Порт за полярным кругом Сабетта. Морской порт «Саббета»


уделом романтиков и экстремалов, сегодня становится обычной морской дорогой. Через год на севере Сибири появится новое сердце Северного морского пути - порт Сабетта. Огромный комплекс, который обеспечит работой атомный флот, исследователей и торговцев. Новая Мангазея Сибири

Строительство нового порта Сабетта началось летом прошлого года. Новый порт в будущем должен стать крупнейшими арктическими морскими воротами России. Как отмечено в сообщении пресс-службы "НОВАТЭКа", новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале. Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России, подчеркивается в сообщении.

Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

По сути, это крупнейшая морская стройка современной России стоимостью около 600 миллиардов рублей.

В декабре 2011г. постановлением российского правительства на строительство порта Сабетта было предписано выделить в 2012-2016 гг. федеральные средства в объеме 47,2 млрд руб, а также 25,9 млрд руб. внебюджетных средств. Ранее финансовый директор "НОВАТЭКа" Марк Джетвей сообщал, что в "Ямал-СПГ" планируется привлечь $7-8 млрд при общем объеме инвестиций в проект на уровне $18-20 млрд.

Нам, конечно, больше всего интересно, как это отразится на будущем Сибири и ее жителей. Наблюдатели уверяют - это будет новая Мангазея (город, ставший в свое время центром пушных промыслов, о котором блог "Открой Сибирь!" еще расскажет).

Вот, например, что пишет Владимир Рукша из Мурманска:

"Начало работы порта Сабетта даст нам, морякам атомного ледокольного флота, постоянную долговременную работу. При этом впервые это будут долгосрочные договоры на 15 - 25 лет. Проект "Ямал СПГ" на первом этапе будет генерировать 5 - 6 миллионов тонн грузов в режиме круглогодичной навигации. На третьем этапе глубоководный порт Сабетта будет генерировать до 16 миллионов тонн в год. С учетом того, что этот грузопоток в достаточно большом объеме планируется к продаже на рынки Тихого океана, это значит, что зимой атомные ледоколы Росатомфлота будут обеспечивать безопасную проводку судов с грузами углеводородов через Карское море, скорее всего в европейском направлении, а в летне - осенний период эти же грузы пойдут транзитом по трассам Северного морского пути, также в сопровождении атомоходов Росатомфлота.

Порт Сабетта - это вторая мангазея для Ямальской земли. Я уверен, что начало строительства глубоководного арктического порта и начало финансирования строительства нового атомного ледокола Росатомфлота - это звенья одной цепи, этапы одного громадного проекта по развитию важнейшей трансконтинентальной транспортной магистрали - Северного морского пути".

А вот еще одно свидетельство со стройки. Совсем недавно туда съездил магистр 2-го года обучения кафедры экологии и природопользования ИЭУиП Сибирского федерального университета Александр Митев. Он, как водится молодым романтикам, и вовсе сравнивает эту стройку со вторым БАМом, и готов хоть сейчас вернутся туда для создания мега-проекта:

"Может, для кого-то ещё существует вопрос - зачем строить огромный порт в Арктике? - но ведь ответ лежит на поверхности. Так уж сложилось, что природные богатства России, прежде всего газ и нефть, находятся на севере страны, вдалеке от тех объектов, где они действительно нужны. Как доставить их потребителю?

Так что в этом отношении мне повезло - такого крупного проекта в России не было, наверное, со времён строительства Байкало-Амурской магистрали. И вот в составе группы специалистов-экологов попал я на полуостров Ямал, где необходимо было провести радиационно-экологические исследования.

В тундре я раньше не был, но она оказалась примерно такой, как я её и представлял: холод, ветер, снег, полярная ночь и северное сияние. Вообще, работать в условиях Крайнего Севера без привычки оказалось достаточно тяжело, особенно когда находишься по 6-8 часов под открытым небом. Тем не менее, суровая, безжизненная красота этого края не оставляет равнодушным никого из тех, кто здесь побывал".

Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.

Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».

В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.

Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).

Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.

В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.

Доставка груза в порт сабетта

В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.

В Сабетту можно попасть пока только по воздуху (новый аэропорт я уже Вам показал ) или по Северному морскому пути, это стало возможно, благодаря строительству здесь нового арктического порта с одноименным названием. Его строительство началось в 2012 году, полностью всё будет построено в 2017 году. Вот про него сегодня и пойдёт речь.


20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка порта Сабетта. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

2. Административно-бытовые здания порта.

Порт расположен в 5 километрах к северо-востоку от одноименного поселка. Сам посёлок Сабетта, находится на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Порт уже 3 года функционирует, работает в круглогодичном режиме. За 2015 год через него уже прошло более 3 млн тонн строительных грузов, а всего за время работы более 6 млн тонн.

Морской порт Сабетта строится прежде всего для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и для дальнейшей транспортировки природного газа и газового конденсата морским транспортом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Атлантики. Грузы будут перевозиться танкерами класса Arc7. А ещё без него строительство завода по сжижению газа «Ямал СПГ» было бы просто не реально.

Строительство порта реализуется на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

Порт строится в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап включает строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Основной этап строительства включает в себя технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

7. Не нужен нам берег турецкий, коли Карское море есть у нас!

12. Резервуары для хранения сжиженного газа

Сам проект безусловно уникален. Прежде всего потому, что он строится с нуля, так как здесь не было практически никакой транспортной инфраструктуры.

Инфраструктура порта из себя будет представлять: подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, глубиной 15,1 м, морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м. Акватория порта будет глубиной 15,2 м. В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры: контрольно-корректирующая станция, пост гидрометеорологического наблюдения, административные, технические и складские здания.

В 2012-2013 годах был создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, глубиной 12,4 м и акватории вспомогательных причалов, что позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта. Сейчас ведётся строительство оснований технологических причалов по отгрузке. Их сюда доставят в модульном исполнении, за 6 месяцев соберут и доведут до ума и к запуску первой линии завода, намеченной на 2017 год, уже всё будет работать в полноценном режиме.

У государства есть планы - к порту подвести железную дорогу, тянуть где-то 700 км. Если и это станет реальностью. Наш порт превратится уже в важный стратегический узел всего Северного морского пути, да и Арктики в целом. И через него на экспорт пойдет не только сжиженный газ, но и зерно из Сибири, металлы с Урала или уголь из Кузбасса.

Большое спасибо всей пресс-службе компании ОАО «НОВАТЭК» за организацию моего визита.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

Производственный экологический контроль (мониторинга) объекта в 2016-2017 гг.


Специалисты Международного экологического Фонда "Чистые моря" осуществляют экологический мониторинг морской среды и животного мира в течение всего строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал. Генеральный подрядчик по строительству ОАО «УСК МОСТ» определен Распоряжением Правительства РФ. Начало работ – 2012 г., окончание работ – 2017 г. Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август – октябрь).

Экологический мониторинг дноуглубительных работ в порту Сабетта

Новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале.


Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России. Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В июле-ноябре каждого года "НОВАТЭК" предполагает отправлять суда через Берингов пролив на Восток, а в декабре-июне - через Атлантический океан на Запад. Проект реализуется ОАО "НОВАТЭК" совместно с французской Total. Естественно, такое масштабное строительство привлекает повышенное внимание международных и российских экологических организаций. В связи с чем экологический мониторинг является важнейшей составной частью работ.

12 января 2018 года атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий» . В сопровождении ледокола Росатомфлота судно проследует во французский порт Дюнкерк (Dunkerque).

На акватории морского порта Сабетта из-за нарастания толщины ледового покрова более 0,7 м устанавливают ограничения по режиму ледового плавания. По распоряжению исполняющего обязанности капитана морского порта Сабетта Александра Морозова с 15 января не допускают к плаванию баржебуксирные составы и суда с ледовыми классами Ice1, Ice2, Ice3. Судам с ледовым классом Arc4 разрешено плавать во льдах только под проводкой ледокола. Допускают к плаванию во льдах под проводкой ледокола или самостоятельно по разрешению и рекомендациям ледокола суда с ледовым классом Arc5 и выше.

После завершения проводки «Бориса Вилькицкого» атомный ледокол Росатомфлота проведет в порт Сабетта танкер-газовоз «Эдуард Толль», четвертое судно типа «YAMALMAX» * , имеющий ледовый класс ARC7, 24 декабря 2017 года вошел в Полярные воды в Беринговом море, прошел траверз мыса Дежнева и вышел на трассу Северного морского пути. После 17 дней транзитного перехода танкера-газовоза через четыре моря судно благополучно прибыло в акваторию Обской губы в районе острова Белый, где его взял под проводку атомоход «50 лет Победы» для дальнейшего следования по морскому каналу до внешнего рейда морского порта Сабетта.

Впервые в истории транспортное судно осуществило самостоятельный переход по Северному морскому пути в период зимней навигации с востока на запад без ледокольного сопровождения. Наиболее тяжелые участки встречались на подходах к проливу Санникова и непосредственно после его прохождения. Факторами, которые также затрудняли движение судна, являлись ледовые сжатия и огромные поля торосов, достигавшие местами 2 метров в высоту.

Всего с момента запуска «Ямал СПГ» в декабре 2017 г было отгружено 5 партий СПГ. Пока «Ямал СПГ» продавал партии по 73 000 тонн. С учетом цен на биржах NBP и TTF каждый танкер может приносить порядка 20 млн евро.

Ворота Арктики >>

Первую партию купил швейцарский трейдер "НОВАТЭКа" Novatek Gas&Power (NGP) и отгрузил трейдинговой дочке малайзийской Petronas (Petronas LNG UK Limited).

Партия была доставлена в Великобританию танкером «Кристоф де Мажери», однако позже появилась информация о том, что в итоге СПГ был перегружен на танкер Gaselys, который направляется в США.

Вторую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставил в порт Роттердам , там она также была перегружена и направлена в порт Ферроль в Испании. Конечным получателем стала китайская CNPC.

Третья партия была доставлена танкером «Федор Литке» во французский порт Монтуар (Montoir) и перегружена на танкер «Jurojin» компании Vitol, который направился в порт Пхентхэк в Южной Корее и прибудет туда 6 февраля 2018 г.

С четвертой партией СПГ, весом 72 973 тонны, танкер-газовоз «Кристоф де Мажери» 9 января вновь направился в Европу . 11 января танкер миновал Карские Ворота и продолжает путь в Великобританию. Пункт назначения - регазификационный терминал Dragon LNG, расположенный в устье реки Cleddau, в порту Milford Haven. Маршрут судна проходит через Северное море и далее через пролив Ла-Манш. Прибытие для разгрузки ожидается 16 января 2018 г.

Пятую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставит в порт Дюнкерк . Прибудет во Францию ориентировочно 25 января 2018 г. Конечный получатель Total.

Завтра, 17 января «Эдуард Толль» (принадлежащит канадской Teekay) после загрузки шестой партии СПГ выйдет из порта Сабетты и направится во Францию на СПГ-терминал Montoir de Bretagne , куда прибудет 28 января, следует из данных системы позиционирования. Кто является конечным покупателем очередной партии СПГ, представитель «Новатэка» комментировать не стал. Оператором терминала Montoir de Bretagne является компания Elengy, СПГ-подразделение французской Engie.

В декабре 2017 года представитель НОВАТЭКа заявил, что завод «Ямал СПГ» намеревается отгрузить по спотовым контрактам до апреля 2018 г порядка 14 партий СПГ. Всего за 2018 г планируется отгрузить порядка 75 партий СПГ . С середины весны 2018 года начнутся поставки СПГ по долгосрочным поставкам.

Проводку в порт Сабетта и в обратном направлении обеспечивает атомоход «50 лет Победы». Постановкой судов к морскому причалу занимаются буксиры портового флота ФГУП «Атомфлот» - ледокольный буксир «Юрибей » и буксир ледового класса «Тамбей».

В настоящее время в акватории Северного морского пути работают три атомных ледокола Росатомфлота. Атомоход «Вайгач» задействован в проводке танкеров к мысу Каменный. Атомный ледокол «Таймыр» продолжает работы по проводке, постановке и отводу балкеров, занимающихся вывозом угля с портопункта «Чайка», а также обновлением канала в реке Енисей для судов «Норильского никеля». Атомный ледокол «Ямал» проходит плановый доковый ремонт на базе ФГУП «Атомфлот».

Заход первого танкера-газовоза в порт Сабетта состоялся в марте 2017 года: атомоходы «Вайгач» и «50 лет Победы» обеспечили проводку судна «Кристоф де Маржери».

Ямальский порт Сабетта, самый молодой морской порт России – океанский экспортный терминал проекта «Ямал-СПГ» , в 2017 году стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов России. По итогам года порт Сабетта, начавший в декабре экспортные поставки сжиженного природного газа, нарастил перевалку на 280,7% по отношению к 2016 году (с 2,845 млн.тонн до 7,987 млн.тонн). В Топ-5 по росту грузооборота в минувшем году вошли арктический порт Кандалакша – 202,9% (с 801,5 тыс. тонн до 1,625 тыс. тонн), небольшой дальневосточный порт Зарубино – 172% (со 110 тыс. тонн до 189 тыс. тонн), сахалинские порты Невельск – 163,8% (с 1,062 млн.тонн до 1,740 млн.тонн) и Шахтерск – 155,6% (с 3,987 млн.тонн до 6,202 млн.тонн).

ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот), предприятие госкорпорации «Росатом», намерен заказать у финской компании Aker Arctic Technology, одного из ведущих мировых разработчиков ледоколов и ледовых судов, несколько танкеров для перевозки сжиженного газа . Эти суда предназначаются для работы на проекте «Ямал СПГ», а в будущем - и на «Арктик СПГ-2».

На первом этапе Aker выполнит предварительную проектную проработку и проведет ледовые модельные испытания прототипа нового газовоза. Предполагается, что судно будет иметь ледовый класс Arc5 и типоразмер Yamalmax с емкостью танков 175 000 м³ СПГ. Данный типоразмер внедрен для обслуживания экспортного терминала в порту Сабетта, где находится завод «Ямал СПГ».

Росатомфлот рассчитывает, что такие танкеры смогут круглогодично доставлять грузы сжиженного газа в Европу, правда, в сопровождении ледокола. Примечательно, что ледовый класс новых СПГ-перевозчиков ниже, чем тех, которые уже работают на проекте «Ямал СПГ».

Четыре танкера ледового класса Arc 7 – «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке» и «Эдуард Толль» – в настоящее время доставляют грузы в европейские перевалочные порты, не пользуясь ледокольной проводкой.

* С верфи корейской корпорации DSME, где строят танкеры для проекта «Ямал СПГ», спущены в первых числах января на воду суда «Владимир Визе», строящийся по заказу компании MOL, и «Рудольф Самойлович», строящийся по контракту с канадской Teekay. Пока находятся в сдаточном доке танкер «Георгий Брусилов» и «Николай Зубов»(отдельные секции). О том что эти два газовоза имеют уже имена, ранее не сообщалось.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...