Понятие «инвестиционный климат». Инвестиционный климат и факторы, его формирующие


Для любой страны является инвестиционный климат, а также соотношение между иностранными и отечественными инвестициями. Если отечественные обеспечивают стабильный рост экономики, тогда иностранные вроде не нужны. Посмотрев с другой стороны, инвестиций своих у государства может и не хватать, тогда возникает необходимость в притоке капиталов иностранных инвесторов.

Чтобы инвесторы пришли в страну и начали вкладывать деньги в экономику, должен быть благоприятный инвестиционный климат, который определяется рисками, получаемыми от вложения денежных средств в экономику государства и определенного региона, а также возможность эффективного использования капитала.

У России есть множество возможностей привлечь иностранный капитал: огромные неограниченный серьезная научно-техническая база, низкая конкуренция российского бизнеса, перспектива развития экономики.

Но есть и факторы, которые сдерживают приток капитала в страну: неразвитая инфраструктура связи и транспорта, устаревшие производственные мощности, отстающий уровень развития сельского хозяйства, высокая коррупция. Это, конечно, понижает инвестиционный климат государства.

Все это к концу 90-х годов выразилось в 0,5%

Инвестиционный климат может быть благоприятным и неблагоприятным.

Благоприятный предполагает стабильную работу инвесторов, приток капитала в страну. Стабильную правовую базу и защиту капитала вкладчиков.

Неблагоприятный рискован для инвестора. Происходит инвестиционная деятельность стабильно уменьшается. Падает экономика страны.

Инвестиционный климат региона и страны учитывает все факторы для привлечения денежных средств на эту территорию. Их существует два типа:

Тип первый: показатели макроэкономические

Делается полный анализ ВВП всей страны, какое распределение бюджетных средств идет на конкретный регион, экономическая политика в стране, насколько стабильна национальная валюта, объем производимой продукции, насколько защищены права инвесторов и капитала, правовая база для инвестиций, насколько развит фондовый рынок.

Тип второй: показатели многофакторные

К ним следует отнести фактор биоклиматического потенциала, какие ресурсы есть в данном регионе, наличие энергетического потенциала и трудовых ресурсов, насколько развита инфраструктура и научно-техническое производство, экологическая обстановка в регионе. Фактор политики рассматривается тоже. Учитывается населения на этой территории, уровень заработной платы. Важным, во многом определяющим звеном является финансовый климат, профессионализм администрации региона, отношение к иностранному капиталу, соблюдение прав и свобод человека, состояние государственного и местного бюджета.

Правда, инвесторы не рассматривают показатели только одного инвестиционного климата, это всего лишь составляющая, которая учитывается перед тем как ввести капитал в регион или страну. Далее идет конкретный подход к отрасли для инвестиций. И здесь рассматриваются другие параметры.

Инвестиционный климат и его составляющие очень многогранны, и в каждом определенном случае учитываются разные показатели.

Также и рейтинг важен для инвесторов. Многие не могут сами провести анализ и глубокие исследования, в особенности это относится к другим странам. Для них рейтинговые агентства дают свою оценку, поэтому при повышении рейтинга страны всегда идет приток инвестиций.

Мы живем в трудное и интересное время, именуемое выживанием. Для России с ее тысячелетней историей такое состояние общества, рынка и людей вполне естественно. При этом экономические субъекты учатся не закрываться от большого мира. Все осознают, что планета – это единый экономический «дом», «котел», «глобальная среда». Стране нужно найти внутренние резервы развития, не отвергая возможности внешней инвестиционной поддержки. Поэтому инвестиционный климат – одна из важнейших институциональных категорий в государственной и региональной экономической политике.

Определение инвестиционного климата

Слово «климат» в инвестиционной сфере возникло не случайно. Метафорически «климат» хорошо подходит к комплексной совокупности факторов, благодаря которым субъекты различного уровня выигрывают конкурентную борьбу за ресурсы. Ученые считают, что с незапамятных времен переселение народов было обусловлено климатическими изменениями. В современную эпоху помимо человеческой миграции мы наблюдаем движение гигантских сумм капитала из одного мирового региона в другой.

Географический климат представляет собой комплекс метеорологических явлений, которые свойственны конкретному региону и в той или иной степени комфортны человеку. В этот комплекс входит динамика температуры, влажности, атмосферного давления, ветра и т.д. Точно так же допустимо рассмотреть и инвестиционный климат. Его можно представить, как комплекс характеристик, свойственных странам, регионам, отраслям, которые в той или иной степени привлекают инвесторов. В комплекс входят следующие виды предпосылок:

  • политические;
  • экономические;
  • правовые;
  • социальные;
  • организационные;
  • социокультурные.

Инвестиционный климат обладает чертами многоплановой интегрированной и дифференцированной категории. Это означает, что понятие обладает системностью. То есть климат сам является системой и взаимодействует с экономическими субъектами, как часть некой системы. С настоящим моментом следует разобраться. Поэтому мы обращаемся к понятийному полю, в которое включен наш предмет. В него входят также следующие компоненты.

  1. Институциональная система государства.
  2. Инвестиционная привлекательность.
  3. Инвестиционная активность.
  4. Инвестиционный потенциал.
  5. Инвестиционные риски.

Инвестиционный климат синонимичен одноименной среде. Одним из целостных компонентов системы можно назвать явление, именуемое «инвестиционная среда». Она дифференцирована с разными уровнями экономики. На нее влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Ей свойственны риски, зависящие как от уровня климата, так и от присущих ему неразвитости, рассогласованности и противоречий. В среде всегда имеются определенные потенциальные возможности, составляющие основу климата. Среда институционально поддерживается государством как через законодательную базу, так и в прямой проектной форме.

Схема потенциальных предпосылок и опасностей инвестиционной среды

Ссылаясь на нашу природно-климатическую метафору, рассмотрим аналогию с благоприятными климатическими условиями и рисковыми явлениями, именуемыми непогодой. В этой связи понятие инвестиционного климата следует рассматривать как с точки зрения привлекательности субъекта деятельности, так и сопутствующих инвестиционных рисков. Именно поэтому предпочтение отдается определению, представленному авторским коллективом под руководством Грязновой А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359).

Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата

Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:

  • три ветви власти;
  • промышленность и сфера услуг;
  • сельское хозяйство;
  • силовые структуры;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • наука;
  • СМИ и т.д.

«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:

  • законодательство;
  • финансовая подсистема;
  • бюджетная подсистема;
  • безопасность;
  • информационная подсистема;
  • культура и национальные традиции.

Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.

Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.

Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.

Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий

Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.

Модель регионального инвестиционного климата

Инвестиционная политика государства

Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей , которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.

Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.

Главные направления государственной инвестиционной политики

В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.

В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.

Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата

Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.

Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.

Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом

Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности

Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:

  • Institute for Management Development;
  • The Ecomomist;
  • Fortune;
  • Arthur Andersen;
  • Standart&Poor’s;
  • Moody’s.

Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый . В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:

  • динамика распределения накопления и национальных доходов;
  • развитие процессов приватизации;
  • динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
  • уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
  • уровень развития фондового и денежного рынков.

Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.

  1. Фактор рыночной среды.
  2. Экономический потенциал.
  3. Условия хозяйствования.
  4. Финансовый фактор.
  5. Группа политических факторов.
  6. Группа социальных факторов.
  7. Социокультурный фактор.
  8. Организационно-правовой фактор.

Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.

Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата

Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.

Кредитные рейтинги и отечественная практика оценки

Формы инвестиционной практики разнообразны. Одна из них – заимствования, производимые как на межгосударственном уровне, так и на региональном и корпоративном. В мире активно практикуются кредитные рейтинги для оценки надежности заемщиков. Достаточно авторитетными считаются рейтинги от таких именитых агентств, как Arthur Andersen, Standart&Poor’s, Moody’s. Вашему вниманию предлагается наиболее часто публикуемый в России формат рейтинга от экспертного агентства Standart&Poor’s.

Настоящий рейтинг носит долгосрочный характер, на его основании оценивается способность субъекта вовремя и полностью обслуживать принятые долговые обязательства. Для большинства рейтинговых позиций (кроме ААА, СС, С и D) могут применяться корректирующие знаки – «плюсы» или «минусы», расширяющие ранговую гамму рейтинга.

В России с конца 2015 года активно создается Российское рейтинговое агентство. Пройдут долгие годы, пока она заслужит хоть какой-то авторитет на международной арене. А пока рейтинговое агентство «Эксперт» является самым известным агентством в нашей стране. Немногим менее 20 лет агентство исправно предоставляет серьезно проработанные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. субъектов оценивается из набора показателей по выделенным группам параметров. Составляющие общего потенциала включают следующие локальные потенциалы:

  • ресурсно-сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский;
  • инфраструктурный;
  • инновационный;
  • трудовой;
  • институциональный;
  • финансовый.

Помимо потенциала оцениваются также и следующие инвестиционные риски, присущие тому или иному региону:

  • политический;
  • экономический;
  • социальный;
  • криминальный;
  • экологический;
  • финансовый;
  • законодательный.

Для выработки интегральных регионов применяется корреляционный анализ показателей потенциала и рисков. Далее применяется глубокий факторный анализ, в результате которого устанавливается вклад каждого индикатора в величину локального показателя. Аналитическая разработка завершается ранжированием регионов по их потенциалу и риску на основе кластерного анализа. Веса вкладов показателей оцениваются экспертным путем. Из экспертных оценок выводятся средневзвешенные значения инвестиционных потенциалов и рисков, которые и ложатся в основу вывода интегрального рейтинга.

Роль агентства стратегических инициатив

В 2011 году Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ). Его деятельность нельзя обойти вниманием. Заложенный потенциал и уровень современных подходов к решению национальных инвестиционных задач, как мне представляется, должен привести к прорыву рано или поздно. Источники деятельности агентства открыты, корпоративный портал радует интерактивным дисплеем решаемых задач с эмулятором процента их выполнения. Все последующие материалы взяты из открытого доступа ресурса Asi.ru .

Интерес представляют уставные цели и задачи агентства, которые тесно связаны с улучшением инвестиционного климата в стране. Далее приводится выписка из устава АСИ.

Выписка из Устава Агентства стратегических инициатив

Деятельность по улучшению инвестиционной среды в федеральных субъектах основывается, в первую очередь, на повышении качества и скорости государственных процедур. Агентство предлагает не только стратегические инициативы, но и непосредственно участвует в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Модель кругооборота деятельности АСИ по улучшению климата в сфере инвестиций, состав целевых рынков по предмету внимания агентства в рамках НПИ и пример «on-line» дисплея решаемых задач последовательно приведены ниже.

Модель кругооборота основных процедур АСИ

Целевые рынки в рамках дорожной карты НПИ

«On-line» дисплей решаемых АСИ задач

Инвестиционный климат в субъектах РФ со стороны АСИ с 2014 года ежегодно начал получать глубоко проработанную оценку в форме издаваемого национального рейтинга. Импонирует, что среди целей рейтинга не только оценка факторов инвестиционного климата, но и эффективности властей в регионах по его улучшению. Оценка производится по четырем комплексным направлениям.

  1. Регуляторная среда.
  2. Институты для бизнеса.
  3. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры.
  4. Эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства.

Все материалы, связанные с методологией расчета показателей, их динамикой, лучшей практикой и собственно рейтинги открыты. Ниже приводится несколько таблиц из национального рейтинга 2015 года.

Есть опасения, что я буду обвинен в PR-акции в адрес АСИ. Допускаю такую возможность. Вместе с тем считаю, что деятельность данного агентства реально несет пользу для формирования благоприятного инвестиционного климата. И это свежий опыт, обладающий рядом красивых решений, имеющих перспективы. Чего только стоит возможность мотивации региональных команд с ясным и прозрачно рассчитываемым KPI. Кроме того, расширяются возможности настоящего капиталистического соревнования между регионами на ниве улучшения инвестиционной среды.

К сожалению, формат статьи не позволяет развернуть всю аналитику по проблемам и потенциалу улучшения инвестиционных процессов в РФ. Из всего многообразия следует единственный вывод: не все так плачевно . Несмотря на санкционный пресс, многие стратегические и институциональные инвесторы не утрачивают интереса к нашей стране и внимательно следят за развитием событий. У меня растет уверенность, что перелом с инвестициями Запада и Востока произойдет. Необходимо подавить коррупционную практику, развить законодательство, развернуть региональные и муниципальные инициативы, поддерживаемые АСИ и другими государственными институтами. И улучшение наступит, общий инвестиционный климат станет более благоприятным.

Инвестиционный климат — совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими факторами:

  • природными условиями, в том числе запасами полезных ископаемых;
  • уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся;
  • состоянием экономической конъюнктуры;
  • емкостью внутреннего рынка и возможностью реализации товаров на внешнем рынке;
  • состоянием ;
  • уровнем налогообложения;
  • развитием производственной и социальной инфраструктуры;
  • политикой государства по отношению к иностранному капиталу, наличием закрытых для него отраслей и регионов и льготных условий в других отраслях и регионах.

Кроме экономических факторов при оценке инвестиционного климата учитывается политическая ситуация в стране: политическая стабильность, угроза крупных социальных конфликтов, состояние преступности и др.

Роль инвестиционного климата определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что практически всегда складывается в пользу продуцента – потребности в свободных превышают возможности их накопления. Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы прежде всего учитывают степень возможных как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения.

Для определения инвестиционных рисков используются методы постадийной оценки, расчета критических точек, корректировки параметров, вероятностной оценки, анализа чувствительности и др.

К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционный климат ), относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокая норма прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильная ;
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективная поддержка государства.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат ), включают:

  • политическую нестабильность в стране;
  • социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества);
  • неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий , внутреннего и внешнего долгов, дефицит );
  • неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом;
  • высокие ;
  • неблагоприятную для производителя .

Особое место среди факторов инвестиционной привлекательности занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям.

Возможности привлечения объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат регулируется государством путем:

  1. развития ресурсного потенциала, рыночной инфраструктуры, нормативно-правовой базы;
  2. принятия специальных мер государственной поддержки и защиты инвесторов (гарантии, и др.).

Разработаны методы количественной оценки качества инвестиционного климата. Для стран с нестабильной (переходной) экономикой и развивающихся стран используется, в частности, метод «Бeри-индекса» (BERI — Business Environment Risk Intelligence S.A.) – синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок индикативных факторов, определяющих отдельные стороны инвестиционного климата. По результатам расчетов осуществляется ранжирование стран, что учитывается при принятии инвестиционных решений.

Инвестиционным климатом называется социально-экономическая ситуация в стране с точки зрения инвесторов, вкладывающих 8 ее экономику свои капиталы. Исследовав модель инвестиционного бизнеса, мы сделали вывод, что под благоприятным инвестиционным климатом следует понимать такие социально- экономические условия, при которых вероятность получения высокого дохода (Р п.д) и вероятность возврата капитала (Р в.к) будут стремиться к единице, то есть данные области, в которую привлекаются инвестиционные капиталы, будут выше, чем данные других регионов.
Благоприятный инвестиционный климат складывается из большого числа элементов, которые можно объединить в следующие группы:
социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;
внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;
внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы в стране.
Калининградская область весьма заинтересована в притоке инвестиций, так
как они способствуют эффективной интеграции региональной экономики в общеевропейскую, благодаря производственной и научно-технической кооперации, служит источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают местных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.
Для того, чтобы добиться трансформации потенциальных источников инвестиций в реальные, а нестабильных инвестиций в интенсивный и непрерывный поток, необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат. Потенциально Калининградская область может быть одним из ведущих регионов
приложения промышленных инвестиций. Этому способствует:
во-первых, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила в Калининградском регионе производятся наукоемкие продукция и услуги: морские суда, судоремонт, электро - погрузчики, железнодорожные вагоны, электротехническое электронное оборудование и прочее. При общей численности населения свыше 900 тыс. человек потенциальные трудовые ресурсы оцениваются в 480 тыс. человек.
Во-вторых, значительный научно-технический потенциал, который определяется деятельности таких крупных предприятий, как: "Янтарьэнерго", "Лукойл", "Цепрусс", "СПИ-РВВК", *3апрыба" и "Атлантрыбфлот" (ТЭК, целлюлоза, рыбные хозяйства, ликероводочная продукция).
В-третьих, обпасть располагает значительными, еще попностью не освоенными запасами природных ресурсов: бурого угля, нефти, каменной соли, янтаря, минеральной воды, рыбы. На территории региона располагается единственное в мире промышленное месторождение янтаря, на котором сосредоточено более 90% всех мировых запасов. Перспективные геологические нефтяные ресурсы оцениваются в 275 млн. тонн. Запасы угля определяются в 50 млн. тонн, а каменной соли высокого качества - несколько десятков миллиардов тонн. Используются минеральные воды с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Более 70% всей произведенной в области продукции вывозится за ее пределы.
В-четвёртых, напичие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Комппексное инфраструктурное обустройство СЭЗ требует больших финансовых затрат. Так, при создании СЭЗ в странах азиатско-тихоокеанского региона затраты составляют 250-450 млн. долларов на 1 кв. км, в КНР - до 70 млн. долларов. Есть все основания считать, что в наших условиях потребуются не
меньшие суммы для достижения определенного уровня инфраструктуры, гарантирующего привлечение иностранных инвесторов.
В этой связи очевидна несостоятельность крупной свободной зоны за счет средств отдельного города, области или края. Для Калининградской области площадью 15,1 тыс. кв. км необходимо не менее 500 млрд. долларов США, из расчета 35 млн. долларов на 1 кв. км.
В результате исследования было определено, что среди наиболее неотложных задач, способствующих улучшению инвестиционного климата, уменьшающих риски и делающих область более привлекательной для внутренних и внешних инвесторов, являются:
улучшение имиджа региона;
стимулирование развития банковского сектора;
развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры;
привлечение в производство внутренних региональных инвестиций.
Однако социально-политическая ситуация в стране и в регионе, в частности, нестабильна. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, на земпю), высока вероятность смены экономической политики в целом. И главное, в силу недостаточного развития рыночных отношений, экономическая среда в Калининградском регионе непривычна для иностранных инвесторов развитых стран. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям.
Всё это ухудшает имидж региона, делает его мало привлекательным в глазах инвестора. А ведь успех начинается с малого, надо уметь преподнести себя. Мы часто говорим об имидже какого-то определённого человека, но порой забываем об этом, когда ведём речь о предприятии, области, стране.
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИМИДЖ РЕГИОНА
ИМИДЖ РЕГИОНА
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТОРА
СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ

?.М)
(в расчете на душу населения в действовавших ценах, тысяч рублей)

Имидж региона - это образ региона, совокупность ассоциаций и впечатлений о нём, которые складываются в сознании людей и связываются с конкретными представлениями. Создание привлекательного имиджа одна из главных задач администрации области.
На рисунке 4.3 показаны условия, формирующие имидж региона, который решает три основные задачи:
дает информацию об области;
создает для области приоритеты;
стимулирует действие инвестора на принятие решения.
Вместе с тем особенности действия закона о ОЭЗ ставят перед законодательной и исполнительной властью региона проблему создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в область (рис. 4.4), а именно:
использование в прогнозах для инвесторов нескольких вероятных сценариев развития событий, с разработкой соответствующего "портфеля документов" (цели создания СЭЗ применительно к конкретным условиям района, внутрихозяйственную и экспортную специализацию зоны, набор размещенных заводов, фабрик с выделением совместных и иностранных предприятий, анализ рынков сбыта продукции, затраты на формирование производственной и социапьной инфраструктуры);
обязательность учета возрастания числа альтернативных вариантов функционирования предприятий, по мере осуществления перестройки и притока инвестиций (санация, перепрофилирование, слияние и поглощение, смен форм собственности, создание совместных предприятий);
необходимость использовать при проектировании и строительстве объектов новейшие технологии, ориентируясь не на действующие в стране стандарты, а на уровень, достигнутый в развитых странах;
возможность существенного снижения уплаты налога на имущество, предоставление налоговых каникул, беспошлинного импорта в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации производства.
Условия формирования благоприятного инвестиционного климата показаны на рисунке № 4.5.
Развитие банковской системы играет огромную роль в формировании экономики региона. Это, прежде всего коммерческие банки, инвестиционные и создание виртуального банка (рис. 4.6).
Функция коммерческих банков состоит:
а) в аккумулировании бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплате чеков, выписанных на эти банки;
б) в предоставлении кредитов предпринимателям.
Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагами или супермаркетами кредита. Ведь эти кредитные учреждения осуществляют также расчеты и организуют ппатежный оборот в масштабах всего региона. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Инвестиционный банк в своих наиболее общих чертах схож с коммерческим банком. И тот, и другой привлекают средства мелких инвесторов и размещают их среди крупных потребителей финансовых ресурсов.
Другими словами, банки являются связующим звеном между конечными инвесторами (сберегателями) и конечными потребителями (заемщиками, эмитентами) финансовых ресурсов. Но коммерческий банк размещает ресурсы, заключая кредитные договора с заемщиками (кредитует их), а инвестиционный банк покупает ценные бумаги различных эмитентов. Кроме того, термин "коммерческий" указывает на краткосрочный характер финансирования (изначальное значение -
Рис.4.5


торговые операции, которым свойствен относительно малый временной промежуток, в течение которого ощущается потребность в финансовых ресурсах),а термин "инвестиционный" - на более длительное финансирование, связанное, как правило, с обновлением основного капитала.
В ряде стран (Германия, Швейцария, Голландия) нет деления на коммерческие и инвестиционные банки. В этих странах банки занимаются всеми видами деятельности, свойственными как коммерческим, так и инвестиционным банкам. В отношении таких банков чаще всего применяется термин "универсальный банк" (universal bank). В экономической литературе такое построение институциональной инфраструктуры финансового рынка обычно называют германским путем развития финансового рынка.
Путь развития финансового рынка, при котором инвестиционные банки отделяются от коммерческих, обычно называется американским. Напротив, развитие рынка на основе универсальных банков называется германским путем развития финансового рынка. Считается, что причиной возникновения американского пути развития стало законодательное запрещение коммерческим банкам вести некоторые виды деятельности на рынке ценных бумаг, следствием чего стали возникновение и развитие инвестиционных банков.
Однако кроме причин чисто юридического характера, существует множество бопее глубоких факторов, подталкивающих национальный рынок ценных бумаг к
развитию по американскому либо германскому пути. Среди этих факторов можно указать такие, как:
значение государственных капиталовложений в финансировании обновления основного капитала;
доля банковского капитала, направленного на долгосрочные инвестиции в производственный сектор;


Калиниградского региона, формирующая благоприятный инвестиционный климат



Рис. 4.6

В США, например, выделение инвестиционных банков как отдельного вида финансового института началось задолго до появления законодательного определения инвестиционных банков и их принудительного отделения от коммерческих банков. Еще в 1912 г. в созданную Ассоциацию инвестиционных банков (IBA - Investment Bankers Association) вошли 374 члена, считавших себя
инвестиционными банками, но юридически определенных как банки, инвестиционные и трастовые компании. Законодательное определение инвестиционного банка появилось в США только в 1933 г. Этот пример чрезвычайно близок к истории развития инвестиционных банков в России.
Отечественная практика последних лет продемонстрировала тенденцию к выбору российским рынком американского пути развития. Большинство компаний, пытающихся заниматься деятепьностью инвестиционного банка, не являются коммерческими банками. Среди российских компаний, стремящихся перерасти в инвестиционный банк (таковых, по подсчетам экспертов, на сентябрь 1997 г. было 14, без учета филиалов иностранных банков), подавпяющее большинство (11) составляют инвестиционные компании, не имеющие банковской лицензии.
В Калининградской области уже есть инвестиционные банки, но количество их мало. Они помогают аккумулировать крупные капиталы. Эти капитаны обладают принципиапьно новыми характеристиками:
сфокусированы прежде всего на крупный проект, на установление деловых контактов с крупнейшими иностранными банками;
ориентированы на диверсификацию инвестиций, ему недостаточно участия топько на денежном рынке;
стараются расширить свое влияние в экономике, прежде всего за счет увеличения воздействия на крупную промышленность и на другие структурообразующие отрасли региона;
ориентированы на усиление своего влияния в политической сфере, что заставляет его осуществлять политически выгодные проекты.
В развитых странах инвестиционные банки предоставляют своим клиентам следующие услуги:
привлечение финансовых ресурсов;
услуги по реструктуризации бизнеса через слияние и поглощение;
брокерские услуги;
управление портфелем;
депозитарно - кастодиальные услуги.
Большую роль в развитии банковского сектора в ближайшее время будут играть виртуальные банки. За счет уменьшения издержек, связанных с содержанием офисов, уменьшением количества обслуживающего персонала, пересчетом наличных денег и других банковских услуг, виртуальные банки могут предоставлять расчетные и депозитарно - кастодиальные, брокерские услуги, за гораздо более низкие проценты, чем выше изложенные банки.
Имея хорошее программное обеспечение, широко используя возможности компьютерной технологии (приложение 3), эти банки сами позволяют клиенту принимать решение о вложении капитала в тот или иной инвестиционный проект или же в ценные бумаги различных компаний в режиме реального времени.
Таким образом, виртуальные банки широко охватывают сеть мелких инвесторов, которые могут быть жителями не только данного региона, но и других государств. Услугами таких банков могут пользоваться представители частного бизнеса, которые вносит значительный вклад в экономику региона.
Например, в США поданным 2001года, частный бизнес обеспечивает более 75% рабочих мест, ежегодно выплачивает свыше 100 млрд. долларов подоходного налога, способствует появлению на свет 75 % изобретений. Цифры говорят сами за себя.
Одним из важных элементов формирования благоприятного инвестиционного климата региона является развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Особую роль в обеспечении жизнедеятельности региона играет дорожно-транспортная сеть. Необходимо включение Калининградского
направления в Федеральные проекты развития транспортной системы России, а также транспортные проекты европейского сообщества.
В процессе подготовки к созданию общего рынка Европейское сообщество приняло серию законов, направленных на либерализацию основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего речного. За последние пять лет был достигнут такой прогресс в создании взаимосвязанной интеграционной транспортной политики ЕС, который не был достигнут за предыдущие 30 лет.
Однако Калининградскую область эти законы не затронули. Необходимо в ближайшее время принять нормативные акты, которые помогли бы устранить оставшиеся национальные ограничения, помочь интеграции местных сетей в транс европейские сети. Таким образом, открытость Калининградской области для посещения иностранными гражданами сухопутным, морским и воздушным путем является главным стимулом для развития транспортного комплекса в части пассажирских перевозок.
Из этого следует, что необходимо реконструировать и усовершенствовать отдельные автомобильные трассы с другими странами (приложение 4). Следующими приоритетами являются вопросы перегруженности транспортных сетей, проблемы безопасности и экологии, неравномерное испопьзование различных видов транспорта и транспортные связи с соседями, которые граничат с Калининградской областью, а также со странами Западной Европы и Россией.
Например, в районе торгового морского порта есть участки, которые при небольшой инновации и мобилизации внутренних ресурсов можно уже использовать. Необходимо только скоординировать работу различных видов транспорта. Для морских перевозок необходимы детальные характеристики портов, включая глубину соответствующей гавани, мощность кранов, размер судов, которые
могут входить в порт, характеристики пакгаузов, а также условия фрахта, требования безопасности и т.д.
Транспортные средства (железнодорожные, шоссейные, воздушные или водные) могут использоваться для транзита различных товаров. Следует тщательно рассматривать наличие и стоимость общего объема ввозимых ресурсов и продукции, вывозимой из области, сравнивая различные альтернативные месторасположения. Степень необходимой детализации зависит от характера и размера привлекаемого транспорта.
Для крупномасштабных перевозок по шоссейным дорогам может оказаться необходимым определить ширину дорог и мостов, высоту пролетов и грузоподъемность мостов, категорию дорог, а также обязательства по поддержанию дорог в порядке, которые могут быть возложены на проект помимо стоимости самого транспорта. Если к определенному месту расположения проекта необходимо построить дорогу, то должна быть подготовлена смета расходов с учетом деталей строительства. Для крупномасштабных железнодорожных перевозок надо оценить емкость подвижного состава, средства погрузки и разгрузки, складские помещения, а также любые сезонные и другие узкие места, которые могут возникнуть, помимо стоимости железнодорожного транспортирования грузов к основным пунктам, к возможным местам расположения предприятия и от них.
Может использоваться также морской и речной транспорт. В этом случае следует рассмотреть характеристики портов, ширину и глубину рек и каналов, емкость барж или других судов, которые могут использоваться, а также другие аспекты, имеющие отношение к проекту. В каждом случае должны быть оценены возможные транспортные расходы, так как существующие транспортные средства в различных регионах могут стать очевидным ограничением для того или иного
проекта, учитывая значительные инвестиции в строительство новых железных и автомобильных дорог, аэродромов и портов.
Наличие хороших средств связи, включая телекс и телефон, также должно быть определено для различных объектов. Такая же аргументация обычно применяется для проектов с большим потреблением энергии, воды и других коммунальных услуг. Промышленность всегда может создать свои собственные устройства, но расходы могут стать обескураживающими.
Обычно гораздо проще и в финансовом отношении более надежно осуществлять такой проект в месторасположении с адекватными средствами в уже имеющейся инфраструктуре (приложение 5).Недостаточное энергоснабжение или высокая стоимость эпектроэнергии в определенном регионе могут представлять собой существенное препятствие для реализации проекта или определенного технологического процесса. Если месторасположение проекта, основанного на испопьзовании ресурсов, не может быть изменено, проект должен иметь свой собственный источник энергии.
Потребности в энергии можно определить исходя из мощности предприятия; источники и стоимость энергии для различных местоположений должны быть тщательно изучены. Для определения влияния энергетических факторов может оказаться необходимым собрать и сравнить достаточно подробные данные для различных местоположений. В случае электроэнергии, например, такими факторами являются: имеющееся количество энергии, потребность в токе высокого и низкого напряжения, стабильность энергоснабжения, место присоединения к линии электропередачи для конкретного района, а также цена при разпичных уровнях потребления.
Изменения, возникающие в связи с расширением ЕС, заставляют серьёзно задуматься об энергетической безопасности региона. Сейчас основная доля
электроэнергии 98% поступает перетоком через Литву из России, 100% природного газа по единственному газопроводу, проходящему через Литву и Белоруссию. Все виды жидкого и твёрдого топлива, а также сжиженный газ приходит в область железнодорожным транспортом через сопредельные государства. Не хватает мощностей подземных и наземных хранилищ.
Тяжёлое финансовое положение предприятий топливно-энергетического комплекса сложилось из-за прошлых и текущих неплатежей за потреблённые энергоносители и тепло. Изношенность основных фондов, при практическом отсутствии их обновления через несколько лет приведет к тому, что 40% оборудования выйдет из строя. Основными неплательщиками являются предприятия финансируемые из местного и федерального бюджетов. Это может привести к веерному отключению электроэнергии. Первый случай уже есть, 2000 жителей г. Светлый были отключены. Это обостряет социальную ситуацию в регионе.
Администрация области обсу>кдает эту проблему. Предлагается соорудить ТЭЦ-2, которая в свою очередь сможет нормально работать только в случае прокладки к ней второй нитке газопровода. Расчёты показывают:
500 млн. долларов США - стоимость ТЭЦ,
30 млн. долларов США- подключение ТЭЦ к городским тепловым магистралям иначе электроэнергия без отдачи тепла будет дороже на 300%,
211млн. долларов США- вторая нитка газопровода
Итого общая стоимость проекта - 741 млн. долларов США
Конечно же региональная энергетика нуждается в наращивании мощностей, однако это можно достичь и другими способами. Необходимо использовать новые
технологии, искать и разрабатывать альтернативные источники энергии, опираясь на опыт передовых зарубежных стран. Международное энергетическое агентство утверждает, что рынок альтернативных источников энергии: ветра, солнца, геотермальных вод растёт - 20-30% в год.
Предполагается, что вышеуказанные источники будут давать до 5 ООО мегаватт электроэнергии, а это сопоставимо с мощностью 5 АЭС. Компания BP Solar, которая контролирует 20% мирового рынка солнечной энергии, получила в 2000г. доход 200 млн. долларов США.
Калининградской области в силу географического расположения есть бесспорные преимущества. Это большие залежи геотермальных вод, торфа, особые климатические условия: тёплые зимы, постоянные ветры на побережсье Балтийского моря. Кроме того, за последние десять лет накоплен богатый опыт ведения хозяйства, внешнеэкономической деятепьности в условиях свободной экономической зоны.
Для экономической безопасности региона, прежде всего надо выработать стратегию развития ТЭК (рис. 4 J), которая была бы многовариантна, использовала бы альтернативные источники энергии, уделяла особое внимание реконструкции действующего оборудования ТЭК и наращиванию его мощностей, разрабатывала энергосберегающие технологии, фокусировала внимание на охране окружающей среды.
Это, прежде всего реконструкция действующих теплоэлектроцентралей, увеличение их мощностей. Например, нынешние мощности действуют на треть - летом, и максимум загружены зимой, их можно нарастить за счёт строительства одной- двух насосных станций. Создание подземного газохранилища, которое будет выравнивать сезонные нагрузки, обойдётся дешевле, чем прокладка второй нитки газопровода.
Использование альтернативных источников энергии. Например, датская компания «Донг» совместно с Калининградской фирмой «Газ-Ойл» в 1995 году подготовили несколько вариантов технико-экономического обоснования использования геотермальной энергии для производства горячей воды и теплоснабжения. На западе Калининградской области находится геотермальная аномалия, где температура подземных вод от 40 до 100 градусов Цельсия, что эквивалентно теплотворной способности 4 млн. тонн условного топлива в год.
Наиболее перспективные для строительства стационарных термальных станций подземные залежи находятся в районах городов Калининград, Советск, Светлый.
Опыт ряда передовых стран показывает, что решению современных проблем топливно-энергетического комплекса, связанных с повышением эффективности использования энергии, уменьшением вредного влияния на окружающую среду, способствует освоение геотермальных ресурсов.
Во многих европейских странах: Германия, Дания, Польша, Литва, действуют тепловые геотермальные станции. Преимущество данного варианта решения проблемы ТЭК в том, что не загрязняется окружающая среда, нет затрат на закупку, транзит топлива через сопредельные государства. По расчетам: себестоимость выработанной одной гигакаллории на такой теплоцентрали в пять раз ниже, чем на обычной станции. Для демонстрации преимущества эффективности геотермальной установки датчане готовы были построить ее для Калининградского региона за свой счет, стоимость проекта оценивалась 10 млн. долларов США.
Однако работы проводились по межгосударственному соглашению, требовалось согласие Минтопэнерго Российской Федерации. Ответ был отрицательным. В результате чего, в соседней стране, Литве, в районе города


Рис. 4.7
Клайпеды была построена геотермальная теплоцентраль, причем температура подземной воды 35 градусов по Цельсию. С дополнительным подогревом она высоко рентабельна, благодаря значительной экономии топлива, а также гораздо более экологически чистая по сравнению с ТЭЦ. Калининградский регион, имеющий более благоприятные условия для развития геотермальной энергетики, остался ни с чем.
Для развития энергетики нужны инвестиции. Источников денег - два: собственные средства энергетиков и сторонние частные инвестиции. Для того чтобы задействовать первый источник - надо повысить тариф, что в свою очередь вызывает социально политическую нестабильность в регионе.
Второй источник денег - никогда не иссякнет, если будут созданы условия, при которых инвестор сможет прогнозировать эффективность своих вложений, будет иметь гарантии возврата капитала. Естественно надо испопьзовать любую возможность для привлечения инвесторов, только тогда можно трансформировать потенциальные источники инвестиций в реальные.
В последние годы значительно активизировались работы по разработке торфяных месторождений. Общие запасы торфа в области около 2 млрд. тонн. На сегодняшний день большинство добытого торфа уходит на экспорт. На базе таких запасов без ущерба экспортных операций можно построить фабрику по брикетированию торфов, добавка в брикеты нефтепродуктов 8 несколько раз повысит их качество.
Также в области находится большие запасы бурого угля. Однако, например, Грачевское месторождение перспективное для решения задач ТЭК области считать нельзя. Пре>кде всего, всплывает экологическая проблема: месторо>кдение находится в курортной зоне. Верхние породы местороедения представлены преимущественно углистыми песками.
Находясь в отвалах возможного карьера, в сухое теплое время эти пески будут являться источником черных ветров. При разработке месторождения необходимо будет понижать уровень подземных вод. что приведет к пересыханию реки Светлогорки и понизится уровень в близлежащих озерах. Некоторые из них являются источником лечебной грязи.
Кроме того, бурый уголь невысокого качества. Теплотворная способность его из-за низкой степени углефикации ненамного выше торфа. Запасы углей невелики - 30 млн. тонн. Вопрос привлечения инвестиций для разработки Грачевского месторождения остается открытым. Однако вложенный капитал вряд ли
окупится из-за дорогостоящего угля невысокого качества, требующего дальнейшего брикетирования.
Особое внимание следует уделять использованию ветровой энергии. Сила ветра в Калининградской области в среднем 6 м в секунду. Именно при таком ветре ветряные энергоустановки выходят на номинальную мощность от 225 до 600 киловатт в час.
Запускаются установки при силе ветра не менее 3 м в секунду, а останавливаются - при 25 м. в секунду. Все происходит автоматически под управлением компьютера. Как мы видим, оборудование дорогое. Для производства одного мегаватта необходим 1 млн. долларов США, для электрического обеспечения Калининградского региона необходимо 500 мегаватт. По расчетам специалистов, технически возможно возвести 4 ветро-парка мощностью 200 мегаватт, остальные 300 мегаватт будут давать действующие предприятия ТЭК.
Например, Дания на сегодняшний день покрывает 5% от потребности электроэнергии за счёт ветряных установок, в 2005 году планируется выйти на 10%. В Калининградском регионе действует 5 ветроэнергоустановок, причем первая в 1998 году быпа подарена региону Данией. За этим стоит не только
щедрость, но и грамотный менеджмент. Во-первых, датчане заботятся об экологии Балтики, как известно, море и воздух границ не имеет. Во-вторых, это прекрасная возможность продвигать датские ветроэнергоустановки в Россию. Конечно же функционирование ветровых станций полностью зависит от климатических условий, однако эти небольшие ручейки помогут области пополнить свои потребности в электрической энергии. Ветро- парки можно размещать на Куршской косе, Зеленоградском и Светлогорском побережье для маленьких морских посёлков.
Мировые лидеры нефтяной отрасли ВР(British Petroleum), Shell заявляют, что в долгосрочной перспективе они собираются работать с альтернативными источниками топлива и энергии - природным газом, ветром, водой, солнцем. Для них это новый бизнес, потенциально более доходный и чистый. Калининградскому региону разумнее и выгоднее использовать новейшие технологии в области развития ТЭК, а не вкладывать деньги в строительство морально устаревших ТЭС. Это позволит области занимать достойное место среди Балтийских стран.
Трезвый расчет благополучных государств показывает, что для воды и для воздуха не существует границ. У сопредельных государств уже имеются жесткие экологические нормы, и для того, чтобы Калининградская область могла интегрировать в Европейское сообщество, необходимо следовать международным правилам. Удаление отходов может стать еще одним критическим фактором.
Большинство промышленных предприятий производят продукты отхода - в ряде случаев это высокотоксичные вещества или выбросы, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Удаление таких отходов и устранение выбросов может стать критическим фактором для социально- экономической и финансовой осуществимости проекта. Для любого вида производства, не говоря уже о таких проектах, как пивоваренное производство, где
вода является также и сырьем, должны быть определены источники водоснабжения. Необходимость в воде для проекта может быть определена исходя из мощности предприятия и технологического процесса. Прежде всего следует определить наличие воды и издержки, связанные с этим, учитывая; количество воды, которое может быть получено, если это возможно, из источников коммунального водоснабжения, вместе с условиями получения воды и ценой; а также отдельные установки водоснабжения (и их ориентировочную стоимость), которые должны функционировать для проекта от поверхностных (например, реки) или подземных источников. Во-вторых, качество воды в разных местах расположения проекта должно быть оценено для различных целей, таких, как питье, охлаждение или парогенерация.
Наличие развитой сети складов и таможенных терминалов, гостиничных комплексов, зон отдыха часто имеет большое значение для инвесторов. Это по западным меркам естественные условия для успешного развития бизнеса.
Например, все товары, ввозимые в ОЭЗ, подлежат обязательному декларированию, причем срок подачи деклараций не может превышать 15 дней. Местом прибытия товаров считается только склад временного хранения (максимальный срок хранения - 2 месяца).
При ввозе/вывозе товаров, предприятие вправе заявить любой из режимов (реимпорт, транзит, склад, реэкспорт и т.д.). При ввозе товаров из-за границы льготы ОЭЗ по уплате таможенных платежей предоставляются в случае заявления режима "свободной зоньГ. В этом случае таможенные сборы уплачиваются только за оформление товаров в размере 0,15% от таможенной стоимости.
В регионе насчитывалось более 30 складов временного хранения и таможенных складов, функционирующих в сфере деятельности Калининградского таможенного управления, с 2001 года осталось 2, естественно это ухудшает
инвестиционную привлекательность региона.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо опираться на внутренние ресурсы региона, широко привлекать местных инвесторов. В Калининграде успешно развивается малый бизнес, в котором занято около 46 тыс. человек (строительство, торговля), активно влияющий на формирование городского бюджета.
Калининград - это единственный незамерзающий порт России на побережье Балтийского моря. Практически в городе существует целый комплекс - Морской торговый порт, Морской Рыбный порт и Речной порт. Два из них способны принимать суда с водоизмещением до 24000 тонн.
Порты могут принимать различные типы грузов (целлюлоза, бумага, продовольственные грузы, удобрения, автомобили, контейнеры, стальные балки, трубы и т.д.).
Большие наде>кды на улучшение инвестиционного климата в области, а следовательно, вслед за этим и на увеличение притока инвестиций в экономику региона калининградцы возлагают на встречу на высшем уровне в марте 2004 года, в которой примут участие 11 министров иностранных дел из стран ЕС.
Калининградская область является уникальной частью России, которая после расширения европейского сообщества окажется окруженной его территорией. Момент расширения приближается, все больше внимания уделяется региону, его социально-экономическим, политическим проблемам. Это вопросы визового режима, свободы транзита, энергетической безопасности и т.д. Расширение Евросоюза является позитивным моментом для соседей Калининградской области Литвы и Польши, а у Калининграда появляется хорошая возможность воспользоваться новыми перспективами, стать российскими воротами для сотрудничества с ЕС, привлекательным регионом для инвесторов.
Переход к формированию рыночных отношений в России обусловил необходимость пересмотра всей концепции управления экономикой, сложившейся при командно-административной системе. Мировая практика показывает, что рыночная экономика в условиях глобализации и конкуренции, противоречивых и непредсказуемых процессов предполагает отказаться от поисков универсального средства выработки концепции развития свободной экономической зоны. Государство не вмешивается непосредственно в процесс развития СЭЗ, но вместе с тем определяет важнейшие правила инвестиционной политики для формирования благоприятного инвестиционного климата в условиях действия свободной экономической зоны. Важно, чтобы развитие СЭЗ происходило на основе улучшения управления, эффективного использования научно- технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами - без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...