Положение об оплате товарно материальных ценностей. Положение о складах


Общество с ограниченной ответственностью "Бета"
ООО "Бета"

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Бета"
___________________ А.И. Петров

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке приема, учета, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей

02.09.2014 № 5-П

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету .
1.2 . К товарно-материальным ценностям (далее – ТМЦ) в целях настоящего Положения относятся сырье и материалы , готовая продукция, товары.
1.3. Целями настоящего Положения являются :
правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приему, учету, хранению и выдаче ТМЦ ;
контроль за сохранностью ТМЦ в местах хранения и на всех этапах их движения;
систематический контроль за использованием ТМЦ в деятельности организации ;
своевременное выявление недостач и излишков ТМЦ .

2. ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ТМЦ

2 . 1 . ТМЦ заносятся в первичные документы, регистры и описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
2 . 2 . Все хозяйственные операции, проводимые о рганизацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
2 . 3 . В качестве форм первичных учетных документов по приему, учету, хранению и выдаче ТМЦ используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При этом если в унифицированных формах присутствуют не все обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., то организация самостоятельно добавляет необходимые реквизиты в форму.
При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Полный перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в учетной политике для целей бухучета.

2 . 4 . Требования главного бухгалтера по представлению в бухгалтер ию документов и сведений обязательны для всех работников о рганизации.
2 . 5 . Первичные учетные документы по приему, учету, хранению и выдач е ТМЦ подписываются лицами , имеющи ми право подписи первичных учетных документов . Перечень таких лиц утверждает руководитель о рганизации по согласованию с главным бухгалтером.
2 . 6 . Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухучете производятся в соответствии с утвержденным графиком документооборота.
2 . 7 . Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухучете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

3. УЧЕТ ТМЦ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДВИЖЕНИЕМ НА СКЛАДЕ

3 .1. Складской учет ТМЦ ведется сортовым способом , по каждому наименованию, сорту, виду, артикулу, марке, размеру и другим отличительным особенностям МПЗ. Учет ТМЦ, принятых на ответственное хранение, ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.
3.2. Документы складского учета ведутся с помощью средств вычислительной техники.
3 . 3 . Ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет ТМЦ в карточках складского учета , с проставлением на них учетных цен , которые открываются на каждый календарный год. В случаях изменения учетных цен на карточках делаются дополнительные записи об этом, т.е. указывается новая цена и с какого времени она действует .
3 . 4 . Учет движения ТМЦ на складе ведется материально ответственным лицом (заведующим складом, кладовщиком и др.) .
3 . 5 . На основании оформленных и исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом (кладовщик) делает записи в карточках складского учета с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели).
3 . 6 . В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций по нескольким документам может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам и указанием их номеров или составляется их реестр.
3 . 7 . Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций, и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций).
3 . 8 . Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться по мере закрытия карт, но не позднее последнего числа месяца.
3 . 9 . В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.
3 .1 0 . Еженедельно работники бухгалтерии о рганизации осуществляют непосредственно на складах (в кладовых) в присутствии заведующего складом проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей (разносок) операций в карточках складского учета , а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.
3 .1 1 . Ежедневно заведующие складами обязаны сдавать, а работники бухгалтерии принимать от них все первичные учетные документы, прошедшие (исполненные) по складам. Прием-сдача первичных учетных документов оформляется составлением реестра, в котором работник бухгалтерской службы организации расписывается в получении документов.
Сдача складом лимитно-заборных карт производится после использования лимита. В начале месяца должны быть сданы все карты за прошлый месяц независимо от использования лимита. Если лимитно-заборная карта была выдана на квартал, она сдается в начале следующего квартала, а в начале второго и третьего месяцев текущего квартала сдаются месячные талоны от квартальных карт, если талоны оформлялись.
До сдачи лимитно-заборных карт их данные выверяются с цеховыми экземплярами карт.
Выверка подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и ответственного работника подразделения организации, получавшего материалы.
3 .17. Оформление отпуска материалов подписями получателей непосредственно в карточках складского учета, без оформления расходных документов, не допускается.
3 .18 Прием первичных учетных документов и их проверка осуществляется непосредственно в бухгалтерской службе, только если склад (подразделени е ) территориально удален. В этом случае первичные учетные документы еженедельно представляются (передаются, пересылаются) с реестром сдачи документов, в котором указываются номера и наименования сдаваемых документов.
Кроме того, заведующий складом (кладовщик) представляет в бухгалтерскую службу е женедельно ведомость остатков материалов на конец отчетного месяца или квартала.
Работник бухгалтерской службы должен в отдаленно расположенных складах (кладовых) производить проверки ежеквартально.
3 .19. По истечении календарного года в карточках складского учета выводятся остатки по состоянию на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год. Карточки истекшего года закрываются (в них делается отметка " остаток перенесен в карточку 20__ года № ... " ), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.
3 .20. Складской учет материальных запасов ведется в бумажном виде и одновременно при помощи средств вычислительной техники. Оператор (кладовщик) вводит информацию (реквизиты), предусмотренные в карточках складского учета, и данные первичных учетных документов с использованием средств вычислительной техники.
Еженедельно составляется оборотная ведомость (табуляграмма) по движению материальных ценностей, в которой отражаются:
– номера лицевых счетов;
– номенклатурные номера (если они имеются);
– наименования материальных ценностей и их отличительные признаки;
– единица измерения;
– цена;
– остаток на начало отчетного периода;
– приход за отчетный период;
– расход за отчетный период;
– остаток на конец отчетного периода.
В графах " Приход за отчетный период " и " Расход за отчетный период " отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу. В оборотной ведомости в указанных графах могут отражаться только итоговые данные прихода и расхода.

4 . ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТМЦ

4 . 1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности о рганизация ежегодно проводит инвентаризацию ТМЦ и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. И нвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями, утв. Приказ Минфина Р оссии № 49 от 13 июня 1995 г.
4 . 2 . Т МЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.п .).
4 . 3 . Инвентаризация ТМЦ проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. П осле проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
4 . 4 . ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Данные ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием "ТМЦ, поступившие во время инвентаризации". В описи указыва ю тся дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка " после инвентаризации " со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
4 . 5 . При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Указанные ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием "ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие ТМЦ во время инвентаризации. В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии).
4 . 6 . Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
4 . 7 . Описи составляются отдельно на ТМЦ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на ТМЦ, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухучета.
В описях на ТМЦ, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
ТМЦ, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на ТМЦ, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
4 . 8 . Предметы спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, вносятся в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
4 . 9 . Тара заносится в описи по видам и целевому назначению.
4 .10. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень ТМЦ и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем о рганизации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

…ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле…

(Аристотель)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Генерального директора

ООО «НАША ФИРМА»

от ________ 20__ года № ___

РЕГЛАМЕНТ

взаимодействия с поставщиками

по вопросам получения

товарно-материальных ценностей

I . Общие положения

1. Настоящий регламент предназначен для установления общих для всех сотрудников требований по порядку взаимодействия с поставщиками и внутри компании по вопросам получения от поставщиков товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).

2. Данный регламент не охватывает:

— порядок взаимодействий с поставщиками до момента заказа ТМЦ;

— порядок передачи товаров покупателям (см.Регламент осуществления продажи товаров частным лицам и Регламент осуществления продажи товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).

3. Данный регламент вступает в действие после возникновения следующих основных событий:

— с поставщиком согласованы номенклатура поставки, цены и количество;

— от поставщика получен счет на оплату ТМЦ;

— произведена предоплата за ТМЦ в согласованном с поставщиком размере или с поставщиком достигнута договоренности об отсрочке платежа.

4. В документе используются следующие термины:

— компания, организация – ООО «НАША ФИРМА» как покупатель ТМЦ;

— ТМЦ – товарно-материальные ценности (материалы, товары, основные средства);

Менеджер – сотрудник, ответственный за взаимодействие с поставщиками ТМЦ;

— экспедитор – сотрудник, осуществляющий получение ТМЦ от поставщика и/или передачу их покупателю;

— кладовщик — сотрудник, отвечающий за сохранность ТМЦ на складе компании и осуществляющий прием и отпуск ТМЦ;

— поставщик — представитель организации-поставщика.

II . Получение ТМЦ от поставщика

5. Инициатором процесса получения ТМЦ от поставщика является менеджер.

6. После получения счета от поставщика менеджер передает в бухгалтерию или самостоятельно регистрирует в программе «1С»документ «Заказ поставщика», в который заносятся все данные полученного счета. Для удобства дальнейшего поиска дата «Заказа поставщика» должна соответствовать дате счета.

7. При готовности поставщика отгрузить ТМЦ менеджер обязан :

7.1. Согласовать с поставщиком дату, время, место отгрузки.

7.2. Обсудить с поставщиком, имеются ли дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ.

7.3. Согласовать с руководством кандидатуру экспедитора.

7.4. Подготовить доверенность на получение ТМЦ от поставщика (по форме М-2) (печатается из программы «1С» путем ввода на основании документа «Заказ поставщика»).

7.5.Передать экспедитору доверенность, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

7.6. Обсудить с экспедитором процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, сообщить экспедитору дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

8. Экспедитор перед выездом к поставщику обязан :

8.1. Получить от менеджера доверенность по форме М-2, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

8.2. Проверить наличие на доверенности следующих обязательных реквизитов:

— своей подписи;

— подписей руководителя и главного бухгалтера;

— круглой печати.

8.3.Обсудить с менеджером процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, получить от менеджера дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов, гарантийного талона изготовителя и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

9. При получении ТМЦ на складе поставщика экспедитор обязан :

9.1. Получить от поставщика товарную накладную, счет-фактуру и, при наличии, товарно-транспортную накладную.

9.2. Проверить правильность оформления отгрузочных документов поставщика, а именно:

— наименование ТМЦ, их количество и сумма в товарной накладной должны соответствовать тем же данным в счете-фактуре и счете;

— в качестве покупателя должно быть указано «ООО «НАША ФИРМА»;

— проверить адрес покупателя (должен соответствовать юридическому адресу компании);

— на товарной накладной должны быть подписи поставщика и его печать, на счете-фактуре – только подписи.

9.3. Проверить товарный вид и целостность упаковки всех получаемых ТМЦ. Товарный вид ТМЦ не должен быть нарушен, целостность упаковки должна быть сохранена.

9.4. Проверить соответствие наименования получаемых ТМЦ на упаковке наименованию по товарной накладной.

9.5. Проверить соответствие количества получаемых ТМЦ количеству, указанному в товарной накладной.

9.6. Проверить наличие сертификатов, гарантийного талона изготовителя (если он предусмотрен) и другой необходимой сопроводительной документации.

9.7. При наличии дополнительных (отличных от обычных) требований к транспортировке ТМЦ обеспечить выполнение этих требований.

10. При несоответствии ТМЦ и/или документов хотя бы одному из требований, установленных пп.9.1-9.7 экспедитор обязан предпринять попытку самостоятельного разрешения с поставщиком сложившейся ситуации. При невозможности самостоятельного разрешения ситуации экспедитор обязан сообщить менеджеру о несоответствии ТМЦ и/или документов требованиям, установленным в пп.9.1-9.7. Дальнейшие действия предпринимаются экспедитором только после обсуждения с менеджером.

11. При получении от экспедитора сведений в соответствии с п.10 менеджер обязан связаться с поставщиком для разрешения возникшей ситуации. В случае невозможности немедленного разрешения ситуации менеджер принимает решение об отмене процесса получения ТМЦ от поставщика и сообщает об этом экспедитору.

12. Если получаемые ТМЦ и/или документы к ним не соответствуют требованиям, установленным пп.9.1-9.7, и экспедитор самостоятельно принимает решение о получении ТМЦ от поставщика, они обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним.

13. Если менеджер дает экспедитору указание о получении ТМЦ от поставщика, несмотря на имеющиеся нарушения требований, установленных пп.9.1-9.7, он несет финансовую ответственность и обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним. В этом случае экспедитор в тот же рабочий день составляет и передает генеральному директору или главному бухгалтеру служебную записку с подробным описанием ситуации.

14. Лицо, виновное в получении от поставщика документов, несоответствующих требованиям настоящего Регламента, обязано получить от поставщика и доставить в офис компании правильно оформленные документы в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

15. Экспедитор несет материальную ответственность за сохранность ТМЦ, полученных от поставщика, с момента получения на складе поставщика до момента сдачи на склад компании, а при доставке товара покупателю в день получения от поставщика – до момента передачи покупателю.

16. При доставке ТМЦ на склад компании экспедитор обязан сдать ТМЦ кладовщику, а сопроводительные документы — менеджеру.

17. Менеджер проверяет правильность заполнения сопроводительных документов и, при отсутствии замечаний, передает товарную накладную, счет-фактуру и товарно-транспортную накладную (при наличии) в бухгалтерию. В случае наличия замечаний по оформлению сопроводительных документов менеджер договаривается с поставщиком о замене документов и самостоятельно инициирует и организует процесс получения от поставщика исправленных документов в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

18. В случае оприходования на склад компании товаров, полученных от поставщика, до момента отгрузки товара покупателю менеджер несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару.

19. Если товар передается покупателю на складе поставщика (без доставки на склад компании), экспедитор до момента отгрузки товара покупателю несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару. Товарная накладная поставщика и счет-фактура передаются экспедитором менеджеру одновременно с документами, подтверждающими передачу товара покупателю.

Подготовлено: Главный бухгалтер

Согласовано: Начальник отдела взаимодействия с клиентами

Склады служат для хранения ТМЦ на предприятиях. Общие положения об учете материалов на складах содержит приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Так, склады могут быть центральными (специальные, основные) и склады филиалов и иных подразделений предприятия. Приказом по предприятию каждому складу присваивается номер, который будут содержать все документы по операциям.

Прием, хранение, учет материальных ценностей в каждом складе возлагаются на соответствующие должностные лица (например, это может быть заведующий складом, кладовщик), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С данными работниками заключаются договоры о полной материальной ответственности .

Не стоит забывать о том, что между бухгалтерией и складом осуществляется документооборот. Именно от работников склада зависит достоверное, качественное создание документов, их передача для отражения в бухучете и отчетности.

Для того, чтобы упорядочить работу склада, целесообразно разработать на предприятии положение о складе ТМЦ. Данный документ не является обязательным – компания не обязана его разрабатывать, отсутствие данного документа не является нарушением. Однако в данном документе можно зафиксировать много важных аспектов работы складов предприятия.

Положение о складе регламентирует порядок складского учета запасов на складах, а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов в бухгалтерию предприятия и регламентирует взаимодействие с ней. Документооборот между складом и предприятием осуществляется в порядке, предусмотренном руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Положение о складском учете на предприятии

Положение разрабатывается на предприятии самостоятельно. В документе необходимо отразить всю информацию, которая регламентирует складской учет, труд работников склада, определит порядок документооборота между подразделениями предприятия. В конце статьи мы приведем образец положения о складе. Стоит внимательно подойти к составлению документа и отразить все основные аспекты работы склада.

Какие разделы целесообразно включить в положение о складе?

  1. Общие положения. В этой главе необходимо обозначить само понятие складов, их назначение, задачи. Для кого положение о складе является обязательным, что понимается под материально-производственными запасами и др.
  2. Структура склада. Кто утверждает структуру и штат , кто осуществляет руководство складом.
  3. В положение о работе склада целесообразно включить информацию об организации рабочих мест на складах, оборудовании, вопросы безопасного перемещения грузов, общие требования безопасности работы при разгрузках, погрузках и т.д.
  4. Функции, которые выполняет склад. Прием, обеспечение сохранности ценностей, учет товара и т.д.
  5. Учет на складах. Каким образом ведется учет (например, сортовой метод – значит, ТМЦ хранятся по наименованиям и другим отличительным признакам), как заполняются карточки товара, кем они регистрируются, кому выдаются, кто ведет учет движения материальных запасов.
  6. Процесс инвентаризации . Как часто проводится инвентаризация, кто принимает в ней участие, другие детали проведения. Процесс проведения инвентаризации может быть подробно описан в отдельном документе (например, положение о проведении инвентаризации).
  7. Ответственность – кто отвечает за качество и выполнение поставленных задач, ответственность работников и др.
  8. Заключительные положения. Кто должен быть ознакомлен с текстом документа, когда документ вступает в силу и др.

Ниже представлен образец положения о складском учете.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Регламента движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" , постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" , приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственной органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкций по его применению" , приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353 "Об утверждении Положения об учетной политике Министерства промышленности и торговли",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Врио Министра
А.В.Дементьев

Регламент движения материальных ценностей в Минпромторге России

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для организации работы по учету движения материальных ценностей в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также определяет последовательность операций и объем документации, оформляемой при получении, эксплуатации и списании материальных ценностей в Минпромторге России.

2. Настоящий Регламент определяет основные задачи и этапы движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).

3. В целях настоящего Регламента под материальными ценностями понимаются основные средства и материальные запасы, приобретаемые и используемые для нужд центрального аппарата Министерства.

4. Основными задачами по движению материальных ценностей является полное и своевременное обеспечение департаментов Министерства основными средствами и материальными запасами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

5. Обеспечение департаментов Министерства материальными ценностями должно осуществляться при выполнении следующих условий:

а) расходы на приобретение материальных ценностей осуществляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства;

б) целесообразность закупки материальных ценностей.

6. Обеспечение материальными ценностями включает в себя следующие основные этапы:

а) формирование заявки департаментами на обеспечение материальными ценностями в плановом периоде и обоснование потребности в них в Административном департаменте;

б) рассмотрение заявок департаментов Административным департаментом, формирование Плана закупок в части приобретения материальных ценностей на плановый период;

в) закупка материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

г) отпуск материальных ценностей;

д) оперативный учет и контроль за движением материальных ценностей.

7. Административный департамент:

а) планирует расходы на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства в пределах утверждённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

б) формирует бюджетные заявки в части расходов на закупку материальных ценностей на плановый период и в установленном порядке направляет в Департамент бюджетной политики и финансов;

в) составляет расчет годовой потребности расходов на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства за счёт средств федерального бюджета с учетом состояния обеспеченности материальными ценностями рабочих мест сотрудников;

г) разрабатывает после утверждения бюджетных ассигнований план закупок материальных ценностей в денежном выражении на год и представляет в установленном порядке на утверждение Министру промышленности и торговли Российской Федерации план закупок;

д) организует работу и проведение конкурсных процедур по закупке материальных ценностей, в том числе заключает с поставщиками материальных ценностей государственные контракты (договоры) и обеспечивает их исполнение, а также осуществляет приёмку поставленных товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами Министерства;

е) организует работу лиц, ответственных за сохранность основных средств и материальных запасов, по приёмке, отпуску, списанию материальных ценностей, находящихся на балансе Министерства;

ж) обеспечивает своевременное оснащение материальными ценностями департаменты Министерства;

з) ведет оперативный учет материальных ценностей по номенклатурным группам (Приложение N 1 *), по материально-ответственным лицам и местам нахождения объектов учета;
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

и) подготавливает и предоставляет в постоянно действующую комиссию по приему, передаче, списанию основных средств и материальных ценностей Министерства (далее - Комиссия) документацию на списание материальных ценностей;

к) обеспечивает проведение инвентаризации имущества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства;

л) формирует и представляет информацию по учету федерального имущества в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" ;

м) предоставляет в Департамент бюджетной политики и финансов отчетные документы в соответствии с пунктом 2 Графика документооборота, являющегося приложением 1 к Положению об учетной политике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353.

8. Департамент бюджетной политики и финансов:

а) в соответствии с обоснованной бюджетной заявкой Административного департамента на планируемый период формирует предложения к проекту бюджета;

б) доводит до Административного департамента объемы лимитов бюджетных обязательств на текущий год;

в) осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением и утвержденным планом закупок материальных ценностей;

г) обеспечивает бюджетный учет материальных ценностей в соответствии с номенклатурными группами (приложение N 1) в установленном порядке;

д) осуществляет контроль в рамках полномочий Департамента в соответствии с действующим законодательством.

е) оформляет инвентарные карты, справки о балансовой и остаточной стоимости, акты о списании и передает документы в Административный департамент для вынесения их на рассмотрение Комиссии;

ж) формирует и предоставляет информацию по учету федерального имущества по запросу Административного департамента, в рамках компетенции Департамента бюджетной политики и финансов.

9. Департаменты Минпромторга России обеспечивают:

а) своевременность предоставления заявки на оснащение материальными ценностями на плановый период в Административный департамент;

б) качество предоставленной заявки в части наполнения номенклатурой и количеством;

в) соответствие представленной заявки действительной потребности Департамента в материальных ценностях на планируемый год;

г) оформление заявок на отпуск материальных ценностей по форме, установленной Административным департаментом.

II. Поступление материальных ценностей

10. Ответственность за прием, целостность, сохранность и отпуск материальных ценностей в эксплуатацию возлагается на материально-ответственных лиц назначаемых приказом Минпромторга России. Кроме того, материально-ответственные лица готовят списки материальных средств, непригодных к дальнейшей эксплуатации и дефектные ведомости.

11. При поступлении материальных ценностей в Минпромторг России основанием для приема материальных ценностей в Административном департаменте являются:

форма N Торг-12 утверждена );

- счет-фактура.

12. При поступлении материальных ценностей материально-ответственным лицом оформляется приемный акт (приложение N 1 к приказу Минпромторга России от 25.11.2008 N 354).

13. Для постановки материальных ценностей на бухгалтерский учет Министерства и присвоение инвентарного номера в департамент Бюджетной политики и финансов передаются Административным департаментом следующие документы:

- приемный акт;

- товарная накладная (Унифицированная форма N Торг-12 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132);

- счет-фактура.

14. Материальным ценностям, относящимся к основным средствам, после постановки их на учет, независимо от того, находятся они в эксплуатации, в запасе или на консервации присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарный номер наносится на инвентарный объект материально-ответственным лицом.

Выдача материальных ценностей производится после нанесения инвентарных номеров.

III. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию

15. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию производится на основании учета и анализа поступающих из структурных подразделений заявок, которые оформляются на имя директора Административного департамента.

16. Получение материальных ценностей со склада оформляется требованием-накладной, типовая межотраслевая форма которой утверждена постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 года N 71а . Требование-накладная подписывается сотрудником, получающим материальные ценности, материально-ответственным лицом, а также визируется начальником отдела материально-технического обеспечения Административного департамента.

Получая основные средства, пользователь несет ответственность за их сохранность. Переносить основные средства из одного помещения в другое без уведомления представителей отдела материально-технического обеспечения Административного департамента запрещается.

Для перемещения основных средств в другое помещение необходимо оформить служебную записку на имя начальника отдела материально-технического обеспечения Административного департамента, подписанное начальником структурного подразделения.

17. Отпуск материальных запасов производится на основании оформленных требований-накладных, которые ежемесячно передаются в Департамент бюджетной политики и финансов для списания.

18. Выдача материальных ценностей осуществляется в часы работы материально-ответственного лица в специально отведенных помещениях.

IV. Списание материальных ценностей

19. Списание материальных ценностей регламентировано приказом Минпромторга России от 25.11.2008 N 354 "Об образовании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию основных средств и материальных ценностей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Учет товарно-материальных ценностей должен проводиться согласно соответствующим бухгалтерским нормативно-правовым актам. В этой статье рассмотрим основные аспекты учета товарно-материальных ценностей и уделим внимание его организации на предприятии.

Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете

Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?

В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно используется в терминологии действующего ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Согласно п. 2, в состав МПЗ входят:

  • сырье, материалы;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • активы, используемые для управленческих нужд.

Также отметим, что п. 4 ПБУ 5/01 не включает незавершенку в состав МПЗ.

Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. Кроме того, незавершенное производство выделено в отдельный от ТМЦ раздел Методических указаний. К вопросу о том, включается ли в ТМЦ незавершенное производство, предлагаем ознакомиться с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, а именно их п. 258, где говорится об инвентаризации товарно-материальных запасов в рамках смены зав. складом или кладовщика, которые, как известно, не являются ответственными за незавершенное производство.

Вопрос о включении незавершенки в ТМЦ мы подняли в связи с определением, данным в Современном экономическом словаре (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.): «товарно-материальные ценности — статистический показатель, отражающий на определенную дату стоимость товарно-материальных ценностей, в состав которых входят производственные запасы, незавершенное производство, остатки готовой продукции». На наш взгляд, в рамках бухгалтерского учета понятие ТМЦ ограничивается тем же перечнем составляющих, которые утверждены для материально-производственных запасов в ПБУ 5/01.

Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ

Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике. Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен (подп. 80, 204 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.

Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.

Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам (подп. 227-228 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Все способы учета МПЗ рассмотрены в ПБУ 5/01 и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

Регламент учета материальных ценностей на предприятии

Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:

  1. Поступление МПЗ на склад:
  • оформление заказа/заявки на закупку;
  • проверка заказа на соответствие бюджету, плану или др. нормативам;
  • утверждение заказа;
  • приемка МПЗ на склад кладовщиком, в том числе описание процесса проверки входящих документов от контрагентов, самих купленных МПЗ;
  • отражение кладовщиком данных в системе складского учета;
  • передача первичных документов в бухгалтерию;
  • сверка складского и бухгалтерского учета;
  • выявление недостач, неотфактурованных поставок и пр.
  1. Отпуск материалов со склада в производство:
  • оформление запроса на склад;
  • одобрение этого запроса;
  • оформление внутреннего перемещения;
  • сверка данных складского учета, учета в цехах и бухучета;
  • учет движения материалов в бухгалтерии.
  1. Приемка готовой продукции на склад.
  2. Отгрузка готовой продукции со склада:
  • оформление договора с покупателем;
  • получение заказа от покупателя и его утверждение;
  • оформление первичных документов на отгрузку;
  • отражение кладовщиком данных по отгрузке в системе складского учета;
  • действия службы охраны при вывозе готовой продукции с территории предприятия;
  • контроль оплаты готовой продукции и пр.

Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.

Итоги

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...