Правовое регулирование денежного обращения. Какие меры предполагает регулирование денежного обращения и кто их проводит


Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...» (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж-банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации управлению наличным денежным обращением осуществляется централизованном порядке Центральным банком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

  • предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
  • основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
  • требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; оплата банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
  • формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле », иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ , а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка ; ... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства , а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со-здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре-формы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз- балансированностью денежной системы во время Великой Отече-ственной войны , а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме-нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1. В г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

Денежная система Российской Федерации. Эмиссионное право Банка России

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле » данное понятие несколько уточнено и понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается публикуется Центральным банком. Ва-люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады й для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос-сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты , банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банка превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации на-личных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права .

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе-дерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права .

Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руко-водителем и главным бухгалтером).

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, вексель, чек, платежное требование-поручение. Платежные требования, сданные в кредитную организацию (эмитент), подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, обслуживающую плательщика, в тот же день, если платежное требование было сдано не позднее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организации. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекращается исполнением с момента списания средств со счета плательщика. Полученные (инкассированные) суммы немедленно передаются кредитной организацией, исполнившей инкассовое поручение, в распоряжение кредитной организации — эмитента, которая обязана зачислить эти средства на счет клиента.

Вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997 г.

Разновидностью безналичного денежного обращения являются кредитные карточки банков. Достаточно широко используемые в зарубежных странах, расчетные и кредитные карты получают свое развитие и в России.

Для производства безналичных расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение об открытии банковского счета или по осуществлению расчетов. Эти операции относятся к банковским операциям и должны быть предусмотрены лицензией соответствующей кредитной организации.

В соответствии с действующим финансовым законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета, регулируемый, в свою очередь, нормами гражданского права. Об открытии или закрытии счета (счетов) организациям и индивидуальным предпринимателям банк обязан сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банк обязан также выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательством, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 86 НК РФ). Как видим, возникающие при этом отношения между банком и нало- 1. органом, банком и его клиентами регулируются финансовым (налоговым) законодательством.

Прием денежной наличности банками от обслуживаемых организаций осуществляется в соответствии с вышеназванным положением, утвержденным Банком России. В целях сохранности средств организациями помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами , осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели , обязаны не только иметь зарегистрированные контрольно-кассовые машины в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи , но и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанций, билетов, талонов.

В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
  • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
  • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
  • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
  • Безналичные расчеты легче контролировать.

Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

Таким образом, первый вид включает:

  • денежные расчеты в торговле;
  • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
  • расчеты в капитальном строительстве;
  • операции на фондовом рынке.

2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

  • выплаты ;
  • выплаты процентов, дивидендов;
  • налоги, сборы, вносимые в ;
  • оборот по банковским операциям;
  • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

Модели кругооборота денег

Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
  1. поток товаров (услуг);
  2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
  3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
  4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
  1. расходы потребителей;
  2. расходы, связанные с вложением капитала;
  3. налоги и сборы;
  4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
  5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
  6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
  7. доход от вложений капитала;
  8. поток ресурсов;
  9. доход от реализации ресурсов.

Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v ,

  • Д — денежная масса;
  • Т — товарная масса;
  • Ц — цена;
  • v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется :

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е ,

  • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
  • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
  • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
  • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
  • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
  • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P ,

  • M — масса денег;
  • v — скорость обращения;
  • Q — количество товаров;
  • P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

  • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
  • развитие безналичных расчетов;
  • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Правовое регулирование денежного обращения

Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Введение

1. Понятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

1.2 Система денежного обращения в Российской Федерации

2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ

2.1 Особенности регулирования денежного обращения в РФ

2.2 Регулирование безналичного денежного обращения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая колебания уровня производства, занятости и цен. Деньги играют огромную роль, как в жизни человека, так и в жизни страны, это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. В ходе исторического развития денежные отношения неоднократно претерпевали существенные изменения, испытывали значительные потрясения и оказывали громадное влияние на экономическое положение в целом. Все это обусловило существование разнообразных, часто противоположных научных концепций и многих дискуссионных вопросов. Не случайно, что теория денег относится к числу наиболее сложных разделов экономической науки. Особенно сильно возрастает значение проблем денежного обращения на переломных этапах исторического развития. Об этом наглядно свидетельствует опыт современной России, осуществляющей переход на рыночные рельсы хозяйствования в условиях острых социально-экономических противоречий, в том числе и в денежной сфере. Нет государства, которое бы не сталкивалось с теми или иными денежными проблемами. В частности, именно инфляция предстает в качестве характерной черты современного экономического порядка в мире. Практика свидетельствует о повсеместной распространенности инфляционных процессов. Будучи следствием существующих хозяйственных диспропорций, они одновременно служат важной причиной их усиления и общей неустойчивости экономики. Однако интенсивность инфляции в разных странах далеко не одинакова. Анализ современного состояния экономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того, чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации экономического положения и выработать рекомендации по осуществлению в данных условиях мер, направленных на нормальное развитие денежного обращения и хозяйства страны в целом. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать созданию предпосылок экономического роста, что является первостепенной задачей для народного хозяйства России. В то же время от роста производства можно будет ожидать укрепления покупательной способности денег и в целом положительного воздействия на процессы, протекающие в области денежного обращения. Проблемы денежного обращения и его регулирования в том или ином виде рассматривались в большинстве фундаментальных работ: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, К. Кэмпбелла, П. Самуэльсона и В. Нордхауса, Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., Р. Дорнбуша и С. Фишера, Н.Г. Мэнкью, Дж. Д. Сакса и Ф.Б. Ларрена, М. Блауга и др. Значительный вклад в разработку теоретических проблем функционирования денежного обращения, определения причин и механизмов инфляции, направлений антиинфляционной политики внесли и отечественные экономисты. В советский и современный период российской истории хотелось бы особенно выделить работы А.В. Аникина, З.С. Каценеленбаума, Л.Н. Красавиной, СМ. Меньшикова, СМ. Никитина, Д.В. Смыслова, И.А. Трахтенберга, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова и др. Цель работы: Изучить особенности государственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи:

o Изучить деньги как экономическую и стоимостную категорию,

o Исследовать систему денежного обращения в Российской Федерации,

o Изучить особенности регулирования наличного и безналичного денежного обращения в РФ.

онятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда - между скотоводческими и земледельческими племенами. На базе второго крупного разделения труда - отделения ремесла от земледелия - сложились товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. Адам Смит писал об этом: "… Каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, должен был так устроить свои дела (business), чтобы постоянно иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла". В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар, обладавший наибольшей способностью к сбыту - деньги, разделивший процесс взаимного обмена товаров (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: продажи (Т-Д) и приобретения (Д-Т), что позволило преодолеть индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру и тем самым существенно сократить транзакционные издержки обмена. Всякий феномен, чтобы обнаружить свое существование и характеристики, должен проявить себя в действии. Экономическая сущность денег проявляется в их функциях, и современная экономическая литература выводит понятие денег из тех функций, которые они выполняют. Все что выполняет функции денег и есть деньги. Таким образом, в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По Марксу, деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа (вне сферы товарообращения), средства сбережения и мировых денег. Многие западные ученые признают всего три функции - средства обращения (платежа), меры стоимости и средства накопления, сбережения (сохранения стоимости). Но все они считают, что в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По большому счету в экономической теории нет единого мнения о функциях денег. Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей, которые могут определять цены товаров исходя из потребительной и меновой полезностей (стоимостей), применять деньги в процессе товарооборота и иных платежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Это означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей. Как средство платежа деньги выступают в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Основной особенностью этой функции денег является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги выступают в сфере обслуживания товарооборота. Во-первых, и, прежде всего, деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. Важно при этом отметить, что хозяйствующие субъекты выбирают ту форму, вид денег, которая наиболее точно соответствует их предстоящим потребностям. Если предстоит купить газету, готовятся монеты, если юридическому лицу предстоит уплата налогов, то оно заблаговременно подготовит необходимую сумму безналичных денег на своем банковском счете. Если же платежи отстоят во времени, либо время возможного платежа не определено, хозяйствующий субъект старается выбрать такую форму сохранения стоимости, которая обладала бы, во-первых, необходимой ликвидностью и, во-вторых, приносила бы определенный доход во времени. Сохранение стоимости в виде денег может принести к "издержкам упущенной прибыли". Дабы не допустить их, в каждом текущем состоянии рынка ищется оптимальное соотношение ликвидности, доходности и риска вложений. Такими средствами, как правило, выступают депозиты в банках, доходные ценные бумаги компаний, банков и государства. На основе исследования фактического материала К.Маркс научно доказал, что деньги - историческая категория, присущая товарному производству. Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почему из товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречия товара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяет основные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, как всеобщим стоимостным эквивалентом: противоречие между потребительной и меновой стоимостью; противоречие между конкретным и абстрактным трудом (между субъективной и объективной полезностью); противоречие между частным и общественным характером труда. Деньги по своей глубинной сущности - это отделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйской практике.

Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость - это единство полезности блага и затрат на его производство. Стоимость - это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. "Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можно получить очень большое количество товаров. Деньги как мера стоимостей и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимости и потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировал методологическое положение: "... товар становится деньгами, прежде всего как единство меры стоимостей и средства обращения..." В единстве функций меры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность и противоречие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают как идеальные, а в функции средства обращения - как реальные деньги. Во-вторых, функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функции средства обращения они заменяются знаками стоимости. Процитируем К.Маркса: "Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходный пункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной форме вступил его золотой эквивалент. Этот результат может, прежде всего, образовать пункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладает собственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своего владельца - не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегда пригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только от обстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира он вступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образует самостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более или менее продолжительное время". Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферу обмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие между потребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественной полезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоения товара на товар и деньги. Разрешением противоречия, заключенного в товаре, служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценность товара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачу обеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, а производителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом. Итак, необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью и потребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двух связанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всех классических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита это противопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а у основоположников теории предельной полезности - противопоставление между субъективной полезностью и объективной полезностью. Эти две стороны ценности представляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновой ценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность - это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальной величине, принятой для этой цели обществом. Причину возникновения денег в условиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российский экономист М.А. Портной: "Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный для продажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономических отношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, и выражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между: личностью и обществом; потребительной ценностью (полезностью) и ценностью (общественной полезностью); явлением и сущностью; частным и общим (общественным). Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для их разрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. Средством разрешения противоречий товара служит обмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец - владелец товара, а на другой стороне покупатель - владелец эквивалентной ценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель - как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признания полезного характера производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом и все следующие за ним противоречия. Поскольку в этом акте покупатель выступает как представитель общества, то факт покупки данного товара означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. В результате обмена потребительная ценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественной полезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется на два полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность (полезность); на другом - им противостоят деньги, которые служат воплощением ценности (общественной полезности). Все товары теперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они - полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей, тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, а деньги - это воплощение и мера их ценности. Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме. Таким образом, деньги - это: воплощение ценности, олицетворение общественной полезности; сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составных частей общественного богатства. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Суммируем значение функции денег как средства обращения. В качестве средства обращения деньги: опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержки обращения Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем не менее, стали не просто предметом повышенного интереса для административных систем государств. Государства стали: навязывать контролируемым экономикам платежные средства, контролируемые государствами (валюту); законодательно ограничивать хождение иных платежных средств; и в итоге, оставили легальным денежным средством лишь валюту соответствующего государства. Таким образом, деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно были вытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим, законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когда государство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функции национальной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесных денег либо к бартеру.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег .

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1. Процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

2. Нормативы обязательных резервов- это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке. Эти операции представляют собой куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Покупка ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.

4. Рефинансирование банков. Это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе, учет и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки -- к удешевлению кредитов и росту массы денег. В 2006 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составила 12,5%.

5. Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

6. Метод валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты.

7. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная с 1995г., Банк России принимал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

8. Прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операция. В качестве примера могут служить ограничения на проведение валютных операций, которые могут проводить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.

9. Эмиссия облигаций. Предельный размер эмиссии облигаций равен разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, рассчитанной по действующему на момент выпуска облигаций нормативу.

Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т.д., такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политики дорогих денег .

денежный мультипликатор безналичный оборот

Поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую , однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления , а также и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую страны.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление , эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и .

В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:

  • нормативы ;
  • операции на ;
  • депозитные операции и др.

С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М 0 . Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

В случае необходимости увеличения объемов в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.

Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.

Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.

Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М 2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.

Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с , приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.

В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.

На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.

Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения ( , лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, и тому подобное.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...