Порядок выставления приостановки по счетам. Приостановление операций по счетам при наличии недоимки


Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Наверняка большинству из нас не понаслышке знакомо такое неприятное и весьма проблематичное для любого хозяйствующего субъекта явление как «блокировка» расчетного счета налоговым органом. Снять деньги для собственных нужд нельзя, оплатить услуги поставщику тоже не удастся, деятельность организации словно парализована. Как вести себя в такой непростой, но часто встречающейся ситуации налогоплательщику? Как не допустить ее возникновения? Какими эффективными способами можно «разблокировать» счета организации? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

1. Общие положения о приостановлении операций по счетам в банке

Все мы прекрасно знаем, что для обеспечения деятельности государства Конституцией РФ установлена обязанность своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ). В свою очередь, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, законодатель установил меры государственного принуждения, которые призваны обеспечивать исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности.

В Налоговом кодексе конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы детализирована: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с пп.4 той же статьи - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей налоговый орган может привлечь его к ответственности, а также использовать механизмы принуждения к исполнению установленных Налоговым кодексом обязанностей.

Обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков посвящена 11 Глава НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

  • залог имущества,
  • поручительство,
  • пеня,
  • наложением ареста на имущество налогоплательщика,
  • приостановлением операций по счетам в банке.
Среди всех вышеперечисленных способов, на практике налоговыми органами широко используется - приостановление операций по счетам в банке, поскольку для налогоплательщиков это самая неудобная с точки зрения ведения бизнеса мера, а значит самая действенная для налоговых органов.

Более того, ситуация становится весьма удручающей, когда счет «блокируется» совершенно неожиданно, в самый неподходящий момент, например, когда налогоплательщику срочно нужны денежные средства для заключения выгодного и важного договора.

Ввиду того, что приостановка операций по счетам для налогоплательщика является печальным известием, то для наилучшего понимания этого процесса, а также для того, чтобы иметь возможность оспорить действия налогового органа, следует подробнее рассмотреть процедуру приостановления операций по счетам, которую в обиходе принято именовать «блокировка счетов», «заморозка счета» или «арест счета».

2. Процедура приостановления операций по счетам

Порядок и сроки приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках регламентированы ст. 76 НК РФ.

Для приостановления операций по счетам налогоплательщика налоговый орган, в лице руководителя или его заместителя, выносит решение о приостановлении операций и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, причем копия этого решения должна быть в обязательном порядке передана налогоплательщику под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Передача решения в банк осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде (п.4 ст.76 НК РФ).

Получив решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, после получения решения о приостановлении операций по счетам банк обязан сообщить в налоговую инспекцию информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика (п.5 ст.76 НК РФ).

«Разблокировать» замороженные счета банк сможет только после отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, ведь НК РФ устанавливает четкий срок действия решения (с момента его получения банком от налогового органа и до его отмены) и не предусматривает вариантов приостановления его действия (п.7 ст.76 НК РФ).

К сведению! Если у налогоплательщика на нескольких расчетных счетах имеются денежные средства в совокупности достаточные для погашения недоимки, штрафов, пени, указанных в решении о приостановлении операций по счету, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. (п.9 ст.76 НК РФ).

К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив соответствующий пакет документов, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Если пакет документов недостаточен для подтверждения информации о предлагаемом налогоплательщиком банковском счете, то у инспекции может потребоваться некоторое время на проверку этой информации. После получения от банка информации о том, что денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах достаточно, на решение о «разблокировке» отводится два дня (п. 9 ст. 76 НК РФ).

3.Причины, по которым налоговые органы «блокируют» счета

Налоговым законодательством предусмотрено три основания для блокировки счета:

Не сдана декларация;

Не уплачен налог;

Обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки.

Остановимся подробнее на каждом из них.

3.1. Не сдана декларация

Если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам (аб.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Отменить приостановку, в этом случае, налоговый орган обязан на следующий день, после представления налогоплательщиком соответствующей декларации (аб.2 п.3 ст.76 НК РФ).

На практике бывают случаи, когда счета налоговым органом «заблокированы», а обязанности представить декларацию у налогоплательщика нет.

Как правильно указал суд (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2006 по делу N Ф08-3078/2006-1320А, ФАС Московского округа от 02.12.2004 по делу N КА-А40/11311-04 ), ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность представлять налоговому органу по месту налогового учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать , если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, этой обязанности корреспондирует ст.80 НК РФ, в соответствии с которой налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Таким образом, если у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать налог, то и оснований приостанавливать операции налогоплательщика по его счетам в банке у налогового органа нет.

Кроме того, согласно судебной практики (см.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу N А32-22251/2008-12/190; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2005 N А33-12414/05-Ф02-6442/05-С1) неправомерным является приостановление операций по счетам в банке, если пропущен срок представления декларации в результате необоснованного отказа налогового органа принять декларацию по причине неверного ее заполнения.

Таким образом, отдельные нарушения в оформлении деклараций (например, ошибки в оформлении титульного листа, указание ошибочного налогового периода) не могут служить основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика либо для наложения штрафа по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации.

3.2.Не уплачен налог

В соответствии с п.1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

В данном случае взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика производится в результате принятия налоговым органом соответствующего решения о взыскании и путем направления в банк инкассовых поручений на списание задолженности (п.2 ст.46 НК РФ).

На основании п.7 ст.46 НК РФ налоговый орган на этапе взыскания задолженности с налогоплательщика путем обращения взыскания на его денежные средства имеет право приостановить операции по всем его счетам в банках в порядке, предусмотренном ст.76 НК РФ.

Таким образом, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, налоговый орган также наделен правом приостанавливать операций по счетам налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Процедура бесспорного взыскании налоговой задолженности является сложной и многостадийной, в связи с чем, на этапе ее реализации нередко налоговый орган допускает процессуальные нарушения, которые могут служить основанием для отмены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и, как следствие, решения о приостановлении операций по счетам в банке.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушение сроков предъявления требования об уплате налога, нарушение порядка или способа направления требования, на основании которого уже выносится решение о взыскании задолженности за счет денежных средств и «блокируются» счета в банках.

ВПостановлении от 4 мая 2005 года N КА-А40/3677-05, ФАС Московского округа указал, что налоговым органом нарушены нормы ст. ст. 69, 76 НК РФ, так как требование об уплате налога было вручено налогоплательщику после истечения срока уплаты, в связи с чем, налогоплательщику не представлялось возможным его исполнить в установленный срок. Более того, с налогоплательщика взыскивалась задолженность, сроки на взыскание которой, с учетом положений ст.70 НК РФ, налоговым органом пропущены.

Направление требования об уплате налога представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания налогов (ст. ст. 46, 47 НК РФ). Несоблюдение налоговым органом установленного законом порядка направления требования налогоплательщику существенно нарушает конституционные гарантии налогоплательщика на защиту прав и свобод.

Кроме того, следует обращать внимание на то, каким видом корреспонденции (простым или заказным письмом) вам направляются документы из налоговой.

Как указал ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 12 июля 2010 года N Ф09-5181/10-С3, направление налогоплательщику требования об уплате налога (пени, штрафа) с нарушением положений п. 6 ст. 69 НК РФ (то есть, не заказной корреспонденцией) оценивается судом как существенное нарушение процедуры принудительного бесспорного взыскания налогов, пеней и штрафов и является самостоятельным и безусловным основанием для отмены решений о взыскании задолженности за счет денежных средств и решений о приостановлении операций по счетам.

3.3. Обеспечительная мера для исполнения решения по результатам проверки

Существует еще одно основание, когда расчетный счет налогоплательщика может быть заблокирован. Так, приостановление операций по счетам может применяться налоговыми органами как обеспечительная мера исполнения решений по проверкам (камеральным или выездным), в ходе которых начислены к уплате налоги, пени, штрафы.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п.10 ст.101 НК РФ).

Однако обратите внимание, что принимать обеспечительные меры во исполнение решения по проверке налоговый орган вправе лишь в том случае, если у него есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. На практике, такими основаниями могут являться: наличие задолженности по лицевому счету налогоплательщика, неоднократное не исполнение обязанностей по уплате налогов, сокращение активов организации, совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2010 по делу N А12-1588/2010).

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, вступающее в силу со дня его подписания и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

К сведению! Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения.

Итак, подведем итоги: НК РФ предусматривает три основания для приостановления операций по счетам:

а) неуплата налогов, сборов, пеней и штрафов;

б) не сданная вовремя налоговая декларация;

в) для обеспечения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Однако на практике налоговики зачастую злоупотребляют предоставленным им правом и используют приостановление операций по счетам налогоплательщиков как метод психологического воздействия. В связи с чем, полезной каждому бухгалтеру и руководителю будет следующая информация!

4.ВАЖНО ЗНАТЬ!

4.1. Налоговый орган не вправе «блокировать» счет, если не сдана бухгалтерская отчетность, не представлен авансовый расчет или не представлены запрашиваемые документы по проверке

Налоговый орган не имеет права «блокировать» расчетный счет, если налогоплательщик не сдал бухгалтерскую отчетность либо иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет , ввиду того, что ст.76 НК РФ не содержит в себе такого основания для приостановления операций по счетам. Эта позиция подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2007 N КА-А40/9465-07) и мнениемМинфина России в письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324.

Кроме того, суды признают незаконными «блокировку» счета, если не сдана статистическая отчетность (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.01.2009. N КА-А40/13357-08 ), не представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.02.2008 N КА-А40/235-08 ), не сдан авансовый расчет по налогу (решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2008 по делу N А40-1160/08-75-5 ). Суды, признавая незаконными действия налоговых органов в таких ситуациях, ссылаются на то, что приостановление операций по счетам, в соответствии с положениями п.3 ст.76 НК РФ может применяться только в случаях не сдачи налоговой декларации, расширительному толкованию данная норма закона не подлежит.

Также не может являться основанием для приостановления операций по счетам непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом документов в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2005 N Ф04-1592/2005(9795-А46-35); Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2005 N Ф04-760/2005(16440-А46-40)). При этом суды исходят из того, что в соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счету в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, но никак не способом обеспечения исполнения требований налоговых органов при осуществлении ими контрольных функций.

4.2. Даже если счет заблокировали, вы можете пользоваться им!

В соответствии с аб.3 п.1 ст.76 НК РФ «заморозка» счета налоговым органом не означает прекращение всех расходных операций. Очередность списания денежных средств с расчетного счета в банке осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств происходит в порядке поступления платежных документов налогоплательщика, так называемая календарная очередность.

Приостановление операций не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, поступать на заблокированный счет налогоплательщика денежные средства могут, но расходуются только в порядке очередности, указанной в ст.855 ГК РФ:

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ N21-П от 23.12.1997, налоги и сборы должны взыскиваться в третью очередь.

Кроме того, списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Таким образом, налогоплательщик по заблокированному счету может осуществить платежи 1-й и 2-й очереди, а также платежей в бюджет и внебюджетный фонды из 3-й очереди, определенной законодательством (ст. 855 ГК РФ с особенностями, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год).

4.3. Не только налоговая инспекция может заблокировать счет!

Наша статья посвящена процедуре приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, которую осуществляют налоговые органы. Однако аналогичные права по «замораживанию» расчетных счетов предоставлены также таможенным органам при взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (ст.34 НК РФ).

Порядок приостановления операций по счетам таможенными органами установлен Приказом ФТС от 3 декабря 2009 г. N 2184.

Аналогичные полномочия по приостановлению операций по счетам в банке вменены ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» Росфинмониторингу.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то обстоятельство, что если вы не уплатите вовремя страховые взносы или не представите в установленных законом срок расчеты по ним счета заблокированы не будут, поскольку законодатель не наделил внебюджетные фонды соответствующими полномочиями.

4.4. Не всякое решение о приостановлении операций по счетам должно быть исполнено

Неподлежат исполнению решения о приостановлении операции по счетам, в следующих случаях:

- решение принято неуполномоченным органом;

Решение принято в отношение счета в банке, которые в соответствии с определением счета, приведенным в ст. 11 НК РФ под данное понятие не подпадает.

Рассмотрим подробнее последнее основание, поскольку с первым все просто, раз решение принял неуполномоченный орган, то у банка отсутствуют правовые основания для его исполнения.

Итак, в соответствии со ст. 11 НК РФ, под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договоров банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства самими владельцами счетов.

Под данное определение подпадают: расчетные, корреспондентские, текущие, текущие валютные счета, «рублевые» счета типа «К» (конвертируемые) и «Н» (неконвертируемые) нерезидентов, счета, обслуживаемые с помощью корпоративных банковских карт.

Однако, приостановление операций не распространяется на счета налогоплательщиков, открытые на основании иных договоров и сделок, например: депозитные, ссудные, аккредитивные, валютные транзитные и валютные специальные транзитные счета.

Кроме того, приостановление операций по счетам налогоплательщиков-банкротов не правомерно (п.1 ст. 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случае если решение о приостановлении операций принято по не установленной форме, то оно также не подлежит исполнению банком, указанное вытекает из смысла п.4 ст.76 НК РФ.

4.5. Заблокировали счет - откроем новый?

Согласно п.12 ст.76 НК РФ банк не вправе открывать новые расчетные счета налогоплательщику при наличии решения о приостановлении операций по счетам.

Подтверждение вышеизложенному позиция Минфина РФ , изложенная в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 , в котором финансовое ведомство указало, что закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст. 76 НК РФ.

С позицией Минфина РФ согласны и суды, так в Постановлении от 23.09.2003 N А29-1832/2003 ФАС Волго-Вятского округа указал, что согласно п. 9 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам банку запрещено открывать какие-либо новые счета обозначенному в решении налогоплательщику. В Постановлении от 26.01.2006 N А42-4190/2005 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что закрытие банком счета налогоплательщика-организации, в отношении которого принято решение о приостановлении операций, не прекращает правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику-организации новых счетов в этом банке».

Более того, банки вряд ли пойдут на открытие нового счета при наличии решения налогового органа о приостановке операций или на не исполнение решения налогового органа, поскольку для кредитной организации это чревато последствиями виде штрафных санкций. Так, согласно п.1 ст.132 НК РФ при открытии счета банком, в котором уже есть решение о приостановке, влечет взыскание с него штрафа в размере 20 тысяч руб., кроме того за указанное деяние предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц банка, согласно ст.15.7 КоАП РФ в размере от двух до трех тысяч рублей. Ст.134 НК РФ предусмотрены санкции для банков, в случае не исполнения ими решений налоговых органов о приостановлении операций по счету, в размере 20 процентов от суммы, которая будет перечисляться по платежным поручения налогоплательщика, но не более суммы задолженности и не менее 10 тысяч рублей. Административная ответственность за данное деяние влечет взыскание штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ст.15.9 КоАП РФ).

Следует заметить, что выход из данной ситуации есть, поскольку невозможность открытия нового счета в том же банке, где заблокирован счет, не влечет за собой невозможность открытия нового счета в другом банке . В связи с чем, налогоплательщик может открыть счет в новом банке и провести необходимые денежные перечисления по нему. Однако обращаем ваше внимание, что эта возможность будет существовать только 5 дней, поскольку именно этот срок отводится банку на сообщение в налоговый орган информации об открытии налогоплательщиком счета (п.1 ст.86 НК РФ), после чего новый счет также будет «заблокирован» решением инспекции.

4.6. Если счет арестован, пеня не начисляется

В соответствии с аб.2 п.3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам или наложен арест на имущество налогоплательщика. То есть данная норма исключает возможность начисления пени по неисполненным налоговым обязательствам в период, когда счет налогоплательщика заблокирован (см.Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.01.2007 N . А41-К2-9953/06; Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 по делу N А57-25579/2009).

4.7. Налоговый орган заплатит проценты за несвоевременную «разблокировку» счета

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в ст.76 НК РФ введен п. 9.2 , согласно которому в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим при-остановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Поэтому, если налоговая не спешит «разблокировать» замороженный счет, вы вправе требовать проценты за нарушение сроков.

При этом, проценты будут исчисляться исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам.

4.8.Оспаривание незаконного приостановления операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с ситуацией, когда его счета незаконно «заблокированы» и переговоры с налоговым органом не дали положительного результата, остается лишь обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Однако сразу обращаем ваше внимание, что процедура эта довольно длительная. Вместе с тем, существует метод, которые может позволить налогоплательщику на время судебного разбирательства пользоваться заблокированным счетом. Налогоплательщик на основании ч.3 ст. 199 АПК РФ может обратиться в суд с ходатайством о приостановлении действия решения о «блокировке» счета, в случае его удовлетворения судом это означает, что на период судебного разбирательства налогоплательщик имеет право без каких-либо ограничений осуществлять расходные операции по расчетным счетам и открывать новые счета в той же кредитной организации. По данному поводу существует Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83, в соответствии с которым, под приостановлением действия ненормативного правового акта, понимается не признание акта, недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом.

Кроме того, в случае судебного обжалования решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщик должен обоснованно мотивировать свои требования, сославшись на то, что незаконная блокировка счета налоговым органом может привести к значительным финансовым потерям и подтвердить это документально.

Анализ судебной практики показывает, что имеются судебные акты в пользу налогоплательщиков. Например, Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/680-08 , в котором суд указал, что, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке причинит организации значительный ущерб - лишит возможности исполнять обязательства перед поставщиками, на суммы несвоевременно выплаченной заработной платы работникам должны будут начисляться проценты, придется приостановить деятельность сотрудников до полного погашения задолженности по заработной плате, в связи с чем судом правомерно удовлетворено заявление налогоплательщика о приостановлении действия решения, которым заблокированы счета.

Еще одно положительное решение - Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2007 N КА-А40/7894-07 . В этом судебном акте сделан вывод о том, что непринятие мер по обеспечению иска может нанести значительный ущерб заявителю, а именно, фактически делает невозможным исполнение обязательств перед работниками организации по выплате заработной платы и перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, исполнение иных финансовых обязательств, поскольку все поступающие на расчетный счет заявителя денежные средства перечисляются в соответствии с представленным в банк инкассовым поручением в счет погашения недоимки и пени.

Итак, если вы уверены, что решение о приостановлении операций по счетам в банке вынесено необоснованно и можете подтвердить это документально, то существует реальная перспектива положительного исхода дела, с учетом складывающейся судебной практики.

Добрый день.

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам - фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» - это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

Также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

Еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

Также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Надеюсь мой ответ Вам помог.

С Уважением,

Васильев Дмитрий.

Наиболее действенный результат при воздействии на налогоплательщиков оказывает приостановка всех банковских операций на их счетах. Такие полномочия имеют служащие фискальной службы.

Основная цель этих действий – запрещение банковским учреждениям открывать новые счета для организаций и физлиц, к которым применены санкции. С целью упорядочивания сведений о заблокированных налоговой службой счетах была разработана система информирования банков о приостановлении операций.

Статьей 76 НК Российской Федерации определены причины по которым фискальная служба может приостановить операции на банковских счетах юридических и физических лиц. Это:

  • не предоставленная в установленное время декларация. Счет могут арестовать через 10 дней прошедших после пропущенного срока сдачи документа;
  • нет ответа на запрос налоговой службы. Как правило, в таких требованиях указан срок к которому следует дать ответ. В случае его отсутствия, налоговая может, по прошествии 10 дней, блокировать счет;
  • не уплачен налог. Осуществить оплату следует в течение 10 дней. В противном случае счета могут быть заблокированы;
  • не предоставлен расчет НДФЛ работников организации. Счета блокируется спустя 10 дней после окончания срока подачи отчетности.

Где и как проверить информацию о блокировке счета

С целью осуществления контроля за состоянием банковских счетов юридических и физических лиц на сайте ФНС РФ используется система «БанкИнформ» (система информирования банков о состоянии обработки электронных документов). С ее помощью есть возможность получить сведения о:

  • состоянии обработки электронных документов ;
  • наличии решения по блокированию счетов;
  • участии банка в электронном обмене документами;
  • объединенных архивных базах из налоговой службы в ТУ и банковские учреждения;
  • исходящих из ФНС РФ электронных документах.

Воспользоваться системой для проверки информации могут все граждане России совершенно бесплатно.

Порядок получения информации в системе

Для того чтобы узнать заблокирован ли счет следует поступать в соответствии с инструкцией:

  • посетить официальный веб-ресурс фискальной службы (service.nalog.ru/bi.do — сайт ИФНС);
  • найти сервис «система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
  • выбрать вкладку «запрос действующих решений о приостановлении»;
  • заполнить информацию об интересующем лице. Потребуются данные ИНН плательщика налогов и БИК кредитного учреждения в котором обслуживается его счет;
  • подтвердить автоматический запрос, что информация нужна человеку, а не роботу;
  • кликнуть на клавишу «отправить запрос».

Вслед за этим система «БанкИнформ» выдаст сообщение в котором будет указано вследствие чего была применена блокировка счета. Воспользовавшись этой информацией налогоплательщик имеет возможность проверить насколько такое решение соответствует законодательству. В сообщении находятся все сведения необходимые для понимания причин таких действий налоговой службы. Особое внимание нужно направить на:

  • дату, установленную в ответе. Имеет огромное значение с какого времени были заблокированы счета. Также важен период в течении которого длится просрочка в предоставлении документации, уплаты налога и т.п.;
  • существование задолженности и ее величина;
  • наличие подписей представителей налоговой.

В случае отсутствия этой информации в сообщении или если сведения не достоверные, то решение о блокировании счетов есть возможность оспорить. Это можно сделать как в самой налоговой, так и в судебном порядке.

Порядок снятия блокировки со счета

Заблокированные банковские счета создают для налогоплательщика довольно большие неудобства. Это связано с тем, что такое положение дел затрудняет расчеты с контрагентами. Вследствие этого он является наиболее заинтересованным в максимально быстром снятии ареста со счетов, чтобы иметь возможность продолжать работу в привычном режиме. Для разблокирования счетов плательщику налогов необходимо:

  • произвести оплату возникшей задолженности по налогам, из-за которой был заблокирован счет;
  • передать запрашиваемые налоговой документы;
  • исполнить требования ИФНС;
  • подать сведения о работниках по НДФЛ.

Исполнив требования, которые предъявляет фискальная служба, налогоплательщику следует созвониться с отделом камеральных проверок налоговой. Во время разговора необходимо проинформировать их об выполнении поставленных условий. Как правило, отправлять письменную просьбу разблокировать счет нет надобности. Но по желанию налогоплательщика, для надежности, можно это сделать. После выполнения указанных операций расчетный счет разблокируют по прошествии суток.

На период нахождения счета под арестом оказывает влияние время в течении которого налогоплательщиком будут выполнены требования налоговой службы. Арест со счета будет снят на следующий день после выполнения допущенных нарушений.

Возможно возникновение ситуаций, когда сотрудниками фискальной службы проводится неправомерное блокирование счетов. При таком развитии событий есть возможность вынудить налоговую службу согласиться с тем, что их постановление было неправомерным. Добившись такого решения можно получить начисление процентов от денежных средств заблокированных на счету. Возможные причины, когда фискальную службу можно разоблачить в неправомерных действиях и получить денежное возмещение:

  • счет был заблокирован по истечении срока на принятие такого решения;
  • налоговой с опозданием отправлено уведомление в банк для разблокирования счета;
  • не в установленный период времени было принято решение о снятии ареста.

Хотя система «БанкИнформ» была создана прежде всего для банков, все компании РФ имеют возможность воспользоваться ею, чтобы не пострадать из-за бесчестных партнеров.

Имея информацию об ИНН налогоплательщика можно узнать всю информацию о блокировании счета, включая даты и номера решений.

Компании необходимо обжаловать Решение ИФНС №24 от 22.01.18 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (в результате которого были списаны с расчетного счета обеспечительные меры - 200 руб). Предыстория: 16.10.17 налоговая вынесла решение о привлечении лица к ответственности и взыскании штрафа 200 руб. 15.11.17 компания оплатила штраф в размере 200 руб. 16.11.17 налоговая вынесла требование об уплате налога, сбора, пени, взносов, пени, штрафа, процентов на основании решения от 16.10.17. И уже 22.01.18 налоговая выносит это решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и удерживает обеспечительную сумму в размере 200 руб. То есть эти меры необоснованны. Задолженность компанией оплачена в полном объеме. Прошу прислать ссылки на НПА, регулирующие обжалование таких необоснованных решений налоговых органов. Возможно, имеются образцы, формы.

Ответ

Действия налогового органа по приостановлению операций по счету и удержанию обеспечительной суммы необходимо обжаловать.

В жалобе необходимо изложить хронологию событий, а также указать на следующие факты:

  • налогоплательщик на основании решения о привлечении в ответственности в виде уплаты штрафа имеет срок на добровольное исполнение санкции ( ),
  • требование о взыскании штрафа выносится только при наличии недоимки ( ),
  • приостановление операций по счету налогоплательщика возможно только в случае неисполнения требования об уплате штрафа ( ).

Однако в указанной ситуации выставление требования неправомерно ввиду добровольной уплаты штрафа.

В жалобе можно также указать на тот факт, что налогоплательщик имеет право взыскать с налогового органа документально подтвержденные убытки, которые возникли в результате блокировки средств на счете ( ).

Обоснование данной позиции в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке ( ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Жалобу можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела ( ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в .

Если обжалуемое решение налоговая инспекция вынесла с нарушениями, она обязана устранить эти нарушения и сообщить об этом в региональное УФНС России в течение трех рабочих дней. В таком случае региональное УФНС России оставит жалобу без рассмотрения ( ).

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налоговой инспекции. Однако исполнение решения можно приостановить, если заявитель представит банковскую гарантию, по которой предъявленные ему суммы недоимки (пеней, штрафа) обязан уплатить банк. Требования к банковской гарантии приведены в статьи 138 Налогового кодекса РФ.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика ( ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решениеобжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден .

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы ( , ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде ( ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления (

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - это прекращение банком всех расходных операций по счетам организации или ИП (п. 1 ст. 76 НК РФ). Банк перестает проводить операции на основании решения, полученного от налогового органа. При этом налоговая должна передать сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщику, направив ему копию решения не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения (п. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 76 НК РФ). Кстати, с тем же успехом ИФНС может выдать «распоряжение» на блокировку счета налогового агента, плательщика взносов или плательщика сбора (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам может быть:

  • непредставление налогоплательщиком декларации, срок подачи которой был пропущен, в течение 10 рабочих дней после срока (п. 6 ст. 6.1 , пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). За непредставление расчета по авансовому платежу, а также расчета по страховым взносам счет не заблокируют (Письма ФНС от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663 , Минфина от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556);
  • непредставление налоговым агентом своевременно не поданного расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ , п. 2 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515);
  • неисполнение в срок требования об уплате налога, взноса, пени, штрафа (п. 1 ст. 69 , п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • наложение налоговиками запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества по итогам налоговой проверки. В этом случае ИФНС может приостановить операции по счету в качестве обеспечительной меры, если общая стоимость имущества по данным бухучета меньше суммы недоимки, пени и штрафов, подлежащей уплате налогоплательщиком (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • непредставление организацией, обязанной сдавать налоговые декларации и расчеты в электронном виде, налоговому органу в срок квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган (п. 5.1 ст. 23 , пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • необеспечение условий для получения документов в электронной форме по ТКС из ИФНС налогоплательщиком, у которого появилась обязанность представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 , пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ , Письмо ФНС от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@). При таких обстоятельствах организация должна, к примеру, заключить договор с оператором электронного документооборота и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. А если она этого не сделает, налоговики будут вправе заморозить ей счет.

Проведение платежей не смотря на приостановления по счетам налогоплательщика

Наличие приостановлений по счетам налогоплательщика не означает, что по ним нельзя провести вообще ни одной операции.

Во-первых, если на счете денег было больше, чем заблокированная сумма, то свободным остатком средств организация или ИП может спокойно распоряжаться по своему усмотрению (п. 2 ст. 76 НК РФ). Однако при приостановлении операций за непредставление декларации блокируется вся сумма денег на счете (Письмо Минфина от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).

Во-вторых, даже при полной заморозке счета налогоплательщик может уплачивать с него налоги, сборы, взносы, пени и штрафы, зачисляемые в бюджетную систему РФ, а также делать платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ , п. 2 ст. 855 ГК РФ). К ним относятся платежи:

  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам о выплате выходных пособий и зарплаты работавшим по трудовым договорам, а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по перечислению зарплаты работникам. А также платежи по поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и взносам (3-я очередь);
  • по исполнительным документам в отношении других денежных требований (4-я очередь).
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...