Потребитель как предмет изучения экономической социологии. Социология экономическая


Термин «экономическая социология» вошел в научный лексикон советской науки в форме понятия «экосоциология» в середине 1980-х гг. Авторами первой работы, посвященной социологическому анализу экономической жизни, экономических и социальных отношений, стали новосибирские социологи академикТ.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина , начавшие в 1986 г. преподавание курса «Экономическая социология» в Новосибирске.

До конца 1990-х гг. в России не выходило монографических научных социологических трудов, непосредственно посвященных экономической социологии как направлению социологической науки, хотя это ни в коей мере не означает, что данная отрасль социологического знания в отечественной социологии не развивалась. Обратимся к истории.

М.М. Ковалевский был одним из первых отечественных социологов, начавших исследования в области социальных аспектов экономической жизни (по оценкам историка социологии профессора В.П. Култыгина).

Б. Кистяковский (1868-1920) свою диссертацию посвятил вексельному праву; она имела большой резонанс вначале на Западе, а позже и в России. Кистяковский показал, как «с помощью кредитных механизмов можно управлять развитием политических, социальных и культурных отношений» .

В.И. Ленин (1870-1924) внес основополагающий вклад в развитие российской школы экономической социологии, раскрыв механизмы экономического расслоения (стратификации) крестьянства; закономерности взаимосвязи экономических, социальных и политических отношений и влияния субъективного фактора на экономическую политику; социальную сущность НЭП и механизмы ее реализации; значение статистики в социологическом анализе.

В 1920-х гг. создавался фундамент современной экономической социологии. Социологи занимались разработкой таких частных социологических теорий, как социологии труда, города, села, бюджетов времени, а также исследованиями структуры общества.

С точки зрения экономического наследия и научной преемственности вклад в развитие отечественной экономической социологии внесли такие русские социологи и экономисты, как

Многие идеи и положения, высказанные Туган-Барановским, Чаяновым, Кондратьевым, Юровским в 1920-хгг., сегодня приобрели особую актуальность, стали нам ближе и понятнее в связи с глубинными изменениями, произошедшими в России в результате экономических, социальных, политических преобразований 1990-х гг., в частности представление о многообразии форм собственности, организации крестьянского хозяйства и аграрного сектора, о социальных основах кооперации, концепция «семейно-трудового» хозяйства, подходы к моделям человеческих потребностей, «государственное регулирование» в экономике и др.

В 1960-х гг. в связи с «хрущевской оттепелью» в СССР произошла своего рода «реанимация» социологии. Прикладные социологические исследования вновь обрели научный статус. Особое внимание в 1960-1970-х гг. уделялось социологии труда, трудовых коллективов, а также промышленной социологии. В связи с возникновением в СССР в 1960-х гг. массового «движения за коммунистический труд», расширением социалистического соревнования на предприятиях и в трудовых коллективах социологи проводили исследования социальных аспектов развития производства, управления, труда и трудовых отношений. Сформировалось новое направление исследований - социальное планирование .

В 1970-1980-х гг. стали развиваться социологические исследования образа жизни, социального развития и социальной структуры общества, формирования общественного мнения , т.е. направлений социально-экономического развития, присущих плановому социалистическому народному хозяйству для решения задач конкретного этапа построения коммунистического общества и формирования нового советского человека. Активно велись социологические исследования взаимосвязи развития материального производства и реализации социальной политики государства, влияния экономики и социальной политики на формирование «разумных потребностей», социальных ориентаций и интересов личности.

В 1960-1980-е гг. интенсивно развивались частные социологические теории и конкретные прикладные исследования, составившие фундамент экономической социологии 1990-х гг: социология труда и трудового коллектива (Н.А. Айтов, Н.В. Андреенко- ва, Н.И. Дряхлов, А.И. Кравченко, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко,

В.Г. Подмарков, В.А. Ядов и др.); социальная структура общества, развитие рабочего класса и технической интеллигенции (Л.А. Гордон, М.Н. Руткевич, О.И. Шкаратон); социология личности (И. Кон, В.А. Ядов); социология города (Н.А. Антонов, М.Н. Ме- жевич, О.Н. Яницкий); социология деревни или сельская социология (Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, П.И. Си- муш, В.И. Староверов); социология управления (В.Г. Афанасьев,

Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попов); социология организаций (Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин), которые в конце 1990-х гг. интегрировались в крупное научное направление - экономическую социологию.

В конце 1980-х гг. в советской социологической науке экономическую социологию определяли как область социологии, изучающую взаимосвязь экономической жизни и социальных структур, взаимодействие экономического и социального развития общества .

Осмысление экономического развития с учетом социальных отношений сводилось к следующим принципам :

  • 0 рассмотрению экономических процессов с позиций интересов, деятельности, отношений классов и социальных групп, занимающих разное положение в системах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта;
  • 0 учету политического фактора развития экономики (т.е. роли, которую играет в нем экономическая и социальная политика государства).

Прикладные цели экономической социологии связывались с выявлением конкретных форм взаимодействия социальной структуры общества и социальной политики государства с развитием экономики и ее эффективностью.

Важное значение придавалось оптимальному сочетанию трех функций распределительных отношений в социалистическом хозяйствовании:

  • 0 социально-гарантирующей доступность материальных благ для развития человека;
  • 0 стимулирующей трудовой вклад человека, работника и коллектива;
  • 0 целевого финансирования как инструменту социального планирования.

В качестве предмета экономической социологии рассматривался социальный механизм развития экономики.

Как видим, в отечественной социологии важное направление «экономическая социология» стало институироваться в качестве самостоятельного позже, чем на Западе, по нескольким объективным причинам.

Во-первых, плановое народное хозяйство, отсутствие рыночной конкуренции, монополия государственной собственности и социальная стабильность в обществе не предъявляли социального запроса на разработку такого направления, как «экономическая социология». В то же время запрос социальной практики развития советского общества относительно формирования «культа труда», потребности в труде, социальных резервов производства и социального планирования всесторонне удовлетворялся фундаментальными и прикладными социологическими исследованиями.

Во-вторых, методологические позиции советских и западных социологов и экономистов в сфере изучения экономической жизни резко различались. На Западе, в частности в США, концепция «человеческого фактора» и «человеческих отношений» активно разрабатывалась с 1940-х гг. в ответ на процессы интенсификации научно-технического прогресса в сфере производства и расширения рынка товаров и услуг. В нашей стране концентрация внимания на ресурсах «человеческого фактора» в экономике произошла лишь в середине 1980-х гг. в связи с переводом экономики на «рельсы ускорения и перестройки», заявленным ЦК КПСС в 1985 г.

В-третьих, в начале 1990-х гг. произошла радикальная смена экономического уклада государства с социалистического на капиталистический. Приватизация, либерализация цен, плюрализм форм собственности, безработица, социальное расслоение - основополагающие экономические и социальные изменения, которые, как и их последствия, предъявили социологической науке качественно новый социальный заказ на развитие интегративного направления изучения социальных отношений в сфере экономики и финансов - экономической социологии.

Эта новая отрасль социологического знания в России формируется на базе отечественного и зарубежного опыта.

В области экономической социологии в России работают как социологи, так и экономисты. Среди трудов, опубликованных с 1997 г. , монографии Р.В. Рыбкиной, В.И. Верховина, Р.В. Радаева, белорусской коллеги - Г.Н. Соколовой , Г. Г. Силласте , И.П. Рязанцева и М.С. Халикова , учебные пособия.

Характерными чертами развития российской экономической социологии конца XX в. являются:

  • 0 активное, но не всегда критическое внедрение подходов и концепций западных социоэкономистов в формирующуюся российскую экономическую социологию;
  • 0 недооценка отечественного исторического опыта;

О преобладание экономических подходов над социальными и собственно социологическими;

0 слабая интеграция частных социологических теорий в области экономической жизни в исследование социальной сущности и социальных последствий функционирования финансового рынка.

0 позиция Высшей аттестационной комиссии (ВАК), утвердившей в качестве научной социологической специализации защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора социологических наук специальность «Экономическая социология и демография»;

О резко усилившийся интерес со стороны экономических, финансовых вузов и университетов к преподаванию учебной дисциплины «Экономическая социология». Катализатором этого процесса стал переход российской высшей школы на уровневую систему образования, открытие в ряде вузов бакалавриата по профилю экономической социологии, а также подготовка магистров экономики по одноименной программе;

О рост числа публикаций в экономических и социологических изданиях, открытие новых кафедр экономической социологии в круп-

ных вузах, выход в свет учебников и учебных пособий, освоение интернет-пространства. С 2000 г. выходит электронный журнал «Экономическая социология» (www.ecsoc.msses.ru), функционирует специализированный сайт ЭКСОЦЕНТР (www.ecsoc.ru). Явно возрос интерес к социологическим методам исследования экономических процессов среди российских экономистов;

О расширение междисциплинарных границ исследования социальной сущности рыночной экономики. Хотя, по признанию В.В. Радаева, «в процессе опережающей формальной институционализации экономической социологии мы нередко отстаем в содержательном отношении» 1 .

Вместе с тем не утихают споры относительно границ между экономической теорией, экономической психологией, экономической социологией и социальной психологией, интеграция и взаимодополняемость которых представляется вполне оправданной при анализе социальных процессов в экономике. Однако это не означает дисперсии предметов каждой из этих наук в смежных областях.

Экономика - наука о способах ведения хозяйства, закономерностях хозяйственных процессов и отношений в сферах труда, собственности, производства, обмена, распределения и потребления. Экономическая наука подразделяется на макроэкономику и микроэкономику. Вторая из них тесно соприкасается с интересами социологов, так как рассматривает закономерности взаимодействия между потребителем и производителем.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики индивида как особой формы его жизнедеятельности. Эта наука концентрируется на изучении психических процессов (памяти, ощущения, восприятия и т.д.) и в своей структуре имеет ряд относительно самостоятельных отраслей (в частности, предпринимаются попытки выделить отраслевую экономическую психологию). Для психологии характерен индуктивный подход исследования индивида (от личности, погруженной в межличностные отношения, к ее окружению).

Социология - наука о закономерностях развития и функционирования общества и социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия социальных институтов, социальных общностей, групп и личности, исследуемых через призму социальных интересов. В отличие от психологии для социологии основным является дедуктивный метод (от общего - социума - к частному взаимодействию социальных институтов, общностей, групп, личностей).

И, наконец, социальная психология - наука о развитии межличностных отношений и массовидных явлений. «Полем, имеющим “пограничный” статус по отношению к социологии и социальной психологии, является изучение больших социальных групп» .

В первом десятилетии нового века российская экономическая социология интенсивно осваивает «использование основных концепций и аналитических инструментов социологии для анализа хозяйственных отношений» в условиях глобализации и с учетом запросов модернизации национальной экономики в XXI в.

Однако взгляды российских и западных социологов имеют немало различий, поэтому, определяя предмет экономической социологии, будем исходить из предпосылки о множественности представлений о статусе и функциях данного направления социологической науки. Иначе говоря, одновременно сосуществуют и имеют своих сторонников разные научные парадигмы, в рамках которых излагаются зачастую противоположные концептуальные схемы и точки зрения.

Остановимся на подходах некоторых отечественных ученых - социологов и экономистов.

Т. Заславская и Р. Рывкина полагают, что ядром экономической социологии является социальный механизм развития экономики, т.е. устойчивая система поведения социальных групп, а также их взаимодействие друг с другом и государством по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, система, регулируемая, с одной стороны, социальными институтами данного общества, а с другой - социально-экономическим положением и сознанием этих групп.

Г. Соколова дает сходную трактовку предмета экономической социологии, считая важнейшим в экономической социологии изучение социального механизма регулирования; как видим, в первом случае речь идет о социальном механизме «развития» экономики, а во втором - о механизме «регулирования». При сходстве концептуальных схем механизма различаются акценты в анализе его составляющих и прежде всего социального поведения, которое связывает экономику и социальную сферу. Концепция социального механизма дополняется за счет введения новой категории - «экономическое поведение» и соответствующих ей проблем, центром которых является модель homo economicus.

В последнее десятилетие в России появилось много работ, авторы которых при определении предмета экономической социологии отталкиваются от принятых на Западе формулировок.

В. Радаев в серии своих статей, посвященных, в частности, современному пониманию предмета экономической социологии, ограничивается краткой трактовкой проблем homo economicus и, будучи привержен позиции М. Вебера, определяет предмет экономической социологии как «экономическое действие людей, рассматриваемое как форма их социального действия». Однако при этом оговаривает, что такое определение не означает ограничения исследований предмета микроуровнем.

Ю. Веселов лает иное определение. Он, в частности, разводит предмет социологии труда и предмет экономической социологии, отводя последней роль науки, для которой характерен более высокий уровень обобщений - макроэкономический, тогда как социология труда анализирует микроуровень социальных отношений в экономической сфере.

В работах Радаева и Веселова важная роль отводится категории «экономическое поведение» и максимизационному анализу, характерному для западной экономической социологии, особенно для социологии рационального выбора Г. Беккера. Правда, и за рубежом в области экономической социологии не выработана единая точка зрения на ее предмет. Видимо, никто и нигде не обладает монополией на определение предмета экономической социологии. Специалисты ведут поиск в различных направлениях, с различных стартовых и методологических позиций, в рамках разных парадигм. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к материалам дискуссии «Экономическая социология: ее предмет и прикладное значение», прошедшей в 1999 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ , полемике на страницах журнала «Социс» и «Социология» .

В. Верховин ограничивает предмет экономической социологии «экономическим поведением», считая, что феномен экономического поведения помогает лучше очертить предметную область экономической социологии, где homo economicus, как и в экономической теории, занимает ведущее место .

Л. Чернышева полагает, что «предметом экономической социологии является реальное поведение людей, социальных групп и общностей в конкретной социально-экономической ситуации. Это поведение наблюдаемо и эмпирически фиксируемо» .

Г. Силласте считает, что предмет экономической социологии - «социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики» .

Все приведенные подходы объединяет признание экономической социологии видом отраслевой социологии, изучающей социальное в сфере экономической жизни.

Социология традиционно ориентирована прежде всего на исследование человеческого поведения, социальных связей между взаимодействующими объектами социального действия. В последнее десятилетие интересы социологов и экономистов все чаще стали пересекаться на исследованиях одних и тех же объектов хозяйственных отношений. С той, правда, разницей, что социологи осуществляют профессиональный комплекс прикладных социологических исследований для получения качественно новой эмпирической информации эксклюзивного характера. Экономисты же оперируют преимущественно данными статистики или пытаются сами проводить социологические опросы, сводя их из-за отсутствия профессионального социологического опыта к формату примитивных анкетных опросников.

Вместе с тем следует различать экономический и социологический подходы в области экономической социологии. Экономический подход абсолютизирует действие экономических закономерностей на предполагаемые результаты развития экономики, не учитывая влияние на них субъективного («человеческого») фактора. Не будет преувеличением сказать, что экономический подход базируется преимущественно на учете и расчете влияния объективных факторов на управление экономикой, планируемые количественные показатели и прогностическую нацеленность ее развития. Но на практике быстро обнаруживается, что идеальная схема экономического расчета зачастую не оправдывается, а приводит совсем к иным, нередко противоположным социальным результатам.

В начале 1990-х гг. Г. Явлинский провозгласил программу достижения экономического чуда в реформируемой России за 500 дней. Увы, даже спустя 5 тыс. дней экономически прогнозируемых и обещанных народу результатов достигнуто не было. Итоги программы «500 дней» в реальности оказались полной противоположностью идеализированным экономическим расчетам. Действие субъективно-человеческого фактора оказалось многократно сильнее обнадеживающих прогностических расчетов экономиста. Социальная реальность отредактировала экономические обещания скорого изобилия, подорвав доверие населения и к экономистам, и к правительству. Экономическое чудо закончилось отставкой правительства Явлинского.

Экономическая же социология на основе социологического подхода исследует поведение человека и его действия в экономической жизни с учетом изменяющихся социальных условий, их влияния на сознание и экономические установки личности, обращая особое внимание на анализ социальных последствий развития экономики для жизни различных слоев и групп населения. Иначе говоря, экономическая социология изучает поведение человека, детерминированное конкретными социальными условиями.

Вместе с тем сохраняющаяся конвергенция экономической социологии и экономической теории в итоге должна привести к развитию интегрированного социоэкономического подхода к изучению рыночных отношений и экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Если апеллировать к концептуальным положениям «новой экономической социологии», то следует обратить внимание на следующие:

0 экономическое действие рассматривается как форма действия социального;

О экономическое действие связано с социальной структурой общества и его трансформацией;

О экономические (или хозяйственные) институты являются «социальными конструкциями».

Исследуя деятельность хозяйственных институтов в экономической социологии, социологи, с одной стороны, подходят к ним как к разновидности социальных институтов, а с другой - изучают не только поведение личности, но и его мотивы, а также социальные установки на конкретные действия в условиях экономических преобразований, социальные последствия этих действий.

Можно ли в условиях современной глобализации рыночной экономики в дополнение к уже существующим типам «экономического» и «социологического» человека (homo economicus и homo sociologicus) предложить социальную модель личности нового типа: человека социоэкономического ? Можно и нужно, так как этот тип востребован социальной реальностью развития глобальной экономики. Напомним основные черты экономического человека: независимость-эгоистичность-рациональность-информированность. По существу эта модель наделена определенными социальными чертами (информированность, независимость).

В этой экономической модели отсутствуют черты социологического характера: ответственность за социальные последствия экономических действий; социализированность; способность к адаптации и перемене социальных ролей; вариативность действий в рамках социальных норм и свобод.

Формирование типа человека социоэкономического как симбиоза двух типов - homo economicus и homo sociologicus - требует тесного взаимодействия в этом процессе трех социальных наук: экономики (экономический расчет, прагматизм, выгода), социологии (социализация, вариативность и мотивация социального действия, динамика социальных ролей) и психологии (эгоизм, рациональность как черты характера).

Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных (Соколова Г.Н., 1995

предмет экономической социологии – это социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также типов экономического поведения этих субъектов (Соколова Г.Н., 1995).

Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:

1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др.

2. Различия социальной и экономической сферы.

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.


Введение.......................................................................................................... 3

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии.......... 7

2. Основные проблемы экономической социологии.............................. 12

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 16

Введение

В отличие от большинства других направлений социологии (например, от социологии культуры, досуга, науки, секса), экономическая социология внутренне связана с состоянием экономики. Природа этой связи понятна. Поскольку объектом экономической социологии является именно экономика, то, естественно, что этот объект определяет «проблемное поле» науки. Проще говоря, какова экономика – такова и проблематика экономической социологии. О наличии этой зависимости говорит вся история экономической социологии в СССР и постсоветской России.

Чтобы убедиться в этом, напомню главные задачи, которые стояли перед экономической социологией на протяжении последних 15 лет истории страны. Бесспорно, что эти задачи зависели от особенностей этапов развития российского общества и его экономики. От тех этапов, на которых эта экономика находилась.

Если говорить о российской экономике в целом, то в ее эволюции можно выделить четыре этапа, на каждом из которых задачи, которые решала (или должна была решать) экономическая социология менялись. Далее кратко охарактеризую эти этапы, а также те исследовательские задачи, которые ими диктовались.

I этап - период «советской экономики» (условно, с конца 30-х гг. до середины 1985 гг.). Задача социологической науки в этот период состояла в критике дефектов «советской экономики», ее «хозяйственного механизма». Правда, до начала "перестройки" экономическая социология как особое направление социологии официально еще не существовала, первая посвященная ей статья появилась в 1984 г. (1). Поэтому исследования 60-80-х годов, содержавшие критику советской экономической системы, проводились теми группами экономистов, которые занимались социальными проблемами экономики.

II этап – период «перехода на полный хозрасчет» (с середины 80-х гг. до распада СССР и начала гайдаровской «либерализации экономики»). Это был период, когда ЦК КПСС пытался внедрить хозрасчетные методы при сохранении государственной собственности и административно-командной системы управления. В тот период экономические социологи сконцентрировались на изучении так называемых «новых форм хозяйствования». Например, в сельском хозяйстве это были бригады, работавшие на «коллективном подряде», на условиях аренды и т.п. При промышленных предприятиях и в торговле возникали кооперативы. Социологи впервые получили возможность сравнивать, как работают люди в условиях двух разных секторов экономики – государственного и негосударственных (хотя о негосударственных формах хозяйствования в тот период можно было говорить лишь с оговорками).

III этап - период «либерализации экономики, перехода к рынку» (с начала 90-х гг. до августовских событий 1998 гг.). На этом этапе перед экономической социологией возникли действительно новые задачи, касающиеся ответа на вопрос: как идут объявленные реформы, к каким переменам в положении работников они приводят. Реальность и масштабность происходивших перемен – изменение роли государства в экономике, приватизация, реформа финансовой системы, трудовых отношений и др.- стимулировали экономико-социологические исследования. И не случайно, что на этом этапе они приобрели значительные масштабы. Появились новые направления исследований – такие, как предпринимательство (4), средний класс (5), теневая экономика (5), вторичная и неформальная занятость (6) и др.

IV этап - кризисный период, начавшийся с событий 17 августа 1998 г. Радикально изменившаяся ситуация в экономике сняла с повестки дня многие из научных задач, которые изучались социологами в 1992 - 1998 гг. В частности, потерял актуальность анализ процессов перехода к рынку. Лишились смысла проводившиеся все эти годы центрами общественного мнения массовые опросы отношения населения России к «рыночным реформам».

С другой стороны, экономический кризис породил новые проблемы в экономике, которые ранее не стояли и поэтому не находились в центре внимания экономической социологии.

В самом общем виде главная задача экономической социологии в период экономического кризиса конца 90-х годов состоит в анализе его социальных причин и социальных последствий. Эта общая задача включает множество частных исследовательских задач, требующих изучения. Далее назову примеры таких задач.

1. Анализ влияния экономического кризиса на положение разных социальных групп российского общества: пенсионеров, учащихся, безработных, разных категорий работающих. Важен анализ влияния экономической ситуации на положение разных категорий среднего класса, «самозанятых» (например, «челноков»), квалифицированных работников банков, других коммерческих структур. Важно также изменение положения представителей высших слоев экономической элиты и др.

Анализ влияния экономической ситуации на положение предприятий разных отраслей производства (ВПК, АПК, торговли и др.), а также непроизводственной сферы(образования, культуры, здравоохранения, прессы и др.

Анализ влияния новой экономической ситуации на трудовые отношения - например, на структуру занятости (появление неформальной вторичной занятости и др.

Анализ новых социальных проблем в банковской сфере.

Изучение кризиса неплатежей с учетом его двух сторон - экономической и социальной. Комплексный анализ проблемы оплаты труда работников России.

Анализ кризиса условий жизнеобеспечения в регионах РФ.

Изучение процессов экономической преступности - ее видов, субьектов, причин, масштабов и последствий.

Теневые процессы в правовой и политической сферах, а также в высших сферах управления экономикой и страной в целом, страной.

Изменения в экономической и социальной политике российского государства в эпоху кризиса. Результативность попыток изменения роли государства в управлении экономикой.

Из этих примеров видно, что нынешний, кризисный этап развития экономики породил социальные проблемы, которые ранее в России не стояли. А это значит, что меняется «проблемное поле» экономической социологии, то есть те социальные проблемы, которые далее будут изучаться.

Цель работы: описать предмет и основные проблемы экономической социологии.

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.

Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и т.п. «Рекордная» безработица – тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и повседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым требованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня – чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т.е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубокие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе мировой экономики. Следующие факторы, оказывающие на это влияние:

─ увеличится зависимость от внешних обстоятельств (вне страны);

─ станет более разнообразной промышленная структура;

─ увеличится значение ЕС (Европейского сообщества);

─ усилится разделение труда и специализации;

─ так называемые «мягкие» ценности и позиции приобретут большее значение;

─ усилится значение качества окружают» среды;

─ по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая активность, стремление участвовать в принятии решений; формы этого участия станут более разное разными;

─ возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от технологического уровня их повседневной жизни;

─ усилится значение средств массовой информации;

─ изменится структура населения и рабочей силы;

─ увеличится гибкость рабочего времени;

─ возрастут требования к качеству;

─ продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий);

─ все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;

─ возрастет удельный вес энергетических решений;

─ еще более повысится роль научных исследований;

─ возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

─ некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация требуют социальных знаний и даже социальной квалификации – это новая черта времени.

2. Основные проблемы экономической социологии

Профили социологической науки в странах со стабильной и динамичной, меняющейся экономикой бесспорно различаются. Если экономика стабильна, то круг изучаемых проблем тоже относительно стабилен. Если же экономика меняется «с точностью до наоборот», как это имеет место в России, то и "проблемное поле" социологии становится подвижным.

Но это – чистая теория. На самом же деле «проблемное поле» социологии меняется отнюдь не только под влиянием перемен в экономике. Кроме этого фактора, влияние которого остается некоей «константой», сказываются и другие факторы.

Мне представляется, что такими факторами можно назвать четыре: 1) материальное положение науки – наличие средств для проведения исследований; 2) наличие компетентных научных кадров, которые появляются при условии, если в стране имеется нормальный механизм отбора и воспроизводства талантливых молодых ученых, способных накапливать научный опыт и обогащать объемы знаний; 3) наличие устойчивого спроса на научную продукцию данного профиля со стороны тех или иных внутри российских организаций, причастных к развитию экономики и (или) к управлению ею. 4) доступ к первичной информации, собираемой органами статистики.

В постсоветской России, в 90-е годы, все эти факторы приобрели негативное значение. Корни такого содержания этих факторов уходят глубоко – в социальную структуру нынешнего российского общества, а также в особенности его экономики.

Понятно, что в этой ситуации для выживания ученых, работающих в данной отрасли социологии, потребовались особые усилия. Российский опыт 90-х годов показывает, что социологи нашли как минимум два выхода для того, чтобы продолжать исследования: первый выход – поиски западных заказов; второй выход – совмещение науки с коммерческой деятельностью. Оба эти выхода не могут касаться большинства исследователей, поскольку они доступны не только не всем, но, напротив, лишь единицам. К тому же эти механизмы сопровождаются соответствующими потерями. Например, ориентация на западные заказы предполагает тематическую, идейную зависимость российских ученых от той трактовки проблем, которая (трактовка) складывается у заказчиков. Например, используя западные анкеты, исследователи часто не имеют права ни отказываться от вопросов, которые им кажутся не адекватными для российских респондентов, ни даже редактировать их, ни тем более вставлять свои вопросы, которые им кажутся актуальными. Возникает вопрос – можно ли в таких случаях считать исследователя самостоятельным? И если нет, то кем является такой российский ученый?

Заключение

Экономическая социология является определенной отраслью социального знания, а также обособленной научной дисциплиной, изучающей трудовую и экономическую деятельность человека в сфере социального. В США эта дисциплина, в основном, известна как индустриальная социология, а в России, как социология труда.

Перспективы экономической социологии зависят от наличия условий для профессиональной самореализации специалистов, подготавливаемых по этой специальности. То есть от того, сможет ли дипломированный специалист найти рабочее место, на котором он может использовать и обогащать полученные знания. Только при наличии такого механизма возможно обогащение общей суммы знаний, добываемых экономической социологией как наукой.

При отсутствии же такого кадрового механизма такое обогащение невозможно, а, следовательно, невозможно и нормальное воспроизводство этой науки.

Вместе с тем с распадом СССР вопрос о соответствии между набором специалистов, которые готовятся в стране, и рабочими местами для их трудовой деятельности, этот вопрос оказался снятым. Повсеместно приходилось слышать, что «плановый подход» к подготовке кадров устарел и должен быть отброшен.

Сегодня мы уже лучше понимаем, насколько губительной для России оказалась переоценка рыночного механизма вообще и в особенности – применительно к социальной сфере. В данном случае был расчет был на то, что рынок распределит специалистов-социологов по местам, где на них имеется реальный спрос.

Однако реально КПД социологического образования оказалось чрезвычайно низким. Причем, низким в двух смыслах: и для общества (полученные специалистами знания не дают «отдачи»), и для самого специалиста (полученные знания «не кормят»). Поэтому нужны практические меры, направленные на стыковку двоякого рода процессов: 1) тех, которые идут в сфере образования и касаются подготовки специалистов по рассматриваемой специальности и 2) процессов в сфере использования этих специалистов в интересах общества. Думаю, что освоение Россией некоторых принципов рыночных отношений не исключает необходимости сохранять здравый смысл в управлении страной. Это мое замечание адресовано чиновникам сферы образования. Впрочем, они столь быстро меняются, что не успевают не только сделать что-то полезное, но даже освоиться с той сложной сферой, которой им получено управлять. Так что пока такая чехарда в сфере управления образованием и наукой будет сохраняться – надеяться на какую-то рационализацию проводимой политики нет оснований.

Список использованной литературы

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. – СПб.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

2. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001.

3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – 368 с.


Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – с.68

Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001. – с.72



Экономическая социология представляет собой отраслевую социологическую дисциплину, часть социологической науки, и ее объект и предмет можно определить на основе конкретизации объекта и предмета социологии в целом, выявив особенности.

Социология является одной из наиболее динамично развивающихся сфер современного научного знания, специфика которой определяется сложностью ее объекта изучения. Объектом социологической науки, т.е. частью реальности, на которую направлен ее исследовательский интерес, является общество как совокупность многообразных форм совместной жизнедеятельности, объединений, ассоциаций и взаимодействий людей. Однако само определение общества как объекта изучения социологии уже является дискуссионным вопросом и не имеет однозначного ответа. Среди исследователей еще в период становления социологического знания в начале XX в. выделились два базовых подхода к пониманию общества:

  • 1) социальный реализм , основанный на представлении о том, что общество является самостоятельной формой реальности sui generis, обладающей собственными специфическими закономерностями существования и развития. Такое понимание общества нашло наиболее последовательное воплощение в структурных социологических парадигмах (диалектико-материалистическая теория К. Маркса, структурный функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.);
  • 2) социальный номинализм, предполагающий, что общество представляет собой совокупность индивидов. Данный подход воплотился в теориях действия и интерпретивных парадигмах ("понимающая социология" М. Вебера, символический интеракционизм Дж. Г. Мида и Г. Блумера, феноменологическая социология А. Шютца, "социология знания" П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология Э. Гарфинкеля и др.).

Уже в силу неоднозначного определения общества как объекта изучения социология является полипарадигмальной наукой, т.е. включает в себя несколько научных парадигм как общепризнанных научных достижений, в течение длительного времени дающих ученым модели постановки проблем и их решения (по Т. Куну). На основе социального реализма и социального номинализма сформировались структурные (классические) и интерпретивные (неклассические) парадигмы, а в современной социологии – интегральные (П. А. Сорокин) и объединительные (П. Бурдье, Э. Гидденс), а также постмодернистские парадигмы (3. Бауман, Ж. Бодри). Будучи ориентированными на разные познавательные предпосылки исследований, социологические парадигмы не опровергают, а дополняют друг друга, обусловливая теоретический и понятийный плюрализм современной социологической науки, ее дискуссионный характер.

Полипарадигмальный характер социологии в полной мере проявляется при определении ее предмета.

Предмет науки представляет собой специфическое воспроизведение реальности, т.е. ее объекта, на абстрактно-теоретическом уровне, особую "оптику", совокупность специфических вопросов, которые задаются этой наукой для выявления именно тех аспектов реальности, которые для нее значимы.

Науки, имеющие сходные объекты, могут существенно различаться именно предметами исследования. Предмет социологии составляют те специфические аспекты жизни общества, на которые направлена исследовательская деятельность социологов. В соответствии с различиями в подходе к определению общества по-разному определяется и предмет социологии. Так, представитель социального реализма Э. Дюркгейм в качестве предмета социологии выделяет социальные факты, независимые от сознания людей и оказывающие на них принудительное воздействие. Сторонник социального номинализма М. Вебер считает предметом социологии социальное действие, обладающее двумя отличительными признаками: 1) наличие осознанного смысла; 2) ориентация на других людей.

От определения предмета науки во многом зависит характер ее предметного поля и используемых методов, поскольку предполагает концентрацию исследовательского интереса на одних аспектах социальной реальности и абстрагирование от других. Однако следует принимать во внимание, что сложность, многогранность и динамизм общества порождает и подвижность, и многогранность предметных областей социологии. Современные исследователи избегают однозначных и жестких определений предмета социологии, поскольку они могут ограничивать ее познавательные возможности, исключать из рассмотрения значимые проблемы социальной жизни. В то же время по специфике предметных областей выделяются отраслевые социологические дисциплины, сосредоточенные на отдельных сферах социальной деятельности или институтах. К таким дисциплинам относится и экономическая социология, которая, в свою очередь, включает в себя такие предметные области, как социология предпринимательства, социология труда, социология организаций, социология рынка и др. Набор отраслевых социологических дисциплин постоянно изменяется в связи с трансформациями проблемных полей науки и усложнением социальной реальности. При этом их предметы продолжают оставаться дискуссионными и подвижными.

Объектом экономической социологии , т.е. той частью реальности, на которую направлен ее познавательный интерес, является экономика, хозяйственная жизнь общества, экономическая деятельность людей.

Та же реальность является и объектом экономической теории, изучающей "деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов".

Принципиальные различия между науками следует искать в их предметах и методах, особенностях подхода к изучению объекта, специфической "оптике", применяемой для выявления его наиболее существенных с точки зрения данной науки характеристик. Если экономика абстрагируется от влияния государства, церкви, культурных и образовательных систем на хозяйственную деятельность или рассматривает их как внешнюю среду, в которой хозяйственная деятельность осуществляется, то экономическая социология рассматривает все эти социальные факторы как внутренние предпосылки экономической деятельности, существования и развития экономических институтов, социально-экономической динамики.

Определение предмета экономической социологии зависит от общего парадигмального подхода, применяемого исследователями. С позиций реалистического, холистского подхода (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) экономика рассматривается как элемент или подсистема в целостной системе общества, связанная с другими подсистемами – социальной, культурной, политической, влияющая на них и подверженная их влиянию. В теории К. Маркса экономические интересы детерминируют в конечном счете (а не непосредственно) политические, культурные и прочие отношения. В известной работе "К критике политической экономии" он писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства – от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что́ сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями... Базис общества как способ производства определяет процессы, происходящие в политической и культурной надстройке".

В теории структурного функционализма Т. Парсонса экономика как подсистема общества функционально связана с другими его подсистемами – социальной, культурной, политической – и выполняет функцию адаптации. Коллега и соавтор Т. Парсонса, Н. Смелзер в работе "Социология экономической жизни" подчеркнул как взаимодействие, так и предметное разграничение экономики и экономической социологии, которые "задают разные вопросы" об экономическом поведении. Социологический подход шире экономического, он основан на исследовании "социальных переменных", действующих в "экономической сфере" жизни общества. К "экономической сфере" Смелзер относит производство, распределение, обмен и потребление, а к "социальным переменным", действующим в этой сфере, – общности и группы, роли и статусы, организации, формы власти, рынки (труда, услуг), коллективные действия, ценности, мотивы. Тогда экономическая социология представляет собой "приложение общей системы отсчета, переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов". Именно с работами Т. Парсонса связаны перевод на английский язык и публикация в США, а по существу, введение в научный аппарат американских социологов основных работ М. Вебера.

Сегодня в определении предмета экономической социологии преобладают номиналистические интерпретации общества и деятельностный подход, поэтому он выявляется через понятия "экономическое действие", "экономическая деятельность", "экономическое поведение". Эти понятия близки, и некоторые исследователи отождествляют их или фиксируют внимание на различных смысловых аспектах. Понятие "действие" восходит к приведенному выше определению социального действия М. Вебера и предполагает осознанную, целесообразную активность субъекта. Понятие "деятельность" акцентирует сознательную, целесообразную преобразовательную активность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей. Деятельность включает цель, средства, процесс, нормативный порядок и условия осуществления, а также конечный результат (воплощенную цель). Под экономической деятельностью понимается индивидуальная и групповая целесообразная активность, направленная на производство, распределение и потребление благ в условиях использования редких ресурсов. Можно выделить различные формы экономической деятельности – производственную, трудовую, предпринимательскую, хозяйственно-организационную и т.д.

Под поведением понимается совокупность наблюдаемых действий, поступков людей, которые не всегда могут быть осознаны и целесообразны, поскольку изначальная мотивация, предполагавшиеся смысл, цели, нормативные ориентации не всегда получают реальное воплощение и внешнее выражение. Понятие "поведение" акцентирует внимание исследователей на процессах адаптации к социальной реальности (ролевое поведение). Под экономическим поведением понимают совокупность действий, мотивированную экономическими интересами и предполагающую определение желаемого баланса между издержками и выгодами.

Говоря об экономической деятельности, социологи имеют в виду сознательную производственную, потребительскую, обменно-распределительную, организационную активность, направленную на удовлетворение потребностей в условиях редкости доступных благ, осуществляемую на основе социально оформленных мотивов и целей, в контексте нормативных порядков, определяемых формальными и неформальными правилами. Субъектами экономической деятельности являются как индивиды, вступающие в социальные отношения, объединенные сетевыми связями, так и коллективы и организации, представляющие собой системы социальных отношений, а также государства.

В работах, посвященных хозяйственной этике мировых религий, М. Вебер рассматривал хозяйственную деятельность людей как деятельность, ориентированную на ценности и институты конкретных обществ – на протестантские, индуистские, конфуцианские религиозные ценности, на такие сложившиеся социальные институты, как государство, профессиональные корпорации, семья, формы собственности и т.д. Это дало ему возможность проанализировать конкретные исторические формы хозяйственной жизни как продукт обусловленных культурой "картин мира", как результат целостного "жизненного поведения" людей в контексте социальных структур и институтов.

Введенная М. Вебером типология социального действия позволила ему ввести вариативность самого понятия рациональности, интерпретировать его как целерациональное, т.е. ориентированное на достижение целей наиболее эффективными средствами, и ценностнорациональное, т.е. ориентированное на реализацию ценностей, значимых социокультурных образцов поведения. Соответственно, хозяйственные действия людей стало возможно объяснять как их чисто экономической целесообразностью, так и стремлением соответствовать некому ценностному образцу, реализовывать приписанный культурой этос. Эта типология еще дополняется традиционным действием, позволяющим объяснить экономическое поведение сложившимися в обществе устойчивыми стереотипами, и аффективным действием, отражающим нередкое в реальной жизни эмоционально обусловленное поведение. Все это позволяет рассматривать поведение человека в сфере хозяйствования как результат действия не просто материальной потребности или эгоистической ориентации на максимальную выгоду, а как следствие усвоения и реализации социокультурных ценностей и норм, отношений в социальных группах, в которые включен любой индивид, действия различных социальных институтов.

Экономическая социология изучает нормативные, ценностные, институциональные, групповые особенности действий индивидуальных и коллективных экономических акторов, т.е. социокультурные аспекты производственной, трудовой, предпринимательской, организационной и иной деятельности, ориентированной на максимизацию прибыли и оптимизацию издержек.

Предмет экономической социологии – социальное содержание (предпосылки, мотивы, нормативные рамки, социальные последствия и т.д.) экономического действия, социальная природа экономических институтов, формы включения культурных и властных отношений в хозяйственную деятельность.

Безусловно, такое определение предмета экономической социологии носит предварительный характер и для его уточнения следует определить место экономической социологии среди других социальных и гуманитарных дисциплин, прежде всего прояснить отличие ее предметной области от предметной области экономической теории.

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - I. Относительно самостоятельная отрасль социологической науки, исследующая экономику как часть социетальной системы, неэкономические факторы развития экономики, мотивы и социальный смысл экономического поведения людей. Основные задачи социологии экономической: 1) выработка научно обоснованных представлений о характере и результатах взаимовлияния экономических и социальных процессов; 2) разработка рекомендаций по оптимизации социально-экономического управления обществом с учетом имеющихся экономических и неэкономических ресурсов.

Понятие «социология экономическая» вошло в научный оборот в конце 19 - начале 20 века. Э. Дюркгейм в основанном и издаваемом им журнале «Социологический ежегодник» выделил раздел «Экономическая социология». В 1903 году бельгийский социолог Г. де Грееф издал первую монографию «Экономическая социология», где сформулировал свое понимание предмета и метода экономической социологии. В учебнике по социологии В. М. Хвостова (1917) был выделен раздел «Экономическая социология».

Становление социологии экономической было подготовлено интеграцией экономического и социологического знания, вызвано объективными общественными потребностями. Исторические предпосылки формирования социологии экономической связаны, во-первых, с активным развитием капиталистического способа производства и рыночными принципами регулирования экономики; во-вторых, с формированием институтов гражданского общества. Теоретические предпосылки созданы развитием экономической теории, социальной философии и социологической науки. Во 2-й половине 18 века представители классической школы политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) выдвинули идеи о социальной природе экономической жизни, социальных функциях экономики, проблемах и противоречиях хозяйственной жизни. Теоретико-методологические предпосылки социологии экономической создаются в середине 19 - 1-й половине 20 века. Существенный вклад в этот процесс внес К. Маркс . Применив диалектико-материалистический метод к анализу капитализма, он выявил глубокую взаимосвязь экономики и гражданского общества. Объяснение природы этой взаимосвязи привело Маркса к выводам, которые легли в основу социолого-экономического знания. В их числе: взгляд на экономику как одну из сфер общества, тесно взаимодействующую с другими сферами: идеологией, политикой, правом и на этой основе оказывающую определяющее влияние на социальные процессы, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на экономику; обоснование социальной формы труда как единства идеальной и материальной деятельности людей; социальная интерпретация экономических законов и категорий; анализ сознания и поведения реально функционирующих экономических субъектов в причинно-следственной связи с их жизненными потребностями и коренными (в том числе классовыми) экономическими интересами.

Развитие социологии как науки обусловило идеи «социологизации» экономического знания за счет применения позитивного метода к анализу экономических явлений (О. Конт). Дюркгейм дал обстоятельный социологический анализ экономического процесса разделения труда, создал теорию общественной солидарности. М. Вебер исследовал влияние социальных институтов (религии, политики) на экономическую жизнь, взаимодействие хозяйственной идеологии и экономической организации. Г. Зиммель дал социологическую интерпретацию такой экономической категории, как деньги.

В 1920-е годы в США изучение социальных механизмов промышленного производства обусловило активное развитие индустриальной социологии, постепенно эволюционирующей в социологии экономической.

Во 2-й половине 20 века американские социологи Т. Парсонс и Н. Смелзер в работе «Экономика и общество» обосновали экономическую социологию как отдельную научную отрасль на «стыке» экономической теории и социологии, исследующую воздействие социальных институтов - политических, правовых, религиозных и других на экономическую жизнь общества. Методологически важным представляется и вопрос выявления факторов и способов интеграции личности в экономику.

В России социология экономическая возникла как под влиянием западноевропейской и американской социологической культуры, так и в результате длительного процесса эволюции отечественных социолого-экономических идей. Большой вклад в формирование теоретических и эмпирических предпосылок социологии экономической внесли работы по социологическому изучению села (А.Н. Энгельгардт, Д.А. Столыпин, К.Р. Качоровский, В.М. Чернов и др.). Научные традиции, заложенные этими авторами, дают возможность современным исследователям углубить представления о крестьянстве и методологии его изучения, лучше понять истоки проблем и противоречий в аграрной сфере. Исследования социально-трудовой сферы базируются на трудах российских экономистов: П.Б. Струве , М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева , А.В. Чаянова и других, теоретически обоснованно поставивших вопрос о необходимости расширения аналитических границ политэкономии в свете социологической концепций. На эти подходы опираются современные исследователи (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, В В. Радаев, В.И. Верховин, В.И. Добреньков и др.), разрабатывающие данную область социологического знания.

Теоретическое обоснование объекта экономической социологии как области взаимодействия экономических и социальных процессов в контексте взаимосвязи двух сфер общества: экономической и социальной дано в работах Заславской и Рыбкиной. Ими выделено теоретическое ядро социологии экономической - «социальный механизм развития экономики». Эмпирическое изучение специфики данного взаимодействия в реальной политической среде и духовной сфере, включающей культуру, общественную идеологию и психологию, конкретизировало данный подход. По определению В.Э. Бойкова, объект изучения социологии экономической можно представить как механизм взаимодействия экономических и социальных процессов на различных уровнях организации общества и производства, функционирующий в контексте доминирующих экономических укладов, сложившейся социальной стратификации и политической системы общества.

В определении предмета социологии экономической продуктивным является обоснование Заславской и Рыбкиной положения о человеческом факторе социально-экономического развития (социальных групп) как ядре системы связей между экономикой и социальной сферой общества и активной силе эволюции общества. Предметная область включает изучение экономических потребностей и интересов различных социальных групп, слоев и общностей, доминант их экономического сознания и поведения и других качественных характеристик.

Экономико-социологические исследования в этом направлении могут способствовать научному обоснованному решению управленческих задач. Существенными из них представляются следующие: определение реальных человеческих ресурсов системных преобразований в обществе, социального потенциала развития конкретных регионов и отраслей экономики, предупреждение социальных конфликтов в сфере производства, становление социального партнерства как способа взаимоотношений труда и капитала.

Л.Д. Чернышова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 488-489.

Литература:

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Радаев В.В. Экон. соц-я. М., 1997; Рывкина Р.В. Экон. соц-я переходной России. Люди и реформы. М., 1998; Заславская Т. И. Совр. росийское об-во. Соц. механизм трансформации. М., 2004; Соц-я / Под ред. В.М. Бойкова. М., 2004; Экон. соц-я / Отв. ред. В.И. Верховин. М., 2006; Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. N.Y., 1965; Economy and Society: Overviews in Economic Sociology / Ed. by A. Martinelli, N. Smelser. Bristol, 1990.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...