лица, выходят из зоны частноправового регулирования, трудно хотя бы потому, что другой зоны просто нет. Нельзя же (в этой ситуации) рассматривать министерства и ведомства в качестве юридических лиц публичного права. И опять возникает вопрос: какого публичного права (конституционного, административного, налогового)?

На наш взгляд, современные российские биржи нельзя однозначно отнести к какой-либо группе юридических лиц. Будучи частноправовым образованием, биржа включает в себя и элементы "публичного". Так, для осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж при Федеральной антимонопольной службе (новое название антимонопольного органа) создана Комиссия по товарным биржам (ст. 33 Закона о товарных биржах). В частности, Комиссия вправе назначать государственного комиссара на биржу.

Российские биржи как юридические лица создаются в соответствующих организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно ст. 11 (в новой редакции) Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

В отношении товарных бирж законодательство, на наш взгляд, не устанавливает каких-либо подобных ограничений и позволяет использовать любую организационно-правовую форму юридического лица. Тем не менее некоторые ученые, исходя из экономической сущности и правового положения товарной биржи, считают, что биржа может создаваться лишь в виде некоммерческой организации. Например, И.В. Авилина и О.М. Козырь полагают, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя ее получение может иметь место как побочный результат такой деятельности. Такое же мнение было высказано Т.В. Сойфер, которая в автореферате кандидатской диссертации, посвященной биржевым сделкам, прямо указывает на то, что в связи принятием нового Гражданского кодекса товарная биржа может создаваться только в качестве некоммерческого юридического лица, обладающего специальной правоспособностью.

Нельзя не согласиться с тем, что деятельность биржи как коммерческой организации предполагает, что ее участники являются инвесторами и ожидают доходов на вложенный капитал. Возможным способом увеличения доходов инвесторов становится удорожание биржевой торговли для ее клиентов путем умножения различного рода платежей, сборов и т.д. На определенном этапе это начинает отражаться на дальнейшем росте операций на бирже, что приводит к ограничению возможности получения прибыли членами биржи от их торговой деятельности.

Безусловно, некоммерческий статус биржи заметно повышает ее престиж. Так, в США отдельные биржи для поднятия престижа иногда указывают в своих годовых отчетах при оборотах в миллиарды чисто символическую прибыль (скажем, 500 - 1000 долл.).

Итак, наиболее приемлемым вариантом создания биржи является именно некоммерческая организационно-правовая форма. Это позволяет в большей степени реализовать действительную функцию биржи - обеспечение торговой деятельности своих членов и других участников биржевой торговли. Однако выбор той или иной формы - это, на наш взгляд, право самой биржи. Ранее Закон о рынке ценных бумаг лишал фондовые биржи этого права, предусмотрев возможность создания биржи в форме некоммерческого партнерства. Имел место случай, когда экономическая мотивация членов и участников биржи подменялась силой государства и авторитетом закона. Сейчас фондовая биржа может учреждаться также в форме акционерного общества. Правда, резонно спросить: почему лишь в форме акционерного общества?

В отечественной и мировой практике можно встретить биржи, созданные в форме коммерческих организаций. К примеру, Сиднейская фондовая биржа (Австралия) является товариществом с ограниченной ответственностью. Московская межбанковская валютная биржа создана как акционерное общество закрытого типа.

С этих позиций понятие "биржа" (равно как "банк", "страховая организация") нельзя рассматривать в качестве организационно-правовой формы коммерческих (некоммерческих) организаций.

По номенклатуре товаров, являющихся объектом биржевой торговли, биржи подразделяются на универсальные и специализированные. Указанная классификация касается в основном товарных бирж. Универсальные биржи проводят торги по широкому кругу разнообразных товаров. К универсальным относятся: Чикагская товарная биржа, Токийская товарная биржа, Сиднейская фьючерсная биржа, товарная биржа в Сан-Паулу (Бразилия). На специализированных биржах совершаются сделки по определенным группам товаров.

Специализированные биржи могут быть широкого или узкого профиля. Узкоспециализированные биржи - это биржа пшеницы "Канзас сити борд оф трейд" (США), японские биржи сахара, каучука, текстильного сырья и зернобобовых и др.. Специализация бирж зависит от многих факторов (например, места возникновения биржи; пожелания учредителей (членов) биржи, а также взаимосвязи между ними).

Как показывает зарубежный опыт, преимущества специализированных бирж заключаются в снижении издержек торговли, ослаблении диктата монополизированных производителей, выявлении цены, на которую могут ориентироваться продавцы и покупатели, квалифицированной отработке биржевого стандарта и фьючерсного контракта на продукт специализации биржи.

В зависимости от видов операций, проводимых на бирже, принято выделять биржи реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные биржи. Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли. На таких биржах сделки совершаются на основе описательной характеристики товара (по образцам, каталогам). Существенная черта биржи реального товара - обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов.

На фьючерсных биржах сделки совершаются не с реальным товаром, а с правами на него. Фьючерсные сделки порождают правоотношения (обязательства) особого свойства, отличающиеся от иных видов обязательств, названных во второй части ГК. Не претендуя на завершенность, позволим себе сформулировать следующее определение фьючерсного обязательства. Это - правоотношение, в рамках которого одна сторона (продавец) обязуется выполнить обязанности и осуществить права из стандартного контракта на продажу, а другая (приобретатель) - выполнить обязанности и осуществить права из стандартного контракта на покупку лицам, названным биржей в качестве соответствующих контрагентов для каждой из сторон, при условии, что эти лица имеют встречные права и обязанности из аналогичных стандартных контрактов.

На опционных биржах участники торговли осуществляют сделки, в силу которых одна из сторон (покупатель) приобретает за вознаграждение (премию) право купить (продать) в определенный срок по определенной цене базовый актив, составляющий опцион, а другая сторона (продавец) обязана исполнить сделку в определенный срок по определенной цене по требованию покупателя. Большинство ученых соглашаются с тем, что в результате опционной сделки одна сторона (покупатель опциона) наделяется правом купить или продать в пределах определенного периода времени биржевой товар по цене, установленной в момент заключения договора, а другая сторона соответственно обязуется выступить контрагентом. Взамен полученного приобретатель опционного права уплачивает обязанному лицу некоторую денежную сумму, называемую премией. Опционное право - это право (но не обязанность) покупателя совершить одно из двух возможных действий: заключить договор купли-продажи или отказаться от его заключения. Контрагент же становится зависимым от выбора покупателя опциона: в течение срока опциона он вынужден подчиниться воле покупателя, если тот все-таки решит совершить сделку.

Очевидно, что фьючерсные и опционные сделки не подпадают под известные отечественной правовой системе модели обязательственных отношений. Однако они являются необходимым атрибутом развитых экономических связей и законодателю надо предусмотреть их правовую регламентацию.

На смешанных биржах заключаются как сделки с реальным товаром, так и фьючерсные и опционные сделки. Российские биржи зачастую являются смешанными. В отечественном законодательстве не содержится каких-либо ограничений на совершение сделок в рамках одной биржи.

По форме участия посетителей в торгах биржи подразделяют на закрытые и открытые. В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников. При этом доступ покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. В торгах на открытых биржах кроме постоянных членов и биржевых посредников могут принимать участие и посетители. Открытые биржи бывают двух типов: а) чисто открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Здесь любой посетитель может совершить сделку; б) открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями работают две группы посредников - брокеры и дилеры.

Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми, так как организация биржевой торговли требует достаточно высокого профессионализма. Все фондовые биржи и большинство товарных бирж в нашей стране являются закрытыми.

По значению в торговле можно выделить международные, региональные и национальные биржи.

Международные биржи обслуживают потребности мирового рынка, при этом биржевой товар должен быть предметом активной торговли. Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует участию в биржевой торговле иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям с другими рынками.

Региональные биржи обслуживают рынки нескольких стран. Такими, к примеру, являются Сингапурская, Сиднейская и ряд других бирж.

Национальные биржи проводят операции на внутреннем национальном рынке. Для примера можно указать на японские, бразильские и некоторые американские товарные биржи.

По мнению специалистов, действующие российские биржи нельзя отнести ни к международным, ни к региональным, так как существующий у нас валютный, налоговый и торговый режимы не обеспечивают свободного перемещения прибыли, получаемой в процессе биржевой торговли. Указанное перемещение прибыли за пределы России должно быть не только свободным, но и законным (легальным).

С учетом сферы деятельности большинство бирж в России можно отнести к локальным (региональным). Межрегиональные биржи действуют в сопредельных регионах России и объединяют производителей и потребителей каких-либо товаров (например, тюменско-московская нефтяная биржа "Гермес").

Заметную роль в развитии биржевой торговли в России играют центральные (в основном столичные) биржи. В биржевом деле также происходит концентрация и централизация финансового капитала.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...