Постиндустриальное общество. Что такое постиндустриальное общество? Доиндустриальное общество


«Кто владеет информацией, то владеет миром», - сегодня мы часто слышим эту фразу. В наши дни эта фраза все более популярная и все более четко показывает состояния общества с точки зрения социологии и экономики. А сказал бы кто-нибудь эту фразу лет так 100 назад, то тогда бы люди в лучшем случаи не поняли, о чем идет речь. А вообще лет 100 назад над человеком, который сказал бы такую фразу, стали бы смеяться, считать его ненормальным.

Действительно, если посмотреть на историю человечества с точки зрения социологии и экономии, то общество никогда не стояло на одном месте. Оно постоянно развивалось. Оно прошло этапы от первобытного строя до наших дней. Все мы из истории учили, как в первоначальные времена люди охотились на животных для того, чтобы добыть себе пищу. Сегодня же не только нет никаких племен, но нет даже лука со стрелами, которым когда-то охотились. Стрельба с лука стала только видом спорта, а сама охота, рыбалка вместо способа выживания стала способом развлечения или отдыха.

У истории развития общества есть несколько этапов. Разные ученые дают разную классификацию развития общества, но любой человек может четко определить этапы становления человечества общества.

Все помнят из истории, из каких самых примитивных видов труда начиналась история человечества. Потом была ручная обработка различных материалов. Потом было изобретение первых машин и автоматического оборудования, промышленный переворот, автоматизация всех технологий. И вот все дошло до наших времен. Что же сейчас за время?

Сейчас время информации, время знаний. Теперешнее общество называют постиндустриальным или информационным . Когда говорят словосочетание «информационное общество», то тогда более-менее понятно, о чем идет речь. Теперешний способ жизни - это способ, который базируется на знаниях человека, на той информации, которой он владеет. Сразу нужно сказать, что в нынешнем обществе той информации, которую дает человеку школа и университет, далеко недостаточно. Конечно, нельзя сказать, что школьные и университетские знания - это капля в море, это не так. Эти два вида знаний скорее похожи на несколько элементов в большом конструкторе. Вроде и небольшие элементы, но конструктор без них собрать сложнее (конечно, те знания, которые мы получаем в заведениях образования, являются очень важными, но эти знания - это лишь небольшой кусочек большого мира информации).

Чтобы держаться на плаву в нынешнем обществе, одним университетскими знаниями невозможно ограничиваться. Нужно постоянно пополнять свой информационный багаж. И это не только тот багаж, который дают заведения образования. Нельзя ограничиваться только одной теорией. Сегодня очень часто нужно быть проявлять креативность, показывать свои практические знания. Информация - это тот рычаг, который руководит сегодня миром (даже больше, чем деньги). Почему же сейчас информация так важна? Это можно понять только тогда, когда разобраться, почему нынешнее информационное общество еще называют постиндустриальным.

Формальная человеческая логика подсказывает, что если сейчас постиндустриальное общество, то перед ним было индустриальное. Это был тот период, когда автоматизация производства дополняла человеческий труд и делала его более эффективным и качественным. Хотя бы вспомнить времена Союза: тогда большинство граждан работало на различных фабриках, заводах. Вообще почти 80 % населения работало в промышленности, а на работе в сельском хозяйстве осталось только 10 % населения. Экономика же целиком контролировалась государством, а о приватизации не могло быть и речи. Основным приоритетом были переработка природных ресурсов.

В постиндустриальном обществе происходят кардинальные изменения по сравнению с индустриальным обществом. С появлением компьютерных технологий физический труд человека отходит на второй план, так как его заменяют электронные машины. Об этом ясно говорит статистика: только 20 % людей работает в сфере производства (вместо 80 % во время индустриализации). Большинство людей (примерно 70-75 процентов) работает в сфере услуг.

В теперешнем обществе очень важную роль играет человеческий фактор. Это и есть те знания, та информация, которой владеет человек. Именно человек управляет всеми механизмами в обществе. Именно человек с помощью информации, которой он владеет, руководит всем, чем только можно. Именно информация и знания сейчас ценятся, поскольку чтобы в чем-либо участвовать или чем-то управлять, нужно знать, как это делать. Если посмотреть на нынешнее состояние экономики, то уверенно можно сказать, что информация имеет огромное влияние на экономику. Ибо только тот, кто владеет информацией об экономике, может сказать, когда будет обвал акций, когда и при каких условиях будет рост цен и как этого избежать. Таких примеров можно рассказать много, но суть их всех сводится к одному: именно наши знания и информация влияют на нашу жизнь.

Информация - ключевое звено нашего общества. Поэтому нужно быть в курсе всего, что происходит, а также понимать, почему это происходит, что нужно сделать, чтобы от этого не пострадать. Нельзя полагаться только на один вид знаний или на информацию только одного направления. Нужно оглянуться вокруг и понять, что для того, чтобы достойно жить, нужно обладать всеми видами знаний.

Тестовый контроль

1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

и) основной вид экспорта - сырье;

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;

н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;

п) непрерывное образование граждан;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;

н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;

п) непрерывное образование граждан;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

4. К духовной сфере жизни общества относятся:

а) кузнечное дело;

б) сев и жатва колосовых;

в) научное открытие;

г) создание нового метода обучения;

д) театральный спектакль;

е) банковские операции;

ж) нравственная оценка поступка;

з) создание политической теории;

и) создание экономической теории.

5. Что является определяющим в индустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) теоретические знания;

в) промышленность.

6. Что означает понятие «традиционное общество»?

а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;

б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;

в) общество, в котором сильны христианские традиции.

7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) мануфактурное производство;

в) научные знания.

8. Касты как социальные группы характеризует:

а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;

б) свободное перемещение из одной в другую;

в) опора на различие в формах собственности;

г) непроницаемость границ.

9. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:

а) замкнутость общественных групп;

б) сокращение численности среднего класса;

в) численное преобладание рабочего класса;

г) уменьшение социальной поляризации .

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

На основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства - сложились основные духовные ценности _________ (А) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу __________(Б). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную __________(В). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная ____________(Г).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) восточный;

2) западный;

3) иерархия;

4) индивидуализм;

5) коллективизм;

6) общность;

7) стабильность.

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к _____________(А) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ___________(Б). Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей __________(В) - главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ______________(Г) характер.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) аристократия;

2) демократия:

3) деспотия;

5) первобытный;

6) теократический;

7) традиционный.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности ______________(А) цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придается главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип _______________(Б). На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные ______________(В) проблемы. В Новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с ________________(Г) .

1) восточный;

2) западный;

3) индивидуализм;

4) культура;

5) материальный;

6) традиция;

7) экологические.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

Постиндустриальное общество - что это такое? Мы очень часто сталкиваемся с этим понятием в повседневной жизни. Однако определения его зачастую неконкретны и расплывчаты. Попробуем разобраться, чем характерно Что это такое и каковы его проявления в различных сферах человеческой
жизнедеятельности.

Типология обществ

Собственно, современные исследователи выделяют три этапа социального развития в истории людей.

  • Аграрное общество . Оно представлено в основном крестьянами, из которых почти полностью состоит. Его характеризуют труд на земле, выращивание садовых и
    огородных культур, натуральные (а не товарно-денежные) отношения, низкое развитие технологий и производственных возможностей.
  • Индустриальный этап . Возникает в результате и замены неэффективного ручного труда на машинный. Этот факт сильно заметно способствует развитию социально-экономических отношений.
  • Информационное общество .

Характеристика постиндустриального общества (или информационного)

Переход к этому этапу характеризуется постоянным нарастанием удельного веса населения, которое занято в образования и науки. Параллельно происходит снижение количества населения, занятого в материальном производстве. Достигается это за счет крайне высокого развития производственных сил и технологических достижений, что позволяет небольшому количеству людей обеспечить питанием и материальными ресурсами подавляющее большинство населения. К примеру, во многих современных передовых государствах основные сферы рабочей деятельности выглядят примерно следующим образом: на сферу услуг приходится нередко более 60% трудоспособного населения; в сельском хозяйстве заняты лишь 5%; а в промышленности - менее 35%. Современное постиндустриальное общество по-разному проявляет себя в разных сферах. Выделим основные его проявления.

В экономике

  1. Высокий уровень использования информации в различных экономических целях.
  2. Доминирование сферы услуг.
  3. Индивидуализированное потребление и производство.
  4. Автоматизация и роботизация множества сфер производства и управления.
  5. В сравнении с индустриальным этапом существенно более активное развитие энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Постиндустриальное общество - что это такое в

  1. В таком обществе обычно развито гражданское сознание. Доминирует право и закон.
  2. Ему характерен политический выражается большим количеством политических движений и партий, постоянно ищущих пути к консенсусу.
  3. Наличие сильного в котором господствует закон и право.

Социальная сфера

  1. Происходит рост численности людей среднего класса.
  2. Постоянно нарастает дифференциация и профессионализация различных областей знаний.
  3. Растет степень социальной мобильности

И, наконец, в духовной сфере постиндустриальное общество - что это такое?

  1. Здесь характерна высокая роль науки и образования.
  2. Для успешной самореализации требуется непрерывное самообразование
  3. Развивается индивидуализированный тип сознания.
В статье рассмотрен цивилизационный подход к развитию общества, выделены 3 временных типологии общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное), каждому из которых дана подробнейшая характеристика.

На протяжении всего существования человечества общество не стояло на месте и развивалось. Наука рассматривает такое развитие с разных ракурсов, использую два разных типа подхода: цивилизационный и формационный. В данной статье я предлагаю рассмотреть только первый из этих подходов.

Данный подход предусматривает деление стадий развития общества на 3 временных промежутка. Давайте рассмотрим их и постараемся дать каждому развернутую характеристику и отличительные черты.

Доиндустриальное (аграрное) общество

Первый временной отрезок в развитии общества. Данный вид общества характеризуется занятостью населения преимущественно в сфере сельского хозяйства, при этом труд носит индивидуальный характер. Основным фактором производства выступает земля, труд осуществляется ручным способом, без применения техники. В данном обществе срок жизни очень мал (40-50 лет), существует высокая смертность, которая происходит из-за недоразвитой медицины, да и вообще всех сфер жизни, что, впрочем, компенсируется высокой рождаемостью. Социальная мобильность отсутствует, классовая или сословная принадлежность определяется еще при рождении. Форма правления - монархия. Примеров государств такого уклада уже нет в современном мире, однако такими примерами могут выступить различные племена аборигенов, проживающих на территориях Африки и Австралии.

Индустриальное общество

Для индустриального общества характерна занятость населения во всех сферах деятельности. Так, в промышленной сфере трудятся 85%, в сфере услуг - 5%, в сфере сельского хозяйства - 10%. Естественно, эти цифры не абсолютно точно, но они не могут значительно поменяться и показывают примерную занятость населения в разных видах деятельности. В данном обществе появляется социальная мобильность, впрочем, она не так высока, присутствует деление на классы, принадлежность к которым, не определяется при рождении. В отличие от аграрного общества, в индустриальном наблюдается применение техники во многих видах труда, при этом, основным фактором производства выступает капитал. Средняя продолжительность жизни достаточно высока (около 70 лет). Форма правления - республика, которая и обеспечивает каждому человеку естественные права (право на жизнь, свободу и т.д.). Ярким примером такого общества может послужить СССР (со времен основания до развала) и современный Китай.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество характеризуется большой занятостью населения в сфере услуг. Так, распределение труда по этим сферам деятельности выглядит примерно следующим образом: сфера услуг - 60%, сельское хозяйство - 5%, промышленность - 35%. При этом, происходит полная автоматизация производства, а основным его фактором выступают знания. Существует высокая социальная мобильность (выше, чем в индустриальном обществе), классовая принадлежность никак не присваивается при рождении, а определяется только умственными и иными способностями того или иного индивида. Срок жизни в таком обществе выше, чем в предыдущих двух, он составляет в среднем более 70 лет. Форма правления - республика, которая так же, как и в индустриальном обществе обеспечивает естественные и другие права людям, но, при этом, появляется активное гражданское общество, которое получает множество прав для участия в политической жизни. Ярко выраженным примерами государств с таким типом общества могут выступить современная Швеция, Испания, Франция.

«Формации и цивилизации» - Методологические основания формационного и цивилизационного подходов. Формации и цивилизации. Понятие «цивилизация». Способ производства. Недостатки цивилизационного подхода. Общественно-экономическая формация. Цивилизация. Формационный подход к познанию истории и общества. Формационный подход. Локальные цивилизации.

«Исторические типы общества» - Индустриальные. -Простые, в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. -Сложные, в сложных обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Постиндустриальные. Типология обществ. -Дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать; -Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

«Общество и его типы» - Средневековые государства мусульманского Востока. Черты индустриального общества. Традиционное общество. Глобализация хозяйственной деятельности. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Информатизация общества. Внутри социальной группы-солидарность, доверие, коллективная ответственность, состродание.

«Индустриальное общество» - Земледельческое общество. 4. Сосредоточение власти в руках церкви и армии. 3. Возросла роль обычаев и традиций. 2. Существование разнообразных социальных норм. Начало XI в. Великий Новгород. Типология обществ. 3. Интенсивное развитие науки и техники. 1. Проживание части населения в городах. Способ производства Форма собственности.

«Типология общества» - Черты выдающейся личности. Прогресс и регресс: исторические взгляды. Прогрессивно то,что способствует возвышению гуманизма. Культ личности. Модернизация. Типология обществ. Оценка исторической личности. Области прогресса. Направление движения. Г. Ленски и Дж. Ленски. Великие личности, герои творят историю.

«Типы общества» - Индустриальное общество: основные черты. Средневековые государства мусульманского Востока. Рубеж тысячелетий ознаменован переходом к постиндустриальному обществу. Первый чугунный мост. Исторические типы общества. М. Вебер. Дискуссии о причинах перехода к индустриальному обществу. Замена религиозного на светское («обмирщение).

Всего в теме 8 презентаций

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...