Порядок оплаты больничных листов. Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком Закон 255 об обязательном социальном страховании


Глава 1. Общие положения

Статья 1.3.

Страховые риски и страховые случаи

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Вернуться

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

6. Утратила силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду

Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.1. Права и обязанности страхователей

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц

Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов

Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов

Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 11.2.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

5/5 (2)

255 федеральный закон об обязательном социальном страховании

В этом российском законопроекте, затрагивающем тему «обязательного соц. страхования», устанавливается отдельный порядок, объем выплачиваемых средств (рассчитываемых пособий), и определяются нормы социального обеспечения по конкретным категориям.

В данных вопросах государство является гарантом, к примеру если наступает кратковременная нетрудоспособность или же в ходе обеспечения выплат по больничному с учетом имеющегося стажа, по причине материнства и т. д. Детально об этом можно узнать во второй главе обозначенного ФЗ.

На объем пособий в соответствии с нормами закона влияют определенные факторы. Ключевым является рабочий стаж. В какой сфере деятельности трудится человек, при рассмотрении этого вопроса не столь важно.

Внимание! Вот список таких факторов:

  • работа на гос. службе;
  • трудоустройство на основании заключенного с работодателем трудового соглашения;
  • сотрудник занят в муниципальной структуре и прочее.

Условия закона предусматривают выплаты по страховке с учетом накопленного стажа:

  • при работе от восьми лет – 100%.
  • если период работы составил от пяти до восьми лет – 80%.
  • работа менее пяти лет – 60%.

В качестве исключения из этого правила можно рассмотреть порядок начисления выплат по беременности (родам) – если женщина трудилась как минимум 6 месяцев в организации, тогда ей перечисляют все 100% пособия.

Когда вступил в силу 255 ФЗ

Официально рассматриваемый закон, касающийся страхования лиц (обязательного социального), принят Госдумой РФ в конце декабря 2006 г., о чем был вынесен отдельный приказ.

С момента официального закрепления нормативного акта в его содержание часто вносили поправки, чтобы усовершенствовать законопроект и устранить возможные недостатки (как и с 275 Законом в последней его редакции). К примеру, систематическому ежегодному пересмотру подлежат суммы назначаемых выплат.

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

На данный момент в закон №255 внесены и действуют нормы, регулирующие вопросы, касающиеся налогов (сборов). Таким образом, закон имеет прямое пересечение с Налоговым кодексом. Закон устанавливает меры контроля для обеспечения правильного расчета, своевременной и полной выплаты отчислений за отдельные периоды (отсчетные).

Важно! В качестве дополнения в закон внесены отдельные поправки, затрагивающие такие моменты:

  • размер выплат (индексаций). Его утвердили;
  • максимальную базовую величину;
  • минимальную сумму оплаты труда.

Ряд статей с начала мая 2017 г. были подвержены некоторым изменениям, которые следует рассмотреть далее.

Статья 3

В этой статье рассказывается, что застрахованные граждане обеспечиваются страховыми выплатами из гос. бюджета (Фонд соц. страхования), или же их гарантирует страхователь.

Учтите! По условиям закона пособие выдается следующим категориям лиц:

  • гражданам, застраховавшимся в течение трех дней от даты, когда они стали временно нетрудоспособны. Формирование выплат в данном случае средствами страхователя. Денежные выплаты с 4-го и последующего дня собираются за счет гос. бюджета (Фонда);
  • лицам, самостоятельно решившим вступить в правоотношения страхования – средства с первого же дня выделяются Фондом.

Согласно пунктам 2-5 части 1 статьи 5 Закона 255, выплаты в связи с наступлением нетрудоспособности осуществляют с 1-го дня возникновения подобного обстоятельства. Последняя редакция осталась без изменений.

Статья 5

Условия закона предусматривают необходимость выплаты пособий в связи с наступлением кратковременной нетрудоспособности:

  • при травмах (тяжелых заболеваниях);
  • при возникновении необходимости ухаживать за заболевшим членом семьи;
  • при нахождении взрослого застрахованного гражданина на карантине, пребывании на карантине ребенка (до 7 лет) при условии посещения им дошкольного учреждения образовательного характера, а также недееспособного родственника.
  • при пребывании в мед. организации с целью протезирования.

Внимание! Причитающаяся гражданину сумма пособия в связи с временной утратой способности работать выдается застрахованному лицу на основании закона только при условии наличия страховки по месту официального трудоустройства или возникновения болезни (травмы) в течение 30 суток с момента увольнения.

Статья 7

В Федеральном законе 255 зафиксирован конкретный объем пособия, который граждане могут получить, временно став нетрудоспособными по причине болезни или полученных травм. Расчет в первую очередь будет зависеть от длительности трудового стажа.

Рассчитываются выплаты следующим образом:

  • если застрахованное лицо работает в организации 8 лет и дольше, ему выдается 100% средней получаемой зарплаты (выплата полная);
  • при работе до 8 лет, но не меньше 5 выплаты будут в размере 80 % от средней получаемой в организации зарплаты;
  • если длительность трудоустройства меньше 5 лет, значит, выплатят только 60% от средней получаемой зарплаты.

Рассчитывается пособие на основании закона в связи с уходом за больным так. На протяжении первых 10 суток объем пособия рассчитывается с учетом величины стажа (как того требует закон 255). К примеру, продолжительность работы сотрудника в организации больше 8 лет предоставляет ему право претендовать на полную 100-процентную выплату исходя из получаемой им зарплаты.

Однако восстановление здоровья человека может и не ограничиться десятидневным периодом. При таких обстоятельствах сумма денежной компенсации сократится вдвое и составит 50% от получаемой сотрудником в организации зарплаты.

Если говорить о нахождении ребенка на лечении в стационаре, то здесь сумма пособия будет связана с длительностью страхового стажа.

Если протяженность трудовой деятельности сотрудника в организации составляет меньше полугода, то закон 255 требует начисления страховых выплат в объеме «минималки».

В отдельных регионах государства в таком случае при расчете дополнительно учитывается коэффициент. К примеру, если компенсация гражданина равна получаемой им средней зарплате, то к ней прибавляется указанный коэффициент. Так происходит увеличение суммы выплат в связи с наступлением нетрудоспособности.

Последняя редакция рассматриваемой статьи не изменялась.

Статья 8

Внимание! Перечень законных поводов снижения объема причитающейся гражданину финансовой компенсации в соответствии с законом 255:

  • больной не соблюдал установленный его лечащим врачом режим;
  • застрахованное лицо не прибыло для проведения планового мед. осмотра. Также его не было и в ходе проведения медико-социальных исследований. Подобные нарушения рассматриваются законом как недопустимые;
  • гражданин находился под действием наркотических препаратов (средств), был в состоянии опьянения из-за употребленного алкоголя или прочих токсинов.

Обнаружение одного из перечисленных или нескольких обстоятельств согласно закону 255 приводит к снижению суммы пособия до «минималки». После последнего редактирования в статью не вносились изменения.

Статья 9

Закон предусматривает список периодов, когда на компенсацию в связи с нетрудоспособностью гражданин не может претендовать.

Важно! В выплатах будет однозначно отказано в таких случаях:

  • на основании вынесенного в организации приказа работника ранее освободили от выполнения его трудовых обязанностей в полной или частичной мере. При таких условиях работодатель и дальше начисляет сотруднику зарплату, учитывая средний ее показатель;
  • сотрудник решением работодателя отстранен от работы при наличии веских оснований. Здесь компенсация в виде пособия и оплата за работу гражданину не платится;
  • сотрудник самостоятельно пытался причинить вред своему здоровью (умышленно нанести телесные повреждения), или же его умысел был направлен на самоубийство. Подтверждение этих фактов предоставляются в судебном процессе.

Нанесение застрахованным работником самому себе телесных повреждений в ходе производственного процесса расценивается как уголовно наказуемое деяние.

Последняя редакция закона осталась неизменной.

Статья 11

Учтите! Закон 255 регламентирует проведение расчетов компенсации женщинам по страховке, если они оформляют отпуск в связи с беременностью (родами). При официальном трудоустройстве и наличии страховки пособие будет полным – 100% исходя из средней получаемой сотрудницей зарплаты.

Если время работы женщины в организации составило меньше полугода, выплачиваться пособие будет. В ряде регионов страны дополнительно с «минималкой» в ходе расчета пособия могут использоваться утвержденные коэффициенты, что позволяет получать несколько большие выплаты, нежели обычно.

Статья 12

Статьей определен срок, отведенный сотрудникам на обращение за оформлением пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью временного характера или же для получения выплат, причитающихся при беременности (родах).

Чтобы получить пособие в связи с наступлением нетрудоспособности, работнику следует после выздоровления обратиться за проведением соответствующих начислений.

Единственное ограничение – заявление от работника должно поступить на протяжении полугода от даты, когда его трудоспособность восстановлена (или же определена группа инвалидности), либо завершился период освобождения от работы (часть 1).

Назначается пособие в связи с беременностью (родами), если соответствующее заявление поступило от сотрудницы на протяжении полугода от даты завершения предоставленного ей на работе отпуска.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Если срок был пропущен, тогда ответственным за принятие обращений является представитель страховщика на территории. Принятие происходит лишь при наличии веских оснований пропуска установленного законом срока.

Последняя редакция закона не изменялась.

Статья 13

В 2017 изменения затронули часть 5 статьи 13 Закона 255. Оформление больничного листа проводится мед. учреждением. Его подготавливают письменно или же публикуют в электронном формате в системе страхователя. Второй случай подразумевает необходимость использования электронной подписи отдельного медицинского сотрудника (врача) или же мед. заведения.

Важно! Для получения трудоустроенным на официальных началах гражданином выплат в рамках назначенного пособия требуется предоставление квитанции, подтверждающей размер его зарплаты.

Указанный документ выступает основой в процессе проведения расчетных действий по начисляемому пособию. Процедура оформления листка, подтверждающего нетрудоспособность, проводится согласно нормам Федерального закона. Оформляется и предоставляется больничный лист в установленном Правительством порядке.

Статья 14

Пособие, выплачиваемое при наступлении факта нетрудоспособности, рассчитывают исходя из получаемой сотрудником в организации средней зарплаты за последние 2 года в соответствии с Законом 255.

Если сотрудник работает не у одного работодателя, тогда он вправе претендовать на получение нескольких выплат. Компенсацию предоставляют гражданину, как только он выходит на рабочее место.

Учет страхового стажа продолжается и во время отпуска по беременности (родам), при уходе за ребенком.

Оплата пособия проводится по прошедшим 2 годам вместе с отпуском по декрету.

Никаких изменений в последней редакции не было.

Посмотрите видео. Что дает социальное страхование?

Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Сейчас листок, удостоверяющий нетрудоспособность, подготавливают на бумаге или передают в электронном варианте.

Такое новшество существенным образом улучшило взаимодействие сотрудников и их работодателей в рассматриваемом вопросе.

Переживать из-за порчи документа теперь сотруднику незачем. Раньше было много факторов, из-за которых могли возникнуть проблемы – документ помялся, был утерян или ликвидирован ввиду наступления непреодолимых условий. Получение дубликата письменного документа – сложная процедура.

Внимание! Каким образом работает электронный листок нетрудоспособности, можно посмотреть в таблице ниже:

Возникновение страхового случая Каждое из оснований, достаточных для оформления сотруднику больничного, расписано в статье 5 Закона 255.
Как только наступил страховой случай, работник уведомляет о данном факте работодателя При наличии у работодателя возможности принятия электронного больничного листка он сообщает об этом сотруднику. Работник самостоятельно выбирает, в какой форме документ будет оформлен, поэтому выбор электронного документа доступен.
При положительном ответе Если ответ положительный, тогда врачу необходимо сообщить об этом. Ответственный за подготовку документа врач занимается оформлением электронного больничного, проставляя в нем свою электронную подпись.
Как только документ подготавливается, его переносят в единую базу В базе у работодателя есть свободная возможность разыскать документ.
Руководство удостоверяется в том, что его сотрудник реально заболел, и ему оформили больничный Удостоверившись, начальство принимает меры для заполнения соответствующих строк, обозначая в них необходимую информацию.
Для этого используется единая электронная база больничных листов Их свободно может проверить инспектор ФСС

С созданием подобной единой базы были связаны в одну цепочку: работник, его работодатель и инспектор ФСС. С использованием подобной схемы взаимодействие указанных лиц стало максимально упрощенным и эффективным.

Критерии расчета

Чтобы узнать сумму пособия, следует среднюю зарплату, получаемую сотрудником за день, умножить на период утери возможности работать. Пособие = зарплата за день х число дней нетрудоспособности

Если период утери трудоспособности приходится на 2018 г., то в расчетной формуле будут фигурировать данные за прошедшие 2016, 2017 года.

Включены в подобный расчетный период все получаемые официально сотрудником выплаты в организации, за которые были сделаны отчисления в ФСС.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений , и настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) - обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - , установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона;

1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле").

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

1. Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2. Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов.

2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Застрахованным лицам, указанным в "части 3 статьи 2" настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским "кодексом" Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с "пунктом 1 части 2 статьи 3" настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия. Межведомственный запрос страховщика о представлении документов (сведений) направляется в течение трех календарных дней со дня поступления заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Срок подготовки и направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответа на указанный межведомственный запрос не может превышать пять календарных дней со дня поступления межведомственного запроса в указанные органы.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

9. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

10. Информация о назначении и выплате застрахованным лицам в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...